sonyps4.ru

Информационно – коммуникационные технологии.

Информационно-коммуникационные технологии

в системе образования

Дятлова В.С.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.

Широкое применение компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. [ I,II]

С появлением в процессе образования такой составляющей, как информатизация, стало целесообразным пересмотреть его задачи. Основными из них являются:

    повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

    применение активных методов обучения и, как результат, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

    интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);

    адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

    обеспечение непрерывности и преемственности в обучении и воспитании;

    разработка информационных технологий дистанционного обучения;

    совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса [ 3 ]

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

1. По решаемым педагогическим задачам:

    средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

    средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

    вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

    комплексные средства (дистанционные).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

    информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

    интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

    поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По типу информации:

    электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);

    электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видео экскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);

    электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудио объекты);

    электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видео объекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

    II.

    III . http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm

В данной статье автор анализирует действующие нормативные правовые акты, регламентирующие сферу информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). А также порядок выбора кода видов расходов при отражении операций приобретения объектов, относящихся к ИКТ.

Понятие вида расходов

Перечень и правила применения видов расходов, задействованных в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов, приведены в подп. 3.3.2 раздела III Указаний № 180н.

На уровне субъектов РФ (местных бюджетов) порядок применения видов расходов утверждается региональным (местным) законодательством. Поэтому в бюджетах субъектов РФ (местных бюджетах, бюджетах территориальных внебюджетных фондов) могут быть использованы как самостоятельно разработанные коды видов расходов, так и коды видов расходов, содержащиеся в подп. 3.3.2 раздела III Указаний № 180н.

Объекты, относящиеся к ИКТ, отражаются по коду вида расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». Почему при кажущейся простоте бухгалтеры регулярно совершают ошибки при учете операций по видам расходов, мы и попытаемся выяснить.

Что относится к ИКТ

Для начала разберемся, что, собственно, относится к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Согласно Указаниям № 180н на код вида расходов 242 отнесено:

  • проектирование прикладных систем и ИКТ-инфраструктуры;
  • приобретение прав на программное обеспечение (ПО), разработка (доработка) ПО;
  • приобретение оборудования (в т. ч. с предустановленным ПО), включая расходы на монтажные и пусконаладочные работы, в т. ч.:
  • средств связи (телефонных аппаратов, в т. ч. сотовых, раций, пейджеров, радиостанций и т. п.);
  • оргтехники (в т. ч. автоматизированных рабочих мест (АРМ), принтеров,сканеров, многофункциональных устройств (копировально-множительной техники, факсов);
  • технических средств защиты информации, обеспечивающих функционирование какой-либо информационной системы;
  • подключение (обеспечение доступа) к внешним информационным ресурсам и сетям связи, коммуникационным сетям, в т. ч.:
  • услуг телефонной и телеграфной связи (абонентская и повременная плата за местные, междугородные и международные переговоры);
  • услуг сотовой, пейджинговой связи;
  • расходы на использование сети Интернет;
  • предоставление телекоммуникационных каналов связи вне зависимости от типа передаваемых сигналов (цифровых, аналоговых);
  • эксплуатационные расходы (в т. ч. обеспечение функционирования и поддержка работоспособности прикладного и системного ПО, техническое обслуживание аппаратного обеспечения, включающее контроль технического состояния, закупку комплектующих);
  • оплату арендной платы в соответствии с заключенными договорами аренды (субаренды, имущественного найма, проката) ИКТ-оборудования (АРМ, коммуникационного, серверного, периферийного оборудования);
  • другие аналогичные расходы.

Здесь нам интересен последний пункт, а именно что скрывается за понятием «другие расходы». Рассмотрим, что относят к ИКТ иные нормативные правовые акты.

В приказе Росстата от 18.05.2011 № 248 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за использованием информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказания услуг в этих сферах» в разделе 1 формы федерального статистического наблюдения № 3-информ к ИКТ отнесены: персональные компьютеры (в т. ч. ноутбуки); ЭВМ других типов; локальные вычислительные сети; электронная почта; Интернет; Экстранет; Интранет; другие глобальные информационные сети; выделенные каналы связи; наличие вебсайта в Интернете; выделенные технические средства для мобильного доступа в Интернет своим работникам; предоставляемые третьей стороной бесплатные или с открытым исходным кодом операционные системы (например, Linux).

В письме Минфина России от 15.07.2011 № 16-01-08/70 О представлении информации в целях обеспечения своевременной подготовки проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» отмечено, что Минкомсвязью России выделяются, в частности, типовые и отраслевые ИКТ-компоненты.

К обязательным типовым компонентам относятся:

  • общесистемное программное обеспечение (операционные системы, средства для работы с документами и электронными таблицами, презентациями, электронной почтой, для доступа в Интернет и т. п.);
  • средства, обеспечивающие автоматизацию бухгалтерского учета;
  • официальные сайты (интернет-представительство, системы управления сайтами);
  • система электронного документооборота (делопроизводства).

К необязательным типовым компонентам отнесены такие программные решения, как система дистанционного обучения, корпоративный портал, кадровые системы, центры телефонного доступа и др.

К типовым инфраструктурным компонентам относятся:

  • рабочие станции;
  • периферийное оборудование;
  • серверы и системы хранения данных, обеспечивающие работу типового общесистемного и прикладного программного обеспечения;
  • активное и пассивное телекоммуникационное оборудование для организации защищенных локальных сетей и доступа в Интернет.

К отраслевым компонентам относятся: банки данных; реестры и регистры; кадастры; учетные системы; информационные системы, обеспечивающие предоставление госорганом госуслуг и реализацию его основных функций, в т. ч. системы планирования и мониторинга, применяемые в одной или нескольких сферах деятельности госорганов.

Трактовку понятия ИКТ предлагает Инструкция № 191н. В порядке заполнения Сведений об использовании информационно-коммуникационных технологий (ф. 0503177), далее – Сведения (ф. 0503177), в т. ч. выделены:

  • капитальные вложения в объекты информационно-коммуникационной инфраструктуры (в т. ч. строительство специализированных зданий (помещений) для размещения технических средств и персонала, иные капитальные вложения);
  • подключение (обеспечение доступа) к внешним информационным ресурсам (в. т. ч. доступ к телефонной сети связи общего пользования; предоставление доступа к услугам междугородной и международной связи, приобретение и обновление справочно-информационных баз данных (покупка контента));
  • обучение сотрудников в области информационно-коммуникационных технологий (разработка курсов для обучения, обучение пользователей создаваемых прикладных систем (ПО) и пр.).

По результатам отчетности за I полугодие 2012 г. наибольшее количество ошибок при формировании Сведений (ф. 0503177) выявлено по отчету за телефонную связь. Многие бухгалтеры, возможно, опираясь на старую редакцию Сведений (ф. 0503177), не отметили указанные расходы.

От чего зависит выбор кода?

Бухгалтер должен руководствоваться правилом: выбор кода вида расходов зависит от конечной цели расходов. Что это значит? Вид расходов подразумевает функциональную принадлежность расходов: для чего приобретено? В отличие от КОСГУ, суть которой в экономической составляющей: что приобретено? Это различие не так явно проявляется в отношении услуг. Наименование услуги, как правило, совпадает с целью ее приобретения (например, ремонт компьютера).

Сложнее разобраться с материальными запасами, которые могут быть использованы с разными целями. Например, с точки зрения КОСГУ приобретение кирпича должно относиться на ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». А при выборе вида расходов нужно учесть, для каких целей этот кирпич будет использован. Если для капитального ремонта забора, то отражаем по коду 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества», если для текущего ремонта – код 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд».

Если для выдачи населению, пострадавшему от ЧС, будет использоваться код 323 «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан».

Проблема заключается в том, что бухгалтерам бывает затруднительно оправдать перед органами казначейства свой выбор кода вида расходов. Дело в том, что из документов, предоставление которых к заявкам на кассовый расход обязательно, видно, что приобретается, но не видно, куда это планируется израсходовать.

Для справки

Дополнительные комментарии по вопросу применения кода вида расходов 242 приведены в письме Минфина России от 31.01.2012 № 02-05-10/328.

Исходя из классификации, предложенной в Сведениях (ф. 0503177), можно сделать вывод, что приобретение того же кирпича уместно отразить по коду 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» в том случае, если кирпич покупается для строительства (реконструкции) здания, предназначенного для размещения объектов ИКТ. Например, когда администрация городского округа делает пристройку к зданию, в которой будет размещен многофункциональный центр: серверы, периферийное оборудование, персонал.

Приспособления и принадлежности

Согласно п. 41 Инструкции № 157н объектом основных средств является в т. ч. объект со всеми приспособлениями и принадлежностями. Поскольку дальнейших разъяснений данных терминов не приведено, учреждение в рамках учетной политики может самостоятельно определить, что именно будет считаться «приспособлениями и принадлежностями» к тем видам оборудования, которые отнесены к ИКТ. И закрепить право приобретения таких видов материальных ценностей по коду вида расходов 242.

Пример

Учетной политикой учреждения сумки и чехлы к ноутбукам, сотовым телефонам, радиостанциям классифицированы как принадлежности к соответствующему оборудованию. В таком случае указанные сумки и чехлы:

  • следует приобретать по коду 340 КОСГУ и коду вида расходов 242;
  • следует включать в состав соответствующего объекта основных средств и отражать в инвентарной карточке основного средства.

При этом необходимо принимать во внимание требования законодательства о целевом расходовании бюджетных средств.

Пример

Учетной политикой учреждения сетевые удлинители классифицированы как принадлежности к АРМ. На этом основании учреждение закупило удлинители по коду вида расходов 242. На самом деле указанные удлинители в состав АРМ включены не были, а использовались для подключения звукоусилительной аппаратуры, электрочайников и т. д. Это может быть рассмотрено как нецелевое использование бюджетных средств.

При условии внесения соответствующих положений в учетную политику к приспособлениям и принадлежностям к компьютерной технике и периферии, оргтехнике, средствам связи могут быть отнесены: источники бесперебойного питания; внешние блоки питания, зарядные устройства (к ноутбукам, планшетным компьютерам, сотовым телефонам, радиостанциям); сетевые фильтры; удлинители; соединительные кабели; силовые кабели; сумки, чехлы. Указанные объекты следует приобретать за счет ст. 340 КОСГУ и отражать по коду вида расходов 242 независимо от того, производится закупка в рамках отдельных договоров или одновременно с основным оборудованием. Целевое расходование бюджетных средств будет обеспечено тем, что приспособления и принадлежности списываются при передаче в эксплуатацию в комплектность к соответствующему объекту основных средств и отражаются в его инвентарной карточке.

Если приспособления и принадлежности не будут классифицированы в учетной политике учреждения, выбор кода вида расходов может стать предметом спора при контрольно-ревизионной проверке.

Пример

В учреждении вышло из строя зарядное устройство к сотовому телефону. Новое зарядное устройство было приобретено по коду вида расходов 244. Свое решение бухгалтер мотивировал тем, что «зарядное устройство – это не телефон и не компьютер». При контрольно-ревизионной проверке такой аргумент может быть не принят во внимание, поскольку зарядное устройство входит в стандартную комплектацию сотового телефона и, таким образом, является принадлежностью.

Запчасти

По определению запасные части для вычислительной техники и оргтехники следует приобретать по тому же коду вида расходов, что и саму технику. Однако и здесь встречаются ситуации, в которых бухгалтеру разобраться затруднительно.

Пример

Учреждение приобрело противобликовые пленки для экранов ноутбуков. Закупку произвели за счет кода вида расходов 244. Свое решение бухгалтер мотивировал тем, что «пленка – это не оборудование и не запчасть». Но, исходя из того, что при выборе кода вида расходов следует руководствоваться тем, для чего используется приобретаемый объект, противобликовую пленку для ноутбуков (как и для планшетных компьютеров, сотовых телефонов) следует относить к коду вида расходов 242.

Многокомпонентные устройства

Современная техника, на первый взгляд, имеющая мало общего с информационно-коммуникационными технологиями, может быть оборудована различными функциями, относимыми к ИКТ. Попробуем разобраться, что делать в данном случае.

Пример

Геодезический прибор – тахеометр – в комплекте содержит модуль сотовой связи для оперативной передачи данных измерений. В модуль вставляется стандартная телефонная SIM-карта, и учреждение оплачивает услуги мобильной связи. По какому коду вида расходов следует приобретать такую модель тахеометра? Основная функция тахеометра – геодезические измерения. Поэтому относить его к коду вида расходов 242 было бы неправильно.

Модули для передачи данных по сотовой связи GSM или по Wi-Fi сейчас все чаще встраиваются в различные устройства. Например, GSM-модулями снабжаются некоторые модели автосигнализации. Комплекс датчиков для защиты от протечек водопровода может сигнализировать, отправляя SMS-сообщение. Но обеспечение связи не является основным функциональным назначением таких устройств.

Пример

Современные модели телевизоров могут быть снабжены средствами работы с Интернетом. В таком случае однозначно классифицировать данную модель телевизора как устройство, относящееся к ИКТ, затруднительно. Все зависит от функционального назначения, с какой целью телевизор приобретается учреждением.

Аналогично средствами для выхода в Интернет начали снабжать современные автомобильные головные устройства, Blue-ray плееры и даже холодильники. С классификацией таких устройств по кодам видов расходов 242/244 также могут быть проблемы, хотя очевидно, что «компьютерные» функции здесь не являются основными.

Дополнительные возможности

В Указаниях № 180н в перечне объектов, которые должны отражаться по коду вида расходов 242, включена оргтехника. Следовательно, под кодом 242 могут обнаружиться самые разнообразные устройства. ОКОФ1 относит к орг технике копировально-множительную технику и пишущие машинки.

И то и другое входит в группу «Средства механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда», к которой также отнесены: контрольно-кассовые машины, уничтожители бумаг, ламинаторы, переплетное оборудование. Таким образом, к расходам на ИКТ могут быть отнесены и расходные материалы: ленты для контрольно-кассовой техники; пленка для ламинатора; скобы, скрепки и пружины для переплетного оборудования.

Поскольку перечень расходов на закупку товаров, работ и услуг в сфере ИКТ, отражаемых по коду вида расходов 242, является открытым, к нему могут быть отнесены также доступы к внешним цифровым информационным ресурсам, например:

  • к спутниковому цифровому телевидению (приобретение и монтаж комплектов оборудования «Триколор», «НТВ-плюс», абонентская плата);
  • к данным спутниковых систем глобального позиционирования (приобретение и монтаж оборудования GPS и «Глонасс»).

Косвенно данный вывод подтверждает распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, где в составе целей государственной политики в области развития информационно-коммуникационных технологий указаны:

  • переход к цифровому телерадиовещанию;
  • внедрение единой системы координатно-временного и навигационного обеспечения.

Таким образом, оперируя выдержками из действующей нормативной правовой документации и понимая структуру ИКТ, бухгалтер сможет правильно отразить операции по приобретению соответствующих объектов, а также избежать трений с контролирующими органами при проверках системы учета и отчетности в учреждении.

Информационные технологии (ИТ, также -- информационно-коммуникационные технологии) -- процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ); приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (ГОСТ 34.003-90); ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации (ISO/IEC 38500:2008).

Специалистов в области информационных систем и технологий часто называют ИТ- или IT-специалистами.

В широком понимании ИТ охватывают все области создания, передачи, хранения и восприятия информации и не только компьютерные технологии. При этом ИТ часто ассоциируют именно с компьютерными технологиями, и это не случайно: появление компьютеров вывело ИТ на новый уровень, как когда-то телевидение, а ещё ранее печатное дело.

Отрасль информационных технологий занимается созданием, развитием и эксплуатацией информационных систем. Информационные технологии призваны, основываясь и рационально используя современные достижения в области компьютерной техники и иных высоких технологий, новейших средств коммуникации, программного обеспечения и практического опыта, решать задачи по эффективной организации информационного процесса для снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов во всех сферах человеческой жизни и современного общества. Информационные технологии взаимодействуют и часто составляющей частью входят в сферы услуг, области управления, промышленного производства, социальных процессов.

История информационных технологий

Начало развития -- с 1960-х годов, вместе с появлением и развитием первых информационных систем (ИС).

Инвестиции в инфраструктуру и сервисы, Интернет вызвали бурный рост отрасли ИТ в конце 1990-х годов.

  • · Структурированность стандартов цифрового обмена данными алгоритмов;
  • · Широкое использование компьютерного сохранения и предоставление информации в необходимом виде;
  • · Передача информации посредством цифровых технологий на практически безграничные расстояния.

Информационные технологии охватывают все ресурсы, необходимые для управления информацией, особенно компьютеры, программное обеспечение и сети, необходимые для создания, хранения, управления, передачи и поиска информации. Информационные технологии могут быть сгруппированы следующим образом:

  • · Сети
  • · Терминалы
  • · Услуги

В настоящее время существуют различные сети передачи данных -- совокупности оконечных устройств (терминалов) связи, объединённых каналами передачи данных и коммутирующими устройствами (узлами сети), обеспечивающими обмен сообщениями между всеми оконечными устройствами.

Существуют следующие виды сетей передачи данных:

  • · Телефонные сети -- сети, в которых оконечными устройствами являются простые преобразователи сигнала между электрическим и видимым/слышимым.
  • · Компьютерные сети -- сети, оконечными устройствами которых являются компьютеры.

Телефонные

Основной до 2003-2004 г, в настоящее время устаревший метод для подключения к Интернету - использовать модем, подключенный к телефонной сети. Хотя он имеет все необходимые функции, широкополосный доступ более предпочтителен для многих пользователей Интернета. Почти во всех странах Европейского Союза степень доступности для домохозяйств телефонной линии очень высока, за исключением Австрии, Финляндии и Португалии. Тем не менее в Испании доступ к основным телефонным сетям (узкополосным) практически исчез. В 2003 году половина всех Интернет-соединений была телефонной. В настоящее время 97% Интернет-соединений производится через системы широкополосного доступа. Почти 95% соединений осуществляется со скоростью больше или равной 1 Мбит.

Широкополосные

Термин широкополосные включает в себя широкий диапазон технологий, которые обеспечивают более высокие скорости передачи данных, доступ к сети Интернет. Эти технологии используют провода или волоконно-оптические кабели.

Multilink dial-up

Обеспечивают повышенную пропускную способность путем соединения двух или более подключений удаленного доступа вместе и рассматривая их как один канал данных. Требуется два или больше модемов, телефонные линии, и номера счетов, а также провайдер, который поддерживает данную технологию. Этот вариант был на короткое время популярным до ISDN, DSL и других более современных технологий. Некоторые производители создали специальные модемы для поддержки данного метода .

ISDN -- (англ. Integrated Services Digital Network) цифровая сеть с интеграцией служб. Позволяет совместить услуги телефонной связи и обмена данными. Название было предложено группой XI CCITT в 1981 году. Основное назначение ISDN -- передача данных со скоростью до 64 кбит/с по абонентской проводной линии и обеспечение интегрированных телекоммуникационных услуг (телефон, факс, и пр.). Использование для этой цели телефонных проводов имеет два преимущества: они уже существуют и могут использоваться для подачи питания на терминальное оборудование. Для объединения в сети ISDN различных видов трафика используется технология TDM (англ. Time Division Multiplexing , мультиплексирование по времени ). Для каждого типа данных выделяется отдельная полоса, называющаяся элементарным каналом (или стандартным каналом ). Для этой полосы гарантируется фиксированная, согласованная доля полосы пропускания. Выделение полосы происходит после подачи сигнала CALL по отдельному каналу, называющемуся каналом внеканальной сигнализации .

xDSL -- (англ. digital subscriber line, цифровая абонентская линия) семейство технологий, позволяющих значительно повысить пропускную способность абонентской линии телефонной сети общего пользования путём использования эффективных линейных кодов и адаптивных методов коррекции искажений линии на основе современных достижений микроэлектроники и методов цифровой обработки сигнала. Технологии хDSL появились в середине 90-х годов как альтернатива цифровому абонентскому окончанию ISDN. К основным типам xDSL относятся ADSL, HDSL, IDSL, MSDSL, PDSL, RADSL, SDSL, SHDSL, UADSL,VDSL. Все эти технологии обеспечивают высокоскоростной цифровой доступ по абонентской телефонной линии. Некоторые технологии xDSL являются оригинальными разработками, другие представляют собой просто теоретические модели, в то время как третьи уже стали широко используемыми стандартами. Основным различием данных технологий являются методы модуляции, используемые для кодирования данных.

Связь по ЛЭП

Связь по ЛЭП - термин, описывающий несколько разных систем для использования линий электропередачи (ЛЭП) для передачи голосовой информации или данных. Сеть может передавать голос и данные, накладывая аналоговый сигнал поверх стандартного переменного тока частотой 50 Гц или 60 Гц. PLC включает BPL (англ. Broadband over Power Lines -- широкополосная передача через линии электропередачи), обеспечивающий передачу данных со скоростью до 200 Мбит/с, и NPL (англ. Narrowband over Power Lines -- узкополосная передача через линии электропередачи) со значительно меньшими скоростями передачи данных до 1 Мбит/с.

ATM - (асинхронный способ передачи данных) -- сетевая высокопроизводительная технология коммутации и мультиплексирования, основанная на передаче данных в виде ячеек (cell) фиксированного размера (53 байта ), из которых 5 байт используется под заголовок. В отличие от синхронного способа передачи данных (STM -- англ. Synchronous Transfer Mode ), ATM лучше приспособлен для предоставления услуг передачи данных с сильно различающимся или изменяющимся битрейтом.

Сотовая связь

Один из видов мобильной радиосвязи, в основе которого лежит сотовая сеть. Ключевая особенность заключается в том, что общая зона покрытия делится на ячейки (соты), определяющиеся зонами покрытия отдельных базовых станций (БС). Соты частично перекрываются и вместе образуют сеть. На идеальной (ровной и без застройки) поверхности зона покрытия одной БС представляет собой круг, поэтому составленная из них сеть имеет вид шестиугольных ячеек (сот). Сеть составляют разнесённые в пространстве приёмопередатчики, работающие в одном и том же частотном диапазоне, и коммутирующее оборудование, позволяющее определять текущее местоположение подвижных абонентов и обеспечивать непрерывность связи при перемещении абонента из зоны действия одного приёмопередатчика в зону действия другого.

Электросвязь

Разновидность связи, способ передачи информации с помощью электромагнитных сигналов, например, по проводам, волоконно-оптическому кабелю или по радио. В настоящее время, передача информации на дальние расстояния осуществляется с использованием таких электрических устройств, как телеграф,телефон, телетайп, с использованием радио и СВЧ-связи, а также ВОЛС, спутниковой связи и глобальной информационно-коммуникационной сети Интернет. Принцип электросвязи основан на преобразовании сигналов сообщения (звук, текст, оптическая информация) в первичные электрические сигналы. В свою очередь, первичные электрические сигналы при помощи передатчика преобразуются во вторичные электрические сигналы, характеристики которых хорошо согласуются с характеристиками линии связи. Далее посредством линии связи вторичные сигналы поступают на вход приёмника. В приемном устройстве вторичные сигналы обратно преобразуются в сигналы сообщения в виде звука, оптической или текстовой информации.

Терминалы

Терминалы выступают в качестве точек доступа пользователей к информационному пространству.

Персональный компьютер

Компьютер - (англ. computer, МФА: -- «вычислитель»), электронное устройство, предназначенное для эксплуатации одним пользователем, то есть для личного использования. К персональным компьютерам (далее - ПК) условно можно отнести также и любой другой компьютер, используемый конкретным человеком в качестве своего личного компьютера. Подавляющее большинство людей используют в качестве ПК настольные и различные переносные компьютеры (лэптопы, планшетные компьютеры). Хотя изначально компьютер был создан как вычислительная машина, в качестве ПК он обычно используется в других целях -- как средство доступа в информационные сети и как платформа для компьютерных игр, а также для работы с графическими интерфейсами.

Сотовый телефон

Мобильный телефон, предназначенный для работы в сетях сотовой связи; использует радиоприёмопередатчик и традиционную телефонную коммутацию для осуществления телефонной связи на территории зоны покрытия сотовой сети. В настоящее время сотовая связь -- самая распространённая из всех видов мобильной связи, поэтому обычно мобильным телефоном называют именно сотовый телефон, хотя мобильными телефонами, помимо сотовых, являются также спутниковые телефоны, радиотелефоны и аппараты магистральной связи.

Телевизор

Современное электронное устройство для приёма и отображения изображения и звука, передаваемых по беспроводным каналам или по кабелю (в том числе телевизионных программ или сигналов от устройств воспроизведения видеосигнала -- например, видеомагнитофонов).

Игровая приставка

Специализированное электронное устройство, разработанное и созданное для видеоигр. Наиболее часто используемым устройством вывода является телевизор или, реже, компьютерный монитор -- поэтому такие устройства и называют приставками, так как они приставляются к независимому устройству отображения. Портативные (карманные) игровые системы имеют собственное встроенное устройство отображения (ни к чему не приставляются), поэтому называть их игровыми приставками несколько некорректно. Изначально игровые приставки отличались от персональных компьютеров по ряду важных признаков -- они предполагали использование телевизора в качестве основного отображающего устройства и не поддерживали большинство из стандартных периферийных устройств, созданных для персональных компьютеров -- таких как клавиатура или модем. До недавнего времени почти все продаваемые приставки предназначались для запуска собственнических игр, распространяемых на условиях отсутствия поддержки других приставок. Однако, по мере развития игровых приставок, разница между ними и персональными компьютерами стала постепенно размываться -- некоторые приставки могут позволить подключение клавиатуры, жёсткого диска и даже запуск на них операционной системы Linux. Схемы и программное обеспечение некоторых приставок могут распространяться, в виде исключения, под свободными лицензиями. Рынок игровых приставок развился из сравнительно простых электронных телевизионных игровых систем, таких как Pong, превратившись в наши дни в мощные многофункциональные игровые системы.

Услуги

Электронная почта

Технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма» или «электронные письма») по распределённой (в том числе глобальной) компьютерной сети. Электронная почта по составу элементов и принципу работы практически повторяет систему обычной (бумажной) почты, заимствуя как термины (почта, письмо, конверт, вложение, ящик, доставка и другие), так и характерные особенности -- простоту использования, задержки передачи сообщений, достаточную надёжность и в то же время отсутствие гарантии доставки. Достоинствами электронной почты являются: легко воспринимаемые и запоминаемые человеком адреса вида имя_пользователя@имя_домена (например, Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script); возможность передачи как простого текста, так и форматированного, а также произвольных файлов; независимость серверов (в общем случае они обращаются друг к другу непосредственно); достаточно высокая надёжность доставки сообщения; простота использования человеком и программами. Недостатки электронной почты: наличие такого явления, как спам (массовые рекламные и вирусные рассылки); теоретическая невозможность гарантированной доставки конкретного письма; возможные задержки доставки сообщения (до нескольких суток); ограничения на размер одного сообщения и на общий размер сообщений в почтовом ящике (персональные для пользователей).

Поисковая система

Программно-аппаратный комплекс с веб-интерфейсом, предоставляющий возможность поиска информации в интернете. Под поисковой системой обычно подразумевается сайт, на котором размещён интерфейс (фронт-энд) системы. Программной частью поисковой системы является поисковая машина(поисковый движок) -- комплекс программ, обеспечивающий функциональность поисковой системы и обычно являющийся коммерческой тайной компании-разработчика поисковой системы. Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины, но существуют также системы, способные искать файлы на FTP-серверах, товары в интернет-магазинах, а также информацию в группах новостей Usenet. Улучшение поиска -- это одна из приоритетных задач современного интернета (см. про основные проблемы в работе поисковых систем в статье Глубокая паутина). По данным компании Net Applications, в ноябре 2011 года использование поисковых систем распределялось следующим образом:

  • · Google -- 83,87 %;
  • · Yahoo! -- 6,20 %;
  • · Baidu -- 4,22 %;
  • · Bing -- 3,69 %;
  • · Yandex -- 1,7 %;
  • · Ask -- 0,57 %;
  • · AOL -- 0,36 %.

Разработали: -заместитель директора по УВР,

-учитель истории МОУ «Городищенская СОШ №3»

Информационно – коммуникационные технологии

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии сейчас так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «современные информационно-коммуникационные технологии».

К средствам современных информационных и коммуникационных технологий относятся:

ЭВМ, ПЭВМ, комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ;

Устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно;

Средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологий Мультимедиа и «Виртуальная реальность»);

Системы искусственного интеллекта;

Системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.;

Современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и глобальном (в рамках всемирной информационной среды).

До сегодняшнего времени речь шла в основном о компьютерных технологиях и постепенно в учебном процессе школ стали использоваться персональные компьютеры. Поэтому поговорим об информационной технологии, связанной с использованием персонального компьютера.

Современная педагогическая технология подразумевает наличие средств и способов информатизации, как-то:

Система сбора,

Обработки, хранения,

Поиска информации посредством определённого вида техники;

Набор программных средств;

Соответственно инструкции и оценка эффективности их применения.

Как может учитель использовать персональный компьютер в своей работе?

https://pandia.ru/text/78/244/images/image009_44.gif" width="194" height="65">

Наглядно - демонстрационная Тренажер Контроль знаний

https://pandia.ru/text/78/244/images/image016_31.gif" width="249" height="64">

Поиск информации Сообщения в виде презентации Электронный учебник

Программа Power Point позволяет любому преподавателю, владеющему навыками работы в одной из программ Microsoft Office стать разработчиком собственного программного продукта по своему предмету. В Интернете можно найти готовые презентации по разным курсам и темам. Авторы этих работ – учителя-практики. Естественно, каждый учитель по - своему видит урок, поэтому в готовых версиях ему хочется что-то изменить. Это легко сделать с помощью данной программы. Готовая разработка легко модифицируется под конкретные варианты урока. Преподаватель может добавлять или пропускать слайды, наполнять их другим содержанием (заменять текст, рисунок, диаграмму), использовать традиционные приемы работы.

В отличие от традиционных видов наглядности, урок-презентация позволяет максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши.

Презентация состоит из иллюстративного материала, фактических сведений, оформленных в виде простого текста, таблиц, опорных схем и графиков (что само по себе учит школьников грамотно обрабатывать информацию), практических заданий, тестов, проблемных вопросов и т. д. Наличие этих заданий показывает, что подобные презентации ни в коем случае не сводятся к пассивному «рассматриванию картинок». Но, заранее подготовленные, они, в первую очередь, освобождают время учителя и, во-вторых, облегчают задачу детей, поскольку большинство из них, как мы знаем, визуальны по восприятию информации.

Современные школьники получили возможность использовать информационное поле Интернет для приобретения дополнительных знаний и самостоятельной работы для формирования своих знаний, умений и навыков. Созданы информационно-методические комплексы, где можно получить любую, интересующую учащихся научную информацию, воспользоваться электронными учебниками, электронной библиотекой, справочниками, лекциями, рефератами, творческими работами и учителей, и учащихся. По запросу получить тесты и тексты контрольных работ для самопроверки, получить консультации по любому учебному предмету.

Перспективная комплексная модель «Информатизация и Школа будущего» как система социально-педагогических моделей развития школы в рамках концепции «Школа и семья: партнерство в воспитании гражданина»

За последние 5 лет реализации федеральных и региональных программ информатизации образования произошел переход от компьютеризации школы к формированию единого информационного образовательного пространства школы.
Школа на сегодня показывает потребность оснащения автоматизированными рабочими местами учителя, библиотекаря, методиста, управленца, администратора.

Для каждого автоматизированного рабочего места необходимо предусмотреть комплектацию дополнительным цифровым оборудованием в соответствии с различными предметными областями деятельности учителя-предметника и специализированным программным обеспечением для их использования.

Особый интерес вызывает использования в процессе обучения интерактивной доски, документ - камеры. Большой экран позволяет демонстрировать рисунки, схемы, графики с мультимедийными возможностями, показывать видеоклипы, научно-популярные и художественные фильмы.

Современный школьник должен быть так обучен, чтобы приобрести следующие информационно - коммуникационные умения:

1. представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

2. кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

3. работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

4. осуществлять поиск, выполнять простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, справочники, записные книжки, Интернет.

5. пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;

6. называть и описывать различные инструменты, используемые человеком при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер) и уметь их описывать;

7. использовать компьютер для решения учебных и практических задач. Для этого обладать начальными навыками работы на компьютере, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редакторы, тренажёры и тесты;

8. создавать элементарные проекты с использованием компьютера.

В настоящее время происходит постоянное увеличение минимального объема знаний, необходимого ученику. В связи с этим актуальной проблемой является смена информационно-репродуктивного подхода в системе образования новыми информационными технологиями. В своей работе наравне с традиционными методами обучения можно использовать систему обучения Moodle (Моодус) в компьютерной сети класса, что позволяет на новом уровне организовать самостоятельную работу учащихся.

Для организации такой поддержки создан курс «Информатики» в условиях Интернет - среды на базе интерактивных учебников, электронных книг, тестов, опросов, форумов и т. д.

В основе создания и сопровождения такого курса лежит свободно распространяемая система построения образовательного контента Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment).

Данный программный продукт построен в соответствии со стандартами информационных обучающих систем.

Теоретические основы обучения английскому языку с помощью информационно-коммуникативных технологий

1.1 Понятие информационно-коммуникативных технологии

Информационно-коммуникативные технологии в процессе обучения предполагают взаимодействие (диалог, дискуссия) любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов, предполагающее активное участие в диалоге обеих сторон - обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т.п.

Информационно-коммуникативные технологии, предназначены для общения миллиардов людей, как на больших расстояниях, так и на малых. В образовательном процессе с использованием информационно-коммуникативных технологий субъектами выступают преподаватели и студенты, а средствами осуществления подобного обучения является электронная почта, блоги, телеконференции, диалоги в режиме реального времени, социальные сети, чаты и др.

Коммуникация - основной вид деятельности в Интернет-пространстве. Под коммуникацией понимаются процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы. Для коммуникации существенен переход от говорения «Одного» к действиям «Другого». Именно ради этого реализуется передача значений между двумя разными автономными системами, которыми являются два человека. Можно еще отметить, что речь идет о характерном для коммуникативных систем несовпадении входа и выхода (Г.Г. Почепцов).

Для передачи информации между различными сообществами «Ученики», «Преподаватели» т.е. между участниками образовательного процесса и организациями, поддерживающими образовательный процесс информационным материалом (С. Н. Поздняков), создаются и используются учебные материалы на основе информационно-коммуникативных технологий.

Применение информационно-коммуникативных технологий в образовании требуют применения педагогических методов на основе коммуникаций "многие - многим". Это методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.

Информационно-коммуникативные технологии позволяют активно развивать такие методы в инновационном образовании как блоги, которые позволяют всем участникам обмениваться письменными сообщениями, как в синхронном, так и в асинхронном режиме, что имеет большую дидактическую ценность, с помощью портальных технологий создавать образовательные ресурсы в интерактивном режиме общения.

Компьютерно-опосредованные коммуникации (взаимодействие по схеме человек-компьютер-человек) позволяют активнее использовать такие методы обучения, как on-line дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, мозговые атаки, методы номинальной группы, форумы и другие.

Современная концепция развития технологий использования компьютеров и сетей не только для обработки, хранения, интеграции или перемещения информационных ресурсов, но и в качестве среды обучения берет начало от первой компьютерной сети (Д. Ликлидер, Р. Тейлор). В сети Интернет опосредованное взаимодействие можно представить как обмен сообщениями с помощью Интернет-технологий (А.Д. Ханнанов), в виде следующих моделей взаимодействия: обмена электронными сообщениями между двумя пользователями блога (один к одному); обмен электронными сообщениями в списке рассылки по тематическим блогам (многие ко многим); обмен сообщениями между пользователями и авторами блогов (многие к одному и один ко многим).Есть так же и много других способов общения через Интернет, таких как телеконференции, чаты, форумы и другие коммуникативные технологии, позволяющие взаимодействовать в сетевом пространстве в режиме диалога. Исследование Интернет-общения позволяет разделить способы общения в сети по степени их интерактивности. Наиболее интерактивными средами общения считаются чаты, социальные сети и форумы, наименее интерактивными - e-mail и блоги. При общении посредством e-mail общение происходит в режиме off-line, в отличие от чата, где люди общаются on-line, то есть человек, получив сообщение, моментально отвечает на него и получает ответ. Стоит отметить, что в блогах общение происходит вокруг определенного предмета или же темы, в то время как чат, своей темы не имеет. Тем не менее, в чатах по большей части практикуется общение ради самого общения, в то время как блоги чаще всего посвящены какому-либо определенному предмету, они более познавательны в образовательном направлении.

Необходимо отметить ряд характерных особенностей коммуникации при помощи компьютерных сетей, в нашем случае, с помощью блогов:

во-первых, возможность одновременного общения большого числа людей, находящихся в разных частях света, и, следовательно, живущих в разных культурах;

во-вторых, невозможность использования большей части невербальных средств коммуникации и самопрезентации;

в-третьих, обеднение эмоционального компонента общения;

в-четвертых, анонимность и снижение психологического риска в процессе общения.

Указанные характеристики приводят к выработке новых форм и стилей взаимодействия и возникновению своеобразного Интернет-этикета, особых правил общения.

В последнее время происходит ускоренное обновление образовательных технологий. Информационные технологии стремительно входят в систему образования, причем они оказывают существенное влияние на методологию образовательного процесса. Например, одним из наиболее ярких проявлений этого проникновения служит открытое образование, основанное на технологии дистанционного обучения. Открытое образование формируется как гибкая, доступная система без строгой регламентации периодичности и длительности изучения отдельного курса, программы, развивающаяся на основе формализации, структуризации, алгоритмизации учебной информации, автоматизированной ее передачи и контроля знаний на базе технологий дистанционного обучения. Это - непрерывное, гибкое, модульное, распределенное обучение с полным или частично опосредованным взаимодействием преподавателя и студента с доминантой управляемой самостоятельной работы обучаемого (А.Н. Панских).

Познание с помощью блогов базируется на опосредованном и прямом интерактивном взаимодействии преподавателя с аудиторией. Прямое интерактивное взаимодействие преподавателя и учащихся, реализующее идею расширения аудитории, создает виртуальную аудиторию, которая помогает виртуально сократить расстояние между учителем и учеником. Нет необходимости в одно и то же время, в единой точке пространства собирать вместе обучаемых и преподавателя. Достаточно создать блог и иметь выход в Интернет.

Вторым способом обеспечения интерактивности учебного процесса служит опосредованное взаимодействие преподавателя с учащимися, используя электронные учебно-методические комплексы, электронную почту. Происходит трансформация традиционной учебной аудитории, создающая предпосылки для реинжиниринга учебного процесса.

Обучение должно быть там, где студенты проводят больше всего времени. В сегодняшних условиях - онлайн. А если учесть, что социальные сети пользуются большой популярностью среди учащихся, логично использовать их в качестве площадки для учебной работы.

Одно из определений понятия "социальная сеть" в Википедии выглядит следующим образом: социальная сеть - интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. Социальной сети присуще некоторые принципы:

1. Идентификация - возможность указать информацию о себе. Например, участники указывают школу, институт, дату рождения, любимые занятия, книги, кинофильмы, умения и т. п.

2. Присутствие на сайте - возможность увидеть, кто в настоящее время находится на сайте, и вступить в диалог с другими участниками.

3. Отношения - возможность описать отношения между двумя пользователями. Например, участники могут быть обозначены как друзья, члены семьи, друзья друзей и т. п.

4. Общение - возможность общаться с другими участниками сети. Например, отправлять им личные сообщения, комментировать материалы, которые они размещают внутри социальной сети.

5. Группы - возможность сформировать внутри социальность сети сообщества по интересам.

6. Репутация - возможность узнать статус другого участника, проследить его поведение внутри социальной сети.

Вышеперечисленные принципы позволяют преподавателю создать свой виртуальный учебный класс. Для организации работы есть возможность использовать любую, уже действующую, социальную сеть (например, Facebook, ВКонтакте) или построить свою. (О конструкторах социальной сети я расскажу чуть позже, в своем следующем сообщении).

Технология вики позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент;

Возможность совместной работы;

Наличие форума, стены, чата;

Каждый ученик - участник может создать свой блог, как электронную тетрадь;

Активность участников прослеживается через ленту друзей;

Удобно использовать для проведения проекта;

Подойдет в качестве портфолио как для ученика, так и для учителя.

Конечно же, существует и ряд проблем, связанных с использованием социальной сети при обучении. Например, отсутствие сетикета участников, невысокий уровень мотивации и ИКТ - компетенций преподавателя. И, конечно же, преподаватель должен интуитивно чувствовать обучаемую аудиторию и целесообразно подбирать под нее учебную площадку и инструменты.

В процессе обучения иноязычному письменному общению с использованием информационно-коммуникационных технологий реализуется следующий ряд задач:

Концентрируется потенциал лучших педагогических кадров и эффективных технических средств обучения;

Обеспечивается целенаправленное создание, развитие и последовательное внедрение авторских программ обучения;

Создаются условия для того, чтобы студент мог свободно знакомиться со всеми типами общих знаний и со специальными знаниями научных дисциплин, приобретая при этом необходимые практические навыки;

Организовывается разностороннее взаимодействие, обмен знаний и мнений в образовательной среде.

Нам удалось выделить следующие подходы в научных исследованиях отечественных и зарубежных авторов в понимании обучения иностранному языку с помощью информационно-коммуникативных технологий: системно-целостный, целевой, сетевой, дистанционный, информационно-аналитический, системно - деятельностный, герменевтический, коммуникативный, представляющие несомненную теоретическую ценность для построения методологической основы нашего исследования.

Системно-целостный подход в исследовании информационных технологий в образовании позволяет выявить благоприятные условия для создания новых обучающих средств и методик. Несомненным достоинством технологии образовательного блога является индивидуальный темп обучения и вариативность представления учебного материала. Современная практика использования информационных технологий в образовании показывает наличие больших противоречий между системным характером педагогического процесса и разрозненными, зачастую методически и методологически необоснованными попытками разработки и внедрения средств информационных технологий в образовательный процесс, не учитывающими вопросы обеспечения целостности и преемственности этого процесса.

Целевой подход предполагает формулирование конкретных целей обучения и последующую проверку их достижения. Четкое определение целей обучения (что должны знать и уметь обучаемые по окончании обучения) позволяет довести компетентность персонала до необходимого уровня в кратчайшее время.

Программно-целевой подход - это такой подход, при котором разработчик ориентируется на достижение конечного результата в логике поэтапных действий: формирование древа целей, разработка адекватной исполняющей программы, реализация управляющей программы.

Сетевой подход. «Сеть - то, что позволяет объединить в принципе разнородные вещи: структуру замкнутого учреждения и свободные формы общения и коммуникации». Сеть - совокупность институциональных организаций или субъектов, занимающихся сходным типом деятельности и не связанных напрямую иерархией соподчиненности (административными связями). Смысл сетевого подхода, с нашей точки зрения, в следующем: нет жесткой иерархии субъектов образовательной деятельности. Определение функционала происходит каждым субъектом самостоятельно, исходя из собственных предпочтений (мотивация к последующему его выполнению определяется главным образом ответственностью за принятые обязательства перед самим собой и сообществом), запускаются механизмы внутренней концепции движения. Желание вступить в кооперацию определяется увеличением ресурса деятельности для каждого субъекта (ресурса интеллектуального, организационного, коммуникационного, материального).

Системно-деятельностный подход. Наиболее разработанным в педагогической науке является системно-деятельностный подход. Его описание и функционирование представлено в трудах В.П.Беспалько, В.А.Дмитриенко, М.Б.Ракитова, В.М.Сагатовского, В.Н.Садовского, А.И.Уемова, В.Г.Юдина и др. Системно-деятельностный подход требует выделения методологической культуры из общей.

На протяжении долгих лет осуществляется внедрение и совершенствование информационных технологий в образование по следующим направлениям: научное обеспечение учебного процесса на базе новых информационно-коммуникативных технологий, организационно-методическое обеспечение процесса обучения, методология использования компьютерных средств обучения, компьютерные средства обеспечения учебного процесса, компьютерные средства информационного обеспечения, инструментальные средства создания компьютерных обучающих систем.

Повсеместное использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения способно объединить в одно целое теорию, практику и контроль знаний, что позволяет организовать учебный процесс в соответствии с новыми требованиями, реализующими ситемно-деятельностный подход и направленными на учет индивидуальных особенностей обучаемого.

Герменевтический подход позволяет выявить скрытые, неявные смыслы авторских наработок. Например, установление мировоззренческих взглядов автора, не заявленных прямо в тексте работы, а так же выявление исторически верных смыслов, используемых автором терминов и понятий, и отнесение его научных идей к исследуемым научным проблемам.

Коммуникативный подход. Результатом успешного развития любого общества является создание новейших информационных технологий. Это в свою очередь сопровождается не только научным прогрессом, но и изменением в поведении людей. Эра Интернета, в которой мы сейчас находимся, характеризуется с одной стороны доступностью в получении какой-либо информации, оперативностью её передачи, а с другой - особенностями виртуальной коммуникации. Эта новая форма общения вызывает интерес у многих психологов (Н.В. Зорина).

Стоит отметить, что коммуникация - основной вид деятельности в Интернет-пространстве. Под коммуникацией понимаются процессы перекодировки вербальной сферы в невербальную и наоборот. Исторически коммуникацией было именно это: принуждение другого к выполнению того или иного действия. Для коммуникации существенен переход от говорения «Одного» к действиям «Другого». Именно ради этого реализуется передача значений между двумя разными автономными системами, которыми являются два человека. Можно еще отметить, что речь идет о характерном для коммуникативных систем несовпадении входа и выхода. (Г.Г. Почепцов) В современной культуре наблюдается усиление значимости и усложнение форм кодового взаимодействия между людьми внутри социальной системы. Уровень развития коммуникативных систем и каналов связи, интенсивность информационных процессов принято рассматривать как меру корпоративной организации общества (Н. Мечковская).

Именно в образовании на первый план выходят коммуникации в форме личных контактов: ведь сам образовательный процесс - это всегда общение личностей. Общение определяется в педагогике как «целенаправленное адекватное коммуникативное влияние с целью достижения оптимального результата при решении профессиональных задач путем многопланового, многогранного интерактивного и рецептивного взаимодействия в ходе взаимообмена личностной и социально значимой информацией». (Т.В. Татьянина) Один из типов стиля общения - демократический – при котором участники образовательного процесса обмениваются информацией, непосредственно контактируя друг с другом. Коммуникативный подход или прямой подход в образовательном процессе предполагает взаимодействие без посредников. Коммуникативный метод рассматривается как наиболее эффективный путь формирования навыков в образовательном процессе. Когда участники образовательного процесса разделены расстоянием, может показаться, что данный подход не может быть использован даже с применением телекоммуникационных технологий с той степенью интерактивности взаимодействия, которое присутствует в имеющихся портальных разработках. Для эффективности использования данного метода необходимо повышать степень интерактивности взаимодействия. Существующие образовательные блоги собирают образовательные статьи на своих страницах, структурирует их по определенным признакам. Исследования и практический опыт использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе показывает, что при использовании данных технологий должно быть обеспеченно максимум интерактивности и коммуникативности при размещении ресурсов и взаимодействии участников образовательного процесса.

Дистанционный подход основывается на теории дистанционного обучения основанного на использовании компьютерной сети. В дистанционном образовании не существует традиционного общения участников образовательного процесса. В этом случае необходима система компенсационных мер, разработка и внедрение сетевых технологий, позволяющих взаимодействовать в интерактивном режиме. Разработка методик и рекомендаций взаимодействия в образовательном пространстве, построенном на основе телекоммуникационных технологий. На современном этапе, с точки зрения международной интеграции в образовании, развитие дистанционного обучения вызывает наибольший интерес. Использование этого типа обучения обеспечивает гибкость в выборе места и времени обучения, возможность обучаться без отрыва от основной деятельности, в том числе и для проживающих в самых отдаленных районах, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей, свободу выбора дисциплин, возможность общения с выдающимися представителями науки, образования и культуры.

Цель дистанционного обучения можно определить как способ «сделать возможным для каждого учащегося в любом месте изучить программу любого колледжа или университета. С глобальной точки зрения, дистанционное образование позволит как бы «перешагнуть» через многие нынешние трудности и проблемы мирового образования, создавая новый, более эффективный фон для его постепенного превращения в цельную и взаимосвязанную систему. Но существует большая проблема с созданием, размещением и поддержкой подобных ресурсов, в частности блогов, хотя и существует немало бесплатных серверов.

Названные нами выше формы общения, в связи с опосредованностью компьютером, обладают такой характеристикой, как анонимность, которая имеет целый ряд последствий. Во-первых, в коммуникации в Интернет теряют свое значение невербальные средства общения. Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи «смайликов», физическое отсутствие участников общения в акте общения приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно, как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает. В сети Интернет в результате в большинстве случаев физической непредставленности партнеров друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных теми характеристиками партнеров, которые выражены в их внешнем облике: пол, возраст, социальный статус, внешняя привлекательность или непривлекательность, а также коммуникативной компетентностью человека, а точнее, невербальная часть коммуникативной компетентности.

Вследствие анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения - аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков, так как риск разоблачения и отрицательной личной оценки окружающими минимален. Сеть позволяет размещать массу некорректной информации, зачастую, не только неинформативной, но вредной для образовательного процесса.

Другое важное следствие отсутствие представления физического облика человека в текстовой коммуникации - возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору, не соответствующее действительности. Сказанное затрагивает еще одну важную проблему, которую можно обозначить как проблема идентичности в Интернете. Действительно, в текстовом общении в сети люди часто создают себе так называемые «виртуальные личности», описывая себя определенным образом. Виртуальная личность наделяется именем, часто псевдонимом. Тот факт, что в Интернете люди создают себе некие «виртуальные личности» порождает дополнительные возможности для изучения идентичности.

Существует точка зрения, согласно которой конструирование виртуальных личностей в Интернете - отражение изменений структуры идентичности человека является отражением социальных изменений. Если человек полностью реализует все аспекты своего «Я» в реальном общении, мотивация конструирования виртуальных личностей у него, скорее всего, отсутствует. В описанном случае общение в Интернет носит характер дополнения к основному общению. Социальная поддержка осуществляется через включение человека в некоторую социальную группу (чат, игру, общение с помощью блогов) в Интернете. Культура общения в среде блогов обладает своим собственным набором ценностей, стандартов, языка, символов, к которому приспосабливаются отдельные пользователи. Включаясь в такую группу, человек получает возможности поддержки позитивного образа «Я» за счет позитивной социальной идентичности. Проблема больше психологическая, исследование влияния Интернет-пространства на личность ведутся сравнительно недавно, и преимущественно в рамках зарубежной психологии. Из Российских исследований можно выделить работы А.Е. Войскунского («Общение, опосредованное компьютером»), А.Е. Жичкиной («О возможностях психологических исследований в сети Интернет», «Социально-психологические аспекты виртуальной коммуникации»), М.С. Шевченко («Факторы динамичности самопрезентаций в Интернет-общении») и др.

Современный процесс информатизации ведет к интенсификации развития профессиональной деятельности. Этот процесс откладывает свой отпечаток на образовательные технологии, вызывая необходимость ставить и решать проблемы эффективного взаимодействия как наиболее актуальные и перспективные для современной теории и практики обучения специалистов. Информационный потенциал сегодняшнего общества определяется не только уровнем развития техносферы, но и уровнем информационной культуры специалистов. Наступивший XXI век принято называть веком информации, гибких технологий и научных знаний. Поиск форм эффективной коммуникация составляет основу преобразований в современном обществе.

Устраняя неудобства в преодолении пространства, времени, условностей формы изложения идеи, современные информационные системы создают условия для дополнительных возможностей контакта между людьми. Информационное пространство можно разделить на находящихся за экраном (производителей массмедийных продуктов и услуг), и располагающихся перед экраном (потребителей этих продуктов и услуг). Создавшаяся коммуникативная ситуация диктует жесткие условия: в нашем мире одинаково необходимо быть грамотным пользователем разнообразных информационных технологий и быть образованным.

Теоретические аспекты взаимодействия в виртуальном пространстве разрабатывались на основе работ современных социологов, известных теоретиков коммуникационной и корпоративной культуры, специалистов в области образования. Среди них можно назвать имена В. Емелина, В. Спивака, Т. Парсонса, Г. Ильина, О. Матьяш, М. Кастельса, Т. Еременко и т.д. Сегодня для большинства исследователей, очевидно, что Интернет - не такой простой инструмент, как казалось несколько лет назад. Для того чтобы получить какую-либо пользу от обращения к нему необходимо хорошо понимать специфику среды, в противном случаемы рискуем не понять его истинной цели, того, зачем мы его используем.

Потенциал использования информационно-коммуникативных технологий как средства обучения письменному иноязычному общению определяется технологическими характеристиками самой информационно-коммуникативной среды, применительно к образованию обычно рассматривают с точки зрения выполняемой ею роли в образовательном процессе: компьютер как наставник, инструмент, источник ресурса, технологии взаимодействия с позиции ее использования в образовательном процессе на их основе. Можно выделить следующие источники: телеконференции, форумы, электронные библиотеки, электронные журналы, образовательные сайты, образовательные порталы, технологии взаимодействия: электронная почта, веб-чаты, служба мгновенной почты, блоги и др. Для эффективного обучения характерны следующие признаки: наличие обратной связи, интерактивность, средства выражения сообщений (устно, письменно, графика, мультимедиа), наличие и разнообразие качественного ресурса. Чем больше возможностей дают Интернет-технологии, тем они более эффективны с точки зрения обучения иноязычному общению.

Исходя из наблюдений, сложность преодоления недостатков про¬цесса информатизации образования заключается в том, что, нужно уделять значительно больше внимания разработке методик обучения иноязычному общению с помощью телекоммуникаций, сетевых технологий. Поэтому разработка технологий и упражнений по обучению иноязычному общению на основе информационно-коммуникативных технологий значительно повысит эффективность образовательного процесса и качество образования в целом.

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. При этом мы сталкиваемся с рядом задач, которые необходимо решить: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения, создание и размещение в сети Интернет образовательных ресурсов и т.д., определяющих этапы процесса модернизации.

Человек в современном компьютерном образовании - это субъект способный к самостоятельному поиску информации, инновационному мышления, деятельностному подходу личностно и социально значимых проблем и их решению. В современных условиях, где меняется структура и методика образования, компьютеризация это - один из самых действенных способов избежать обезлички, ориентирующая на создание активной позиции обучающегося.

Процесс развития глобальных сетей существенно изменил представления о возможностях передачи информации. Можно выделить две группы каналов связи в традиционных педагогических системах: первая - передача информации от обучающего к обучаемому, вторая - в помощью методик преподавания, самостоятельного получения информации обучаемым. Сети создали третью группу каналов, обеспечивающих деятельность в опосредованной среде. Возникла необходимость анализа виртуальной образовательной среды с использованием методов теории систем, так называемый системный подход и анализа деятельности всех субъектов образовательного процесса, использующего телекоммуникационные технологии, т.е. деятельностный подход.

Отличительной особенностью использования компьютера в обучении иноязычному общению является возможность организации учебного диалога с помощью интерактивных компьютерных технологий. При наличии телекоммуникационного канала, компьютер может выступать как посредником между преподавателем и студентом и брать на себя часть учебного процесса. Для этого компьютер обладает возможностями обработки информации, представленной в любом электронном варианте. К этому следует добавить возможность доступа к удаленным базам данных (электронным библиотекам) посредством сети Интернет, возможность общения с любыми партнерами посредством электронных конференций, возможность передачи информации в любом виде и любого объема. Построение дидактических моделей, разработка новых обучающих средств, проектирование образовательных программ, основанных на компьютерных технологиях, разработка технологий и инструментов взаимодействия должно быть основой программы информационного развития образовательной среды, повышения квалификации преподавателей в области информационных технологий.

Использование веб-структур для интерактивного взаимодействия в телекоммуникационной среде усложняет образовательный процесс из-за отсутствия технологий для интерактивного взаимодействия, а так же из-за отсутствия навыков работы в режиме on-line, что позволяет говорить о необходимости развития комбинированного типа взаимодействия в образовательных средах: человек - компьютер - веб-пространство - человек.

Накопленный опыт освоения телекоммуникационных технологий в образовании показывает, что невозможно автоматически и полностью перенести имеющиеся коммуникативные навыки из традиционной в электронную среду, ввиду влияния новых факторов, которые обычно не встречаются в образовательном процессе или имеют другую направленность.

Изменение привычного восприятия пространства и времени при использовании телекоммуникационных технологий, освобождение от сдерживающих факторов времени и места основаны на технической возможности сохранять сообщения в необходимом структурированном виде до момента обращения к ним, наличие удобного для пользователя интерфейса и системы навигации, позволяет развивать интерактивную составляющую взаимодействия в образовательном процессе, полностью используя потенциал научно-образовательных порталов.



Загрузка...