sonyps4.ru

Характеристика пользователей социальных сетей. Сравнительный анализ социальных сетей

Ключевые слова

ЛИЧНОСТЬ / СУБЪЕКТ / БЫТИЕ / СО-БЫТИЕ / АКТИВНОСТЬ / СУБЪЕКТНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / PERSONALIRY / SUBJECT / EXISTENCE / COEXISTENCE / ACTIVITY / SUBJECTIVITY / COMMUNICATION / VIRTUAL REALITY / SOCIAL NATWORKING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы - Рябикина Зинаида Ивановна, Богомолова Екатерина Ильинична

Современная психологическая наука о личности не обладает достаточно глубоко осмысленными данными о процессах, связанных с виртуализацией бытия . Необходимость научного осмысления феноменологии усиливающегося влияния виртуализации на личность , ее бытие и со-бытие , а так же выявления закономерностей ее направленности на подкрепление своей субъектности в виртуальном со-бытии обусловливает актуальность исследования. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи особенностей личности пользователя с характером ее активности в социальной сети Интернета. Определены критерии активности личности , а так же индикаторы субъектности активности личности в социальной сети . Установлено, что пользователи, различающиеся степенью активности и уровнем субъектности , обладают различными личностными характеристиками. Сформулированы и описаны проявления «характерологических дефицитарностей» как предпосылок зависимости личности от социальных сетей , тревожности и пассивности, снижения уровня самоактуализации и т.д.А так же «характерологических преимуществ», обусловливающих активность личности в сети (направленность на самоактуализацию, поиск дополнительных пространств бытия , которые личность преобразует в соответствии со своими смыслами). Полученные результаты расширяют имеющиеся психологические представления о качестве активности личности в социальной сети . Вносят вклад в практику применения теоретических конструктов субъектно-бытийного подхода в изучении личности как субъекта виртуального пространства бытия и со-бытия с Другими

Похожие темы научных работ по психологическим наукам, автор научной работы - Рябикина Зинаида Ивановна, Богомолова Екатерина Ильинична

  • Возможные изменения субъектной позиции личности в связи с нарастающей виртуализацией её бытия

    2013 / Рябикина З.И., Богомолова Е.И.
  • Личностная идентичность в условиях виртуализации бытия

    2014 / Богомолова Е.И.
  • Перспективы исследований личности с теоретико-методологических позиций психологии субъекта

    2013 / Рябикина З.И.
  • Концепция самопонимания личностью этнокультурной идентичности: субъектный подход

    2015 / Тучина Оксана Роальдовна
  • Развитие идей А. В. Брушлинскогов контексте субъектно-бытийного подхода

    2013 / Рябикина З.И., Фоменко Г.Ю., Ожигова Л.Н.
  • Перспективы исследования жизненного сценария личности в русле субъектно-бытийного подхода

    2016 / Петросьян С.Н.
  • Проблема субъектности человека в пространстве социокультурных детерминант

    2018 / Аполлонов И.А., Берберян А.С.
  • Отражение гендерной идентичности в автобиографиях мужчин и женщин

    2015 / Шахова Елизавета Михайловна
  • Школьная развивающая образовательная среда как важнейшее условие формирования у учащихся субъектных качеств

    2015 / Бондарева Анна Николаевна
  • Личность и ее бытие как предметная область психологии

    2016 / Петросьян Светлана Николаевна, Рябикина Зинаида Ивановна

Modern psychological science of the individual does not have deep enough meaningful data about the processes associated with the virtualization of being a personality. The need for scientific understanding of the phenomenology of the growing impact of virtualization on the personality of the society, its existence and co-existence, as well as identifying patterns of its focus on the reinforcement of its subjectivity in the virtual co-existence makes the relevance of research. The article presents the results of empirical studies on the relationship of personality characteristics by the nature of its activity in the social network of the Internet. The criteria of activity of the personality, as well as indicators of subjectivity in activity of the personality in the social network are determined. It is established that users with different levels of activity and the level of subjectivity , have different personality characteristics. Manifestations of "the deficit of character" as a prerequisite, depending on the individual social networks, anxiety and passivity, lowering of self-actualization, etc. are formulated and described, as well as "the benefits of character" that determine the activity of the individual network (direction of self-actualization, the search for additional spaces being that person converts in accordance with its internal sense). The results expand existing psychological representations about the quality of activity of the personality in the social network. They contribute to the practice of theoretical constructs of subject-existential approach to the study of personality as being the subject of virtual space and co-existence with the Others

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь личностных характеристик пользователей социальных сетей Интернета с особенностями их активности в сети»

УДК 159.923.2

19.00.00 Психологические науки

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ИНТЕРНЕТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ИХ АКТИВНОСТИ В СЕТИ

Рябикина Зинаида Ивановна Д.псих.н., профессор, заведующая кафедрой психологии личности и общей психологии РИНЦ БРГЫ-код=2178-6220 [email protected]

Богомолова Екатерина Ильинична

преподаватель кафедры психологии личности и

общей психологии

SPIN-^=1600-8604

bogomolova [email protected]

ФГБОУ ВПО Кубанский государственный

университет, Россия, 350040, Краснодар,

Ставропольская, 149

Современная психологическая наука о личности не обладает достаточно глубоко осмысленными данными о процессах, связанных с виртуализацией бытия. Необходимость научного осмысления феноменологии усиливающегося влияния виртуализации на личность, ее бытие и со-бытие, а так же выявления закономерностей ее направленности на подкрепление своей субъектности в виртуальном со-бытии обусловливает актуальность исследования. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи особенностей личности пользователя с характером ее активности в социальной сети Интернета. Определены критерии активности личности, а так же индикаторы субъектности активности личности в социальной сети. Установлено, что пользователи, различающиеся степенью активности и уровнем субъектности, обладают различными личностными характеристиками. Сформулированы и описаны проявления «характерологических дефицитарностей» как предпосылок зависимости личности от социальных сетей, тревожности и пассивности, снижения уровня самоактуализации и т.д. А так же «характерологических преимуществ», обусловливающих активность личности в сети (направленность на самоактуализацию, поиск дополнительных пространств бытия, которые личность преобразует в соответствии со своими смыслами). Полученные результаты расширяют имеющиеся психологические представления о качестве активности личности в социальной сети. Вносят вклад в практику применения теоретических конструктов субъектно-бытийного подхода в изучении личности как субъекта

Psychological science

INTERRELATION PERSONALITY CHARACTERISTICS OF USERS OF SOCIAL NETWORKS IN THE INTERNET WITH THE FEATURES OF THEIR NETWORK ACTIVITY

Ryabikina Zinaida Ivanovna Dr.Sci.Psy., professor, head of the Department of psychology of the personality and general psychology SPIN-code=2178-6220] [email protected]

Bogomolova Ekatherina Ilinichna

lecturer of the Department of psychology of the

personality and general psychology

SPIN-code= 1600-8604

bogomolova [email protected]

Kuban State University, Krasnodar, Russia

Modern psychological science of the individual does not have deep enough meaningful data about the processes associated with the virtualization of being a personality. The need for scientific understanding of the phenomenology of the growing impact of virtualization on the personality of the society, its existence and co-existence, as well as identifying patterns of its focus on the reinforcement of its subjectivity in the virtual co-existence makes the relevance of research. The article presents the results of empirical studies on the relationship of personality characteristics by the nature of its activity in the social network of the Internet. The criteria of activity of the personality, as well as indicators of subjectivity in activity of the personality in the social network are determined. It is established that users with different levels of activity and the level of subjectivity, have different personality characteristics. Manifestations of "the deficit of character" as a prerequisite, depending on the individual social networks, anxiety and passivity, lowering of self-actualization, etc. are formulated and described, as well as "the benefits of character" that determine the activity of the individual network (direction of self-actualization, the search for additional spaces being that person converts in accordance with its internal sense). The results expand existing psychological representations about the quality of activity of the personality in the social network. They contribute to the practice of theoretical constructs of subject-existential approach to the study of personality as being the subject of virtual space and co-existence with the Others

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

виртуального пространства бытия и со-бытия с Другими

Ключевые слова: ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, БЫТИЕ, Keywords: PERSONALIRY, SUBJECT,

СО-БЫТИЕ, АКТИВНОСТЬ, СУБЪЕКТНОСТЬ, EXISTENCE, CO- EXISTENCE, ACTIVITY,

ОБЩЕНИЕ, ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, SUBJECTIVITY, COMMUNICATION, VIRTUAL

Современный человек живет в условиях быстро в изменяющейся реальности. Образ жизни человека, личностное бытие претерпевают изменения. Скорость этих изменений возрастает. Одним из мощных факторов, обусловливающих преобразования бытия личности является его виртуализация. Появление Интернета и социальных сетей привело к расширению коммуникативного поля личности, изменило характер общения, спровоцировало сопутствующие эффекты. Вместе с изменением возможностейкоммуникации изменяется и сама личность пользователя Интернет-услуг. Проблема виртуализации бытия современного человека и возникающие в связи с этим психологические проблемы являются важным полем научных изысканий (Асмолов А.Г., Асмолов Г.А., Войскунский А.В., Жичкина А. Е., Ю.П. Зинченко, И.П. Шкуратова, Ж. Ланье, У. Гибсон, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр, М.Ю. Говорухина, Н. А. Носов, Turkle Sh., Viseu A., Albrechtslund A., Indalecio T., Shanyang Z., Grasmuck S., Martin

J.,Boyd D., Yong-Yeol A., Seungyeo H., Haewoon K., Bechar-Israeli H. и др.).

В предпринятом исследовании объектом является личность пользователя социальных сетей Интернета. Предмет исследования -личностные характеристики пользователей социальных сетей Интернета, различающихся своей активностью в сети.

Один из ведущих принципов отечественной психологии - принцип деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, М.А. Басов и др.) обусловливающий рассмотрение ведущих видов деятельности, как важнейшего фактора в развитии личности, объясняющий становление характерных для личности особенностей. Это создает теоретическое основание для объяснения различий между людьми, характеризуемыми

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

различной степенью активности в виртуальном пространстве социальных сетей.

С другой стороны, большая значимость виртуального пространства коммуникации для личности (отсюда, повышенная активность,

проявляющаяся в частоте обращений, в большем количестве

затрачиваемого времени и т.д.) обусловлена личностными особенностями пользователя. Возможно, проблемами его общения в offline пространстве бытия. Речь может идти о некоторой «характерологической

дефицитарности» личности, т.е. недостаточной сформированности необходимых свойств для эффективного общения и со-бытия с другими людьми в реальном мире. Например, большая зависимость, ведомость, что предполагает поиск поддержки в отношениях. И если этой поддержки не хватает в offline, человек ее ищет в виртуальном со-бытии . В многочисленных исследованиях выделены «проблемы личности», выступающие предпосылками к общению посредством Интернет: недостаточная насыщенность реального общения; возможность

проигрывания ролей, фрустрированных в реальной жизни . Поэтому к виртуальному общению чаще склонны люди не уверенные в себе, испытывающие сложности в близком общении и самораскрытии, неудовлетворенные собой.

свойственная личности большая выраженность в области интенций самоактуализации и поиск дополнительных пространств бытия, в которые личность могла бы «продлить» себя, организуя их в большем соответствии со своей природой. Эта тема акцентируется в субъектно-бытийном подходе к личности (В.В. Знаков, З.И. Рябикина, Г.Ю. Фоменко, Л.Н. Ожигова, A.B. Бурмистрова-Савенкова, П.Ю. Удачина, Г.Г. Танасов, А.Р. Тиводар и др.). Таким более «податливым», легче переустраиваемым

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

пространством бытия является виртуальное бытие, подчиняющееся нажатию клавиш на клавиатуре. «Характерологическим преимуществом» также является склонность к экспериментированию, большая

восприимчивость к новым формам общения, готовность и психологическая настроенность на организацию со-бытия в виртуальном пространстве Интернет-коммуникации.

Представленные теоретические основания и экскурс в область эмпирических изысканий, выполненных предшественниками, создают основание для формулировки первой гипотезы, личностные особенности пользователя Интернет-коммуникации и интенсивность его активности ввиртуальных социальных сетях (высокая или сниженная активность) взаимосвязаны.

Но анализ показывает, что большая или меньшая активность в социальных сетях не может быть единственным и достаточным основанием для дифференциации, качественного различения

пользователей. Другой, не менее значимый методологический принцип, сформулированный в отечественной психологии - принцип субъекта -акцентирует внимание на качестве активности. Став одним из ведущих в отечественной психологии, он глубоко разрабатывался такими

исследователями, как Б.Г. Ананьев , А.Н. Леонтьев , С.Л. Рубинштейн , К. А. Абульханова , К. А. Абульханова-Славская , Л.И. Анцыферова , А.В. Брушлинский , В.В. Знаков , Е.А. Сергиенко , З.И. Рябикина и др.

Проблема субъекта - одна из краеугольных в гуманитарных науках. В этом качестве личность выступает той силой, которая воплощает в объективной реальности содержание своего внутреннего, субъективного мира, продолжает себя в мир, перестраивая его в соответствии со своими смыслами. В работах С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.В. Брушлинского, В.В. Знакова, Е.А. Сергиенко, З.И. Рябикиной,

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

Л.Н.Ожиговой, Г.Ю.Фоменко и многих других авторов представлена идеология преодоления бессубъектности в рассмотрении бытия . Продолжение себя в мир, переструктурирование личностью пространств своего бытия в соответствии с личностными смыслами и достижение, таким образом, аутентичного бытия - все эти темы отражают гуманистическую идеологию в психологической интерпретации человека.

Ранее в своих публикациях мы останавливались на дуальном эффекте виртуализации бытия личности . Рассматривались положительные и отрицательные эффекты изменений личности, как субъекта бытия и со-бытия в условиях виртуальной реальности.

С одной стороны, выглядит обоснованным утверждение о возрастании субъектности личности. Об этом свидетельствует

возможность приспосабливать технологии интерактивных цифровых сетей к своим нуждам и своей системе ценностей, возможность использовать сетевые коммуникации для расширения возможностей экспансии личности. Человек, овладев необходимыми знаниями и освоив необходимые операции, создает собственную виртуальную реальность, в которой с наибольшей полнотой воплощается картина его внутренней жизни, его смыслов.

С другой стороны, в футуристических прогнозах, в художественном изображении будущего («Терминатор, «Матрица», «Нейромант» и т.д.) преобладают мрачные сцены распада человеческой личности из-за потери субъектной позиции. О возникновении киборга в результате продолжения человека в сферу медиа, слияния личности и машины говорил М. Маклюэн

Ю.П. Зинченко указывает на «расщепление целостности индивида, одновременно расположенного в двух пространствах» в результате чего возникает эффект обладания двойной самостью . В таком случае слияние субъекта и симулякра подразумевает стирание реального

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

субъекта, его полное погружение в поле виртуального бытия, более комфортного по сравнению с реальным.

Представленные рассуждения послужили основанием для формулировки второй гипотезы: личностные характеристики активного пользователя и уровень субъектности его активности в виртуальных социальных сетях (высокая или сниженная субъектность) взаимосвязаны.

Таким образом, цель исследования - выявить и интерпретировать взаимосвязи различающейся активности пользователей социальных сетей Интернета (интенсивность активности и субъектность) с их личностными характеристиками.

Для сбора эмпирического материала были использованы следующие методики:

Анкета «Активность личности в виртуальной социальной сети» Е.И.Богомоловой;

16-факторный опросник личности Р.Б. Кеттелла;

- «Диагностика самоактуализации личности» (САМОАЛ) А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калиной;

Опросник межличностных отношений (ОМО) А.А. Рукавишникова (адаптированная версия опросника FIRO-B В. Шутца);

Опросник «Стратегии самопредъявления» И.П. Шкуратовой.

В исследовании приняли участие 528 человек в возрасте от 19 до 25

Основные шаги эмпирического исследования:

Сортировка выборки на две группы по поликритериальному признаку «интенсивность активности в социальных сетях»;

Применение процедур измерения личностных характеристик испытуемых (характерологические и поведенческие особенности и уровень самоактуализации; особенности межличностной ориентации и стратегии самопредъявдения в общении) с различиями в интенсивности

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

Сортировка группы «активные пользователи» на две подгруппы по поликритериальному признаку «субъектность активности в социальных сетях»;

Анализ различий личностных характеристик в подгруппах, различающихся по признаку «субъектность активности в социальных сетях».

Основные результаты эмпирического исследования:

1. На основании анкетного опроса и самоотчетов определены критерии активности пользователей в социальных сетях: а) количество активных аккаунтов в социальных сетях; б) частота посещений своих страниц и зависимость от них; в) степень увлеченности социальными сетями; г) уровень активность процесса коммуникации с другими в сети, инициативность личности; д) степень публичности личной информации в сети.

2. Установлено, что активные пользователи социальных сетей различаются особенностями субъектности в виртуальном со-бытии (высокая субъектная активность или низкая субъектность). На основании анкетного опроса и самоотчетов определены критерии субъектности пользователей в социальных сетях.

Индикаторы высокой субъектности личности в виртуальном событии: а) повышенная коммуникативность, расширяющая границы и сферы взаимодействия; б) познание собственных возможностей и реализация потенций; в) познавательная активность и направленность на исследование нового; г) преобразовательная деятельность в виртуальном пространстве бытия; д) выраженная лидерская позиция; е) применение ресурсов виртуального бытия в реальном бытии. Индикаторы низкой субъектности: а) пассивность в коммуникации, ограниченность контактов

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

знакомыми лицами; б) ожидание инициативы от партнеров по со-бытию; в) зависимое отношение к среде виртуальных интеракций и к партнерам по общению; д) высокая ориентация на одобрение группы.

3. Установлено, что различающиеся интенсивностью активности и субъектностъю пользователи социальных сетей обладают различными характерологическими и поведенческими особенностями, проявляют различия в самоактуализации, в тенденциях межличностной ориентации и в стратегиях самопредъявления.

4. Доказано наличие взаимосвязи личностных характеристик пользователя Интернет-коммуникации и интенсивности его активности (высокой или сниженной).

Акторам с высокой активностью виртуального общения свойственны:

Ориентированность на общение (фактор А:т = 11,89), связанная с ведомостью, зависимостью от мнения Других (фактор Е: т = 10,75; фактор Q2:m = 8,58), социальная пассивность и ожидание инициативы от Других (фактор H: т = 12,96); склонность к тревожности (фактор О:т = 12,13) и сниженному самоконтролю, неустойчивость настроения (фактор Q3: т = 11,48); нацеленность на экспериментирование (фактор Q1: т = 9,55) (16-pf Р.Б. Кеттелла);

Направленность на самоактуализацию, выражающаяся в творческом отношении к жизни, ориентации на познание нового («Стремление к творчеству»: т = 7,96); в поиске максимальной самореализации с применением для этого всех имеющихся ресурсов бытия («Спонтанность»: т = 7); в адекватной самооценке и позитивной Я-концепции («Аутосимпатия»: т = 7,65); в компетентности в области коммуникации («Контактность»: т = 6,44); в способности к адекватному самовыражению в общении и отсутствии социальных стереотипов

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

(«Гибкость в общении»:m = 6,41) («САМОАЛ» А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калиной);

Стремление к близким отношениям (шкала Ae: m = 4,31), но с ожиданием большей инициативы от Другого (шкала Iw: m = 6,13) и большей эмоциональной вовлеченности от партнеров по общению (шкала Aw: m = 7,2). (FIRO-B В. Шутца);

В стратегиях самопредъявления преобладают «Стремление понравиться» (m = 10,89), «Демонстрация слабости» (m = 10,41), «Отслеживание производимого впечатления» (m = 11,41), «Вариативность поведения» (m = 11,37) («Стратегии самопредъявления» И.П. Шкуратовой)

Акторов с низкой активностью виртуального общения отличают следующие личностные характеристики:

Сниженная коммуникативность (фактор А: m = 8,09), автономность (фактор H: m = 11,63) и консервативность (фактор Q1: m = 7,27); эмоциональная устойчивость (фактор С: m = 15,09), высокая интеграция (фактор Q3: m = 14,18), сознательность (фактор G: m = 14,27) и сдержанность поведения (фактор О: m = 10,36); отстраненность от группы, склонность к независимости в отношениях (фактор!: m = 6,81; фактор Q2:m = 12,09) и доминантность (фактор E: m = 13,18) (16-pf Р.Б. Кеттелла);

Сниженная самоактуализация; полноценной самоактуализации

препятствует избегание экспериментирования («Стремление к

творчеству»: m = 6,18); стремление к стабильности, нерешительность («Спонтанность»: m = 5,9); неуверенность в себе в сфере коммуникации («Аутосимпатия»: m = 5,72), исчезающая только в знакомой обстановке и компании («Контактность»: m = 4,09); ригидность и непластичность в коммуникации с разными людьми («Гибкость в общению^ = 4,54) («САМОАЛ»А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калиной);

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

Тенденция к общению с меньшим количеством людей (шкала Iw: m = 3,54), связанная с избирательностью в установлении близких отношений (шкала Aw: m = 4,27) и эмоциональной дистанцированностью (шкала Ae: m = 2,63) (FIRO-B В. Шутца);

Преобладание стратегий «Самопродвижение» (m = 10,81) и «Примерность» (m= 10,54) («Стратегии самопредъявления» И.П. Шкуратовой).

5. Установлена взаимосвязь личностных характеристик пользователей социальных сетей с особенностями их субъектности (высокая или низкая).

Акторов с высокой субъектностью виртуального общения отличают следующие личностные характеристики:

Стремление к общению (фактор А: m = 13,83), смелость (фактор H:

m = 14,91) и спонтанность в социальных контактах(фактор N: m = 11), стремление к эмоциональным связям (фактор F: m = 13,33), но с высокой ориентацией на укрепление и поддержку своей независимости (фактор Q2: m = 10,16) и на доминантность в отношениях (фактор E: m = 12,91); эмоциональная устойчивость (фактор С: m = 16,16), высокий

самоконтроль (фактор Q3: m = 12,08), добросовестность (фактор G: m = 15,08); склонность к экспериментированию (фактор Q1: m = 11,25) (16-pf Р.Б. Кеттелла);

Высокая направленность на самоактуализацию, выражающаяся в

способности разделять ценности самоактуализирующейся личности («Ценности»: m = 9,66); в творческом отношении к жизни и склонности к экспериментированию («Стремление к творчеству)^ = 10,16); в способности жить здесь и сейчас («Ориентация во времени»: m = 6,25); в компетентности в области коммуникации («Контактность»: m = 8), но

недоверии к людям («Взгляд на природу человека»: m = 5) и стремлении к независимости («Автономность»: m = 7,33); в способности к адекватному самовыражению в общении («Гибкость в общении»: m = 7,66); в

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

познавательной активности («Потребность в познании»: m = 6) и ориентированности на максимальную реализацию своих потенциальных возможностей («Спонтанность»: m = 7,91); в чувствительности к себе («Самопонимание»: m = 5,16) («САМОАЛ»А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калиной);

Стремление к принадлежности, вовлеченность в деятельность

группы (шкала Ie: m = 7,33) и собственная инициатива в выстраивании отношений (шкала Iw: m = 4,16); инициатива в контроле и руководстве складывающимися взаимоотношениями (шкала Ce: m = 7,83) и

Предпочитаемые стратегии самопредъявления - «Стремление понравиться» (m = 12,33), «Примерность» (m = 10,83), «Отслеживание производимого впечатления» (m = 12,25) («Стратегии самопредъявления» И.П. Шкуратовой).

Акторов с низкой субъектностью виртуального общения отличают следующие личностные характеристики:

Высокая ориентированность на общение (фактор А: m = 10,52), но

со склонностью к приспособляемости (фактор E: m = 9,23), зависимость от группы (фактор Q2: m = 7,47), пассивность в установлении контактов (фактор H: m = 11,58) и осторожность в выборе партнера (фактор F: m = 10,35); эмоциональная неустойчивость (фактор С: m = 11,17) и

непосредственность поведения (фактор N: m = 9,76), граничащие с непостоянством, малообязательностью (фактор G: m = 10,47) и

недисциплинированностью (фактор Q3: m = 11,05); консервативность (фактор Ql: m = 8,35) (16-pf Р.Б. Кеттелла);

Сниженный уровень самоактуализации; полноценной

самоактуализации препятствует консервативность («Стремление к

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

творчеству»: m = 6,41); неуверенность в себе и своих способностях, нерешительность («Спонтанность» - m = 6,35), недоверие к людям («Взгляд на природу человека» - m = 2,94); сниженная познавательная активность («Потребность в познании»: m = 4,17); трудности в установлении взаимоотношений («Контактность»: m = 5,35) и ригидность в общении («Гибкость в общении»: m = 5,52); высокая

ориентированность на мнение окружающих («Самопонимание»: m = 3,52) и зависимость от Других («Автономность»: m = 5,52); погруженность в прошлые переживания («Ориентация во времени»: m = 4,29) («САМОАЛ» А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калиной);

Отсутствие инициативы в отношениях (шкала Ie: m = 3,29) и ожидание инициативы от Других (шкала Iw: m = 7,52), зависимость от мнения и руководства извне (шкала Cw: m = 7,7), что обусловливает избегание ответственности (шкала Ce: m = 3,64) (FIRO-B В. Шутца);

Предпочитаемые стратегии самопредъявления -

«Самопродвижение» (m = 11,23), «Запугивание» (m = 10,52) и

«Демонстрация слабости» (m = 11,52) (Опросник «Стратегии

самопредъявления» И.П. Шкуратовой).

Проделанная работа создает перспективы для дальнейших научных изысканий в направлении изучения личности в условиях нарастающей виртуализации бытия. Полученные результаты эмпирического

исследования демонстрируют разнонаправленные эффекты виртуализации бытия современного человека.

Таким образом, теоретико-методологические положения

субъектного подхода и их конкретизация в субъектно-бытийном подходе к рассмотрению личности создают основания для анализа дуальных эффектов, обусловленных качеством активности личности в виртуальном пространстве ее бытия, а, именно тем, является ли ее активность субъектной или нет.

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

Интенсивностный и качественный (высокая субъектность / низкая субъектность) параметры активности личности в социальных сетях Интернета связаны с ее психологическим статусом как субъекта бытия и с соответствующими этому статусу различиями в самоактуализации, характерологических и поведенческих особенностях, в тенденциях межличностной ориентации и способах самопредъявления в коммуникации.

В психологических исследованиях внимание чаще обращено к отрицательным следствиям вовлеченности личности в Интернет-контакты. Прежде всего, к таким следствиям относится формирование зависимости, невозможность «насытить» возникающую потребность в виртуальном событии.

При сравнении высокоактивных пользователей с теми, кто характеризуется сниженной активностью в социальных сетях очевидны предпосылки возникающей зависимости у первой группы, их «ненасыщаемой» потребности в виртуальном со-бытии. Но последующая дифференциация на основании качества активности (высокая или низкая субъектность проявляемой личностью активности) показывает, что активному пользователю с субъектной позицией такая зависимость не угрожает.

Пользователям с высокой субъектностью в социальной сети свойственна общительность, характеризуемая выраженной собственной инициативностью в выборе партнеров и в установлении правил и регламентов общения, независимость, склонность к доминантности и неприятие контроля со стороны; высокий уровень самоактуализации и стремление «быть примером» для партнеров.

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

самоактуализации в совокупности с консервативностью и социальной пассивностью; стремление к самопродвижению посредством

демонстрации агрессии или, напротив, слабости и ожидание поддержки извне.

Полученные результаты о качестве активности личности в социальной сети расширяют применимость субъектно-бытийного подхода к личности, распространяя его на анализ и интерпретацию феноменологии субъектной активности личности в пространстве виртуального со-бытия с Другими. Эмпирическое исследование эвристичность этого подхода к анализу личности в связи с особенностями ее активности в виртуальных социальных сетях. Обоснование и понимание аспектов качества со-бытия личности в виртуальном бытии способствует новому уровню осуществления поддержки и консультирования пользователей в ситуации Интернет-зависимости, служит основой для разработки коррекционных тренингов и программ, ориентированных на различные группы пользователей сети Интернет и социальных сетей.

Список литературы

1. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности / К.А. Абульханова. М.: Наука, 1973. - 288 с.

2. Абульханова К.А. Предисловие / К.А. Абульханова, А.Н. Славская // Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. М.: Питер, 2003. - С. 3-4.

3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. - 335 с.

4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль. 2000. - 155 с.

5. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б.Г. Ананьев. М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.

6. Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена субъекта и границы

субъектно-деятельностного подхода / Л.И. Анцыферова // Проблемы субъекта в психологической науке / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н.

Дружинина. М.: Академический проект, 2000. - С.27-42.

7. Арестова О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский / Вестник МГУ, 1996. - Сер. 14. Вып. 4. - С. 14-20.

8. Арестова О. Н. Психологическое исследование мотивации пользователей интернета / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский // Материалы второй

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

Российской конференции по экологической психологии: тезисы. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. - С. 245-246.

9. Богомолова Е. И. Нарастающая виртуализация бытия и особенности субъектности личности, являющейся пользователем социальных сетей / Е.И. Богомолова // Личностная идентичность: вызовы современности: материалы Всерос. психол. науч.-практ. конф. (с иностранным участием) / под ред. З.И. Рябикиной и В.В. Знакова. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, Майкоп: Адыгейский гос. ун-т; М.: Институт психологии РАН, 2014. - С. 180 - 182.

10. Брушлинский А.В. О критериях субъекта / А.В. Брушлинский // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А.В. Брушлинского М.И. Воловиковой. М.: Пер Сэ, 2002. - С. 9-34.

11. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке / А.В. Брушлинский. Психологический журнал. 1991. - № 6. - С. 6-10; 1992. - № 6. - С. 3-12; 1993. - № 6. - С. 3-15.

12. Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта / A.B. Брушлинский. М.: ИП РАН, 1994. - 109 с.

13. Брушлинский А.В. Психология субъекта / А.В. Брушлинский. СПб.: Алетейя, 2003. - 272 с.

14. Брушлинский А.В. Психология субъекта: некоторые итоги и перспективы /

A. В. Брушлинский // Известия РАО, 1999. - №1. - С. 30-41.

15. Зинченко Ю.П. Виртуализация реальности: от психологического

инструментария к новой субкультуре / Ю.П. Зинченко // Человек как субъект и объект медиапсихологии. М.: Изд-во МГУ, 2011. - 247 с.

16. Знаков В.В. Понимание субъектом мира как проблема психологии человеческого бытия / В.В. Знаков // Проблема субъекта в психологической науке. М.: Академический проект, 2000. - № 4. - С. 86-105.

17. Знаков В.В. Психология субъекта и психология человеческого бытия / В.В. Знаков // Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В.В. Знакова,

З.И. Рябикиной. M.: Институт психологии РАН, 2005. - С. 9-44.

18. Знаков В.В. Психология человеческого бытия - одно из направлений развития психологии субъекта / В.В. Знаков // Психологический журнал. 2008. - Т. 29. № 2. -С. 69-77.

19. Леонтьев А.Н. Психологическая теория деятельности. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения: в 2 т. / под ред.

B. В. Давыдова, В.П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1983. - Т.2. - 320 с.

20. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность / А.Н. Леонтьев // Вопросы философии, 1974. - № 4. - С. 87-97; № 5. - С. 65-78.

21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. - с. 352.

22. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1997. - 190 с.

23. Рябикина З.И. Возможные изменения субъектной позиции личности в связи с нарастающей виртуализацией ее бытия / З.И. Рябикина, Е.И. Богомолова // Человек. Сообщество. Управление, 2013. - №2. - С.76-90.

24. Рябикина З. И. Интерпретация проблем нарастающей виртуализации отношений личности с позиций психологии субъекта / З.И. Рябикина // Идеи О.К. Тихомирова и А.В. Брушлинского и фундаментальные проблемы психологии (к 80-летию со дня рождения): материалы Всерос. науч. конф. (с иностранным участием). М.: МГУ, 2013. - С.77-79.

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

25. Рябикина З.И. Личность как субъект бытия и со-бытия / З.И. Рябикина // Психология личности: учебное пособие / под ред. П.Н. Ермакова, В. А. Лабунской. М.: ЭКСМО, 2007. - С. 132-166.

26. Рябикина З.И. Субъектно-бытийный подход к анализу общения как со-бытия личности со значимыми Другими / З.И. Рябикина // Психология общения: XXI век: 10 лет развития: материалы Междунар. конф.: в 2 т. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2009. - Т.1. - С. 93-96.

27. Рябикина З.И. Субъектно-бытийный подход к изучению развивающих личность противоречий / З.И. Рябикина // Психологический журнал РАН, 2008. - Т. 29, №2. - С.78-87.

28. Сергиенко Е.А. Идеи Б. Г. Ананьева в разработке системно-субъектного

подхода / Е.А. Сергиенко // Методологические и теоретические проблемы психологии: материалы научной конференции / под ред. Л. А. Цветковой, В. М. Аллахвердова.

СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2009. - Вып. 1. С. 89-92.

29.Чудова Н.В. Особенности образа «Я» жителя Интернета / Н.В. Чудова // Психологический журнал, 2002. - №1. - С.54-59.

1. Abul"hanova K.A. O sub"ekte psihicheskoj dejatel"nosti / K.A. Abul"hanova. M.: Nauka, 1973. - 288 s.

2. Abul"hanova K.A. Predislovie / K.A. Abul"hanova, A.N. Slavskaja // Rubinshtejn S.L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir. M.: Piter, 2003. - S. 3-4.

3. Abul"hanova-Slavskaja K.A. Dejatel"nost" i psihologija lichnosti / K.A. Abul"hanova-Slavskaja. M.: Nauka, 1980. - 335 s.

4. Abul"hanova-Slavskaja K.A. Strategija zhizni / K.A. Abul"hanova-Slavskaja. M.: Mysl". 2000. - 155 s.

5. Anan"ev B.G. Lichnost", sub"ekt dejatel"nosti, individual"nost" / B.G. Anan"ev. M.: Direkt-Media, 2008. - 134 s.

6. Ancyferova L.I. Psihologicheskoe soderzhanie fenomena sub"ekta i granicy

sub"ektno-dejatel"nostnogo podhoda / L.I. Ancyferova // Problemy sub#ekta v psihologicheskoj nauke / pod red. A.V. Brushlinskogo, M.I. Volovikovoj, V.N.

Druzhinina. M.: Akademicheskij proekt, 2000. - S.27-42.

7. Arestova O.N. Kommunikacija v komp"juternyh setjah: psihologicheskie

determinanty i posledstvija // O.N. Arestova, L.N. Babanin, A.E. Vojskunskij / Vestnik MGU, 1996. - Ser. 14. Vyp. 4. - S. 14-20.

8. Arestova O.N. Psihologicheskoe issledovanie motivacii pol"zovatelej interneta / O.N. Arestova, L.N. Babanin, A.E. Vojskunskij // Materialy vtoroj Rossijskoj konferencii po jekologicheskoj psihologii: tezisy. M.: Jekopsicentr ROSS, 2000. - S. 245-246

9. Bogomolova E.I. Narastajushhaja virtualizacija bytija i osobennosti sub"ektnosti lichnosti, javljajushhejsja pol"zovatelem social"nyh setej / E.I. Bogomolova // Lichnostnaja identichnost": vyzovy sovremennosti: materialy Vseros. psihol. nauch.-prakt. konf. (s inostrannym uchastiem) / pod red. Z.I. Rjabikinoj i V.V. Znakova. - Krasnodar: Kubanskij gos. un-t, Majkop: Adygejskij gos. un-t; M.: Institut psihologii RAN, 2014. - S. 180 - 182.

10. Brushlinskij A.V. O kriterijah sub"ekta / A.V. Brushlinskij // Psihologija individual"nogo i gruppovogo sub"ekta / pod red. A.V. Brushlinskogo M.I. Volovikovoj. M.: Per Sje, 2002. - S. 9-34.

11. Brushlinskij A.V. Problema sub"ekta v psihologicheskoj nauke / A.V. Brushlinskij. Psihologicheskij zhurnal. 1991. № 6. S. 6-10; 1992. № 6. S. 3-12; 1993. - № 6. - S. 3-15.

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

12. Brushlinskij A.B. Problemy psihologii sub"ekta / A.B. Brushlinskij. M.: IP RAN, 1994. - 109 s.

13. Brushlinskij A.V. Psihologija sub"ekta / A.V. Brushlinskij. SPb.: Aletejja, 2003. -

14. Brushlinskij A.V. Psihologija sub"ekta: nekotorye itogi i perspektivy / A.V. Brushlinskij // Izvestija RAO, 1999. - №1. - S. 30-41.

15. Zinchenko Ju.P. Virtualizacija real"nosti: ot psihologicheskogo instrumentarija k novoj subkul"ture / Ju.P. Zinchenko // Chelovek kak sub"ekt i ob"ekt mediapsihologii. M.: Izd-vo MGU, 2011. - 247 s.

16. Znakov V.V. Ponimanie sub"ektom mira kak problema psihologii chelovecheskogo bytija / V.V. Znakov // Problema sub"ekta v psihologicheskoj nauke. M.: Akademicheskij proekt, 2000. - № 4. - S. 86-105.

17. Znakov V.V. Psihologija sub"ekta i psihologija chelovecheskogo bytija / V.V. Znakov // Sub"ekt, lichnost" i psihologija chelovecheskogo bytija / pod red. V.V. Znakova,

Z.I. Rjabikinoj. M.: Institut psihologii RAN, 2005. - S. 9-44.

18. Znakov V.V. Psihologija chelovecheskogo bytija - odno iz napravlenij razvitija psihologii sub"ekta / V.V. Znakov // Psihologicheskij zhurnal. 2008. - T. 29. № 2. - S. 69-77.

19. Leont"ev A.N. Psihologicheskaja teorija dejatel"nosti. Dejatel"nost". Soznanie. Lichnost" / A.N. Leont"ev // Izbrannye psihologicheskie proizvedenija: v 2 t. / pod red. V.V. Davydova, V.P. Zinchenko, A.A. Leont"eva, A.V. Petrovskogo. M.: Pedagogika, 1983. - T.2. - 320 s.

20. Leont"ev A.N. Dejatel"nost" i lichnost" / A.N. Leont"ev // Voprosy filosofii, 1974. - №

4. - S. 87-97; № 5. - S. 65-78.

21. Leont"ev A.N. Dejatel"nost". Soznanie. Lichnost" / A.N. Leont"ev. M.: Politizdat, 1975. s. 352.

22. Rubinshtejn, S.L. Chelovek i mir / S.L. Rubinshtejn. M.: Nauka, 1997. - 190 s.

23. Rjabikina Z.I. Vozmozhnye izmenenija sub"ektnoj pozicii lichnosti v svjazi s narastajushhej virtualizaciej ee bytija / Z.I. Rjabikina, E.I. Bogomolova // Chelovek. Soobshhestvo. Upravlenie, 2013. - №2. - S.76-90.

24. Rjabikina Z.I. Interpretacija problem narastajushhej virtualizacii otnoshenij lichnosti s pozicij psihologii sub"ekta / Z.I. Rjabikina // Idei O.K. Tihomirova i A.V. Brushlinskogo i fundamental"nye problemy psihologii (k 80-letiju so dnja rozhdenija): materialy Vseros. nauch. konf. (s inostrannym uchastiem). M.: MGU, 2013. - S.77-79.

25. Rjabikina Z.I. Lichnost" kak sub"ekt bytija i so-bytija / Z.I. Rjabikina // Psihologija lichnosti: uchebnoe posobie / pod red. P.N. Ermakova, V.A. Labunskoj. M.: JeKSMO, 2007. -

26. Rjabikina Z.I. Sub"ektno-bytijnyj podhod k analizu obshhenija kak so-bytija lichnosti so znachimymi Drugimi / Z.I. Rjabikina // Psihologija obshhenija: XXI vek: 10 let razvitija: materialy Mezhdunar. konf.: v 2 t. M.; Obninsk: IG-SOCIN, 2009. - T.1. - S. 93-96.

27. Rjabikina Z.I. Sub"ektno-bytijnyj podhod k izucheniju razvivajushhih lichnost" protivorechij / Z.I. Rjabikina // Psihologicheskij zhurnal RAN, 2008. - T. 29, №2. - S.78-87.

28.Sergienko E.A. Idei B. G. Anan"eva v razrabotke sistemno-sub"ektnogo podhoda / E.A. Sergienko // Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii: materialy nauchnoj konferencii / pod red. L. A. Cvetkovoj, V. M. Allahverdova. SPb.: Izd-vo S.-Peterburgskogo universiteta, 2009. - Vyp. 1. S. 89-92.

29.Chudova N.V. Osobennosti obraza «Ja» zhitelja Interneta / N.V. Chudova // Psihologicheskij zhurnal, 2002. - №1. - S.54-59.

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Выбор интернет-пользователей наиболее подходящей для них социальной сети — дело сугубо личных предпочтений. Ведь каждый такой сервис имеет свои отличительные черты, свои плюсы и недостатки. Поэтому, размышлять о том, какая социальная сеть самая оптимальная или какая социальная сеть лучше, может быть бесполезно. Однако сравнить их главные характеристики и выбрать сеть наиболее оптимально — подходящую для себя лично — вполне реально. Этому вопросу и была посвящена вся нижеприведенная статья.

Выбор социальной сети: сравнительная характеристика

Главные характеристики сетей «Фейсбук», «Одноклассники» и «Вконтакте»:

1. Дружелюбие интерфейса

Успех взаимодействия интернет-пользователей с избранной социальной сетью в большой степени зависит от удобства их интерфейса. Если человек запутается в разделах, не поймет, где находятся нужные для него функции, то скорее всего, он не станет пользоваться своей страницей в социальной сети.

2. Интерфейс

Интерфейс каждой из наиболее распространенных в России соцсетей отличается простотой. При этом, наиболее удобным принято считать интерфейс ВКонтакте, а самым сложным ОК. Интересно, что интерфейс ВКонтакте чуть раньше был практически полностью «скопирован» с соцсети «Фейсбук», так что о преимуществах интерфейса «Вконтакте» можно еще поспорить. характеристики еще находятся под большим вопросом.

3. Функционал

Интерфейс – это только внешняя сторона. Что гораздо важно в любом соцсети, так это ее возможности, функционал. Учитывая наличие постоянной конкуренции между социальной сетями, владелец каждой сети пытается обогнать своего оппонента и подготовить для пользователей какой-то сюрприз. Однако главные функции в любой сети весьма похожи: возможность отправки сообщений, сама «стена», подборка аудио и видеозаписей, фотоальбомы, приложения, группы и паблики.

Стоит упомянуть о том, что на «Фейсбуке» нет столь привычного русским пользователям раздела с музыкальными композициями. Однако данная особенность FB не упущение владельцев, а выполнение закона, защищающего авторское право музыкантов и певцов.

4. Конфиденциальность и безопасность использования

Наверняка, многие слышали, что-то о том, что Фейсбук был создан под строгим контролем ФБР, а значит, все данные из нее отслеживаются. На самом деле, в той или иной мере отслеживается почти что все, что размещается в Интернете. Значит, и «Фейсбук», и «Одноклассники» и «Вконтакте» одинаково не защищены перед представителями спецслужб.

К примеру, сегодня в России людей штрафуют в соц.сетях (ОК, ВК), за неправомерный экстремизм. Формулировки этого закона в России об экстремизме очень расплывчатые, поэтому любого могут осудить и дать штраф. В РИА Новостях от 7 апреля 2016 г. отмечалось, что Россия так и лидирует по огромному количеству жалоб в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) и занимает 2-е место, несколько лет подряд она занимала 1-е место, но сейчас на 2 -е место Россию, сместила Украина, и то наверно временно.

Сегодня например, написал правду в Одноклассниках или Вконтакте, которая не нравится РФ, получи штраф, Если погуглить, то вы заметите, что штрафы получают пользователи, именно этих двух соц.сетей — Одноклассники и Вконтакте, ведь они считаются российскими. Но это пока не касается пользователей соц.сетей Фэйсбук и Гугл, похоже спецслужбам Р.Ф не дают в Фейсбуке и Гугле развернуться и применять свой неправомерный закон об экстремизме. А совсем недавно, власти РФ решили заблокировать крупнейшую профессиональную соц.сеть LinkedIn, в связи с тем, что персональные данные российских участников этой соц.сети не хранятся на территории РФ. Такие первые шаги, могут привести и к блокировке Гугл, Ютуб, других интернет ресурсов, которые не предоставили России ключики контроля.

А если говорить о защите личных данных, то здесь явными преимуществами отличается именно»Фейсбук». Эта цукербергская социальная сеть отличается особенной строгостью в вопросах защиты конфиденциальных данных пользователей. Любой владелец страницы на «Фейсбук» может четко обозначить круг лиц, получающих доступ к основной информации на странице или даже полностью защитить свою страницу от посторонних людей. Часто можно услышать, что персональные странички пользователей таких соц.сетей, как ОК, ВК, Майл, то и дело, взламывают. Но такого не услышишь от пользователей соцсетей Фейсбук и Гугл, скорее всего без дополнительных объяснений вы понимаете — почему?! Все дело в конфиденциальности и безопасность использования.

5. Аудитория

Если рядовые пользователи чаще всего ищут лишь страницы своих знакомых, то для владельцев страниц для раскрутки бендов больше волнуют такие характеристики, как посещаемость и целевая аудитория. Сетями «Одноклассники» и «Контакт» – сервисы, пользующиеся распространенностью среди жителей России и стран бывшего СССР. Фейсбук же – социальная сеть международного значения.

6. В Facebook можно легко удалить страницу

7. Facebook защищает от спама

Вконтакте и ОК спама невероятно много. Это и надоедающие приглашения в приложения и группы, частый взлом аккаунтов, спамные сообщения на стене, в личных сообщениях и группах. Это неудобство часто вынуждает пользователей закрывать свои профили, что само по себе противоречит цели социальных сетей. В фэйсбуке же спама и закрытых профилей значительно меньше.

8. Главная страница

В facebook в роли главной страницы выступает лента новостей друзей владельца страницы Вконтакте же главной страницей был поставлен свой собственный профиль, что удобно далеко не всем.

9. Facebook функциональнее

В фэйсбуке имеется столько функций, что разобраться быстро в них просто не получится. Именно поэтому многие люди считают его непонятным и скучным. Но стоит лишь уделить знакомству с данной соцсетью чуть больше времени, как все трудности разрешаются сами по себе и взору нового пользователя открывается огромный функционал сети, что делает «Фейсбук» особенно удобным и интересным.

Фейсбук радует разными чудесными функциями. Возможность менять доступ к публикации. Возможность публиковать задним числом. Это всё очень удобно. Например, были на мероприятии, а фотографии получили только через месяц. Их можно добавить в хронику тем числом, что было мероприятие. И когда будете через год просматривать, то точно увидете когда это мероприятие было. Пост ставиться в хронологическом порядке.
Ещё, например, можно переносить свои посты из других соц.сетей. Публикуя их в хронике с доступом только для себя и временем их публикации в соц.сети из которой переносите. То есть хронология сохраняется, но никому ленту они не захламят. Позже, можно доступ поменять и их можно будет видеть при заходе на страницу.
Ещё одна очень удобная штука. Если отредактировали публикацию или вообще удалили, то в перепостах она тоже измениться. Такого нет ни в ВК, ни в Г+.

Но в ФБ пока нет возможности редактировать в группе публикации от других пользователей, как это есть в ВК, если ты на правах админа. Не помешало бы если бы ФБ был более адаптивным и широкие дизайны, например поиск бы мегарасширенный и удобный, наподобие в ВК, + видео и музыку и возможность сортировать. Но будем ждать, что нам остается еще делать…

10. Миллионы приложений

Бесчисленный выбор приложений – от игровых до кросспостинга всех последних записей интересующего блога. Здесь каждый пользователь сможет найти то, что интересно ему, тогда как большая часть приложений «Одноклассников» и «Вконтакте» предназначена лишь для развлечения.

11. Facebook открыт для других сайтов

Фэйсбук без опасения отдает трафик пользователей сторонним сайтам. Это подтверждает то, что в 2010 году он смог обогнать поисковую систему google по числу переходов на сайты. Вконтакте и ОК же всячески препятствует переходу трафику на другие сайты.

12. В Facebook информация идет из первых рук

У всех нас есть что-то, что нам особенно дорого и любо. Современные музыканты, любимые фильмы, известные актеры, брэнды и компании производители, интернет-сайты культурных направлений и дорогие нам люди. Вконтакте есть для этого группы, в которых люди со схожими интересами обмениваются информацией. Это может быть достаточно интересно. Но в Facebook можно найти настоящие страницы или сообщества знаменитостей, где все новости публикуют сами звезды или их доверенные лица. Именно оттуда вся информация затем расходится по другим социальным сетям.

13. В Facebook есть удобный чат

Постоянно искать в меню пункт «личные сообщения» может быть не очень удобно. В Facebook же в нижней правой части экрана находится весьма удобный чат со списком всех имеющихся контактов, что позволяет делать общение особенно легким и приятным.

14. У Facebook имеется облегченная и мобильная версия

Эта особенность может в разы облегчить пользование соцсетью в том случае, когда качество интернета оставляет желать лучшего. Эти совсем легкие и маленькие версии позволят оставаться на связи как в самом городе, так и за его пределами.

15. Facebook имеет iPhone-приложение и другие приятные особенности

Сейчас многих молодые люди решили обзавестись новеньким современным iPhone. Любой из владельцев данного устройства знает, что в соцсеть удобнее заходить через специальное приложение. У Facebook на сегодняшний день самая современная и удобная «родная» программа, которая помогает делать на своей странице все, что угодно заходя на нее через специальное приложение, установленное на своем смартфоне. Конечно, для Вконтакте тоже имеется подобное iPhone-приложение, однако удобство использования этого приложения по-прежнему оставляет желать лучшего.

16. Facebook — это общение без границ

На сегодняшний день в сети Facebook зарегистрировалось более 300 миллионов пользователей, и их число продолжает расти. Без тени сомнения можно сказать, что именно Facebook считается самой популярной социальной сетью для общения с пользователями со всего мира. Этому благоприятствует то, что функционал Facebook уже был переведен на все основные языки мира и не перестает добавлять новые.

Прямо на сайтеFacebook можно установить автоматический онлайн-переводчик и после читать новости на любом языке. Чтобы вам настроить автоматический перевод на ваш язык, вам необходимо щелкнуть по «Настройкам» в правом верхнем углу, выбрать раздел «Настройки» — «Язык». И установить язык, на который вы хотите переводить комментарии, сообщения, и т.п. После этого, внизу, каждого сообщения и комментария, у вас появится кнопка «Показать перевод» на ваших просматриваемых страницах. Смотрите картинки ниже, чтобы увидеть, как произвести эти настройки на практике:

17. Facebook — это ваш универсальный аккаунт и пропуск

Сейчас все большее число новых веб-сервисов могут использовать аккаунт аккаунт в «Facebook» для облегчения авторизации. Это избавляет пользователя от долгого заполнения скучных анкет и делает пользование интересными для него ресурсами и особенно удобными.

18. Facebook — для взрослых ответственных людей

Вконтакте — для детей и подростков. Пришло то время, когда Вконтакте стал похож на игровую площадку для детей школьного возраста. Тогда как взрослые и ответственные люди все чаще и чаще выбирают для себя Facebook.

Конечно, каждый интернет-пользователь может оставаться при своем мнении, решая, какая социальная сеть лучше для него самого. Однозначного ответа просто не может быть. И если, по началу, сложно определиться, какой сервис будет самым удобным, можно попробовать завести страницу в каждой из 3-х социальных сетей. Это весьма расширит возможности для общения и иного взаимодействия с внешним миром.

Но наша команда ОПТИМУС ЖИЗНЬ, из всех соц.сетей, считает приоритетной и оптимальной — Facebook.

А на какую соц.сеть падает ваш выбор и почему? Напишите в комментариях ниже.

Что такое Социальные сети и каковы их характеристики? Каковы особенности разных социальных сетей в разных странах? Какие плюсы и минусы они сулят своим пользователям? Какова их функциональная специализация и как с ними работать?

1. Популярность и визуализация использования социальных сетей в современных условиях

Для уяснения причины столь высокой популярности социальных сетей целесообразно воспользоваться результатами визуализации их практического использования. Согласно обзору рынка социальных сетей в России, странах СНГ и Восточной Европы в 2009 году, можно понять, как будет развиваться этот рынок далее: по каким моделям пойдёт проникновение и какие методы следует использовать для дальнейшего продвижения социальных сетей в той или иной стране.

Российские социальные сети развиваются по примеру и опыту соцсетей США и Западной Европы, небольшие соцсети государств Восточной Европы и СНГ, частично перенимая опыт «старших братьев», параллельно ищут свой путь для достижения наибольшего влияния на своих пользователей (рис.1-2).

Рис.1. Результаты визуализации использования социальных сетей в мире.


Рис.2. Социальные сети, популярные в России, странах СНГ и Восточной Европе.

J’son & Partners Consulting представляет обзор рынка социальных сетей в России, странах СНГ и Восточной Европы: наиболее популярные соцсети, их аудитория, её характеристики, а также особенности развития региональных рынков социальных сетей и перспективы развития.

ПОКАЗАТЕЛИ ПОПУЛЯРНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В РОССИИ, СТРАНАХ СНГ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ:

В России наиболее популярными социальными сетями можно назвать проекты Vkontakte.ru и МойМир@Mail.ru : их ежемесячная аудитория на конец 2009 года составила 17,7 и 15,6 млн. пользователей соответственно. Всего в России в среднем насчитывается около 25 млн. пользователей, которые хотя бы один раз в месяц используют социальные сети.

В странах СНГ лидируют российские социальные сети: на первое место выбрались Odnoklassniki.ru, далее – Vkontakte.ru и МойМир@Mail.ru. Так, Odnoklassniki.ru первые в Армении, МойМир@Mail.ru лидирует по числу пользователей в Казахстане, Узбекистане, Киргизии и Молдове. А вот в Белоруссии и на Украине первое место занимает Livejournal.com.

То, что в странах СНГ наибольшее распространение получили именно российские социальные сети, обуславливается тесными социальными связями между гражданами этих стран и россиянами, популярностью и распространённостью русского языка. Важными факторами являются высокое качество сервисов и наличие большого количества зарегистрированных пользователей – то, на чём собственно и держится популярность социальных Интернет-проектов. Популярность российских проектов не смогла пострадать и с развитием в странах СНГ национальных социальных сетей – в связи с перечисленными факторами ни одному из этих проектов не удается обойти по популярности российские.

В Восточной Европе, напротив, именно региональные социальные сети привлекают большинство граждан. Имеющие интерфейсы на государственных языках и доменные имена в региональных зонах, они обязаны своей популярностью тщательно охраняемой и культивируемой самобытности населения и их языковой специфике. В Польше, Чехии и Венгрии по количеству пользователей как раз лидируют подобные проекты. Исключение составляет Румыния – страна Восточной Европы, в которой наибольшее число пользователей соцсетей приходится на американский проект Hi5.com.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

На данном этапе развитие социальных сетей в России, странах Восточной Европы и СНГ находится на разных стадиях. Для удобства аналитики J’son & Partners Consulting разделили рынки соцсетей в странах СНГ, Восточной Европы и России на четыре категории по численности аудитории социальных сетей и темпам ее роста.


Рис.3. Категории рынков социальных сетей по численности и темпам роста аудитории.

Первая категория , в которую попала только Россия, характеризуется большим числом пользователей соцсетей (от 6 млн. человек) и высокими темпами роста. К примеру, в нашей стране на данный момент насчитывается 25 млн. пользователей социальных сетей, что сравнимо с общим числом пользователей социальных сетей в других рассматриваемых странах вместе взятых. По прогнозам J’son & Partners Consulting, ежегодный прирост числа пользователей социальных сетей до 2014 года в России составит в среднем около 23%. Такая динамика определяет Россию как быстрорастущий и перспективный рынок.

Количество пользователей соцсетей от 6 млн. и невысокие темпы роста – это близкие к насыщению рынки. К этой группе относится польский рынок социальный сетей. Так, по итогам 2009 года в Польше насчитывалось около 11 млн. активных пользователей социальных сетей. Темпы прироста аудитории социальных сетей в Польше постепенно снижаются, что говорит о насыщении рынка.

Число пользователей социальных сетей менее 6 млн. человек и невысокие темпы роста характеризует рынки социальных сетей в большинстве стран Восточной Европы и СНГ . При этом рынок социальных сетей в странах Восточной Европы – в первую очередь в Венгрии, Чехии и Румынии – отличается снижением темпов прироста аудитории. Также к третьей группе относятся совсем новые, только зарождающиеся рынки социальных он-лайн-сервисов в Казахстане и Армении.

К четвёртой группе , в свою очередь, относятся рынки социальных сетей с небольшим количеством пользователей (менее 6 млн.) и высокими темпами роста. Такая ситуация наблюдается в большинстве стран СНГ: Белоруссии, Украине, Узбекистане, Молдове и Киргизии. Социальные сети и сам Интернет в этих странах находятся на ранней стадии развития, характеризующейся бурным ростом. Наибольшие темпы роста аудитории социальных сетей были отмечены в Узбекистане – в среднем около 40% в год.

Дальнейшее развитие социальных сетей, а также методы монетизации трафика в большей степени зависят от менталитета народа, распространения электронных платёжных сервисов, доходов населения и массы прочих факторов. Среди наиболее известных и популярных методов извлечения прибыли из социальных сетей называются реклама и маркетинговые решения, кастомизация и премиум-сервисы, игры и развлечения, различные коммуникационные сервисы.

Российские социальные сети развиваются по примеру и опыту соцсетей США и Западной Европы, небольшие соцсети государств Восточной Европы и СНГ, частично перенимая опыт «старших братьев», параллельно ищут свой путь для достижения наибольшего влияния на своих пользователей8.

2. Общая характеристика и направленность использования социальных сетей в России

Человечество всегда старалось упорядочить свое существование, определяя и вырабатывая классы, касты, сословия, группы. Принадлежность к своему классу, пожалуй, никогда не была слишком интересной задачей. Появление социальных групп, таких как школьный класс или университетский поток, также на время упорядочивало жизнь отдельного человека. Но проходило время, школа заканчивалась выпускным вечером, а студенческая жизнь – вручением дипломов. Друзья и приятели разъезжались, становились далекими по своим интересам, словом, социальная группа распадалась.

Социальные сети в Интернете – совершенно уникальное явление. Любой пользователь может выбирать свою социальную группу, а общение в ней можно установить, даже если все участники находятся в самых разных уголках страны и не видели друг друга по многу лет.

Одноклассники.ru. Одноклассники.ru (http://odnoklassniki.ru/) – самая популярная социальная сеть Рунета. Ее возможности перечислены на главной странице – поиск одноклассников и друзей, переписка с ними, просмотр фотографий, организация встреч (рис.4).


Рис.4. Самая популярная социальная сеть.

Интерфейс сайта предельно простой, поэтому мы не будем его рассматривать. Восемнадцать миллионов пользователей сумели с ним разобраться, поэтому никаких сложностей возникнуть не должно. Гораздо важнее представлять себе достоинства и недостатки, которые неизбежно ожидают всех пользователей, решивших вступить в социальную сеть.

К достоинствам можно отнести поиск людей. Да, можно снова увидеть весь свой класс, увидеть какими стали сейчас смешные мальчишки и девчонки, рассказать им о себе. Вас тоже могут найти даже те приятели и друзья, с которым были утеряны всяческие контакты. Море эмоций, заведение новых-старых знакомств, наблюдение удивительных метаморфоз – ве это ожидает вас сразу же после регистрации на сайте.

Недостатки пребывания в социальных сетях ощущаются не сразу. Для начала, приготовьтесь уделять довольно много времени пребыванию на сайте. Почему? Да потому что вам напишут множество старых знакомых – всем нужно ответить, они будут оценивать ваши фотографии по пятибалльной шкале, значит вам тоже будет нужно поразглядывать их фото и проставить оценки. Вспоминание адресов и телефонов будет коллективно-совместным, поэтому Вам придется принять в этом живое участие. Все это требует множество времени, причем, скорее всего, Ваше пребывание на сайте будет совершенно необходимым в разгар рабочего дня. Поэтому нужно будет отодвинуть скучные дела и погрузиться в мир ностальгии. Разумеется, это скажется на самой работе.

Будьте готовы к тому, что сообщения Вам будут писать не только старые друзья, но и новые незнакомцы. В конце концов, с технической точки зрения социальная сеть мало, чем отличается от обычного сервиса знакомств. Поэтому следует ожидать настойчивого спама.

Также нужно понимать, что, несмотря на чарующую возможность возобновления старых связей, давайте зададимся вопросом, почему же эти контакты были нарушены? Почему все же несколько друзей со школы всегда оставались с вами на связи, в отличие от остальных, которые были совершенно потеряны? Может быть, разные интересы, разные судьбы, отсутствие общих тем для разговоров, круга общения? Ваши дороги разошлись, когда вы были детьми, а сейчас, став взрослыми людьми они могут снова сойтись? Социальные сети не могут вернуть вас в класс снова школьником, они лишь позволяют общаться людям, ставшим теми, кем они есть сейчас.

Но главным недостатком социальных сетей является предоставление полной, достоверной информации о вас. Кроме пословицы "Скажи мне, кто твой друг и я скажу тебе, кто ты", забываемой, но продолжающей, тем не менее, работать, здесь любой может получить детальное представление о Вас. Многочисленные фотографии, зачастую выглядящие, как отражение налоговой декларации, способствуют привлечению внимания не только ваших друзей.


Рис. 5. Поиск социальных сетей в Яндекс-Каталоге.

Коммерческий успех Одноклассников.Ru, привел к тому, что сейчас делают или пытаются делать социальные сети все, кому не лень. Поэтому простой поиск в самом Яндексе может привести на некачественный сайт, который вовсе может не гарантировать конфиденциальность указываемых сведений. Поэтому здесь есть смысл воспользоваться сайтами, которые прошли проверку редакторов Яндекс-Каталога. Туда не могут попасть недобросовестные сайты.

Мой Круг. Социальная сеть Мой Круг (http://moikrug.ru/) развивается не за счет ностальгических чувств своих пользователей. Работа, работа и работа – основная идея этого ресурса (рис.6).


Рис.6. Социальная сеть Мой Круг (http://moikrug.ru/).

После регистрации и заполнения сведений о себе, пользователи приглашают в свой круг (общения) своих коллег и друзей. Так формируется первый круг общения. Друзья друзей автоматически образовывают второй круг. Третий круг образовывается по той же самой схеме.

Сеть предоставляет возможность искать работу, услуги или сотрудников. Для того чтобы сообщить своему первому кругу то, что вы ищете работу, достаточно отметить галочкой "Я ищу работу" (рис.7).


Рис.7. Фрагмент профиля.

Точно также и вы узнаете о поисках работы своих друзей. В результате реализовывается очень старый, оффлайновый принцип – работа для своих.

Сервис стимулирует указывать данные о себе наиболее полным образом. Шкала в процентах допускает к определенным услугам после заполнения профиля.

Впрочем, просмотреть вакансии, профиль сотрудника и даже его фотоальбом, можно вообще не регистрируясь на сайте. Например, найдем всех пользователей, указавших в своем профиле в качестве ВУЗа Московский Государственный Университет (рис.8).


Рис.8. Поиск людей по запросу МГУ.

Но для того, чтобы связаться с человеком, придется зарегистрироваться. Отметим, что описания места работы или учебы, а также фамилия пользователей открыто индексируются поисковыми системами.

При помощи сервиса Мой Круг можно просмотреть список всех сотрудников, работающих в определенной компании. Фирмы, особенно работающие в области информационных технологий, любят всеми коллективами регистрироваться на Моем Круге .

Принцип поиска работы и создания, по сути, личных профилей профессионалов составляет основу крупнейшей англоязычной социальной сети LinkedIn (www.linkedin.com).

Мир Тесен! Мир Тесен! (http://mirtesen.ru/) — это социальная сеть с привязкой пользователей к географической карте (рис.9).


Рис.9. Социальная сеть Мир Тесен! (http://mirtesen.ru/). Ролик на главной странице наглядно демонстрирует идею сервиса.

Даже без регистрации, в два клика можно увидеть всех пользователей, которые находятся с вами в одном городе. Войдя в сеть и указав свою улицу, обнаружим своих соседей и друзей. Воистину, мир тесен!

Сервис позволяет создавать сообщества, искать друзей по интересам, вести блоги, обмениваться сообщениями, размещать свои фотографии. Но самыми интересными возможностями является указание себя на карте, привязка описаний и мнений к определенным местам.

В контакте. Быть в контакте только с теми, с кем хочется общаться позволяет социальная сеть "В контакте" (http://vkontakte.ru/). Это социальная сеть с группами, друзьями, сообщениями, поиском и т.д. На главной странице сайта нас встречает пошаговый мастер, который наглядно демонстрирует все достоинства сети. Например, свои данные, такие как телефон и e-mail лучше всего показывать только друзьям. И сервис позволяет сделать это (рис.10).


Рис.10. Ограничение контактных данных. Быть в контакте только с друзьями.

На размещенных групповых фотографиях лучше всего перечислить участников поименно. Но не просто "Слева - направо…", а выделив каждого персонажа графической рамкой и вписав его имя (рис.11).


Рис.11. Каждый участник фотографии получит выделение и признание.

Просматривая фотографии, посетители теперь не будут оставлять комментарии типа: а кто это третий во втором ряду? Все просто и понятно.

В контакте – это хранилище видео и аудио-роликов. Место для общения более 14 миллионов человек, причем число пользователей выводится в режиме реального времени (рис.12).


Рис.12. Фрагмент главной страницы. Когда вы решите посетить ее, число будет значительно больше.

Сервис "В контакте" обвиняли в сходстве с американской социальной сетью Facebook (

Инфографика - это всегда просто и красиво. Даже человек, не знающий английского языка с лекгостью сможет в ней разобраться. Сегодня хочу рассказать вам об исследовании от компании GO-Gulf.com - Web Design Company , которое они опубликовали в своем блоге. Основные ее тезисы постараюсь изложить по-русски.
Итак, инфографика построена на пяти самых популярных на сегодняшний день социальных сетях - Facebook, Twitter, Google , LinkedIn и Pinterest.
Именно в таком порядке располагаются эти сети в соответствии с количеством зарегистрированных в них пользователей :
1. Facebook - 901 млн. пользователей,
2. Twitter - 555 млн. пользователей,
3. Google - 170 млн. пользователей,
4. LinkedIn - 150 млн. пользователей,
5. Pinterest - 11,7 млн. пользователей.

Далее следует такой показатель как количество уникальных посетителей в месяц :
1. Facebook - 7012,9 млн.,
2. Twitter - 182,1 млн.,
3. Pinterest - 104,4 млн.,
4. LinkedIn - 85,7 млн.,
5. Google - 61,0 млн.

Следующий показатель, по которому сравнивали эти социальные сети - соотношение мужчин и женщин в них (я - мужчина и поэтому располагаться они в порядке убывания процентного соотношения мужчин в них):
1. Google - 63% мужчин и 37% женщин,
2. LinkedIn - 55% и 45% соответственно,
3. Twitter - 43% и 57%,
4. Facebook - 40% и 60%,
5. Pinterest - 31,8% и 68,2%.
Как видите подавляющее большинство мужчин предпочитают Google и LinkedIn, в то время как женщины чаще всего используют Pinterest. Вообще, я советую тем, кто не знаком с этой социальной сетью, познакомиться. Очень интересный и перспективный сервис на мой взгляд.

Далее следует такой немаловажный показатель как среднее количество проведенного времени в социальной сети на пользователя (мин. в месяц):
1. Facebook - 405,
2. Pinterest - 89,
3. Twitter - 21,
4. LinkedIn - 17,
5. Google - 3.
Как видно, больше всего времени пользователи проводят на Facebook и Pinterest.

Далее следует возрастная характеристика пользователей социальных сетей . Перечислять наверное все категории не стоит, потому как все и так понятно на Инфографике, а вот указать на пиковые занчени все-таки стоит:
1. Facebook.
29% пользователей этой социальной сети находятся в возрасте от 18 до 25 лет и 23% - в возрасте от 26 до 34 лет. Путем несложных математических вычислений получаем, что 62% пользователей социальной сети Facebook - это люди в возрасте от 18 до 34 лет.
2. Twitter.
30% пользователей Twitter - это люди в возрасте от 26 до 34 лет, 27% пользователей - от 35 до 44 лет. Здесь уже мы видим смещение основной пользовательской массы в более возрастную категорию - от 26 до 44 лет - 57% пользователей.
3. Google .
Соотношение возрастных категорий пользователей этой социальной сети очень похоже на соотношение в Facebook, но цифры все-таки отличаются: 23% в возрасте от 18 до 25 лет и 35% - в возрасте от 26 до 34 лет. Суммарно эти две категории объединяют 58% этой социальной сети.
4. LinkedIn.
Очень близкое процентное соотношение основной массы пользователей к Twitter: 31,2% пользователей в возрасте от 26 до 34 лет и 24,8% пользователей - от 35 до 44 лет. Общее количество пользователей объединенного возрастного диапазона от 26 до 44 лет составит 56%.
5. Pinterest.
И наконец темная лошадка (для кого-как, а я с ней только начинаю знакомиться) - Pinterest. В ней пользователи распределяются почти равномерно уже в трех возрастных категориях - от 26 до 34 лет (28%), от 35 до 44 лет (28%) и от 45 до 54 лет (25%). И тут мы уже видим, что большинство пользователей (сумарно 81%) распределяется исходя из их возраста гораздо в более широком диапазоне (от 26 до 54 лет).

Ну и наконец последний пункт, который нам предлагают в рамках этого исследования - это оценочная стоимость пользователей данных социальных сетей :
1. Facebook - $118
2. Twitter - $71,43
3. LinkedIn - $71
4. Pinterest - $28,09
По какой-то причине отсутствует в этом показателе Google .

Ну а ниже расположена сама инфографика и ссылка на сайт компании.

УДК 004.738.5

© К.С. Вебер, А.А. Пименова

Термин «социальная сеть» был впервые введен Джеймсом Барнзом (James Bames) в 1954 г. в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе». Социальная сеть (от англ. social networking service) - платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы. Характерной особенностью социальных сетей является то, что их контент наполняется самими участниками сети, и наличие явно установленных связей между участниками.

На сегодняшний день существует огромное количество разнообразных онлайн-сервисов, которые подходят под понятие «социальная сеть». К ним относятся: Facebook, Twitter, ВКонтакте, Мой Мир, Instagram, Одноклассники, Фотострана, YouTube, LiveJournal, Дневник.ру, Привет.ру, Qzone, Mixi и мн. др.

По данным опроса «Сервиса онлайн-опросов «Глас Рунета» , в котором приняли участие более 2000 активных пользователей Рунета, в т. ч. 86 % проживающих в России и 14 % за рубежом, большинство (66 %) опрошенных знают о существовании в Интернете социальных сетей и пользуются их возможностями. Среди тех, кто знает о существовании социальных сетей, лишь 10 % не пользуются ими. Особенно активно возможности социальных сетей использует молодежь в возрасте от 16 лет. По данным исследовательского холдинга Ромир , самыми известными социальными сетями в России являются «Одноклассники», «ВКон-

такте», «Мой Мир», причем «ВКонтакте» отличается более молодой аудиторией: доля респондентов от 18 до 24 лет в этой сети составляет 85 %. «ВКонтакте» является лидером по активности посещения проекта: 45 % зарегистрированных на этом портале пользователей посещают его ежедневно, а 70 % - чаще одного раза в день; каждый третий участник «ВКонтакте» тратит на одно посещение более получаса своего времени.

На рис. 1 представлены данные TNS Web Index за май 2013 г., которые показывают, что самая популярная социальная сеть - «ВКонтакте», за месяц ее посещают порядка 50 млн человек. На втором месте - «Одноклассники» с 43 млн ежемесячных посетителей.

«ВКонтакте» - крупнейшая в Рунете социальная сеть. Создана в 2006 г. Основатель - Павел Дуров. Пользователям «ВКонтакте» доступны следующие возможности: создавать профиль с информацией о себе, управлять настройками доступа к информации на своей странице, взаимодействовать с другими пользователями приватно (через личные сообщения) и публично (с помощью записей на «стене», а также через механизм групп и встреч), отслеживать через ленту новостей активность друзей и сообществ. Также пользователь может оставлять комментарии под уже опубликованным контентом. К своим сообщениям можно «прикреплять» фотографии, аудиотреки и видеозаписи, граффити и опросы.

Соц. сеть Функции ВКонтакте Одноклассники LiveJournal Facebook Twitter

Фотографии + + + + +

Сообщения + + + + +

Стена + + + + +

Видеозаписи + + + + +

Аудиозаписи + + - + -

Заметки + - - + -

Группы + + + + -

Новости + + + + +

Встречи + - - + -

Приложения + + - + -

Документы + - - + -

Статусы + + - + -

Подписки + - - + +

Друзья + + + + -

Видеозвонок + + - + -

Составление опросов + + + + -

«Одноклассники» - мультиязычная социальная сеть, используемая для поиска одноклассников, однокурсников, а также родственников и общения с ними. Проект запущен 4 марта 2006 г., его автором является российский веб-разработчик Альберт Попков. Пользователям доступен довольно большой круг возможностей: создание личных профилей, обмен сообщениями, добавление фотографий, музыки, видеороликов. Также есть ряд дополнительных функций, таких как обмен подарками, оценивание фотографий и др.

Facebook («Фейсбук») - в настоящее время самая крупная социальная сеть в мире. Была основана в 2004 г. Марком Цукербергом и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете -Эдуардо Саверином, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом. Facebook позволяет создать профиль с информацией о себе, приглашать друзей, обмениваться с ними сообщениями, изменять свой статус, оставлять сообщения на своей и чужой «стенах», загружать фотографии, создавать фотоальбомы, добавлять видеозаписи, создавать сообщества по интересам.

Пользователь может контролировать уровень доступа к информации, опубликованной в его профиле, и определять, кто имеет доступ к той или иной части страницы.

«Живой Журнал», ЖЖ (англ. LiveJournal, LJ) -блог-платформа для ведения онлайн-дневников, а также отдельный персональный блог, размещенный на этой платформе. Службу открыл 18 марта 1999 г. американский программист Брэд Фицпатрик. «Живой Журнал» предоставляет возможность публиковать свои и комментировать чужие записи, вести коллективные блоги, добавлять в друзья других пользователей и следить за их записями в «ленте друзей».

Твиттер (англ. Twitter) - система, позволяющая пользователям отправлять короткие текстовые заметки (до 140 символов), используя веб-интерфейс, SMS, средства мгновенного обмена сообщениями или сторонние программы-клиенты. Характерной особенно-

стью Твиттера является публичная доступность размещенных сообщений.

Сегодня социальные сети используются не только для развлечения и общения. Они активно используются, например, в бизнесе, однако мы исследуем роль социальных сетей в образовании. Рассмотрим функции и возможности пяти самых распространенных в России социальных сетей с точки зрения их использования в образовании (табл. 1).

Как видно из табл. 1, современные социальные сети обладают обширными возможностями, которые позволяют адаптировать их для образовательных целей. Многие крупные высшие учебные заведения России уже имеют свои профили и страницы в социальных сетях. Наибольшее количество функций предоставляют социальные сети ВКонтакте, Одноклассники и Facebook. Twitter и LiveJournal полезны тем, что они пользуются популярностью у различных пользователей: у школьников, студентов, бизнесменов, знаменитостей и представителей государственной власти.

2. Можаева Г.В., Фещенко А.В. Использование виртуальных социальных сетей в учебном процессе // Современное образование: содержание, технологии, качество: 17 Междунар. науч.-метод. конф. СПб.: С.-Пб. гос. электротех. ун-т «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), 2011. С. 102-103.

Weber K.S., Pimenova A.A. COMPARATIVE ANALYSIS OF SOCIAL NETWORKS

The term “social network” is considered, the most popular social networks in Russia are listed, and their characteristics are given. The features and functions of social networks from the point of view of their use for educational purposes are discussed.

Key words: social network; social services; social network analysis.

Вебер Ксения Сергеевна, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, студентка института математики, физики и информатики, e-mail: [email protected]

Weber Kseniya Sergeyevna, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Student of Mathematics, Physics and Informatics Institute, e-mail: [email protected]

Пименова Анастасия Александровна, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, студентка института математики, физики и информатики, e-mail: [email protected] Pimenova Anastasia Aleksandrovna, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Student of Mathematics, Physics and Informatics Institute, e-mail: [email protected]



Загрузка...