sonyps4.ru

Фестский диск расшифровка гриневича. «Генетический» диск — очень загадочный артефакт

Март 1st, 2016 admin

Фестский диск, найденный в 1908 году в Старом дворце в городе Фест на острове Крит, представляет собой уникальный памятник письменности, предположительно эпохи средней или поздней бронзы (1380–1100 г.г. до н.э.). Его точное назначение, а также точное место и время изготовления неизвестны. На обеих сторонах Фестского диска нанесены по спирали странные символы, учёные всего мира более 100 лет занимаются их расшифровкой, однако к единому варианту перевода до сих пор так и не пришли….


Наталья Бекетова — полиглот владеющий 120 языками, заявила, что Фесткий диск написан на протославянском языке и что находку скорее нужно относить к 40 тыс. годам до Р.Х. или того раньше.

Древние знаки Фестского диска, вдавленные с помощью резных деревянных или каменных печатей в мягкую глину до обжига диска. Размер Фестского диска составляет 16 см в диаметре, и 1,6 для 2.1 см толщиной — это свидетельствует о том, что это ручная работа. Надпись на Фестском диске представляют собой чёткие оттиски 242 символов , разделенных вертикальными линиями на слова состоящие из 2 до 7 символов, оттиснутые с обеих сторон диска и расположены по спирали. Символы на Фестском диске ориентированы направо, например, лицо идущего человека повёрнуто вправо. Это предполагает, что чтение символов следует начинать из центра диска, двигаясь по спирали к его краям.

Несомненно, сам Фестский диск является древнейшим известным науке печатным текстом, учёные датируют его создание — от 1850 г. до 1550г. до нашей эры. Не смотря на то, что Фестских диск абсолютно уникален, в центральной части Крита найдены похожие символы, вырезанные на бронзовом топоре, найденном в Arkalokhori и на головах трёх глиняных статуэток, найденных в пещере храм Траосталос на Крите, относящихся к 1700- 1600 г. до н.э.

Все известные системы письма подходят к одной из трёх категорий: пиктограммы (pictographies), слоговое письмо (syllabaries) и алфавит. Исследователи надписей Фестского диска высказали предположение, что количество различных символов на диске слишком мало, чтобы быть частью чисто пиктографической системы письма, и слишком велико, чтобы быть алфавитом. Как наиболее вероятный вариант остаётся — слоговое письмо, в котором каждый символ — это слог и каждая группа символов — это слово.

Наталья Бекетова прочитала обе стороны Фестского диска и утверждает, что на стороне А приветствуется о мире этрусков, а на стороне Б записано пророчество касательно русского народа. Её толкование надписей, совпал, от части, с расшифровкой Фестского диска, сделанной профессором Гриневичем.


Расшифровка Фестского диска, сделанная профессором Г.С. Гриневичем.
Самым интересным свидетельством пребывания на Крите потомков полян можно считать расшифровку надписи на Фестском диске (XVII в. до н.э.), найденном на Крите, сделанную «линейным письмом А».
Г.С. Гриневич нашёл, что надписи имеют нечто общее с древней славянской письменностью «чертами и резами», которая была им расшифрована как слоговое письмо. Он прочёл надпись Фестского диска, используя славянскую фонетику.
Примененная Гриневичем методика расшифровки надписи Фестского диска проста и логична. Подобным методом обучают чтению детей. Знак, изображающий голову, читается как го, человека – че, рыбу – ры, ладью – ла, и так далее.
Если при этом язык надписи угадан правильно, то при его прочтении должен получиться связный текст, если нет, то получится абракадабра (бессмыслица).

Следует отметить демократичность такой письменности. Несмотря на большое число слоговых фонем, её чтение должно быть доступно практически каждому, говорящему на соответствующем языке. Но при использовании её фонетических знаков для письма на другом языке, их звучание не будет соответствовать содержанию рисунков, и они превратятся в трудно запоминаемую абстракцию, доступную лишь ограниченному кругу грамотеев.

Прочитав надпись из 66 слов с помощью славянской фонетики, Гриневич получил вполне понятный текст на языке, близком к старославянскому языку. Замечательно, что текст оказался не только понятным, но ещё и соответствующим истории, изложенной выше. Вот он в переводе на современный русский язык:
«Горести прошлые не сочтёшь, однако горести нынешние горше. На новом месте вы почувствуете их. Что вам послал ещё Бог? Место в божьем мире. Распри прошлые не считайте. Что вам послал Бог, обступите тесными рядами.
Защищайте его днём и ночью. Не место – волю. Живы ещё чада её, ведая, чьи они в этом мире. Будем опять жить, будет поклонение Богу, будет всё в прошлом, – забудем, кто мы есть. Где вы будете, чада будут, нивы будут, хорошая жизнь – забудем, кто мы есть. Чада есть – узы есть – забудем, кто есть, что считать, Господи. Рысиюния чарует очи. Никуда от неё не денешься, не излечишься от неё. Не однажды будет, услышим мы: вы, чьи будете рысичи, что для вас почести, в кудрях головы, разговоры о вас. Не есть ещё, будем ещё мы ».

Древний артефакт, найденный в Колумбии, содержит изображения биологических процессов, которые стали известны человечеству после появления микроскопа. Кто и когда нанёс на камень изображения стадий развития человеческого эмбриона?

Тайны зарождения жизни

Биологические знания древних доказывают, что с начала тысячелетия люди пытаются расшифровать генетический план человеческой жизни. Но генетикам многое до сих пор неизвестно. Скептики опасаются непорядочных учёных, способных создать клонированных «чудо-людей» по заказу. Но и тех знаний, что сейчас есть у генетиков, достаточно для революции в медицине. В древние времена люди связывали эволюцию с «деревом жизни». Во многих текстах древних культур написано о боге, создавшем мужчину и другие существа. Кем были эти боги, описанные в разных религиях? Действительно ли создавались земноводные и мифические существа, или это сказочные фантазии?

Генетика в древних картинках

Одним из самых интересных и таинственных артефактов в археологии является диск, найденный в Колумбии (Южная Америка). Он выполнен из редкого чёрного камня, имеет около 22 см в диаметре и весит около 2 кг. На диске вырезаны изображения, которые описывают поразительные знания наших предков. Объект рассматривался в Музее естественной истории в Вене, Австрия. Камень представляет собой лидит и датируется доисторической эпохой. Доктор Вера Хаммер, эксперт по драгоценным камням и минералам, проанализировала каменный диск.

Символы, изображённые на диске, действительно впечатляют. Аверс и обратная сторона украшены резьбой и орнаментами, разделёнными линиями. На краю диска есть символ змеи. В центре диска отверстие, позволявшее фиксировать его и оборачивать. На одной стороне изображены такие биологические детали, как мужские сперматозоиды, женские яйцеклетки, зародыш и растущий эмбрион. С другой стороны изображены сцены, которые могли бы быть истолкованы, как деление клеток с изображениями зародыша на разных стадиях развития. Доктор Альгунд Эмбум проанализировал различные сегменты диска. Результатом было то, что на диске изображены фазы эволюции человеческого эмбриона. Далеко раздвинутые глаза и широкий нос характерны для эмбрионального строения.

Профессор из Вены Рудольф Дистельбергер, международно-признанный эксперт по драгоценным камням, сказал, что диск кроме стадий развития эмбриона имеет очень сложное содержание. Это причина, по которой многие учёные сочли диск мошенничеством и не могли его классифицировать в южноамериканской системе культур. Но что делать с этим таинственным диском, если это не подделка?

«Генетический» диск — один из самых загадочных артефактов в мире. Диаметр каменного круга, найденного на территории Колумбии и названного генетическим диском, — 27 сантиметров, вес — около двух килограммов. Обе его стороны покрыты изображениями внутриутробного развития плода на всех стадиях.

Колумбийский профессор Хайме Гутьеррес Лета на протяжении десятилетий собирает необъяснимые предметы древности. Большинство экземпляров из его коллекции были обнаружены в малоисследованном и труднопроходимом районе Сутатауса, находящемся в провинции Кундинамарка. Это камни с изображениями людей и животных, а также изделия с непонятными символами и надписями на неизвестном языке.

Главные экспонаты собрания профессора — «генетический» (второе название — эмбриологический) диск и другие вещи, изготовленные из лидита, камня, который первоначально добывали в Лидии, стране на западе Малой Азии. Такой минерал по твердости сравним с гранитом, но при исключительной прочности обладает слоистой структурой и очень труден в обработке.

Камень известен также под названиями дарлингит, радиоларит и базанит, он отличается яркой окраской. Еще с античных времен его использовали для производства украшений и мозаики. Но вырезать что-либо на нем, даже пользуясь современными инструментами, практически невозможно, так как слоистая структура минерала под воздействием резца обязательно будет крошиться. И тем не менее, «генетический» диск изготовлен именно из него. Причем рисунки по виду напоминают не резьбу, а скорее штамповку. Видимо, при обработке минерала была применена какая-то неизвестная нам технология. То есть, даже не принимая во внимание сами изображения, мы сразу сталкиваемся с первой тайной, которая пока остается необъяснимой.

Другая загадка — в каком конкретно месте диск был найден? Профессор Лета приобрел его у одного из местных жителей, который утверждал, что обнаружил каменный круг с надписями где-то возле городка Сутатауса.

Но некоторые ученые (к примеру, Эрих фон Дэникен) допускают, что диск мог иметь отношение к собранию редкостей священника Карло Креспи — миссионера, работавшего в середине XX века в Эквадоре. Чтобы как-то поддержать своих прихожан, падре Креспи скупал у местных жителей предметы древности — от инкской керамики до каменных плит, которые те находили на полях или в джунглях.

Сам священник никогда не занимался учетом своего собрания, но известно, что в нем присутствовали изделия, которые не относились ни к одной из известных археологических культур Южной Америки. В основном это были предметы из металлов, но встречались также каменные круги и таблички, покрытые надписями и рисунками.

После смерти священника некоторые ценные вещи из его собрания были вывезены в Ватикан, а другие просто выброшены.

По словам самого Креспи, местные жители находили покрытые рисунками каменные изделия недалеко от эквадорского города Куэнка, в расположенных среди джунглей подземных туннелях и камерах. Падре также утверждал, что от города Куэнка в джунгли тянется древняя система таких подземных туннелей протяженностью более 200 километров. Позже об этой же системе туннелей писал и Эрих фон Дэникен в своей книге «Золото богов». Не мог ли генетический диск быть каким-то образом связанным с людьми, которые построили эти подземные сооружения?

Не меньше вопросов вызывает и то, что изображено на диске. По его окружности с обеих сторон с ювелирной точностью показан весь процесс появления на свет человеческого существа: устройство репродуктивных органов мужчины и женщины, момент зачатия, внутриматочное развитие плода, рождение младенца.

В левой части (если представить круг в виде циферблата часов — примерно в районе числа 11) находится четкий рисунок мужского яичка без сперматозоида и рядом — такого же со сперматозоидом (видимо, автор хотел показать процесс зарождения мужского семени).

Для сведения: сперматозоиды были открыты Антони ван Левенгуком и его учеником Иоганном Гамом только в 1677 году. Как известно, этому событию предшествовало изобретение микроскопа. Но рисунки на диске доказывают наличие подобных знаний в глубокой древности.

Дальше на диске, в направлении цифры 1, можно увидеть несколько уже зародившихся сперматозоидов. После этого следует непонятный рисунок — ученые так и не пришли к единому выводу, что же он означает. В районе цифры 3 видны изображения мужчины, женщины и ребенка. Правда, к какой расе относятся эти люди, определить невозможно.

На обратной стороне диска вверху изображен зародыш в нескольких стадиях развития, заканчивая сформировавшимся грудным младенцем. Рисунки показывают эволюцию внутриутробной жизни от амфибии до человека. В районе цифры 6 — снова изображение мужчины и женщины.

Проведенная медицинская экспертиза подтвердила: на диске действительно изображены основные этапы развития зародыша человека, которые легко могут быть идентифицированы. В частности, на это указывают такие особенности, как глаза, лежащие как бы за пределами остальных частей головы, а также широкий сегмент носа. Данные черты характерны для раннего эмбрионального развития головы.

Кроме диска, в коллекции Гутьерреса имеются другие предметы, сделанные из лидита.

К примеру, весьма необычный нож. Вверху на его рукоятке изображена голова матери, а ниже — голова ребенка, шея которого обвита пуповиной. Очевидно, что этот нож использовался для разрезания пуповины и спасения жизни новорожденного. Кроме того, он мог применяться в случае осложнений при появлении ребенка на свет.

Среди артефактов есть множество других предметов, явно использовавшихся в медицинских целях. При малом размере они отличаются необыкновенным совершенством форм.

Известный исследователь археологических находок, профессор Клаус Дона из Австрии, руководил проведенной в Вене экспертизой этих инструментов. В ряде статей он отметил, что их тщательно осмотрели лучшие мировые специалисты.

Выводы были единодушными: никто не мог понять, как эти предметы созданы, но все сошлись во мнении, что в наши дни невозможно сделать столь совершенные инструменты из того же материала. Они подходят для руки любого размера — с такой точностью их изготовили.

К какому же временному периоду принадлежат «генетический» диск и медицинские инструменты из лидита? Геологическая экспертиза, проведенная в Национальном университете Колумбии, показала, что они относятся к доисторической эпохе и возможность подделки данных артефактов практически исключена. Поскольку они найдены в Колумбии (или, что не исключено, в Эквадоре) и при этом не принадлежат ни к одной из существовавших доколумбовых культур Южной Америки, исследователи определяют их возраст, по крайней мере, в шесть тысяч лет.

Пока никто не может объяснить, какого рода технологии использовались для изготовления подобных предметов. Возможно, все они принадлежат неизвестной нам высокоразвитой цивилизации прошлого, о существовании которой официальная наука пока ничего сказать не может.

И совсем не исключено, что в эмбриональном диске зашифрованы тайны генетики, которые еще только предстоит открыть современным ученым.

Одна из самых интересных загадок науки и истории – Фестский диск. Он был обнаружен при раскопках в городе Фест 3 июля 1908 года (остров Крит). И до сих пор это наследие культуры до конца не изучено и таит в себе много вопросов и предположений.

Что представляет собой Фестский диск?

Внешне этот необычный памятник истории представляет собой глиняный диск, по обеим сторонам которого видна надпись на непонятном языке, точнее, она состоит из странных знаков. Их значение разгадывали многие ученые и просто люди, увлеченные историей древнего мира. Одни утверждали, что эти надписи представляют собой своеобразный «путеводитель» по Криту, другие говорили, что надписи являются исторической хроникой. Многие ученые проводили аналогию между знаками, изображенными на Фестском диске, с разными системами письма. Другие исследователи разгадывали тайный смысл знаков по их внешнему облику, или по количеству повторений тех или иных знаков. Но никто так и не разгадал до конца тайну Фестского диска.

Одна из самых интересных загадок науки и истории

Тайна Фестского диска

Одна из последних расшифровок Фестского диска принадлежит немецкому филологу Д.Оленроту. Он выдвинул версию, что надпись на диске сделана шифром, скрывающим в себе буквы древнегреческого алфавита. Таким образом, Оленрот увидел магическую формулу, зашифрованную на одной из сторон диска. Эта формула обряда, посвященного богине Деметре. На другой же стороне диска Оленрот увидел сведения о храме Зевса. Этот храм, находящийся в городе Тиринфе, — важном центре микенской цивилизации, расцвет которой пришелся на второе тысячелетие до новой эры. Расположен Тиринф был на юге Балканского полуострова.


Сторона А

Но эта расшифровка Оленрота всё же не является признанной. Почти все ученые склоняются к тому, что надпись на диске слоговая, а не алфавитная. То есть каждый знак в ней равен даже не одному звуку речи, а целому слогу. Оленрот же соединяет две разные системы письма в своем толковании Фестского диска. Он считает, что некоторые знаки, изображенные на нем, являются не единичными звуками, а сочетаниями гласных. Но сочетания гласных, или как они по-научному называются, дифтонги, в греческом языке писались раздельно, что опять же ставит под сомнение достоверность расшифровки Оленрота.


Сторона Б

Одно из доказательств – островное происхождение глины, использующейся для лепки диска. К тому же прообразами всех знаков стали реалии Крита. Большую ценность представляет собой медная секира, найденная археологами в одной из критских пещер. Она относится к тому же времени, что и диск. И на ней видны надписи, в которой встречаются и знаки письма Фестского диска. А также линейного письма. Это подтверждает то, что две эти письменности существовали на Крите одновременно. И были взаимозаменяемы. Таким образом, можно сделать вывод, что язык диска является не греческим, а минойским.

В расшифровке Оленрота надпись на диске читается от центра краю, но многие исследователи, изучающие технику нанесения знаков, утверждают, что знаки должны читаться от края к центру.

Как расшифрован Фестский диск Гриневичем?

Гриневич Г.С. по образованию лингвист, языковед-исследователь. Им создана сводная таблица знаков праславянской письменности.
Гриневич утверждает, что письмо на диске слоговое с открытыми слогами. Он сравнил их со знаками славянских резов и увидел сходство. К тому же в словаре Стефана Византийского говорится о том, что этруски являются словенским племенем. Гриневич говорит о том, что в этрусском словаре он увидел 67 букв, а не 28, как принято официальной наукой. Славянскую речь он переводит с помощью праславянского языка, составленного Трубачевым. Или же с помощью древнерусского словаря. Также можно использовать словарь Востокова, где есть слова для перевода Фестского диска.


Независимо от того, к какому народу всё же принадлежит Фестский диск, он напоминает о том, что человеческий род един и весь мир сотворен Богом

По словам Гриневича письмо Фестского диска возвышенное. В нем линейные знаки облекаются в форму рисунка. Такая традиция сохранялась долгое время. Например, на Руси, когда появилось книжное дело, хоть и писали кириллицей, но заглавные буквы изображали в виде рисунков. Например, в виде мифических чудищ. Из рисунков на Фестском диске также можно увидеть линейные знаки, положенные в основу рисунков.

Он говорит о том, что для русского народа надписи на диске имеют особое значение, ведь они доказывают, что славянская цивилизация является одной из древнейших цивилизаций земли. Но открытие Гриневича встретило серьезную критику на Западе да и в родной стране его расшифровка не принята как верная.

Утверждение Гриневича

Гриневич утверждает, что текст Фестского диска он смог прочитать за одну ночь. Произошло это 23 ареля 1983 года. В это время у Гриневича по счастливому совпадению родилась внучка. По мнению лингвиста наши предки, славяне, оказались на острове Крит не по своей воле. Такой вывод он делает после исследования доклада об изгнании русов, созданный археологом Брюсовым. Славяне тосковали по своей родине, и в этом Гриневич видит подтверждение своей расшифровки. Он говорит также, что ранее к древнему славянскому письму ученые не обращались для того, чтобы разобрать надпись на Фестском диске. Ему же удалось расшифровать эти надписи и понять, что выполнены они чертами и резами, или иначе называемыми славянскими рунами.

Текст, расшифрованный Гриневичем имеет примерно такое содержание: Рысичи оставили свои родные земли, где испытали много горя и обрели новую землю на Крите. .

В подтверждение расшифровки Гриневича есть сведения, что предки этрусков (минойцы, трипольцы) были славянским племенем. И изначальное название этого племени звучало как Рысичи. Рысь – тотем славянского народа, пришедшего с Севера, из Триполья. Также и события, о которых повествуется на Фестском диске, согласуются с исследованиями археолога Брюсова об исходе из Поднепровья трипольцев. Это событие относится ко второму тысячелетию до н.э.

Более того, лингвистам хорошо известна информация о том, что роса, рысь, русый, рудый, ржавый и рыжий – это семейство однокоренных слов. То есть между словами «рысь» и «Русь» можно поставить знак равенства, также как и между словами «рысичи» и «русичи».

Какую расшифровку Фестского диска даёт Молчанов А.А.?

А.А.Молчанов – российский историк, лингвист, применил комбинаторный анализ при изучении Фестского диска. В первую очередь он нашел на диске имена правителей, затем увидел названия городов острова Крит. Таким образом, он смог построить двуязычную надпись, некоторые слова которой известны по ранее дешифрованным памятникам.

Исследования Молчанова были высоко оценены многими известными учеными. Благодаря ей удалось прочесть большое количество знаков, изображенных на Фестском диске. И даже с детализацией расшифровать содержание текста на диске. Как считает Молчанов, диск содержит информацию о посвящении его в священные предметы. Диск предназначался для святилища, а посвящал его сам царь Кносс и подчиненные ему правители других городов Крита. Само же святилище Кносса была расположена в центре Крита.

Молчанов предполагает, что диск был не в единственном экземпляре. И один из экземпляров, владельцем которого был правитель Феста, смог дойти до наших дней. Ученые не отрицают версию, что в будущем будут найдены другие экземпляры диска или их фрагменты.

Наука не стоит на месте. Загадки древней цивилизации однажды раскрываются. Фестский диск является одной из самых сложных загадок, над которой размышляют многие ученые.

Какой силой обладает амулет Фестский диск?

Фестский диск по-прежнему является загадкой, разгадать которую пытаются ученые разных стран. Он содержит в себе удивительную тайну и стоит в одном ряду с такими чудесами планеты как Атландида, статуи на острове Пасхи и египетские пирамиды. О чем же говорит древнейшая штампованная надпись, изображенная на диске? Возможно, на этот вопрос сможет ответить владелец амулета?
Несмотря на то, что дешифровка Фестского диска продолжается до сих пор, амулет с ним обладает мистической силой. Он подходит для людей творческих, для путешественников, исследователей. Фесткий диск помогает человеку совершать движение к истине, совершать новые открытия, заниматься самопознанием.


Это величайшая ценность, которая содержит в себе ещё много загадок

Амулет непременно привлечет внимание к своему владельцу, вдохновит его на поиски духовного пути. Достаточно взглянуть на фото Фестского диска, чтобы почувствовать его силу и загадочность. Знаки в нем расположены таким образом, что похожи на лабиринт. Также лабиринт символизирует бесконечное движение, это множество вариантов, множество путей. Лабиринт напоминает многовариантность и многомерность самой Вселенной.

Кому стоит купить Фестский диск в качестве амулета?

Купить такой оберег могут люди, которые ищут во всем смысл, хотят добраться до сути, до истины. Подходит амулет людям духовным, стремящимся к познанию, к изучению оккультных наук и тайн мироздания. Такой подарок высоко оценят мыслители, философы, ученые, любители путешествий и люди, увлеченные историей древнего мира. Амулет вдохновит своего владельца на новые открытия, на размышления, на осознание своего места в этом мире.

Независимо от того, к какому народу всё же принадлежит Фестский диск, он напоминает о том, что человеческий род един и весь мир сотворен Богом.

Загадочный Фестский диск является памятником древней истории. Это величайшая ценность, которая содержит в себе ещё много загадок.

Владелец такого амулета должен понимать, что всё в этом мире относительно и принимать реальность следует во всей её многомерности. Диск вмещает в себя наследие разных культур, он объединяет в себя разные верования и письмена, ведь каждый исследователь расшифровывает его по-своему. И правда до сих пор не известна до конца. Но в то же время диск объединяет в себе всех людей, напоминая о каком-то высшем смысле, о тайнах бытия.

November 27th, 2015

С мировой археологией связано много загадок и тайн. И не всегда эти загадки лежат на поверхности и столь огромны, как египетские пирамиды. Порой они легко умещаю и;я в руках человека, но много столетий и тысячелетий скрываются в земле. Пока археологи не извлекут их на свет божий.

Очередной рабочий день 3 июля 1908 года итальянской экспедиции, раскапывавшей руины царского дворца в Фесте, что на острове Крит, подходил к концу, когда археолог Л. Пернье, занимавшийся расчисткой одного из подсобных помещений дворца, обнаружил небольшой диск из хорошо обожженной глины.

Мы уже рассматривали с вами несколько загадочных дисков, вот например , а вот и . Давайте и об этом диске узнаем подробнее …

Поверхность извлеченного из земли предмета с обеих сторон была испещрена неизвестными дотоле письменами. Лента каллиграфически исполненных рисуночных знаков скручивалась в две тугие спирали. Внутри надписей с обеих сторон выделялись группы знаков, заключенных в прямоугольные поля-ячейки. Было видно, что древний каллиграф-печатник использовал прием, предвосхитивший книгопечатание. Каждый знак оказался оттиснутым с помощью специально вырезанной миниатюрной печатки. Набор штампиков несомненно был изготовлен заранее и вряд ли предназначался для воспроизведения одного-единственного небольшого текста.

По археологическим данным, Фестский диск следовало датировать примерно 1600 годом до н. э. - периодом становления крито-минойской цивилизации. Долгое время оставался открытым вопрос о месте изготовления керамического диска - был ли он сделан на самом острове Крит или же кем-то завезен сюда. Но вот при раскопках в тридцатых годах прошлого столетия пещерного святилища в Аркохоре (Центральный Крит) была найдена культовая медная секира с гравированной надписью, на которой встречались знаки с Фестского диска.

Кроме того, как показало изучение других археологических находок, критским мастерам керамики задолго до изготовления Фестского диска была известна техника нанесения на поверхность глиняного предмета до его обжига изображений, оттиснутых специально изготовленными матрицами.

Краткость Фестского диска-в нем 45 видов различных знаков, всего 241 знак, - не позволяет делать на основе его статистического анализа далекоидущие выводы. Однако выяснить в принципе, какой являлась данная система письма, все-таки можно. Количество знаков на диске слишком велико для алфавита, но в то же время слишком мало для иероглифического письма, то есть словесно-слогового, где знаки исчисляются сотнями. Поэтому письменность Фестского диска ученые определили как слоговую.

КАК ВЕНТРИС ПРОЧЕЛ ТО, ЧТО НАШЕЛ ЭВАНС

Отметим, что первые образцы подобного так называемого линейного письма были обнаружены знаменитым английским археологом Артуром Эвансом в 1900 году при раскопках другого большого критского города Кносса. Всего Эванс нашел там образцы сразу трех, явно родственных между собой видов минойского письма. Первый из них включал знаки, имевшие, подобно древнеегипетским иероглифам, рисуночный характер и изображавшие различные конкретные предметы. Эванс назвал его критской иероглификой. Два других вида письма древних критян со знаками обобщенных очертаний, по большей части явно утратившими прямое сходство со своими изобразительными прототипами, получили наименования линейного письма А и линейного письма В.

Попытки расшифровать критские письмена начались вместе с их открытием, но долгое время были безрезультатными. Перед самой Второй мировой войной к работе над дешифровкой линейного письма В приступил совсем еще юный британский исследователь Майкл Вентрис (1922-1956 гг.), которому и суждено было решить эту сложнейшую задачу. Путь к его успеху в значительной мере был проложен трудами американских ученых - Алисы Кобер и Эметта Бонетта.

Успех к Вентрису пришел в 1952 году, когда, используя результаты формального анализа надписей, произведенного Кобер, он сумел намного глубже развить ее наблюдения о наличии в исследуемом языке грамматических окончаний и сумел составить особую координатную сетку, отражающую их чередование. Теперь оставалось выяснить, какой из древних языков мог укладываться в полученную им сетку.

Долгие годы Вентрис думал, что языком табличек линейного письма В должен оказаться этрусский, ведь язык этрусков, древних обитателей Италии, судя по многим данным, связан своим происхождением с Эгейским миром. Во всяком случае, он не допускал мысли, что это может быть греческий язык. В свое время, следуя теории своего соотечественника Эванса, Вентрис даже писал: «Гипотеза о том, что минойский язык мог оказаться греческим, конечно, основана на явном игнорировании исторической вероятности».

Однако этрусский язык грамматически никак не подходил к сетке Вентриса. И тогда исследователь решил на всякий случай, эксперимента ради, проверить, насколько бы подошел к ней греческий. Полученный результат был поразителен: греческий язык подошел как нельзя лучше. Произведенная Майклом Вентрисом дешифровка линейного письма В позволила не только прочесть древнегреческие тексты второй половины II тыс. до н. э., но и создала основу для плодотворного исследования других памятников письменности Эгеиды догреческого периода, к числу которых относится и письменность Фестского диска.

ПОПЫТКА ЗА ПОПЫТКОЙ

Благодаря достижениям Вентриса действительно удалось прочесть и подавляющее большинство надписей, сделанных линейным письмом А, многие знаки которого совпадают со знаками линейного В. С письменностью же Фестского диска все куда как сложнее. Успехи можно назвать лишь частичными. Причем над расшифровкой его бьются не только профессионалы-лингвисты, но и многочисленные любители и энтузиасты.

Ближе всех к раскрытию тайны загадочной надписи на диске подошел российский историк и лингвист А. А. Молчанов. В свое время о его работах журнал «Наука и жизнь» уже рассказывал (см. № 2, 1983 г.), а в наиболее полном виде они изложены в его книге «Посланцы погибших цивилизаций (Письмена древней Эгеиды)» (М., «Наука», 1992).

Так, лингвист А. Молчанов с осторожностью и обстоятельностью истинного профессионала провел свой анализ текста и пришел к выводу, что так называемый знак 02 - человеческая голова с петушиным гребнем - передает смешанный образ человека и петуха - животного, издревле почитавшегося на острове Крит в качестве атрибута верховного солнечного божества.

Согласно античной мифолого-исторической традиции, древние критские владыки, потомки царя Миноса, возводили свой род к богу солнца и петух служил их родовой эмблемой. Тот факт, что прототипом для знака 02 послужил священный династический символ, позволил Молчанову считать его детерминативом, иначе говоря, определителем имен миной-ских правителей. В тексте этот знак сопровождают 19 слов. Следовательно, в нем приведены имена 19 минойских правителей.

Журналист Владимир Михайлов после долгих лет работы над дешифровкой диска нашел, как он полагает, ключ к тайне. По его мнению, на диске воспроизведены молитвы, которые критские хлеборобы пели при обработке полей и сборе урожая. На лицевой стороне диска якобы находится молитва «возрождения хлебного духа».

Однако наиболее оригинальную трактовку текста Фестского диска предложил небезызвестный Геннадий Гриневич - геолог по специальности. Сочтя надписи Фестского диска схожими со славянской письменностью типа «черт и резов», он так дешифрует лицевую сторону диска:

«Горести прошлые не сочтешь, однако горести нынешние горче. На новом месте вы почувствуете их. Все вместе. Что нам послал еще бог? Место в мире божьем. Распри прошлые не считайте. Место, что пожелал вам бог, обступите тесными рядами. Защищайте его днем и ночью. Не место - волю. Живы еще чада ее, ведая, чьи они в этом мире». Текст на обратной стороне: «Будем опять жить, будет поклонение богу, будет все в прошлом - забудем, кто есть мы. Чада есть - узы есть - забудем, кто есть мы. Что считать, боже. Рысиюния чарует очи. Никуда от нее не денешься, не излечишься от нее. Не однажды будет, услышим мы: чьи вы будете, рысичи, что для вас почести, в кудрях шлемы, разговоры о вас? Не есть еще, будем ее мы».

При дешифровке А. А. Молчанов применил комбинаторный анализ. Прежде всего он выявил на диске личные имена правителей, а затем — топонимы, то есть названия критских городов. Успешно решив эту задачу, исследователь смог построить так называемую искусственную билингву, то есть искусственно созданную двуязычную надпись, чтение части слов которой известно по ранее дешифрованным памятникам. Создав такую билингву, можно было работать с ней в том же ключе, в котором полтора века назад работал Франсуа Шампольон с реально дошедшей греко-египетской билингвой — Розеттским камнем (что позволило ему впервые прочесть египетские иероглифы). Методика А. А. Молчанова была высоко оценена многими выдающимися учеными — академиком А. В. Арциховским, И. Д. Амусиным, Н. Я. Мерпертом, Л. А. Гиндиным, О. С. Широковым и другими. Она позволила прочесть большую часть знаков Фестского диска и не только в общих чертах, но и с известной детализацией понять содержание надписи. По Молчанову, на диске содержится сообщение о посвящении этого предмета в святилище царем Кносса (главного центра древнего Крита) и подчиненными ему правителями других критских городов. Очевидно, диск существовал не в единственном числе: каждый из участников посвящения, скорее всего, получил персональный экземпляр, изготовленный путем тиражирования. Один из таких экземпляров, принадлежавший правителю Феста, дошел до нас. Не исключено в будущем найти на Крите другие экземпляры диска или их фрагменты.

Знаки Фестского диска и их фонетические значения по Гриневичу


Текст Фестского диска в строковой планировке

В соответствии с гипотезой Гриневича, некое племя рыси-чей было вынуждено покинуть свою родину в Триполье, на нынешней Украине, и переселиться на остров Крит, где оно и создало самобытную культуру острова. Гриневич еще в советские времена несколько раз обращался со своей гипотезой в Институт славяноведения и балканистики, в Институт русского языка АН СССР и в МГУ, но везде по рассмотрению получил отрицательные ответы.

Кто только не пытался разгадать содержание таинственной надписи: и историки, и лингвисты, да и просто любители древности всего мира! Что только не пытались прочесть на Фестском диске! То гимн в честь верховного божества , то «путеводитель» по святым местам Крита, то краткую историческую хронику… Одни исследователи сравнивали знаки на диске со знаками иных известных систем письма. Другие пытались угадать смысл знаков исходя из их внешнего облика. Третьи видели ключ к разгадке, подсчитывая, как часто встречаются в надписи те или иные знаки. Безрезультатно.

Одна из последних гипотез была опубликована в журнале «Наука и жизнь» (см. № 1, 1998 г.). Ее автор — немецкий филолог Д. Оленрот — предположил, что надпись сделана не знаками реально существовавшей письменности, а неким шифром, за которым кроются буквы классического древнегреческого алфавита. Исходя из этой посылки, Оленрот прочел на одной стороне диска магическую формулу обряда в честь греческой богини Деметры, а на другой — сведения о храме Зевса в городе Тиринфе, одном из важнейших центров так называемой микенской цивилизации, процветавшей во II тысячелетии до новой эры на юге Балканского полуострова.

Прочтение, да и подход к дешифровке Д. Оленрота, вызывают несколько принципиальных возражений.

Бесспорно, каждый волен поступать по-своему, можно начинать дешифровку и с «чистого листа». Но, вероятно, было бы правильнее, если бы автор, приступая к работе над надписью, опирался на уже твердо установленные факты. Например, сегодня большинство исследователей считают систему письма, примененную на диске, не алфавитной, а слоговой. Иными словами, каждый знак этой письменности соответствует не одному звуку речи (как в греческом или любом другом алфавите), а целому слогу. Подсчитано, что в слоговой письменности Фестского диска было 60-70 знаков, 45 из которых встречаются на самом диске. Каждый согласится, что 60-70 знаков многовато для письма алфавитного (современный русский алфавит насчитывает 33 буквы, алфавиты европейских стран — и того меньше, классический греческий алфавит имел 27, а затем 24 буквы).

Однако Д. Оленрот пытается соединить эти две разные системы письма. Некоторые знаки Фестского диска, по его мнению, выражают не единичные звуки, а дифтонги (то есть сочетания гласных, например — аи, эй, эу). С моей точки зрения, это не прибавляет убедительности его гипотезе: дифтонги в греческом языке всегда писались раздельно. И следующее. Согласно предложенной Оленротом дешифровке, одна и та же греческая буква почему-то может выражаться на диске разными знаками. Так, букве «сигма» (с) соответствуют четыре непохожих друг на друга знака, букве «йота» (и) — три, букве «омикрон» (о) — два… Каков смысл в применении такого рода странного шифра? Да им попросту никто не смог бы воспользоваться.

Как уже говорилось, Фестский диск появился в 1600 году до новой эры, а имеющийся сегодня в распоряжении ученых материал доказывает, что греческий алфавит возник не ранее IX века до новой эры. Он сложился по образцу финикийского письма, о чем говорит сходство и в начертании букв, и даже в их названии. Но и само финикийское письмо (кстати, имевшее знаки только для согласных звуков) возникло все же позже Фестского диска. Что дало ученому основание отодвинуть возникновение греческого алфавита в более древнее время?

И, наконец, третье возражение. Оленрот считает, что родина Фестского диска не Крит, где он был найден, а материковая Греция. Это вытекает из греческого языка, на котором будто бы составлена надпись (на Крите в те времена на греческом еще не говорили), и из ее содержания, повествующего о греческих, а не о критских храмах.

Однако многое говорит о том, что Фестский диск был создан именно на Крите. Свидетельство тому — островное происхождение глины, из которой вылеплен диск, а прообразами всех знаков диска стали местные, критские реалии. Особенно важна найденная археологами в одной из критских пещер медная секира, относящаяся к тому же времени, что и диск. На ней сохранилась своеобразнейшая надпись, сделанная вперемежку знаками письма Фестского диска и так называемого линейного письма А , широко распространенного на Крите в тот период. (С помощью письма А передавался критский, то есть минойский, неиндоевропейский язык.) А стало быть, нет сомнений и в том, что эти две системы письменности функционировали на острове одновременно, были взаимозаменяемы. Видимо, они использовались в разных сферах жизни: линейное письмо А служило для деловых, хозяйственных документов, а письмо Фестского диска-для религиозных, сакральных текстов. Это тоже подтверждает: язык Фестского диска не греческий, а минойский.

Предлагая свою расшифровку, Оленрот читает надпись на диске от центра к краю и получает нужный ему смысл. Однако некоторые специалисты, исследовавшие технику нанесения знаков, считают, что этот процесс шел от края к центру. Казалось бы, тогда и читать надпись следует именно так.

Так что, несмотря на некоторые успехи, тайна письменности Фестского диска остается почти столь же неразрешимой, что и столетие назад. Сколь не прискорбно это осознавать.

[

Загрузка...