sonyps4.ru

Else в программировании. Условные операторы

Условные операторы

Условные операторы позволяют управлять потоком выполнения программы, чтобы не выполнялась каждая строка кода, как она следует в программе. Давайте рассмотрим все условные операторы языка C#:

Оператор if

Для организации условного ветвления язык C# унаследовал от С и С++ конструкцию if...else. Ее синтаксис должен быть интуитивно понятен для любого, кто программировал на процедурных языках:

if (условие)
оператор (операторы)
else
оператор (операторы)

Если по каждому из условий нужно выполнить более одного оператора, эти операторы должны быть объединены в блок с помощью фигурных скобок {...}. (Это также касается других конструкций C#, в которых операторы могут быть объединены в блок - таких как циклы for и while .)

Стоит обратить внимание, что в отличие от языков С и С++, в C# условный оператор if может работать только с булевскими выражениями, но не с произвольными значениями вроде -1 и 0.

В операторе if могут применяться сложные выражения, и он может содержать операторы else, обеспечивая выполнение более сложных проверок. Синтаксис похож на применяемый в аналогичных ситуациях в языках С (С++) и Java. При построении сложных выражений в C# используется вполне ожидаемый набор логических операторов . Давайте рассмотрим следующий пример:

Using System; using System.Collections.Generic; using System.Linq; using System.Text; namespace ConsoleApplication1 { class Program { static void Main(string args) { string myStr; Console.WriteLine("Введите строку: "); myStr = Console.ReadLine(); if (myStr.Length = 5) && (myStr.Length

Как видите количество else if, добавляемых к единственному if, не ограничено. Один момент, который следует отметить касательно if: фигурные скобки применять не обязательно, если в условной ветви присутствует только один оператор, как показано в исходном примере.

Оператор switch

Вторым оператором выбора в C# является оператор switch , который обеспечивает многонаправленное ветвление программы. Следовательно, этот оператор позволяет сделать выбор среди нескольких альтернативных вариантов дальнейшего выполнения программы. Несмотря на то что многонаправленная проверка может быть организована с помощью последовательного ряда вложенных операторов if, во многих случаях более эффективным оказывается применение оператора switch. Этот оператор действует следующим образом. Значение выражения последовательно сравнивается с константами выбора из заданного списка. Как только будет обнаружено совпадение с одним из условий выбора, выполняется последовательность операторов, связанных с этим условием. Ниже приведена общая форма оператора switch:

switch(выражение) { case константа1: последовательность операторов break; case константа2: последовательность операторов break; case константаЗ: последовательность операторов break; ... default: последовательность операторов break; }

Хотя оператор switch...case должен быть знаком программистам на С и С++, в C# он немного безопаснее, чем его эквивалент С++. В частности, он запрещает "сквозные" условия почти во всех случаях. Это значит, что если часть case вызывается в начале блока, то фрагменты кода за последующими частями case не могут быть выполнены, если только не используется явно оператор goto для перехода к ним. Компилятор обеспечивает это ограничение за счет того, что требует, чтобы за каждой частью case следовал оператор break , в противном случае он выдает ошибку.

Важно отметить, что заданное выражение в операторе switch должно быть целочисленного типа (char, byte, short или int), перечислимого или же строкового . А выражения других типов, например с плавающей точкой, в операторе switch не допускаются. Зачастую выражение, управляющее оператором switch, просто сводится к одной переменной. Кроме того, константы выбора должны иметь тип, совместимый с типом выражения. В одном операторе switch не допускается наличие двух одинаковых по значению констант выбора.

Условный оператор позволяет пропустить или выполнить некоторый блок кода в зависимости от результата вычисления указанного выражения - условия. Можно сказать, что условный оператор является точкой принятия решения в программе, иногда его также называют оператор ветвления. Если представить, что программа - это дорога, а интерпретатор PHP - путешественник, идущий по ней, то условные операторы можно представить как перекрестки, где программный код разветвляется на две или более дорог, и на таких перекрестках интерпретатор должен выбирать, по какой дороге двигаться дальше.

Оператор if

Оператор if является наиболее простым из операторов ветвлений.

Синтаксис оператора if:

Оператор if сначала вычисляет условное выражение указанное в круглых скобках, результатом этого выражения является булево значение. Если полученный результат является истинным (true), то инструкция выполняется. Если выражение возвращает ложное значение (false), то инструкция не выполняется. В качестве условия может применяться выражение любой сложности.

Если в теле оператора if используется всего одна инструкция, то заключать ее в фигурные скобки можно, но не обязательно. Однако, если нужно выполнить в теле оператора if не одну инструкцию, а несколько, тогда эти несколько инструкций необходимо заключить в фигурные скобки. Обратите внимание на то, что после закрывающей фигурной скобки не следует ставить точку с запятой.

Следующий код демонстрирует применение оператора if:

Операторы if могут быть вложенными в другие операторы if:

Обратите внимание на последний пример: инструкцию не обязательно надо записывать именно под оператором if , если инструкция не большая по размеру, то ее можно записать и в одну строку.

Оператор if else

И так мы узнали, что оператор if позволяет выполнять инструкции в том случае, если условие истинно. Если же условие оказывается ложно, то никаких действий не выполняется. Однако часто бывает необходимо выполнить одни инструкции, если определенное условие истинно, и другие инструкции, если условие ложно. Именно для таких случаев используется ветвление if else . Оно состоит из оператора if , за которым следует блок инструкций и ключевого слова else , за которым следует другой блок инструкций.

Синтаксис оператора if else:

Оператор else не является обязательным. Блок инструкций расположенный после else выполняется по умолчанию, т.е. когда условное выражение в if возвращает значение false . Оператор else не может быть использован отдельно от оператора if . Блок else должен располагаться только после оператора if , его можно рассматривать, как действие по умолчанию.

Немного изменив наш предыдущий пример, мы можем увидеть, как работает оператор if else , если условие возвращает значение false:

Оператор if else может быть вложенным. Такие вложенные условные операторы встречаются на практике достаточно часто. Оператор if является вложенным, если он расположен внутри другого блока if или else . Если в коде используется несколько операторов if подряд, то else всегда относится к ближайшему if:

Последний else не относится к if($a) , так как он находится не во внутреннем блоке, поэтому ближайший к нему получается if($i) . Оператор else расположенный внутри блока относится к if($b) , потому что этот if - является ближайшим к нему.

Конструкция elseif/else if

Оператор if/else вычисляет значение условного выражения и выполняет тот или иной фрагмент программного кода. Но что, если требуется выполнить один из многих фрагментов? Если вам нужно проверить несколько условий подряд, то для этого подойдет конструкция elseif или else if (это одна и та же конструкция, просто по разному записана). Формально она не является самостоятельной конструкцией PHP - это лишь распространенный стиль программирования, заключающийся в применении повторяющихся операторов if/else . Она позволяет проверять дополнительные условия, пока не будет найдено истинное или достигнут блок else . Конструкция elseif/else if должна располагаться после оператора if и перед оператором else , если такой имеется.

Здесь проверяется три условия, и, в зависимости от значения переменной $username , выполняются разные действия.

На самом деле в этом фрагменте нет ничего особенного. Это просто последовательность операторов if , где каждый оператор if является частью конструкции else предыдущего if . Для тех кто впервые столкнулся с такой формой записи и ему не очень понятно, как это работает, мы перепишем этот же пример, только в эквивалентной синтаксической форме, полностью показывающей вложенность конструкций:


Главное в действие данное оператора - это условие. if в переводе с английского значит если . Условие принимается в качестве аргумента (то что в скобках). В качестве условия может выступать логическое выражение или логическая переменная. Если проще, то смысл выражения будет такой:

If (условие){
условие выполнено, делаем так
}
else
{
условие не выполнено, делаем иначе
}
Надеюсь логика условной операции понятна. Теперь давайте рассмотрим пример.

$a = 5;
$b = 25;

// Теперь внимание! Условие: Если $b больше $a
// Знаки > и < , как и в математике, обозначают больше и меньше
if($b > $a)
{
// если условие выполнено, то выполняем это действие
echo "$b больше $a";
}
else
{
// если не выполнено, то это
echo "$a больше или равно $b";
}
?>
Демонстрация Скачать исходники
В итоге скрипт выведет 25 больше 5 . Пример довольно прост. Надеюсь всё понятно. Теперь предлагаю рассмотреть ситуацию сложнее, где нужно соблюсти несколько условий. Каждое новое условие будет содержать после основного условия if() - вспомогательное, которое записывается как else if() . В конце как обычно будет else .

Задача: В школе проводят тестирование. Скрипту нужно высчитать балл, зная условия получения каждой оценки и сам балл школьника. Давайте посмотрим как это записать, и не забудьте прочитать комментарий.

$test = 82; // допустим школьник написал тест на 82 балла

// первое условие напишем для пятёрки
if($test > 90)
{
// если условие соблюдено, то выполняем это действие.
echo "Оценка 5";
}
// Знак && обозначает "и, объединение", что условие соблюдено если и то, и то верно
// то есть балл меньше 91 и больше 80, тогда 4. Иначе условия считываются дальше
else if ($test < 91 && $test > 80)
{
echo "Оценка 4";
}
else if ($test < 81 && $test > 70)
{
echo "Оценка 3";
}
else
{
echo "Надо бы ещё раз написать тест...";
}
?>
Демонстрация Скачать исходники
Наш школьник, который успевает и отдохнуть, и написать нормально тест получает оценку 4 ! А принцип работы надеюсь понятен.

Возможна и короткая запись работы условной операции, когда Вам нужно действие только в случае соблюдения условия.

$age = 19; // переменная с возрастом

If ($age > 17){
echo "Всё! Мне можно делать всё что угодно! Мне уже $age!";
}
Вполне себе милый пример короткой записи условной операции. else писать не обязательно.

Операторы сравнения в PHP

Принцип работы условной операции понятен. Но, как Вы понимаете, способов сравнить намного больше. Давайте посмотрим ниже на таблицу с операторами сравнения.

Пример Название Результат
$a == $b Равно True, если $a равно $b
$a === $b Идентично True, если $a равно $b и обе переменных принадлежат одному типу
$a != $b Не равно True, если $a не равно $b
$a === $b Не идентично True, если $a не равно $b и оба их типа не совпадают
$a > $b Больше чем True, если $a больше, чем $b
$a < $b Меньше чем True, если $a меньше, чем $b
$a >= $b Больше или равно True, если $a больше или равно $b
$a <= $b Меньше или равно True, если $a меньше или равно $b
Теперь рассмотрим операторы на примерах :

// вопреки привычке = значит присваивание значение переменной, а == как равно
if ($a == 5){
echo "$a равно 5"; // выведет "5 равно 5"
} else {
echo "$a не равно 5";
}

If ($a != 6){
echo "$a не равно 6"; // выведет "5 не равно 6". Нужно в случае отрицания
} else {
echo "$a каким-то образом равно 6";
}

// с больше и меньше думаю всё понятно. Поэтому пример сложнее
if ($a <= 6){
echo "$a меньше или равно 6"; // выведет "5 меньше или равно 6"
} else {
echo "$a больше 6";
}

Логические операторы PHP

Бывают случаи, когда нужно сравнить не одну переменную, а сразу две и более в одном условии. Для этого существуют логические операторы .

Пример Название Результат
$a and $b Логическое "и" TRUE если и $a, и $b TRUE.
$a or $b Логическое "или" TRUE если или $a, или $b TRUE.
$a xor $b Исключающее "или" TRUE если $a, или $b TRUE, но не оба.
! $a Отрицание TRUE если $a не TRUE.
$a && $b Логическое "и" TRUE если и $a, и $b TRUE.
$a || $b Логическое "или" TRUE если или $a, или $b TRUE.
Уже обратили внимание, что для операций и и или есть дополнительные операторы? Так сделано для того, чтобы расставить приоритеты в сложных операциях сравнения. В таблице логические операторы приведены в порядке приоритета: от меньшего к большему, то есть, например, || имеет больший приоритет, чем or.

Переходим к примерам

$a = 5;
$b = 6;
$c = 7;

// условие: Если 5 не равно 6 (ВЕРНО) И 6 не равно 7 (ВЕРНО)
if ($a < 6 && $b != $c){
echo "Действительно так!"; // выведет "Действительно так!" т.к. ОБА условия ВЕРНЫ
} else {
echo "Одно из условий не верно";
}

// условие: Если 6 не равно 6 (НЕВЕРНО) ИЛИ 6 не равно 7 (ВЕРНО)
if ($b != 6 || $b != $c){
echo "Всё так!"; // выведет "Всё так!", т.к. хотя бы ОДНО из условий ВЕРНО
} else {
echo "Оба условия не верны";
}

Тернарный оператор

К вопросу тернарного кода я предлагаю Вам вернуться позже. Вовсе не упомянуть его я не мог, так как это важная конструкция, которая существенно сокращает размер кода. Предлагаю сразу рассмотреть код.

Суть кода: (условие) ? значение a если true: значение a если false

Таким образом, мы сокращаем запись оператора if. Однако, данная операция действительна только с присваиванием значений переменной. Теперь давайте рассмотрим готовый пример.

// Пример использования тернарного оператора
$settings = (empty($_POST["settings"])) ? "По умолчанию" : $_POST["settings"];

// Приведенный выше код аналогичен следующему блоку с использованием if/else
if (empty($_POST["settings"])) {
$settings = "По умолчанию"; // Если ничего не передано, то оставляем "По умолчанию"
} else {
$settings = $_POST["settings"]; // Если передано, то $settings присваивается переданное значение.
}
?>
Прочитайте комментарии к коду и всё должно быть понятно.

Спасибо за внимание!


Пожалуйста, приостановите работу AdBlock на этом сайте.

Теперь, когда с условными выражениями разобрались, можно переходить к основной теме урока – условному оператору .

Шаблон оператора if -- else

Тут возможны два основных варианта:

Листинг 1.

// первый вариант if (условное_выражение) оператор_1; // второй вариант if (условное_выражение) оператор_1; else оператор_2;

Ну и картинки, конечно. Куда же без картинок?

Рис.1 Блок-схемы оператора if-else.

Работает этот оператор так. Вычисляется значение условного выражения. Если получается истина, то выполняется оператор_1 из основной ветки, а если ложь, то либо ничего не происходит (в первом варианте), либо выполняется оператор_2 из побочной ветки (во втором варианте).

Предлагаю сразу на примерах разбираться. Например, как вы думаете, что выведет на экран следующий код? Проверьте свою догадку.

Листинг 2.

#include int main(void) { if (1) printf("TRUE!\n"); else printf("FALSE!\n"); return 0; }

Ну да, правильно, он выведет TRUE! . Условие же истинно. Вы же ещё не забыли, что единица – это истина? Я сейчас страшное скажу. Любое ненулевое число воспринимается как истина. Проверьте это самостоятельно.

Ну ладно, а теперь вот такой пример. Что по-вашему выведет данная программа?

Листинг 3.

#include int main(void) { if (0) printf("FALSE!\n"); return 0; }

Надеюсь, вы дали правильный ответ и вас не смутила строчка с выводом FALSE! , которое я специально добавил, чтобы запутать вас. Да, эта программа ничего не выведет. Условие в скобах ложно, а значит, оператор не будет выполнен. Всё по правилам.

Давайте ещё один примерчик, для закрепления. Будьте предельно внимательны, я там подготовил для вас всякого. Итак, что выведет данный код?

Листинг 4.

#include int main(void) { int x = 12; if (!(!(x%3 == 0) && !(x%2 == 0))) printf("kratno\n"); else printf("ne kratno\n"); return 0; }

Верю, что у вас всё получилось! Если не получилось, не расстраивайтесь – ещё будет время потренироваться.

Ну а сейчас давайте о нюансах – они, как обычно, имеются.

В каждой ветке условного оператора может быть записан лишь ОДИН оператор.

Вот, посмотрите на пример.

Листинг 5.

#include < 0) printf("x = %d\n", x); x = (-1)*x; printf("%d\n", x); return 0; }

Кажется, что программа должна работать следующим образом. Пользователь вводит целое число. Если число меньше нуля, то меняем его знак на противоположный. В противном случае ничего не делаем. После этого выводим число на экран консоли.

А теперь внимание на экран.


Рис.2 Результат работы программы Листинг 11

Но решение есть! И это решение – составной оператор {} . Если мы заключим несколько операторов в фигурные скобки, то они будут восприниматься как один единый оператор. Поэтому, чтобы программа заработала правильно, добавим в неё составной оператор:

Листинг 6.

#include int main(void) { int x = 0; scanf("%d", &x); if (x < 0){ printf("x = %d\n", x); x = (-1)*x; } printf("%d\n", x); return 0; }

Ну вот, теперь всё как надо. Проверьте самостоятельно. Кстати, из опыта. Я вам настоятельно советую всегда использовать фигурные скобки, даже если внутри них будет один оператор. Очень часто это позволяет избежать глупых ошибок.

Внутри управляющей конструкций if-else можно использовать любые конструкции языка, в том числе ещё одну конструкцию if-else .

Вот так например:

Листинг 7.

#include int main(void) { int x = 0; scanf("%d", &x); if (x < 0) { printf("Negative!\n"); } else { if (x == 0){ printf("Zero!\n"); } else { printf("Positive!\n"); } } return 0; }

Думаю, понятно, что используя вложенные условные операторы, вы можете сделать конструкцию аналогичную оператору выбора switch .

Использование вложенных условных операторов порождает ещё одну особенность.

else всегда относится к ближайшему if , у которого нет своего else

Для примера:

Листинг 8.

If (n > 0) if (а > b) z = a; else z = b;

Согласно нашему правилу, else относится к внутреннему (второму) if . Если хотим, чтобы else относился к внешнему (первому) if , то можно воспользоваться составным оператором.

Листинг 9.

If (n > 0) { if (а > b) z = a; } else z = b;

Как я уже упоминал, лучше всегда использовать фигурные скобки, дабы избежать случаев неправильного толкования записи. Искать подобные ошибки в программах очень тяжело. Обратите внимание также на расстановку отступов. Я использую их, чтобы по коду сразу стало ясно, какая ветвь к какому if относится.

Последнее обновление: 30.07.2016

Условные конструкции - один из базовых компонентов многих языков программирования, которые направляют работу программы по одному из путей в зависимости от определенных условий.

В языке C# используются следующие условные конструкции: if..else и switch..case

Конструкция if/else

Конструкция if/else проверяет истинность некоторого условия и в зависимости от результатов проверки выполняет определенный код:

Int num1 = 8; int num2 = 6; if(num1 > num2) { Console.WriteLine($"Число {num1} больше числа {num2}"); }

После ключевого слова if ставится условие. И если это условие выполняется, то срабатывает код, который помещен далее в блоке if после фигурных скобок. В качестве условий выступают ранее рассмотренные операции сравнения.

В данном случае у нас первое число больше второго, поэтому выражение num1 > num2 истинно и возвращает true , следовательно, управление переходит к строке Console.WriteLine("Число {num1} больше числа {num2}");

Но что, если мы захотим, чтобы при несоблюдении условия также выполнялись какие-либо действия? В этом случае мы можем добавить блок else:

Int num1 = 8; int num2 = 6; if(num1 > num2) { Console.WriteLine($"Число {num1} больше числа {num2}"); } else { Console.WriteLine($"Число {num1} меньше числа {num2}"); }

Int num1 = 8; int num2 = 6; if(num1 > num2) { Console.WriteLine($"Число {num1} больше числа {num2}"); } else if (num1 < num2) { Console.WriteLine($"Число {num1} меньше числа {num2}"); } else { Console.WriteLine("Число num1 равно числу num2"); }

Также мы можем соединить сразу несколько условий, используя логические операторы:

Int num1 = 8; int num2 = 6; if(num1 > num2 && num1==8) { Console.WriteLine($"Число {num1} больше числа {num2}"); }

В данном случае блок if будет выполняться, если num1 > num2 равно true и num1==8 равно true .

Конструкция switch

Конструкция switch/case аналогична конструкции if/else , так как позволяет обработать сразу несколько условий:

Console.WriteLine("Нажмите Y или N"); string selection = Console.ReadLine(); switch (selection) { case "Y": Console.WriteLine("Вы нажали букву Y"); break; case "N": Console.WriteLine("Вы нажали букву N"); break; default: Console.WriteLine("Вы нажали неизвестную букву"); break; }

После ключевого слова switch в скобках идет сравниваемое выражение. Значение этого выражения последовательно сравнивается со значениями, помещенными после оператора сase . И если совпадение будет найдено, то будет выполняться определенный блок сase .

В конце каждого блока сase должен ставиться один из операторов перехода: break , goto case , return или throw . Как правило, используется оператор break . При его применении другие блоки case выполняться не будут.

Однако если мы хотим, чтобы, наоборот, после выполнения текущего блока case выполнялся другой блок case, то мы можем использовать вместо break оператор goto case:

Int number = 1; switch (number) { case 1: Console.WriteLine("case 1"); goto case 5; // переход к case 5 case 3: Console.WriteLine("case 3"); break; case 5: Console.WriteLine("case 5"); break; default: Console.WriteLine("default"); break; }

Если мы хотим также обработать ситуацию, когда совпадения не будет найдено, то можно добавить блок default , как в примере выше.

Применение оператора return позволит выйти не только из блока case, но и из вызывающего метода. То есть, если в методе Main после конструкции switch..case, в которой используется оператор return , идут какие-либо операторы и выражения, то они выполняться не будут, а метод Main завершит работу.

Оператор throw применяется для выброса ошибок и будет рассмотрен в одной из следующим тем.

Тернарная операция

Тернарную операция имеет следующий синтаксис: [первый операнд - условие] ? [второй операнд] : [третий операнд] . Здесь сразу три операнда. В зависимости от условия тернарная операция возвращает второй или третий операнд: если условие равно true , то возвращается второй операнд; если условие равно false , то третий. Например:

Int x=3; int y=2; Console.WriteLine("Нажмите + или -"); string selection = Console.ReadLine(); int z = selection=="+"? (x+y) : (x-y); Console.WriteLine(z);

Здесь результатом тернарной операции является переменная z. Если мы выше вводим "+", то z будет равно второму операнду - (x+y). Иначе z будет равно третьему операнду.



Загрузка...