sonyps4.ru

Эксперты рассказали о ближайших перспективах российского телевидения.

13 ноября 2017 года компания Mediascope (бывшая TNS) представила участникам рынка World Content Market 2017 результаты исследования телеаудитории в России, а также представила карту телевизионного рынка. Данные демонстрируют несколько интересных тенденций, связанных с популярностью отдельных жанров и типов контента у разных возрастных групп и стабильной патриотичностью зрителей ТВ.

По данным Mediascope об общенациональном ТВ, 99% россиян, проживающих в городах с численностью населения свыше 100 тысяч человек, хотя бы раз в месяц включают телевизор, в неделю -около 90%, а в день - 69%.


По различным городам показатель варьируется, но в среднем он соответствует общим показателям. Интересно, что, например, в Петербурге среднесуточный охват ниже, чем в других городах. Это подтверждает мнение, что жители культурной столицы предпочитают проводить свободное время не дома.


По городам различается не только среднесуточный охват, но и время просмотра. В среднем все зрители России от 4 лет смотрят ТВ 4 часа в день, однако показатель меняется в зависимости от возрастной категории. Например, зрители от 4 до 17 лет тратят меньше времени на просмотр (2 часа). Чем старше группа, тем больше времени приходится на просмотр (до 6 часов). Скорее всего, это логичное свидетельство того, что молодые зрители больше смотрят контент на других устройствах.


Карта телевизионного рынка от компании Mediascope представляет собой график, на горизонтальной оси которого - возрастающий процент женщин среди общего числа зрителей, а на вертикальной - средний возраст аудитории канала. Каждая точка на графике - канал, и чем больше ее размер, тем выше доля аудитории. Соответственно, чем правее он расположен, тем больше женщин среди зрителей, а чем выше - старше аудитория.


Интересно, что в «большой тройке» (1 Канал, Россия 1, НТВ) канал НТВ выделяется как более «мужской», а «Россия 1» - более «старший». Совокупная доля трех каналов составляет более 35% всех телезрителей старше 4+. Тем не менее, внутри возрастных групп показатель варьируется. Интересно, что в 2008 году доля тройки телевизионных лидеров была 50%, но с того времени произошла фрагментация аудитории.


Аудитория телеканалов СТС и НТВ заметно младше, а телеканала РЕН - более мужская. Совокупная доля ТОП-10 телеканалов составляет порядка 65%. Топ-50 каналов - 90% зрителей.

Топ-50 каналов среди всех зрителей изображены на следующем графике, однако опять же внутри возрастных групп картина меняется.


Логично, что среди рейтинговых каналов для зрителей 4-17 лет нет «большой тройки». Желтым цветом на графике изображены аффинитивные каналы, то есть характерные для данной аудитории. (Affinity Index, или Индекс соответствия, обозначает отношение рейтинга по целевой аудитории к рейтингу по базовой аудитории, и показывает «профильность» контента по отношению к заданной целевой аудитории).


Для возрастной группы 18-34 лет музыкальные и развлекательные каналы - аффинитивны.


В группе 35-54 лет большая тройка возвращается, однако в иной последовательности, нежели на графике, учитывающем всех зрителей. Здесь на передний план выходит Первый канал. Аффинитивные каналы для зрителей этой категории показывают кино, познавательные программы и путешествия.


Для старшей группы наиболее аффинитивны крупные национальные каналы и большая тройка.

Жанры

Mediascope проанализировал данные телесмотрения национальных каналов по жанровым предпочтениям. Здесь заметна интересная тенденция, что наибольший спрос у зрителей наблюдается к сериалам: в среднем по рынку в эфире ТВ 24% занимают сериалы, при этом предложение ниже спроса. Совокупный спрос сериалов и развлекательных программ составляет более 50%.


По каналам показатели принципиально отличаются, что демонстрирует график ниже, но процент сериального и развлекательного контента остается весомым у разных телеканалов.



Самая многочисленная группа - возрастная аудитория. Компания проанализировала самые популярные сериалы внутри каждой группы. Интересно, что внутри категорий Топ-3 сериалов принадлежит одному каналу.


Также Mediascope проанализировал, какие жанры предпочитают те или иные возрастные группы. Зрители 4-34 лет больше всего любят комедии, более возрастная аудитория (35-54 года) выбирает драмы, а самая старшая - мелодрамы. Интересно, что в группе 4-17 лет есть одна драма - это «Екатерина II. Взлет». Сериал объединил у экрана бабушек и их внуков.


В Топ-3 ни для одной возрастной группы не попал иностранный сериал - рейтинги отечественных, как правило, выше. Отдельно проанализировав зарубежный контент, компания обнаружила, что для трех возрастных групп верхнюю строчку занимает сериал «Шерлок». Если для групп 18-34 года и 35-54 года первые два сериала совпадают, то на третьей позиции оказываются разные сериалы, выходящие на телеканале ТВ-3. В старшей группе традиционно остаются популярными турецкие, латинские и индийские сериалы.


Самыми рейтинговыми фильмами, показанными в эфире телевидения, в 2017 году стали « » (Россия 1), «Офицеры» (Первый канал), «Москва слезам не верит» (Первый канал). Все фильмы Топ-3 выходили в праздничные дни. «Москва слезам не верит» традиционно попадает в рейтинги самых популярных на ТВ фильмов.


По возрастным группам ситуация иная: если в группе 4-17 лет и 18-34 лет, все фильмы иностранные, то в более старших преобладают российские. Ленту « » Первый канал традиционно показывает в начале января, ежегодно собирая большое количество зрителей разных возрастов у экранов.


В Топ-100 кинофильмов по всем возрастам попало множество советских картин, среди которых самый ранний - «Весна на Заречной улице» 1956 года. При этом в рейтинг попало только 10 лент иностранного производства.


Можно сделать вывод, что аудитория ТВ остается весьма патриотичной, однако опять же при фрагментации аудитории картина меняется.

МОСКВА, 21 ноя — РИА Новости. Мягкий переход от аналогового к цифровому телевещанию — вот что ждет россиян в обозримом будущем, рассказали РИА Новости эксперты во Всемирный день телевидения, который отмечается во вторник, 21 ноября.

Официальный переход с аналогового на цифровое телевещание в России должен произойти в 2018 году. Изначально планировалось сформировать три мультиплекса (пакета каналов, транслирующихся одним передатчиком). Первый мультиплекс цифрового ТВ работает с 2009 года и является бесплатным (включает такие каналы как "Первый", "Россия-1", НТВ). Второй мультиплекс (СТС, ТНТ, "Звезда", РЕН-ТВ) вещает с 2013 года. Запуск третьего мультиплекса был пока отложен: ранее глава Минкомсвязи Николай Никифоров высказывал мнение о его экономической нецелесообразности.

В конце октября этого года генеральный директор компании "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) Андрей Романченко сообщил, что создание цифровой телесети в России практически завершено.

Аналоговое не исчезнет сразу

Сегодня в России действуют два формата телевещания — цифровой и постепенно уходящая в прошлое аналоговая подача сигнала. Как отмечал ранее глава Минкомсвязи, после 2018 года государство перестанет поддерживать аналоговое вещание.

"Сейчас цифровое эфирное телевидение доступно уже более чем 95% населения России. По итогам федеральной целевой программы охват составит 98,4%", — рассказал РИА Новости руководитель пресс-службы РТРС Игорь Степанов.

Он пояснил, что региональные, городские и муниципальные телеканалы смогут продолжать вещание в аналоговом формате столько, сколько сочтут целесообразным.

"Цифровые приемники (телевизоры и приставки) принимают и показывают как цифровые, так и аналоговые программы", — сказал собеседник агентства.

Российский журналист, президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев в свою очередь отметил, что это будет "довольно мягкий переход".

"Такого, чтобы резко оборвалось все аналоговое вещание, не произойдет", — пояснил он РИА Новости.

Сагалаев подчеркнул, что цифровая технология дает совсем иное качество телевизионного изображения и звука.

"Это такой новый этап в развитии телевизионной индустрии", — убежден собеседник агентства.

Что делать со старым телевизором

По словам Сагалаева, в России сегодня насчитывается более 60 миллионов телевизоров, из них 30 с лишним миллионов — это телевизоры нового поколения, которые позволяют смотреть smart tv, так называемое "умное телевидение". Существуют и телевизоры, которые позволяют смотреть видео в формате 4К, то есть, видео сверхвысокой четкости.

В Совфеде предложили оплатить малоимущим переход на цифровое телевидение Телевидение является важнейшим средством информационного и культурного обеспечения, которое должно быть доступно всем вне зависимости от доходов, заявила сенатор Людмила Бокова.

"Все телевизоры, которые выпускаются в последние годы, приспособлены для приема цифрового телевидения", — отметил он.

Владельцы старых моделей телевизоров тоже смогут принимать цифровой сигнал, правда, для этого потребуется дополнительное оборудование.

"Людям, у которых старый телевизор (без встроенного тюнера стандарта DVB-T2), для приема цифрового эфирного телевидения необходимо приобрести приставку, строго говоря, внешний тюнер. Стоимость приставки - от 600 рублей и выше, в зависимости от производителя и от дополнительных опций", — пояснил РИА Новости руководитель пресс-службы РТРС Игорь Степанов.

Городские ищут кнопку

Региональному телевидению тоже найдется место в цифровом будущем — правда, пока только в кабельных сетях.

"К сожалению, в первый и второй мультиплексы не входит пока региональное телевидение, и это проблема, которую мы постоянно решаем с правительством и с Госдумой. И в прошлом году был принят закон о так называемой "21-ой кнопке", который узаконил то, что во всех кабельных сетях без исключения на 21-ой "кнопке" будет региональный канал. Был проведен конкурс Роскомнадзором, и в его результате в большинстве регионов появилась эта 21-ая "кнопка". Это облегчает задачу проникновения в "кабели" региональному телевидению", — рассказал Сагалаев.

Сагалаев отметил, что в настоящее время решается вопрос об аналогичном предоставлении "22-ой кнопки" городским телерадиовещателям; подготовлен соответствующий законопроект.

"Там довольно большое сопротивление "кабельщиков", потому что для них это не выгодно. Они говорят, что при желании абонент может сам настроить свой пульт и на любой "кнопке" смотреть то, что ему хочется. И, в общем, в этом есть доля истины. Посмотрим, как эта инициатива будет реализована. По крайней мере, Национальная ассоциация телерадиовещателей, которую я представляю, поддерживает эту идею", — добавил собеседник агентства.

Министр связи Николай Никифоров объявил, что в 2018 году Россия сможет отказаться от аналогового телевещания. Предполагается, что к этому времени вся страна будет готова перейти на цифровое телевидение, однако оптимизм чиновников разделяют не все. «Лента.ру» выясняла, почему после перехода на «цифру» многие россияне могут лишиться доступа к телевидению и как этого избежать.

Почему умирает аналог?

По словам Никифорова, в 2018 году государство перестанет субсидировать аналоговое телевидение. Это не означает, что его отключат. В Минкомсвязи «Ленте.ру» пояснили, что телеканалы, помимо цифрового формата желающие вещать и в аналоговом, такую возможность получат: для этого им достаточно договориться с распространителем сигнала - Российской телевизионной и радиовещательной сетью (РТРС). Продолжить вещать аналогово смогут, к примеру, региональные каналы.

Сам по себе переход на «цифру» к 2018 году - не новость. В 2009 году, когда ажиотаж вокруг запуска цифрового ТВ в России только набирал обороты, чиновники строили радужные планы о полном переходе на новый формат вещания к 2015 году, позже планы скорректировали и назвали новый рубеж - 2018 год. Предполагалось, что к тому времени больше половины россиян обзаведутся телеприемниками, способными читать цифровой сигнал.

Чем цифра лучше аналога?

Цифровое телевидение отличается лучшим качеством, позволяет уместить больше каналов в одном диапазоне частот, оно более устойчиво к помехам. Зачастую созданию ряби или полос на телеэкранах способствует плотная городская застройка. Цифровой вид передачи позволяет сигналу обходить эти препоны и давать на выходе гладкую картинку.

Как «выкуривают» аналог?

Переход на цифровое телевидение - общемировая тенденция. На Западе этот процесс начался на десять лет раньше, чем в России. За рубежом цифровое вещание началось еще в 1990-х годах, тогда как в России тестировать «цифру» начали в 2000 году (в Нижегородской области). К настоящему времени от аналогового формата отказалась почти вся Западная Европа, Скандинавские страны, США, некоторые государства СНГ и Латинской Америки. В 2017 году полностью отказаться от аналогового вещания в пользу цифрового планирует Украина.

В то время, когда в Люксембурге и Нидерландах впервые полностью перешли на «цифру» (в 2006 году), в России только еще создали правительственную комиссию, которая занялась проработкой концепции внедрения новых стандартов ТВ. Ее возглавлял Дмитрий Медведев. Став в 2008 году президентом, он вплотную занялся вопросами телевидения (тогда же была предпринята попытка создать общественное телевидение, вылившаяся в открытие канала ОТР с - прим. «Ленты.ру» ). В 2009 году была утверждена Федеральная целевая программа, согласно которой инвестиции в цифровое телевещание составляли почти 165 миллиардов рублей.

Было решено, что новый формат станет приходить в дом к зрителям мультиплексами - пакетами, которые передаются на одной частоте. В первый мультиплекс вошли десять федеральных телеканалов - Первый канал, «Россия 1», «Россия 2» (позже ее частоты передали «Матч ТВ»), НТВ, Пятый канал, «Россия К», «Россия 24», «Карусель», свежеиспеченный ОТР и «ТВ-Центр».

Места во втором мультиплексе выставили на конкурс. За право быть общедоступными на всей территории России боролись десятки каналов. В результате во вторую цифровую десятку попали «РЕН ТВ», СТС, «Спас», «Домашний», «ТВ-3», «Пятница», «Звезда», «Мир», ТНТ и «Муз-ТВ» (сейчас - «Ю»). Среди каналов, которые претендовали, но не вошли в мультиплекс, были Russia Today, «Дождь», «Перец», «НТВ Плюс», «Комсомольская правда».

За возможность состоять в мультиплексе каналам приходится немало платить. Первоначально планировалось, что телекомпании будут ежегодно выплачиваться РТРС почти по миллиарду рублей на строительство необходимой инфраструктуры и поддержание сигнала. Впоследствии ежегодные выплаты снизили до 150 миллионов, но с 2019 года, после полного развертывания второго мультиплекса, стоимость вещания в нем снова может подняться до миллиарда рублей.

Для некоторых каналов эта сумма оказалась неподъемной. Так, православный «Спас», существующий, как заявляет его гендиректор, исключительно на пожертвования зрителей, до сих пор не может расплатиться с РТРС, и, как в июле, вовсе не имеет договора с распространителем сигнала.

До кризиса власти планировали запустить и третий мультиплекс, в который вошли бы и региональные каналы, но задумка не удалась - идею признали экономически невыгодной. В итоге третий мультиплекс запустили только в Крыму за счет цифровой инфраструктуры, доставшейся полуострову в наследство от Украины.

Кто может остаться без телевидения?

В Минкомсвязи «Ленте.ру» пояснили, что к 2018 году цифровым вещанием будет охвачено 98,1 процента населения России (десять бесплатных каналов первого мультиплекса к концу 2016 года будут доступны 98,3 процента жителей страны). Остальные 1,9 процента - это мелкие населенные или незаселенные пункты, а также поселки полярников. Однако широкий охват вовсе не означает, что новое телевидение придет в каждый дом, говорит пожелавший остаться анонимным топ-менеджер телекомпании, чей канал входит в один из мультиплексов.

Чтобы подключиться к цифровому ТВ и бесплатно смотреть 20 общедоступных телеканалов, телевизор абонента должен быть способен получать сигнал DVB-T2 (европейский стандарт цифрового эфирного телевидения второго поколения - прим. «Ленты.ру» ). Однако далеко не все телевизоры даже современных моделей оснащены таким приемником. В том случае, если устройство не поддерживает DVB-T2, зрителю придется приобрести специальную приставку с ресивером, которая стоит не менее тысячи рублей.

Приставки нельзя назвать дорогостоящими, «но, судя по тому, что 30 процентов граждан не могут поменять старый телевизор на новый, у них, вероятно, нет лишних денег и на покупку дополнительных девайсов», предположил менеджер канала.

К слову, в 2012 году Минкомсвязи предложило регионам обеспечить такими устройствами несколько миллионов малообеспеченным граждан. Планируют ли власти помогать в этом льготникам - пока неизвестно.

Собеседник «Ленты.ру» утверждает, что ни у одного телеканала пока нет понимания, как будет происходить окончательный переход с «аналога» на «цифру» (как и отсутствует представление о реальных потерях, которые они могут понести). Резкого, одномоментного перехода не случится, считает он: велик риск того, что часть населения останется без общедоступных каналов, что может повлечь общественное негодование.

Три масштабных доклада "Российское телерадиовещание и интернет. Состояние, тенденции и перспективы развития в 2017 году", подготовленные, подготовленные факультетом журналистики Московского государственного университета под общей редакцией Е. Л. Вартановой и В. П. Коломийца. Заказчиками для доклада о телевизионной отрасли выступили Роспечать и Национальная ассоциация телерадиовещателей.

Готовил доклад "Телевидение в 2017 году" большой коллектив авторов, в нем использовались данные аналитического центра НСК, Фонда "Общественное мнение", Российской телевизионной и радиовещательной сети, Ассоциации коммуникационных агентств России, исследовательских компаний J’son and Partners Consulting, KVG Research, "ТМТ Консалтинг", Mediascope, информагентства Integrum и - нам об этом особенно приятно говорить! - портала "Кабельщик". (Авторский состав источников других двух докладов несколько отличается).

Сегодня мы публикуем выдержки из этого доклада.

Телевидение в 2017 году

1.1. Реализация федеральной цифровой программы. Итоги года

В результате мер, принятых РТРС по выполнению задачи строительства объектов первого мультиплекса и обеспечению населения цифровым вещанием в предусмотренные Программой сроки, по состоянию на 31 декабря 2017 года завершено строительство и выведено в эфир 5 019 объектов связи первого мультиплекса (в том числе 5 011 - программных и 8 - социально значимых объектов с большим охватом населения в регионах 2-й, 3-й, 4-й очередей: Ростовская область, Орловская область, Республика Башкортостан, Республика Коми).

Также было организовано строительство на 17 объектах в Республике Крым, срок ввода которых запланирован Программой в 2018 году.

Ключевой индикатор "Доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема эфирных цифровых телеканалов" превысил плановое значение 2017 года на 0,1% и достиг уровня 98,3%. В 83 из 85 субъектов охват цифровым вещанием составил более 95%.

Подсистемы технического учета и оперативного управления внедрены во всех филиалах РТРС.

В период до конца 2018 года оплата части затрат РТРС по вещанию телеканалов и радиоканалов, входящих в состав первого вещательного мультиплекса, осуществляется за счет субсидий федерального бюджета. Вещание телеканалов, входящих в состав второго мультиплекса, осуществляется РТРС на коммерческой основе в соответствии с условиями договоров с вещателями.

1.2 Развитие законодательства и регулирования

В 2017 году изменения, касающиеся нормативного регулирования телевидения, появились во всех четырех основных для медиаотрасли законах - "О средствах массовой информации" (1991), "О связи" (2003), "О рекламе" (2006) и "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (2006).

Поправки к статье 35 закона "О средствах массовой информации" и к статье 66 закона "О связи" внесли уточнения в обязанности телеканалов и телеком-операторов по передаче в эфир официальных сообщений органов исполнительной власти, содержащих экстренную информацию об опасностях, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий, по правилам поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите. Такие сообщения (сигналы оповещения) должны распространяться редакциями СМИ на соответствующих территориях вещания незамедлительно и на безвозмездной основе. Передача в эфир данных сообщений оператором не считается прерыванием оказания услуг связи вещателю.

Поправки к ряду статей закона "О средствах массовой информации" внесли изменения в процедуру регистрации СМИ, в том числе электронных (т. е. и телевизионных каналов). С 2018 года прекращается выдача бумажных свидетельств о регистрации СМИ, а датой регистрации будет считаться дата внесения записи в реестр Роскомнадзора. Услуга должна оказываться в течение 30 рабочих дней с момент подачи заявления. Величина госпошлины за регистрацию СМИ зависит от территории распространения. При расчете пошлины сохраняются повышающие и понижающие коэффициенты в зависимости от специализации СМИ. Смена учредителя, изменение состава соучредителей, наименования (названия), языка (языков), примерной тематики и (или) специализации СМИ, территории распространения продукции СМИ, а также формы и (или) вида периодического распространения массовой информации должны быть оформлены внесением официальных изменений в запись о регистрации СМИ в реестре регулятора, полной перерегистрации в данных случаях не понадобится. Редакция, временно приостановившая, прекратившая или возобновившая распространение СМИ, обязана уведомлять об этом Роскомнадзор.

Установлено также, что главным редактором СМИ не может быть гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы либо имеющий судимость за совершение преступлений с использованием СМИ или информационно-телекоммуникационных сетей, или за совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности, а также гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста или признанный судом недееспособным.

Поправки к статье 27 закона "О рекламе" допустили в телевизионный эфир новую товарную категорию. Теперь разрешено распространение рекламы основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и (или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований. Для вещателей установлено ограничение, что общая продолжительность такой рекламы должна составлять не более 20% общего допустимого времени трансляции рекламы во время спортивных соревнований.

Особенно важным новвоведением стало появление в законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" статьи 10.5. Обязанности владельца аудиовизуального сервиса. Установлен статус аудиовизуальных сервисов (АВС) - ОТТ-сервисов, в том числе онлайн-кинотеатров, которые монетизируют свои услуги за счет платной подписки или размещения рекламы.

В случае если посещаемость АВС в течение суток составляет более 100 тыс. российских пользователей, он вносится в специальный реестр, создание и ведение которого возложено на Роскомнадзор. Владельцем АВС должно выступать российское юридическое лицо или гражданин России, не имеющий гражданства другого государства. Закон устанавливает ограничение в 20% доли иностранного капитала во владении сервисом. Владелец АВС обязан установить одну из предлагаемых регулятором программ для подсчета количества пользователей своего ресурса, а также обязан не допускать его использование в целях нарушения закона или распространения запрещенного в стране контента. Определена также административная ответственность за нарушение введенных норм. Сетевые издания, поисковые системы и видеохостинги с пользовательским контентом АВС не признаются.

Параллельно поправками к статье 15.6 того же закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" были уточнена процедура и сроки блокировки Роскомнадзором и операторами связи сайтов, на которых неоднократно и неправомерно размещалась информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, и доступ к которым был органичен по решению суда.

Новая статья 15.6-1. Порядок ограничения доступа к копиям заблокированных сайтов отдельно регламентирует процедуры выявления и борьбы с так называемыми "зеркалами" пиратских ресурсов со стороны Роскомнадзора, хостинг-провайдеров, операторов связи и поисковых систем. Все это в совокупности имеет существенное значение для деятельности российских телевещателей, являющихся правообладателями аудиовизуального контента, а также имеющих собственные легальные ресурсы на рынке АВС.

1.3 Главные события телевизионного года

Среди заметных событий 2017 года можно выделить появление в эфире в конце декабря развлекательного телеканала "Супер", принадлежащего "Газпром-медиа". Канал позиционируется как федеральный эфирный телеканал, перед его запуском были собраны (преимущественно у других каналов холдинга) эфирные частоты в восьми городах, включая Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург. Основу сетки составили повторы сериалов и программ других каналов группы "Газпром-медиа Развлекательное телевидение".

Еще два события телевизионного 2017 года связаны со сложностями в деятельности достаточно громких недавних проектов. Так, в декабре 2017 года прекратил телевизионное вещание канал "Царьград ТВ", который сохранился только в формате интернет-ресурса с видеоконтентом. Напомним, что "первый русский консервативный информационно-аналитический телеканал", как позиционировал себя вещатель, был создан в 2014 году бизнесменом и политиком К. Малофеевым. Оценки его деятельности, а также политических и идеологических позиций были разными, при этом видно, что самостоятельный, не связанный с крупными холдингами, нишевой неразвлекательный проект в системе телевизионного вещания закрепиться пока не смог.

В августе 2017 года было закрыто вещание информационного телеканала Life, который начал работу в 2013 году как LifeNews (переименован в 2016 году). Телеканал был создан в рамках холдинга News Media А. Габрелянова и выглядел как яркий профессионально амбициозный независимый проект. Достаточно резкому закрытию проекта полноценного объяснения со стороны руководства холдинга и телеканала дано не было. За все время его существования так и не были до конца прояснены источники его финансирования.

Место Life в эфире и частично в телевизионной системе довольно быстро занял новый телеканал IZ.RU, созданный на базе мультимедийного информационного центра (МИЦ) "Известия", в котором объединены редакционные ресурсы РЕН ТВ, "Пятого канала" и ежедневной газеты "Известия". Все эти организации принадлежат "Национальной Медиа Группе" (НМГ), которая путем создания МИЦ решает задачи оптимизации деятельности и выпуска конвергентных продуктов.

Еще в 2016 году был создан "Национальный рекламный альянс" (НРА), учредителями которого стали "Первый канал", ВГТРК, "Национальная Медиа Группа" и "Газпром-медиа". "СТС Медиа", не участвовал в создании НРА, но отдал ему продажи своих рекламных возможностей.

В 2017 году "Национальная Медиа Группа" и "СТС Медиа" создали три совместные компании (соотношение долей в каждой 51 на 49 % в пользу НМГ), при помощи которых совместно продаются возможности спонсорства и интернетреклама на телеканалах обоих холдингов и объединяются закупки контента.

В конце года была создана компания "Витрина ТВ", по 25 % в которой были распределены между "Национальной Медиа Группой", "СТС Медиа", "Первым каналом" и ВГТРК. Основным проектом в рамках "Витрина ТВ" стало создание и запуск общей для всех телеканалов холдингов-учредителей онлайн-платформы, базового плейера для трансляции их контента в интернете. Можно обратить внимание на то, что в проект не вошел "Газпром-медиа", однако исключать его появление в числе соучредителей в случае успешного начала проекта не стоит.

Продолжается рост показателей успешных нишевых эфирных телеканалов, растет совокупная доля тематического телевидения (кабельных и спутниковых телеканалов), которая по итогам года превысила 15%, а показатели трех каналов - "Дом кино", "Мульт" и "Русский роман" - оказались более 1% у каждого, что выше результатов, например, таких известных брендов, как "Че" или "Канал Ю". На этом фоне нельзя не отметить и продолжающее увеличение числа игроков в этом сегменте - по итогам года специалисты насчитали более 50 новых неэфирных проектов.

Фрагментация телевидения продолжается и за счет развития видеосмотрения в интернете. В контексте развития взаимодействия телевидения с интернетом необходимо отметить и окончательное закрепление ОТТ-видеосервисов, в России чаще называемых онлайн-кинотеатрами, в качестве полноценного сектора отечественной телевизионной системы.

На фоне положительных тенденций, наблюдающихся в других сегментах телевизионной системы, проблемной продолжает оставаться ситуация в региональном телевидении. Совокупная доля региональных телеканалов в 2017 году снова снизилась, уже до 3,2%, к тому же по-прежнему нет понимания того, как скажется на местных вещателях переход на цифру. В рамках поиска решений по поддержке региональных телеканалов Государственной Думой были приняты поправки в закон "О рекламе". Они разрешают каналам, которое в "соответствии с лицензией на вещание распространяются на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации", увеличивать время рекламы с помощью "бегущей строки", но не более чем на 15% сверх допустимого в течение часа в информационных и развлекательных программах и не более чем на 5% в других жанровых группах программ.

Нельзя не отметить, что с лета 2017 года операторы платного ТВ в 72 субъектах Российской Федерации запустили работу так называемой "21-й кнопки", на которой бесплатно вещают победители специального конкурса Федеральной конкурсной комиссии. Однако присвоение статуса "обязательного канала" помогло решить, хотя и частично, проблемы только семи десятков телеканалов, при том, что положение многих, включая значительное число "старожилов", работающих еще с 1990-х гг., остается неясным. Поиски решений приводят, в частности, к созданию нишевых профессиональных ассоциаций, нацеленных на решение отдельных конкретных вопросов. Так, летом 2017 года в Уфе была создана новая Ассоциация городских телерадиовещателей (АГТ), соучредителями которой выступили Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ) и телеканал "Вся Уфа". Важнейшим направлением ее работы в прошлом году стала подготовка законодательных инициатив по созданию в пакетах операторов "22-й кнопки" для муниципальных вещателей.

Аудитория российского телевидения



Загрузка...