sonyps4.ru

Debug — что это? Описание инструмента. Работа с командной строкой Windows, Программа Debug и её использование

Привет, юный хакер! Ты уже многое знаешь, но крутой хакер никогда не останавливается на достигнутом. Эта статья посвящена работе с стандартным дебаггером системы ДОС. Ты скажешь: «На кой фиг мне это надо мне, крутому перцу?».
Представь ситуацию: ты приходишь в компьютерный клуб (интернет-кафе, к другу домой), а там на тачке дисководы сняты, сидюки заклеены, а пакость сделать все же хочется. Естественно, на любом «нормальном» компе нет никаких компиляторов С, ассемблеров… но почти на каждом «нормальном» компе есть ДОС! Да, именно ДОС, и его последователи — Винды всех типов а конкретнее программа
DEBUG.

Как? Набрать короткую (если времени мало, да и сил жалко), но неприятную программку, сохранить ее на диске и потом запустить, получив моральное удовлетворение. Посмотрим, как это делается, но для начала изучим несколько простых, но весьма полезных команд.

Итак, вы запустили программу DEBUG

Первая команда –D (dump) .

Эта команда позволяет просмотреть некоторую область памяти, адрес которой задан в параметре в формате сегмент:смещение.

Для начала посмотрим ПЗУ BIOS:

Здесь вы видите фирму-производителя вашей
BIOS. А по адресу:

получаем интересную информацию о системе,
такую как дата создания БИОС, чипсет… А по данному адресу
(0000:046C) находится таймер БИОС. Отчетливо видно, что значения все время меняются.
Для программиста удобно просматривать сегменты команд, данных и стека (CS, DS и SS, соответственно).

Выше мы видим содержимое сегмента данных, т. е.
значения определенных переменных.

А тут представлено содержимое сегмента команд, т.е. машинные коды команд, готовых к исполнению.
Освоив команды просмотра памяти, впоследствии мы сможем эффективно отлаживать наши программы и просматривать введенный нами код перед исполнением (для нас сейчас это приоритетная задача).

Еще одна важная команда -R (register) , позволяющая просматривать состояние конкретного регистра и изменять его состояние или же сразу перейти к первой выполняемой команде с просмотром всех регистров.

AX 1203
: 0

В данном фрагменте мы просматриваем регистр АХ и очищаем его (пишем в него 0).
Чтобы перейти к первой выполняемой команде (по адресу CS:100):

AX=0000 BX=0000 CX=0000 DX=0000 SP=FFEE BP=0000
SI=0000 DI=0000
DS=3B9A ES=3B9A SS=3B9A CS=3B9A IP=0100 NV UP EI PL NZ NA PO NC
3B9A:0100 E82421 CALL 2227

Третья команда –E (enter) Addres .

Предназначена она для изменения значений в
памяти – с помощью нее можно уже вводить команды в машинных кодах. Замечание: при вводе данных сначала пишется младший байт
(по младшему адресу), затем – старший (по старшему), т. е.
чтобы записать по адресу DS:0000 число 1234h необходимо ввести:

E DS:0000 34 12

Например введем следующее:

E cs:100 B8 34 12
-D CS:100

А с помощью команды U (unassemble) , дизассемблируем введенные команды и получим:
-U CS:100,102
3B9A:0100 B83412 MOV AX,1234

Таким же образом можно дизассемблировать любой участок памяти, что очень полезно.
Но вместо ввода команд на машинном языке, можно воспользоваться встроенным
ассемблером программы DEBUG. Для этого существует команда
-A (assemble) . С помощью этой команды вы можете написать уже нормальную программку на ассемблере, выполняющую необходимые действия.:

A
0B3B:0100 mov ax,1234
0B3B:0103 mov ah, 4c
0B3B:0105 int 21
0B3B:0107

Затем в регистр СХ необходимо поместить размер программы в байтах. Он будет равен разности конечного и начального смещений. Теперь остается только осуществить запись на диск командой W и в результате увидеть записанное количество байтов. В итоге мы получаем программу, готовую к исполнению. Выход осуществляется командой q. Пример:

A
0B3B:0100 mov ax,1234
0B3B:0103 mov ah, 4c
0B3B:0105 int 21
0B3B:0107
-u CS:100, 106
0B3B:0103 B44C MOV AH,4C
0B3B:0105 CD21 INT 21
-r cx
CX 0000
:7
-r
AX=0000 BX=0000 CX=0007 DX=0000 SP=FFEE BP=0000 SI=0000 DI=0000
DS=0B3B ES=0B3B SS=0B3B CS=0B3B IP=0100 NV UP EI PL NZ NA PO NC
0B3B:0100 B83412 MOV AX,1234
-N my.com
-W
Запись 00007 байт
-q

В заключение можно сказать, что данный способ создания программ открывает новые возможности для любителей компьютерных пакостей, приколов, да и просто программистов-любителей – ведь теперь для создания небольших программ, вместо установки компиляторов, можно воспользоваться стандартными средствами системы, а DEBUG входит в поставку во все Винды вплоть до ХР. Я думаю, что это поможет вам веселее провести время за чужим компом, вызывая истинное удивление хозяина (дисков и дискет-то вы не приносили!!!) новыми эффектами работы его оборудования. Успехов, юные любители хакерного экстрима!

Debug — что это? Debug, или отладка. в компьютерном программировании и разработке, — это многоэтапный процесс, который включает определение проблемы, выявление ее источника, а затем исправление сбоя или выбор способа дальнейшей работы. Последним шагом отладки является проверка корректного исправления.

Введение

Разработка проходит тщательное тестирование, обновление, устранение неполадок и обслуживание. В процессе отладки готовые программные решения регулярно компилируются и выполняются для выявления и устранения проблем. Крупные программы, содержащие миллионы строк исходного кода, делятся на небольшие компоненты. Для эффективности каждый компонент сначала отлаживается отдельно, а затем — в совокупности в рамках программного продукта.

Debug — что это и как работает? Тактика может включать интерактивную отладку, анализ потока управления, модульное и интеграционное тестирование, анализ файлов журналов, мониторинг на уровне приложений или системы, дампы памяти и профилирование.

Debug — что это? Описание процесса

Debug — это штатный процесс поиска и удаления сбоев, ошибок или аномалий компьютерной программы, которые программисты обрабатывают с помощью инструментов отладки. Отладка проверяет, обнаруживает и исправляет ошибки, чтобы обеспечить правильную работу приложения в соответствии с установленными спецификациями.

В разработке программного обеспечения отладка включает в себя поиск и исправление ошибок кода в компьютерной программе. Debug является важным этапом процесса тестирования программного обеспечения и неотъемлемой частью всего жизненного цикла разработки ПО. Процесс отладки начинается, как только код записывается, и продолжается на последующих этапах, поскольку код объединяется с другими модулями программирования для формирования программного продукта. В большой программе, имеющей тысячи строк кода, процесс отладки можно упростить, используя такие стратегии, как модульные тесты, обзоры кода и парное программирование.

Debug в контексте MS-DOS

В MS-DOS Debug — что команда, которая позволяет программистам исследовать и изменять источники содержимого памяти, которые происходят в операционной системе. Методика предоставления инструкций по компьютерным задачам через интерфейс командной строки изначально использовалась в средах MS-DOS для перевода кода ассемблера в рабочий код и машинного языка в исполняемые (debug.exe) файлы.

Debug позволяет разработчикам просматривать содержимое памяти, вносить изменения, а затем выполнять COM, .exe и другие типы файлов.

История

Microsoft впервые представила команду debug в MS-DOS 1.0 в качестве метода Была добавлена ​​дополнительная функциональность — инструмент ориентировался на различные операционные задачи, такие как отображение содержимого части памяти, ввод данных по указанному адресу, запуск исполняемых файлов памяти, шестнадцатеричная арифметика и манипуляция регистрационной памятью.

Важный этап обнаружения ошибок

После выявления программного сбоя необходимо найти ошибку в коде (Debug error). На этом этапе полезно просмотреть ведение журнала кода и использовать автономный инструмент отладчика или компонент отладки интегрированной среды разработки (IDE). Изначально обнаруживаются и фиксируются ошибки в наиболее популярных функциях. В некоторых случаях модуль, представляющий проблему, очевиден, а сама строка кода — нет. В этом случае модульные тесты, такие как JUnit и xUnit, которые позволяют программисту запускать определенную функцию с конкретными входами, могут быть полезны при отладке.

Процесс отладки

Стандартная практика состоит в том, чтобы настроить и запустить программу до точки остановки, при которой прекращается выполнение программы. Компонент отладки IDE обычно предоставляет программисту возможность просматривать память и переменные, запускать программу до следующей финальной точки, выполнять только следующую строку кода и в некоторых случаях изменять значение переменных или содержимое строки кода, которая должна быть выполнена.

Общие инструменты отладки

Анализаторы исходного кода, которые включают в себя безопасность, общие ошибки кода и анализаторы сложности, также могут быть полезны при отладке. Анализатор сложности способен найти модули, которые настолько сложны, что их трудно понять и проверить. Некоторые инструменты могут фактически анализировать пробный прогон, чтобы увидеть, какие строки кода не выполнялись. Это может существенно помочь в отладке. Другие инструменты для отладки включают расширенное протоколирование и симуляторы, которые позволяют профессиональному программисту моделировать поведение программы на оборудовании пользователя.

Поиск и удаление ошибок программного обеспечения

Некоторые инструменты, особенно инструменты с и языки сценариев, не запускаются в среде IDE и требуют ручного подхода к отладке. Такие методы включают в себя сброс значений в журнал, расширенные «печатные» заявления, добавленные во время выполнения кода или жестко закодированные debug-команды (например, wait), которые имитируют точку остановки, ожидая ввода клавиатуры в определенное время.

Debug Dump Files — можно ли удалить?

Многие пользователи после возникновения сбоя обнаруживают в месте хранения программы системные файлы. Документы носят наименование Debug Dump Files. Можно ли удалить их? Это отладочные файлы, которые создаются после нарушения работы ПО, чтобы помочь определить причину возникновения ошибки. Если вы не пытаетесь устранить проблему, то можете удалить их.

DEBUG: А (Assemble - Ассемблировать)

Ассемблирует мнемонические операторы ассемблера микропроцессоров 8086/8087/8088 непосредственно в память.

Данная команда создает выполняемый машинный код из операторов языка ассемблера. Все числовые значения указываются в шестнадцатиричном формате, и Вы должны задавать их в виде 1-4 символов. Укажите префиксную мнемонику перед кодом операции, к которой она относится.

Формат а [адрес]

Параметры

Адрес Указывает адрес, в который будут вставлены ассемблированные команды. Вы должны использовать шестнадцатиричные значения для адресов и вводить каждое значение без конечного символа h. Если адрес не указан, команда а использует тот адрес, который был указан в последний раз.

Для изменения сегментов используется мнемоника cs:, ds: и ss:. Для дальнего возврата используется мнемоника retf. В операторах манипулирования строками необходимо явно задавать размер строки. Например, для пересылки строк слов (16 битов) используйте movsw, а для пересылки строк байтов (8 битов) используйте movsb.

Ассемблер автоматически ассемблирует короткие, близкие или дальние переходы и вызовы в зависимости от байтового смещения и адреса назначения. Вы можете исправить такие переходы или вызовы с помощью префикса near или far, как показано в следующем примере:

  • -а0100:0500
  • 0100:0500 jmp 502 ; 2-байтовый короткий переход
  • 0100:0502 jmp near 505 ; 3-байтовый близкий переход
  • 0100:0505 jmp far 50a ; 5-байтовый дальний переход

Префикс near можно приводить сокращенно как ne, однако для префикса FAR сокращения не предусмотрено.

Отладчик Debug не может определить, ссылается ли данный операнд на слово или байт в памяти. Вы должны явно указывать это с помощью префикса word prt или byte prt. Для сокращения записи можно пользоваться соответствующими обозначениями wo и by. В следующем примере приводятся два формата:

Debug использует общее соглашение о том, что операнд, заключенный в квадратные скобки (), ссылается на адрес в памяти. Это происходит по той причине, что отладчик не может определить, делается ли ссылка в операнде на адрес в памяти или непосредственно на операнд. Например, возможны два формата:

mov ах,21 ; Загрузить 21h в АХ

mov ах, ; Загрузить в АХ содержимое ячейки

; памяти по адресу 21п

В команде а можно использовать две распространенных псевдоинструкции: код операции db, по которому байтовые значения определяются непосредственно в памяти, и код операции dw, по которому словные значения определяются непосредственно в памяти. В следующих примерах приведены обе псевдоинструкции:

db 1,2, 3,4, "ЭТО ПРИМЕР"

db " ЭТО ПРИМЕР ЗНАКА КАВЫЧЕК: " "

dw 1000,2000,3000,"БАХ"

Команда а поддерживает все форматы регистровых команд с косвенной адресацией, например:

add bx, 34.

Команда а поддерживают также все синонимы кодов операции, как показано в следующем примере:

Для кодов операции микропроцессора 8087 необходимо в явном виде указывать префиксы wait или fwait, как показано в следующем примере:

DEBUG: С (Compare - Сравнить)

Сравнивает содержимое двух участков памяти.

Формат с диапазон адрес

Если содержимое участков памяти диапазон и адрес идентичны, на экран ничего не выводится, и утилита Debug выдает свой командный запрос. При наличии различий Debug выводит на экран сообщение в следующем формате:

адрес1 байт1 байт2 адрес2

Смотрите описание данного формата в следующем примере.

Две следующие команды выполняют одинаковое действие:

Каждая из этих команд сравнивает содержимое блока памяти с адресами от 100h до 10Fh с блоками памяти, имеющими адреса от 300h до 30Fh.

Debug отвечает на любую из предыдущих команд, выводя следующую информацию (предполагая, что DS=197F):

Обратите внимание, что адреса 197F:00106 и 197F:0306 отсутствуют в списке. Это означает, что значения по этим адресам идентичны.

DEBUG: D (Dump - Дамп)

Выдает содержимое области памяти в указанном диапазоне адресов.

Формат d диапазон

Параметры

Диапазон Указывает начальный и конечный адрес или начальный адрес и длину участка памяти, содержимое которого Вы хотите вывести на экран. Если Вы не указываете в команде d диапазон адресов, то Debug выводит на экран содержимое 128 байтов, начиная с первого адреса после конца диапазона адресов, указанного в предыдущей команде d.

При использовании команды d Debug выводит дамп памяти в двух колонках: шестнадцатиричный дамп (каждый байт представлен в шестнадцатиричном формате) и дамп памяти в кодах ASCII (каждый байт представлен символом в кодах ASCII). Каждый непечатный символ обозначается точкой (.). Каждая строка на экране выводит содержимое 16 байтов, причем между восьмым и девятым байтам стоит тире (-). Каждая отображаемая строка начинается на 16-ти байтовой границе.

debug выводит на экран дамп памяти в следующем виде:

04BA: 0100 54 4F 4D 00 53 41 57 59 - 45 52 00 00 00 00 00 00 ТОМ SAWYER

Если Вы вводите команду d без параметров, то формат отображаемой на экране информации будет именно таким, как показано выше. Каждая очередная строка отображения начинается с адреса, который на 16 байтов больше, чем адрес предыдущей строки (или на 8 байтов больше, если Вы имеете экран шириной в 40 колонок).

Каждая последующая команда d, вводимая без параметров, отображает на экране байты, расположенные непосредственно после последнего из ранее отображенных байтов памяти.

При вводе следующей команды Debug выводит содержимое 20 байтов, начиная с CS:100:

Если Вы введете приведенную ниже команду, Debug выводит содержимое всех байтов памяти в диапазоне адресов от 100h до 115h в сегменте CS:

DEBUG: Е (Еnter - Ввод)

Вводит байтовые значения в память по указанному адресу.

Вы можете вводить данные или в шестнадцатиричном формате или в формате кодов ASCII. Любые записанные ранее данные по указанным адресам будут уничтожены.

Формат e адрес [список ]

Если Вы задаете опцию адрес без необязательного параметра список , то Debug выводит адрес и его содержимое, повторяет адрес в следующей строке экрана и ожидает Вашего ввода. В этот момент Вы можете выполнить следующие действия:

  • · Заменить значение байта памяти. Для этого введите новое значение после текущего. Если введенное Вами значение не является допустимым шестнадцатиричным значением, или в нем содержится более двух символов, debug не воспроизводит неверный или избыточный символ.
  • · Перейти к следующему байту. Для этого нажмите клавишу Пробел. Для того, чтобы изменить значение данного байта, введите новое значение после текущего. Если при нажатии клавиши Пробел Вы окажетесь за пределом 8-байтовой границы памяти, Debug перейдет к новой строке экрана и в начале ее отобразит этот адрес.
  • · Вернуться к предыдущему байту памяти. Для этого введите символ дефиса или минуса (--). Вы можете несколько раз нажать клавишу Минус, чтобы переместиться назад более чем на один байт. Когда Вы вводите символ Минус, Debug переходит к новой строке и отображает в ней текущий адрес и содержимое байта.
  • · Закончить выполнение команды е. Нажмите для этого клавишу Enter. Вы можете нажать Enter в любой байтовой позиции.

Если Вы указываете значения для параметра список , команда е последовательно заменяет существующие значения байтов значениями из списка. Если при этом установлена ошибка, значения байтов не меняются.

Параметр список может содержать шестнадцатиричные байтовые значения или строки. Значения отделяются друг от друга с помощью точки, запятой или символа табуляции. Строки следует заключить в простые или двойные кавычки.

Предположим, что Вы ввели следующую команду:

Debug выводит содержимое первого байта в следующем формате:

04BA: 0100 EB. _

Для того, чтобы изменить это значение на 41, введите 41 в позиции курсора:

04BA: 0100 EB. 41_

С помощью одной команды е Вы можете вводить значения байтов, следующие друг за другом. Вместо того, чтобы нажимать Enter после введения нового значения, нажмите Пробел. Debug выводит следующее значение. В данном примере, если Вы нажмете Пробел три раза, Debug выводит следующие значения:

04ВА: 0100 ЕВ.41 10. 00. ВС._

Для того, чтобы изменить значение ВС на 42, введите 42 в позиции курсора, как указано ниже:

04ВА: 0100 ЕВ.41 10. 00. ВС. 42_

Теперь, предположим, Вы решили, что вместо значения 10 должно быть 6F. Для того, чтобы исправить эту ошибку, введите символ Минус два раза для возврата к адресу 0101 (значение 10). Debug выводит следующее:

  • 04ВА: 0100 ЕВ. 41 10. 00. ВС.42-
  • 04ВА: 0102 00. -
  • 04ВА: 0101 10. _

Введите 6f в позиции курсора, чтобы изменить значение, как указано ниже:

04ВА: 0101 10. 6F_

Нажмите Enter, чтобы закончить выполнение команды е и вернуться к приглашению утилиты Debug

В следующем примере показан ввод строки:

eds: 100 "Это пример текста"

Строка занимает 17 байтов, начиная с DS:100.

DEBUG:F (Fill - Заполнить)

Заполняет область памяти в указанном диапазоне адресов значениями из указанного списка значений.

Вы можете указывать данные или в шестнадцатиричном формате, или в формате кодов ASCII. Любые ранее записанные в указанных адресах данные будут уничтожены.

Формат f диапазон список

Если в указанном диапазоне адресов содержится больше байтов, чем значений в списке, то содержимое списка будет повторено несколько раз до тех пор, пока не будет заполнена вся область памяти в данном диапазоне адресов.

Если какой-либо участок памяти в диапазоне адресов не существует или оказывается дефектным, Debug выводит сообщение об ошибке и прекращает выполнение команды f.

Если в списке содержится больше значений, чем число байтов в заданном диапазоне адресов, Debug игнорирует избыточные значения из списка.

Предположим, что Вы ввели следующую команду:

f04ba: 1001100 42 45 52 54 41

В ответ Debug заполнит область памяти с адресами от 04ВА:100 до 04ВА:1FF указанными байтами. После этого Debug повторяет эти пять значений до тех пор, пока не окажутся заполненными все заданные 100h байтов памяти.

DEBUG:G (Go - Выполнить)

Выполняет текущую программу в памяти.

Формат g [=адрес ] [точки останова ]

Вы должны указать перед параметром адрес символ равенства (=), чтобы можно было отличить адрес запуска программы (адрес ) от адресов точек останова (точки останова ).

Выполнение программы приостанавливается на первой встреченной точке останова независимо от того, где данная точка расположена в списке точек останова . Debug заменяет первоначальную инструкцию в каждой точке останова на код прерывания.

Когда выполнение программы доходит до точки останова, Debug записывает во все адреса точек останова их первоначальные инструкции, и для последней выполненной инструкции на экран выводятся значения регистров, флагов и декодированная инструкция. Debug выводит ту же самую информацию, как если бы ввели команду Debug r (регистр) и указали бы адрес точки останова;

Если выполнение программы завершается в точке, отличной от точки останова, то Debug не будет заменять кодов прерывания на первоначальную инструкцию.

Точки останова можно задавать только по адресам, содержащим первый байт кода операции микропроцессора 8086. Если Вы зададите более 10 точек останова, Debug выводит следующее сообщение:

Указатель стека пользователя должен иметь допустимое значение, а также иметь 6 свободных байтов для команды g. Для реализации перехода к тестируемой программе команда использует инструкцию iret. Debug устанавливает указатель пользовательского стека, а пользовательские флаги, регистр кодового сегмента и указатель инструкции заносятся в стек. (Если пользовательский стек неверен или слишком мал, возможно аварийное завершение работы операционной системы.) Debug помещает код прерывания (0CCh) по указанным адресам точек останова.

Не следует пытаться перезапустить программу после того, как DOS выведет следующее сообщение:

Программа завершилась нормально

Для правильного перезапуска программы перезагрузите ее с помощью команд n (имя) и l (загрузить).

При выполнении этой команды программа, находящаяся в данный момент в памяти, будет выполняться до тех пор, пока управление не попадет на адрес 7550 в сегменте CS. Затем Debug выводит содержимое регистров и флагов, выполнение команды g на этом прекращается.

С помощью следующей команды устанавливаются две точки останова:

gcs: 7550, cs: 8000

При повторном вводе команды g после того, как Debug встретила точку останова, выполнение программы начинается с инструкции, расположенной после точки останова, а не с начального адреса.

DEBUG: Н (Hex - Шестнадцатиричное значение)

Выполняет арифметические действия в шестнадцатиричной системе исчисления с двумя заданными в команде параметрами.

Формат h значение1 значение!

Сначала Debug складывает два указанных Вами параметра, а затем вычитает значение второго параметра из первого. Результаты этих действий выводятся в одной строке, сначала сумма, затем разность.

Предположим, что Вы вводите следующую команду:

В ответ на это Debug производит необходимые вычисления и выводит следующий результат:

DEBUG: I (Input - Ввод)

Считывает и выводит на экран один байт из указанного Вами порта.

Формат i порт

Параметры

Указывает адрес порта ввода. Адрес может быть 16-битовый.

Предположим, что Вы вводите следующую команду: 12f8

Предположим также, что в указанном порте содержится байт со значением 42h. Debug считывает байт и выводит на экран значение, как показано ниже: 42

DEBUG:L (Load - Загрузить)

Загружает файл или содержимое секторов диска в память.

Для того, чтобы загрузить содержимое байтов, указанных в регистрах ВХ:СХ из файла на диске, используйте следующий Формат: l [адрес ]

Для того, чтобы не использовать файловую систему DOS и загружать секторы по абсолютным адресам, используйте следующий Формат: l

Параметры

Указывает место в памяти, куда Вы хотите загрузить файл или содержимое сектора. Если Вы не указываете адрес, Debug использует текущий адрес из регистра СS.

устройство

Указывает устройство, содержащее диск, с которого следует считывать секторы. Имя устройства указывается в числовом виде: 0=А, 1=В,2=С и так далее. Параметры устройство, начало и число используются только в том случае, если Вы хотите загрузить содержимое особых секторов, а не файл, указанный в командной строке программы Debug или в самой последней команде n (имя).

Указывает шестнадцатиричное число с номером первого сектора, содержимое которого Вы хотите загрузить.

Указывает количество секторов, содержимое которых Вы хотите загрузить. Количество секторов указывается в шестнадцатиричном формате.

Если Вы вводите команду l без параметров, то утилита Debug загружает указанный ранее файл в память, начиная с адреса СS:100, и устанавливает регистры ВХ и СХ на число загруженных байтов. Если Вы не указали файл в командной строке Debug, то будет загружаться тот файл, который Вы указали последним, используя команду n.

Если Вы вводите команду l с параметром адрес , Debug начинает загружать файл или содержимое указанных секторов, начиная с этого адреса .

Если Вы используете команду l со всеми возможными параметрами, Debug загружает в память содержимое дисковых секторов.

Каждый сектор в указанном Вами диапазоне считывается с устройства . Debug начинает загрузку с начального сектора и продолжает до тех пор, пока содержимое числа секторов, указанных в параметре число не будет загружено.

Debug игнорирует параметр адрес в выполняемых файлах с расширением .exe . При указании файла .exe Debug перемещает файл в адрес загрузки, указанный в заголовке файла .exe . Сам заголовок удален из файла .exe до загрузки файла в память, поэтому размер файла .exe на диске отличается от его размера в памяти. Если Вы хотите просмотреть файл .exe полностью, присвойте файлу другое расширение.

Вы можете загружать файл, использующий шестнадцатиричный формат Intel. Debug предполагает, что файлы с расширением.hex приводятся в шестнадцатиричном формате. Для загрузки шестнадцатиричного файла начиная с указанного в файле адреса, используйте команду l без параметров. При наличии параметра адрес Debug добавляет указанный адрес к адресу в шестнадцатиричном файле, чтобы определить адрес запуска.

Предположим, что Вы запускаете Debug и вводите следующую команду:

Теперь вы можете ввести команду l, чтобы загрузить в память файл File.com. Debug загружает файл и выводит на экран свое командное приглашение.

Допустим, что Вы хотите загрузить содержимое 109 (6Dh) секторов с дисковода С, начиная с логического сектора 15 (0Fh), в память с адреса 04BA:0100. С этой целью введите следующую команду:

104ba:100 2 0f 6d

DEBUG: М (Move - Переместить)

Копирует содержимое блока памяти в другой блок памяти.

Формат m диапазон адрес

При отсутствии новых данных, записанных в адресах копируемого блока, исходные данные остаются без изменений. Но если в выходном блоке уже содержатся данные (как это возможно при операции копирования с перекрытием ), в этом случае они будут утеряны. (Операция копирования с перекрытием представляют собой операцию, при которых часть выходного блока перекрывается с частью исходного блока.)

Копирование данных с перекрытием осуществляется без потери данных в выходных адресах. Сначала копируются данные, которые могут быть утеряны. При перемещении блока данных из области памяти со старшими адресами в область памяти с младшими адресами сначала перемещаются данные по самым младшим адресам, а затем уже данные по более старшим адресам. Соответственно, при копировании блока данных из области памяти с младшими адресами в область памяти со старшими адресами сначала копируются данные по самым старшим адресам, а затем уже данные по младшим адресам.

Допустим, что Вы вводите следующую команду:

mcs: 100 110 cs: 500

Сначала Debug копирует содержимое адреса СS:110 в СS:510, затем копирует содержимое СS:10F в СS:50F и так далее до тех пор, пока не будет скопировано содержимое СS:100 в СS:500. Для того, чтобы просмотреть на экране результаты этого копирования, можно использовать команду Debug d (дамп), указывая выходной адрес, используемый Вами с командой m.

DEBUG:N (Name - Имя)

Задает имя выполняемого файла для команд Debug l (загрузить) или w (записать), или указывает параметры для выполняемого отлаживаемого файла.

Формат n [дисковод: ] [путь ] имя_файла

Для того, чтобы указать параметры для выполняемого файла, который Вы отлаживаете, используйте следующий формат: n параметры_файла

Для удаления текущих назначений используйте следующий формат: n

Команда n выполняет две функции. Во-первых, с ее помощью можно указать файл, предназначенный для дальнейшего использования в команде l или w. Если Вы запускаете Debug, не указывая отлаживаемого файла, то прежде, чем загружать какой-либо файл, Вам необходимо выполнить для этого файла команду nимя_файла . Имя файла корректно форматируется для блока управления файлом (FCB) в СS:5С. Во-вторых, по команде n отлаживаемому файлу назначаются параметры, такие как имена файлов и переключатели.

Для первого заданного Вами имени файла в команде n блок управления файлом (FCB) создается по адресу СS:5С. Если Вы указываете второе имя файла, блок FCB для этого параметра создается по адресу СS:6С. Количество символов, введенных в командной строке n (за исключением первого символа - n) сохраняется по адресу СS:80. Цепочка символов в командной строке n (опять-таки за исключением буквы n) сохраняется по адресам, начиная с С8:81. Обратите внимание, что данные символы могут представлять собой любые переключатели и разделители, допустимые в командном режиме DOS.

Предположим, что Вы запустили Debug и загрузили программу prog.com для отладки. Вы хотите указать два параметра для prog.com и выполнить программу. Типичным примером использования команды n может служить следующая последовательность команд:

В этом случае по команде g (выполнить) файл, находящийся в памяти, выполняется так, как если бы была введена следующая командная строка:

prog param1 param2

Таким образом, при тестировании и отладке сохраняется нормальная операционная среда времени выполнения для prog.com .

В следующем ряде команд первая команда n указывает File1.exe в качестве файла для последующей команды l, которая загружает File1.exe в память. Вторая команда n указывает параметры для File1.exe . Наконец, команда g выполняет File1.exe так, как будто Вы ввели File1 file2.dat file3.dat в командном режиме DOS.

nfile2.dat file3.dat

Обратите внимание, что Вы не используете команду l после второй формы команды n. Также обратите внимание, что если Вы используете команду w, DOS сохраняет отлаживаемый файл File1.exe под именем File2.dat . Для того, чтобы избежать этого, Вы должны использовать всегда первую форму команды n до команд l или w .

DEBUG: О (Оutput - Вывод)

Передает указанный байт в порт вывода.

Формат о порт значение _байт

Параметры

Для направления байтового значения 4Fh в порт вывода 2F8h введите следующую команду:

DEBUG: Р (Proceed - Продолжить)

Выполняет без прерывания (до полного завершения) программный цикл, инструкцию обработки строк с повторением, программное прерывание, вызов подпрограммы или любую другую инструкцию.

Формат р [=адрес ] [число ]

Когда команда р передает управление от Debug отлаживаемой программе, данная программа выполняется без прерываний до тех пор, пока не завершается цикл, инструкция обработки строки с повторением, программное прерывание или вызов подпрограммы в указанном адресе, или пока не будет выполнено указанное количество инструкций. Затем управление передается в Debug.

Если параметр адрес не содержит явного указания типа сегмента, Debug использует регистр СS отлаживаемой программы. Если параметр адрес опущен, выполнение программы начинается по адресу, указанному регистрами СS:1Р отлаживаемой программе. Параметру адрес должен предшествовать символ равенства (=) для того, чтобы его можно было отличить от параметра число . Если инструкция по указанному адресу не является инструкцией начала цикла, инструкцией обработки строк с повторением, программным прерыванием или вызовом подпрограммы, команда р выполняется так же, как и команда Debug t (трассировать).

После выполнения инструкции р Debug выводит содержимое регистров программы, состояние флагов и декодированную форму следующей инструкции для выполнения.

Команду р нельзя использовать для трассировки ПЗУ (ROM).

Допустим, что проверяемая Вами программа содержит инструкцию call по адресу СS:143F. Для того, чтобы выполнить эту подпрограмму, а затем передать управление в Debug, введите следующую команду:

АХ=0000 ВХ=0000 СХ=0000 DХ=0000 SР=FFЕЕ ВР=0000 SI=0000 DI=0000

DS=2246 ЕS=2246 SS=2246 СS=2246 IP=1443 NV UP EI PL NZ AC PO NC

2246:1442 7505 JNZ 144A

DEBUG: Q (Quit - Закончить)

Прекращает выполнение Debug без сохранения файла, который проверяется в данный момент.

После введения q управление возвращается DOS.

Параметры

Данная команда не имеет параметров.

Для того, чтобы закончить сеанс отладки, введите следующую команду: q

DOS выводит приглашение DOS.

DEBUG: R (Register - Регистр)

Отображает на экране или меняет содержимое одного или нескольких регистров центрального процессора.

Формат r [имя_регистра ]

Для того, чтобы вывести на экран содержимое всех регистров и состояние флагов в области сохранения регистров, используйте следующий формат: r

Параметры

имя_регистра

Указывает имя регистра, содержимое которого Вы хотите отобразить.

Если Вы задаете имя регистра, то на экран выводится 16-разрядное содержимое данного регистра в шестнадцатиричной системе со знаком двоеточия в качестве приглашения. Если Вы хотите изменить значение этого регистра, введите новое значение и нажмите Enter; если Вы не хотите менять значение регистра, просто нажмите Enter.

Допустимыми именами регистра являются следующие: АХ, ВХ, СХ, DХ, SР, ВР, SI, DI, DS, ЕS, SS, СS, IP, PC и F. Как IP, так и PC обозначают указатель инструкции.

Если Вы указываете имя регистра, не включенное в предыдущий список, DOS выводит следующее сообщение: br ошибка

При введении символа f вместо имени регистра Debug отображает на экране значения каждого флага с указанием соответствующих двухбуквенных кодов, а затем выводит приглашение Debug. Для того, чтобы изменить какой-либо флаг, введите соответствующий двухбуквенный код из следующей таблицы:

Новые значения флагов можно вводить в произвольном порядке, причем между ними можно не оставлять пробелов. Нажмите Enter, чтобы; становить выполнение команды r. Флаги, для которых Вы не задавали новые значения, сохраняются неизмененными.

Если Вы задаете более одного значения для флага, Debug выводит следующее -сообщение: bf ошибка

Если Вы вводите код флага, не приведенного в предыдущем списке, Debug выводит следующее сообщение: bf ошибка

В обоих случаях Debug игнорирует все значения, указанные после неверного.

При запуске программы Debug регистры сегментов настроены на нижнюю границу свободной памяти, указатель инструкции настроен на адрес 100h, все флаги сброшены, а остальные регистры установлены на ноль, кроме SP. который устанавливается на FFEEh.

Для того, чтобы просмотреть содержимое всех регистров, состояния флагов и декодированную инструкцию по текущему адресу, введите следующую команду: r

Если текущим адресом является СS:11А, то на экране может быть выведено следующее:

04BA:011A CD21 INT 21

Для просмотра только состояния флагов введите следующую команду: rf

Debug выводит информацию в следующем формате:

NV UP DI NG NZ AC PE NC - _

Теперь Вы можете ввести одно или несколько действительных значений для флагов в произвольном порядке с пробелами между соседними значениями или без них, как приведено в следующей команде:

NV UP DI NG NZ AC PE NC - pleicy

После выполнение команды r Debug выводит на экран свой символ командного приглашения. Для того, чтобы увидеть, какие произошли изменения в значениях флагов, введите команду r или rf. Затем Debug выводит следующее:

NV UP DI NG NZ AC PE CY - _-

Нажмите Enter для возвращения в приглашение Debug.

DEBUG: S (Search - Поиск)

Осуществляет поиск заданного списка байтов в области памяти в указанном диапазоне адресов.

Формат s диапазон список

Если список содержит более одного байта, Debug выводит только первый адрес байтовой строки с таким же содержимым. Если список содержит всего один байт, Debug выводит все адреса, по которым появляется данное значение в указанном диапазоне адресов.

Допустим, что Вы хотите найти все адреса в диапазоне от СS:100 до СS:110, содержащие значение 41. Введите для этого следующую команду:

Debug выводит результаты в следующем формате:

  • 04ВА:0104
  • 04ВА:010D

Следующая команда производит поиск строки Ph в диапазоне от СS:100 до СS:110:

scs:100 1а0 "Ph"

DEBUG: Т (Trace - Трассировать)

Выполняет одну инструкцию и выводит на экран содержимое всех регистров, значения флагов и декодированную форму выполняемой инструкции.

Формат f [=адрес ] [число ]

При выполнении команды t используется аппаратный режим трассировки микропроцессора 8086 или 8088. Следовательно, с помощью этой команды Вы также можете трассировать инструкции, хранимые в постоянном запоминающем устройстве (ROM).

Перед параметром адрес следует указать символ равенства (=), чтобы отличить этот параметр от параметра число .

Для выполнения одной инструкции, а затем для вывода содержимого регистров, состояния флагов и декодированной формы инструкции введите следующую команду: t

Если текущая инструкция располагается по адресу 04ВА:011А, Debug может вывести следующую информацию:

АХ=0E00 ВХ=00FF СХ=0007 DХ=01FF SР=039D ВР=0000 SI=005C DI=0000

DS=04BA ЕS=04BA SS=04BA СS=04BA IP=011A NV UP DI NG NZ AC PE NC

04BA:011A CD21 INT 21

DEBUG: U (Unassemble - Реассемблировать)

Реассемблирует содержимое байтов и выводит на экран соответствующие им исходные операторы с указанием адресов и значений байтов. Изображение реассемблированного кода выглядит на экране подобно выдаче ассемблера.

u [диапазон ]

Для того, чтобы реассемблировать первые 20h байтов (количество, принимаемое по умолчанию) программного файла, располагающихся сразу же после байтов, реассемблированных по предыдущей команде и, используйте следующий формат: u

Параметры

Для реассемблирования 16(10h) байтов, начиная с адреса 04ВА:0100, введите следующую команду:

Debug выводит результаты в следующем формате:

DEBUG: W (Write - Записать)

Записывает файл или определенные секторы на диск.

Вы должны указывать имя файла на диске при запуске Debug или в самой последней команде Debug n (имя). В этом случае правильно форматируется имя файла для контрольного блока файла по адресу СS:5С.

Для записи содержимого байтов, количество которых указано в регистрах ВХ:СХ в файл на диске, используйте следующий формат: w [адрес ]

Для того, чтобы миновать систему файлов DOS и непосредственно записать определенные секторы по абсолютному адресу, используйте следующий формат: w адрес устройство начало число

Запись по абсолютным номерам секторов чрезвычайно опасное мероприятие, поскольку эта процедура осуществляется в обход обработчика файлов. Файловая структура диска может быть повреждена, если будут введены неправильные значения

Если Вы использовали команды Debug g (выполнить), t (трассировать), р (продолжить) или r (регистр), то прежде чем вводить w, необходимо восстановить содержимое регистра ВХ:СХ.

Если Вы вносите изменения в файл, но не меняете имя, длину или начальный адрес, Debug будет правильно переписывать файл в первоначальное местонахождение на диске.

С помощью данной команды нельзя переписывать файлы с расширением .exe и .hex .

Допустим, что Вы хотите переписать содержимое памяти, начиная с адреса СS:100, на диск в дисководе В, а также Вы хотите, чтобы данные записывались на диск, начиная с логической сектора 37h, и чтобы при этом было записано 2Bh секторов:

wcs: 100 1 37 2b

По завершении записи Debug выводит на экран свой командный запрос.

DEBUG: ХА (Allocate Expanded Memory - Выделить расширенную память)

Выделяет в расширенной памяти указанное количество страниц.

Для того, чтобы использовать расширенную память, в системе должен быть установлен драйвер устройства расширенной памяти, который отвечает спецификациям LIM EMS версии 4.0 (Lotus/Intel/Microsoft Expanded Memory Specification).

Формат ха [счетчик]

Если указанное количество страниц доступно, то debug выводит на экран сообщение, в котором указывается номер созданного указателя блока памяти. В противном случае Debug выводит сообщение об ошибке.

Для того, чтобы выделить восемь страниц расширенной памяти, введите следующую команду: xa8

При успешном выполнении команды Debug выводит следующее:

Создан указатель - 0003

DEBUG: ХD (Deallocate Expanded Memory -Освободить расширенную память)

Освобождает указатель блока расширенной памяти.

Для того, чтобы использовать расширенную память, в системе должен быть установлен драйвер устройства расширенной памяти, отвечающий спецификации LIM EMS версии 4.0 (Lotus/Intel/Microsoft Expanded Memory Specification).

Формат d [указатель ]

Параметры

Для того, чтобы освободить указатель 0003, введите следующую команду: xd 0003

При успешном выполнении команды Debug выводит следующее сообщение:

Указатель 0003 освобожден

DEBUG: ХМ (Мар Expanded Memory Pages -Отобразить страницы расширенной памяти)

Отображает логическую страницу расширенной памяти, соответствующую заданному указателю, на физическую страницу расширенной памяти.

Для того, чтобы использовать расширенную память, в системе должен быть установлен драйвер устройства расширенной памяти, соответствующий спецификации LIM EMS версии 4.0 (Lotus/Intel/Microsoft Expanded Memory Specification).

Формат хm [лог. страница ] [физ. страница ] [указатель ]

Параметры

Для того, чтобы отобразить логическую страницу 5 из блока памяти с указателем 0003 на физическую страницу 2, введите следующую команду:

Если эта команда завершается успешно, то Debug; выводит следующее сообщение:

страница 05 отображена на физическую страницу 02

DEBUG: ХS (Display Expanded Memory Status - Отобразить статус расширенной памяти)

Отображает сведения о расширенной памяти EMS.

Для того, чтобы использовать расширенную память, в системе нужно установить драйвер устройства расширенной памяти, отвечающий спецификации LIM EMS версии 4.0 (Lotus/Intel/Microsoft Expanded Memory Specification).

Формат ХS

Параметры

Данная команда не воспринимает никаких параметров.

Выводимая Debug информация имеет следующий формат:

Указатель хх имеет хх распределенных страниц

Физическая страница хх = сегмент кадров хх

Распределено хх из хх страниц EMS

Размещено хх из хх указателей EMS

Для того, чтобы вывести на экран отчет о статусе расширенной памяти, введите следующую команду: ХS Debug выводит следующее сообщение:

Указатель 0000 имеет 0000 распределенных страниц

Указатель 0001 имеет 0002 распределенных страниц

Физическая страница 00 = сегмент кадров C000

Физическая страница 01 = сегмент кадров С400

Физическая страница 02 = сегмент кадров С800

Физическая страница 03 = сегмент кадров СС00

Распределено 2 из 80 страниц EMS

Размещено 2 из FF указателей EMS

Отладчик DEBUG предназначен для решения широкого круга задач. К ним относятся, например, следующие задачи: изучение текущего содержимого оперативной памяти; дизассемблирование.COM и.EXE-файлов;разработка и отладка собственных программ на языке ассемблера; изучение работы программ и их модификация; тестирование периферийного оборудования, для работы с портами ввода/вывода напрямую (в диалоговом режиме); изучение системы команд процессора, прерываний BIOS и MS-DOS.

Существует два способа запуска отладчика:

debug (Enter) или debug filename (Enter)

После запуска отладчик загружается в оперативную память, а содержимое сегментных регистров CS, DS, ES, SS - на первый свободный параграф сразу после самого отладчика. Регистр IP устанавливается равным 100.

Отладчик DEBUG имеет специальный указатель адреса данных, который используется по умолчанию во многих командах отладчика.

После запуска отладчика слева на экране появляется черта [-], которая указывает на то, что отладчик ждет команду. Все числа интерпретируются отладчиком в шестнадцатеричной системе исчисления.

КОМАНДЫ ОТЛАДЧИКА DEBUG

А - команда ассемблирования. Эта команда позволяет вводить программы с использованием мнемокода команд в оперативную память. Ввод команды отладчика

А <число> (Enter)

заставляет его перейти в режим приема команд с клавиатуры и последовательного размещения их, начиная с адреса, равному указанному в команде. При вводе можно использовать две популярные инструкции ассемблера DB и DW. Например:

DB 1,2,3,”EXAMPLE”

DW 1000,2000,”FFFF”

Отладчик поддерживает мнемоники всех команд процессора, а также и сопроцессора 80Х87. При ассемблировании команд JMP и CALL по умолчанию, если это возможно, используется SHORT - вариант этих команд. Но можно указывать перед адресом перехода NEAR или FAR, что приведет к генерации соответствующих команд. Мнемоникой оператора RET, соответствующего дальнему вызову CALL FAR является RETF. Возможно, а в сомнительных случаях необходимо, использовать указатели WORD PTR или BYTE PTR. При вводе программы допускается печать префиксов CS:, ES:, SS: впереди команды в той же строке.

Пример. Программа заполнения экрана символом “!”.

Наберите А 200 (Enter), затем введите программу

В конце программы стоит команда INT 20, обеспечивающая возврат управления обратно на монитор команд отладчика. Запустите эту программу по команде

С - сравнение. Зта команда сравнивает побайтно две области памяти и печатает все различия между ними в форме

<адрес> <содержимое> <содержимое> <адрес>

В данной записи слева приведена информация о первой области памяти, а справа - о второй.

Пример. Сравнить два блока памяти длинной 256 байт. Первый начинается с адреса 100, второй с адреса 300.

Для этого надо набрать

С 100L100 300 (Enter)

Эта команда может быть полезна, например, при проверке на идентичность двух дискет. Для этого в соседние области памяти загружаются интересующие нас соответствующие блоки этих дискет, которые затем анализируются командой С.

D - дамп оперативнойй памяти. Эта команда дает на дисплее распечатку указанной области оперативной памяти, представленной в шестнадцатеричной системе счисления, а справа дает их символьное представление. Причем, кодовые комбинации, не имеющие символьного представления в стандарте ASCII, изображаются точками. В строке отображается шестнадцать байт. При этом справа указывается полный адрес самого левого бaйта. Таким образом, в одной строке приводится шестнадцатеричный дамп, а также ASCII-дамп шестнадцати байт оперативной памяти. Если команда D дана без параметров, то всего на экране отображается 128 байт (80Н) в восьми строках. В каждой строке имеется знак “-“, разделяющий 16 байт пополам: между восьмым и девятым байтами.

Пример. Просмотреть указатели-вектора первых тридцати двух прерываний (20Н).

Необходимо ввести команду

D 0:0,7F (Enter)

Е - команда изменения содержимого байтов. Эта команда позволяет побайтно просматривать содержимое памяти вперед и назад, и в случае необходимости, изменять содержимое просматриваемых байтов.

Ввод команды:

Е <адрес> (Еnter)

вызывает переход отладчика в режим редактирования отдельных байтов. При этом печатается содержимое текущего байта в шестнадцатеричной форме, за которым следует точка. После этого можно набрать величину нового содержимого байта, но можно и оставить содержимое байта прежним, не набирая ничего. Затем необходимо набрать один из трех управляющих символов:

а) “пробел”, что означает переход к редактированию следующего байта;

б) “Enter”. Это приведет к выходу из режима побайтного редактирования на командный уровень отладчика;

в) “-“. Нажатие этого знака приведет к переходу на редактирование предыдущего байта.

Пример. Изменить значение счетчика системных часов.

Введем команду

и наберем четыре числа 70 70 70 70, разделенных пробелами, затеv символ возврата каретки 0D. Далее необходимо выйти из отладчика и выполнить команду time операционной системы.

F - команда заполнения. Эта команда позволяет заполнить содержимоt указанного диапазона оперативной памяти повторяющейся цепочкой байтов заданным и значениями. В частности, когда цепочка состоит из одного байта, эта команда позволяет обнулить нужную область памяти, когда байт равен нулю, а также занести во все биты единицу, заполняя байтом равным FF.

Команда имеет следующий синтаксис:

F <диапазон_памяти> <цепочка байтов> (Enter)

Пример. Заполнить область памяти, начинающуюся с адреса DS:0100 нулями общим числом 16384 байта (4000 16).

F 100L4000 00 (Enter)

Проверить командой

D 100L4000 (Enter)

G - команда запуска программы programmy. Эта команда предназначена для запуска программы на исполнение. При этом, если той области памяти, где хранятся данные, передается управление как программе, компьютер “зависает”, и требуется его повторный запуск. В случае, когда в программе имеются серьезные ошибки (например, отсутствует оператор INT 20 возврата на командный уровень отладчика), попытка исполнить ее с помощью оператора G также приводит к зависанию компьютера.

Этот оператор обычно используется в одной из следующих четырех форм:

Исполнение этого оператора сводится к передаче управления адресу CS:IP. Значения CS и IP можно узнать набрав команду R (Enter)дампа всех регистров процессора;

б) G=<адрес> (Enter)

При этом производится запуск программы по указанному адресу.

в) G <адрес> (Enter)

В этом случае программа запускается с адреса CS:IP и при достижении оператора с указанным адресом осуществляется BREAK- остановка исполнения программы. Распространенной ошибкой начинающих является пропуск знака “равно” при использовании команды G. В этом случае указанный адрес воспринимается как адрес останова, и если CS:IP указывал, например на область данных, то компьютер “зависнет”.

г) G=<адрес> <другой_адрес> (Еnter)

в этом случае производится запуск программы с указанного после знака “=” адреса и в случае достижения программой команды с величиной адреса, указанного вторым (другой адрес), происходит остановка. Такой способ остановки программы называется введением контрольной точки останова. При указании контрольной точки останова соответствующий байт команды по этому адресу заменяется командой INT 3, имеющей размер 1 байт. При достижении контрольной точки исходное значение байта восстанавливается.

Сначала введем программу (с помощью команды А 100):

MOV ,1234

DEC BX ;здесь поставить контрольную точку

Запустим программу командой G=100 109 (Еnter) Программа, дойдя до адреса 109, остановилась и дала полный дамп регистров.

Н - команда шестнадцатиричной арифметики. Эта команда позволяет получить сумму и разность двух указанных в команде шестнадцатеричных чисел.

В ответ получим 1 (сумма) и FFFF (разность).

I - команда ввода из порта. Эта команда позволяет прочесть содержимое порта ввода/вывода с указанным адресом, распечатав его на экране в шестнадцатиричном виде.

Синтаксис команды:

I <адрес_порта> (Enter)

При этом мы получим содержимое порта В из программируемого периферийного интерфейса 82 .

L - команда загрузки с диска. Эта команда позволяет загружать как логические сектора с флоппи-дисков и винчестеров, так и отдельные файлы. Загрузка секторов с диска производится командой:

L<адрес><номер_диска><начальный_сектор><число_секторов> (Enter)

Здесь “адрес” означает начальный адрес в оперативной памяти, начиная с которого будет последовательно размещаться содержимое блоков-секторов. Переменная “номер диска” указывает с какого диска будет производиться загрузка. Число 0 означает диск А, число 1 - диск В, число 2 - диск С и т.д. Следующие две переменные соответственно указывают с какого сектора начинается чтение и общее число прочитанных секторов.

Загрузить BOOT-блок с флоппи-диска А: в оперативную память, начиная с адреса DS:1000, для чего необходимо выполнить команду

L 1000 0 0 1 (Enter)

Затем содержимое ВООТ-блока можно распечатать командой

D 1000L200 (Enter)

а также дизассемблировать

U 1000L200 (Enter)

N <имя_файла> (Enter)

Далее необходимо исполнить команду L без аргументов. В результате этих действий файл (за исключением файлов с расширением ЕХЕ), будет загружен в оперативную память начиная с адреса CS:100. Если загружаемый файл имеет расширение ЕХЕ, то отладчик загрузит файл, начиная с адреса СS:0. Число прочитанных байтов хранится в регистровой паре ВХ:СХ после выполнения команды L.

M - команда копирования.Эта команда копирует содержимого части оперативной памяти в другую область оперативной памяти. Синтаксис команды следующий:

М <диапазон> <начальный_адрес> (Enter)

Здесь “диапазон” указывает на копируемую область памяти, а “начальный_адрес” - на адрес первого байта, начиная с которого размещаются скопированные данные. Эту команду можно использовать для временного сохранения содержимого оперативной памяти с ее последующим восстановлением.

В начале просмотрим содержимое памяти:

D 100L100 (Enter)

Затем сохраним часть памяти, начиная с адреса

M 100L100 1000 (Enter)

Затрем исходное содержимое

F 100L100 0 (Enter)

Проверим обнуление

D 100L100 (Enter)

И наконец восстановим исходное содержимое

M 100L100 100 (Enter)

N - команда указания имени. Эта команда прежде всего, определяет имя файла, который далее либо будет считываться с диска командой L, либо записываться на диск командой W. Синтаксис этой команды следующий:

N <имя_файла> (Enter)

Прочитаем с диска в оперативную память файл AUTOEXEC.BAT. Для этого выполним

N C:\AUTOEXEC.BAT (Enter)

В регистровую пару ВХ:СХ, будет занесена длина загруженного файла в байтах.

О - команда вывода данных в порт. Эта команда позволяет вывести указанный байт в порт с заданным адресом. Она полезна для тестирования работы периферийных устройств и корпусов на системной плате в диалоговом режиме. Синтаксис команды:

О <адрес_порта> <величина> (Enter)

Здесь вместо «адреса_порта» подставляется адрес необходимого порта в диапазоне 0-FFFF, а вместо “величина” - значение, которое затем загружается в порт. Если порт шестнадцатибитный, то “величина” может быть четырехразрядным шестнадцатиричным числом, которое загружается в порт.

Мотор дисковода А: для флоппи-диска можно включить следующей командой

О 3F2 10 (Enter)

Р - команда высокоуровневой трассировки. Эта команда также, как и команда Т, предназначена для трассировки программ. Однако, в отличие от Т трассировки, эта трассировка менее детальна. Она не отслеживает досконально подпрограммы и программные прерывания, а также циклы LООР и строковые команды с повторением. Как и в случае Т-трассировки после каждой команды печатается содержимое всех регистров и следующая исполняемая команда. Синтаксис команды:

Р=<адрес> <число_команд> (Enter)

Можно опустить любой из двух параметров командной строки: <адрес> и/или <число_команд>. Параметр<адрес> задает начальный адрес, начиная с которого будет производиться трассировка, а параметр <число_команд> будет указывать общее число команд, которые будут исполнены после нажатия клавиши (Enter). Обязателен ввод символа “=” при указании адреса для того, чтобы не спутать адрес с числом исполняемых команд. Этот тип Р -трассировки крайне полезен при изучении общей логики выполнения программы, избавляя от утомительного отслеживания деталей. При начальном изучении программы необходимо начинать именно с Р -трассировки.

Введем, начиная с адреса 100, следующую программу

Затем проведем Р-трассировку. Для этого сначала введем команду Р=100 (Enter) и далее последовательные

После этого проведем обычную детальную Т-трассировку

Q - команда выхода из отладчика. Команда Q приводит к выходу из отладчика на следующий верхний программный уровень. При этом рабочие файлы не сохраняются.

R - команда дампа/коррекции регистров. Эта команда позволяет просматривать содержимое всех регистров сразу, а также флаги, или просматривать значения отдельных регистров и регистра флагов с возможностью их изменения.

дает распечатку всех регистров, а также команды, на которую указывает CS:IP.

R <имя_регистра> (Enter)

дает распечатку содержимого указанного регистра, и затем печатает двоеточие на следующей строке. После этого пользователь может нажать клавишу (Enter) и выйти обратно на монитор команд отладчика, либо задать новое значение регистра перед нажатием клавиши (Enter). В последнем случае старое значение регистра заменится на новое. Возможные имена регистров: AX, BX, CX, DX, SP, BP, SI, DI, DS, ES, SS, CS, IP, F (регистр флагов).

При использовании команды

надо учитывать, что кодирование значений флагов производится весьма специфическим образом. Ниже приводится таблица кодировки, где символьная пара слева соответствует значению 0 соответствующего флага, а справа - значению, равному 1 (флаг установлен):

При исполнении команды

значения флагов печатаются в строку в порядке, обратном к порядку в таблице. Сразу же за этим в строке печатается знак черты <->, отладчик переходит в состояние ожидания ввода с клавиатуры. Если пользователь нажмет только клавишу (Enter), то значения флагов не изменятся и произойдет возврат на монитор команд отладчика. Однако, перед этим пользователь может набрать новые значения некоторых флагов согласно кодировочной таблицы. Порядок следования при этом не существенен.

S - команда поиска. Команда поиска упорядоченного набора байтов позволяет провести поиск указанной цепочки байт в заданном диапазоне оперативной памяти и имеет синтаксис:

S <диапазон_памяти> <цепочка_байтов> (Enter)

Ответ выдается в виде списка адресов, начиная с которых располагается указанная цепочка байтов.

Предположим, нужно определить встречается ли цепочка символов “DOS” в первых 32К оперативной памяти. Для этого необходимо ввести команду

S 0:0L8000 44 4F 53 (Enter)

Т - команда трассировки. Эта команда позволяет исполнить одну или несколько команд в режиме трассировки с печатью содержимого всех регистров и мнемоники следующей декодированной исполняемой команды. После трассировки текущей команды указатель IР сдвигается так, что он указывает на следующую команду. Команда

производит трассировку одной текущей команды, на которую указывает CS:IP, с соответствующим изменением IP.

T <число> (Enter)

производит последовательную трассировку нескольких команд, общее число которых задается в команде.

Т=<адрес> (Enter)

трассирует одну команду по указанному адресу.

Общий вид команды Т следующий:

Т=<адрес> <число_команд> (Enter)

Команда: Т=FFFF:0 (Enter)

производит трассировку первой исполняемой команды при первоначальном запуске компьютера.

U - команда дизассемблирования. Эта команда позволяет дизассемблировать программы, загруженные в рабочую область отладчика.Общий синтаксис:

U <начальный_адрес> <длина> (Enter)

U <начальный_адрес>,<конечный_адрес> (Enter)

вызывает дизассемблирование 32 байт, начиная с байта, на который указывает CS:IP с выводом результирующего листинга на дисплей.

W - команда записи на диск. Эта команда позволяет записывать на диск (флоппи-диски или винчестер) в последовательные блоки указанный диапазон оперативной памяти, а также записывать в файлы. Запись в секторы на диск производится командой

W<адрес><номер_диска><начальный_сектор><число_секторов> (Enter)

Эта команда записывает на диск не более 80Н секторов, число секторов не более 80. Параметр <адрес> означает адрес оперативной памяти, начиная с которого содержимое памяти копируется на диск. Параметр <номер диска> указывает диск, на который производится запись (0-диск А:, 1-диск В:, ..., 80 - винчестер С:). Параметр <начальный сектор> указывает номер логического сектора, начиная с которого будет производиться загрузка образа оперативной памяти. Параметр <число секторов> указывает общее количество записываемых на диске секторов.

Скопируем в файл на диске содержимое ВIОS-области оперативной памяти. Предполагая наличие РС/АТ со стандартным ВIОS размером 64К, обнулим сначала регистр ВХ, а затем занесем в регистр СХ 2000Н. Далее зададим имя файла, куда будем копировать старшую половину ВIОS, командой

N ВIОS.СОМ (Enter)

И наконец, команда

W F000:Е000 (Enter)

занесет в файл ВIОS.СОМ содержимое BIOS.


Отладчик DEBUG предназначен для решения широкого круга задач. К ним относятся, например, следующие задачи: изучение текущего содержимого оперативной памяти; дизассемблирование.COM и.EXE-файлов;разработка и отладка собственных программ на языке ассемблера; изучение работы программ и их модификация; тестирование периферийного оборудования, для работы с портами ввода/вывода напрямую (в диалоговом режиме); изучение системы команд процессора, прерываний BIOS и MS-DOS.

Существует два способа запуска отладчика:

debug (Enter) или debug filename (Enter)

После запуска отладчик загружается в оперативную память, а содержимое сегментных регистров CS, DS, ES, SS - на первый свободный параграф сразу после самого отладчика. Регистр IP устанавливается равным 100.

Отладчик DEBUG имеет специальный указатель адреса данных, который используется по умолчанию во многих командах отладчика.

После запуска отладчика слева на экране появляется черта [-], которая указывает на то, что отладчик ждет команду. Все числа интерпретируются отладчиком в шестнадцатеричной системе исчисления.

КОМАНДЫ ОТЛАДЧИКА DEBUG

А - команда ассемблирования. Эта команда позволяет вводить программы с использованием мнемокода команд в оперативную память. Ввод команды отладчика

А <число> (Enter)

заставляет его перейти в режим приема команд с клавиатуры и последовательного размещения их, начиная с адреса, равному указанному в команде. При вводе можно использовать две популярные инструкции ассемблера DB и DW. Например:

DB 1,2,3,”EXAMPLE”

DW 1000,2000,”FFFF”

Отладчик поддерживает мнемоники всех команд процессора, а также и сопроцессора 80Х87. При ассемблировании команд JMP и CALL по умолчанию, если это возможно, используется SHORT - вариант этих команд. Но можно указывать перед адресом перехода NEAR или FAR, что приведет к генерации соответствующих команд. Мнемоникой оператора RET, соответствующего дальнему вызову CALL FAR является RETF. Возможно, а в сомнительных случаях необходимо, использовать указатели WORD PTR или BYTE PTR. При вводе программы допускается печать префиксов CS:, ES:, SS: впереди команды в той же строке.

Пример. Программа заполнения экрана символом “!”.

Наберите А 200 (Enter), затем введите программу

В конце программы стоит команда INT 20, обеспечивающая возврат управления обратно на монитор команд отладчика. Запустите эту программу по команде

С - сравнение. Зта команда сравнивает побайтно две области памяти и печатает все различия между ними в форме

<адрес> <содержимое> <содержимое> <адрес>

В данной записи слева приведена информация о первой области памяти, а справа - о второй.

Пример. Сравнить два блока памяти длинной 256 байт. Первый начинается с адреса 100, второй с адреса 300.

Для этого надо набрать

С 100L100 300 (Enter)

Эта команда может быть полезна, например, при проверке на идентичность двух дискет. Для этого в соседние области памяти загружаются интересующие нас соответствующие блоки этих дискет, которые затем анализируются командой С.

D - дамп оперативнойй памяти. Эта команда дает на дисплее распечатку указанной области оперативной памяти, представленной в шестнадцатеричной системе счисления, а справа дает их символьное представление. Причем, кодовые комбинации, не имеющие символьного представления в стандарте ASCII, изображаются точками. В строке отображается шестнадцать байт. При этом справа указывается полный адрес самого левого бaйта. Таким образом, в одной строке приводится шестнадцатеричный дамп, а также ASCII-дамп шестнадцати байт оперативной памяти. Если команда D дана без параметров, то всего на экране отображается 128 байт (80Н) в восьми строках. В каждой строке имеется знак “-“, разделяющий 16 байт пополам: между восьмым и девятым байтами.

Пример. Просмотреть указатели-вектора первых тридцати двух прерываний (20Н).

Необходимо ввести команду

D 0:0,7F (Enter)

Е - команда изменения содержимого байтов. Эта команда позволяет побайтно просматривать содержимое памяти вперед и назад, и в случае необходимости, изменять содержимое просматриваемых байтов.

Ввод команды:

Е <адрес> (Еnter)

вызывает переход отладчика в режим редактирования отдельных байтов. При этом печатается содержимое текущего байта в шестнадцатеричной форме, за которым следует точка. После этого можно набрать величину нового содержимого байта, но можно и оставить содержимое байта прежним, не набирая ничего. Затем необходимо набрать один из трех управляющих символов:

а) “пробел”, что означает переход к редактированию следующего байта;

б) “Enter”. Это приведет к выходу из режима побайтного редактирования на командный уровень отладчика;

в) “-“. Нажатие этого знака приведет к переходу на редактирование предыдущего байта.

Пример. Изменить значение счетчика системных часов.

Введем команду

и наберем четыре числа 70 70 70 70, разделенных пробелами, затеv символ возврата каретки 0D. Далее необходимо выйти из отладчика и выполнить команду time операционной системы.

F - команда заполнения. Эта команда позволяет заполнить содержимоt указанного диапазона оперативной памяти повторяющейся цепочкой байтов заданным и значениями. В частности, когда цепочка состоит из одного байта, эта команда позволяет обнулить нужную область памяти, когда байт равен нулю, а также занести во все биты единицу, заполняя байтом равным FF.

Команда имеет следующий синтаксис:

F <диапазон_памяти> <цепочка байтов> (Enter)

Пример. Заполнить область памяти, начинающуюся с адреса DS:0100 нулями общим числом 16384 байта (4000 16).

F 100L4000 00 (Enter)

Проверить командой

D 100L4000 (Enter)

G - команда запуска программы programmy. Эта команда предназначена для запуска программы на исполнение. При этом, если той области памяти, где хранятся данные, передается управление как программе, компьютер “зависает”, и требуется его повторный запуск. В случае, когда в программе имеются серьезные ошибки (например, отсутствует оператор INT 20 возврата на командный уровень отладчика), попытка исполнить ее с помощью оператора G также приводит к зависанию компьютера.

Этот оператор обычно используется в одной из следующих четырех форм:

Исполнение этого оператора сводится к передаче управления адресу CS:IP. Значения CS и IP можно узнать набрав команду R (Enter)дампа всех регистров процессора;

б) G=<адрес> (Enter)

При этом производится запуск программы по указанному адресу.

в) G <адрес> (Enter)

В этом случае программа запускается с адреса CS:IP и при достижении оператора с указанным адресом осуществляется BREAK- остановка исполнения программы. Распространенной ошибкой начинающих является пропуск знака “равно” при использовании команды G. В этом случае указанный адрес воспринимается как адрес останова, и если CS:IP указывал, например на область данных, то компьютер “зависнет”.

г) G=<адрес> <другой_адрес> (Еnter)

в этом случае производится запуск программы с указанного после знака “=” адреса и в случае достижения программой команды с величиной адреса, указанного вторым (другой адрес), происходит остановка. Такой способ остановки программы называется введением контрольной точки останова. При указании контрольной точки останова соответствующий байт команды по этому адресу заменяется командой INT 3, имеющей размер 1 байт. При достижении контрольной точки исходное значение байта восстанавливается.

Сначала введем программу (с помощью команды А 100):

MOV ,1234

DEC BX ;здесь поставить контрольную точку

Запустим программу командой G=100 109 (Еnter) Программа, дойдя до адреса 109, остановилась и дала полный дамп регистров.

Н - команда шестнадцатиричной арифметики. Эта команда позволяет получить сумму и разность двух указанных в команде шестнадцатеричных чисел.

В ответ получим 1 (сумма) и FFFF (разность).

I - команда ввода из порта. Эта команда позволяет прочесть содержимое порта ввода/вывода с указанным адресом, распечатав его на экране в шестнадцатиричном виде.

Синтаксис команды:

I <адрес_порта> (Enter)

При этом мы получим содержимое порта В из программируемого периферийного интерфейса 82 .

L - команда загрузки с диска. Эта команда позволяет загружать как логические сектора с флоппи-дисков и винчестеров, так и отдельные файлы. Загрузка секторов с диска производится командой:

L<адрес><номер_диска><начальный_сектор><число_секторов> (Enter)

Здесь “адрес” означает начальный адрес в оперативной памяти, начиная с которого будет последовательно размещаться содержимое блоков-секторов. Переменная “номер диска” указывает с какого диска будет производиться загрузка. Число 0 означает диск А, число 1 - диск В, число 2 - диск С и т.д. Следующие две переменные соответственно указывают с какого сектора начинается чтение и общее число прочитанных секторов.

Загрузить BOOT-блок с флоппи-диска А: в оперативную память, начиная с адреса DS:1000, для чего необходимо выполнить команду

L 1000 0 0 1 (Enter)

Затем содержимое ВООТ-блока можно распечатать командой

D 1000L200 (Enter)

а также дизассемблировать

U 1000L200 (Enter)

N <имя_файла> (Enter)

Далее необходимо исполнить команду L без аргументов. В результате этих действий файл (за исключением файлов с расширением ЕХЕ), будет загружен в оперативную память начиная с адреса CS:100. Если загружаемый файл имеет расширение ЕХЕ, то отладчик загрузит файл, начиная с адреса СS:0. Число прочитанных байтов хранится в регистровой паре ВХ:СХ после выполнения команды L.

M - команда копирования.Эта команда копирует содержимого части оперативной памяти в другую область оперативной памяти. Синтаксис команды следующий:

М <диапазон> <начальный_адрес> (Enter)

Здесь “диапазон” указывает на копируемую область памяти, а “начальный_адрес” - на адрес первого байта, начиная с которого размещаются скопированные данные. Эту команду можно использовать для временного сохранения содержимого оперативной памяти с ее последующим восстановлением.

В начале просмотрим содержимое памяти:

D 100L100 (Enter)

Затем сохраним часть памяти, начиная с адреса

M 100L100 1000 (Enter)

Затрем исходное содержимое

F 100L100 0 (Enter)

Проверим обнуление

D 100L100 (Enter)

И наконец восстановим исходное содержимое

M 100L100 100 (Enter)

N - команда указания имени. Эта команда прежде всего, определяет имя файла, который далее либо будет считываться с диска командой L, либо записываться на диск командой W. Синтаксис этой команды следующий:

N <имя_файла> (Enter)

Прочитаем с диска в оперативную память файл AUTOEXEC.BAT. Для этого выполним

N C:\AUTOEXEC.BAT (Enter)

В регистровую пару ВХ:СХ, будет занесена длина загруженного файла в байтах.

О - команда вывода данных в порт. Эта команда позволяет вывести указанный байт в порт с заданным адресом. Она полезна для тестирования работы периферийных устройств и корпусов на системной плате в диалоговом режиме. Синтаксис команды:

О <адрес_порта> <величина> (Enter)

Здесь вместо «адреса_порта» подставляется адрес необходимого порта в диапазоне 0-FFFF, а вместо “величина” - значение, которое затем загружается в порт. Если порт шестнадцатибитный, то “величина” может быть четырехразрядным шестнадцатиричным числом, которое загружается в порт.

Мотор дисковода А: для флоппи-диска можно включить следующей командой

О 3F2 10 (Enter)

Р - команда высокоуровневой трассировки. Эта команда также, как и команда Т, предназначена для трассировки программ. Однако, в отличие от Т трассировки, эта трассировка менее детальна. Она не отслеживает досконально подпрограммы и программные прерывания, а также циклы LООР и строковые команды с повторением. Как и в случае Т-трассировки после каждой команды печатается содержимое всех регистров и следующая исполняемая команда. Синтаксис команды:

Р=<адрес> <число_команд> (Enter)

Можно опустить любой из двух параметров командной строки: <адрес> и/или <число_команд>. Параметр<адрес> задает начальный адрес, начиная с которого будет производиться трассировка, а параметр <число_команд> будет указывать общее число команд, которые будут исполнены после нажатия клавиши (Enter). Обязателен ввод символа “=” при указании адреса для того, чтобы не спутать адрес с числом исполняемых команд. Этот тип Р -трассировки крайне полезен при изучении общей логики выполнения программы, избавляя от утомительного отслеживания деталей. При начальном изучении программы необходимо начинать именно с Р -трассировки.

Введем, начиная с адреса 100, следующую программу

Затем проведем Р-трассировку. Для этого сначала введем команду Р=100 (Enter) и далее последовательные

После этого проведем обычную детальную Т-трассировку

Q - команда выхода из отладчика. Команда Q приводит к выходу из отладчика на следующий верхний программный уровень. При этом рабочие файлы не сохраняются.

R - команда дампа/коррекции регистров. Эта команда позволяет просматривать содержимое всех регистров сразу, а также флаги, или просматривать значения отдельных регистров и регистра флагов с возможностью их изменения.

дает распечатку всех регистров, а также команды, на которую указывает CS:IP.

R <имя_регистра> (Enter)

дает распечатку содержимого указанного регистра, и затем печатает двоеточие на следующей строке. После этого пользователь может нажать клавишу (Enter) и выйти обратно на монитор команд отладчика, либо задать новое значение регистра перед нажатием клавиши (Enter). В последнем случае старое значение регистра заменится на новое. Возможные имена регистров: AX, BX, CX, DX, SP, BP, SI, DI, DS, ES, SS, CS, IP, F (регистр флагов).

При использовании команды

надо учитывать, что кодирование значений флагов производится весьма специфическим образом. Ниже приводится таблица кодировки, где символьная пара слева соответствует значению 0 соответствующего флага, а справа - значению, равному 1 (флаг установлен):

При исполнении команды

значения флагов печатаются в строку в порядке, обратном к порядку в таблице. Сразу же за этим в строке печатается знак черты <->, отладчик переходит в состояние ожидания ввода с клавиатуры. Если пользователь нажмет только клавишу (Enter), то значения флагов не изменятся и произойдет возврат на монитор команд отладчика. Однако, перед этим пользователь может набрать новые значения некоторых флагов согласно кодировочной таблицы. Порядок следования при этом не существенен.

S - команда поиска. Команда поиска упорядоченного набора байтов позволяет провести поиск указанной цепочки байт в заданном диапазоне оперативной памяти и имеет синтаксис:

S <диапазон_памяти> <цепочка_байтов> (Enter)

Ответ выдается в виде списка адресов, начиная с которых располагается указанная цепочка байтов.

Предположим, нужно определить встречается ли цепочка символов “DOS” в первых 32К оперативной памяти. Для этого необходимо ввести команду

S 0:0L8000 44 4F 53 (Enter)

Т - команда трассировки. Эта команда позволяет исполнить одну или несколько команд в режиме трассировки с печатью содержимого всех регистров и мнемоники следующей декодированной исполняемой команды. После трассировки текущей команды указатель IР сдвигается так, что он указывает на следующую команду. Команда

производит трассировку одной текущей команды, на которую указывает CS:IP, с соответствующим изменением IP.

T <число> (Enter)

производит последовательную трассировку нескольких команд, общее число которых задается в команде.

Т=<адрес> (Enter)

трассирует одну команду по указанному адресу.

Общий вид команды Т следующий:

Т=<адрес> <число_команд> (Enter)

Команда: Т=FFFF:0 (Enter)

производит трассировку первой исполняемой команды при первоначальном запуске компьютера.

U - команда дизассемблирования. Эта команда позволяет дизассемблировать программы, загруженные в рабочую область отладчика.Общий синтаксис:

U <начальный_адрес> <длина> (Enter)

U <начальный_адрес>,<конечный_адрес> (Enter)

вызывает дизассемблирование 32 байт, начиная с байта, на который указывает CS:IP с выводом результирующего листинга на дисплей.

W - команда записи на диск. Эта команда позволяет записывать на диск (флоппи-диски или винчестер) в последовательные блоки указанный диапазон оперативной памяти, а также записывать в файлы. Запись в секторы на диск производится командой

W<адрес><номер_диска><начальный_сектор><число_секторов> (Enter)

Эта команда записывает на диск не более 80Н секторов, число секторов не более 80. Параметр <адрес> означает адрес оперативной памяти, начиная с которого содержимое памяти копируется на диск. Параметр <номер диска> указывает диск, на который производится запись (0-диск А:, 1-диск В:, ..., 80 - винчестер С:). Параметр <начальный сектор> указывает номер логического сектора, начиная с которого будет производиться загрузка образа оперативной памяти. Параметр <число секторов> указывает общее количество записываемых на диске секторов.

Скопируем в файл на диске содержимое ВIОS-области оперативной памяти. Предполагая наличие РС/АТ со стандартным ВIОS размером 64К, обнулим сначала регистр ВХ, а затем занесем в регистр СХ 2000Н. Далее зададим имя файла, куда будем копировать старшую половину ВIОS, командой

N ВIОS.СОМ (Enter)

И наконец, команда

W F000:Е000 (Enter)

занесет в файл ВIОS.СОМ содержимое BIOS.




Загрузка...