sonyps4.ru

Цифровое слабоумие — это не шутка, а диагноз. Компьютерная зависимость: цифровое слабоумие и деградация мозга

Сегодня весь мир помешался на гаджетах: смартфонах, планшетах и прочей цифровой технике. Вместе с ними в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз. В 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей - представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией. Исследования показывают, что в мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции - слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.

В это сложно поверить, но среднестатистический семилетний европеец уже провел у экранов больше года своей жизни (по 24 часа в сутки), а 18-летний - больше четырех лет!

Хочешь сказать, что сейчас совсем другие дети? Да, дети другие, но мозг у них такой же, что был у человека тысячу лет назад, - 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с десятью тысячами себе подобных.

Мозг нужно развивать и кормить. Все наши мысли, действия, решения сложных задач и глубокие размышления оставляют след в нашем мозгу.«Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым», - утверждает британский профессор психологии Таня Бирон.

Ты будешь шокирован, но с 1970 года радиус активности детей (пространства вокруг дома, в котором дети свободно исследуют окружающий мир) сократился на 90%! Мир сжался до экрана смартфона. Дети забыли и, что еще хуже, просто не знают, каково это - бегать под дождем, пускать кораблики, лазать по деревьям или просто болтать друг с другом. Они часами сидят, уткнувшись в свой смартфон. А ведь им необходимо развивать свои мышцы, знать о рисках, которые приготовил для них мир, и просто взаимодействовать со своими друзьями. «Удивительно, как быстро сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу», - говорит Сьюзен Гринфилд. Нам определенно есть о чём волноваться.

Мозг формируется, когда есть внешние стимулы и чем больше их будет - тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, но не виртуально. Это нужно растущему мозгу, как и тысячу лет назад.

Также ребенку нужен здоровый и полноценный сон. Но современные дети не способны выйти из Интернета и оторваться от компьютерных игр. Это сильно сокращает длительность их сна и ведет к нарушениям. Какое может быть развитие, когда ты уставший и у тебя болит голова, а школьные задания никак не лезут в голову?!

Ты спросишь, как же цифровые технологии могут изменить мозг ребенка? Во-первых, количество внешних стимулов ограничивается из-за однообразного времяпровождения в Интернете. Ребенок не получает необходимого ему опыта, чтобы развить достаточно важные участки мозга, которые отвечают за сопереживание, самоконтроль, принятие решений… А то, что не работает, отмирает. Ведь у человека, который перестал ходить, атрофируются ноги? Дети не привыкли запоминать информацию - им проще найти ее в поисковых системах. Вот тебе и проблемы с памятью. Они ее совершенно не тренируют.

Думаешь, что дети стали намного умнее благодаря Интернету? А знаешь ли ты, что нынешние одиннадцатилетние выполняют задания на таком уровне, который демонстрировали восьми- или девятилетние дети 30 лет назад. Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого является жизнь в виртуальном мире.

«Я опасаюсь, что цифровые технологии инфантилизируют мозг, превращая его в подобие мозга маленьких детей, которых привлекают жужжащие звуки и яркий свет, которые не могут концентрировать внимание и живут настоящим моментом», - говорит Сьюзен Гринфилд.

Но ты еще можешь спасти своих детей! Достаточно просто ограничить время пользования всевозможными гаджетами. Ты будешь удивлен, но Стив Джобс, гуру цифровой индустрии, именно так и делал. Его дети не пользовались айпадом вообще, а другие гаджеты им запрещалось использовать по ночам и в выходные дни.

Крис Андерсон, главный редактор американского журнала «Wired», один из основателей 3D Robotics, также ограничивает своих детей в использовании гаджетов. Правило Андерсона - никаких экранов и гаджетов в спальне! «Я, как никто другой, вижу опасность в чрезмерном увлечении Интернетом. Я сам столкнулся с этой проблемой и не хочу, чтобы эти же проблемы были у моих детей».

Сыновья создателя сервисов Blogger и Twitter могут пользоваться своими планшетами и смартфонами не больше 1 часа в день, а директор OutCast Agency, ограничивает использование гаджетов в доме 30 минутами в день. Его младшие дети совсем не имеют гаджетов.

Вот тебе и ответ на вопрос «что нужно делать?». Позаботься о подрастающем поколении. Подумай, какое будущее их ждет через 10-20 лет, если они сегодня проводят полдня перед экранами своим суперсовременных гаджетов.

Дарья Попова

Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП материалов о новом человеке, новой экономике, взгляде на будущее и образовании вы можете найти там, где вам максимально удобно

Слабоумие было до недавнего времени болезнью, от которой страдали более возрастные люди. С недавней поры мы вступили в новую эру массового цифрового слабоумия: болезни, от которой страдает огромное число людей младше 20 лет.

Речь идёт о болезни, которая заключается в ухудшении функций мозга вследствие излишнего использования цифровых технологий – компьютеров, «умных» телефонов, чаще всего в связи с интернетом. Это излишнее использование ведёт у молодых людей к несбалансированному развитию мозга, нарушениям социальной интеракции, с духовной точки зрения - к внутреннему разложению личности. Но страдают не только они, а мы все. Вопрос звучит: можем ли мы с этой «болезнью» всего общество вообще что-то сделать?

Цифровое слабоумие

Левое полушарие мозга обычно связано с рациональным мышлением, нумерическими расчётами и т.д., в то время как правое больше отвечает за творческие способности и эмоции. Значительная взаимная диспропорция в развитии может относительно быстро привести к нарушениям и затем - к преждевременному слабоумию. И именно это и происходит у молодых, которые проводят время перед компьютером: нарушения уже стали предметом общественной дискуссии в Южной Корее, где отмечен максимальный процент пользователей интернета и современных информационных технологий в мире. В стране начинают появляться клиники, направленные на борьбу с этой проблемой, и многие специалисты призывают включать зависимость от интернета в список главных проблем здоровья общества в технически развитых странах.

В некоторых странах, согласно опросам, подростки проводят до 7 часов в день у компьютеров, планшетов и т.д. Немецкий невролог Манфред Спитцер, пропагандирующий термин «цифровое слабоумие» (и автор одноимённой книги), сравнивает изменения когнитивных способностей вследствие влияния излишнего использования цифровых технологий с изменениями, которые наблюдаются у пациентов, которые пострадали в результате серьёзной травмы головы или переболели психическим заболеванием.

Повреждение правого полушария мозга ведёт у взрослых к потере способности концентрации, селективности памяти и эмоциональным нарушениям. Цифровой мир ухудшает способности логичного чтения, приводит к нарушениям сна, депрессиям и склонностям к насилию и излишнему весу.

Излишнее использование ПК ведёт и к целому ряду неприятных и тяжело лечимым физиологическим проблемам: ухудшению зрения, болей головы, деформации позвоночника и другим заболеванием опорно-двигательного аппарата. Зависимость от компьютерных игр довела уже многих на грань коллапса из-за усталости и дегидратации, в упомянутой выше Южной Корее подобный случай недавно закончился смертью.

Не только дети

Ухудшение работы мозга и нарушения памяти мы можем в последние годы наблюдать и на самих себе. Это простое правило, как говорят англичане «use it or loose it», то есть если не используешь, то потеряешь.

Раньше мы помнили целый ряд телефонных номером и другой информации. Вспомните, как изменились наши способности после того, как мы начали использовать мобильные телефоны. Или – сколько раз за последнюю неделю с вами случилось следующее: когда во время разговора у вас из головы вылетит важная информация, то мы не проводим долгие минуты вспоминая. Вместе этого мы посмотрим на Google с помощью смартфона.

Подобно этому, например, ухудшаются способности естественной ориентации в пространстве после массового распространения навигации. Другими словами: у нас есть оборудование, которое думает за нас, и мы глупеем.

Из-за излишней надежды на навигацию происходит, кстати, по всему миру много серьёзных аварий. Водитель не уступил дорогу или выехал на встречную полосу. В других случаях водителя прибор приводит на ступеньки, которые продолжаются вместо асфальта. Оценки местонахождения и крутости поворотов согласно навигации вместе слежения за дорогой уже не раз привели к жертвам. Много раз случилось и то, что водитель на полной скорости вылетает с дороги, которая ещё не была построена, хотя в навигации она прорисована.

Мир интернета внушает людям иллюзию, что самое новое – это лучшее и совершенное

О преимуществах интернета и современных информационных технологий можно написать сотни страниц. Меньше обращают внимание на угрозы, связанные с ними. До прихода ТВ звучали голоса, предостерегающие перед «телевизионным слабоумием». ТВ, конечно, является негативным достижением, и каждый должен взвешивать, насколько он пустит его в свою жизнь (причём, лучше всего, говоря медицинским языком, ампутировать это явление, на что решается всё больше людей). ПК и телефоны, однако, намного более коварные, немногие, кто хочет сегодня работать или проводить свободное время в обществе, избежит их. Их нельзя заменить практически в любой фирме, у любого работодателя, в школе и кружках.

Преступник интернет

Но правда заключается в том, что работать без ПК возможно, по крайней мере частично. ПК и интернет воруют наше время. Они предлагают столько возможностей, что мы не способны ими воспользоваться и теряемся в лабиринте. Затем мы буквально тонем в объёме предлагаемой ненужной информации. Очевидна и моральная угроза, исходящая от огромного объема информаций интернет-клоаки – порнография, насилие, агрессивный атеизм и др. Эти вещи атакуют и морально устойчивого человека, отвлекают его внимание и скрыто уничтожают его личность.

Ещё одна проблема – потеря информации: интернет сообщает только обломки знаний. Это приводит к переоценке и ухудшению способностей воспринимать вещи в правильном контексте. Человек теряет способность отмечать факты в контексте и ощущения чего-то более глубокого. Интернет приводит своих пользователей к игре с неважными деталями, прячется за них и провоцирует неспособность проникать к более важным принципам. В то же время он провоцирует любопытство, что приводит очень быстро к потере самодисциплины. Человек перестаёт отличать важное от неважного. То есть мышление постепенно деградирует, при этом мы не обращаем на это внимание.

Лжи и иллюзии

Особой главой является отношение интернета и постоянно раскручивающейся спирали потребления. Мир интернета внушает людям, что всё самое новое – самое лучшее и совершенное (феномен «необходимости update»). Это приводит к примитивному эволюционистскому способу мышления – человек полагает, что новое - автоматически самое лучшее, правильное и настоящее. Он не ищет проверенные вещи, всё позволяет переписывать «духу времени» и теми, кто манипулирует миром информации.

А манипулировать онлайн возможно очень хорошо. Интернет полнится искажённой и лживой информацией. Пространство для высказывания чего угодно имеет кто угодно. Не позволим себя обмануть «серьёзными» сайтами. Дилетанты, лжецы, идеологи – везде и их много. Попробуйте, например, на каком-либо «серьёзном» СМИ прочитать статью на тему, которую вы действительно знаете, которую знаете по работе. Затем вы представите себе, что та же мера дилетантства аналогична для всех других статей на остальные темы, только вы их не способны легко отличить. При этом они влияют на ваши мнения и взгляд на мир.

Руины под интернетом

Излишнее использование этих достижений приводит к нездоровой индивидуализации, к деградации общества и плодит людей, неспособных общаться. Мир интернета вызывает в человеке синдром избалованного ребёнка. Человек привыкает к тому, что каждое его желание можно исполнить кликом мыши. Он хочет иметь здесь и всё, он теряет способность терпеть и скромность. Всё это ведёт к фрустрации – именно, как у избалованных детей.

Уничтожающим затем является влияние современных технологий на духовную жизнь. Человек перестаёт общаться и образно думать о своей внутренней жизни. Соприкосновение с электроникой делает из нас излишне светских людей, неспособных плавать против течение и устоять перед духом времени. Цифровые СМИ нам постоянно внушают темы, представления и способы оценки чего-либо.

И «Они» хотят, чтобы мы были именно там.

Этот аспект – самый важный и недооценённый.

Как защититься?

Это не очень-то и сложно.

  • Прежде всего, нужно понимать опасность и использовать технологии только в необходимой степени, не оставлять их включёнными.
  • Избегать игр, соцсетей и других «часоедов». Не сидеть перед ПК без плана и цели (вести себя как со списком в магазине). Ни в коем случае не сидеть бесцельно в интернете.
  • Избегать использования телефонов или планшетов во время еды или беседы – чтить принципы хорошего поведения. Концентрироваться на беседу, не убегать в смартфон.
  • Определить некоторые принципы (например, не использовать интернет в определённое время), воспитывать себя и назначать себе дни «цифровой абстиненции».
  • Не оставлять это делать своим детям. Определённым способом регулировать это, быть им примером.
  • Определить в своей квартире бесцифровые пространства (например, спальня без технологий).
  • Использовать свою память! Получать информацию органически из своего мозга, не обращаться к браузерам. Сесть и сосредоточиться.
  • Читать настоящие книги. В отличие от планшетом и других устройств у классических книг доказано позитивное влияние на память и другие душевные способности.
  • Уводить мозг из зоны удобства, например, обучаясь иностранному языку. Если мозг будет больше работать, то больше шансов избежать цифрового слабоумия. Для этого ещё можно научиться играть на музыкальном инструменте. Тогда происходит сбалансированное тренинговое воздействие на оба полушария мозга.
  • Двигаться. Физические упражнения – эффективный способ расслабления, повышает проток крови и ускоряет поступление важных элементов к мозгу.

Сохраним душевное здоровье и внутреннюю свободу. Не будем плавать на поверхности, а пойдём вглубь. Надо искать не самое новое, а вневременное. Надо думать и развивать своё внутреннее «я».

Это «княжеские советы», потому что в ежедневном шуме для работающего человека ничего подобное не подходит? Если вы допустите это, то вы уже часть своей личности и внутренней свободы потеряли, стены вокруг вас невидимо закрываются. Наступило время выйти из заключения. Как только наступит цифровое слабоумие во всей силе, то на это вы уже способны не будете.

Современные учителя, психиатры и нейрофизиологи привлекают внимание общества к проблеме слишком большого увлечения детей и подростков гаджетами, смартфонами, планшетами. Память без необходимой тренировки ухудшается. Школьники с трудом концентрируются на чем-то одном, быстро устают, хуже учатся.

Цифровая деменция: что это за болезнь

Глубокое погружение в цифровой мир молодого поколения и детей приводит к ухудшению памяти и рассеянности, утверждают нейрологи. Цифровое слабоумие появляется у тех, кто постоянно считает на калькуляторе, даже не утруждая себя проверить в уме приблизительно ожидаемый результат.

Врачи и ученые обеспокоены этим вопросом, потому что давно известно, что мозг фантастически пластичен. Чем больше он работает, тем больше в нем образуется новых клеток и связей. Он «строит» сам себя.

Стадии развития и прогноз продолжительности жизни

Современные мальчики чаще играют в виртуальную «войнушку», чем в казаки-разбойники во дворе, на свежем воздухе. У детей стали слабее мышцы, задания в 11 лет школьники выполняют на уровне восьмилеток прошлых лет.

Цифровая деменция начинается с того, что ребенок не хочет делать уроки, пока не поиграет в компьютерную игру. Родители не могут оторвать его от монитора, им приходится приносить еду прямо на рабочий компьютерный стол, чтобы подросток не сидел голодным.

Вторая стадия переходит в зависимость от виртуального мира. Подросток становится грубым, если ему мешают играть или выключают компьютер.

Тяжелая стадия иногда приводит к тому, что ребенок так сильно переживает события, происходящие на экране, что кончает жизнь самоубийством. Известны случаи, когда дети переносят игру в «стрелялки» в реальную жизнь и занимаются настоящим убийством.

Происходит это по той причине, что дети теряют ориентир. Они не могут правильно проанализировать события и отличить реальные события от виртуальных. Не способны понять опасность, к которой их приводят игры в самоубийства.

Что делать родственникам

Родители должны оказывать больше внимания своему ребенку. Не стоит ругаться с ним из-за компьютера. Но следует объяснить, что это прибор, который существует для того, чтобы избавить человека от рутинного труда. Не стоит увлекаться играми до такой степени, чтобы губить свою жизнь.

Если вы пойдете с детьми в парк, предложите покататься на велосипедах, покачаться на качелях, побегать в «ловитки» всей семьей, ребенок узнает много нового и увидит, что это тоже весело.

Возьмите сына с собой на рыбалку. Покажите, как искать червей. Вместе пропалывать грядки и высаживать рассаду полезно для развития мелкой моторики. К тому же дети будут знать, что морковка растет в земле, а не на полках в магазине.

Помогите ребенку расширить свой кругозор, подарите свою любовь, время и заботу.

Причины цифрового слабоумия

Слишком большой объем информации, который сегодня стараются впихнуть в головы школьников, приводит к тому, что они вынуждены постоянно обращаться к помощи электронных устройств.

Дошло до того, что учителю лень продиктовать школьникам домашнее задание. Преподаватель показывает детям страницу, которую они должны сфотографировать своими телефонами. Успели ученики сделать это, или не успели, учителю все равно. К тому же не у всех может быть телефон с камерой.

Конечно, ребенку тоже приходится осваивать много новой информации. Он должен помнить, на какую кнопку и когда нажать, чтобы гаджет показал ту или иную информацию. Однако, углубленное изучение печатных текстов дает больше работы мозгу, чем память о том, где какая кнопка и для чего.

Современные дети вынуждены запоминать, как работать с одним и другим прибором. Ведь каждый день выпускаются новые и новые технические игрушки. Но помнить долго об этом нет смысла, ведь скоро выйдет новая версия.

Общество, нацеленное на бесконечное накопление денег, безразлично к своим детям. Они чувствуют свое одиночество и страдают от этого. Это приводит к депрессиям, эмоциональным срывам и иногда к самоубийству.

Симптомы

Цифровое слабоумие выражается в том, что кассирша в кассовом аппарате складывает 1+3 и не замечает, что в результате вышло 4000. Она настолько доверяет прибору, так редко считает самостоятельно, что даже не в силах понять, что 4 и 4000 – это разные результаты.

Одновременно современный ученик решает домашние задачки, пишет СМС –ки, проверяет е-мейл и смотрит телевизор. Но, выясняется, что это не положительно влияет на развитие мозга. Если сосредоточиться на чем-то одном, мозг работает лучше.

Конечно, те дети, которые играют на компьютере гораздо умнее тех, кто вместо школы посещает подвалы, где нюхает клей и колет наркотики, пьет водку.

Но все хорошо в меру и к месту. Компьютер не должен замещать все аспекты настоящей жизни.

Диагностика

В Стэнфордском университете среди студентов проводили различные тесты. Молодых людей разделяли на разные группы, тех кто больше увлекается гаджетами и меньше. Студенты, которые считали себя многозадачниками, справлялись с поставленными вопросами немного хуже тех, кто умеет концентрироваться на чем-то одном.

Корейские врачи заметили, что у детей замечены нарушения памяти, депрессии, нарушение когнитивных функций.

Если вы решили проверить своего ребенка, понять, есть ли у него цифровое слабоумие, надо пойти к неврологу вместе с ним, побеседовать. Врач назначит общее обследование крови, мочи.

При необходимости можете обследовать мозг, новым оборудованием МРТ. Магнитные поля не вредят человеку. Хотя подвергать ребенка разного рода облучениям не стоит.

Лучше пойдите с ним в лес, собирать грибы.

Лечение цифровой деменции

Лечением можно признать работу для правого, недоразвитого полушария, которое отвечает за концентрацию внимания, мышление и воспоминания.

Препараты

Для улучшения памяти есть Пирацетам, Ноотропил. Чтобы улучшить настроение ребенку, ему подойдет валериана.

Народные методы

Катание с горки на санках, дальние походы в тайгу. Летом можно построить вместе с подростком плот. Всей семьей на этом плоту проплыть по реке много километров, открывая каждый день для себя новые пейзажи и красоты.

В деревне у бабушки дети могут научиться топить печь, доить козу, пасти коров, собирать ягоды и грибы, варить варенье.

Такое богатство впечатлений построит в мозгу у подростков множество новых цепочек нейронов и заставит их работать.

Питание, диета

Свежие овощи и фрукты, каши из крупы, молочные продукты, постное мясо, полезны для растущего организма. Сливочное масло по утрам необходимо для работы мозга.

Грецкие орехи, еще зеленые, полны натурального железа. Достаточное количество гемоглобина улучшает снабжение мозга кислородом. Витамины, яйца, рыба тоже нужны молодым людям.

Разнообразное питание, в которое не входят алкоголь, излишки жирных кремов, копченостей, улучшают работу головы.

Упражнения

Любые подвижные игры, теннис, волейбол, баскетбол, гимнастика, прыжки в высоту и длину, танцы, балет полезны для того, чтобы у подростка не развивалось слабоумие.

Зарядку для головы тоже не стоит забывать. Ребусы, загадки, головоломки, шашки, полезны для извилин головы. Таблица умножения, выученная наизусть, просто необходима каждому ученику.

Профилактика

Учить стихи, заданные в школе, стараться выполнять задания, не отвлекаясь на телевизор и разговоры по телефону. Читать те книги, которые задают на летние каникулы.

Учителям следует обратить внимание на излишки информации в школе. Информатика нужна сегодня, но уроки труда и домоводства тоже не лишние.

Сложные движения руками развивают мозг.

Сегодня уже никого не удивляют подростки, склонившие головы над собственным смартфоном, или мамочки, дающие своему трехлетнему малышу планшет, чтобы чем-то его занять, пока они выполняют рутинную работу по дому. Цифровые гаджеты как неизбежное следствие технологической революции прочно вошли в нашу жизнь, да и производители таких электронных помощников не устают повторять об их пользе и удобстве. Но так ли велика польза, ведь многие ученые мужи всерьез поговаривают о таком недуге, как цифровое слабоумие. Болезнь XXI века - чем она грозит нашим детям?

История болезни или как все начиналось

Родоначальницей самого термина digitaldementia стала Южная Корея - один из «Азиатских тигров», сделавший огромный скачок в своем экономическом развитии в середине-конце прошлого столетия. Сегодня обладателями смартфонов являются более 80% населения и именно в этой стране медики впервые стали диагностировать расстройство внимания, проблемы с памятью, подавленность, неврастению и когнитивные нарушения у подростков. Историю болезни, вызывающей такие последствия, стали активно изучать на Западе и признавать наличие проблемы, нарастающей как снежный ком.

В результате независимых выводов исследований стала складываться цельная картина, надо сказать, неутешительная - инновационные технологии действуют на головной мозг и общее здоровье детей не самым благоприятным образом. История болезни в разное время интересовала нейрофизиков, терапевтов и психологов по всему миру, которые пытались и пытаются донести до общества ее понятный смысл. А он кроется в том, что цифровое оборудование и прочие гаджеты опасны для еще формирующегося мозга ребенка. Многие из них тут же попали в опалу, ведь производство электроники - огромный бизнес и никто не хочет терять прибыль. Но сами ученые вовсе не против технического прогресса, однако они не могут не сказать о рисках, ведь дело касается нашего будущего - детей.

Чем же так насолили ученым новомодные гаджеты, существенно упрощающие жизнь и решающие за человека многие задачи? А именно этим и насолили, что взяли на себя функции, которые раньше человек выполнял самостоятельно и развивался, обучался, познавал мир. «Зачем я тогда нужен, зачем я живу?» - воскликнул Копатыч в известном мультсериале, когда Пин, руководствуясь самыми добрыми побуждениями, прислал в помощь страдающему от болезни другу робота, который не только огород мог вскопать, но и на аккордеоне сыграть. Каждое событие в жизни человека, каждый его шаг и переживание отражаются на мозге.

Этот всесовершенный орган помнит обо всех явлениях, здесь закладываются дарования и таланты, сама суть уникальной личности. И колоссальная функция по созреванию мозга, построению нейронных звеньев, укреплению синапсов продолжается до установления возраста 20 лет. Одним из неповторимых свойств мозга является пластичность, то есть он адаптируется к тем обстоятельствам, в которых пребывает. Наукой накоплено немало ошеломительных исследований, демонстрирующих невероятную гибкость мозга. Опыты над животными показали, что богатые окружающие условия, открывающие огромные возможности для исследований, являются мощнейшим элементом развития мозга.

При этом все происходящие в сером веществе метаморфозы положительные - нейроны приобретают большие размеры, клетки обзаводятся дендритными отростками, расширяющими способности к обмену данными с другими клетками. Под влиянием окружающих условий сдает свои позиции даже генетическая болезнь и этому есть немало подтверждений. В медицине зафиксированы случаи, когда медики строили неблагоприятные прогнозы, а любовь родителей и обучающие занятия творили чудеса. Ничто не заменит детям исследование физического мира, столкновение с чем-то новым, неизведанным - полет бабочки, игру с другом в мяч, ночную рыбалку с отцом. Так прогрессирует развитие мозга и закладываются основы будущего.

Болезнь, подавляющая пластичность мозга

Сегодня же за «общением» с экраном подросток проводит до 8 часов в сутки. Он ворует собственное время сам у себя, поскольку проводит его впустую - не на личные встречи с приятелями, подвижные игры, чтение литературы и занятия музыкой, а на то, что в формировании мозга участия не принимает. История болезни такова, что сегодня мир сжался до параметров экрана планшета. Здесь люди общаются, работают, создают семьи. Теперь они не ходят на свидания, а сразу съезжаются, чтобы вместе жить. Дети не лепят снеговика, не играют в «салки» и не устраивают шалаши на деревьях. Они «гуляют», сидя дома на попе.

А ведь чтобы тренировать и наращивать мозговые «мышцы», им нужно учиться взаимодействию со сверстниками, восхищаться и удивляться, бояться и озадачиваться, идти на риск и принимать решения. Всевозможные гаджеты и телефоны никогда не смогут этого заменить. Кроме того, у такой болезни, как цифровое слабоумие, есть и другой побочный эффект - сокращение времени сна. Засидевшийся допоздна за компьютерными играми подросток наутро встает с больной головой. Его одолевает усталость, что еще сильнее сокращает способности к обучению. Если не тренировать мышцы, то они атрофируются, а если не тренировать мозг, то его клетки также деградируют с развитием признаков такой болезни, как цифровое слабоумие.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок попал в капкан цифровых технологий, вы можете подтвердить свои опасения, обратив внимание на следующие признаки болезни:

  • плохая память и концентрация внимания. Многие педагоги и психологи обращают внимание, что в последние годы детям сложнее дается пересказ текста;
  • быстрая утомляемость, трудности с переключением с одного на другое;
  • симптомы болезни выражаются и в неврологических расстройствах;
  • зависимость от интернета. Это один из самых явных и опасных признаков, ведь случаи неконтролируемых истерик и даже тяжелых увечий на почве запрета компьютерных игр уже не новость;
  • ощущение подавленности, ненужности, одиночества.

Эти признаки болезни, как и немотивированная агрессия должны насторожить родителей. И если они успокаивают себя тем, что чадо в окружении гаджетов становится более креативным, умным и многозадачным, то последние исследования, проводимые в Стэнфордском университете, свидетельствуют об обратном. Глубина почерпнутой ими информации из интернета нулевая - они просто хватают вершки, не вникая в суть. По сравнению с детьми, учащимися 30 лет назад, они хуже выполняют те же самые задания, их творческий потенциал падает, как и чувство юмора, склонность к воображению и образному мышлению.

Что делать?

Ответ очевиден - дозировать время пребывания за компьютером. Понятно, что каждый родитель стремится дать своему ребенку все самое лучшее, но мы же не кормим детей три раза в день одними шоколадными батончиками, потому что сын или дочь их любит, так почему же позволяем сутками торчать у экранов? Бояться, что момент будет безвозвратно упущен и ребенок вовремя не овладеет всеми этими мобильными устройствами не стоит, и это подтверждает директор Института мозга человека РАН Святослав Всеволодович Медведев. В первую очередь цифровые игрушки были придуманы для взрослых для облегчения их работы. И вы удивитесь, но Стив Джобс - основатель корпорации Apple, запрещал своим отпрыскам пользоваться гаджетами по ночам и в выходные дни.

Крис Андерсон, владелец 3DRobotics, не позволяет своим детям играть гаджетами в спальне, а Эвон Уильямс - создатель таких ресурсов, как Twitter и Blogger - дозволяет своим детям игры за компьютером не более 1 часа в день. Так что думайте сами, решайте сами, ведь речь идет о самом дорогом - наших детях и нашем будущем.



Загрузка...