sonyps4.ru

Что такое технология работы. Современные педагогические технологии

Довольно часто сегодня можно услышать выражения «инновационные технологии», «космические технологии» и подобные им. Каково их значение и что такое технологии в общем? Давайте узнаем все это.

Что такое технология: определение

Рассматриваемый термин имеет одновременно несколько значений. Мы рассмотрим каждый из них:

  • В первую очередь, объяснить, что такое технологии, можно так - это совокупность методов изготовления, обработки, переработки (и подобных процессов) сырья, в результате которых исходное вещество изменяет свои свойства, превращаясь в желаемую продукцию.
  • Кроме того, говоря простым языком, это знания и умения изготовления чего-либо, будь то кефир из молока, атомная энергия или обучение детей чтению и арифметике.
  • Также технологиями именуются непосредственно сами технологические процессы изготовления чего-либо.
  • Такое название носит и наука о мастерстве. Как научная дисциплина она концентрируется на изобретении и изучении способов и методов осуществления различных производственных процессов. В сферу ее интересов входит их оптимизация, путем поиска менее затратных, но более эффективных путей изготовления той или иной продукции, а также анализ и прогнозирование развития промышленности в целом.

Структура

Узнав все варианты ответа на вопрос о том, что такое технологии, следует рассмотреть составляющие элементы, без которых данное явление не способно существовать:

  • Технологический объект или, как его еще именуют, предмет технологического влияния. Так называют предмет труда, то есть сырье, подвергающееся воздействию.
  • Средства труда (также именуются технологическими). Это те инструменты (программы и т. п.), которые помогают мастеру изготавливать продукцию.
  • Носитель технологических функций (мастер). Примечательно, что в этой роли может выступать не только один человек, но и целый коллектив, а также запрограммированное оборудование.
  • Уровень технологического развития общества. Именно от него зависит вид технологий, используемых в современном мире. К примеру, изобретение электричества было началом нового витка в развитии промышленности - с его помощью стало возможно не только более эффективно и безопасно освещать все, но и применять его как элемент питания для серии приборов.

Жизненный цикл технологии

Узнав, что такое технологии и от чего они зависят, важно рассмотреть каков цикл жизни у любой из них. Он состоит из пяти этапов:

  1. Новая технология. Период, когда она зарождается и имеет больший потенциал, нежели все существующие до нее (в своей отрасли).
  2. Передовая. На данном этапе технология уже зарекомендовала себя на практике как лучшая в своем роде. Однако при этом еще не получила достаточного распространения. Как правило, это связано с необходимостью модернизации производства, а это всегда требует затрат.
  3. Современная технология. Этап ее превращения в некий эталон, на который все равняются.
  4. Не новая. Период, когда данный способ все еще актуален и эффективен, но уже существует более новый. В качестве примера пребывания технологии на этом этапе, можно привести методику очистки воды хлором. В былые времена она считалась самой эффективной и доступной. Однако сегодня все прогрессивные государства отказываются от хлорирования, выбирая озонирование. Данная технология более безопасна и эффективна, хотя и дороже. При этом большинство стран постсоветского пространства продолжают применять устаревающее хлорирование, поскольку не имеют достаточно средств на модернизацию системы очистки питьевой воды.
  5. Устаревшая. Постепенное полное вытеснение старой методики более современной.

Общая классификация технологий

Рассмотрев, что такое технология производства, стоит уделить внимание ее видам. Данное понятие классифицируют по различным категориям:

  • Уровень сложности - простая и сложная.
  • Область применения - научные технологии, образовательные, производственные.
  • Тип необходимых ресурсов - капиталоемкие, энергоемкие и наукоемкие.

  • В зависимости от качества переработки сред - низко-, средне-, высокоуровневые.
  • Цель - созидательная, разрушительная, двойного назначения.
  • По приоритетам создания - первичная, конверсионная.

Виды технологий по отрасли производства

Стоит отметить, что приведенные выше способы классификации изучаемого понятия не единственные. Большинство современных ученых до сих спорят на этот счет. На практике все виды методик и способов производства разделяют на виды, по сферам их применения:

  • Производственные технологии. К ним относятся все методики, применяемые при изготовлении различной продукции. Данный вид имеет целый комплекс подвидов. Как правило, их выделяют либо по сфере производства (машиностроительные, пищевые технологии, биотехнологии и подобные), либо по типу используемых материалов (химические, ядерные и т. п.).
  • Военные - направлены на обеспечения эффективного проведения боевых действий.
  • Космические - связаны с попытками человечества освоить космос.

  • Транспортные - специализируются на обеспечении перевозок пассажиров и грузов.
  • Информационные технологии - это про-грамм-но-тех-ниче-ские и тех-но-ло-ги-че-ские средства и методы, направленные на сбор, сохранение, анализ, об-ра-бот-ку и рас-про-стра-не-ние информации в обществе. К ним относятся также тех-нические и про-грамм-ные сред-ст-ва, ор-га-ни-за-ци-он-но-ме-то-дическое обес-пе-че-ние.
  • Телекоммуникационные - направлены на обеспечение связи. В современно мире это телевидение, радио, телефония, Интернет и подобное.

  • Социальные - система практических знаний, а также способов решения задач по управлению поведением людей в социуме. Они вырабатываются и используются для социального планирования проектирования.

Инновационные социальные технологии

Особняком ото всех вышеперечисленных видов технологий стоят инновационные. Их еще именуют "технологиями технологий". Они направлены на успешное внедрение новейших методик и способов производства. Получается, что любая разработка и использование технологий (собственных или заимствованных у других стран) невозможна без них.

Различают несколько их подвидов:

  • внедрение;
  • подготовка кадров и инкубация малых предприятий (тренинг);
  • консалтинг;
  • трансферт;
  • аудит;
  • инжиниринг.

Что такое педагогическая технология

Рассматривая данную тему, стоит остановиться и на таком явлении, как педагогические технологии. Они относятся к образовательному виду - то есть к нематериальному производству.

Что такое педагогическая технология? Это совокупность методов и приемов, применяемых для достижения заранее запланированных целей воспитательно-образовательного процесса.

Подобная технология представляется тремя аспектами:

  1. Научный - сконцентрированный на разработке научной основы для любых педагогических действий.
  2. Процессуально-описательный - это описание алгоритма любой педагогической технологии.
  3. Процессуально-действенный - реализация вышеупомянутого алгоритма.

Когда в 1993 г. в расписании российских школ вместо привычного предмета «труд» появился предмет «технология», многие директора школ и учителя открывали словари и энциклопедии и попытались разобраться, что за очередное нововведение свалилось на их голову.

В конце XXв. в обществе, провозгласившем себя технологическим, сколько-нибудь, согласованной точки зрения на технологию и технологическое образование не было. Было только общее понимание того, что изучать технологию надо. Этот предмет стал появляться в школах Англии, Франции, США, Израиля и многих других стран. Как же объяснить школьникам, что же они будут изучать на уроках технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое технология?

Когда в 1993 г. в расписании российских школ вместо привычного предмета «труд» появился предмет «технология», многие директора школ и учителя открывали словари и энциклопедии и попытались разобраться, что за очередное нововведение свалилось на их голову.

В конце XX в. в обществе, провозгласившем себя технологическим, сколько-нибудь, согласованной точки зрения на технологию и технологическое образование не было. Было только общее понимание того, что изучать технологию надо. Этот предмет стал появляться в школах Англии, Франции, США, Израиля и многих других стран. Как же объяснить школьникам, что же они будут изучать на уроках технологии.

Вот как попытался выйти из положения наш коллега из США, доктор Кендел Н. Старквезер, исполнительный директор Международной ассоциации технологического образования, в своей статье «Скажи мне, что такое технология»

О’кей! Вы готовитесь к первому дню занятий в школе. Скоро перед вами появятся учащиеся, и вы должны будете объяснить им, что такое технология. Так что же это такое? Вы почти в панике, вы знаете так много определений этого понятия, что не знаете, какое из них выбрать. Что вам делать?

Чтобы начать дискуссию, спросите о технологии самих учащихся. Каждый постарается высказать своё мнение. Наверняка одни скажут: “Это компьютеры!” Благодаря информационной революции в течение последних лет понятие «технология» кардинально изменилось в сознании многих людей, но вы знаете, что это не только компьютеры . Это еще и образовательная или учебная технология. Компьютеры – лишь инструмент, оборудование, и вы учите не только компьютерной технологии, потому что у вас есть кабинет технологического образования. Вы преподаёте предмет школьной программы и планируете рассказывать детям о технологии , а не только использовать её при обучении.

Другие школьники скажут: “Это наука!” И в этом есть правда. Это может помочь. Теперь вы должны объяснить разницу между наукой и технологией, которые изучают в школе. Дети скажут:”Наука – это изучение естественного мира, а технология изучает искусственный, созданный человеком мир!” Это хорошее начало.

Учащиеся верно поняли, что различие между наукой и технологией лежит именно в понятии человеческой деятельности. Наука – это что-то о явлениях, теоремах, а технология – о том, как люди используют инструменты, машины, материалы, процессы и так далее.

Однако вы до сих пор еще не объяснили, что такое технология, и что вы будете делать, изучая её. Чтобы разобраться в этом, вы можете подкинуть идею о том, что технология подобна воде. Она динамична и может принимать любую форму. Она бывает прекрасной и уродливой, стабильной и изменяющейся. Она приносит блага и несчастья. Она может быть управляемой и необузданной. Мы используем её на работе и во время отдыха. Она вызывает чувство удовольствия или досады. Она вездесуща и связана тысячами нитей с повседневной жизнью. Наше мнение о ней зависит от того, как мы её используем и как она воздействует на нас. Но один факт совершенно очевиден и для технологии, и для воды: мы не можем без них обойтись.

Если учесть лишь одно это, становится понятно, почему технология приходит в наши школы как важнейший предмет. И вы будете работать вместе со школьниками, чтобы лучше её понять, научиться находить решения, работать и жить в технологическом мире.

Удачи вам в новом учебном году!

США, 1998г.

Согласно “Новой Британской энциклопедии”, термин «технология», впервые появившийся в английском языке в XVII в., касался только прикладных искусств (ремёсел). В начале XX в. понятие «технология» относилось уже не только к машинам и инструментам, но и к другим, не связанным с ними процессам. В середине XX в. этот термин стал обозначать «способы или деятельность, с помощью которых человек стремиться преобразовать окружающий мир или манипулировать им». Но это широкое определение подверглось критике, так как было трудно различить понятия «научное исследование» и «технологическая деятельность».

Что же понимается под технологией в наши дни? “Толковый словарь русского языка” под редакцией Д.Н. Ушакова содержит следующее определение: “Технология (от греч. techne – «искусство» и logos – «учение») – это совокупность наук и сведений о способах переработки того или иного сырья в фабрикат, в готовое изделие… Совокупность процессов такой переработки».

Утверждённая Министерством образования Российской Федерации программа курса «Технология» (научные руководители Ю.Л. Хотунец и В.Д. Симоненко) определяют этот предмет так: “…наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека”.

Уже упомянутая “Новая Британская энциклопедия” определяет технологию как «систематическое изучение способов создания и изготовления вещей».

Все приведенные определения раскрывают различные стороны сложного понятия «технология».

Основой для изучения технологии в школе служит следующее определение:

Технология – это преобразующая человеческая деятельность, направленная

на удовлетворение нужд и потребностей людей, решение их проблем.

Она включает процессы преобразования вещества, энергии и информации, опирается на знания и оказывает влияние на природу и общество, создаёт новый рукотворный мир. Результатом технологической деятельности являются продукты, соответствующие определенным характеристикам, заранее заданным на стадии проектирования. Технология как наука изучает эту человеческую деятельность.

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

Уже не интересно выкладывать информацию в Интернет, не зная, нужна ли она кому-нибудь. Намного интереснее создавать коллективное информационное пространство, которое подлежит обсуждению, критике и видоизменению. Это стало возможно благодаря Wiki-технологиям. В данной работе будет рассмотрена интернет технология Wiki, с помощью которой возможно построение Web-сайта, позволяющая пользователям принимать непосредственное участие в редактировании его контента – исправлении ошибок, добавлении новых материалов без необходимости использования специальных программ, регистрации на сервере и знания HTML.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Борисоглебский государственный педагогический институт»

Факультет физико-математического и естественно-научного образования

Кафедра прикладной математики, информатики,

WIKI -ТЕХНОЛОГИЯ

Курсовая работа по информатике

Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки: Информатика и информационные технологии в образовании

Студент:

Муратов Наим Сергеевич

Руководитель:

доцент, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры прикладной математики, информатики,

физики и методики их преподавания

Волков Владимир Викторович

Борисоглебск 2014

Ведение……………….………………………… .... ………………………...3

  1. История…………….………………………… ... ………………..……...4
  2. Wiki -технологии….………………………… ……………..………...5
  3. Основные характеристики................................................................5
  4. Устройство Wiki ………………...………… . ……………………....7
  5. Плюсы Wiki ……………………………… .. ……...………………. 10
  6. Проблемы Wiki ……………...………… ….. …………………..….1 1
  7. Wiki -технология в образовании………………………………… … ..1 2
  8. Возможности технологии Wiki в педагогической практике.......16
  9. Задачи учебного процесса………………………………………. .17
  10. Недостатки использования Wiki в образовании………………18

Заключение……………………………………………..............................19

Список литературы………………………………………………………20


ВВЕДЕНИЕ

Внедрение информационных технологий в сферу образования идет нарастающими темпами. В последние годы в России реализованы крупные проекты по поддержке процессов информатизации образования: все общеобразовательные учреждения подключены к сети Интернет, созданы крупные федеральные и региональные хранилища электронного образовательного контента высокого качества, сеть федеральных образовательных порталов, в сети Интернет появилось большое число коммерческих и некоммерческих образовательных проектов, активно развиваются электронные библиотеки. В российском образовании происходят массовые позитивные изменения по отношению к использованию ИКТ в учебном процессе.

Уже не интересно выкладывать информацию в Интернет, не зная, нужна ли она кому-нибудь. Намного интереснее создавать коллективное информационное пространство, которое подлежит обсуждению, критике и видоизменению. Это стало возможно благодаря Wiki -технологиям.

В данной работе будет рассмотрена интернет технология Wiki , с помощью которой возможно построение Web-сайта, позволяющая пользователям принимать непосредственное участие в редактировании его контента – исправлении ошибок, добавлении новых материалов без необходимости использования специальных программ, регистрации на сервере и знания HTML.

Целью работы является исследование возможностей Wiki -технологий, выявление актуальности использования Wiki -технологий в образовательном процессе.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. определить понятие, изучить развитие, основные характеристики Wiki -технологий;
  2. охарактеризовать возможности Wiki -технологий в образовании.
  3. ИСТОРИЯ

Wiki – это коллекция взаимосвязанных между собой записей. Первая вики была разработана в 1994 году и в 1995 впервые появилась в Интернете. Первым Wiki -сайтом стало «Портлендское хранилище образцов», созданное Уордом Каннингемом, где собирались фрагменты программного кода.

В 1999 году появился веб-проект Everything2, который дал возможность любому посетителю участвовать в создании сборника всевозможных сведений.

Прародителем Википедии принято считать Нупедию — проект энциклопедии на английском языке, реализующий принципы свободы информации. Статьи Нупедии писали учёные и люди из академической среды: Лоуренс Сэнгер – главный редактор и организатор проекта, Джимми Уэйлс – исполнительный директор компании Bomis, финансировавшей проект.

Технология Wiki стала знаменитой после того, как была запущена в 2001 году русскоязычная версия Нупедии – Википедия, крупнейшая энциклопедия, бесплатная и открытая.

Изначально создатель технологии называл это приложение средой для быстрого гипертекстового взаимодействия. Позже в качестве названия прижился термин WikiWiki , что на гавайском языке означает «быстро-быстро». При использовании данной технологии человек может не заботиться об использовании команд языка гипертекстовой разметки. Текст любой страницы коллекции интерпретируется программой как гипертекст.

Технология Wiki изначально создавалась как открытое программное обеспечение, на базе ее желающие могут построить свое сообщество легко и быстро.

2000-е года развитие Wiki -технологий в сфере создания учебных энциклопедий ведущих Российских ВУЗов.

В наше время получило распространение использование Wiki -технологий в качестве механизма реализации коллективных проектов.

  1. WIKI- ТЕХНОЛОГИИ
  2. Основные характеристики

Wiki – это технология построения веб-сайта, с помощью которой пользователь сам через веб-интерфейс активно включается в процесс редактирования контента, добавляет новый материал . Wiki-технологии не требуют использования специальных программ, регистрации и знания HTML. Информация, представленная в Wiki, имеет нелинейную структуру. Каждая страница обычно содержит большое количество гиперссылок на другие страницы.

Сегодня Wiki -технологии применяется для создания справочников, баз знаний и т.д. Современные Wiki-движки позволяют работать не только с текстами, но и с электронными таблицами, календарями, галереями изображений, файлами и т. д. С помощью Wiki -технологий можно строить и картографические сервисы.

Wiki призвана решать следующие задачи :

  1. дать возможность каждому посетителю участвовать в разработке контента;
  2. участвовать не только в качестве комментатора, но и в качестве полноценного автора и редактора.

Основополагающим принципом Wiki является то, что любой посетитель может добавить на сайт все что угодно с помощь обычного веб-браузера. Каждая Wiki -страница содержит ссылку «редактирование». При нажатии на нее на экран выводится та же самая страница, но представленная в виде плоского текста. Пользователь после редактирования информации нажимает клавишу «сохранить», что приводит ее к конвертация в HTML, и на экране появится обновленная Wiki -страница. Таким образом, любой пользователь может вносить изменения в общий информационный ресурс, заменяя его новыми версиями. При этом старые версии сохраняются, что в дальнейшем позволяет осуществлять откат на любую глубину.

Характерными отличительными чертами Wiki -технологий являются :

  1. большое количество авторов;
  2. возможность многократного редактирования текста, без применения особых языков программирования;
  3. появление изменений сразу после их внесения;
  4. разделение информации на страницы, где у каждой своё название;
  5. возможность размещения фотографий и загрузки файлов;
  6. учёт изменений текста и возможность отката к ранней версии.

Если какой-то пользователь намеренно стремится навредить другим пользователям Wiki -сайта, то возможно запретить ему редактировать статьи.

  1. Устройство Wiki

Wiki – это коллекция взаимосвязанных между собой записей. Сам текст любой страницы интерпретируется программой как гипертекст. Гипертекстом называется любой текст, в котором обнаруживается одна и более ссылок на другие фрагменты.

Страницы Wiki связаны между собой при помощи простой системы адресации. Такая простота требует введения определенных правил. Для того чтобы такая возможность поддерживалась, необходимо иметь однозначные образцы-шаблоны. Шаблоны Wiki – особые страницы, содержимое которых можно вставить в другие страницы . Изменения в шаблоне отражаются на всех страницах, в которые они встроены. Шаблоны позволяют создавать образцы и повторно использовать их на страницах. Шаблон – о бычная Wiki -страница и ее тоже может редактировать любой автор. Шаблон вставляется следующим образом:

{{Имя шаблона}}.

При отображении страницы на указанное место будет помещено содержимое страницы «Шаблон:Имя шаблона». Если её ещё нет, то пометка будет отображена как ссылка на несуществующую статью шаблона. В качества шаблона можно использовать любую страницу. Если статья «Имя шаблона» есть в главном пространстве имён, или имя статьи предварено двоеточием (что означает ссылку на главное пространство имен), то ссылка не будет автоматически направляться в пространство имён «Шаблон:». Если вызывать так картинку или категорию, то будет подставлена описательная часть картинки и категории соответственно).

Wiki – система, поддерживающая простой и доступный способ создания гипертекста и провоцирующий ее индивидуальное или коллективное написание. При создании гипертекста писатель или группа писателей не отвлекается на HTML -кодирование и установку связей между различными частями текста.

Технология Wiki изначально создавалась как открытое программное обеспечение и в настоящий момент в сети существует большое количество ее клонов и площадок.

Различные клоны Wiki могут быть устроены по-разному и могут пользоваться разными правилами. Например, в классическом варианте Wiki в качестве шаблона для поиска использовалось следующее выражение:

«+(+)+»;

что в переводе с языка регулярных выражений на русский означает: «Обязательная латинская буква в верхнем регистре, за которой следует обязательная одна латинская буква в нижнем регистре или цифра плюс еще и еще сколько угодно таких букв и цифр, за которыми следует (обязательная латинская буква в верхнем регистре, за которой следует обязательная одна буква в нижнем регистре или цифра и еще сколько угодно таких букв и цифр). Комбинация символов, выделенная в предыдущем предложении курсивом и взятая в скобки, может повторяться сколько угодно раз» .

На человеческом языке правило выглядит не очень благозвучно, но для программы вполне понятно. Например, слова WikiWiki, FireFox или SourceForge в первых Wiki были правильными, а MSOffice неправильным.

Современные программы Wiki чаще всего понимают русский язык и с ним уже можно разговаривать используя русские Wiki Слова. Используя русскоязычные Wiki , следует помнить, что русские существительные гораздо изменчивее английских и это создает дополнительные возможности для неверного толкования программой намерений человека. Вы по невнимательности можете ввести новые слова, которые программа расценит как Wiki Слова. При этом никаких сообщений об ошибке выдано не будет. Программа просто предложит Вам разъяснить содержание новых Wiki Слов. Для того чтобы сделать ссылку на уже существующее или новое понятие, достаточно просто употребить в тексте Wiki Слово, записанное согласно данному правилу.

Внешняя ссылка создается, когда вы погружаете слово или несколько слов ссылки в одинарные квадратные скобки. При этом перед словом должен быть прописан адрес, на который ссылка будет отправлять читателя - .

Wiki придерживается другой идеологии создания новых страниц, чем та, к которой мы привыкли при построении веб-сайтов. Классические правила хорошего тона при связывании гипертекстовых страниц требуют, чтобы сначала была создана страница, а уже затем на эту страницу была бы сделана ссылка. В Wiki такое предварительное создание страниц просто невозможно. Невозможно сначала создать новую страничку, а потом присоединить ее к тексту. Всякое новое определение сначала вводится, а потом уже разъясняется. Например, мы можем ввести в тексте новый термин. После сохранения этого текста мы получаем страничку, на которой перед неизвестным для Wiki Словом, слово будет выделено красным. Красный цвет ссылки указывает, что страница, на которой поясняется определение, пока еще не существует.


  1. Плюсы Wiki :

Создание эффективной образовательной информационной среды на базе Вики-технологий позволяет :

Отличительной чертой сетевых Веб 2.0 коммуникаций является единое пространство объектов обсуждения и самого обсуждения. Веб 2.0 – второе поколение сетевых сервисов, действующих в Internet ’е. В отличие от первого поколения сервисов, Веб 2.0 позволяет пользователям работать с сервисами совместно, обмениваться информацией, а также работать с массовыми публикациями (на основе веб-приложений социальных сервисов).

Общение участников непосредственно связано с проектированием учебного материала. Более того, всякое высказывание становится объектом, который может быть включен в проектирование. Текст, рисунок, схема, видеозапись, ссылка сохраняются и получают постоянный адрес. В любой момент можно вернуться и посмотреть на действия, которые человек совершал в прошлом. Таким образом, у учебного сообщества появляется возможность отслеживать индивидуальные и групповые истории поведения. Это чрезвычайно важно для формирования долговременных отношений, все члены сетевых сообществ могут наблюдать за деятельностью друг друга. В рамках Wiki преподаватели могут просматривать и редактировать все существующие страницы, находить общие темы и показывать учащимся, куда движутся партнеры и как можно с ними взаимодействовать.

  1. Проблемы Wiki

Кроме указанных «плюсов», Wiki как технология имеет ряд проблемных моментов :

  1. дублирование информации. В базе знаний, растущей в рамках проекта, рано или поздно оказываются внутренние пересечения – один, два, три абзаца повторяются на разных страницах, ссылки на ресурсы могут дублироваться в разных разделах. В итоге, прежде чем что-то изменить, поправить «битую» ссылку или дополнить абзац, нужно проверить всю систему на предмет повторов и дубликатов, которые надо убрать;
  2. невозможность структурирования. Отсутствие иерархии гиперссылок, расположенных на Wiki-сайте, приводит к потере времени при поиске необходимой информации. Можно бесконечно переходить по неструктурированным ссылкам, расположенным на страницах, и, в итоге, «потерять» ту страницу, с которой начал;
  3. ненадёжность информации. Ненадёжность информации, субъективность ее освещения, недостаточно эффективная работа участников проекта – эти показатели напрямую зависят от компетентности пользователей, принимающих участие в наполнении сайта;
  4. вандализм. Технология Wiki позволяет редактировать страницы сайта практически любым посетителем, полагаясь на их добросовестность. Но не исключены случаи вандализма на Wiki-сайтах – вредительское добавление, удаление или изменение содержания, совершённое умышленно в целях скомпрометировать достоверность и авторитетность сайта. В основном вандализм проявляется в замене содержимого качественных статей на ругательства, граффити, заведомо ложные данные или другое содержимое, абсолютно не имеющее отношения к теме статьи. Нанесенный вред сайту можно легко исправить посредством «отката» текущей версии статьи до любого из предыдущих состояний, а автора, причинившего ущерб, лишить прав редактирования сайта.

  5. Wiki -ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Создание эффективной образовательной информационной среды на базе технологии Wiki позволяет :

  1. осуществлять эффективное информационное взаимодействие;
  2. обеспечивать доступ к информационным ресурсам всем участникам образовательного процесса;
  3. организовывать эффективное управление и педагогическое наблюдение;
  4. формировать сетевые сообщества обучающихся, для которых характерно: интенсивный обмен знаниями, высокая мотивация в постижении нового, взаимная поддержка, обмен опытом, самоорганизация.

На основе технологии Wiki разработано достаточно много образовательных порталов, наиболее известные и широко используемые приведены в таблице:

Wiki-ресурс

Режим доступа

Описание

Википедия

http://wikipedia.org/

Онлайн-энциклопедия, написанная самими пользователями. Каждый посетитель сайта энциклопедии может внести свой вклад: подправить статью, добавить или удалить информацию

Летописи

http://letopisi.ru/

Общенациональный образовательный проект с международным участием

КМ-Wiki

http://wiki.km-school.ru/

Образовательный портал, посвященный использованию контентной образовательной информационной системы «КМ-Школа» в образовательном учреждении. Содержит тренинги для учителей по использованию мультимедиа контента «КМ-Школы» в учебной деятельности, конкурсы и проекты для учителей и учащихся, методические сообщества, опыт школ в использовании «КМ-Школы», научно-методические разработки

wiki.vspu.ru

http://wiki.vspu.ru/

Портал образовательных ресурсов студентов и учителей.

Совместная работа по разработке образовательных ресурсов, публикация материалов, обсуждение важных вопросов использования новых технологий в современном образовании.

На сегодняшний день в России существуют следующие региональные учебные площадки, использующие технологию Wiki :

  1. Вики Иркутск – Wiki Восточно-сибирской академии образования - сообщество учащихся, студентов и педагогов, открытых для общения
    и совместной работы, созданное в рамках проекта "Ось »
  2. СарВики (Саратов) – Wiki на сервере Саратовского ИПКиПРО. Это была первая в России вики, в которой преподаватели из Саратова, Нижнего Новгорода и Пскова совместно, в межрегиональном взаимодействии, экспериментировали с поиском форм организации учебной деятельности школьников при обучении их работать в новой среде
  3. ПскоВики (Псков) – Основные направления проекта: ВикиШкола, ВикиНовости, ВикиХранилище, ВикиСмех и др. В разделе ВикиШкола планируется размещение информации о проектах, дистанционном обучении, методике преподавания различных школьных предметов. Здесь представлены материалы, полезные как учителям, так и школьникам – элективные курсы, подготовка к экзаменам, ссылки на полезные ресурсы и др.
  4. ТолВики (Тольятти) – Wiki на базе Центра информационных технологий города Тольятти, виртуальная народная летопись «Тольятти от А до Я»
  5. Wiki-Vladimir (Владимир) – п ортал проектной деятельности педагогов и школьников Владимирской области
  6. ЭНЭ – экспериментальная научная энциклопедия (Шатура) – проект работает на базе института проблем лазерных и информационных технологий РАН (ИПЛИТ РАН) в сотрудничестве с отделом образования Шатурского района Московской области.
  7. СтавВики (Ставрополь) – Wiki -сайт, поддерживаемый сотрудниками Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования.
  8. КузВики (Кузбасские Вики, Кемеровская область) – страница предназначена для организации очного и заочного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, проведения конференций, тренингов, информационного сопровождения и организации конкурсов, проведения проектов педагогами Кемеровской области; освоения новых форм сетевого взаимодействия.
  9. МетодВики «Летний лагерь» – это ресурс для вожатых детских оздоровительных лагерей.
  10. НовоВики, город Новосибирск – единая образовательная среда учителей, методистов и школьников Новосибирска и Новосибирской области, где каждый желающий может рассказать о своей работе, разместить материалы сетевых проектов, провести семинары, тренинги, мастер-классы или конференции, принять участие в конкурсах.

Каждая рассмотренная мною региональная учебная площадка использующая Wiki -технологию содержит систему «навигации», «поиска», «инструментов». Каждый Wiki -сайт представляет собой единую образовательную среду, где каждый желающий может рассказать о своей работе, разместить материалы сетевых проектов, провести семинары, тренинги, мастер-классы принять участие в конкурсах на Wiki -сайтах представлены материалы, полезные как учителям, преподавателям, так и школьникам и студентам элективные курсы, подготовке к экзаменам, ссылки на полезные ресурсы и др. информация.


  1. Возможности технологии Wiki в педагогической практике

Возможности технологии Wiki могут быть использованы в педагогической практике различными способами :

  1. представление, расширение и аннотирование учебных материалов. Каждая статья в рамках Wiki связана со страницей обсуждения, которая может рассматриваться как дополнительная или оборотная сторона статьи. На этой оборотной стороне все заинтересованные участники могут оставлять свои комментарии и вести обсуждение. Электронный вариант представления учебных материалов дает учащимся возможность проследить связи между текстами. Система обратных ссылок позволяет проследить, из каких материалов ссылки обращаются к данному автору;
  2. совместное создание виртуальных краеведческих и экологических экскурсий школьниками и студентами;
  3. коллективное создание творческих работ — сказок, стихотворений, эссе;
  4. коллективное создание учительских, студенческих и школьных энциклопедий.

  5. Задачи учебного процесса

Перечислим задачи учебного процесса, в осуществлении которых технология Wiki может быть особенно полезной :

  1. актуализация информации, когда необходимо найти данные в хранилищах, перевести информацию в форму цифровых объектов и сделать эти цифровые объекты доступными для дальнейшего использования. В среде Wiki наиболее последовательно воплощена идея коллективного редактирования и совместного использования цифровых ресурсов;
  2. расширение сообщений, когда нужно обогатить лекционные материалы фотографиями, аудиозаписями и видеофрагментами, совместить внутри одного рассказа различные точки зрения, различные научные подходы;
  3. региональный контекст обучения, когда нужно показать связь знаний и событий с местом, где события происходят, с историческим контекстом обучения;
  4. совместный характер знания и обучения, когда мы стремимся включить в учебный процесс коллективное творчество, критическое мышление, толерантность и понимание относительности любого знания.

Технологии Wiki целесообразно использовать в академическом образовательном процессе, в научных исследованиях, поскольку они дают большую свободу и студентам, и преподавателям, позволяя первым значительно расширить возможности самостоятельных занятий, а вторым – применять творческие подходы к обучению. Возможности использования Wiki в образовании не ограничены, однако наиболее эффективным будет использование данного сервиса на уроках в качестве средства создания студенческих коллективных творческих проектов внутри группы, а также проектов со студентами из других групп. При создании совместных учебных проектов учащиеся не просто делятся информацией с партнёрами, а работают над каким-либо проектом и достигают определенной поставленной цели.


  1. Недостатки использования Wiki в образовании

Помимо обозначенных положительных сторон использования Wiki -технологий в образовании существуют также недостатки ее использования в образовании :

  1. необходимость специальной подготовки преподавателей и студентов для использования сервисов. Чтобы ресурс функционировал, его нужно настроить, и хотя Wiki-движки являются одними из самых простых систем управления, при работе с ними все равно необходимы определенные навыки;
  2. проблема доверия к информации – не все участники образовательного процесса являются добросовестными пользователями, поэтому информация нуждается в перепроверке;
  3. затруднение выражения эмоций посредством текстового канала коммуникации;
  4. проблемы приватности;
  5. психологические проблемы Internet-общения: Internet-зависимость, агрессия в сети и другое;
  6. интеллектуальная собственность и авторское право.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из проведенных мною исследований выявлено, что Wiki -технология позволяет:

  1. создавать эффективную образовательную информационную среду;
  2. обеспечивать доступ к информационным ресурсам всем участникам образовательного процесса;
  3. осуществлять эффективное информационное взаимодействие;
  4. организовывать эффективное управление и педагогическое наблюдение;
  5. формировать сетевые сообщества, для которых характерно: интенсивный обмен знаниями, высокая мотивация в постижении нового, взаимная поддержка, обмен опытом, самоорганизация.

В образовательном процессе Wiki -технологии применяются как эффективное средство для организации педагогической деятельности и как элемент дистанционного учебного курса, коллективное создание творческих работ – сказок, стихотворений, эссе; коллективное создание учительских, студенческих и школьных энциклопедий; совместное создание сетевых отзывов или рецензий на ученические, педагогические работы; публикация материалов, необходимых для организации проектной деятельности учащихся; распространения информации, обмен информацией между учащимися, педагогами.


Список литературы

  1. Быховский Я. С., Ястребцева Е. Н. Создание учебной гипертекстовой энциклопедии в среде ВикиВики: Общероссийский проект Летописи ру http://docs.podelise.ru/docs/index-4945.html?page=4 24.06.2014. – Загл.с экрана
  2. ВикиВики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://letopisi.org 24.06.2014. – Загл. с экрана.
  3. Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http HYPERLINK "http://wikipedia.org/" ://wikipedia.org 24.06.2014. – Загл. с экрана.
  4. Вики-вики – среда коллективной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ipk.68edu.ru/consult/oir/464-oir.html 15.06.2014. – Загл. с экрана.
  5. Вики-технология и ее использование в образовании. (Воеводина) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wiki.uspi.ru/index.php 17.06.2014. – Загл. с экрана.
  6. Гладун А. Wiki-технологии / Гладун А., Рогушина Ю. // – Телеком. Коммуникации и сети, 2008, с. 58.
  7. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю / Е.Д. Патаракин // 2-е издание, исправленное и дополненное / – Москва, 2007, с 51
  8. Сервисы Web 2.0 в образовании и обучении/ Основные преимущества применения Вики в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikibooks.org 15.06.2014. – Загл. с экрана.
  9. Технологии вики и возможности сайта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: htt p HYPERLINK "http://wiki.vspu.ru/wiki/wiki" ://wiki.vspu.ru/wiki/wiki 15.06.2014. – Загл. с экрана.

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38226. Борьба с коррупцией в период трансформации 43.64 KB
Об этом говорится в исследовании Глобальный барометр коррупции Globl Corruption Brometer подготовленном Центром антикоррупционных исследований и инициатив Trnsprency Interntionl. Среди стран СНГ лидирует в рейтинге коррупции Азербайджан где к взяткам прибегают 47 граждан. Отметим что общий показатель коррупции по всем странам мира вырос за последнее время: по данным исследования сегодня один человек из четырех не понаслышке знает о том что такое взятка. Тем не менее исследование отмечает и некоторые позитивные тенденции: так в...
38229. Теория бухгалтерского учета. Понятие об учете, виды учета, их взаимосвязь 487 KB
Понятие об учете виды учета их взаимосвязь. Предмет и объекты бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета. Обобщение данных текущего бухгалтерского учета.
38230. Глобализация конкуренции и конкурентные преимущества стран 39.08 KB
Один из основных детерминантов национального конкурентного преимущества в какойлибо отрасли это спрос на внутреннем рынке на товары или услуги предлагаемые этой отраслью. Взаимосвязанные отрасли Для многих отраслей самым главным ресурсом остается наличие связанных и вспомогательных отраслей. Стратегия структура и соперничество фирм Еще одним важным детерминантом определяющим конкурентоспособность отрасли является тот факт что фирма создается организуется и управляется в зависимости от характера конкуренции на внутреннем рынке.
38231. Маркетинг. Ответы на экзаменационные вопросы 111 KB
Сущность и эволюция маркетинга. Изучение маркетинга позволяет сделать максимально правильный выбор целевого рынка. Самой главной целью маркетинга является: поставить производимый товар или услугу вне конкуренции. Без маркетинга работа предприятия практически невозможна.
38232. Теория маркетинга. Сбытовая политика предприятия 394.5 KB
Рынок совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Анализ маркетинговой среды: определение ёмкости рынка прогнозирование величины спроса проведение маркетинговых исследований выбор целевого сегмента и определение его профиля позиционирование товара и фирмы в целом. Разработка товарной политики: разработка новых товаров управление товарным ассортиментом разработка дизайна и качественных характеристик товара разработка упаковки и товарной марки определение комплекса дополнительных услуг. Применяется когда реальные...
38233. Организация маркетинга на предприятии, организационный механизм 62.5 KB
Организационный механизм маркетинговое подразделение предприятия а управленческий разрабатываемый им план маркетинга который является составной частью бизнес-плана. Функциональная служба маркетинга включает в себя отделы где сотрудники специализируются на выполнении одной определённой функции маркетинга. Товарная служба маркетинга характеризуется те что служба состоит из отдела которая осуществляет деятельность по определённому товару группе товаров.
38234. Анализ маркетинговой среды 109.5 KB
Видовые конкуренты это прочие разновидности того же товара способные удовлетворить конкретное желание покупателя. Конкуренты марки это разные марки одного и того же товара способные удовлетворить его желание. В данном случае разновидностями товара будут трех пяти и десятискоростные велосипеды. расположите по определённым характеристикам характеристики товара при его покупке.

Деятельность отдельных людей и организаций сейчас все в большей степени зависит от имеющихся у них знаний, одного из самых ценных ресурсов современного общества, и способности их эффективно использовать. Однако средства, предназначенные для представления знаний, еще достаточно несовершенны и часто заставляют людей вновь и вновь искать решения одних и тех же задач.

Для оптимизации поиска необходимой информации в наши дни создаются всевозможные онлайновые сервисы. Так, на базе Wiki-технологии в 2001 году Уэйлс и Сэнгер открыли сайт «Википедия». Википедия - многоязычная, общедоступная, свободно распространяемая энциклопедия, публикуемая в Интернете. Эта «общественная» энциклопедия является ярким примером стремительного роста и накопления знаний в распределенной среде Интернет. Она создается коллективным трудом добровольных авторов, использующих технологию Wiki.

До Википедии в Интернете было придумано много способов группового общения: чат, веб-форум, блог. Эти технологии разрешают обмениваться сведениями и каким-то образом их упорядочивать, но ни одна из них не позволяет создать полноценный, динамически обновляемый сайт. Сейчас в Википедии существует 253 языковых раздела.

Украинская часть Википедии в настоящее время составляет свыше 70 тысяч статей, а русская - свыше 250 тысяч. Темпы их роста одни из самых высоких (по 1000 статей в месяц). Очевидно, что не все украино- и русскоязычные пользователи Интернета знают о Википедии, но если учесть, как среди этих пользователей много ученых и студентов, можно ожидать значительного роста темпа заполнения этих ресурсов.

За время своего развития проект Википедии, несмотря на опасения, связанные с непрофессиональностью авторов, возможным вандализмом, спонтанностью создания отдельных статей, позволил создать достаточно качественный продукт - полную и объективную, свободно доступную всем многоязычную энциклопедию. Успех Википедии продемонстрировал, что пользователи Интернета нуждаются в достоверной энциклопедической информации. Поэтому проект сетевой энциклопедии уже сегодня является серьезным источником справочной информации, знаний, обладающий, в отличие от традиционных источников, замечательной особенностью - оперативностью.

Успех Википедии вызвал к жизни большое разнообразие других необходимых проектов, которые работают на похожих принципах и служат для создания других видов образовательных и справочных изданий.

Технология Wiki и ее основные характеристики

Wiki - это технология построения веб-сайта, позволяющая пользователям самим через веб-интерфейс активно включиться в процесс редактировании его контента - исправления ошибок, добавления новых материалов. Wiki-технология не требует использования специальных программ, регистрации на сервере и знания HTML. Термином Wiki называется также ПО, которое разрабатывается для создания таких сайтов.

Информация, представленная в Wiki, имеет нелинейную навигационную структуру. Каждая страница обычно содержит большое количество гиперссылок на другие страницы. Первая вики, WikiWikiWeb, была разработана в 1994 году и в 1995-м впервые появилась в Интернете. Первым Wiki-сайтом стало «Портлендское хранилище образцов», созданное Уордом Каннингемом (Ward Cunningham), где собирались фрагменты программного кода. Крупнейший и известнейший Wiki-сайт - Википедия. Сегодня технология Wiki применяется для создания справочников, баз знаний, разработки документации. Современные Wiki-движки позволяют работать не только с текстами, но и с электронными таблицами, календарями, галереями изображений, файлами и т. д. По Wiki-принципу можно строить и картографические сервисы. Появились разработки Wiki-приложений для корпоративной среды (например, Confluence, Jot, Near-Time).

Wiki призвана решить простую и естественную задачу - дать возможность каждому посетителю участвовать в разработке контента. Участвовать не только в качестве комментатора, но и в качестве полноценного автора и редактора - наравне с администрацией и штатными сотрудниками проекта. Для этого необходимо две вещи: во-первых, у пользователя должна быть техническая возможность внесения изменений в страницы сайта, а во-вторых - этот процесс не должен требовать специальных знаний и навыков.

Технология Wiki позволяет аккумулировать знания человечества, представляя их в электронной интероперабельной форме, обеспечить навигацию по этой базе знаний и средства ее актуализации. При этом использовать Wiki могут сообщества различного объема и тематической направленности, создавая базы знаний от глобальных Википедий и электронных энциклопедий крупных корпораций до легко обновляемых справочных систем небольших организаций, предприятий и учебных заведений. Wiki - это достаточно сложная система для сбора и структурирования информации. Ее основными характеристиками являются:

— обеспечивается поддержка многопользовательской работы;

имеется возможность многократного редактирования любого текста с помощью самой Wiki-среды (веб-сайта);

— появление изменений сразу же после их внесения;

— каждая статья Wiki имеет собственное уникальное имя;

— язык данной разметки достаточно прост и не требует специальных знаний;

— существует возможность возвратиться к предшествующей версии.

По сравнению с CMS (Content Management Systems) технология Wiki имеет следующие отличия:

— Название статьи одновременно является гиперссылкой для внешних систем.

— Статьи создаются и редактируются практически в любое время любым пользователем.

— Статьи, доступные для редактирования, находятся непосредственно в веб-браузере.

— Каждая статья предоставляет доступ к просмотру и редактированию хронологии/версий страницы, которая поддерживает поиск существующих расхождений.

— Каждая статья предоставляет пользователю доступ к странице обсуждения этой статьи.

Wiki предполагает более широкие права пользователей при редактировании контента, отсутствие иерархии и более свободный доступ к информации. Кроме того, страницы, создаваемые в технологии Wiki, обеспечивают интероперабельность и повторное использование знаний.

Движки Wiki

Движки Wiki - ПО, применяемое для создания Wiki-сайтов. Wiki-движок - набор программ, служащий для преобразования Wiki-разметки в удобочитаемое представление на языке HTML.

MediaWiki - программный механизм для создания веб-сайтов, работающих по технологии Wiki, разработанный специально для Википедии немецким студентом М.Манске. Это один из самых мощных Wiki-движков, написанный специально для Википедии и использующийся во многих других проектах фонда Викимедиа. MediaWiki написан на PHP и употребляет в своей работе реляционную базу данных (можно использовать MySQL, PostgreSQL); поддерживает программы memcached и Squid.

MediaWiki предоставляет интерфейс работы с базой страниц, разграничение прав доступа к администрированию системы, а также следующие возможности:

— обрабатывать текст как в собственном формате, так и в форматах HTML и TeX (для формул)

— загружать изображения или другие файлы и пр.

Гибкая система расширений позволяет пользователям добавлять собственные возможности и программные интерфейсы. Сейчас продолжают разрабатываться сле-дующие версии MediaWiki. Например, среди новых возможностей, присутствующих в экспериментальной версии MediaWiki, - поддержка PostgreSQL и система утверждения законченных и про-веренных статей. В версии 1.7.0 убрана поддержка Oracle из-за отсутствия движения в разработке этого направления.

Существует много Wiki-движков, имеющих свои особенности и достоинства. В таблице на с. 59 представлен обзор современных Wiki-движков. Выбор Wiki-движка зависит от того, какой требуется набор функций и возможностей (контроль версий, ограничения доступа, RSS-ленты с информацией об изменении страниц, подписка на изменения конкретных страниц и т. д.), на какой платформе он будет базироваться и как все это будет работать и т. д. Прежде всего, надо определить, что будет использоваться: Wiki на собственном сервере или же Wiki-сервис, предоставляемый внешней организацией. Для созданий онлайн-энциклопедий многие рекомендуют именно MediaWiki. Для формирования баз знаний часто употребляют WackoWiki, Confluence и NPJ. Для персонального использования применяются WikidPad или deskDo. Использовать Wiki-технологии при отсутствии Интернета позволяют TiddlyWiki и deskDo.

Методика создания статей для Википедии

Существует теория «90-9-1», которая оценивает процентное соотношение пользователей Wiki, разделяя их на три группы: 1) читателей - 90 %; 2) тех, кто изредка вносит какой-то вклад, 9 % и 3) тех, кто активно работает над наполнением контента Wiki - всего 1%. Большую часть работы выполняет именно 1% пользователей, но и остальным полезно знать, как они могут присоединиться к этой группе.

Открытость технологии не привела, как опасались многие, к уничтожению и порче материалов: в Wiki сохраняются все изменения, произошедшие со всеми статьями с момента их создания, поэтому в любое время можно сравнить разные версии одной и той же статьи, откорректировать страницу снова или просто вернуться к старой версии. Таким образом, исправить нанесенный ущерб проще, чем его нанести. Кроме того, у администраторов всегда есть возможность заблокировать изменения отдельных страниц (в частности, наиболее спорных).

Страницы Wiki-сайта представляют собой статьи, содержимое которых - это обычный текст, где можно использовать теги HTML или особую Wiki-разметку, более удобную для текстовых документов, чем HTML. Воспользовавшись ссылкой или кнопкой, любой посетитель Wiki-сайта может отредактировать и сохранить измененный вариант текста любой существующей страницы или создать новую. Процедура публикации текста в Википедии сведена к двум кнопкам - «Редактировать» и «Сохранить».

Правила создания статей Википедии, направленные на создание качественных текстов, достаточно просты, но необходимо выполнять несколько условий:

2. При написании какой-либо статьи следует стремиться к нейтральному изложению и отражать все известные точки зрения.

3. Необходимо указывать источники сведений для подтверждения достоверности информации.

Есть два рода статей, не соответствующих политике нейтральности: статьи, явно конфликтующие с требованиями нейтральности и статьи, описывающие не все мнения или недостаточно подробные. В первом случае статья должна быть помечена как пристрастная ({{POV}}). Ненейтральная часть информации такой статьи подлежит исправлению или удалению. Во втором случае статью следует лишь считать незавершенной, какими бы беспристрастными и подробными ни были уже имеющиеся в ней сведения.

Определенная часть статей в Википедии представляет собой созданные автоматически «заготовки». В Википедии существует три вида ссылок - на существующие статьи, на еще ненаписанные статьи и на внешние веб-ресурсы. Для того чтобы создать гиперссылку на статью, достаточно просто при внесении Wiki-разметки заключить название статьи, на которую требуется сослаться, в двойные квадратные скобки - [[Название статьи]]. Если статьи, на которую указывает ссылка, не существует, то ссылка таки создастся, но ее текст будет красного цвета, а не обычного синего. Активизировав эту ссылку, можно перейти к шаблону статьи и написать ее, фактически откорректировав шаблон.

Когда любой автор отмечает в тексте термин или выражение как ссылку на несуществующую статью, в Википедии автоматически генерируется новая статья-шаблон, содержащая текст: «Статья еще не написана, можете ее написать». Авторы, заходящие по этой ссылке, расширяют содержание «пустышки».

Почти любую страницу Wiki-сайта можно отредактировать. Для того чтобы внести правки в статью, необходимо:

— внести желаемые правки в текст статьи;

— с целью контроля просмотреть перечень внесенных правок (кнопка «Внесенные правки»);

— убедиться в корректности правок, просмотрев предварительно текст статьи (кнопка «Предварительный просмотр»);

— заполнить поле «Кратко опишите суть вашей правки» и нажать кнопку «Записать страницу».

Поиск в Википедии

Сегодня существует много национальных Википедий и проектов. Осуществить поиск в этом множестве информационных ресурсов вручную достаточно трудоемко. Qwika - это поисковая машина, ориентированная на обработку Wiki-сайтов. Ее задача - охватить все крупные Википедии на всех достаточно распространенных языках, перевести их и обеспечить быстрый поиск. На сегодняшний день система индексирует следующие ресурсы:

— Англоязычная Википедия и все области имен в ее составе (Чат, Изображение, Пользователь и т. д.).

— Англоязычные Википедии (машинный перевод популярных Википедий на других языках).

— Википедии на других языках.

— Туристический проект WikiTravel.

— Кешированные версии всех страниц на языке как оригинала, так и машинного перевода.l

Гладун Анатолий, старший научный сотрудник, кандидат технических наук Международного научно-учебного


центра информационных технологий


и систем НАНУ;


Рогушина Юлия, старший научный


сотрудник, кандидат физико-математических наук Института программных систем НАНУ

К началу XX века термин «технология» охватывал совокупность средств, процессов и идей в дополнение к инструментам и машинам. К середине столетия понятие определялось такими фразами как «средства или деятельность, с помощью которых человек изменяет свою среду обитания и манипулирует ей» .

Некоторые определения понятия «технология»

Согласно Философскому словарю под редакцией И. Т. Фролова, «технология представляет собой сложную развивающуюся систему артефактов, производственных операций и процессов, ресурсных источников, подсистем социальных последствий информации, управления, финансирования и взаимодействия с другими технологиями» .

Большой толковый социологический словарь «Collins» раскрывает данное понятие так: «Технология - практическое применение знания и использование методов в производственной деятельности» .

История

  • металлы
  • минералы
  • дерево
  • горючие материалы
  • питательные вещества
  • химические произведения
  • обрабатывание животных
  • ткани
  • бумага
  • орудия

Высокие технологии

Наиболее новые и прогрессивные технологии современности относят к высоким технологиям (англ. high technology, high-tech ). Переход к использованию высоких технологий и соответствующей им техники является важнейшим звеном научно-технической революции (НТР) на современном этапе. К высоким технологиям обычно относят самые наукоёмкие отрасли промышленности: микроэлектроника , вычислительная техника , робототехника , атомная энергетика , самолётостроение , космическая техника , микробиологическая промышленность.

Производственные технологии

Технологии могут классифицироваться или в связи с определённой отраслью производства, или в связи с конкретными материалами и способами их получения и обработки. К отраслевым технологиям относятся, например, технология горных работ, технология машиностроения, технология строительства, с материалами связаны технология металлов, технология волокнистых веществ, технология тканей .

В основе химической технологии лежат процессы, происходящие при химических реакциях, вследствие которых изменяются состав, строение, а в результате и свойства преобразуемых продуктов .

Технология металлов

Технология металлов охватывает как получение металлов из сырья, основанное на изменении его химического состава, химических и физических свойств, включая в себя металлургию, так и на изменении формы, структуры и физических свойств обрабатываемых заготовок и деталей, включая в себя литейное производство , сварку и пайку , механическую обработку металлов (обработка металлов резанием и др.), электрофизические и электрохимические методы обработки металлов, нанесение на металл защитных покрытий .

Химическая технология

Химическая технология - «наука о процессах, методах и средствах массовой химической переработки сырья и промежуточных продуктов» .

Появление химической технологии относится к концу XVIII века, тогда она занималась описанием отдельных химических производств, их основного оборудования, материальных и энергетических балансов. К 30-м годах XX века химическая промышленность достигла такого уровня развития, что появилась необходимость изучения общих закономерностей химико-технологических процессов, разработки и практической реализации их оптимальных вариантов. Химическая технология реализует и объединяет в единый комплексный процесс различные химические, физико-химические и механические процессы :

Машиностроительные технологии

Технология машиностроения занимается изучением и разработкой технологических процессов, включая конструирование и производство различных машин и приборов. Сюда относятся технические расчёты, выбор материалов и способов их обработки, контроль качества, способы изготовления деталей и соединения деталей и узлов , проектирование машиностроительных заводов и организация производства на них.

Технология строительства

Строительство - отрасль материального производства, продукцией которой являются готовые к эксплуатации здания и сооружения , т. о. оно занимается возведением и реконструкцией зданий, а также их разборкой и перемещением. В строительстве технологические процессы подразделяются на две основные группы - внеплощадочные и внутриплощадочные. Строительный процесс - это производственный процесс , осуществляемый непосредственно на строительной площадке. Строительная площадка - место, на котором расположен объект строительства с прилегающими вспомогательными территориями. В ходе строительного процесса его участники при помощи орудий труда (инструменты , механизмы и приспособления), постепенно преобразуют предметы труда (материалы , изделия и конструкции) в строительную продукцию (объект строительства) .

Процесс состоит из множества частей, простейшей из которых является организационно неделимая и технологически однородная рабочая операция . Совокупный строительный процесс состоит из отдельных видов работ, которые названы либо по конструктивным элементам, производимых данным видом работ (кровельные, изоляционные), либо по материалам, с которыми производятся работы (земляные, каменные, бетонные). Все комплексы работ, производимые во время строительства, относятся к нулевому, надземному, отделочному или специальному циклу. К нулевому циклу относятся основные работы, выполняемые ниже уровня пола нижнего этажа, к наземному - выше, в отделочный цикл входят работы, влияющие в основном только на внешний вид, в специальный - связанные с устройством внутренних сетей и установкой приборов .

Технологии, связанные с электричеством

Совокупность явлений, обусловленных существованием, взаимодействием и движением электрических зарядов . Термин введён английским естествоиспытателем Уильямом Гилбертом в его сочинении «О магните, магнитных телах и о большом магните - Земле» (1600 год), в котором объясняется действие магнитного компаса и описываются некоторые опыты с наэлектризованными телами. Он установил, что свойством наэлектризовываться обладают и другие вещества .

Акустические технологии

Технологии электроники

Нанотехнология

Междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники , имеющая дело с совокупностью теоретического обоснования, практических методов исследования, анализа и синтеза, а также методов производства и применения продуктов с заданной атомной структурой путём контролируемого манипулирования отдельными атомами и молекулами .

Биотехнология

Дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов , их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами методом генной инженерии . Биотехнология основана на генетике, молекулярной биологии, биохимии, эмбриологии и клеточной биологии, а также прикладных дисциплинах - химической и информационной технологиях и робототехнике.

Космические технологии

Космическая техника связана с запуском объектов или живых существ в космос , спуском на Землю , или с непосредственной работой в космосе. Космической техникой являются абсолютно все космические аппараты , в том числе спутники , космические телескопы , межпланетные автоматические станции , орбитальные станции , а также оборудование, которое на них расположено. Ракеты-носители , шаттлы , спускаемые аппараты, и прочая техника не работающая напрямую в космосе, но связанная с ним, также считается и относится к космической.

Военные технологии

Транспортные технологии

В конце XX века и в начале XXI информационные технологии находят широкое применение в разных сферах человеческой деятельности, в их числе :

  • наука - обработка экспериментальных данных, моделирование и др.
  • образование - электронные учебники, системы дистанционного обучения и др.
  • медицина - диагностика, аналитические системы и др.
  • искусство - вплоть до обеспечения электронных видов искусства;
  • военное дело - мониторинг, анализ боевой обстановки, ситуационное моделирование и др.
  • государственное управление - электронное голосование, справочные и аналитические системы и др.
  • производство - автоматизация процессов производства и его проектирования;
  • бизнес - управление компаниями, обеспечение их взаимодействия, интернет-магазины, заказ билетов через интернет и др.

Информационные технологии включают в себя технические средства, программные средства, организационно-методическое обеспечение и стандартизацию .

Технические средства

Различают средства компьютерной техники и коммуникационной техники .

Средства компьютерной техники существуют для ввода, обработки, вывода и хранения данных. Для ввода информации используют клавиатуры, цифровые камеры, устройства ввода аудио- и видеоданных , компьютерная мышь . Существуют специализированные устройства для лиц с ограниченными физическими возможностями .

Для хранения информации применяются магнитные диски, ленты, устройства флеш-памяти и др .

Коммуникационная техника осуществляет передачу информации на расстояние. Коммуникационные средства могут предназначаться как для самостоятельного функционирования, так и в комплексе со средствами компьютерной техники .

Социальные технологии

Телекоммуникационные технологии

См. также

Примечания

  1. Некрасов С. И., Некрасова Н. А. Философия науки и техники: тематический словарь. - Орёл: ОГУ. 2010.
  2. Technology
  3. Технология (неопр.) . Глоссарий.ru . Проверено 2 сентября 2017.
  4. , pp. 9-10.
  5. History of technology // Encyclopædia Britannica. Encyclopædia Britannica Online. Encyclopædia Britannica Inc., 2016. Web. 08 янв. 2016
  6. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 7 изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 719 с.
  7. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах. Том 2. (П-Я): Пер. с англ. Н. Н. Марчук. - М.: Вече, ACT, 1999. - 528 с.
  8. Ушаков Д. Н., Волин Б. М. Толковый словарь русского языка. В четырёх томах. Том 4. - М.: ГИНС, 1940. - 1500 с.
  9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: «Азъ Ltd.», 1992, - 960 с.
  10. Salomon J. What is Technology? The Issue of its origins and definitions // Historiy of technology. 1984/ Vol. 1. P. 113-156.
  11. Севергин В. М. О предметах учений технологий // Технологический журнал. 1822. Т. 7. Ч. 1. С. 1.
  12. Технология - статья из .
  13. Технология металлов - статья из Большой советской энциклопедии .
  14. Металлургия - статья из


Загрузка...