sonyps4.ru

Что такое компьютерный вирус? Как назывался первый компьютерный вирус.

Каждый человек в мире, который имел даже самый маленький опыт работы с компьютером, слышал такую фразу, как «компьютерный вирус ». И по этой фразе становится ясно, что ничего хорошего от это ждать не стоит.

Компьютерные вирусы существуют с начальной стадии развития компьютерной техники и первый был создан в 1981 году, школьником по имени Ричард Скрента. Этот вирус распространялся при помощи, популярных в то время, дискет. И из-за своей способности клонировать себя на другие носители, был назван Elk Cloner. Но в отличие от вирусов нашего времени, он был относительно безвреден и только выводил на монитор текст в стихотворной форме. Но прошло не мало лет и вирусы, можно сказать, эволюционировали и способны размножаться в операционной системе и даже эволюционировать, и так же находиться в инкубационном периоде, дожидаясь определенных команд, заложенных программистом. Только он заражает и вредит «здоровью» ПК.

Есть вирусы, которые можно удалить сторонними программами, а есть которые удалятся только при переустановке системы. На сегодняшний день человечеству известно более пятидесяти тысяч разновидностей опасных программ. Что бы не доводить до этого, всегда стоит держать активной одну анти-вирусную программу. Не важно какая она, сторонняя или встроенная, купленная или бесплатная, она всегда предупредит о зараженном ПО и посоветует его не устанавливать. Так же стоит иметь на ПК программу для защиты от вирусов в интернете, или же расширение в браузере. Так что же он из себя представляет? Давайте разберем.
Компьютерный вирус — это маленькая программка, способная клонировать себя и внедрять свои клоны в системный код других программ, или вовсе, заменять их, нанося непоправимый вред личным данным, хранящихся на ПК. Основная функция вирусов — это удаление данных с жесткого диска или их хищение с целью передачи через интернет. Так же вирусы постоянно работают в скрытом режиме, постоянно перегружая систему, от чего может происходить нехватка оперативной памяти, перегрев процессора и жесткого диска. Или вообще вывести компьютер из строя. Так что задумайтесь, если изначально хорошо работающий компьютер стал «тормозить», то стоит задуматься о наличии вредоносных программ в ОС и не будет лишним, для профилактики, просканировать на наличие вирусов.
Что такое вирус и с чем его «едят», разобрали. Теперь хотелось бы узнать кому и зачем нужно создавать паразитирующие программы.
Есть несколько типов людей, которые создают вирусное ПО — это:
1. Начинающие программисты, основной составляющей являются подростки и создание вирусов, одна из возможностей самоутвердиться. Такого рода вирусы просты в создании и не создают большой опасности для компьютера, но они встречаются крайне редко.
2. Профессиональные программисты, целью создания вредоносного ПО для них является злой умысел, который заключается в хищении персональных данных или же безвозвратное удаление их с носителя.
Вирус в компьютер может попасть разными путями. Это может быть дискета, флешка, скаченный из интернета файл. Так же злоумышленники могут их распространять через сервисы обмена сообщений, присылая ссылку на сомнительный сайт. Давайте разберем некоторые разновидности вирусов и цель их нахождения в системе.
1. Троян. Получил такое название из-за всем известного мифа об Ахилесе. Этот паразит скрывается в других программах и после установки начинает собирать информацию с ПК, такую как пароли, и пересылает своему создателю.
2. Червь. Суть этого вируса заключается в замедлении компьютера способом захламления. В основном червь попадает в ПК путем обмена сообщениями.
3. Шифрователи. Это вредоносное ПО шифрует все данные, после чего предлагает купить ключ доступа, но цель программы не обогащение, а уничтожение данных, один из самых распространённых способов.
4. Руткит. Программы созданные с целью проникновения в чужой ПК удаленно и срывать следы пребывания в нем.
5. Вымогатели. Полностью блокируют доступ к компьютеру, требуя перевести денежные средства насчет своего создателя. Но вероятность того, что компьютер будет разблокирован очень мала. Лучше найти специализирующийся по этой тематике антивирус и разобраться.
6. Шпионы. По названию понятно, что программа создана с целью слежения, запоминая посещаемые страницы, переписки в соц. сетях и прочие действия, выполняемые на компьютеры.
Защититься от всей это компьютерной хвори поможет грамотное поведение в интернете, наличие антивирусной программы и самый эффективный способ, своевременное обновление операционной системы.

Компьютерный вирус — это особая компьютерная программа, которая отличается способностью к размножению. К тому же, вирус может повредить или уничтожать данные пользователя, от имени которого запускается зараженная программа.

Некоторые неопытные пользователи считают вирусами и программы-шпионы, трояны и даже спам.

Постепенно вирусы стали распространяться, и внедряли в себя исполняемый код программ, либо заменяли другие программы. Некоторое время было принято считать, что вирус, как программа, может заражать только программы, а любые изменения не-программ - это лишь повреждение данных.

Но в дальнейшем хакеры доказали, что вирусом может быть не только исполняемый код. Появились вирусы, написанные на языке пакетных файлов, макровирусы, которые через макросы внедрялись в офисные программы.

Затем стали появляться вирусы, которые пользовались уязвимостями в популярных программах, они распространялись при помощи специального кода, который внедрялся в последовательность данных.

Версии о рождении первого компьютерного вируса существует немало. Но опираясь на факты можно сказать - на первом компьютере Чарльза Бэббиджа вирусов еще не было, а вот в середине 1970-х, на IBM 360/370 они уже были.

В 1940-х годах стали известны труды Джона фон Неймана посвященные самовоспроизводящимся математическим автоматам. Это можно считать отправной точкой в истории компьютерных вирусов. В последующие годы различными учеными проводился ряд исследований, направленных на изучение и развитие идей фон Неймана. Естественно, они стремились не разработать компьютерный вирус, а изучить и усовершенствовать возможности компьютеров.

В 1962 г. в американской компании Bell Telephone Laboratories группой инженеров была создана игра «Дарвин». Суть игры сводилась к противоборству двух программ, которые имели функции размножения, исследования пространства и уничтожения. Побеждал тот, чья программа удаляла все копии программы соперника и захватывала поле битвы.

Но уже через несколько лет стало ясно, что теория саморазмножающихся структур может применяться не только для развлечения инженеров.

Краткая история компьютерных вирусов

Сегодня компьютерные вирусы принято классифицировать по трем типам:

Традиционный виру с - при попадании в компьютер он самовоспроизводится и начинает вызывать проблемы, такие как уничтожение файлов. Наибольший ущерб нанес в 2000 году вирус I Love You - $8 млрд.

«Черви » - попадают в компьютеры через сеть и заставляют программу рассылки электронной почты слать письма с вирусом по всем адресам, хранящимся в памяти. Червь «Blaster» в 2003 году сумел поразить более миллиона компьютеров.

«Троянский конь » - программа не причиняет вреда компьютеру, но попав в систему, он обеспечивает хакеров доступом ко всей информации на компьютере, а также к управлению компьютером. В 2002 году при помощи троянской программы QAZ хакерам удалось получить доступ к программным кодам Microsoft.

1949 год. Ученым Джоном фон Науманн была разработана математическая теория создания самовоспроизводящихся программ, которая являлась первой теорией создания компьютерных вирусов.

1950 год. Группа американских инженеров создает игру: программы должны отобрать друг у друга компьютерное пространство. Эти программы были предтечами вирусов.

1969 год. Создана первая компьютерная сеть ARPANET,к которой подключились компьютеры ведущих исследовательских центров и лабораторий США.

Конец1960-х годов. Появляются первые вирусы. Жертвой первого вируса, созданного для извлечения, был компьютер Univax 1108.

1974 год. Был создан коммерческий аналог ARPANET - сеть Telenet.

1975 год. Через новую сеть распространился The Creeper - первый в истории сетевой вирус. Чтобы нейтрализовать его, написана первая антивирусная программа - The Reeper.

1979 год. Инженерами исследовательского центра компании Xerox был создан первый компьютерный «червь».

1981 год. Компьютеры Apple поражены вирусом Elk Cloner, распространяющимся через «пиратские» компьютерные игры.

1983 год. Впервые употреблен термин «компьютерный вирус».

1986 год. Создан The Brain - первый вирус для IBM PC.

1988 год. Создан «червь», массово заразивший ARPANET .

1991 год. Написана программа VCS v 1.0, которая была предназначена только для создания вирусов.

1999 год. Первая мировая эпидемия. Вирусом Melissa были заражены десятки тысяч компьютеров. Это спровоцировало скачок спроса на антивирусы.

Май 2000 год. Вирус I Love You !, поразил миллионы компьютеров за несколько часов.

2002 год. Программист Дэвид Смит был приговорен к тюремному заключению.

2003 год. Новый рекорд быстроты установлен червем «Slammer», который заразил 75. тыс. компьютеров за10 минут.

Компьютерные вирусы опасны неожиданным появлением и непредсказуемыми последствиями. Они уже всесторонне исследованы и изучены, но несмотря на предпринимаемые усилия, полностью обезопасить программы и компьютеры от внедрения вирусов не удается.

Компьютерный вирус - самовоспроизводяшаяся программа, наносящая ущерб аппаратно-программному обеспечению компьютера, которая может внедрять свои клоны в файл, загрузочный сектор диска, драйверы устройств, сеть, оперативную память, прикладные программы и т.д. Компьютерный вирус поражает данные, уменьшает объем свободного дискового пространства, блокирует работу системы, несанкционированно перезагружает компьютер и т.д.

К настоящему времени специалистами зарегистрировано свыше 25 тысяч разновидностей вирусных программ, и ежедневно появляются 6-8 новых.

Возникновение компьютерных вирусов связано с идеей создания са- мовоспроизводящихся программ, которая исследовалась еще в 1951 г. американским ученым Д. фон Нейманом. Первые эксперименты в этом направлении проводились в 1962 г. при создании компьютерной игры Darwin. В 1970 году была создана саморазмножающаяся программа Creeper для одной из первых компьютерных сетей ARPANET. Для борьбы с ней была создана программа Reaper.

Одновременно с появлением в 1977 г. первых персональных компьютеров Apple II и началом их массовой продажи появились и компьютерные вирусы. В конце 1970-х гг. стали бурно развиваться сети на базе коммутируемых телефонных линий. С появлением BBS получил распространение новый вид компьютерного хулиганства - загрузка в сеть программ, уничтожающих данные на компьютерах пользователей. В начале 1980-х гг. появился первый загрузочный вирус Elk Cloner для Apple II.

В истории компьютерных вирусов переломным стал 1984 г., когда итальянские программисты Р. Черути и М. Морокути подготовили теоретическую базу для практической реализации распространения на дискетах загрузочных вирусов. Они подробно изложили свои концепции широкой общественности и опубликовали спецификацию загрузочной (бутовой) вирусной программы. Несмотря на то что Черути и Морокути отказались от дальнейших практических исследований в этом направлении, их идеи были подхвачены и широко реализованы на практике.

Еще одним исследователем в области реализации саморазмножа- ющихся программ в 1984 г. стал сотрудник Лехайского университета Ф. Коэн, который провел ряд экспериментов на системе VAX 11/750, работавшей под управлением операционной системы UNIX. Опубликованные им статьи стали руководством для разработки вирусных программ. Принято считать, что термин «компьютерный вирус» был впервые введен Ф. Коэном.

Первые попытки противодействия вирусным программам были предприняты в 1985 г. Т. Нельфом, который стал собирать список опасных загружаемых программ для MS

DOS, получивший название «чертова дюжина». В настоящее время этот список поддерживается Э. Ньюхаузом и его можно получить из сети «Интернет», там же можно получить бюллетень WildList (www. virusbtn.com), автором которого является Д. Уэльс.

В 1984 году американский программист Э. Хопкинс написал первые антивирусные программы.

Массовое распространение компьютеров нового семейства IBM PC со второй половины 1980-х гг. стало вторым этапом в развитии вирусов, и именно в это время появились так называемые хакеры.

Хакеры - это специалисты, которые занимаются исследованием прикладных областей компьютерных технологий и разработкой небольших недокументированных программ. Эти программы, как правило, представляют собой модификации программного кода уже созданных программных продуктов. Таким образом, «кромсание» (hacker) чужих программ и соответствует понятию хакер. Неформальный кодекс хакера запрещает создавать вирусные программы, тем не менее существует прослойка хакеров (технокрысы), которые обращают свои знания во вред международному компьютерному сообществу.

Кракеры - это специалисты, занимающиеся вопросами в операционную систему, снятия защиты с программного продукта, изменения атрибутов защищенной программы. Компьютерный взлом программ позволяет распространять в огромных количествах программные продукты без санкции разработчиков коммерческого программного обеспечения. Кракеры проникают и в базы данных пользователей с конфиденциальной информацией, имеющие средства защиты от незаконного доступа и копирования. Среди кракеров существуют «информационные путешественники», которые проникают по сети на удаленные компьютеры, извлекают из них коды и пароли и пользуются ими наравне с законными хозяевами.

На территорию бывшего СССР компьютерные вирусы стали проникать с момента освоения рынка персональных компьютеров, т. е. с 1988 г. Первый компьютерный вирус (венский) был занесен в начале 1988 г. на компьютеры Переславль-Залесского института программных систем, в середине года этот вирус появился в Киеве. В этом же году предпринята попытка создания отечественной антивирусной программы А.А. Чижовым.

Исторически появление компьютерных вирусов связано с идеей создания самовоспроизводящихся механизмов, в частности, программы, которая возникла в 1950-х гг. Еще в 1951 г. один из отцов вычислительной техники, Дж. фон Нейман, предложил метод создания таких механизмов. Его соображения на этот счет получили дальнейшее развитие в работах других исследователей. В результате появились безобидные игровые программы, основанные на «вирусной» технологии. Воспользовавшись накопленными научными и практическими результатами, некоторые программисты (часто именуемые «технокрысами») стали разрабатывать самовоспроизводяшиеся программы с целью нанесения ущерба пользователям ПК. Авторы вирусов сосредоточили свои усилия именно в области ПК вследствие их массовости и почти полного отсутствия средств защиты, как на аппаратном уровне, так и на уровне операционной системы.

Первые случаи массового заражения вирусами ПК были отмечены в 1987 г. Сначала появился вирус, разработанный братьями Амджа- том и Базитом Алви (Пакистанский вирус). Этим они решили наказать американцев, покупавших дешевые незаконные копии программных продуктов в Пакистане; такие копии братья стали продавать, предварительно инфицировав их разработанным вирусом. В результате только в США он заразил более 18 тыс. компьютеров и, проделав поистине кругосветное путешествие, попал в тогдашний СССР.

Следующим широко известным вирусом стал Лехайский вирус (Lehigh), распространившийся в одноименном университете США. В течение несколько дней он уничтожил несколько сот дискет из библиотеки вычислительного центра университета и личных дискет многих студентов. К февралю 1989 г. только в США этим вирусом было поражено около 4 тыс. ПК.

Затем количество вирусов и число зараженных ПК стали лавинообразно увеличиваться, скорее всего, в соответствии с экспоненциальным законом. Это потребовало принятия срочных мер как технического и организационного, так и юридического характера. Появились различные антивирусные средства, и теперь ситуация до боли напоминает гонку вооружений и средств защиты от них.

Определенный сдерживающий эффект был достигнут в результате принятия рядом стран законодательных актов о компьютерных преступлениях. Имеются и конкретные результаты. Американский студент Моррис был приговорен судом к трем месяцам тюрьмы и штрафу в 270 тыс. дол. за разработку вируса, заразившего тысячи компьютеров в США, в том числе и компьютеры министерства обороны. Наказание могло быть и более строгим, но суд учел, что вирус не портил данные, а только размножался.

Сейчас в мире существует свыше 40 тыс. вирусов (включая штаммы - варианты вируса одного типа), причем арсенал их постоянно увеличивается. Для понимания способов заражения и антивирусной защиты огромное множество вирусов достаточно разбить на несколько обобщенных групп по направленности своего действия, продолжительности действия, способам маскировки.

П рограммное обеспечение бывает разным: полезным и не очень. В последнем случае речь идёт о пресловутых компьютерных вирусах. Компьютерный вирус - вредоносная программа, которая умеет воспроизводить копии самой себя и самостоятельно проникать (внедрять свои копии) в код других программ, базы данных, загрузочные секторы жёсткого диска и т. д. Причём только «проникновением» этот вид программного обеспечения не ограничивается. Конечная цель большинства компьютерных вирусов - нанесение определённого вреда реципиенту. Вредоносность компьютерных вирусов сводится к удалению файлов, захвату части дискового пространства компьютера, блокированию работы его пользователей, взлому персональных данных и т. п.

О днако, не все вирусы для компьютеров столь враждебны. Некоторые из них просто выводят на экран монитора безобидные сообщения юмористического, рекламного или политического содержания. Никакого вреда для компьютера при этом не наблюдается. Чего не скажешь о пользователе, нервная система которого подвергается определённому испытанию. Испытанию, с которым далеко не все из нас могут справиться. Оторванные мышки, изуродованные клавиатуры и разбитые мониторы в роликах - тому яркое подтверждение.

К ак вы уже, наверное, догадались, об истории компьютерных вирусов наш сегодняшний разговор и пойдёт.


Почему именно «вирус»?

Э кскурс в историю начну с происхождения названия «компьютерный вирус». Почему «вирус», а не, скажем, «болезнь» или «травма»? Ответ прост - всё дело в разительном сходстве механизма распространения биологических и компьютерных вирусов. Подобно тому как биологический вирус захватывает клетку организма, репродуцирует себя в ней и затем оккупирует новую клетку, так же действует и компьютерный вирус. Проникнув в ту или иную программу, создав энное количество копий себя, вредоносное программное обеспечение начинает захватывать другие области компьютера, а затем перемещается на следующее устройство. Согласитесь, аналогия более чем очевидна. Собственно, поэтому и «вирус». Правда, не биологический, а компьютерный.

Д остоверно неизвестно, кто и когда первым употребил это словосочетание. Посему, не претендуя на истину в последней инстанции, озвучу имя человека, который чаще всего упоминается в этом контексте. Это (на фото справа) - астрофизик и, по совместительству, писатель-фантаст из США. Многие считают, что именно в его рассказе «Человек в шрамах» (1970) слово «вирус» было впервые использовано по отношению к компьютерной программе.

Нет теории - нет вирусов!

К ак это часто бывает, слово и дело заметно расходятся во времени. В нашем случае подтверждением этого может служить то обстоятельство, что обоснование теоретических основ создания и функционирования самовоспроизводящихся компьютерных программ (вирусов) состоялось за десятилетия до возникновения самой фразы.

Е щё в 1949 году в Университете штата Иллинойс американский математик венгерского происхождения Джон фон Нейман преподавал курс лекций на тему «Теория и организация сложных автоматических устройств». Впоследствии известный учёный обобщил свои лекционные материалы и издал в 1951 году научный труд с похожим названием «Теория самовоспроизводящихся автоматических устройств». В работе Джон фон Нейман детально описал механизм создания компьютерной программы, которая в процессе функционирования могла бы сама себя воспроизводить.

Н аучные исследования фон Неймана послужили главным толчком к практическому созданию компьютерных вирусов в будущем, а сам учёный по праву считается отцом-теоретиком компьютерной вирусологии.

Р азвивая теорию американца, немецкий исследователь Вейт Ризак в 1972 году публикует статью «Самовоспроизводящиеся автоматические устройства с минимальным обменом информации». В ней учёный описывает механизм работы полноценного вируса, написанного на языке Ассемблер для компьютерной системы SIEMENS 4004/35.

Е щё одним важным научным трудом в этой области считается диплом выпускника Дортмундского университета Юргена Крауса . В 1980 году в своей выпускной работе «Самовоспроизводящиеся программы» молодой исследователь раскрыл вопросы теории, описал уже существующие в то время самовоспроизводящиеся программы для компьютера SIEMENS и первым акцентировал внимание на том, что компьютерные программы похожи на биологические вирусы.

Н аблюдательный читатель может заметить, что упомянутые выше научные изыскания касались разработки исключительно «миролюбивых» компьютерных программ, способных к воспроизводству самих себя. О вредоносности своих «пациентов» теоретики даже не помышляли. За них это сделали другие лица, вовремя распознавшие огромный потенциал этого рода программ для «повреждения» компьютеров и другой техники. Но это было потом, а пока от теории перейдём к практике.

Первые ласточки

У своив то, о чём говорил и писал Джон фон Нейман, группа сотрудников американской компании Bell Laboratories в 1961 году создала для компьютеров IBM 7090 оригинальную игру Darwin . Во время этой игры энное число ассемблерных программ («организмов») загружалось в память компьютера. Организмы, принадлежащие одному игроку, должны были поглотить организмы другого игрока, захватывая при этом всё больше и больше игрового пространства. Победу праздновал тот игрок, организмы которого захватывали всю игровую память.

Т ем из вас, уважаемые читатели, кто хочет детально ознакомиться с хронологией возникновения известных компьютерных вирусов на планете, могу порекомендовать в англоязычной . Там вы найдёте многочисленные любопытные факты о «правирусах» (скажем, Jerusalem/1987 или Morris worm/1988) и обновите свои знания о свежем вредоносном ПО (к примеру, «троянском коне» Game Over/2013). Конечно, если с английским вы на ты.

Вирус вирусу - рознь!

З а годы, прошедшие с момента появления первого компьютерного вируса, сформировались главные типы (виды) вредоносного программного обеспечения. Кратко остановлюсь на каждом из них.

Классификация компьютерных вирусов:

  • Сетевой червь - вид «враждебного» ПО, который способен самостоятельно распространяться с помощью локальных или глобальных компьютерных сетей. Первым представителем является уже упомянутый Morris worm.

  • Троянский конь , троян - вид компьютерного вируса, распространяемого (загружаемого в ПК) непосредственно человеком. В отличие от червя, троян не может самопроизвольно захватывать тот или иной компьютер. Первым «троянским конём» в 1989 году стал компьютерный вирус AIDS.

  • Полиморфный компьютерный вирус - вредоносное ПО, имеющее повышенный уровень защиты от обнаружения его . Другими словами, это компьютерный вирус, созданный при помощи особой техники программирования, позволяющей ему дольше оставаться необнаруженным. Первым полиморфным вирусом был Chameleon (1990).

  • Стелс-вирус - компьютерный вирус, способный частично или полностью скрывать своё присутствие в месте загрузки и активации. Фактически, это вирус-невидимка, ключевым отличием которого от полиморфного вируса является способ маскировки. Механизм сокрытия присутствия стелс-вируса заключается в перехвате им обращений к операционной системе со стороны антивирусного ПО. Прародителем этой группы компьютерных вирусов принято считать Frodo (1990).

Если что-нибудь делается, значит, это кому-нибудь нужно

К акие цели преследуют создатели компьютерных вирусов? Да самые разные. В большинстве своём, если верить западным аналитикам, речь идёт о выводе из строя компьютерного оборудования конкурентов/недругов или похищении денежных средств, которые принадлежат лицам, атакованным вирусом.

В месте с тем существуют другие, порой довольно занятные, причины разработки компьютерных вирусов. Одни деятели посредством вируса распространяют политическую . Другие, преисполненные заботой об окружающих, с его помощью указывают на уязвимость определённого софта. Есть даже люди, которые, наблюдая последствия вирусной атаки, получают извращённое человеческое удовольствие. Развлекаются, одним словом.

Т акже нельзя сбрасывать со счетов и роль разработчиков в создании и распространении компьютерных вирусов. Кто-то может задаться вопросом: как же так? А вот так! Ежегодно убытки от вирусных атак в мире оцениваются в миллиарды долларов США. Миллиардами исчисляется и капитализация международного рынка платного антивирусного софта. Можно прийти к простой мысли: это же неиссякаемая золотая жила. Сперва вирус создаётся (пусть и при помощи посредников), а после эффективно лечится заказчиком. За деньги.

В подобной нет ничего нового. Особенно если вспомнить то, в чём небезразличные активисты упрекают транснациональные фармакологические компании. Тогда в моих домыслах можно найти здравое зерно. И даже не одно.

В от вкратце вся история появления компьютерных вирусов. Будьте осторожны и да пребудут с вами счастье, здоровье и три мешка денег.

Самые первые вирусы были безобидными. Это были эксперименты – типа одного из первых вирусов “Creeper”, который просто выводил сообщение “I’M A CREEPER: CATCH ME IF YOU CAN”. Их распространение ограничивалось домашними сетями (Creeper существовал на TENEX ОС). Это было в 1971 году.

Сейчас существуют миллионы вирусов, распространяющихся через интернет всякими путями – файловые раздачи, e-mail, сайты. Когда всё связано со всем, вирусы распространяются быстро. Защита от вирусов – прибыльный бизнес .

Начиналось это довольно медленно и гораздо раньше, чем можно было предположить. Первые вирусы распространялись через оффлайн – они работали с дискетами и переносились на них между компьютерами. Кто же изобрёл вирус?

Первый вирус для Mac был написан в качестве подростковой шутки. Первый вирус для PC был сделан для борьбы с пиратством.

Elk Cloner


Я шутил над сверстниками, меняя копии пиратских игр, чтобы они самоуничтожались через определённое количество запусков. Я раздавал игры, на них подсаживались, а затем она вдруг переставала работать и выдавала какой-нибудь смешной комментарий на экран (чувство юмора девятиклассника).

В итоге друзья перестали подпускать Скренту к своим дискетам. Ему перестали одалживать игры, все перестали играть в его игрушки, и т.п. Но он не угомонился. Он начал штудировать инструкции и описания, пытаясь отыскать дыру в безопасности Apple II. И он придумал способ выполнять код, не притрагиваясь к дискетам.

«Я придумал оставлять определённый след в ОС на работающем школьном компьютере. Если следующий пользователь не перезагружал комп со своего диска, его диск подвергался воздействию моего кода».

Написал он код на ассемблере , и назвал его Elk Cloner. Он стал тем, что впоследствии назвали «вирусом для загрузочного сектора». Когда неинфицированный диск вставляли в дисковод инфицированного компьютера, тот заражал диск, записывая на него копию вируса в загрузочный сектор. Этот код автоматически выполнялся при загрузке. Принося заражённый диск на другой компьютер, и загружаясь с него, человек заражал и этот компьютер копией вируса.

Вирус немного мешал работе компьютера, а на 50-й запуск вместо запуска программы выводил целую поэму на экран:

Elk Cloner: программа, обладающая личностью

Пролезет на ваши диски
Проникнет на ваши чипы
Да, это Клонер!
Прилипнет, словно клей
Оперативку вашу подправит
Пришлите Клонера скорей.

Из-за отсрочки появления программу сразу нельзя было заметить, что улучшало шансы на распространение. Эпидемия продолжалась несколько недель.

Программа добралась и до компьютера учителя Скренты , обвинившего его в проникновении к нему в кабинет. Вирус подхватили и родственники Скренты из Балтимора (сам он жил в Питсбурге), а через много лет он услышал про случай заражения компьютера, принадлежавшего какому-то моряку.

Brain


Для IBM PC стал вирус Brain. Он тоже селился в загрузочном секторе. Он был написан братьями Базитом и Амжадом Фарук Альви из Пакистана в 1986 году. Им было 17 и 24 года.

У братьев была компьютерная фирма Brain Computer Services, и вирус они написали, чтобы отслеживать пиратские копии их медицинского софта. Пиратская программа отжирала оперативку, замедляла работу диска, и иногда мешала сохранить данные. По заверениям братьев, она не уничтожала данные. Программа содержала следующее сообщение:

Welcome to the Dungeon 1986 Basit & Amjad (pvt) Ltd. BRAIN COMPUTER SERVICES 730 NIZAB BLOCK ALLAMA IQBAL TOWN LAHORE-PAKISTAN PHONE:430791,443248,280530. Beware of this VIRUS… Contact us for vaccination… $#@%$@!!

Добро пожаловать в подземелье… Берегитесь этого вируса… Свяжитесь с нами для лечения…

В заголовке были указаны реальные контакты. Когда кто-либо звонил им за помощью, они могли идентифицировать пиратскую копию. Также вирус подсчитывал количество сделанных копий.
Они обнаружили, что пиратство было широко распространено, и копии их программ распространялись очень далеко. Амжад говорит, что первый их звонок поступил из США, Майами.


Братья Альви в 2011 году

Это был первый из множества звонков из США. Проблема оказалась в том, что Brain распространялся и по другим дискетам, а не только по копиям их программы. В Университете Делавера даже случилась эпидемия этого вируса в 1986 году, а затем он появлялся и во многих других местах. Исков подано не было, но в газетах про это писали много. Создателей даже упоминали в журнале Time Magazine в 1988.

New York Times писала в мае 1988 : «Дерзкая компьютерная программа, которая в этом месяце появилась на компьютерах Бюллетеня Провиденса, уничтожила файлы одного корреспондента и распространилась через дискеты по всей сети газеты. Компьютерщики считают, что это первый случай заражения компьютерной ситемы американской газеты такой дерзкой программой, которую называют компьютерным „вирусом“.

Братьям Альви пришлось сменить телефоны и убрать контакты из поздних версий вируса. Продажи программы они прекратили в 1987 году . Их компания выросла в телекоммуникационного провайдера и сейчас это – крупнейший провайдер в Пакистане. Расположена она всё по тому же адресу.

А теперь – Chaos



Скрента в 2012 году

Скрента работал в области информационной безопасности, а сейчас он CEO компании Blekko , которая занимается поисковыми технологиями.

Хотя дискет уже давно нет, вирусы в загрузочных секторах существуют. Теперь они работают с USB-флешками. Поскольку физические носители всё меньше используются для переноса данных, что дни загрузочных вирусов сочтены.

Война с вирусами переместилась в онлайн. Скрента сказал в интервью : „Грустно, что существует такая большая индустрия антивирусов. Надо делать более защищённые системы, а не организовывать многомиллионную индустрию, чтобы подчищать существующие“.

Скрента и братья Альви не чувствуют вины за то, что начали адское шествие вредоносных программ по миру. „Джин в любом случае выбрался бы из бутылки, - написал Скрента в блоге ,– мне было интересно быть первым, кто его выпустил“.



Загрузка...