sonyps4.ru

Всё о звуке - Что такое звучание hi-fi? Как выбрать акустическую систему Hi-Fi.

Компьютер Выбрать кабель Выбрать кабель Выбрать кабель Выбрать кабель Выбрать кабель ЦАП Усилитель для наушников Наушники Стереоусилитель Акустическая система Активная акустика

Кабель акустический готовый

Для подключения акустических систем к стереоусилителю используются специальные акустические кабели. Обратите внимание на разъёмы, которыми оборудованы ваши громкоговорители. Как правило, это разъёмы типа "банан" или "лопатка". Учитывайте это при выборе кабеля. Правда, большинство акустических систем и усилителей оборудованы универсальными клеммами.

Кабель акустический в нарезку

Если хотите, можете купить провода без разъёмов и изготовить кабель самостоятельно. Для этого у нас есть всё необходимое. Иногда акустические кабели используют без разъёмов, если это позволяют клеммы усилителя и акустики. Но мы настоятельно рекомендуем использовать кабели с разъёмами, так как это может значительно улучшить контакт, и, как следствие, звучание.

Кабель USB

Для соединения компьютера и внешнего ЦАПа используется USB кабель типа USB-A Plug - USB-B Plug, при этом разъём типа A подключается к компьютеру, а разъём типа B - к ЦАПу. Это совершенно типичное подключение компьютера к внешним устройствам по USB интерфейсу.

Внешний ЦАП и усилитель для наушников соединяются межблочным кабелем с разъёмами RCA. Не забывайте, что от выбранного вами кабеля может зависеть качество звука, и, как следствие, ваши впечатления от прослушивания. Кроме того, вы можете приобрести .

Кабель межблочный аналоговый RCA

Передать сигнал с внешнего ЦАПа на стереоусилитель вы сможете при помощи межблочного аналогового кабеля с разъёмами RCA. Сэкономив на таком кабеле, вы можете значительно потерять в качестве звучания.

Кабель межблочный аналоговый RCA

Практически любые модели активных акустических систем можно подключить к внешнему ЦАПу межблочным аналоговым кабелем с разъёмами RCA.

Кабель miniJack-2RCA

В некоторых случаях может понадобиться кабель mini-jack - RCA. Выбирайте необходимый кабель исходя из особенностей вашей акустики и ЦАПа.

Как выбрать

Сегодня персональный компьютер или ноутбук часто используется в качестве музыкального источника. Но всё большее число людей соглашается с тем, что, для получения действительно впечатляющего звука, недостаточно просто подключить к ПК стандартную компьютерную акустику. А, между тем, собрать Hi-Fi систему на базе ПК не так сложно.

Встроенная звуковая карта даже очень дорогого компьютера не сможет обеспечить достойного качества звучания, потому прежде всего следует выбрать цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) . Он возьмёт на себя функции внешней звуковой карты. Если вы планируете слушать музыку, используя наушники , обязательно дополните систему усилителем для наушников . Заметим, что существуют

В эпоху, когда технические новинки радуют нас чуть ли не каждый день, иногда сложно удержаться в этом потоке и быть в курсе всего, что происходит. Так, например, Hi-Fi появился довольно давно и у всех на слуху, но мало кто знает, что стоит за этим названием.

В данной статье мы разберем, что такое Hi-Fi и как определить, соответствует ли техника этому стандарту.

Значение

Что же такое хай фай? Hi-Fi (в переводе с английского High Fidelity — высокая точность) - это технический термин, который означает, что аудиотехника воспроизводит звук максимально близко к его источнику.

Отметка Hi-Fi в списке возможностей аппаратуры говорит о ее соответствии стандарту Hi-Fi - DIN 45500 или IEC 60581. Тогда что такое hi fi акустика? Это акустическая система с использованием Hi Fi.

Согласно стандартам, к устройствам применяются требования, значения которых зависят от их типа. Например, для акустических систем существуют следующие характеристики:

  • Нелинейность АЧХ в диапазоне 100—4000 Гц, дБ — ± 4 дБ (+4/-8 дБ);
  • Коэффициент нелинейных искажений на частотах 250—1000 Гц (2000 Гц) - до 3 %;

Выбор

Как выбрать Hi-Fi? При выборе техники вам следует определиться, какую цель вы преследуете. Существует большое количество домашних кинотеатров, проигрывателей и усилителей с указанной выше отметкой. Конечно, музыку можно послушать и с помощью домашнего кинотеатра, но если речь зашла о звучании, близком к настоящему, то стоит задуматься. Некоторые стерео усилители и другие компоненты музыкальной аппаратуры стоят больше, чем вся система домашнего кинотеатра. Конечно, оба варианта относятся к Hi-Fi, но их качество существенно отличается.

Hi-Fi. Что же это на самом деле? Какую аппаратуру и записи можно относить к Hi-Fi, а какую – нет? У целых поколений “рожденных в СССР”© данный термин ошибочно ассоциируется с отцовскими усилителями “Вега” или “Прибой” и колонками S-90. В сознании детей 90-х прочно укоренились заблуждения в виде бум-боксов и сотен различных музыкальных центров всех форм и размеров, наводнивших просторы когда-то Великого и Нерушимого подобно цунами. Для поколения нулевых это ПК с установленных WinAmp-ом и кучей MP3-файлов непонятного качества. Почему все это не является Hi-Fi? Стартуем новый цикл статей, отвечающих на эти вопросы. И начнем, как всегда, с истории вопроса

От лампы к транзистору

Ни для кого не секрет, что сам термин является сокращением от High Fidelity. И обозначает ничто иное, как Высокую Достоверность. То есть записи музыкальных произведений и аппаратуру для их воспроизведения, позволяющие получать результат, максимально приближенный к оригиналу. То есть в идеальном случае вы не должны при слепом тестировании отличить “живое” выступление исполнителя от воспроизводимой записи. Это и есть та заветная цель, которая двигала и продолжает двигать техническую сторону аудио-индустрии вперед.

Сменялись методы звукозаписи и инструменты постобработки, сменялись носители записей и аппаратура для воспроизведения. Но цель до определенных пор оставалсь неизменной. Так было ровно до того момента, пока в 60-е годы, на волне рок-н-ролла, битло- и роллинго-мании, на заре зарождения современной популярной музыки (такой, какой мы ее знаем до сих пор), основные игроки рынка не решили делать все для максимальной экономической доступности музыки широким массам. Фактически спрос начал формировать предложение. И законы рынка окончательно воцарились на ранее подчиненном исключительно энтузиастам поприще.

Дорогой читатель, бро, не пойми меня неправильно. Да, до этого были патифоны, относительно дешевые радиолы и шеллаковые пластинки. Был некий рынок относительно дешевого “популярного” аудио. Но никому из воротил рынка не приходило в голову лепить на это ярлыки Hi-Fi. И это явное, очевидное для потребителя разграничение сохранялось до описанного мною периода. Потребители с достатком ниже среднего могли себе позволить только нечто дешевое и не слишком качественное. Но они и понимали это! Настойщий Hi-Fi был уделом представителей среднего класса и выше. Просто потому, что себестоимость Hi-Fi-аппаратуры никогда не могла (и до сих пор не может) быть низкой.

“Сэкономил – значит заработал” ©

Но истерия вокруг рок-н-ролла, бурные 60-е, хиппи, Джими Хендрикс, Битлы, Роллинги, Розовый Флойд, изобретение транзистора – все это породило невиданный доселе спрос на звукозаписи и аппаратуру для их воспроизведения. И как результат – технические возможности для его удовлетворения с очень низкой себестоимостью. Транзисторные радиоприемники, усилители, магнитофоны – все это в разы дешевле в изготовлении, чем ламповая аппаратура. Да, эксплуатационные характеристики у транзисторных/герконных/мосфетных агрегатов лучше. С этим тоже никто не будет спорить. Но по качеству звука… Тут есть вопросы без однозначных ответов.

Компактная кассета. Такой fail, что аж win

Аппаратура для воспроизведения – не единственное, что требовало перевода на рельсы массовости и максимальной дешевизны в изготовлении. Носители звукозаписей также требовали перемен для удовлетворения все возрастающего спроса. Именно удовлетворение спроса на компактный, максимально дешевый и не требующий дорогостоящей аппаратуры для воспроизведения носитель привело в 70-е годы к смене господствующего в массовой культуре формата с винила на компактные кассеты. До этого момента магнитная лента и “бобинные” мангитофоны на самом деле являлись, скорее, уделом звукозаписывающих компаний, нежели потребительским форматом.

И все на первый взгляд было неплохо. Но… Дешевые компактные кассеты (существовали и дорогие, в разы более качественные) обладали тем, что на сегодняшний день принято называть “фатальным недостатком” ©. А точнее, этих недостатков было несколько:

Не все инновации одинаково полезны

К концу 70-х все уже прекрасно поняли, что адекватной замены винилу из кассет не получилось. Да, получилось немного дешевле. Но вот с качеством звучания, эксплуатационными характеристиками и удобством использования были серьезные проблемы. Цель-максимум – получение единого формата носителя как для ценителей Hi-Fi, так и для массового рынка – достигнута не была. Винил продолжал оставаться основным форматом в Hi-Fi-системах для домашнего прослушивания. Его качество звучания, удобство в эксплуатации и надежность при должном уходе позволяли серьезным меломанам тех лет даже и не помышлять о переходе на что-то другое. Но была единственная проблема, побороть которую с учетом особенностей формата невозможно. Эта проблема – механический износ пластинок. Игла звукоснимателя оказывает на дорожки механическое воздействие при каждом прослушивании. Это – основной принцип считывания записи. Суть винила. И обратная сторона медали приводит к тому, что при каждом последующем прослушивании качество звука немного ухудшается. Дорожки деградируют от механического воздействия. И из композиций пропадают столь важные и любимые меломанами детали. Для отслеживания этого процесса была изобретена и стандартизирована целая шкала состояний виниловых пластинок. Но это совсем другая история.

CD и цифровая революция

Фактический провал компактных кассет, крупные габариты и деградация винилов при эксплуатации – все это висело над индустрией звукозаписи дамокловым мечем. Мечта о едином формате как для искушенных и состоятельных меломанов, так и для не слишком богатых потребителей оставалась мечтой. Но прогресс не стоял на месте. Постепенная компьютеризация всего, что только можно компьютеризировать, и гений японских инженеров привели к тому, что принято считать началом цифровой революции в аудио. К появлению DAT-магнитофонов. Этот гибрид магнитной ленты и цифрового формата записи дал доселе полностью аналоговой отрасли второе дыхание. Возможности компьютерной постобработки развязали руки звукорежиссерам. Сократили время и снизили затраты на создание тех или иных эффектов. Расширили их номенклатуру. Позволили быстро создавать то, что мы сейчас называем миксами. Таким образом себестоимость доведения трека от состояния изначальных студийных или концертных записей до завершенного произведения, пригодного для записи на носитель, снизилась многократно. Качество же при этом не только не снизилось, но в некоторых случаях даже возрасло. А раз в студиях звукозаписи стали применяться цифровые носители и форматы, то и путь дальнейшего развития для конечного слушателя также был предрешен. Конец 70-х и начало 80-х ознаменовалось рождением CD.

Казалось бы, этот формат сам по себе лишен всех недостатков своих предшественников. Он не подвергается механическому воздействию при воспроизведении. Он компактен. То есть возможно как домашнее, так и портативное его применение. Никакого реверса или перемотки. Практически исчезла необходимость в уходе. Качество записи не должно ничем уступать винилу… Но увы, время расставило все на свои места.

Краеугольным камнем стала аппаратура для воспроизведения. Пионер CD-проигрывателей, компания Philips, в начале 80-х годов выпустила свои версии такой техники. И так уж случилось, что им суждено было стать легендами. Но обо всем по порядку. Давайте для начала разберемся, что является наиболее важными компонентами такого проигрывателя:

  • механика и считывающая головка. То, что принято называть “транспортом”. Чем качественнее и долговечнее данная составляющая, тем лучше;
  • ЦАП. Увы, чистых “транспортов”, без встроенного перекодирования цифрового потока в аналоговый сигнал, даже на заре существования формата было крайне мало. Ведь для конечного массового потребителя важна простота применения. Необходимость покупки дополнительного внешнего ЦАП-а нелегко пояснить даже сейчас. Тогда же это сделать было еще труднее.

От качества этих двух частей зависит конечный результат. Philips же, выпуская первые в мире проигрыватели CD, поставил своим инженерам задачу – обеспечить звук, максимально приближенный по качеству к винилу. Сама задача была обусловлена необходимостью пояснить серьезным меломанам и аудиофилам тех лет необходимость перехода на CD. То есть, что называется, показать товар лицом. Таким образом, ни о каких компромиссах в плане качества компонентов и удешевления схемотехники и речи быть не могло. В прогрователи моделей 101 и 303 устанавливали самые лучшие на тот момент ЦАП-ы и абсолютно неубиваемую механику. Такой “золотой стандарт” сделал свое дело. Формат прижился. Как в массовой культуре, так и в Hi-Fi-среде.

Вечная классика

Но праздник не может длиться вечно. И вслед за бесчилсенными лицензионными копиями 101 и 303-х проигрователей производители начали выпускать гараздо более дешевые в изготовлении и доступные конечному пользователю решения. Закономерно, качество “транспорта”, ЦАП-ов и общей схемотехники снижалось. И тут началось самое интересное.

Война за сознание потребителя. Обман под названием CD quality

Осуществив, как им казалось, мечту единого формата аудиозаписей на рынке, производители начали кампанию по размыванию в сознании покупателя границы между Hi-Fi и обычной, бюджетной аппаратурой. Catch был в том, что CD завоевал к середине 80-х место под солнцем даже в глазах серьезных аудиофилов-винильщиков. Заставив их как минимум признать равенство форматов. Но сделано это было исключительно за счет бескомпромиссно качественной аппаратуры. Вот только покупателям об этом говорить совершенно не обязательно.

А что же важно для покупателя? Формат удобен в эксплуатации, лишен недостатков предшественников, а качество звучания признано на тот момент уже всеми ведущими аудио-изданиями и экспертами. Всё! На этом уже можно делать успешную рекламную кампанию. Продвигая проигрователи CD по все более и более низким ценам. Задавать вопросы о том, за счет чего снижена цена, будут единицы. Остальные же примут это как удешевление Hi-Fi. Но увы, в данном случае мы имеем дело с классическим примером подмены понятий.

Калосая CD-плеела! Осеня калосай! Недолага!

На самом деле по миру миллиардными тиражами расходились уже не бескомпромиссные творения аудио-инженеров, но сверхдешевые устройства, способные хоть как-то считать и преобразовать в аналоговый сигнал записи на CD. А к Hi-Fi это, как мы с вами понимаем, уже не имеет никакого отношения.

Действительно качественные и сравнимые со 101 и 303 аппараты продолжали появляться. Но стоили они уже баснословных денег и становились уделом единиц энтузиастов, понимающих настояще положение дел. Так свормировался небольшой и закрытый от масс рынок современного Hi-Fi. И была достигнута основная цель – окончательно размыть в головах абсолютного большинства потребителей грань между Hi-Fi аппаратурой/звучанием и аудио-ширпотребом. Сформировав таким образом обоснованный и устойчивый спрос на дешевую технику и максимально широкой аудиотрии. Одним из основных рекламных средств новой эпохи стал придуманный маркетологами термин “CD quality”. Затея по отождествлению качества звучания CD-записей, обеспечиваемого проигрывателями класса 101/303, с тем, что выдавали бюджетные поделки, увенчалась оглушительным успехом.

И вот уже миллиарды потребителей сметали с полок как стационарные плееры, так и портативные Disсman-ы. А у автопроизводителей появился законный повод включить CD-плеер в перечень дополнительных опций для новых моделей авто.

Так в головах абсолютного большинства жителей планеты термин Hi-Fi утратил свое значение и смысл. Появилось ложное суждение – раз на этом стоит маркировка CD quality, то это уже Hi-Fi. Эту заветную словесную конструкцию можно встретить и сегодня! В первую очередь на упаковках огромного множества Bluetooth-гарнитур без поддержки aptX и прочем аудио-ширпотребе. И сегодня, равно как и во второй половине 80-х годов, эта фраза является 100% обманом в подавляющем большинстве случаев.

Современные форматы и продолжение обмана

Время шло. Технологии и всеобщая компьютеризация привели к тому, что появились цифровые форматы хранения аудиозаписей, не требующие привычных носителей. На смену CD пришла эра MP3. iPod и прочие портативные плееры, обширные аудиотеки на ПК – все это её узнаваемые атрибуты. Но одно оставалось неизменным. Вы угадали! То самое волшебное словосочетание “CD quality”. Это самое магическое качество нам обещали авторы формата AAC – та самая “какая-то фруктовая компания”©. Об этом же гордо сообщали диски с MP3 128 Kbps. Киевляне наверняка помнят их россыпи на рынке “Петровка” в первой половине нулевых. Словосочетание все еще работало. А в набирающем обороты Internet-е десятками появлялись и появляются по сей день статьи, рассказывающие нам с вами о том, что услышать разницу между MP3 128 и CD можно только на “аппаратуре за много-много тысяч $”. Как только неправдивость этого утверждения стала очевидной, публикации уступили место “MP3 320 vs CD”. Суть осталась той же. Фактически звукозаписывающие компании были заинтересованы в сохранении CD-формата в статусе фактического золотого стандарта качества. И продвижении заведомо ущербных форматов с пережатием (потеря качества) за счет успешного сопоставления их с CD. Пережатые форматы – наследие ограниченного дискового пространства и малого объема накопителей портативных устройств. Выходцы из тех времен, когда свободное место на жестком диске было на вес золота, а карта памяти объемом 512 МБ была роскошью.

172 Kbps. CD quality. “Не, ну а чё?”©

То есть из той самой первой половины нулевых. С тех пор утекло немало воды. Прогресс не стоял на месте. Винчестеры объемом в несколько десятков ГБ уступили место многотерабайтным. Современные карты памяти дадут фору иному HDD образца 2005 года. А пропускная способность современных сетей уже не является ограничивающим фактором для стриминга качественного аудио. Казалось бы, ограничений нет. Но иннерционность рынка столь велика, что маркетинговый миф о CD quality и пережатые форматы будут существовать еще очень долго. а потребитель будет и дальше благодарно принимать Google Music с контентом MP3 320. Ведь зачем больше, если и это способно обеспечить то самое вожделенное CD quality. В этих ваших интернетах же написано…

Тем временем in Soviet Union…

Как и во всем на просторах нашей необъятной некогда Родины, в аудио-индустрии СССР наблюдалось нехилое такое отставание. На пару-тройку десятилетий. Аппаратура зачастую являлась если не полными, то весьма близкими к таковым копиями прототипов из стран “загнивающего Запада”. Технические решения “тлетворного” копировались с существенным отставанием, потому как требовали каждый раз чуть ли не полной перестройки целых отраслей производства. В итоге советские винилы великой и ужасной фирмы “Мелодия” не являлись не то что Hi-Fi-ем, но дотягивали в лучшем случае до уровня 40-х годов. Конструктивные решения воспроизводящей аппаратуры были, скажем так, далеки от лучших образцов. Более того, как минимум до середины 70-х годов вовсю применялись некоторые производственные ноу-хау и даже станки(!), вывезенные из Германии в 40-е годы в качестве послевоенных репараций! Но и в этом мрачном царстве вечного “догонялова и перегонялова Запада” за очередную пятилетку были и свои лучики света. Их, правда, можно пересчитать по пальцам максимум двух рук, но они были. Бумажные динамики КИНАП, конденсаторы “бумага в масле”, “Эстония стерео”, S-90 после доработок и некоторые другие вещи действительно давали избранным гражданам Нерушимого возможность прикоснуться к качественному звуку.

Да-да, я Hi-Fi! А ну в глаза гипножабе смотри, я сказал!

Однако следует признать очевидное – 99% советской аудио-аппаратуры, не говоря уже о записях, являются откровенным трешем. И обращать внимание на шильдики Hi-Fi, встречающиеся на устройствах эпохи Перестройки, не нужно.

Лучик света в темном царстве

Несмотря ни на что, Hi-Fi в современном мире продолжает развиваться. Приняв форму lossless-форматов (FLAC и его собратья) и опираясь на качественную аппаратуру, спроектированную с соблюдением баланса себестоимости и качества звучания. Таким образом, вооружившись необходимыми знаниями и опытом, собрать достойную домашнюю Hi-Fi-систему можно за ~$1K. Включая все необходимые компоненты. Да, это не будет Hi-End-ом. Но для прослушивания lossless-форматов уровня 16/44.1, то есть для настоящего CD-качества, этого вполне хватит! Но об этом в следующих частях цикла.

Промежуточные итоги

Непонимание современным обывателем разницы между Hi-Fi и простым аудио – наследие “заботливой” информационной и маркетинговой политики лидеров индустрии звукозаписи. Равно как и производителей аппаратуры, гоняющихся за массовым неснижающимся спросом. Ситуация доведена до абсурда. Чистое воспроизведение какой-либо композиции без шумов и с задействованием всех частотных полос уже является в сознании большинства достаточным признаком Hi-Fi. Но увы, Hi-Fi – это не просто комфортный звук. Это не то, что может выдать заботливо проданная вам консультантом в магазине Bluetooth-колоночка для вашего смартфона. Это то, как произведение звучит вживую. Это достоверный, естественный и ничем не приукрашенный звук. То, какой музыку задумывал и сыграл ее автор/исполнитель. Да, этот уровень стоит доступных многим из нас, хоть и не сверхбольших, денег. Но услышав хоть раз настоящий Hi-Fi, понижать планку уже не хочется. В следующей части мы поговорим о том, как на сегодняшний день создать систему для домашнего воспроизведения музыки в настоящем CD-качестве. До скорого!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Т олько вдумайтесь: термину Hi-Fi, олицетворяющему, по сути своей, последние достижения прогресса в области аудиотехники, исполнилось целых 90 лет! Понятно, что на момент его появления это были скорее теоретические изыскания, и до массового производства подобной аппаратуры было ещё далеко. Однако 70 лет назад уже появилось первое в мире специализированное издание по аудиотехнике, американский журнал Audio.

А вот в 1962 году началось, метафорически выражаясь, начало конца, а именно – Джастин Гордон Холт, основатель ещё одного американского издания, Stereophile, ввёл в оборот термин high end audio , породив тем самым нынешнее ценовое расслоение. Хороший звук становился всё дороже, доступные системы обрастали… хм… функционалом. И умопомрачительными цифрами мощности на коробках.

Казалось бы, что же тут плохого? Скажем так: для человека, любящего музыку и при этом обеспеченного – практически ничего, ведь он по-прежнему может позволить себе покупать качественную аудиотехнику. Ничего не изменилось и для потребителей «музыкальных консервов»: трудолюбивые азиаты освоили выпуск аудиоширпотреба, где с копеечной стоимостью соседствует примерно такое же качество. А вот хороший начальный сегмент Hi-Fi, к сожалению, оказался, что называется, в загоне.

Рискну предположить, что произошло подобное, в том числе, и по банальной причине, характерной для любой золотой середины – наиболее высокому соотношению цена/качество, и, как следствие – наименьшей рентабельности. Основная прибыль приходится на массовый сегмент, премиальные модели зачастую делаются для демонстрации возможностей и поддержания статуса, а вот на «рабочих лошадок» времени и сил уже не остается. Практически у всех. За редким исключением. Одно из которых – британская компания Cambridge Audio .

Бюджетные Hi-Fi-компоненты от Cambridge Audio


Сбалансированный комплект основных АС, «умный» сабвуфер с удобной настройкой — ELAC Debut приятно удивит и и любителя кино и меломана

«Дебюты» примечательны тем, что несмотря на более чем умеренную стоимость, в состав серии два сабвуфера, калибром 10 и 12 дюймов, а также Atmos-колонки, что позволяет укомплектовать с их помощью даже самый современный домашний кинотеатр. Помимо этого, в серии закономерно имеется центральный канал, пара напольных моделей и целых два полочника, что даже при условии создания классической системы 5.1 с напольными фронтами позволяет выбрать из 16 (!) возможных вариантов комплектации.

Любопытно, что в сабвуферах установлены усилители не класса D, мощные, но скажем так, не особо музыкальные, а используется технология BASH, в которой оконечные каскады класса AB питаются блоком питания на базе ШИМ. Вдобавок, в моделях S10EQ и S12EQ, сообразно индексу, применена система автокалибровки под акустику помещения, с использованием мобильного устройства не только для управления (через Bluetooth), но и в качестве… калибровочного микрофона!

Что же получается?

А получается, что полноценную стереосистему или ДК при желании можно собрать по стоимости беспроводной колонки :-), а то и существенно дешевле, было бы желание.


Как мы характеризуем звучание hi-fi? Большинство аудиофилов, скорее всего, скажут, что мы пытаемся воспроизводить звучание как можно более близкое к звучанию оригинала. Поэтому, если вы закрываете глаза, то можете вообразить, что слышите реальный звук.

То, насколько близко можно подойти к реальному звучанию, зависит не только от качества громкоговорителей и электроники, но также и от фундаментальных ограничений стереофонического и многоканального форматов, используемых в настоящее время. Хорошая система в хорошей комнате для прослушивания способна создавать абсолютно убедительную иллюзию реального звучания. Именно такого эффекта необходимо было достичь с естественно записанной акустической музыкой.

Мы стараемся сохранить естественную тональность инструментов и голосов, их относительное расположение в пространстве, а также обеспечить точность воспроизведения в широком динамическом диапазоне. Легче всего достичь этого с камерными ансамблями и солистами, когда помещение прослушивания не слишком отличается по размеру от помещения, в котором производилась запись.

Гораздо сложнее сделать это с большим оркестром, так как в этом случае потребуется создать иллюзию пространства концертного зала в комнате весьма скромных размеров. Конечно же, необходимо принимать во внимание, что инженер звукозаписи учитывает это в своей работе. Поэтому при прослушивании классической и акустической музыки с помощью акустических систем класса «hi-fi» главным вопросом, который мы себе задаем, является: «Это звучание реальное?»

Для студий, записывающих рок или поп-музыку, ситуация немного отличается. Эта музыка создается в студии звукозаписи, и её баланс достигается электронным способом в зависимости от того, как она звучит во время воспроизведения через мониторы в аппаратной студии. Если студия спроектирована правильно, то запись, хорошо звучащая из мониторов аппаратной, будет так же хорошо звучать и при воспроизведении на домашней аудиосистеме в типовой комнате. Подобные записи не имеют такого же эталонного звучания, какое имеет акустическая музыка. Мы полагаемся на то, что звукорежиссёр создает разумно сбалансированную фонограмму, которая будет правильно воспроизводиться типовой домашней аудиосистемой. Сохраняется общее стремление записывать источники звука так, как они звучат в естественном виде, например, электрогитару с усилителем, однако всё чаще для улучшения того, что было записано в студии, используются электронные эффекты.

Например, при студийной записи джазового ансамбля инженер звукозаписи обычно располагает микрофоны рядом с разными группами инструментов с тем, чтобы затем свести их вместе в одной ровной гармоничной фонограмме. Одна группа может записываться «ярко» звучащим микрофоном (или в ярко звучащем месте), а другая с немного другими характеристиками, что помогает свести их вместе с наиболее приятным совместным звучанием, даже если их индивидуальное звучание может в чем-то отличаться от того, что можно услышать, сидя прямо перед ними.

Таким образом, необходимо помнить, что запись не всегда отражает реальное звучание, и учитывать это при использовании студийных записей для оценки качества звучания акустических систем.

Что же касается звуковых дорожек кинофильмов, нужно быть также очень внимательным, так как они чаще гораздо ближе к «эффектам», чем к реальности. При этом качество звучания голосов часто страдает из-за методов их записи и последующей обработки. Однако, как и в случае других жанров, мы собираем вместе записи, которые затем используются как единое целое, и это скажет нам то, что мы должны знать о работе акустических систем.



Загрузка...