sonyps4.ru

Влияние оформления на ачх. Методика тестирования акустических систем

  • DIY или Сделай сам ,
  • Звук
  • Я купил bluetooth-наушники Motorola Pulse Escape. Звучание в целом понравилось, но остался непонятен один момент. Согласно инструкции, в них имеется переключение эквалайзера. Предположительно, наушники имеют несколько вшитых настроек, которые переключаются по кругу. К сожалению, я не смог определить на слух, какие там настройки и сколько их, и решил выяснить это при помощи измерений.

    Итак, мы хотим измерить амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) наушников — это график, который показывает, какие частоты воспроизводятся громче, а какие — тише. Оказывается, такие измерения можно произвести «на коленке», без специальной аппаратуры.

    Нам понадобится компьютер с Windows (я использовал ноутбук), микрофон, а также источник звука — какой-нибудь плеер с bluetooth (я взял смартфон). Ну и сами наушники, конечно.

    (Под катом — много картинок).

    Подготовка

    Вот такой микрофон у меня нашёлся среди старых гаджетов. Микрофон копеечный, для разговоров, не предназначенный ни для записи музыки, ни тем более не для измерений.

    Конечно, такой микрофон имеет свою АЧХ (и, забегая вперёд, диаграмму направленности), поэтому сильно исказит результаты измерений, но для поставленной задачи подойдёт, потому что нас интересуют не столько абсолютные характеристики наушников, сколько то, как они изменяются при переключении эквалайзера.

    У ноутбука имелся всего один комбинированный аудиоразъём. Подключаем туда наш микрофон:


    Windows спрашивает, что за прибор мы подключили. Отвечаем, что это микрофон:


    Windows — немецкий, извините. Я ведь обещал использовать подручные материалы.

    Тем самым единственный аудиоразъём оказывается занятым, поэтому и нужен дополнительный источник звука. Скачиваем на смартфон специальный тестовый аудиосигнал — так называемый розовый шум. Розовый шум — это звук, содержащий весь спектр частот, причём равной мощности по всему диапазону. (Не путайте его с белым шумом! У белого шума другое распределение мощности, поэтому его нельзя использовать для измерений, это грозит повреждением динамиков).

    Настраиваем уровень чувствительности микрофона. Нажимаем правую кнопку мыши на значке громкоговорителя в Windows и выбираем регулировку устройств записи:


    Находим наш микрофон (у меня он получил название Jack Mic):


    Выбираем его в качестве устройства записи (птичка в зелёном кружочке). Выставляем ему уровень чувствительности поближе к максимуму:


    Microphone Boost (если есть) убираем! Это автоматическая подстройка чувствительности. Для голоса — хорошо, а при измерениях будет только мешать.

    Устанавливаем на ноутбук измерительную программу. Я люблю TrueRTA за возможность видеть сразу много графиков на одном экране. (RTA — по-английски АЧХ). В бесплатной демо-версии программа измеряет АЧХ с шагом в октаву (то есть соседние точки измерения отличаются по частоте в 2 раза). Это, конечно, очень грубо, но для наших целей сойдёт.

    При помощи скотча закрепляем микрофон около края стола, так чтобы его можно было накрыть наушником:


    Важно зафиксировать микрофон, чтобы не сдвинулся в процессе измерений. Подсоединяем наушники проводом к смартфону и кладём одним наушником поверх микрофона, так чтобы плотно закрыть его сверху — примерно так наушник охватывает человеческое ухо:


    Второй наушник свободно висит под столом, из него мы будем слышать включённый тестовый сигнал. Убеждаемся, что наушники лежат стабильно, их тоже нельзя сдвигать в процессе измерений. Можно начинать.

    Измерения

    Запускаем программу TrueRTA и видим:


    Основная часть окна — поле для графиков. Слева от него находятся кнопки генератора сигналов, он нам не понадобится, потому что у нас внешний источник сигнала, смартфон. Справа — настройки графиков и измерений. Сверху — ещё кое-какие настройки и управление. Ставим белый цвет поля, чтобы лучше видеть графики (меню View → Background Color → White).

    Выставляем границу измерений 20 Hz и количество измерений, скажем, 100. Программа будет автоматически делать указанное количество измерений подряд и усреднять результат, для шумового сигнала это необходимо. Выключаем отображение столбчатых диаграмм, пусть вместо них рисуются графики (кнопка сверху с изображением столбиков, отмечена на следующем скриншоте).

    Сделав настройки, производим первое измерение — это будет измерение тишины. Закрываем окна и двери, просим детей помолчать и нажимаем Go:


    Если всё сделано правильно, в поле начнёт вырисовываться график. Подождём, пока он стабилизируется (перестанет «плясать» туда-сюда) и нажмём Stop:


    Видим, что «громкость тишины» (фоновых шумов) не превышает -40dBu, и выставляем (регулятор dB Bottom в правой части окна) нижнюю границу отображения в -40dBu, чтобы убрать фоновый шум с экрана и покрупнее видеть график интересующего нас сигнала.

    Теперь будем измерять настоящий тестовый сигнал. Включаем плеер на смартфоне, начав с малой громкости.

    Запускаем измерение в TrueRTA кнопкой Go и постепенно прибавляем громкость на смартфоне. Из свободного наушника начинает доноситься шипящий шум, а на экране возникает график. Добавляем громкость, пока график не достигнет по высоте примерно -10...0dBu:


    Дождавшись стабилизации графика, останавливаем измерение кнопкой Stop в программе. Плеер тоже пока останавливаем. Итак, что мы видим на графике? Неплохие басы (кроме самых глубоких), некоторый спад к средним частотам и резкий спад к верхним частотам. Напоминаю, что это не настоящая АЧХ наушников, свой вклад вносит микрофон.

    Этот график мы возьмем в качестве эталонного. Наушники получали сигнал по проводу, в этом режиме они работают как пассивные динамики без всяких эквалайзеров, их кнопки не действуют. Занесём график в память номер 1 (через меню View → Save to Memory → Save to Memory 1 или нажав Alt+1). В ячейках памяти можно сохранять графики, а кнопками Mem1..Mem20 в верхней части окна включать или отключать показ этих графиков на экране.

    Теперь отсоединяем провод (как от наушников, так и от смартфона) и подключаем наушники к смартфону по bluetooth, стараясь не сдвинуть их на столе.


    Снова включаем плеер, запускаем измерение кнопкой Go и, регулируя громкость на смартфоне, приводим новый график по уровню к эталонному. Эталонный график изображён зелёным, а новый — синим:


    Останавливаем измерение (плеер можно не выключать, если не раздражает шипение из свободного наушника) и радуемся, что по bluetooth наушники выдают такую же АЧХ, как по проводу. Заносим график в память номер 2 (Alt+2), чтоб не ушёл с экрана.

    Теперь переключаем эквалайзер кнопками наушников. Наушники рапортуют бодрым женским голосом «EQ changed». Включаем измерение и, дождавшись стабилизации графика, видим:


    Хм. Кое-где есть отличия в 1 децибел, но это как-то несерьёзно. Скорее похоже на погрешности измерений. Заносим и этот график в память, переключаем эквалайзер ещё раз и после измерения видим ещё один график (если очень хорошо присмотреться):


    Ну, вы уже поняли. Сколько я ни переключал эквалайзер на наушниках, никаких изменений это не давало!

    На этом, в принципе, можно заканчивать работу и делать вывод: у этих наушников работающего эквалайзера нет . (Теперь понятно, почему его не получалось услышать).

    Однако тот факт, что мы не увидели никаких изменений в результатах, огорчает и даже вызывает сомнения в правильности методики. Может, мы измеряли что-то не то?

    Бонусные измерения

    Чтобы убедиться, что мы измеряли АЧХ, а не погоду на Луне, давайте покрутим эквалайзер в другом месте. У нас же есть плеер в смартфоне! Воспользуемся его эквалайзером:

    Я купил bluetooth-наушники Motorola Pulse Escape. Звучание в целом понравилось, но остался непонятен один момент. Согласно инструкции, в них имеется переключение эквалайзера. Предположительно, наушники имеют несколько вшитых настроек, которые переключаются по кругу. К сожалению, я не смог определить на слух, какие там настройки и сколько их, и решил выяснить это при помощи измерений.

    Итак, мы хотим измерить амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) наушников — это график, который показывает, какие частоты воспроизводятся громче, а какие — тише. Оказывается, такие измерения можно произвести «на коленке», без специальной аппаратуры.

    Нам понадобится компьютер с Windows (я использовал ноутбук), микрофон, а также источник звука — какой-нибудь плеер с bluetooth (я взял смартфон). Ну и сами наушники, конечно.

    (Под катом — много картинок).

    Подготовка

    Вот такой микрофон у меня нашёлся среди старых гаджетов. Микрофон копеечный, для разговоров, не предназначенный ни для записи музыки, ни тем более не для измерений.

    Конечно, такой микрофон имеет свою АЧХ (и, забегая вперёд, диаграмму направленности), поэтому сильно исказит результаты измерений, но для поставленной задачи подойдёт, потому что нас интересуют не столько абсолютные характеристики наушников, сколько то, как они изменяются при переключении эквалайзера.

    У ноутбука имелся всего один комбинированный аудиоразъём. Подключаем туда наш микрофон:


    Windows спрашивает, что за прибор мы подключили. Отвечаем, что это микрофон:


    Windows — немецкий, извините. Я ведь обещал использовать подручные материалы.

    Тем самым единственный аудиоразъём оказывается занятым, поэтому и нужен дополнительный источник звука. Скачиваем на смартфон специальный тестовый аудиосигнал — так называемый розовый шум. Розовый шум — это звук, содержащий весь спектр частот, причём равной мощности по всему диапазону. (Не путайте его с белым шумом! У белого шума другое распределение мощности, поэтому его нельзя использовать для измерений, это грозит повреждением динамиков).

    Настраиваем уровень чувствительности микрофона. Нажимаем правую кнопку мыши на значке громкоговорителя в Windows и выбираем регулировку устройств записи:


    Находим наш микрофон (у меня он получил название Jack Mic):


    Выбираем его в качестве устройства записи (птичка в зелёном кружочке). Выставляем ему уровень чувствительности поближе к максимуму:


    Microphone Boost (если есть) убираем! Это автоматическая подстройка чувствительности. Для голоса — хорошо, а при измерениях будет только мешать.

    Устанавливаем на ноутбук измерительную программу. Я люблю TrueRTA за возможность видеть сразу много графиков на одном экране. (RTA — по-английски АЧХ). В бесплатной демо-версии программа измеряет АЧХ с шагом в октаву (то есть соседние точки измерения отличаются по частоте в 2 раза). Это, конечно, очень грубо, но для наших целей сойдёт.

    При помощи скотча закрепляем микрофон около края стола, так чтобы его можно было накрыть наушником:


    Важно зафиксировать микрофон, чтобы не сдвинулся в процессе измерений. Подсоединяем наушники проводом к смартфону и кладём одним наушником поверх микрофона, так чтобы плотно закрыть его сверху — примерно так наушник охватывает человеческое ухо:


    Второй наушник свободно висит под столом, из него мы будем слышать включённый тестовый сигнал. Убеждаемся, что наушники лежат стабильно, их тоже нельзя сдвигать в процессе измерений. Можно начинать.

    Измерения

    Запускаем программу TrueRTA и видим:


    Основная часть окна — поле для графиков. Слева от него находятся кнопки генератора сигналов, он нам не понадобится, потому что у нас внешний источник сигнала, смартфон. Справа — настройки графиков и измерений. Сверху — ещё кое-какие настройки и управление. Ставим белый цвет поля, чтобы лучше видеть графики (меню View → Background Color → White).

    Выставляем границу измерений 20 Hz и количество измерений, скажем, 100. Программа будет автоматически делать указанное количество измерений подряд и усреднять результат, для шумового сигнала это необходимо. Выключаем отображение столбчатых диаграмм, пусть вместо них рисуются графики (кнопка сверху с изображением столбиков, отмечена на следующем скриншоте).

    Сделав настройки, производим первое измерение — это будет измерение тишины. Закрываем окна и двери, просим детей помолчать и нажимаем Go:


    Если всё сделано правильно, в поле начнёт вырисовываться график. Подождём, пока он стабилизируется (перестанет «плясать» туда-сюда) и нажмём Stop:


    Видим, что «громкость тишины» (фоновых шумов) не превышает -40dBu, и выставляем (регулятор dB Bottom в правой части окна) нижнюю границу отображения в -40dBu, чтобы убрать фоновый шум с экрана и покрупнее видеть график интересующего нас сигнала.

    Теперь будем измерять настоящий тестовый сигнал. Включаем плеер на смартфоне, начав с малой громкости.

    Запускаем измерение в TrueRTA кнопкой Go и постепенно прибавляем громкость на смартфоне. Из свободного наушника начинает доноситься шипящий шум, а на экране возникает график. Добавляем громкость, пока график не достигнет по высоте примерно -10...0dBu:


    Дождавшись стабилизации графика, останавливаем измерение кнопкой Stop в программе. Плеер тоже пока останавливаем. Итак, что мы видим на графике? Неплохие басы (кроме самых глубоких), некоторый спад к средним частотам и резкий спад к верхним частотам. Напоминаю, что это не настоящая АЧХ наушников, свой вклад вносит микрофон.

    Этот график мы возьмем в качестве эталонного. Наушники получали сигнал по проводу, в этом режиме они работают как пассивные динамики без всяких эквалайзеров, их кнопки не действуют. Занесём график в память номер 1 (через меню View → Save to Memory → Save to Memory 1 или нажав Alt+1). В ячейках памяти можно сохранять графики, а кнопками Mem1..Mem20 в верхней части окна включать или отключать показ этих графиков на экране.

    Теперь отсоединяем провод (как от наушников, так и от смартфона) и подключаем наушники к смартфону по bluetooth, стараясь не сдвинуть их на столе.


    Снова включаем плеер, запускаем измерение кнопкой Go и, регулируя громкость на смартфоне, приводим новый график по уровню к эталонному. Эталонный график изображён зелёным, а новый — синим:


    Останавливаем измерение (плеер можно не выключать, если не раздражает шипение из свободного наушника) и радуемся, что по bluetooth наушники выдают такую же АЧХ, как по проводу. Заносим график в память номер 2 (Alt+2), чтоб не ушёл с экрана.

    Теперь переключаем эквалайзер кнопками наушников. Наушники рапортуют бодрым женским голосом «EQ changed». Включаем измерение и, дождавшись стабилизации графика, видим:


    Хм. Кое-где есть отличия в 1 децибел, но это как-то несерьёзно. Скорее похоже на погрешности измерений. Заносим и этот график в память, переключаем эквалайзер ещё раз и после измерения видим ещё один график (если очень хорошо присмотреться):


    Ну, вы уже поняли. Сколько я ни переключал эквалайзер на наушниках, никаких изменений это не давало!

    На этом, в принципе, можно заканчивать работу и делать вывод: у этих наушников работающего эквалайзера нет . (Теперь понятно, почему его не получалось услышать).

    Однако тот факт, что мы не увидели никаких изменений в результатах, огорчает и даже вызывает сомнения в правильности методики. Может, мы измеряли что-то не то?

    Бонусные измерения

    Чтобы убедиться, что мы измеряли АЧХ, а не погоду на Луне, давайте покрутим эквалайзер в другом месте. У нас же есть плеер в смартфоне! Воспользуемся его эквалайзером:

    Методика создания акустических систем (часть №7)

    Настройка АЧХ

    Этап 1.

    Начнем настройку с самого простого. Изучаем область низких частот. Здесь для двухполосной АС с ФИ проблем не будет.

    Естественно, измеряем полностью собранную, со звукопоглотителем внутри, прилично загерметезированную "колонку" с выведенными и помеченными кабелями отдельно от ВЧ и НЧ головок. Рекомендую проложить их наружу на время измерения через щелевой ФИ, изготовив эти кабели достаточно длинными. Разумеется, полочная акустическая система установлена по критерию: 100 см от пола до центра ВЧ динамика.

    Для начала измерьте АЧХ в ближней зоне (микрофон в нескольких сантиметрах от диффузора НЧ динамика). При этом ФИ надо превратить в закрытый ящик. Для этого туго забейте его выход синтепоном или ватином (осторожно, не оборвите провода от громкоговорителей!). Зарисуйте полученную характеристику. Пример на Рис. 27.

    В процессе измерений сохраняйте неизменным расстояние между диффузором и микрофоном.

    Этап 2.

    Измерьте АЧХ на расстоянии 1,5-2 м качающимся микрофоном по изложенной методике. Затем освободите ФИ от заглушающих материалов и повторите измерения. Определите приращение отдачи по НЧ, связанное с работой ФИ и зарисуйте АЧХ этого приращения. Результаты Ваших измерений могут выглядеть так, как изображено на Рис. 28.

    Изобразите на Рис. 27 ход АЧХ с учетом действия ФИ, добавляя к измеренным значениям приращения, известные для каждого значения частоты сигнала, сверяясь с Рис. 28.

    Теперь вы можете увидеть АЧХ вашей АС на низких частотах так же достоверно, как при измерениях в безэховой камере. Эта информация позволяет принять необходимые меры, если НЧ воспроизводятся слишком неравномерно.

    Например, подъем, возможный в области 80-160 Гц с максимумом в районе 100-125 Гц чаще всего связан с излишней высокой добротностью громкоговорителя в конкретном акустическом оформлении. Если подъем превышает +2дБ в диапазоне шире одной третьоктавной полосы (допустим: на 100 Гц - +3 дБ и на 125 Гц - +2 дБ), то имеет смысл оснастить динамик "панелью акустистического сопротивления" (ПАС).

    Наиболее эффективный способ создания ПАС - заклеивание окон диффуззородержателя двумя слоями синтепона. Трение воздуха в порах материала снизит добротность АС и уменьшит отдачу на НЧ, особенно в области резонанса громкоговорителя, что и требуется в данном случае. Заклеивать окна громкоговорителя - нелегко. Нужно постараться надежно приклеить "заплатки" по периметру окон и не облить клеем движущиеся части динамика.

    Рекомендую на этапе сборки корпуса разделить трубу ФИ на две равные части продольной перегородкой по всей длине этой трубы. Места соприкосновения этой перегородки с деталями корпуса, образующим ФИ, нужно проклеить ПВА для герметизации и исключения дребезга от вибраций корпуса.

    ФИ из двух труб позволит, при необходимости, заблокировать одну трубу туго забив ее звукопоглотителем. Это понадобится, если область и величина подъема НЧ при помощи ФИ окажется слишком велики. "Половинный" ФИ настроен ниже по частоте и поднимает "бас" в меньшей степени.

    Кстати, перегородка в ФИ несколько улучшает жесткость корпуса. Поэтому, для укрепления задней стенки, перегородку стоит сделать длиннее трубы ФИ и "дотянуть" до верхней крышки АС (если ФИ выходит назад и вниз).

    Разумеется, рейка перегородки должна на всем протяжении быть прочно склеена с деталями корпуса АС. Эскиз ФИ с перегородкой - на Рис. 29.

    Признаком избыточной эффективности ФИ является подъем более +2дБ на протяжении хотя бы 2-х третьоктавных полос в диапазоне от 40 до 100 Гц. Наиболее вероятен максимум в области 50-80 Гц.

    Для выравнивания хода АЧХ на НЧ следует использовать результаты измерений в ближней зоне, с учетом поправок, учитывающих действие ФИ. Если избыток отдачи наблюдается только в пределах одной третьоктавной полосы. Но величина подъема превышает +3дБ - имеет смысл принять п речисленные выше меры по выравниванию АЧХ.

    Этап 3.

    Теперь приступим к измерению АЧХ Ваших АС в широком диапазоне частот. В процессе настройки нет смысла охватывать диапазон шире, чем 40 Гц - 16 кГц. Маловероятно, что полочная АС будет "страдать&qu t; избытком отдачи при воспроизведении сигналов ниже 40 Гц. Если же АС почти не излучает звук ниже 40 Гц - ничего страшного. Даже напольные АС редко эффективны в диапазоне 20-30 Гц. Расширение полосы вниз от 80 Гц до 40 Гц очень заметно. Расширение полосы от 40 до 20 Гц - гораздо менее заметно.

    Замеры в избыточно широкой полосе напрасно расходуют Ваше время, силы, ресурс аппаратуры, в том числе шумомера. Быстрее всего у шумомера изнашивается переключатель чувствительности, который, по совместительству, является выключателем питания. В процессе работы приходится часто пользоваться этим переключателем.

    Берегите оборудование и свои силы, которые пригодятся для выполнения трудной задачи по выравниванию АЧХ в основном диапазоне частот. В процессе уточняющей настройки разумно дополнительно сузить контролируемый диапазон до 100 Гц-10 кГц, в отдельных случаях - даже до 125-8000 Гц.

    Предположим, что Вы измеряете АЧХ уже хорошо настроенной АС. Скорее всего результат будет выглядеть так, как показано на Рис. 30.

    Не похоже на привычные, почти идеальные характеристики приводимые производителями? Одна из причин кажущейся "кривизны" - сильно растянутая шкала уровня звукового давления (2 дБ на "клетку"). Все отклонения видны, как под увеличительным стеклом.

    Кроме того, эта реальная АЧХ гораздо информативнее обычных "показушных" графиков, ничего не говорящих о звучании. Стереопара АС будет иметь ровную АЧХ на СЧ, если обеспечить показанный на Рис. 30 наклон характеристик в этой области звукового спектра при настройке одиночной АС.

    Крутизна наклона соответствует приращению среднего уровня примерно на 1 дБ с ростом частоты от 300 Гц до 2-2,5 кГц. Необходимо научиться примерно усреднять ход АЧХ, научиться видеть среднюю линию, относительно которой строится реальная характеристика отклоняющаяся в разных третьоктавных полосах "вверх" и "вниз".

    Чем точнее проведена средняя линия, тем меньше, в среднем, величина отклонений от нее реальной АЧХ. Чем шире анализируемый отрезок в частотной области, тем грубее аппроксимация прямой линией.

    Точнее отражает ситуацию изображение среднего уровня в виде плавно изгибающейся кривой. Эта кривая хорошо согласуется со слуховым восприятием особенностей тембрального баланса АС. При оценке тембра звучания слух игнорирует локальные неравномерности АЧХ. Тем не менее, следует, по возможности, уменьшать локальные неравномерности. При этом улучшается натуральность звучания, звук становится чище и "красивее".

    На определенном этапе борьбы с локальными неравномерностями возникнет соблазн пожертвовать правильностью тембрального баланса, определяемого усредненным ходом АЧХ. Важно вовремя остановится. Не "разглаживайте" характеристику в ущерб балансу тембра. Отдельные звуки станут чище, но в целом воспроизведение музыки станет неадекватным.

    Как уже говорилось, для сохранения конкретных художественных образов, сознательно создаваемых исполнителем музыки, необходимо обеспечить правильную передачу тембрального баланса в целом и, особенно, в области средних частот.

    Нередко при попытках провести экспертное прослушивание, совершается следующая ошибка: в качестве тестового материала используются короткие фрагменты звучания разных музыкальных инструментов (как, например, на тестовом диске фирмы STAX) или неудачные аудиофильские CD с красиво записанными малыми составами музыкантов, создающими невыразительные, малосодержательные художественные образы. На таком материале возникает соблазн пожертвовать тембральным балансом в пользу локальной гладкости АЧХ.

    Полноценная музыка при такой настройке "разваливается" на отдельные, не связанные художественным образом звуки. Слушать музыку становится неинтересно, поэтому обладатели "колонок", настроенных таким образом, слушают небольшое количество аудиофильских дисков ради созерцания красивых звуков.

    Это похоже на выбор книг неграмотным человеком: интерес вызывают только книжки с картинками. Для слушателя, понимающего язык музыки, круг интересных звукозаписей чрезвычайно широк и разнообразен. Довольно удобно при тестировании использовать диски с качественно записанной музыкой в сочетании с художественной ценностью этой музыки. Обратите внимание, например, на диски, издаваемые фирмами Deutshe Grammophon, Decca, Мелодия. Существенная доля дисков, записанных под эгидой перечисленных фирм, соответствует этой рекомендации.

    Интересно, что в США и Германии диски отечественной фирмы "Мелодия " вдвое дороже других дисков с теми же музыкальными произведениями. Речь идет о классической музыке, записанной хорошими оркестрами под руководством выдающихся дирижеров в период от 60-х до 80-х годов.

    Среди тестового материала обязательно, должны быть записи вокала, фортепиано, различная трудновоспроизводимая из-за насыщенного, некомфортного тембра музыка. Отдавайте предпочтение записям, в которых исполнителями созданы интересные и понятные Вам художественные образы.

    Приведу примеры эффективного использования некоторых отрывков с "АУДО МАГАЗИН ТЕСТ - CD1 ":

    Трек #2 - виолончель ведет мелодию как бы с "томным надрывом". Становится понятно, почему некоторые великие певцы учились интонациям у виолончели;

    Трек #3 - пианист в "агрессивной" манере показывает звучание инструмента;

    При хорошей настройке АС должны быть сбалансированы все звуки фортепиано - короткие удары по клавишам, яркие звуки только что возбужденных молоточками струн, размашистые призвуки поющих аккордов. Музыкант "пробегает" по клавиатуре сначала вниз, потом вверх. Если АЧХ хорошо сбалансирована, то при такой пробежке громкость звуков разной высоты должна быть примерно одинаковой.

    Трек #8 - при плохой АЧХ чарующая, ритмичная, "переливающаяся" музыка местами будет напоминать "какофонию";

    Трек #11 - если настройка АС не точна, во время пиццикато возникает ощущение, что музыкант запутался в струнах;

    Если баланс СЧ нарушен в пользу нижнего края середины, то возникнет ощущение, что Карузо создает образ старого, вялого человека, поющего в замедленном темпе. Если же баланс СЧ "перекошен" в пользу верхнего края середины, то возникает образ очень молодого суетливого человека, который торопится быстрее пропеть свою партию и убежать со сцены.

    Трек #17 - выдающийся тенор Джильи создает яркий и мужественный образ;

    Если баланс с преобладанием нижнего края СЧ, то "взлетность" голоса исчезает. В пении прорезываются такие оттенки... Как бы сказать так, чтобы никого не обидеть? Попробуйте вспомнить, с какими интонациями говорит киноартист, если играет гомосексуалиста. Когда баланс наклонен в пользу верхнего края средних частот, голос Джильи становится металличнее, чем необходимо. Исчезают тонкие интонационные ходы. Ухудшается "телесность" и натуральность звучания. Трек #17 позволяет сбалансировать АЧХ на средних частотах, точнее чем измерения при помощи микрофона.

    Вернемся к Рис. 30.

    В комнате 12-20 м2 с высотой потолка 2,6-3 м имеет место следующий неприятный эффект: при высоте НЧ динамика примерно 60-90 см от пола возникает "провал" отдачи в диапазоне примерно от 160 до 300 Гц. В зависимости от конкретной АС и комнаты зона провала может охватывать различные диапазоны, например от 80 до 250 Гц, или от 200 до 300 Гц. Вариантов может быть много. Глубина "провала" от 2-3 дБ до 6-10 дБ (в среднем).

    В излучении АС этого провала нет (при правильной настройке). Это беда - следствие взаимодействия "колонки" и помещения. Особенно сильный вклад вносит взаимодействие с полом, поэтому, даже в комнатах больше 30 м2 и с высотой потолка более 3м, этот провал полностью не исчезает.

    Не следует пытаться ликвидировать эту неравномерность настройкой АС или при помощи эквалайзера. Дело в том, что картина стоячих волн устанавливается в помещении не сразу. Время до установления соизмеримо со временем необходимым для слухового анализа атак звукоизвлечения. По атакам человек идентифицирует музыкальные инструменты, их нельзя искажать. Речь идет о длительностях от 3-5 до 200-300 миллисекунд.

    Если Вы не пытаетесь исправить рассматриваемый "провал" АЧХ, то сохраняется естественность звучания. Но это не значит, что подобная "кривизна" характеристики совершена безвредна. Она проявляется в уменьшении масштабности звучания, в "мельчании" звуковых образов по сравнению с натуральными. Может пострадать ритмическая основа танцевальной музыки.

    Для двухполосных АС с расположением НЧ динамика на высоте 60-90 см эта проблема - неразрешима, поэтому не обращайте на нее внимание. В безэховой камере этот эффект не обнаруживается.

    Для трехполосных АС и двухполосных с дополнительным НЧ-СЧ динамиком, расположенным ниже основного, ситуация несколько меняется. Среднее положение эквивалентного излучателя низких частот - 30-70 см от пола. Глубина "провала" несколько, уменьшается, но он все равно остается!

    Не надо для борьбы с "провалом" размещать НЧ динамик низко, если этот громкоговоритель излучает и на средних частотах. Звук станет гораздо хуже. Начнется "гудение", вертикальная локализация будет безобразной.

    В 1995 году мне удалось создать конструкцию АС лишенную обсуждаемого недостатка. В этих АС область ниже 100 Гц излучается на высоте ~10 см от пола, диапазон 125-250 Гц воспроизводится отверстием на высоте 50 см от пола, а участок выше 300 Гц - громкоговорителями, расположенными на высоте ~85 см.

    Такая конструкция исключительно трудно настраивается. Я совершенствовал балансировку АЧХ с 1995 до 2001 года. Получившаяся пара АС создает полноразмерные звуковые образы. Но я не хочу создавать новые АС такого типа. Они очень сложные и поэтому, дорогие. Настраивая их можно лишиться здоровья.

    Опять обратимся к Рис. 30.

    Оптимальный уровень отдачи в области 3-6 кГц - примерно - 2 дБ. Если обеспечить равенство этой области и средних частот, то звучание приобретает "шершавый", металличный, "скворчащий", сухой оттенок. Шипящие и свистящие звуки речи будут излишне подчеркнуты. С другой стороны, если уровень воспроизведения этой области упадет ниже -3...-4 дБ, звучание упростится, пропадут детали, ухудшится передача индивидуальности исполнителей. Будут хуже передаваться тонкие лирические оттенки художественных образов. Так же ухудшится передача "воздуха".

    Область 8-10 кГц желательно воспроизводить в точном балансе со СЧ. Если форсировать 8-10 кГц, то перкуссии начнут солировать, что неестественно. При этом шипящие и свистящие звуки речи, удары медиатора по струнам и прочие ВЧ звуки будут так подчеркнуты, что начнут навязывать свой примитивный ритм, маскируя тонкие ритмические ходы солистов, выражаемые при помощи средних частот.

    Если 8-10кГц будут "провалены", то звучание струн, "хай-хета" и прочих инструментов с интенсивными ВЧ составляющими спектра потеряют красоту, станет грубым. Металлические тарелки станут "бумажными".

    Интересно, что завал на 2 дБ в области 3-6 кГц подчеркивает красоту и утонченность звуков выше 8 кГц.

    Уровень воспроизведения зоны 12,5-16 кГц в идеале равен уровню 8-10 кГц или несколько меньше, до -4 дБ (усредняя между 12,5 и 16 кГц). Терпимо, если 12,5 кГц не превышает +2 дБ относительно 8-10 кГц.

    Для 16 кГц допустимый диапазон - от +5 до -8 дБ.

    Подозрительно, если пики отдачи на низких частотах превышают максимумы отдачи на средних частотах. Например, на Рис. 30 обращает на себя внимание пик в +1,5 дБ на частоте 100 Гц относительно максимума уровня средних частот на 1,6 кГц. В таких случаях следует провести дополнительную субъективную экспертизу. Если уровень НЧ реально завышен - бас недостаточно артикулирован, темп музыки кажется несколько замедленным. Басовый аккомпанемент может солировать, что совершено неестественно.

    Избыточный бас маскирует тонкие интонационные оттенки на средних частотах. Звучание становится примитивным, грубым, тяжелым, "давящим". Большая удача, если НЧ динамик в выбранном Вами акустическом оформлении "подарит" приемлемый тембральный баланс. Если он при этом чуть-чуть отличается от желаемого, "простите" это. Не факт, что Вы найдете лучший баланс при помощи фильтров.

    В этом случае не исключено, что при помощи простейшего фильтра для ВЧ головки удастся получить хорошую АЧХ акустической системы в целом. Простейший фильтр тоже дает некоторую гибкость в настройке. Он изображен на Рис. 31.

    Подбирая величину С3 можно менять наклон АЧХ. Если необходимо, при помощи введения R6 нужного номинала можно обеспечить баланс области 6-16 кГц (ориентировочно) со средними частотами.

    Пробуйте подбирать элементы фильтра как для синфазного включения НЧ и ВЧ динамиков, так и противофазного. Выберите лучший вариант, отдавая предпочтение субъективной экспертизе.

    В одной из последующих публикаций я расскажу о созданной мной модели АС без фильтра на НЧ и с простейшим фильтром на ВЧ. В этих АС установлены динамики фирмы SEAS и VIFA.

    Самый сложный из рассмотренных вариантов - фильтры второго порядка для НЧ и ВЧ динамиков. Настраивать такую АС трудно для новичка, но этот вариант дает наибольшую гибкость настройки лучшую равномерность озвучивания помещения за счет расширенной диаграммы направленности.

    В некоторых случаях потребуется усложнить ВЧ фильтр. Если ВЧ динамик имеет АЧХ с чрезмерным подъемом в какой либо области, то можно нормализовать ситуацию введением резонансного контура, соблюдая правила, изложенные для НЧ фильтров, изображенных на рисунке 8, 10, 12, 13, 16. Один из возможных вариантов такого ВЧ фильтра показан на Рис. 32. Пример действия корректирующего контура L4C4 - на Рис. 33.



    Загрузка...