sonyps4.ru

Влияние гаджетов на детей дошкольного возраста. Современные дети и гаджеты

Танатофобия – инстинкт самосохранения?

С самых первых лет своего существования человек регулярно испытывает чувство страха. Иногда это здоровый страх, который работает в качестве механизма, предупреждающего организм об опасности, но иногда страх становится патологическим, перманентным – человек боится чего-то, думает об этом каждую секунду. И такая фобия зачастую бывает безотчетной, возникающей внезапно, неконтролируемой. С ней невозможно бороться самому, невозможно преодолеть. К примеру, страх смерти, который не дает спокойно жить тысячам людей. Психологи считают, что танатофобия лежит в основе всех страхов.

Распространена точка зрения, согласно которой боязнь смерти – это естественное ощущение человека, представляющее собой своеобразный аспект инстинкта самосохранения. Лишь в несколько мутированной, увеличенной форме, которая становится навязчивой.

Есть этот инстинкт и у животных, но проявляется он лишь в по-настоящему опасных ситуациях, а затем приглушается до следующей страшной ситуации, в которой действительно велика вероятность смерти. Но животные не могут думать о том, как победить страх смерти. Дело в том, что у животных, в отличие от человека, нет понятия будущего, они живут исключительно настоящим моментом, здесь и сейчас.

Точно такое же отношение свойственно маленьким детям, которые освобождены от необходимости планировать. И уже по мере взросления ребенок начинает подвергать весь полученный опыт анализу и вычленять какие-то истины и выводы из произошедшего с ними. Они начинают задумываться о том, будет ли он существовать завтра, что может случиться, и вот тут-то и рождается страх смерти, от которого трудно избавиться. В частности, это именно боязнь неизвестного. Так как люди привыкли думать «я боюсь, что случится что-то плохое, так как я не знаю будущего». Все перемены в жизни происходят внезапно, судьбу невозможно узреть, поэтому все эти мысли и становятся страхом, который называется танатофобия, то есть боязнь смерти.

Вегето-сосудистая дистония как важный фактор фобии

Частый синдром всд – танатофобия. Больной всд человек боится всего – новых болезней, несчастных случаев, толпы, одинокой старости. Этому дано название – «экзистенциальный страх». Фобия сопровождается сильными паническими атаками, когда мысль «боюсь» становится превыше всего. Здесь и учащенное сердцебиение и угнетенное состояние духа – все это испытывает на себе человек с всд. Страхи, возникшие в период всд очень мешают индивиду спокойно жить, они отравляют его существование, лишают его свободы деятельности, он мало что может успешно делать. Фобия со временем лишь усиливается, развивает неуверенность в себе, неудовлетворенность своими возможностями, а так же глубокую депрессию.

Боязнь смерти среди всех возможных страхов при всд является самой опасной. В особенности, когда человек первый раз на себе испытывает приступ всд. Механизм фобии таков, что пережив страх единожды, мы переносим его на повседневные жизненные события. Один раз больному всд стало плохо в магазине – и теперь он всегда в магазине будет испытывать страх, мысль «боюсь» будет сжирать его. Боязнь смерти благодаря всд теперь будет его верным спутником на шопинге.

И что же тут делать? Нужно четко сказать себе, что вы понимаете, что с вами происходит. Что во всем виновато всд. Что эта фобия – искусственная. Бояться смерти – нельзя, боязнь – выдумка. С вами ничего не случится, смерти впереди не видать. «Я смерти не боюсь» должно стать в паре с ровным дыханием лечением от панического страха при всд, и фобия отойдет.

Почему дети боятся умереть

Страх смерти как фобия в течение всей жизни человека проходит через несколько периодов, она то гаснет, то вспыхивает с большой силой. Впервые этот страх может появиться в раннем детстве. Детки сталкиваются со страхом еще в том возрасте, когда не могут описать его словами, до конца не осознают его, не знаю, что делать, как побороть страх смерти. Смерть они узнают по-разному, кто-то видит мертвое животное, кто-то замечает гнилые листики под ногами, кто-то сталкивается со смертью родственников.

Родителям приходится объяснять им понятие смерти и несправедливость – почему кто-то должен умирать, почему нельзя жить вечно? Особенно тяжким представляется подведение ребенка к той мысли, что и его черед придет. Многие пытаются приукрасить действительность, рассказывая истории про ангелочков и рай, часто это действительно помогает побороть у детей страх смерти. Однако нет причин это делать, это действует лишь на время, ведь взрослея, дитя узнает, что все не так радужно, как ему говорили родители, и фобия снова возвращается к нему.

Часто боязнь умереть появляется у детей 5-8 лет. Выражается танатофобия индивидуально, зависят проявления страха от того, с кем живет ребенок, что происходит в семье, что он видит на улице и на экране телевизора. Избавиться от нее непросто. Конечно, в большей степени страх смерти встречается у детей, близкие люди которых погибли при их жизни. Часто боязнь мучает эмоциональных и впечатлительных дошкольников, которые не имеют мужской защиты и влияния, причем девочки боятся смерти чаще и сильнее, чем мальчики.

Интересно, что страх смерти часто отсутствует у детей, чьи родители жизнерадостны и оптимистичны. Порой родители создают для своего ребенка искусственный добрый мир, в котором ему якобы нечего бояться. Такие дети никогда не говорят «боюсь смерти». Они растут более равнодушными, не тревожатся как за себя, так и за других, им не надо бороться со страхом. Также фобия может отсутствовать у детей, чьи родители – хронические алкоголики, у таких дошкольников эмоциональность притупляется, все глубокие переживания мимолетны и неустойчивы. Они никогда не скажут, мол, я боюсь чего-то.

Страх гибели у подростков

В подростковом возрасте фобия гибели и боязнь смерти проявляет себя в полной мере. Подростки начинают более адекватно оценивать окружающий их мир, думы и размышления о смерти занимают не последнюю роль в их разуме, они даже подумывают о самоубийстве как о спасении от невыносимой, по их меркам, жизни. На них наваливается огромный груз переходного возраста, возникают новые проблемы, которые они должны преодолеть. Те понятия о жизни, которые им давали в детстве, уже не могут их удовлетворить. И вот, остается она один на один с пугающей мыслью «боюсь умереть», ведь никто не бессмертен. А вдруг он умрет завтра, послезавтра? И что же ему делать? Как справиться со страхом смерти?

Вариантов здесь много. Некоторые подростки чтоб заглушить боязнь смерти прибегают к наркотикам, алкоголю. Они попадают в уютные секты, где ему навязывают чужие мысли и «спасительные» идеи, ему четко диктуют, что надо делать. Другие же предпочитаются бороться со страхом другими методами. Они начинают жить в виртуальном мире, все время проводя за компьютерными играми и интернет-серфингом, стараясь скрыть боязнь, они не хотят делать ничего полезного. Так они стараются преодолеть смерть, абстрагировавшись от реального мира.

Другие становятся циничными и дерзкими, увлекаясь жестокостью, фильмами ужасов, кровавыми видеоиграми. Они глумятся над смертью, и фобия почти отступает, как им кажется. «Я смерти не боюсь» твердят они себе смело, частенько идя на безрассудный риск и бросая вызов смерти. Залазят на крышки, ищут неприятности на темных улицах, цепляются за вагоны поездов. Они могут делать все, что им заблагорассудится, но все равно в голове присутствует тихая, глубоко запрятанная мысль «боюсь умереть» .

Часто под давлением общества подростки становятся на популярный путь – отрицание смерти. Казалось бы, если нее нет, то незачем и признаваться, мол «боюсь смерти», незачем переживать и бояться. Можно наслаждаться, жить полной жизнью, заниматься карьерой. Современная жизнь предлагает нам огромное количество удовольствий, каждое из которых хочется испытать. И страх смерти отступает.

Оправданный страх

Как правило, люди пожилого возраста редко говорят о страхе перед самой смертью. Для них страшнее процесс умирания, от болезни, от старости, в одиночестве. Они испытывают страх перед потерей контроля за происходящими событиями и своими телесными функциями. Исследования показали, что старики чаще испытывают страх смерти, однако реже, чем молодые открыто признают это. Они часто говорят «я смерти не боюсь».

Выявлено, что больные ВИЧ-инфекцией и здоровые люди испытывают сходные степени осознанного страха перед умиранием, но у больных людей скрытых страхов намного больше. Похоже, что видя неизбежную смерть, такие люди испытывают потребность осознанно отрицать умирание, дабы не падать духом окончательно. «Я не боюсь смерти» — уверяют они себя и окружающих. Их фобия никуда не исчезает, лишь скрывается.

Огромную роль в объяснении боязни умереть у взрослых играют такие факторы как состояние здоровья, беспокойство и тревожность. Чаще всего говорят «боюсь умереть» люди психически нездоровые, плохо образованные, а также лица женского пола. Так же не стоит сбрасывать со счетом такие факторы как социальный статус, благосостояние, удовлетворенность жизнью.

Кстати, крайне интересны результаты исследования психологического настроения и состояния тяжелобольных раком людей. Большинство опрошенных отметили, что узнав диагноз, они переоценили свои приоритеты и цели, стали больше времени проводить с семьей, научились отметать ненужные дела, занялись тем, чем давно хотели. Боязнь смерти их не беспокоит, фобия не возникает. Они жалеют только о том, что не осознали такие простые истины раньше, и им пришлось заболеть неизлечимой болезнью, чтоб побороть страх смерти.

Влияние религии на боязнь смерти

Довольно часто танатофобия — боязнь смерти – связана с религиозными взглядами человека. К примеру, в христианстве есть понятие Страшного Суда, когда вся жизнь человека подлежит оценке и анализу, и если в его жизни было много плохих поступков – он попадет в ад после смерти. И вот, люди вспоминают свои ошибки и проступки, начиная бояться, что из-за них их ждет адское пекло вместо райских кущ. «Боюсь не попасть в рай» — думают они. Так страх перерастает в навязчивую фобию.

Порой здесь включается инстинкт самосохранения, который маркирует мысли о гибели как опасные и дает команду мозгу их избегать. Тогда мысль «я боюсь умереть» гаснет уже через пару часов, уступая место более позитивным. Фобия может ненадолго отступить.

К тому же, всегда есть «спасательный круг» - мысль о бессмертии души, которая неплохо снижает человеческое «боюсь». В библии смерть – это лишь один из этапов, который необходим для завершения земного пути. Смерть нужно осознать. Ведь это начало новой жизни. А отвергать ее, испытывать боязнь – значит закрыть себе путь к реинкарнации, перерождению. Смерть убивает тело, но спасает душу, так что человек должен быт силен духом и говорить себе четко «я смерти не боюсь», только так он сможет подготовить себя к переходу на новый этап.

Похожие материалы:

    Нет похожих материалов...


Примерно в возрасте четырех–пяти лет у детей возникает страх смерти . К данному периоду малыш уже знает о том, что смерть имеет место быть в нашей жизни (он мог слышать о смерти в сказках, видел мертвых животных или насекомых, видеть в кино, слышать от взрослых), но причин ее не может понять. Но, как правило, что-то является серьезным толчком к появлению этого страха у ребенка. Например, гибель домашнего питомца либо смерть кого-то из очень близкого окружения. Как помочь малышу справиться с этим страхом?

У ребенка, который задумывается о смерти , появляется сильная внутренняя тревога. Он начинает бояться темноты, собак и многого другого. Родители начинают беспокоиться и считают, что все разговоры о смерти могут травмировать детскую психику. Услышав от ребенка о смерти , родителям нужно отреагировать на него спокойно. В большинстве случаев ребенок боится не собственной смерти, а смерти близких ему людей. Нужно обязательно успокоить его и объяснить доходчиво, не ограничиваясь односложным ответом.

Дети от родителей хотят слышать не только истину, но и ободряющие слова, которые их успокоят. Малыши открыто разговаривают с родителями тогда, когда понимают, что они согласны обсуждать интересующие их темы. В случае если реакция взрослых будет негативна, то малыш может надолго замкнуться в себе, не найдя ответов на волнующие вопросы. Давая ответ ребенку на его вопросы, необходимо с ним беседовать на его языке и быть предельно искренним. Он уже внутренне готов к тому, чтобы узнать, что жизнь абсолютно каждого человека конечна.

Объясняя ребенку, можно сказать следующее: что изначально появляется на свет, затем взрослеет и у него рождаются собственные детки. Впоследствии, когда совсем стареет, он умирает . Тело его закапывают глубоко в землю, на ней вырастают красивые цветочки и травка, а душа его улетает на небо, а оттуда она наблюдает за всем, что здесь происходит. Также полезно будет проведать могилы родственников или показать их прах в вазе как на сайте http://www.ritual-rf.ru/urna-dlya-prakha.html . Следует избегать таких выражений, как «вечный сон», так как малыш начнет бояться ложиться спать.

Ребенок потом обязательно начнет задавать вам уточняющие вопросы, на которые стоит отвечать так же честно. Часто людей смущает такой вопрос «А когда ты умрешь ?» Безусловно, услышав его от взрослого человека, он показался бы проявлением бестактности и равнодушия. Но малыш задает вопрос об этом, вероятно, потому, что больше всего на свете боится остаться в одиночестве. Малыш может спросить, от чего могут умирать люди. Родителям нужно ответить, что в основном умирают люди в глубокой старости от болезней. Важно акцентировать внимание на аспектах жизни, а не на факте смерти. Это принесет малышу облегчение и позволит легче принять то, что любая жизнь когда-нибудь кончится, но ведь это еще осуществится так нескоро! Не нужно говорить, что умирают только старики. Когда ребенок поймет, что это не так, то его страхи, связанные со смертью только станут ещё сильнее.

Стоит объяснить ребенку, что нужно всегда беречь свое здоровье. Объяснить, что от большинства опасных болезней существуют замечательные лекарства. Нужно постараться убедить ребенка, что для жизни не опасны те болезни, с которыми он сейчас сталкивается. После всех этих разговоров ребенок может стать более мнительным. Увидев у себя ранку или царапину, малыш может расплакаться, подумав, что она смертельна или спросит, можно ли от этого умереть. Чувства ребенка непродолжительны и неглубоки. Малыш со здоровой психикой может быстро успокоиться, когда ему все объяснят.

Атмосфера в семье должна быть здоровой и жизнерадостной и тогда ребенку будет легко справиться со своими переживаниями. Малыш должен знать, что ничего ему не может угрожать и, что он любим и его всегда защитят. У ребенка день должен быть наполнен радостью, смехом и играми. Не стоит родителям первыми заводить разговоры о смерти, если ребенок сам не интересуется этим.

Консультация

«Влияние гаджетов на развитие ребенка»

Отрицательное влияние гаджетов на развитие ребенка.

«О` кей, Гулгл энтриберс игра!»-

громко говорит пятилетний

мальчик в свой планшет.

Глядя на эту картинку, так и хочется сказать: «До чего дошёл прогресс!». Гаджеты теперь можно увидеть не только в руках у взрослых, но и у малышей. С одной стороны, родители этому радуются: «Ах, какой смышленый! Лучше меня разбирается!», с другой стороны- беспокоятся: «Это же вред здоровью, компьютерная зависимость?».

Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: для развитие ребенка, пресечение его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. При этом знакомить ребенка с гаджетами они начинают уже с первого года жизни. И напрасно! Поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль родителя незаменима ребенку, сформировав аутичные черты в его поведении. и любые «электронные няни» могут необратимо навредить.

В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейшие навык - ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

Игра ребенка на компьютере или планшете не требует эмоциональной включенности в этот процесс родителя. Роль родителя трансформируется: постепенно ребенок воспринимает его как «хранителя гаджета» или досадное препятствие на пути к любимому устройству.

Если ребенок раннего дошкольного возраста бесконтрольно и длительно «зависает» с планшетом, если компьютер для него становится лучшим другом, любимым и единственным способом занять себя и заполнить свободное время, если образ жизни семьи позволяет компьютеру интегрироваться в нее как постоянному спутнику семейной системы, значит нарушился эволюционно-цивилизационный алгоритм жизни семей и воспитания детей. Безответственное пользование достижениями цивилизации становится фактором риска дезинтеграции и деградации психических функций и поведения детей, семей и общества.

Крайним проявлением увлеченности детей электронными устройствами является компьютерная зависимость.

Положительное влияние гаджетов

на развитие ребенка.

Игра на компьютере служит хорошим стимулом для развития у ребенка познавательных процессов и других полезных навыков. Ведь, когда ребенок сидит за компьютером, у него горят глаза от неподдельного увлечения и интереса. Он становится более собранным и внимательным, вследствие чего повышается объем запоминаемой информации, включается рассудочная деятельность, развивается мелкая моторика рук и глаз.

Существует огромное количество развивающих и обучающих компьютерных программ для дошкольников. Это не «ходилки» и «стрелялки», а игры, которые помогают специалистам развивать способности ребенка и проводить коррекцию нарушенных функций. Кроме таких игр существуют образовательные программы по обучению детей дошкольного возраста иностранным языкам, по развитию творческих способностей детей. Например, очень популярны программы обучения компьютерной графики, в которых ребенок становится мультипликатором и создает собственный мультфильм. Такое «общение» с компьютером очень полезно детям с синдромом дефицита внимания, с эмоционально-волевым нарушением. Естественно, необходимо соблюдать правила работы за компьютером, дети должны знать о пользе и вреде, который он приносит.

Характеристика степеней компьютерной зависимости.

Степень зависимости

Описание

I степень

Увлеченность в период освоения

Свойственна ребёнку в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В данный период «застревание» за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идёт на убыль, и вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные чем-то более интересным. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую степень.

II степень.

Состояние возможной зависимости.

Данному состоянию свойственны:

Сильная погруженность в игру;

Пребывание за компьютером или использование гаджета более 3 часов в день;

Снижение познавательной мотивации;

Повышенный эмоциональный тонус во время игры;

Негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре;

Разговоры только о компьютерных играх;

Сужение круга общения;

Иногда нарушение сна и пр.

III степень

Выраженная зависимость

На данной стадии зависимый ребёнок;

Не контролирует себя, становится эмоционально неустойчивым;

При необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует вовсе;

В случае насильственного вмешательства взрослых в игру может уйти из дома, пожаловаться на родителей соседям, пойти искать полицейского на улице;

Становится безразличным ко всему, что не касается его увлечения;

Не усваивает новые знания;

Вне игровой деятельности чересчур тревожен и возбудим, рассеян, невнимателен, есть опасность перехода в IV степень зависимости;

IV степень

Клиническая зависимость

Признаками данной степени зависимости являются:

Серьёзные отклонения от нормы в поведении, реакциях (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с их крайним проявлением);

Отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля;

Отсутствующий, потухший и пустой взгляд;

Потеря аппетита и интереса к жизни.

На данном этапе ребёнку необходима помощь психиатра, а психолог выполняет функцию диспетчера. Однако у детей дошкольного возраста такая зависимость не наблюдается.

компьютерной зависимости.

1.Введите строгий режим

«Общение» с компьютером для дошкольника должно составлять 20-30 мин. в день. Старайтесь не поддаваться на слезы, капризы и жалобы ребенка. Реагируйте спокойно, объясните терпеливо, детей помладше постарайтесь отвлечь другими занятиями.

2.Поощряйте и хвалите детей.

Не стесняйтесь хвалить ребенка за вымытую тарелку, умение одеваться, играть дружно с детьми. В компьютерные программы для детей заложено очень много поощрений, которые дети не слышат от большинства родителей. Компьютер не устает хвалить малыша, подчеркивает его способности, ум, ловкость, позитивно реагирует даже на проигрыши и ошибки, в то время как взрослые часто относятся к промахам ребенка противоположным образом: срываются на раздражение и крик. А ведь именно поощрение является одним из волшебных ключей, открывающих двери во внутренний мир детей.

3.Станьте примером для ребенка

Старайтесь сами не нарушать правила, которые устанавливаете для ребенка. Проанализируйте, не являетесь ли вы тоже зависимым?

Курение, алкоголь, телевизор, компьютер? Ваше освобождение -лучший рецепт профилактики зависимости у вашего ребенка.

4. Стимулирует разнообразную занятость ребенка

Приобщайте его к домашним обязанностям, культивируйте семейное чтение, играйте вместе в настольные и другие игры, приобщайте ребенка к играм своего детства.

Памятка для родителей .

Как определить степень зависимости ребенка от компьютера.

Родители могут провести простейший тест, чтобы выявить степень зависимости компьютера у их ребенка. Для этого они должны обратится к ребенку с просьбой, «Помоги мне пожалуйста, сделать подарок для бабушки» или «Помоги мне, пожалуйста, подобрать рассыпанные бусинки». Обращаться с просьбой нужно именно в тот момент, когда ребенок сидит за компьютером и играет.

Варианты реакции ребенка:

1. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, в процессе может увлечься, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере- такое поведение демонстрирует полную свободу от компьютера в момент тестирования

2.Ребенок откликается со второго- третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается- такая реакция может бать при 1-й степени зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой. На начальном этапе 2-й степени зависимости также может наблюдаться подобная реакция.

3.Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит, игру не прерывает- такое поведение свойственно зависимости 2-3 степени. В случае если ребенок вел себя по схеме 2-3 степени, необходимо через какой-то промежуток времени, обратиться к нему с развернутой, аргументированной просьбой, «Сынок, помоги мне, пожалуйста, я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать вывод о наличии зависимости у ребенка.

Консультацию подготовили: воспитатели Кочергина С.С., Зарипова Е.Л.

Разместила: Подрядчик В.В., заместитель заведующего

Наша цивилизация стремительно развивается, появляется новое электронное оборудование, различные устройства, и уже нельзя представить мир без компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизора. Дети, подражая взрослым, тянуться к новым технологиям, с удовольствием и интересом их осваивают поэтому вопрос влияния электронных гаджетов на психику ребенка весьма интересен.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние электронных гаджетов на детей.

Наша цивилизация стремительно развивается, появляется новое электронное оборудование, различные устройства, и уже нельзя представить мир без компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизора.

Дети, подражая взрослым, тянуться к новым технологиям, с удовольствием и интересом их осваивают поэтому вопрос влияния электронных гаджетов на психику ребенка весьма интересен.

В некоторых семьях, как только ребёнок научается сидеть, его сажают перед экраном. Домашний экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации.

Однако, это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка, но и для его психического развития. В настоящее время, когда взрослеет первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся всё более очевидными.
Первое из них – отставание в развитии речи. В последние годы и родители и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада.

Как показали специальные исследования, в наше время 25 % 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз!

Однако, при чём здесь телевидение? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма?

Однако, внешняя разговорная речь – это лишь вершина айсберга, за которой скрывается огромная глыба внутренней речи. Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением.

Во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое представление, словом всё, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь. Если же эта форма не сложилась, если внутренней речи (а значит и внутренней жизни) нет, человек остаётся крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. В результате – внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне.

В последнее время педагоги и психологи всё чаще отмечают у детей гиперактивность:

к концентрации на каком-либо занятии;

отсутствие заинтересованности делом;

повышенной рассеянностью.


Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл, трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Ещё один факт, который отмечают многие педагоги – резкое снижение фантазии и творческой активности детей.

ПРИЧИНА: По данным исследования Института педагогики и экологии медиасредств (Штутгарт, Германия) – это непосредственно связано с экранным воздействием. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть . Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного игрового пространства. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им не интересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками становится всё более поверхностным и формальным: детям не о чём разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

Конечно, мальчишки дрались всегда, но в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше, при выяснении отношений на школьном дворе, драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, т.е. побеждённым. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем. В наше время победитель с удовольствием бьёт лежащего ногами, потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются всё реже. Жестокость и насилие становится чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчёта в собственных действиях и не предвидят их последствий. Снимают на телефон и выкладывают в интернет!
Родители полагают, что он, так же как и взрослый, понимает происходящие на экране события. Но это далеко не так.

ИНТЕРЕСНЫЙ ПРИМЕР: молодой отец, оставшись с двухлетним малышом дома неумело хлопочет по хозяйству, а ребёнок спокойно сидит перед телевизором и смотрит эротический фильм. Вдруг «кино» кончается, и ребёнок начинает орать. Испробовав все возможные средства утешения, папа сажает малыша перед окном стиральной машины , в котором крутится и мелькает цветное бельё. Ребёнок резко замолкает и спокойно смотрит на новый «экран» с той же завороженностью, как раньше он смотрел в телевизор.

Он не вникает в содержание и сюжеты, не понимает действий и отношений героев, он видит яркие движущиеся пятна, которые как магнитом притягивают его внимание.

Ему уже всё равно, куда смотреть – только бы мелькало, двигалось, шумело.

Первая проблема – дыхание, а именно, нарушение ритма дыхания. Если бы взрослые понаблюдали за ребёнком во время игры на планшете, то без труда бы увидели, что ребёнок настолько увлечен, что даже забывает дышать. Затаив дыхание, он ждёт разрешения взять гаджет. А в процессе игры настолько увлечен и поглощен игрой, что забывает дышать, что, безусловно, вызывает кислородное голодание головного мозга и общее изменение ритмов работы мозга.

Вторая проблема динамического характера возникает в результате зрительного стресса. Это нарушение движений глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном движении глаз с переходом на новую строку. Данный двигательный навык глазных мышц формируется на базовом умении управлять своим телом. Хаотичное движение объектов, что используется в компьютерных играх, никак не способствует формированию саккадических движений при прослеживании строки слева направо и сверху вниз.

Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов - «бегающий» взгляд.

Оксана Агаркова
Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов

Жизнь «преподнесла» нам еще одну психологическую проблему - зависимость от гаджетов (от англ. gadget, что обозначает «техническая новинка» ). Ситуация сложилась на самом деле абсурдная : гаджеты созданы , чтобы служить человеку, а на деле они часто подчиняют человека себе. Особенно опасно, когда появляется зависимость от гаджетов у детей . Зависимость от гаджетов у детей - серьезная проблема.

Телефоны, планшеты, игровые приставки, компьютеры, телевизоры – это вещи без которых современные дети не могут обойтись. А родители могут? Много ли из нас тех, кто проводит хотя бы один день без этих устройств? Думаю, что нет! А чего же тогда ожидать от детей ?

Многие родители специально дают своим детям гаджеты . Цели могут быть разными : для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. При этом знакомить ребенка с гаджетами они начинают уже с первого года жизни. И напрасно! Поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего родителя незаменима и любые «электронные няни» могут необратимо навредить ребенку, сформировав аутичные черты в его поведении.

В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий.

Компьютерная же игра, в исполнении дошкольника , имеет другую психосоциальную структуру .

Для компьютерной игры характерны :

Преобладание механического следования игровому протоколу с погружением в полисенсорный мир звуков и ярких цветовых эффектов;

Многократный повтор действия для достижения результата;

Малоосмысленное продвижение по уровням сложности;

Попытки поймать, отсортировать или собрать что-то, преодолевая однотипные препятствия, уничтожая возникающие на пути преграды.

Такая игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. При этом она привлекает ребенка сенсорными эффектами, иллюзией управляемости («захочу – включу, захочу – выключу» , примитивным, понятным без слов сценарием, способностью самому наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей.

Игра ребенка на компьютере или планшете не требует эмоциональной включенности в этот процесс родителя, его участия, помощи и содействия, что отражается на степени детско-родительской привязанности. Роль родителя трансформируется : постепенно ребенок воспринимает его как «хранителя гаджета » или досадное препятствие на пути к любимому устройству.

Тесное «общение» ребёнка с компьютером вызывает неоднозначное отношение : с одной стороны сейчас действительно без компьютера – никуда. С другой стороны, постоянное сидение за компьютером чревато серьёзными последствиями. Самым опасным из них является формирование у ребенка зависимости от компьютера , которая является настоящей болезнью, требующей лечения.

Какие проблемы наблюдаются у детей с зависимостью от гаджетов ?

1. Когда ребёнок поднимает глаза, т. е. «достаёт» их из своего цветного феерически нереального мира, что предоставляет ему гаджет , он испытывает сильный дискомфорт и реальные психологические трудности восприятия окружающего пространства и людей в нём, потому что …

2. Реальность нас окружающая, не столь яркая и уж совсем не эстетично организована – обычная серость и убогость бытия, грязь и бардак – «глаза бы мои это не видели» - и снова хочется погрузиться в красоту нереально красивого мира!

3. В реальном мире редкие объекты находятся в постоянном движении, а зрительный центр мозга уже «натренирован» видеть и фокусироваться только на том, что движется, а что не движется - мозг просто даже не распознаёт как объект или с низким уровнем резкости, что доставляет дискомфорт и неприятные ощущения, часто даже болевые.

4. Ребёнок утратил заложенную в нем способность самому следить за происходящим. Чтобы самому следить за происходящим в реальном мире, надо уметь управлять своим телом, уметь воспринимать информацию и взаимодействовать с реальными объектами, которые действуют автономно от тебя.

Как распознать зависимость от гаджетов у ребенка ?

Если гаджеты занимают все сознание ребёнка, можно говорить о том, что формируется зависимость . Распознать ее можно по следующим признакам :

Ребёнок перестаёт интересоваться реальной жизнью : не играет в игрушки, не стремиться к общению со сверстниками.

Отношения с родителями отходят для ребёнка на второй план, и вместо совместного занятия он так же предпочитает проводить время с планшетом или компьютером.

Попытки ограничить время за играми и мультиками вызывает бурный протест и истерику.

Как понять, что детской психике причинен ущерб?

Первый ориентир – это приоткрытый рот, что говорит о нарушении самоконтроля за поведением тела, по причине слабости нервной системы. И второй показатель, который стоит рассматривать как более тяжелое нарушение психики – это высунутый язык во время совершения действия. Например, когда ребёнок жмёт на кнопки своего планшета, когда пишет или, когда рисует или обводит по контуру картинку. Даже незначительное выпадение языка из-за зубов, однозначно показывает, что психике ребёнка нанесён значительный ущерб.

Чем опасны гаджеты ?

1. Планшеты и телефоны провоцируют болезни глаз.

Близорукость. Этот недуг возникает, если ребёнок часто и подолгу играет на планшете, а расстояние от устройства до глаз менее 60 см. К тому же маленькие объекты заставляют очень сильно напрягаться глазные мышцы и даже могут спровоцировать их спазм. Поэтому чем меньше устройство, тем оно опаснее для здоровья глаз.

Конъюнктивит. Когда ребёнок увлекается, он забывает моргать. Вследствие чего глаза пересыхают, возникает ощущение, как будто в них попал песок. Дети начинают тереть свои глазки не всегда чистыми руками, что и приводит к конъюнктивиту.

2. Чем выше компьютерная зависимость , тем слабее иммунитет.

Нарушение осанки влечёт за собой проблемы в формировании костно-мышечного скелета ребенка, а также сбой в его системе кровоснабжения. Кстати, именно поэтому дети могут жаловаться на головную боль. Лучший способ избавиться от неё – получить хорошую физическую нагрузку.

Нарушения ритма дыхания. Зачастую компьютерные игры держат детей в таком напряжении , что они забывают дышать. Недостаток кислорода плохо влияет на многие, если не все функции нашего организма.

Как победить детскую зависимость от компьютерных устройств?

Эту зависимость и побеждать не надо , стоит только вовремя ребёнку показать, что в мире существует много других интересных вещей. А маленьким детям не стоит совать в руки планшет только для того, чтобы он перестал капризничать.

У ребёнка обязательно должны быть альтернативные увлечения и лучше, если их будет много. Например, рисование, конструирование, лепка. Только надо найти такие занятия, которые будут доставлять ему удовольствие.

Необходимо всячески поощрять друзей, которые с удовольствием гоняют на велосипедах, роликах, скейтбордах, играют в футбол, волейбол или другие подвижные игры. Родителям надо обязательно подкидывать своим детям интересные игры и идеи совместного времяпрепровождения.

Быть примером для своих детей . Не хвататься за телефон каждую свободную минутку, чтобы посмотреть, что новенького появилось в социальных сетях . А за пару часов до сна вообще выключать и убирать все гаджеты подальше . Давать детям играть в гаджеты перед сном не рекомендуется, так как ребенок может перевозбудиться и от этого плохо спать или не заснуть вовсе.

Таким образом, родителям важно не допустить, чтобы гаджеты в жизни ребёнка стали источником проблем. Грамотное и умеренное использование гаджетов действительно будет способствовать развитию ребёнка и поможет ему шагать в ногу со временем.

Проблема аддикции (зависимости ) возникает из-за стремления индивида к уходу от реальности, связанному с изменением психического состояния.

Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важные для себя проблемы (например, бытовые, социальные , но и останавливается на своем личностном развитии. Сейчас много сообщается о разрушающем воздействии телевидения, специфических интернет-технологий на детей . Детские психиатры и психологи указывают на обострение проблемы развития зависимости детей от телевидения и компьютеров в 21 веке, в связи с чем, актуальней становится разработка мероприятий по профилактике аддиктивного поведения, связанного с негативным воздействием средств массовой информации на подрастающее поколение.

Интернет-зависимость – явление многоликое и чрезвычайно сложное. Пагубные привычки быстро перерастают в болезненные состояния психики, аффективный компонент поведения. Ситуация осложняется ещё и тем, что зачастую дети с подобными трудностями имеют нарушения не в одной, а в нескольких сферах, и выявление характера нарушений требует специальных исследований.

Практические психологи выделяют три основные причины депрессивных отклонений в сфере эмоциональных психических состояний у интернет-зависимых детей :

Наличие постоянной потребности в компьютерной игре и одновременно с этим невозможность полного удовлетворения данной потребности;

Субъективное переживание на сознательном уровне практической бесполезности увлечения компьютерными играми и, вследствие этого, собственной бесполезности наряду с невозможностью прекращения увлечения в силу наличия психологической зависимости ;

Неадекватное отношение к себе в результате несоответствия «я – реального» и «я – виртуального» .

Мы видим, что представленный комплекс нарушений весьма сложен. Поэтому реабилитация поведения таких детей должна начинаться , прежде всего, с коррекции психической патологии. Основной подход – комплексный. Он осуществляется путем целенаправленного применения психолого-педагогических средств и приемов с непременным использованием прикладных медицинских знаний. Оздоровление детей дополняется воспитанием, которое растворяется в лечении психолого-педагогическими методами воздействия, а работа врача, психолога и педагога объединяется здесь в одно целое.

Успешное осуществление реабилитации таких детей в значительной мере зависит от качества связей и отношений, в которые включаются дети вместе со взрослыми. И только в такой детско-взрослой общности, где связи и отношения находятся в гармонии, происходит восстановление полноценной жизни человека.

Рассчитывать на педагогический эффект можно только в том случае, если в полной мере будет реализован принцип системности и последовательности в реабилитации и воспитании. Необходимы не отдельные средства, а система средств, разработанная сообразно целям педагогической деятельности. Вот некоторые педагогические установки реабилитации поведения :

1. В основе гармоничных и прочных отношений всегда лежит доверие. Педагог вызывает это чувство, если никогда не злоупотребляет чувствами ребенка, сознательно не причиняет ему боль. Ребёнок в этом случае может свободно выражать свои чувства и быть самим собой.

2. Любовь составляет важнейшую сторону межличностных отношений. А для ребенка очень важно знать, что его любят. В любви реализуется его представления о ценностях жизни. Конечно, любить каждого ребенка – сложно. Но надо хотя бы постараться принять его со всеми недостатками, пороками. От того, примем мы его душой или нет, зависит и то , примет ли он нас, а значит, и наши воспитательные воздействия. От нашего принятия детей зависит и их принятие друг друга. Поэтому принять душой любого ребенка для успеха воспитания необходимо.

3. Забота о ребёнке – физический уход, создание психологического комфорта – защищает его от невзгод жизни и готовит к мудрому восприятию проблем, встающих на жизненном пути, к разумному их решению, создаёт условия для созревания и восстановления сил. Отсутствие заботы приводит к асоциальности ребёнка , к искажённым представлениям о способах совместной жизнедеятельности людей. Взрослый должен защищать человека в каждом ребёнке.

Делая вывод по всему вышесказанному, хочется отметить, что запрещать своим детям пользоваться современными устройствами не стоит. Все-таки мы живем в век технологий, и знания в этой области очень пригодятся в будущем. Главное, чтобы родители контролировали время, которое ребенок проводит с компьютером или планшетом. И не забывали, что нельзя подменять реальное общение с крохой никакими новомодными устройствами.



Загрузка...