sonyps4.ru

Vive виртуальная реальность. HTC Vive обзор шлема виртуальной реальности от Valve

Лучшее устройство для виртуальной реальности на данный момент: полное погружение VR, отличная физика в играх и приложениях, большое количество контента…

Введение

«Я думаю, что пределом развития дисплея будет комната, в которой компьютер может управлять существованием материи. Стул в такой комнате вполне сгодится для сидения на нём. Наручники, созданные в такой комнате, будут сковывать, а пуля, созданная в такой комнате, будет смертельной»


Айвен Эдвард Сазерленд, американский ученый

Отцом VR (виртуальной реальности) можно назвать Мортона Хейлинга, начинающего кинематографиста в Голливуде. Симулятор VR под названием «Сенсорама» (sense - чувство, rama - панорама) он собрал и запатентовал в далеком 1957 году. Суть устройства была такая: человек садился на специально оборудованное место, всовывал голову в «будку» и совершал прогулку на мотоцикле по Бруклину. Видео было записано на три камеры с разным углом зрения, человек, принимавший участие в виртуальной реальности, слышал стереозвук, чувствовал не только вибрацию выбоин на дороге, но и легкий встречный ветерок. Кроме того, была придумана система передачи запахов. К сожалению, в подобной технологии не было никакого взаимодействия человека с VR.

Первые попытки создать портативный шлем виртуальной реальности были предприняты американским ученым и пионером Интернета Айвеном Сазерлендом. В 1967 году ученый описал и сконструировал шлем, изображение на который генерировалось при помощи компьютера. Но поскольку конструкция была громоздкой, устройство приходилось подвешивать к потолку, поэтому аппарат еще называли «Дамоклов меч».


Спустя 10 лет в Массачусетском технологическом институте создали проект «Кинокарта Аспена» (The Aspen Movie Map) – симулятор прогулки по городу Аспен (Колорадо). Именно TAMM считается первой реализацией «настоящей» VR. Кстати, термин «виртуальная реальность» появился значительно позже – в 1989 году благодаря Дарому Ланьеру, ученому в области визуальных данных.


В 80-е и частично в 90-е годы тема виртуальной реальности и киберпространства (в 1984 году термин ввел Уильям Гибсон в романе «Нейромантик») была достаточно популярна. Писали книги, создавали игры, снимали фильмы. Наиболее запоминающееся кино моего детства - «Газонокосильщик» (The Lawnmower Man): ученый ставит эксперименты над людьми с использованием компьютерных технологий; при помощи виртуальной реальности экспериментатор развивает умственные возможности больного паренька. Дальше «спойлерить» не стану, вдруг вы захотите посмотреть.

Как мне кажется, наибольшую популярность VR получила в наши дни. В общем, это и немудрено: компьютеры стали мощнее, датчики более точными, а экраны – миниатюрнее и с высоким разрешением. Последние пару лет практически все производители решили показать свои технологии в сфере виртуальной реальности: у Samsung появился шлем Gear VR, у Facebook теперь есть Oculus Rift, китайский гигант Xiaomi также показал Mi VR, компания Sony продемонстрировала PlayStation VR. Однако все они не в полной мере погружают человека в мир виртуальной реальности, то есть ты не можешь, находясь в VR, физически перемещаться в пространстве и взаимодействовать с предметами одновременно.

В начале этого года на ежегодной выставке MWC компания HTC совместно с легендарной Valve, откровенно говоря, неожиданно представала свой шлем под названием Vive. Суть устройства аналогична конкурентным решениям, однако с HTC Vive можно перемещаться в виртуальном пространстве, то есть физически «прогуливаться» по комнате, при этом совершая те же движения в VR.

Зимой я ездил на демонстрацию Vive и затем поделился своим впечатлением. На тот момент устройство находилось на стадии разработки. И поскольку гаджет оказался непростым в реализации (тонны проводов, сложная система установки), то я не был уверен, что HTC Vive в ближайшее время появится в продаже. Однако ошибся: не так давно шлем поступил в магазины, и цена составила 70 000 рублей.

Комплект поставки

Устройство поставляется в большой черной коробке (примерно 60х40х20 см) с надписью «Vive» и изображением шлема. Внутри вы найдете:


Получается внушительный такой комплект с проводами и разными адаптерами.



Внешний вид

Поскольку я знаю, как выглядит некоммерческий образец, то могу сказать, что разработчики проделали неплохую работу над эргономикой дизайна, а также его эстетикой (датчики закрыли, провода аккуратно собрали в косичку, они стали тоньше).


На лицевой стороне расположена камера (позволяет добавлять элементы реальности в визуальный мир), справа внизу – регулировка расстояния между окулярами (IPD). Справа и слева находятся держатели, потянув за которые, можно выставить оптимальное расстояние от глаз до объектива. Слева – кнопка шлема и индикатор готовности. Возле рта – микрофон.

Сверху проходят четыре кабеля, три из которых подключаются к ПК. Один служит для вывода звука 3.5 мм.







Контроллеры также изменились в лучшую сторону: до этого они были угловатыми, а кнопки смотрелись, как «привет из 90-х». Теперь каждый контроллер имеет плавные очертания, верхняя часть круглая, сенсорная зона под большим пальцем приятная на ощупь, имеет механическое нажатие сверху-снизу, слева-справа. Под ним – кнопка запуска меню Steam в режиме VR, сверху – кнопка для выбора различных функций. Под указательным пальцем – курок, еще есть две кнопки слева и справа на рукоятке. Стики достаточно легкие, управлять ими интересно, но не всегда безопасно: в некоторых играх они могут случайно вылететь из рук (при резких взмахах), поэтому предусмотрены ремешки.

В стики встроили вибромоторчики. Они срабатывают в разные моменты: когда натыкаетесь на виртуальные предметы, когда взаимодействуете с ними, когда происходит перезарядка оружия и так далее. Все это еще больше погружает в VR.















Техническая сторона вопроса

Необходимо отметить, что для работы HTC Vive потребуется мощный ПК на Windows. Под мощным ПК я подразумеваю в его составе видеокарту не ниже GTX980, а лучше круче, что-то типа 1070 или 1080, поскольку качество графики и частота кадров будут напрямую зависеть от карты. А ниже привожу официальные минимальные требования:

  • Графический процессор: NVIDIA GeForce GTX 970, AMD Radeon R9 290 или лучше
  • Процессор: Intel i5-4590/AMD FX 8350 или лучше
  • Оперативная память: не менее 4 ГБ
  • Видеовыход: HDMI 1.4 или DisplayPort 1.2 или лучше
  • Порт USB: 1 x USB 2.0 порт или более скоростной
  • Операционная система: Windows 7 SP1, Windows 8.1 или выше, Windows 10

Для обзора мой ПК и iMac не подошли, поэтому попросил такой компьютер, чтобы уж точно отсечь возможность «лагов»: красивый, компактный и мощный MSI VORTEX G65VR.

  • Intel Core-i7 6700K
  • SLI Nvidia GeForce GTX 1070
  • 64 ГБ ОЗУ

Достаточно серьезная игровая машина.

Сам шлем выглядит, как большинство подобных устройств. На его корпусе расположены сенсоры (32), которые равномерно распределены по всей поверхности, в том числе на боках, на нижней и верхней гранях. Угол обзора – 110 градусов.

У аппарата есть две линзы, фокусирующиеся на двух экранах с разрешением каждого 1200х1080 пикселей. Матрица линз – Amoled. Вероятно, использовали именно эту матрицу, чтобы черный цвет был черным, однако, как вы знаете, Amoled «славится» определенным строением пикселей – Pentile. Это строение, к сожалению, очень заметно, поэтому разрешение визуально становится меньше, чем 1200х1080. Низкое разрешение – основной недостаток HTC Vive. Однако для повышения разрешения необходимы не только новые дисплеи, но и производительная видеокарта, которая позволила бы выдавать 4К для каждого глаза выше 90 кадров в секунду. Идеальная ситуация, когда каждый экран получает разрешение не менее FullHD, а лучше больше.

Здесь же стоит сказать о времени работы стиков. Мне хватало их на 4-5 часов. С одной стороны, немного, с другой – более 5 часов играть сложно, поскольку устают не только глаза, но и все тело в целом, так как приходится физически перемещаться по выделенному пространству. Заряжаются стики около 2-3-х часов – необходимый минимум времени для восстановления организма. Все остальное питается от сетевых адаптеров.

Станции позиционирования синхронизируются беспроводным способом, их нужно только включить в розетку. Проводное соединение может потребоваться лишь в специальных случаях.

Установка и настройка

Для начала вам потребуется выбрать место, где вы будете играть. Лучше всего выделить не менее 2.5x3.5 метра пустого пространства. На всякий случай убрать бьющиеся предметы, желательно закрыть зеркала и отключить яркие источники света.

Использовал описанный выше компьютер MSI Vortex, подключил его к монитору моего ПК. Инсталлировал ПО и Steam . Далее собрал все необходимые элементы:

  1. Поскольку у меня есть система освещения для съемки видео, то стойки от нее я использовал в качестве штативов для базовых станций. Благо у них есть стандартное крепление сзади и снизу. Расположил стойки в противоположных углах комнаты и выставил высоту около 2-х метров. Так как базовые станции должны подключаться к блоку питания, то заранее продумайте, куда будете подключать адаптеры (в моем случае розеток не хватило, пришлось чуть ли не всю комнату увешать удлинителями). Установил БС так, чтобы они смотрели друг на друга. С обратной стороны БС есть кнопка переключения каналов: на одной базе должно быть значение А, на другой – B.




  1. Подключил шлем к LinkBox, а уже эту коробочку к ПК. Подсоединил сетевой адаптер к LinkBox.
  2. Когда все собрал, и ПО определило все необходимые драйверы, то запустил Run Room Setup
  1. Можно выбрать большую либо маленькую комнату. Настроить одну из них – ниже скриншоты. Будьте внимательны при калибровке пола, иначе в VR вы будете находиться либо выше, либо ниже в пространстве. При настройке пространства необязательно обводить только то место, где у вас нет предметов, например, у меня стоял диван, и я включил его пространство в VR, поскольку он находится ниже, а в виртуальной реальности, как правило, задействуется пространство по прямой. У меня вышло 2.7x1.9 метра (для игр освобождал больше места, для теста этого делать смысла не было).









  1. Запускаете Steam, выбираете Магазин - Игры - Виртуальная реальность, оставляете в поиске HTC Vive и инсталлируете игры.


Игры, впечатления

На данный момент в Steam примерно 800 игр, заточенных именно под VR. Конечно, как и всегда, не все они интересные и оригинальные, особенно бесплатные, но выбрать себе можно точно. Минимальная стоимость игрушек – 59 рублей, максимальная – 1 300 рублей. В среднем они продаются за 300-600 рублей.

Так как я уже пользовался HTC Vive в демозоне в начале года, то представлял себе, что увижу в VR. Для демонстрации руководство HTC инсталлировали несколько игр на свой вкус. Позже уже я сам ставил игры, правда, бесплатные:)

Многие игры отображаются на ПК, то есть окружающие могут видеть происходящее у вас в виртуальном мире. Единственное, отображается это все по-разному: где-то как вертикальное видео, где-то как широкоформатное. Полную картину зрители не видят. Один из важных моментов – обязательно используйте гарнитуру! Первый запуск HTC Vive у меня был без наушников, и, откровенно говоря, особенного эффекта я не почувствовал. Второй «заход» уже был в «ушах». Вот тогда-то я 100% погрузился в атмосферу VR.

Одна из немногих несложных игр – Audioshield. Задача очень простая: под музыку, которую выбираете вы сами, необходимо как бы отбивать щитами энергетические шары разных размеров и цветов. Вроде бы все просто, но крайне увлекательно. Чем быстрее темп в музыке, тем больше шаров в игре и тем больше приходиться двигаться, чтобы их отбивать.

В данном случае вы получаете огромное удовольствие от того, что картинка очень реалистичная, а темп иной раз в игре высокий. Кроме того, стики вибрируют, если в них попадают шары. Для компании друзей игрока в самый раз!

Игра The Brookhaven Experiment. Здесь необходимо отстреливать зомби. У вас есть пистолет и фонарик. Игра интересная с точки зрения атмосферы, но неоригинальная, поскольку все происходит в темноте, а хочется разглядывать каждую травинку.




Все игры описывать не стану – в них надо играть в VR самим, а не читать.

Наибольшее впечатление произвела программа The Lab. Здесь вам дается возможность узнать, на что способен HTC Vive с точки зрения взаимодействия с объектами в виртуальном мире, понять работу в режиме VR.










Вы попадаете в лабораторию, где по полу бегает электронная собачка. С ней можно играть: берете любой предмет (зажать курок на стике) и кидаете в сторону (в основном там уже лежат палочки). Собачка принесет обратно.

На виртуальном столе нашел пульт управления дроном и сам летательный аппарат. Как оказалось, его можно запустить и управлять им. Прикольно и необычно.

Самое эффектное демо, которое, уверяю, не оставит никого равнодушным, - горы. Ты попадаешь в потрясающе живописное место в горах (реалистичное настолько, что сложно отличить от настоящего мира). Ощущения захватывающие, но перемещение, к сожалению, происходит только по определенным точкам. Именно с этого демо начинал показ возможностей HTC Vive своим родным и друзьям.

Например, папе VR очень понравился: он с удовольствием исследовал различные уголки подводного мира игры The Blu, отмахивался от дракона в одной из комнат The Lab, а в демке Senza Peso даже у меня шли мурашки по телу, когда я наблюдал по монитору, как он перемещается на лодке по реке мистического подземного мира, возможно, олицетворяющего собой ад Данте.

Мама не выдерживала и нескольких минут в «Горах» демо The Lab: хваталась за меня, закрывала глаза стиками и периодически взвизгивала от ужаса, оказываясь на скалах перед «пропастью». В «Зомби» совсем не смогла играть из-за страшных звуков и персонажей, соответствующих названию игры.

Супруге понравилась программа создания галактик, Земли и других планет (Universe Sandbox). Отличная физика и графика, интересные эффекты.

Я просмотрел более 25 игр. Большинство из них были бесплатные, поэтому сюжет и графика порой оставляли желать лучшего. Однако для себя выделил несколько приложений: The Lab – первое, что надо ставить на VR; конечно же Serious Sam – легендарная игрушка; Invasion - прикольный мультик (насколько я знаю, он есть и на Sony VR); PresenZ – демонстрация суперреалистичной статичной графики (я даже не уверен, что это графика, вероятно, так снято на камеры); Quanero – необычное приложение демонстрации небольшого ролика с возможностью перемотки происходящего вперед или назад (можете подходить к героям, рассматривать их).




Короче говоря, погружение в VR практически полное. Интересно наблюдать за знакомыми со стороны, когда они пытаются в той своей реальности что-то куда-то забросить, или когда на коленках ползают и тыкают в разные предметы в поисках чего-то, или когда в страхе отмахиваются стиками, возможно, от летящих пуль, стрел, а может, от нападающих «зомбаков».

После пары часов игры меня несколько раз подташнивало, часто после VR окружающее пространство выглядело нереальным, например, монитор ПК казался меню выбора в VR, объекты чересчур объемными и так далее. Поэтому будьте благоразумны, не увлекайтесь этим «погружением» надолго.

  1. Определяйте зону для игры как можно больше, но только так, чтобы она не выходила за пределы базовых станций. Дело в том, что если за них выйти, то, скорее всего, собьется ориентир, и вы окажетесь где-нибудь на полу, или стики будут где-то сзади.
  2. Устанавливайте базовые станции там, где их никто не собьет и они будут устойчиво сканировать пространство. А что будет, если «я ваш БС шатал»?)). Пространство вокруг вас начнет качаться.
  3. Постарайтесь убрать из зоны игры наблюдающих, иначе они могут помешать позиционированию.
  4. Закрепите стики на руках при помощи шнуров. Вероятность того, что вы в какой-то момент запустите стики в телевизор или окно, довольно высока.
  5. Достаточно часто сложно было выйти из игр, они подвисали, приходилось перезаряжать систему Steam и Steam VR.
  6. В целом, связка Steam и Steam VR работала не совсем стабильно.

Заключение

Да, устройство не для всех. При цене 70 000 рублей многим Vive может показаться вещью в себе, так как для получения эффекта VR желательно иметь не только большое пустое пространство для игр, но и неслабый компьютер. Кроме того, из-за кучи проводов и сетевых адаптеров необходимо заранее продумывать размещение базовых станций и ПК. Игр, конечно, масса, но многие из них, мягко говоря, странные и интерес вызывают разве что первые минут 10-20.

Несмотря на все вышесказанное, я считаю, что на данный момент HTC Vive – это лучшее средство для погружения в виртуальную реальность с возможностью взаимодействия с предметами и перемещения внутри VR-мира. Если вы когда-либо пользовались очками типа Gear VR by Samsung, то уверяю вас – это ни о чем по сравнению с HTC Vive. Описывать ощущения словами сложно – надо пробовать. Если у вас будет возможность, то обязательно сделайте это – получите новый опыт, который может изменить ваше представление о некоторых вещах в вашей жизни.

Вот уже много лет магазины цифровой техники завлекают покупателей всевозможными интерактивными развлечениями. Начиналось все с подключенных к большому телевизору игровых консолей с двумя джойстиками для парной игры в FIFA или Mortal Kombat. Продолжилось контроллером движений Microsoft Kinect, а после спада его популярности трансформировалось в гоночные симуляторы с рулем, педалями, автомобильным креслом и несколькими телевизорами, объединенными в большущую мультипанель. В этом же году главным писком моды стали шлемы виртуальной реальности – и именно демо-стенд с HTC Vive (он же Steam VR) меня любезно пригласил протестировать интернет-магазин КТС .

Ремарка: была возможность взять HTC Vive домой для более тщательного изучения, но, к сожалению, ни одна из комнат моей квартиры по площади и особенностям расстановки мебели не подошла для установки и последующий эксплуатации устройства (о требованиях к игровой зоне ниже по тексту).

Что в коробке?

В США шлем HTC Vive стоит $800, но с доставкой в наши края обошелся в чуть больше чем $1000. Полученная по почте коробень оказалась немаленькой: помимо самого шлема в ней нашлись два беспроводных контроллера движений для левой и правой руки, два датчика считывания положения игрока в пространстве (вешаются на стены), а также связка длиннющих проводов (к примеру, длина спаренного кабеля подключения шлема к компьютеру HDMI+USB составляет 5 метров).

Насколько мощный ПК и насколько большая комната нужны?

Выложить тысячу долларов за шлем HTC Vive – это еще только полдела. Для его работы требуется компьютер примерно такой же стоимости. В минимальных системных требованиях указан процессор Intel Core i5 (хватает и Core i3, проверено) или AMD FX 8000, 4 ГБ оперативной памяти (это зависит от конкретной запускаемой игры, для ААА-проектов нужно все 8 ГБ) и видеокарта NVIDIA GeForce GTX 970 или AMD Radeon R9 290 (казуальные игры, которых в каталоге Steam VR большинство, без проблем запустятся и на более слабой видеокарте).

Если несоответствующий системным требованиям ПК можно проапгрейдить, то требованиями к площади игровой зоны все сложнее (не съезжать же ради HTC Vive на новую квартиру). Минимальная игровая площадь составляет 1,5х2 метра. Казалось бы, не так уж и много, но на деле в эту зону не должны попадать ни стол, ни диван, ни прочая мебель. Иначе рискуете попасть впросак: не сможете взаимодействовать с игровым объектом, который находится внутри, к примеру, дивана. Максимальная же площадь игровой зоны может достигать 4,5х4,5 метра.

Сложен ли первый запуск?

Основная трудность – развесить по противоположным углам комнаты, причем желательно под самым потолком, пару датчиков позиционирования. В офисе с этим проблем не возникло (воспользовались крюками крепления проектора и камеры видеонаблюдения), но дома, скорее всего, пришлось бы сверлить стены. Программная же настройка занимает минут десять-пятнадцать: нужно установить конфигурационное приложение HTC Vive, дополнительное приложение Steam VR, обновить драйвер видеокарты (если вы этого не делаете регулярно) и откалибровать шлем и беспроводные контроллеры движений.

Удобно ли сидит на голове и сочетается ли с диоприйными очками?

Многочисленные жалобы хиляков, что HTC Vive якобы тяжелый (целых 400 грамм!) и из-за него быстро устает шея, лично я подтвердить не могу. За полный рабочий день (с 9 до 18), проведенных за тестированием шлема, ни шея, ни глаза нисколечко не устали. Все благодаря широким эластичным ремням крепления. Хотя один раз я ошибочно испугался за зрение: сняв шлем, стал плохо видеть, но, как оказалось, банально запотели мои диоприйные очки. В шлеме действительно жарковато: он очень плотно прилегает к лицу, свет и воздух просачивается лишь через тонюсенькую щель вокруг носа. К тому же, во время работы шлем немного греется (с лицом нагретые поверхности не контактируют). В комплекте поставляется сменный поролоновый ободок, контактирующий с лицом.

С диоприйными очками HTC Vive совмещается без проблем: по бокам сделаны вырезы для дужек, а в придачу можно отодвинуть родные линзы шлема подальше вперед. Но, конечно, все зависит от конкретной оправы: элегантные тонкие очечки поместятся, а толстенные хипстерские на пол-лица – нет. Пользователи же с небольшими проблемами зрения говорят, что им вполне комфортно играть в шлеме и без своих очков.

Помимо расстояния от глаз до линз шлема, отрегулировать можно и расстояние между глазами (межцентровое расстояние). К тому же, к Vive можно подключить любые наушники, будь-то большущие накладные с эффектом объемного звука или легкие вкладыши, в которых кажется, что ты вообще без наушников.

Зернистая ли картинка и чувствительные ли контроллеры движений?

Внутри HTC Vive установлены два OLED-дисплея с разрешением 1080х1200 точек (суммарное разрешение 2160х1200), частотой обновления 90 Гц и углом обзора 110 градусов. В итоге изображение хоть и зернистое, но зато плавное при вращении головой (в Google Cardboard движения рваные). Но зернистость – понятие относительное: в играх с гладкими одноцветными текстурами она сильно бросается в глаза, тогда как, например, в виртуальном лесу или в ночных локациях почти не заметна.

Движения что головы, что рук отслеживаются отлично: задержек при перемещении нет, прицеливание из виртуального оружия точное. Контроллеры ложатся в руки как влитые и, порой, возникает странное, почти что материальное ощущение, что берешь в руку предмет из игры (пистолет или меч, пусть даже они нарисованы ничуть не лучше, чем в Minecraft). Помимо настенных датчиков движения на шлеме установлена камера, которая снимает комнату и в критических ситуациях сообщает игроку, что он подходит слишком близко к стенам или мебели.

С какой игры начать?

Де-юре HTC Vive поддерживает не только любые игры из библиотеки Steam, но и любые игры вообще. Но де-факто преобладающее большинство из них запускаются только в режиме Desktop Theatre – эффект присутствия в комнате с огромным телевизором, на котором транслируется игра. Неплохо, но не впечатляет.

Совсем другие эмоции дарят игры, созданные специально для шлемов виртуальной реальности. Ознакомившись с несколькими десятками игрулек, посоветовать для первого знакомства могу две: VRMultigames и Spell Fighter VR (обе бесплатные). Первая представляет собой набор казуальных забав, самой зрелищной из которых является бой с дронами (отлично ощущается масштабность игрового уровня). Вторая же порадует достойной по меркам VR графикой (немного напоминает Skyrim) и глубоким эффектом погружения – временами я по-настоящему терялся в пространстве, аж ноги подкашивались.

Лучше или хуже, чем Oculus Rift?

По сравнению с HTC Vive, конкурирующий шлем Oculus Rift имеет ряд недостатков. Во-первых, он менее тонко настраивается под конкретного человека (нельзя регулировать расстояние от глаз до линз), а вместо личных диоприйных очков человека предлагается использовать комплектные диоприйные линзы. Во-вторых, шлем менее плотно прилегает к лицу, заметны просветы почти по всему периметру. В-третьих, из-за отсутствия контроллеров движения (в комплекте поставляется обычный геймпад от Xbox One) шлем несовместим c играми, где задействованы руки. Но есть у Oculus Rift и преимущества. Это в первую очередь более доступная стоимость ($600 в США), а во вторую – минимальные требования к игровой площади (играть можно, сидя за компьютерным столом). Разрешение экрана у обоих шлемов одинаковое.

В сухом остатке

Если вас не впечатлила мобильная виртуальная реальность (Google Cardboard или Samsung Gear VR), обязательно дайте этой, бесспорно, сверхперспективной технологии второй шанс уже с компьютерным устройством HTC Vive. Качество экрана и уровень прорисовки графики в играх у компьютерной виртуальной реальности примерно на том же уровне, что и у мобильной. Но когда в виртуальный мир попадают не только глаза, но и руки, и все это в высокой динамике, начинаешь периодически теряться, где ты – все еще в комнате или уже в игровом мире. Рекомендовать к покупке абсолютно всем HTC Vive я, конечно же, не могу – ассортимент игр пока что берет больше количеством, нежели качеством. Но вот лично опробовать HTC Vive должен каждый. Тем более, что вскоре это устройство, вероятно, будет установлено в развлекательных целях во многих магазинах электроники и торговых центрах.

Обзор HTC Vive | Первое знакомство в Барселоне

Один из авторов нашего американского офиса канадец Алекс Дэвис (Alex Davies) делится своими личными эмоциональными впечатлениями от работы со шлемом виртуальной реальности, который он считает одним из лучших идеологических воплощений.


Недавно мне удалось испытать на себе шлем виртуальной реальности HTC Vive от HTC и Valve. Я плакал. Улыбался. Смеялся. Это было одним из самых удивительных событий в моей жизни. В Барселоне на выставке Mobile World Congress я тоже был в первый раз, и, хотя это, безусловно, удивительный город, к сожалению (или нет) в моей памяти за эту неделю, остались только впечатления от виртуальной реальности. Настолько они оказались сильны.

До HTC Vive я никогда не испытывал ощущения истинной виртуальной реальности. У меня есть опыт работы со шлемом Gear VR, но полного погружения он не дает. У меня также была возможность опробовать Oculus Rift DK1, Dk2 и Crescent Bay, но в связи с некоторыми обстоятельствами и нежеланием портить свои впечатления от работы с достаточно сырым продуктом, я от нее отказался.

Если Gear VR не давал полного погружения в виртуальную реальность, то HTC Vive окунул в нее с головой. Естественно во время ознакомления меня интересовали не только ощущения, но и технологии, которые применяются в этом устройстве.

Обзор HTC Vive | Оборудование и настройка

Для демонстрации возможностей шлема меня проводили в специальную комнату, где располагалось оборудование и обстановка, необходимая для использования HTC Vive . Фотокамеры в этом помещении использовать запрещалось, единственное, что можно было фотографировать, это сам шлем, который вы собственно и видите на фотографиях.

Шлем-гарнитура подключается к игровому ПК. По словам представителей, в нем установлена только одна видеокарта, какая именно не уточнялось, но, скорее всего, GTX980 или R9 290X. К сожалению, одним из недостатков прототипа HTC Vive является большое количество проводов, подключаемых к ПК. На фотографии ниже видно, что прототип HTC Vive подключается через HDMI, USB 2.0 и USB 3.0. Мне сказали, что будущие версии HTC Vive будут подключаться посредством одного кабеля, но мы не уверены, относится это к версии для разработчиков или только к полноценной розничной версии. Чтобы не запутаться в проводах, я надел специальный ремень на талию. Во время демонстрации провода несколько раз оказывались у меня на пути, но сотрудник, запускавший демонстрацию, убирал их с дороги.

Кроме шлема HTC Vive в противоположных углах комнаты были установлены две базы с лазерными "маяками". Как и другие компоненты, эти "маяки" являются прототипами, и к моменту появления розничной версии HTC Vive они должны уменьшиться в размерах. Для отслеживания положения пользователя в помещении эти станции следят за 25-ю датчикам на шлеме. Кроме того в шлем интегрированы другие датчики, например акселерометры, которые предоставляют дополнительные данные о позиционировании и движениях пользователя.

Особое внимание на стенде HTC Vive уделялось контроллерам SteamVR. В отличие от Oculus Rift, который не предлагает специальных элементов управления, контролеры для HTC Vive являются неотъемлемой частью и важным инструментом для погружения в виртуальную реальность. Они напоминают контроллеры Nintendo Wii, но сверху у них имеются блоки с массивами датчиков, которые отслеживаются с помощью тех же лазерных "маяков", высчитывающих положение самой гарнитуры. Контроллеры, которые я использовал во время демонстрации, являлись довольно грубыми прототипами того, что было показано на GDC (к сожалению, мы их не сфотографировали).

Контроллеры оснащаются нажимным круглым трекпадом под большим пальцем, триггером для указательного пальца и кнопками по обе стороны рукояток. Эти кнопки активируются сжатием, хотя в моем демонстрационном сеансе мне их использовать не пришлось. Контроллеры обеспечивают тонкую тактильную обратную связь. В них используются передовые технологии обратной связи геймпада Steam Controller – моторчики, которые могут имитировать различные направленные усилия, а не только вибрировать. Как уже упоминалось выше, они подключаются проводами к шлему, который затем подключается проводами к ПК. Но представители на выставке сказали, что финальная версия HTC Vive будет иметь беспроводные контроллеры.

Станции следят за датчиками на гарнитуре и контроллерах и определяют не только положение головы в пространстве, но и положение ваших рук и тела. Вы можете свободно передвигаться по помещению. Valve и HTC называют это "виртуальной реальностью на 360 градусов". Демонстрация на выставке ограничивалась помещением 4,5 на 4,5 метров. На первый взгляд это немного, но в мире виртуальной реальности пространство кажется огромным.

После выставки MWC, Valve пояснила, что HTC Vive не ограничивается размерами 4,5 х 4,5 м, напротив, система гибкая и ее можно настроить под помещения разной площади.

Когда вы находитесь в виртуальном пространстве, HTC Vive показывает края физической игровой области, так что вы не врежетесь в стену, когда будете ходить по комнате. Это делается с помощью наложения светящейся сетки, очерчивающей границы области. Она ненавязчиво напоминает вам об ограничениях, но не мешает погружению в виртуальный мир.

Сама гарнитура напоминает маску для плавания с тремя растягивающимися ремнями. Поскольку из других VR-гарнитур я ранее работал только Gear VR, судить об уровне удобства и сравнивать HTC Vive его с другими решениями я не могу. Тем не менее, никакого дискомфорта во время использования не ощущалось. Шлем показался довольно легким, и я быстро к нему привык.

В шлеме на изображение вы смотрите через две линзы Френеля , которые имеют большую светосилу и короткое фокусное расстояние, а места занимают намного меньше, чем традиционные линзы. Это важно для достижения максимально возможной компактности гарнитуры. На лицевой стороне шлема есть два элемента, похожих на камеры. На демонстрации нам сказали, что потенциально они могут добавлять элементы реального мира в мир виртуальный. Этот эффект должен усилить чувство погружения.

Демонстрационный комплект завершают накладные наушники. Это не интегрированный компонент, а стандартные наушники, которые подключаются в гнездо для наушников на шлеме HTC Vive . Пока у нас нет информации о том, будут ли наушники в финальной версии шлема интегрированными. Также пока ничего не известно о поддержке объемного направленного звучания.

В HTC Vive установлены два экрана (по одному экрану с разрешением 1080 х 1200 пикселей на каждый глаз, совокупное разрешение 2160 х 1200 точек) с частотой обновления 90 Гц. Это означает, что ПК должен поддерживать постоянную частоту 90 кадров в секунду. Хотя последний фактор от HTC Vive не зависит, можете быть уверены, что минимальные аппаратные требования, рекомендованные Valve и HTC для поддержки такой частоты кадров во всех играх SteamVR, будут достаточно высокими.

Хотя Valve и HTC не раскрывают информацию о поле зрения в шлеме HTC Vive , по моему мнению, в горизонтальном плане оно эквивалентно Oculus Rift и Sony Morpheus. Тем не менее, явным отличием HTC Vive от других решений является растягивание экрана по вертикали, а не по горизонтали, то есть портретная ориентация дисплея.

Впервые надев HTC Vive , был заметен эффект "обзора через окно", и я боялся, что он повлияет на мои ощущения от шлема. Но как только началась демонстрация, другие преимущества HTC Vive , такие как отслеживание положения рук и тела полностью перекрыли отсутствие периферического зрения и проблемы с разрешением. Ощущение присутствия и уровень погружения в шлеме HTC Vive настолько велики, что они затмевают любые технические недостатки, присущие прототипу.

Заявление Гейба Нюэла о том, что в шлеме HTC Vive укачивать никого не будет, скорее всего, оправданы. Благодаря частоте обновления 90 Гц и невероятно точному отслеживанию движений, я абсолютно не чувствовал тошноты во время демонстрации, хотя я из тех людей, которых часто укачивает в реальной жизни.

И пусть VR-гарнитура уже обладает довольно хорошими техническими характеристиками, до выпуска финальной потребительской версии у HTC и Valve еще есть время на усовершенствование аппаратной составляющей HTC Vive . Иными словами, есть шанс, что мы увидим улучшенные характеристики, например, более высокое разрешение экрана и увеличенное поле зрения.

Обзор HTC Vive | Демонстрации

Перейдем к тому, что вы больше всего хотите услышать: описание самих демонстраций виртуальной реальности, которые я испытал на себе. Всего было семь демонстраций (если считать короткие обучающие отрывки), но я расскажу только о четырех самых впечатляющих.

Перед полным погружением в виртуальный мир с помощью HTC Vive , было несколько коротких обучающих уроков. С их помощью я сориентировался, как использовать контроллеры SteamVR и как передвигаться в помещении размером 4,5 х 4,5 метров. Следует отметить, что графически ваши руки представлены в виртуальном пространстве, либо как вариации манипуляторов, либо как настоящие руки (в одной из демонстраций).

Самое удивительное, что обучение управлению в HTC Vive проходит очень быстро, по крайней мере, для меня. Я акклиматизировался всего за несколько секунд и быстро понял, как взаимодействовать с предметами и перемещаться в пространстве. Также быстро я сориентировался с ограничениями помещения. Любое движение рук и тела точно передавалось в виртуальное пространство и казалось вполне естественным, несмотря на все участвующие в процессе технологии. Это говорит о том, насколько хорошо в HTC Vive подобраны разнообразные компоненты.

Обзор HTC Vive | Исследуем морские глубины

В этой демонстрации вы оказываетесь на палубе затонувшего корабля. Сначала возникает диссонанс по отношению к тому, как можно дышать, находясь под водой. Хотя это ощущение постепенно рассеивается, видимое отображение комплекта снаряжения для подводного плавания добавило бы реализма. Ваш внешний вид при использовании HTC Vive итак подстать ему, так почему бы не добавить некоторые звуковые и визуальные эффекты для усиления иллюзии?

Несмотря на это, вы все равно оказываетесь во внушающем трепет виртуальном подводном мире. Мимо вас плавают рыбы. Тех, что поменьше, можно потрогать рукой, отчего они быстро расплываются в разные стороны. Реалистичность изображения в этой демонстрации (TheBluVR: Encounter VR demo от WEVR) на очень высоком уровне, почти фотографическом (посмотрите на скриншот ниже).

Есть возможность передвигаться по палубе, размеры которой ограничены размерами помещения (в моем случае 4,5 х 4,5 м), но каких-либо ограничений в пространстве не чувствуется. Доступная для движения область в контексте этой демонстрации имеет логику. Я подошел к перилам судна и посмотрел вниз, в глубину и увидел на дне разбившийся самолет. Затем я повернулся и пошел обратно по палубе, пока не достиг какого-то сломанного механизма, который блокировал путь дальше, это и был край игрового пространства.

Посмотрев вниз, я не обнаружил своих ног (или ласт). Этот факт вызвал чувство недоверия к происходящему. Но чтобы точно показать ваше тело, когда вы смотрите вниз, HTC Vive придется каким-то образом отслеживать ваши ноги, чтобы они появились в цифровом пространстве именно там, где они есть на самом деле. Возможно, камера на передней панели HTC Vive может помочь добиться данного эффекта.

Был момент, когда представитель HTC посоветовал мне обернуться, чтобы не пропустить изюминку данной демонстрации. Я обернулся и вдруг обнаружил огромного кита, проплывающего очень близко. Пока он плыл мимо меня, я не мог оторваться от его большого, реалистичного глаза. Именно в этот момент я полностью поверил в происходящее. Честно говоря, казалось, будто я смотрел на живое существо, смотрящее прямо на меня, и было немного страшновато.

Когда кит проплывал мимо один из его плавников прошел прямо над моей головой, и я инстинктивно пригнулся. А когда он уже почти уплыл, на прощание он махнул своим гигантским хвостом, что заставило меня отпрыгнуть назад. Самое интересное, что именно этот момент заставил меня смеяться от радости и восхищения. К концу демонстрации я уже полностью поверил в реальность этого действа. Но это была лишь малая часть того, что мне предстояло увидеть.

HTC Vive является прямым конкурентом широко известного шлема виртуальной реальности для персональных компьютеров и очень мощных игровых ноутбуков - . Данные устройства очень похожи как по внешнему виду, так и по своей конструкции. Оба шлема имеют собственный экран и подключаются к компьютеру с помощью нескольких проводов.

Дизайн шлема виртуальной реальности




HTC Vive выполнен в полностью чёрном цвете, что сильно отличает его от большинства других VR-шлемов. Все углы и грани устройства закруглены, что несколько уменьшает кажущийся размер шлема. Благодаря чёрной расцветки и закруглённым граням устройство выглядит несколько компактней своего прямого конкурента, хотя на самом деле это не так.

Беспроводные контроллеры повторяют общий дизайн устройства, они также выполнены в тёмных тонах и имеют круглые формы.

В целом устройство сидит на голове очень хорошо, ничего не болтается и не норовит упасть на пол. Общая форма шлема позволяет использовать его вместе с обычными очками, никаких проблем пользователь испытывать не будет.

Не смотря на свою похожесть, оба устройства имеют свои особенности, достоинства и недостатки. Первое различия между данными системами заключается в цене. HTC Vive стоит немного дороже, но он поставляется в более широкой комплектации.

В коробке с Oculus Rift вы найдёте лишь само устройство, ПДУ, датчик движения, гарнитуру и контроллер от Xbox One. В комплектации HTC Vive вы найдёте для контроллера движения, два сканирующих устройства, наушники, набор крепежей, дополнительные адаптеры питание и большой набор проводов.

Также вместе с HTC Vive поставляется небольшой комплект бесплатных игр, что позволит неплохо провести время, не покупая дополнительные игры.

Настройка шлема.

Сразу следует сказать, что HTC Vive требует тщательно настройки и наличия внушительного свободного пространства в комнате. Сама гарнитура не будет корректно работать, пока вы не расположите по комнате все имеющиеся датчики и не подключите шлем к компьютеру огромной кучей проводов. С чем могут возникнуть некоторые проблемы у людей, далёких от компьютерных технологий.

Подключив все провода и датчики, потребуется установить на компьютер программное обеспечение, после чего выполнить калибровку устройства, без которой оно будет работать некорректно. Во время калибровки HTC Vive просканирует всю комнату на наличие препятствий, а пользователю потребуется следовать инструкциям, выводимым в виртуальном пространстве.

В целом первоначальная настройка HTC Vive не должна вызвать каких-либо особых проблем, всё интуитивно понятно, ведь шлем сам подсказывает, что нужно делать.

Виртуальное игровое пространство будет сильно ограничено, ведь препятствия, такие как стены, мебель и другие вещи в реальном мире, станут границами виртуального мира. Поэтому рекомендуется подготовить комнату и убрать лишние вещи ещё до начала калибровки системы.

Игровой процесс

Благодаря специальным контроллерам вы сможете гораздо лучше ощутить виртуальную реальность. В отличие от геймпада Xbox One, контроллеры для HTC Vive превращаются в различные вещи, идеально вписывающиеся в игру. Это могут быть перчатки, различное оружие, магия и многое другое, всё зависит от игры.

Для избежания различных травм во время игры, виртуальное пространство окружено специальной сеткой, границы которой сигнализируют о появлении различных преград (стены или мебель). В случае опасной близости к преграде в устройстве активируется наружная камера, которая покажет очертания возникшей преграды.

Разумеется без глюков не обошлось. Внешняя камера очень плохо улавливает мелкие предметы и домашних животных, из-за чего вы можете случайно запнуться об табурет или кота.

Изредка случаются глюки и в самой игре. Чаще всего происходят ошибки при слишком большом отдалении от датчиков. В таком случае изображение в игре может сильно исказиться, в таком случае потребуется полная перезагрузка HTC Vive.

Совместимость с играми

HTC Vive имеет идеальную совместимость со всеми играми, имеющими официальную поддержку данного шлема виртуальной реальности. В них играть будет очень удобно, никаких ошибок с позиционированием и работой контроллеров возникнуть не должно.

С играми для других систем (например Oculus Rift) всё несколько сложнее, их полная работоспособность не гарантируется. В таких приложениях могут попросту не работать фирменные контроллеры HTC Vive, причиной этому послужит требование геймпада от Xbox или клавиатуры с мышью.

Требования к компьютеру

В этом аспекте HTC Vive ничем не отличается от своего конкурента от Oculus. Шлем требует очень мощный компьютер или топовый игровой ноутбук. В качестве операционной системы категорически рекомендуется использовать Windows 10. Пользователи Windows 7, 8 и 8.1 тоже смогут использовать шлем виртуальной реальности, но в дальнейшем у них могут возникнуть проблемы с отсутствием DirectX 12 на старых операционных системах.

Также вы можете попробовать запустить шлем на Linux, но поддержка операционных систем данного семейства находится в стадии глубокой беты, поэтому корректная работоспособность не гарантируется. Да и VR-приложений, поддерживающих работу под Linux, ощутимо меньше, чем таковых на Windows. Также стоит учитывать, что в большинстве случаев Linux необходимо вручную «допиливать напильников», с чем справится далеко не каждый, тем более, что неграмотное вмешательство в операционную систему может привести к неработоспособности компьютера.

Компьютеры компании Apple ни одним шлемом виртуальной реальности официально не поддерживаются. Если и существует способ подружить эти устройства, то он потребует нешуточных компьютерных навыков от пользователя.

В качестве процессора потребуется i5 последних поколений или восьмиядерный FX. Требования к видеокарте также очень серьёзны, объём видеопамяти не должен быть ниже 4GB GDDR5 (даже не стоит смотреть на офисные затычки с памятью DDR3). Младшая видеокарта Nvidia, удовлетворяющая данным требованиям - GTX 970. Младшая видеокарта от AMD – R9 290. В видеокарте должен присутствовать HDMI-разъём (некоторые производители зачем-то их убирают (оставляя DVI и Display Port), в противном случае вам придётся приобретать дополнительные переходники.

Хоть требуемый размер оперативной памяти в официальных системных требованиях и равен 4GB, данного объёма будет катастрофически мало для HTC Vive. Ведь кроме работы шлема, на компьютере будет трудиться операционная система и фоновые программы, которые жрут немало. Поэтому стоит поставить 8 или 16 гигабайт ОЗУ, такого объёма хватит для полноценной работоспособности VR-шлема.

HTC Vive будет работать и с более слабыми компьютерами, но качество графики в играх придётся сильно занижать, что отрицательно скажется на общем игровом процессе. А некоторые игры будут тормозить даже при снижении графики или вовсе не запустятся.

Технические характеристики VR шлема

HTC Vive является очень сложным устройством, напичканным высокоточными компонентами и датчиками.

Для наиболее точного позиционирования в устройстве установлено 32 сенсора, расположенных на всей поверхности корпуса. Угол обзора встроенных линз составляет 110 градусов, что является очень неплохим результатом.

Особое внимание стоит установить встроенным экранам. В устройстве установлены 2 Amoled матрицы с разрешением 1200×1080 у каждой, что достаточно мало, хотелось бы побольше. Хотя для более высокого разрешения дисплеев потребуется ещё более мощный компьютер. Для многих людей это может оказаться важным при выборе шлема виртуальной реальности.

Технология Amoled обладает несколько специфичной передачей цветов. Чёрный цвет выглядит очень красочно и естественно, а вот с зелёным цветом у устройства небольшие проблемы - он слишком яркий. Также Amoled дисплеи имеют привычку «выгорать» через несколько лет работы, из-за чего сильно падает цветопередача. Но пока это произойдёт, данный шлем виртуальной реальности уже несколько раз успеет морально устареть.

Время непрерывной работы беспроводных контроллеров - приблизительно 4-5 часов. На полную их зарядку потребуется 2 часа. Вряд ли кто-то захочет продолжать игру через 5 часов нахождения в VR-шлеме. Сильно устают не только глаза, но и всё тело в целом.

Линейка игр и приложений

В настоящий момент стоит лишь зайти в Steam, как можно увидеть внушительный список приложений или игр, имеющих поддержку виртуальной реальности.

Особо радует наличие огромного количества бесплатных игр, хотя качество и увлекательность большинства из них оставляет желать лучшего. Тем не менее, выбор есть и даже среди бесплатный VR-игр можно найти что-нибудь, что в итоге западёт в душу.

Необходимо понимать, что не все игры будут поддерживать комплектный контроллеры HTC Vive. Ощутимая часть игр разрабатывалась под традиционное управление (клавиатура + мышь, геймпад), с беспроводными контроллерами они не заработают.

Игровой процесс большинства игр отображается не только в шлеме виртуальной реальности, но и на мониторе компьютера. Благодаря этому окружающие смогут увидеть, что происходит у вас в игре и подсказать в нужный момент.

Общая цена системы виртуальной реальности

Доступ в полноценную виртуальную реальность - удовольствие не дешёвое. Средняя цена HTC Vive составляет приблизительно 60000-70000 рублей, что уже не малая сумма. Ещё столько же денег потребуется потратить на мощный игровой компьютер (у большинства людей дома стоят офисные «печатные машинки» или вовсе бюджетные ноутбуки), который потянет современные VR-игры. Поэтому возможность поиграть в виртуальной реальности стоит очень дорого и не по карману большинству людей.




Советы новичкам:

  • Во время первоначальной настройки шлема не стоит определять зону для игры, выходящую за пределы видимости датчиков. Иначе вы рискуете получить множество разнообразных глюков во время игры;
  • Не стоит устанавливать датчики в местах, где их могут случайно сбить мимо проходящие люди или домашние животные. При падении на пол датчик может повредиться и прийти в полную негодность;
  • В игровой зоне не должно находиться преград, в противном случае позиционирование будет очень не точным;
  • Игровые контроллеры стоит плотно закрепить на руках с помощью шнуров. Во время активной игры присутствует шанс случайно кинуть контроллер в монитор, телевизор или другую дорогостоящую технику, тем самым повредив её или контроллер;
  • Не стоит играть слишком долго, это может привести к проблемам с координацией в реальном мире;
  • Перед покупкой VR-игры стоит ознакомиться с отзывами о ней. В них обычно пишут, как именно работает приложение с определённой моделью VR-шлема;
  • Играть рекомендуется исключительно с наушниками или гарнитурой, без этого не получится ощутить полное погружение в виртуальную реальности.

Вывод

HTC Vive является очень неплохим устройством, дающим доступ к виртуальной реальности. В нём присутствуют свои недостатки, различные ошибки и программные баги, но этим грешат абсолютно все VR-шлема, ведь технология ещё очень молода.

Покупать HTC Vive стоит в том случае, если вы будете играть в сложные VR-игры, с этой задачей шлем справляется на все 100 процентов. Если же вы не хотите проводить своё время в играх, а попросту желаете приобрести устройство для просмотра VR-фильмов, стоит присмотреться к более доступным шлемам виртуальной реальности, обладающим меньшей ценой и не требующим наличия мощного персонального компьютера.

HTC Vive будет слишком избыточным, если его использовать лишь для просмотра фильмов или видео. Нет смысла переплачивать, если с данной задачей с лихвой справятся более дешёвые устройства.

Заядлым геймерам не получится сэкономить, им придётся опустошить свой кошелёк, чтобы купить HTC Vive.

UPD: ПОКУПКА

Оставляйте свои отзывы о HTC Vive.



Загрузка...