sonyps4.ru

Валидация и верификация имитационной модели. Верификация и валидация моделей для инженерных расчетов

Валидация пользовательских данных, жизненно важная бизнес-логика и правила - ключевое требование большинства веб-приложений. ASP.NET MVC 2 предлагает массу новых возможностей, которые значительно облегчают реализацию валидации пользовательских данных и логики валидации моделей и моделей представления. Новый функционал разработан ориентируясь на обязательную валидацию на стороне сервера, но так же дополнительно может быть реализован на стороне клиента, используя JavaScript. Инфраструктура валидации и функционал в ASP.NET MVC 2 реализован следующим образом:
1) Разработчики могут легко воспользоваться DataAnnotation валидацией, встроенной в.NET Framework. DataAnnotation позволяют, в легкий способ, декларативно добавить правила валидации объектам и свойствам, используя минимальное количество кода.

2) Разработчики могут дополнительно интегрировать свой движок валидации или воспользоваться сторонними фреймворками: Castle Validator, EntLib Validation Library. Возможности валидации ASP.NET MVC 2 разработаны с учетом легкости расширения архитектуры валидации.

Это означает, что производить валидацию очень просто в ряде распространенных случаев, при этом сохраняется гибкость для расширения.

Подключение валидации в ASP.NET MVC 2 и DataAnnotation

Давайте рассмотрим простой CRUD-сценарий, где воспользуемся новым функционалом - DataAnnotation. Конкретно, создадим форму «Create», которая будет добавлять друга пользователю:

До сохранения в базу данных, мы хотим убедиться, что введенная информация корректна, а если нет - вывести соответствующее сообщение об ошибке:

Мы хотим, чтобы валидация происходила на двух сторонах - сервере и клиенте, а также хотим удостовериться, что код соответствует принципу DRY(“don’t repeat yourself”) - мы применяем правила валидации один раз, после этого все контроллеры, действия и представления соблюдают их.

Я реализую данный сценарий, используя VS 2010, но вы так же сможете это сделать и в VS 2008.

Шаг 1: Создаем FriendsController (для начала, без валидации)

Начнем с добавления простого класса «Person» в новый проект ASP.NET MVC 2:

У класса четыре свойства, созданные при помощи автоматически реализуемых свойств в C#, которые появились и в VB с VS 2010.

Добавим в наш проект класс-контроллер «FriendsController», который расширим двумя методами действий «Create». Первый метод вызывается во время GET запроса /Friends/Create - он отобразит пустую форму для ввода данных о человеке. Второй метод вызывается во время POST запроса /FriendsCreate - он привязывает введенные данные формы к объекту Person, проверяет на наличие ошибок при связывании и, если ошибок не произошло, в конечном итоге сохраняет в базу данных (саму реализацию работы с базой данных реализуем чуть позже). Если введенные данные в форму содержат ошибки, метод вернет пользователю форму с ошибками:

После создания нашего контроллера, мы можем нажать правой кнопкой по одному из методов действия и выбрать «Add View», мы воспользуемся скафолдингом для создания «Create» представления, которое принимает объект Person:

Visual Studio сгенерирует для нас файл представления Create.aspx в директории \Views\Friends нашего проекта. Обратите внимание на использование :

А сейчас, когда мы запустим приложение и перейдем на /Friends/Create, то получим пустую форму для ввода данных:

На данный момент ничто не остановит нас при вводе не корректных данных.

Шаг 2: Добавляем валидацию, используя DataAnnotation

Усилим наше приложение простыми правилами валидации входящих данных. Мы внедрим данные правила в модели Person, а не в контроллере или представлении. Данный подход обеспечит валидацию при любых сценариях в нашем приложении, где используется объект Person (например, если мы добавим сценарий редактирования), а также обеспечит соответствие кода принципу DRY и избавит от дублирования правил в разных участках кода.

В ASP.NET MVC 2 разработчики могут легко добавлять декларативные атрибуты валидации в классы модели или модели представления, которые в дальнейшем используются при операции связывании с моделью. Чтобы увидеть это в действии, давай-те обновим класс Person, добавив несколько атрибутов. Добавим определение «using» для пространства имен “System.ComponentModel.DataAnnotations”, а далее оформим свойства Person, используя атрибуты валидации , , и

Обратите внимание на объявление текста ошибок, как строк. Вы можете объявить их в файлах ресурсов и локализировать в зависимости от выбранного пользователем языком или культурой. Более детально о локализации ошибок валидации .

И вот, когда у нас добавлены атрибуты валидации в класс Person, давайте перезапустим наше приложение, чтобы увидеть реакцию на некорректно введенные данные, отправив их на сервер:

Заметили, как у нас все стало прилично? Текст ошибки подсечен красным, а сама ошибка выведена рядом с полем. Форма сохраняет введенный данные, так что мы избавляем пользователя от нужды вводить их повторно. И как же, черт побери, все это происходит?

Чтобы понять принцип работы, давайте взглянем на метод действия Create, который обрабатывает POST запрос нашей формы:

Когда наша HTML форма возвращает данные серверу, вызывается выше приведенный метод. Так как метод действия принимает объект Person, как параметр, ASP.NET MVC создаст объект Person и автоматически свяжет входящие данные формы с его значениями. Так же, как часть данного процесса, произойдет проверка на соответствие правилам валидации DataAnnotation объекта Person. В случае удачной проверки, ModelState.IsValid вернет true и мы сохраним результат в базу и перекинем пользователя на home-страницу.

Если произойдет любая ошибка валидации, наш метод действия вновь отобразит форму с не правильными данными объекта Person. Это реализовывается с помощью последней строки в приведенном выше коде.

Сообщения об ошибках отображаются на странице благодаря вспомогательному методу <%= Html.ValidationMessageFor() %> после каждого <%= Html.TextBoxFor() %> в форме Create. Вспомогательный метод Html.ValidationMessageFor() отобразит соответствующее сообщение об ошибке для любого не валидного свойства модели, переданного в представление:

Удобство данного паттерна в простоте внедрения в код, а также простота в добавлении или изменении правил валидации нашего класса Person, без надобности изменять код за пределами модели. Возможность определить правила валидации в одном месте и принудительное использование данных правил в любом уголке приложения позволяет нам быстро развивать наше приложение с минимальными усилиями, при это избегая дублирование кода.

Шаг 3: Добавление валидации на стороне клиента

На текущий момент наше приложение поддерживает только валидацию со стороны сервера, что требует от пользователя отправлять данные на сервер прежде чем он увидит любые сообщение об ошибках.

Одной из вкусностей в ASP.NET MVC 2 является архитектура валидации, которая поддерживает проверку на сервере и на клиенте. Для этого нам всего-лишь нужно добавить два JavaScript скрипта в представлении и написать одну строчку кода:

После добавления трех строчек ASP.NET MVC 2 будет использовать валидационные метаданные, которые мы указали в классе Person и создаст логику валидации на стороне клиента, используя JavaScript. Пользователь же увидит ошибку, как только перейдет на другой элемент.

Чтобы увидеть проверку на клиенте в действии, перезапустим приложение и заполним первые три текстовых поля корректными данными, а далее попробуем нажать «Create». Заметьте каким образом мы получили информацию об ошибке, никакой отправки данных на сервер не произошло:

Если мы введем текст, который не является корректным адресом электронной почты, то ошибка сразу изменится с «Email required» на «Not a valid email», оба сообщения мы объявили ранее в классе Person:

Когда же мы введем корректный адрес электронной почты - сообщение об ошибке исчезнет и фон текстового поля вернется в нормальное состояние:

Нам не нужно писать никакого собственного JavaScript кода для добавления логики валидации. Наш код до сих пор соответствует принципу DRY.

По причинам безопасности правила валидации всегда запускаются на сервере, даже если вы включили проверку на стороне клиентов. Это предотвращает от попыток хакеров обмануть ваш сервер обходя валидацию на клиенте.

Клиентская JavaScript валидация может работать с любым фреймворком/движком, который вы используете с ASP.NET MVC. Нет ограничений в использовании DataAnnotation, вся инфраструктура работает независимо от DataAnnotation и может работать с Castle Validator, EntLib Validation Block или любым другим решением.

Если вы не желаете использовать наши JavaScript файлы, вы можете заменить их на плагин валидации jQuery и использовать его. Дополнение ASP.NET MVC Futures будет включать в себя поддержку jQuery валидации.

Шаг 4: Создание собственного(email) атрибута валидации

Пространство имен System.ComponentModel.DataAnnotations содержит несколько встроенных атрибутов валидации, которые вы можете использовать. Мы уже использовали четыре - , , и .

Но вы можете объявить свой собственный атрибут валидации и использовать его. Вы можете создать полностью новый атрибут наследуясь от класса ValidationAttribute, который находится в пространстве имен System.ComponentModel.DataAnnotations. А можете создать атрибут на основе существующих, если хотите просто расширить их функциональность.

Например, для поддержания чистоты кода в нашем классе Person мы хотим создать новый атрибут валидации , который инкапсулирует регулярное выражение для проверки электронных адресов. Простой способ - унаследоваться от класса RegularExpression и вызывать конструктор класса RegularExpression с соответствующим регулярным выражением:

Теперь мы можем обновить класс Person и использовать наш новый атрибут валидации взамен предыдущего регулярного выражения, согласитесь - код стал чище:

Когда вы создаете собственный атрибут валидации, то можете определить правила проверок на сервере и клиенте.

Напоследок, для создания собственных атрибутов, которые обращаются к индивидуальным свойства объекта, вы можете обращаться к атрибутам валидации на уровне класса. Это позволяет вам реализовать логику в связке с несколькими свойствами в объекте. Например, можете посмотреть на атрибут «PropertiesMustMatchAttribute», который находится в файле AccountModels.cs/vb в стандартном шаблоне приложения ASP.NET MVC 2 (File>New ASP.NET MVC 2 Web Project в VS 2010).

Шаг 5: Переходим к базе даных

А теперь давайте реализуем логику, нужную для сохранения наших друзей в базу данных.

Сейчас мы используем с C# класс старого образца (часто называемыем, как «POCO» класс - «plain old CLR object»). Один из подходов - написать отдельно код, который привязывает существующий класс к базе данных. На сегодняшний день, такие решения на основе объектно-реляционной проекции (ORM), как NHibernate отлично поддерживают стиль POCO связи. ADO.NET Entity Framework (EF), который выйдет с.NET 4 так же поддерживает POCO связи и, как NHibernate, дополнительно поддерживает возможность связи через код, не используя файлов связи или конструтора.

Если наш объект Person был связан с базой данных одним из перечисленных способов, то нам не нужно вносить никаких изменений в класс Person.

А что если мы используем визуальный инструмент для наших ORM-связей?

Сегодня, многие разработчики использующие Visual Studio не пишут собственную ORM-логику связей, а используют встроенные в VS конструкторы, чтобы решить данную проблему.

Часто возникает вопрос при использовании DataAnnotation (или любой другой формы атрибутов, основанных на валидации) - «как вы примените правила, когда модель объекта, с который вы работаете, создана с помощью GUI конструктор?». Например, если мы взамен класса Person, оформленного в стиле POCO, создадим класс Personal в Visual Studio, используя GUI-интсрумент связей - LINQ to SQL или ADO.NET EF:

На скриншоте вы видите класс Person, объявленный с помощью конструктора ADO.NET EF в VS 2010. Верхнее окно определяет класс Person, нижнее - отображает редактор связей, а именно, как свойства привязываются к таблице базы данных «People». После сохранение автоматически сгенерируется класс Person. Это удобно, за исключением того, что при каждом изменении вам нужно будет сохранять файл, что приведет к полной перегенерации класса Person и вы потеряете все объявленные атрибуты валидации.

Решение, которое поможет применить к автоматически созданному классу дополнительные метаданные атрибутов - дружественные классы. Фактически - вы создаете отдельный класс, который содержит ваши атрибуты валидации и метаданных, а далее привязываете его к сгенерированному классу, применяя атрибут «MetadataType» к сгенерированному partial-классу. Например, мы хотим применить правила валидации, которые использовали ранее, к классу Person, созданному с помощью конструктора LINQ to SQL или ADO.NET EF, для этого вынесем наш код валидации в класс «Person_Validation» и свяжем его с классом «Person»:

Данный вариант уступает в элегантности варианту POCO, но у него преимущество в работе с большинством инструментов или с сгенерированным конструкторами кодом в Visual Studio.

Последний шаг - Сохранение Friend в базу данных.

Наш последний шаг, в не зависимости от подхода, который мы использовали: POCO или сгенерированный каким-то инструментом класс Person, будет сохранением валидных объектов Friend в базу данных.

Для этого заменяем «Todo» метку в классе FriendsController тремя строчками кода, которые будут сохранять нового друга в базу данных. Ниже представлена полная версия класса FriendsController, который работает с ADO.NET EF:

Теперь, когда мы посетим URL /Friends/Create, то сможем легко добавить новый объект People в список наших друзей в базе данных:

Валидация всех данных происходит на клиенте и на сервере. Мы можем легко добавлять/изменять/удалять правила валидации и они будут использованы в обязательном порядке любым контроллером или представлением в наше приложении.

Подведем итоги

ASP.NET MVC 2 позволяет гораздо проще интегрировать валидацию в веб-приложения. Предлагает подход в валидации, основанный на моделях, что позволяет избежать дублирования кода в разных местах, а также позволяет быть уверенным, что правила валидации будут гарантированно использованы во всем приложении. Встроенная поддержка DataAnnotation, позволяет реализовывать распространенные варианты валидации прямо из коробки. Поддержка расширяемости инфраструктуры валидации позволяет реализовывать различные сценарии проверок и подключать любые фреймворки валидации.

Моделирование экономическое – воспроизведение экономических объектов и процессов в ограниченных, малых, экспериментальных формах, в искусственно созданных условиях. В экономике чаще используется математическое моделирование посредством описания экономических процессов математическими зависимостями.

Моделирование основывается на принципе аналогии и позволяет изучать объект при определенных условиях и с учетом неизбежной односторонней точки зрения.

Процесс экономико- математического моделирования включает: ●идентификацию объекта или процесса; ●спецификацию модели; ●идентификацию и оценку параметров модели; ●установление зависимостей между параметрами модели; ●проверку модели.

Идентификация объекта или процесса заключается в определении характеристик объекта и выявлении приложенных к нему воздействий и его реакций с помощью наблюдения за его входами и выходами и статистической обработки полученных данных. В процессе идентификации объекта должны быть выявлены параметры, определяющие процесс его функционирования (параметризация).

На основании предварительного анализа рассматриваемого экономического объекта или процесса, т. е. его идентификации, составляется спецификация модели. Спецификация модели есть выбор формы связи переменных.

Под идентификацией параметров модели понимается выбор переменных модели, а также вида и параметров ее уравнений с последующей их оценкой на основе статистических данных, полученных в результате наблюдения или эксперимента.

Оценка параметров модели – это количественное значение оцененных параметров, которая может быть точечной и интервальной. Этот этап заключается в определении числовых значений существенных параметров модели, выявленных на предварительных этапах анализа исследуемого объекта или процесса.

Существенные параметры – параметры, отобранные в процессе анализа моделируемого объекта как необходимые и достаточные для его характеристики с учетом цели моделирования. Существенные переменные – элементы экономико-математической модели, значениях которых (показатели, называемые координатами системы) служат характеристикой моделируемой системы.

После построения модели определяется ее тип и выбирается соответствующий этому типу метод решения.

Валидация – процесс проверки того, что модель является достаточным описанием системы целей конкретного исследования.

При моделировании исследователь должен быть уверен в корректности модели, в соответствии модели реальному прототипу. Точность математического моделирования зависит от того, насколько хорошо математическая модель отражает свойства объекта. Исследователю важно знать, с какой погрешностью он получает результат, потому что в случае большой погрешности расчет теряет смысл.

На точность моделирования влияют следующие особенности:

■ упрощение модели;

■ ошибки при построении модели;

■ использование элементов с низкой точностью, с линейной аппроксимацией;

■ наличие в модели вырожденных конечных элементов;

■ некорректные связи;

■ некорректные параметры моделей;

■ некорректные свойства элементов;

■ некорректные начальные и граничные условия;

■ погрешности метода расчетов.

На основании результатов испытаний, таких, например, как показания приборов, вносятся изменения в математическую модель. В итоге создается модель, результаты использования которой совпадают с реальными объектами с заданной погрешностью.

Верификация модели (model verification) – проверка ее истинности, адекватности. Дословный перевод с английского: verification – это: 1) контроль, проверка; Sync: check, examination; 2) удостоверение, подтверждение (предсказания, сомнения) (а); подтверждение под присягой (б); 3) засвидетельствование. В отношении к дескриптивным моделям верификация модели сводится к сопоставлению результатов расчетов по модели с соответствующими данными действительности – фактами и закономерностями экономического развития. В отношении нормативных (в том числе оптимизационных) моделей положение сложнее: в условиях действующего экономического механизма моделируемый объект подвергается различным управляющим воздействиям, не предусмотренным моделью; надо ставить специальный экономический эксперимент с учетом требований чистоты, т.е. устранения влияния этих воздействий, что представляет собой трудную, во многом еще не решенную задачу.

Верификация имитационной модели есть проверка соответствия ее поведения предположениям экспериментатора. Когда модель организована в виде вычислительной программы для компьютера, то сначала исправляют ошибки в ее записи на алгоритмическом языке, а затем переходят к верификации. Это первый этап действительной подготовки к имитационному эксперименту. Подбираются некоторые исходные данные, для которых могут быть предсказаны результаты просчета. Если окажется, что ЭВМ выдает данные, противоречащие тем, которые ожидались при формировании модели, значит, модель неверна, т.е. не соответствует заложенным в нее ожиданиям. В обратном случае переходят к следующему этапу проверки работоспособности модели – ее валидации.

Валидация модели (model validation) – проверка соответствия данных, получаемых в процессе машинной имитации, реальному ходу явлений, для описания которых создана модель. Она производится тогда, когда экспериментатор убедился на предшествующей стадии (верификации) в правильности структуры (логики) модели, и состоит в том, что выходные данные после расчета на компьютере сопоставляются с имеющимися статистическими сведениями о моделируемой системе.

В более общем виде верификация – это подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены. Если образно, то верификация – процедура сопоставления того, что сделано (или еще пока делается), с тем, что было задумано (предписано) сделать, т.е. сопоставление законченного или промежуточного результата с входными требованиями – "взгляд назад".

Валидация – подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены. Образно говоря, валидация – это процедура сопоставления того, что задумано сделать (или еще пока делается), с тем, что необходимо потребителю для конкретного применения, т.е. сопоставление планируемого или промежуточного результата деятельности с текущими выходными требованиями – "взгляд вперед". Дословный перевод с английского: validation – это: 1) ратификация, утверждение, Sync: ratification; 2) легализация, признание законной силы, придание юридической силы.

Верификация является инструментом валидации, ее частью. Верификация продолжается вплоть до момента кодирования программы, а валидация осуществляется непосредственно после. Поэтому в практике моделирования с использованием ЭВМ верификация и валидация моделей завершается после проведения вычислительного эксперимента и подтверждения его результатами соответствия как реальным процессам исследуемого объекта, так соответствия конкретным условиям применимости (или требованиям). Однако в большинстве случаев процессы верификации, валидации, тестирования и реализации пересекаются по времени.

Используются два подхода к валидации программного обеспечения. Первый подход, дедуктивный, представлен такими направлениями исследований, как автоматическое доказательство теорем, использованием мультимножеств и графов, а также разнообразных специализированных алгебр. Программная система описывается в рамках некоего формализма, после чего выполняется строгое математическое доказательство обладания данной системой теми или иными свойствами. Второй подход – модельный; его последователи не стремятся вписать систему в рамки теории, а вместо этого строят модель системы, которую можно рассматривать как машину или автомат. Любое требование к системе проверяется для каждого возможного состояния автомата.

Модельный подход поддерживает не только полную, но и частичную верификацию, которая может быть направлена на проверку только одного небольшого свойства, абстрагировавшись от менее важных деталей системы. Иными словами, для проведения верификации необязательно добиваться формализации всех без исключения требований спецификации. В отличие от тестирования и использования симуляторов, в модельном подходе не существует такого понятия, как вероятность обнаружения ошибки: если ошибка есть, она будет обнаружена за конечное время.

В том случае, когда свойство оказывается нарушенным, в виде контрпримера предоставляется диагностирующая информация.

Процесс проверки моделей не требует ни ручного управления со стороны пользователя, ни высокого уровня профессионализма. Имея модель, можно автоматически проверять на ней необходимые свойства. Процесс проверки интегрируется в стандартный цикл проектирования, позволяя, как показывает практика, уменьшить время создания приложений с учетом проведения рефакторинга программного кода.

Однако у модельного подхода есть и слабые стороны. Верификация осуществляется по модели, а не по реальной системе, поэтому ценность полученного результата напрямую зависит от корректности модели, что требует высокого уровня подготовки персонала, создающего модели программ. Модельный подход не может эффективно применяться без точных алгоритмов принятия решений. Нет гарантий полноты: проверяются только те свойства, которые указаны явно.

Построение моделей и формулировка требований требуют высокого уровня знаний и умения их применять. Результаты могут вводить в заблуждение (верификатор – тоже программа и тоже может ошибаться, модель может содержать ошибку; правда, основные процедуры проверки моделей формально доказаны с помощью пакетов автоматического доказательства теорем). Нет верификаторов, поддерживающих обобщения, например, нельзя проверить систему, если в ней не зафиксировать число сущностей.

Примеры успешного применения модельного подхода можно обнаружить, изучая процесс разработки сложных систем, оперирующих большими объемами данных: СУБД, комплексы потоковой обработки речевой и текстовой информации, системы обеспечения информационной безопасности. Модельный подход к верификации программного обеспечения позволяет при правильном разбиении всего комплекса, проектировании и разработке модулей и атомарных составляющих выявлять логические ошибки еще на этапе проектирования. Так, при разработке программного обеспечения потоковой обработки растровых изображений в рамках модельного подхода была сформирована модель для верификации менеджера заданий для потоковой обработки и обработчиков атомарных заданий, позволившая выявить ошибки в проектировании протоколов взаимодействия модулей комплекса и алгоритме определения обработчика атомарного задания. Данная модель основана на использовании сетей Петри и сопутствующих алгоритмов.

Говоря о функциональности, обычно подразумевают некоторое множество атрибутов, рассчитанных на существование определенного набора функций и их специальных свойств, достигающих поставленных целей:

пригодность. Выполняет ли приложение предназначенную ему задачу? Может быть верифицировано путем моделирования правильного сопутствующего окружения (подход, аналогичный тестированию);

точность. Насколько точны результаты работы приложения? Трудно реализуется при модельном подходе; логическая верификация в данном случае будет более эффективна;

безопасность. Не происходит ли неавторизованной утечки информации? Верифицируется напрямую с формулированием соответствующих запросов. Также существует целый ряд немодельных верификаторов, решающих эту же задачу;

соответствие. Соответствует ли реализованная функция данному стандарту? Стандарт используется как спецификация (источник требований), реализация функции моделируется;

совместимость. Может ли данное приложение общаться с соответствующими программными продуктами от других производителей? Близким приближением является подразумеваемая совместимость при наличии соответствия стандарту и отсутствии недокументированных возможностей. При необходимости более точной проверки выполняет автоматическое дизассемблирование и эмуляцию заданных участков программного кода, ручную отладку, построение графа передачи управления и данных.

Множество атрибутов надежности характеризует способность программного обеспечения поддерживать определенный уровень предоставляемых услуг при данных условиях и в течение заданного промежутка времени:

завершенность. Является ли изначально предоставляемый уровень услуг достаточным? Все ли было реализовано? Это свойство по определению не может быть проверено формальным тестированием: на каждую ожидаемую функцию формулируется требование (или множество требований), которое проверяется на модели;

устойчивость к ошибкам. Ведет ли себя программа адекватно в случае предоставления заведомо неверных входных данных? Очень неэффективно и громоздко реализуется в модельном подходе, существуют неплохие методы тестирования, решающие эту проблему;

устойчивость к окружению (прочность ). Может ли приложение работать нормально в нестандартном или неустойчивом окружении? Применение модельного подхода в данном случае возможно только при наличии возможности моделирования окружения. Однако корректное моделирование стресс-ситуации – весьма нетривиальная задача;

восстанавливаемость. Может ли приложение продолжать работу после сбоя? Как правило, это свойство явно прописывается в программе и нуждается только в проверке. Может быть проверено как модельной верификацией, так и тестированием.

Множество атрибутов по удобству пользования характеризует трудности при использовании программного обеспечения и их субъективную оценку тем или иным множеством пользователей:

понятность. Насколько интуитивно ясен пользовательский интерфейс приложения? Не поддается научной формализации. Несмотря на то что менее формальные правила существуют уже давно, модельная верификация невозможна;

обучаемость. Приспосабливается ли приложение к специфике пользователя? Используются алгоритмы искусственного интеллекта, которые могут быть верифицированы, соответственно может быть верифицирован и признак;

управляемость. Легко ли управлять работой приложения? Эта область, традиционная для бета-тестирования, в последнее время переходит в руки специалистов по пользовательским интерфейсам.

Множество атрибутов производительности выявляет связь уровня предоставляемых приложением услуг с объемом используемых при этом ресурсов:

поведение во времени. Адекватен ли временной график использования ресурсов? В данном случае нужно тестировать реальную систему, а не ее модель (например, для нахождения утечки памяти). Абсолютно не подходит для модельной верификации;

использование ресурсов. Эффективно ли используются ресурсы? Имеется направленность на реальную систему, и существуют эффективные методы формального тестирования, которые в основном базируются на смеси сетей Петри и специализированных языков описания моделей верификации, при прогонке которых происходит количественная оценка потенциально используемых ресурсов; максимальное значение дает вполне эффективную оценку, пригодную для большинства реализаций;

алгоритмизация. Насколько оптимальны использованные алгоритмы? Классический анализ алгоритмов вместе с формальной их верификацией дает быстрые и точные результаты.

Множество атрибутов поддержки связано с усилиями по внесению определенных изменений в работающее приложение:

анализируемость. Насколько легко определить части, нуждающиеся в изменении? Не поддается формализации;

изменяемость. Какие усилия требуются для внесения изменений? Не поддается формализации, уровень может быть установлен априори;

настраиваемостъ. Можно ли достичь желаемого эффекта без изменения самой программы, изменяя только настройки? Задача решается тестированием в реальных условиях;

стабильность. Как ведет себя программа при внесении изменений на лету? Эффективно решается модельной верификацией с помощью недетерминированных параллельных процессов;

тестируемость. Насколько легко проверяется работа изменившегося контура? Решается параллельно с тестированием или превентивно явным образом и к верификации отношения практически не имеет.

Множество атрибутов переместимости характеризует способность программного обеспечения быть перенесенным из одного окружения в другое:

приспособляемость. Может ли приложение изменяться в соответствии с изменениями окружения? Взаимодействующие недетерминированные последовательные процессы дают хороший результат, в том числе и в модельном подходе;

устанавливаемость. Может ли приложение устанавливаться на разные платформы или в разные конфигурации? Как правило, явно задается в спецификации и явно реализуется и в проверке не нуждается;

согласованность. Какие стандарты были использованы в приложении? Не нуждается в проверке, однако само соответствие стандартам проверять можно и нужно;

заменяемость. Может ли приложение быть использовано так же, как его эквивалент от другого производителя? Зависит ли от списка опций соответствующих приложений, которые могли бы быть или должны были быть реализованы?

Это относится к фазе формулирования требований, поэтому в верификации не участвует.

Приведенный общий список свойств, которые могут быть проверены с помощью техник модельной верификации и валидации, краток, насколько это максимально возможно. Свойства, не упомянутые (например, масштабируемость или живучесть), но встречающиеся на практике, могут быть сведены к данному списку. Важно отметить, что верификация и валидация моделей, реализуемых средствами вычислительной техники, может выполняться тестированием программного обеспечения, используемого при моделировании, на уровне системных, архитектурных и функциональных требований к программному обеспечению, в то время как тестирование его кода не заменяет процедур верификации и валидации моделей.

Валидация - процесс проверки того, что модель является достаточно точным описанием системы для целей конкретного исследования

Валидация имеет смысл только когда определены цели исследования

*Валидация модели существующей системы обычно проще, чем валидация модели проектируемой системы

*Не стоит откладывать валидацию на самый конец работ

*Если старая модель используется с новой целью, то валидацию нужно повторить

Методы валидации концептуальной модели

*Определить цели исследования

*Описать концептуальную модель («Допущения» - “Assumptions”)

*Привлечь экспертов в предметной области к [формальной] проверке концептуальной модели (“face validation” и трассировка)

Методы валидации данных

*Анализ чувствительности результатов моделирования к вариациям входных данных

*Статистические тесты для эмпирических распределений вероятности

*Проверки на непротиворечивость

Методы повышения достоверности

*Постоянное взаимодействие с пользователями, подробное объяснение и согласование предположений, заложенных в модель

*Демонстрация того, что модель валидирована и верифицирована. Независимая валидация, верификация и аккредитация модели

*Дать пользователю возможность самостоятельно выполнять моделирование. Красивая и понятная визуализация результатов

*Репутация разработчиков модели

Понятие события в имитационном моделировании.

Если модель строится с целью изучения причинно-следственных связей, присущих системе, динамику системы целесообразно описывать в терминах событий.

Событие представляет собой мгновенное изменение некоторого элемента системы или состояния системы в целом. Событие характеризуется:

Условиями (или законом) возникновения;

Типом, который определяет порядок обработки (дисциплину обслуживания) данного события;

Нулевой длительностью.

События подразделяют на две категории:

События следования, которые управляют инициализацией процессов (или от¬дельных работ внутри процесса);

События изменения состояний (элементов системы или системы в целом).

Механизм событий используется в качестве основы построения моделей, предназначенных для исследования причинно-следственных связей в системах при отсутствии временных ограничений. К таким задачам можно отнести, например, некоторые задачи по оценке надежности.

Принципы разработки имитационных моделей.

При разработке имитационных моделей необходимо соблюдать следующие принципы.

Принцип информационной достаточности.

При полном отсутствии информации об исследуемой системе построение ее модели невозможно. При наличии полной информации о системе ее моделирование лишено смысла. Поэтому существует некоторый критический уровень априорных сведений о системе (уровень информационной достаточности), при достижении которого может быть получена ее адекватная модель.

Принцип осуществимости.

Создаваемая модель должна обеспечить достижение поставленной цели с вероятностью отличной от нуля и за конечное время. Обычно задают пороговое значение вероятности р0 достижения цели моделирования, выраженное функцией p(t), а также приемлемую границу времени t0 достижения этой цели. Модель считается осуществимой, если одновременно выполняются неравенства p(t) ? p0, t ? t0.

Принцип множественности моделей.

Данный принцип является ключевым. Создаваемая модель должна отражать в первую очередь те свойства реализуемой системы или явления, которые влияют на выбранный показатель эффективности.

При использовании любой конкретной модели исследуются лишь некоторые стороны реальности. Для более полного исследования объекта или системы необходим ряд моделей, позволяющих с разных сторон и с разной степенью детализации отражать рассматриваемый процесс.

Принцип агрегирования.

Сложную систему можно представить в виде агрегатов или подсистем, для описания каждого из которых могут быть пригодны некоторые стандартные математические методы или прикладные модели. Этот принцип позволяет гибко перестраивать общую модель системы в рамках решения задач, которые решаются в процессе исследования.

Если при исследовании построенных моделей получаются сходные результаты, то исследование успешно завершено. Если результаты различаются, то необходимо либо пересмотреть постановку задачи, либо поставить вопрос об адекватности математических моделей.

Принцип параметризации.

В ряде случаев моделируемая система имеет в своем составе некоторые относительно изолированные подсистемы, деятельность которых характеризуется определенными параметрами, которые могут характеризоваться и векторными величинами. Такие подсистемы можно заменять в модели соответствующими числовыми величинами, а не описывать процесс их функционирования. Зависимость значений этих величин в зависимости от ситуации может задаваться в виде таблицы, графика или аналитического выражения. Принцип параметризации позволяет сократить объемы вычислительных и других работ, а также время моделирования. Однако, параметризация может снижать адекватность модели.

Принцип целесообразности.

Необходимо соизмерять точность исходных данных и с результатами, которые нужно получить.

Принцип устойчивости.

Любая сложная система всегда подвергается малым внешним и внутренним воздействиям, поэтому модель должна быть устойчивой, стараться сохранять свои свойства и структуру, даже в случае возникновения различных воздействий.

Принцип адекватности.

Модель должна отражать существенные черты исследуемого явления, при этом не должна сильно упрощать исследуемые процессы.

Степень реализации перечисленных принципов в каждой конкретной модели может быть различной, причем это зависит не только от желания разработчика, но и от соблюдения им технологии моделирования.

Цель работы – изучить методы проверки соответствия разработанной имитационной модели реальной системе.

В ходе выполнения лабораторной работы студент должен научится проводить верификацию имитационной модели путем построения логической блок-схемы и интерактивного контроля за ходом моделирования при помощи встроенной в специализированный язык GPSS/H программы отладки; проверять правильность построения концептуальной модели в компьютере; проводить валидацию имитационной модели путем сопоставления результатов экспериментов с результатами аналитических расчетов.

Примечание

Предполагается, что студент, знаком с теорией систем массового обслуживания и основами моделирования систем на специализированном языке GPSS/H.

2. Теоретические положения

2.1. Верификация и валидация имитационных моделей

Если модель неправильно отображает динамику системы, то, очевидно, что и полученные с ее помощью результаты будут неправильными. Поэтому одной из главных проблем при моделировании является проверка соответствия разработанной модели реальной системе. В России подобную проверку называют адекватностью, а за рубежом — делят на верификацию и валидацию.

Верификация — это проверка правильности построения концептуальной модели в компьютере. Она используется при сравнении концептуальной модели с ее компьютерным представлением и отвечает на вопросы: правильно ли модель выполняется на компьютере? Правильно ли представлены входные параметры и логическая структура модели?

Для верификации используют методы:

1. Проверка корректности результатов на «крайние» значения. При этом:

— задают нулевые значения входных параметров модели и анализируют результаты. Если результаты не нулевые, то проверяют и уточняют модель;

— задают значения входных параметров модели, которых не может быть в реальной системе, и по результатам моделирования оценивают правильность реакции модели;

— проводят длительное моделирование и оценивают результаты. При этом выявляют ошибки и подозрения: загрузка обслуживающих приборов нулевая; число вхождений заявок в прибор не нулевое, а загрузка прибора равна нулю; число входов в очередь равно ее текущему содержимому.

2. Аналитический подсчет характеристик и сравнение их с модельными результатами. За длительный прогон вручную подсчитывают использование прибора и сравнивают расчетное значение с результатами моделирования. Но есть характеристики, которые невозможно посчитать аналитически, например, среднее время обслуживания заявки. Тем не менее, параметры в модели взаимосвязаны и проверка одной характеристики повышает доверие (или не доверие) к другим параметрам и модели в целом, даже если точные связи между характеристиками неизвестны и изменяются от прогона к прогону.

3. Построение логической блок-схемы и интерактивный контроль за ходом моделирования при помощи программ отладки. Составляют простую логическую блок-схему для какого-либо узла модели. Например, для одноканальной СМО можно составить блок схему, изображенную.

Затем, используя встроенные в пакеты имитационного моделирования программы отладки проверяют, соответствует ли логика работы модели построенной блок-схеме. При этом используют:

— прогон до определенного времени или события и вывод информации за данный период времени;

— приостановку моделирования по значению текущей величины переменной выделенного компонента модели (очереди, прибора, счетчика, атрибута).

4. Использование имитационного следа. Имитационный след это детальная распечатка изменений модели в течение времени. Его разрабатывают специально для использования в имитационных программах. Он позволяет просматривать величину выбранных переменных в каждый момент приращения времени (от события к событию). При анализе такого имитационного следа можно выявить ошибки и несоответствия модели реальной системе.

5. Документирование модели и проверка лицом не участвующим в разработке модели. Этим методом часто пренебрегают. Но если разработчик модели пишет краткие комментарии в компьютерной модели, проводит определение всех переменных и параметров и делает пометки главных модулей модели, это значительно облегчает кому-либо и самому разработчику модели проверить ее логику.

6. Проверка по анимации. В последнее время программное обеспечение для имитационного моделирования соединяют с программами компьютерной анимации. Анимация позволяет проследить работу модели, выводя на монитор динамику работы ее элементов в виде графических аналогов реальной системы. При помощи анимации выделяют характерные виды ошибок: несвоевременное движение, исчезновение или наложение объектов, отображающих пакеты данных, машины, людей и т.д.

Валидация — проверка является ли модель, допустимым представлением реальной системы. Цель валидации – двойная, во-первых, создать модель, которая представляет поведение реальной системы как можно более полно. Во вторых, увеличить приемлемый уровень достоверности модели, чтобы модель можно было использовать для анализа системы и принятия решений.

Вообще нет общепринятых количественных оценок валидации моделей. Большинство авторов считают, что если отклонение результатов моделирования от показателей реальной системы или определенных другим методом не превышает 7-10%, то модель считается валидной.

Хотя верификация и валидация концептуально различны, обычно они проводятся одновременно. Некоторые методы даже идентичны (например, проверка модели по анимации, создание имитационного следа).



Загрузка...