sonyps4.ru

Универсальная система unicode позволяет закодировать. Что такое Unicode? Непечатаемые управляющие знаки ASCII

Unicode : UTF-8 , UTF-16, UTF-32.

Юникод представляет собой набор графических символов и способ их кодирования для компьютерной обработки текстовых данных.

Юникод не только приписывает каждому символу уникальный код, но и определяет различные характеристики этого символа, например:

    тип символа (прописная буква, строчная буква, цифра, знак препинания и т. д.);

    атрибуты символа (отображение слева направо или справа налево, пробел, разрыв строки и т. д.);

    соответствующая прописная или строчная буква (для строчных и прописных букв соответственно);

    соответствующее числовое значение (для цифровых символов).

    Стандарты UTF (аббревиатура Unicode Transformation Format) для представления символов:

UTF-16 : В Windows настройка, ускорение, частые вопросы Vista для представления всех Unicode- символов используется кодировка UTF-16. В UTF-16 символы представлены двумя байтами (16 битами). Эта кодировка используется в Windows, поскольку 16-битными значениями можно представить символы, составляющие алфавиты большинства языков мира, это позволяет программам быстрее обрабатывать строки и вычислять их длину. Однако для представления символов алфавита некоторых языков 16 бит недостаточно. Для таких случаев UTE-16 поддерживает «суррогатные» кодировки, позволяющие кодировать символы 32 битами (4 байтами). Впрочем, приложений, которым приходится иметь дело с символами таких языков, мало, поэтому UTF-16 - хороший компромисс между экономией памяти и простотой программирования. Заметьте, что в.NET Framework все символы кодируются с использованием UTF-16, поэтому применение UTF-16 в Windows- приложениях повышает производительность и снижает потребление памяти при передаче строк между «родным» и управляемым кодом.

UTF-8 : В кодировке UTF-8 разные символы могут быть представлены 1,2,3 или 4 байтами. Символы с значениями меньше 0x0080 сжимаются до 1 байта, что очень удобно для символов, применяемых в США. Символы, которым соответствуют значения из диапазона 0x0080-0x07FF, преобразуются в 2-байтовые значения, что хорошо работает с алфавитами европейских и ближневосточных языков. Символы с бо́льшими значениями преобразуются в 3-байтовые значения, удобные при работе со среднеазиатскими языками. Наконец, «суррогатные» пары записываются в 4-байтовом формате. UTF-8- чрезвычайно популярная кодировка. Однако ее эффективность меньше по сравнению с UTF-16, если часто используются символы с значениями 0x0800 и выше.

UTF-32 : В UTF-32 все символы представлены 4 байтами. Эта кодировка удобна для написания простых алгоритмов для перебора символов любого языка, не требующих обработки символов, представленных разным числом байтов. Например, при использовании UTF-32 можно забыть о «суррогатах», поскольку любой символ в этой кодировке представлен 4 байтами. Ясно, что с точки зрения использования памяти эффективность UTF-32 далека от идеала. Поэтому данную кодировку редко применяют для передачи строк по сети и сохранения их в файлы. Как правило, UTF-32 используется как внутренний формат представления данных в программе.

UTF-8

В ближайшее время все более важную роль будет играть особый формат Unicode (и ISO 10646) под названием UTF-8 . Эта «производная» кодировка пользуется для записи символов цепочками байтов различной длины (от одного до шести), которые с помощью несложного алгоритма преобразуются в Unicode- коды, причем более употребительным символам соответствуют более короткие цепочки. Главное достоинство этого формата - совместимость с ASCII не только по значениям кодов, но и по количеству бит на символ, так как для кодирования любого из первых 128 символов в UTF-8 достаточно одного байта (хотя, например, для букв кириллицы нужно уже по два байта).

Формат UTF-8 был изобретён 2 сентября 1992 года Кеном Томпсоном и Робом Пайком и реализован в Plan 9. Сейчас стандарт UTF-8 официально закреплён в документах RFC 3629 и ISO /IEC 10646 Annex D.

Для Web- дизайнера эта кодировка имеет особое значение, так как именно она объявлена «стандартной кодировкой документа» в HTML начиная с версии 4.

Текст, состоящий только из символов с номером меньше 128, при записи в UTF-8 превращается в обычный текст ASCII . И наоборот, в тексте UTF-8 любой байт со значением меньше 128 изображает символ ASCII с тем же кодом. Остальные символы Юникода изображаются последовательностями длиной от 2 до 6 байтов (реально только до 4 байт, поскольку использование кодов больше 221 не планируется), в которых первый байт всегда имеет вид 11xxxxxx, а остальные - 10xxxxxx.

Проще говоря, в формате UTF-8 символы латинского алфавита, знаки препинания и управляющие символы ASCII записываются кодами US- ASCII , a все остальные символы кодируются при помощи нескольких октетов со старшим битом 1. Это приводит к двум эффектам.

    Даже если программа не распознаёт Юникод, то латинские буквы, арабские цифры и знаки препинания будут отображаться правильно.

    В случае, если латинские буквы и простейшие знаки препинания (включая пробел) занимают существенный объём текста, UTF-8 даёт выигрыш по объёму по сравнению с UTF-16.

    На первый взгляд может показаться, что UTF-16 удобнее, так как в ней большинство символов кодируется ровно двумя байтами. Однако это сводится на нет необходимостью поддержки суррогатных пар, о которых часто забывают при использовании UTF-16, реализовывая лишь поддержку символов UCS-2.

Юникод (по-английски Unicode) - это стандарт кодирования символов. Проще говоря, это таблица соответствия текстовых знаков ( , букв, элементов пунктуации ) двоичным кодам. Компьютер понимает только последовательность нулей и единиц. Чтобы он знал, что именно должен отобразить на экране, необходимо присвоить каждому символу свой уникальный номер. В восьмидесятых, знаки кодировали одним байтом, то есть восемью битами (каждый бит это 0 или 1). Таким образом получалось, что одна таблица (она же кодировка или набор) может вместить только 256 знаков. Этого может не хватить даже для одного языка. Поэтому, появилось много разных кодировок, путаница с которыми часто приводила к тому, что на экране вместо читаемого текста появлялись какие-то странные кракозябры. Требовался единый стандарт, которым и стал Юникод. Самая используемая кодировка - UTF-8 (Unicode Transformation Format) для изображения символа задействует от 1 до 4 байт.

Символы

Символы в таблицах Юникода пронумерованы шестнадцатеричными числами. Например, кириллическая заглавная буква М обозначена U+041C. Это значит, что она стоит на пересечении строки 041 и столбца С. Её можно просто скопировать и потом вставить куда-либо. Чтобы не рыться в многокилометровом списке следует воспользоваться поиском. Зайдя на страницу символа, вы увидите его номер в Юникоде и способ начертания в разных шрифтах. В строку поиска можно вбить и сам знак, даже если вместо него отрисовывается квадратик, хотя бы для того, чтобы узнать, что это было. Ещё, на этом сайте есть специальные (и - случайные) наборы однотипных значков, собранные из разных разделов, для удобства их использования.

Стандарт Юникод - международный. Он включает знаки почти всех письменностей мира. В том числе и тех, которые уже не применяются. Египетские иероглифы, германские руны, письменность майя, клинопись и алфавиты древних государств. Представлены и обозначения мер и весов, нотных грамот, математических понятий.

Сам консорциум Юникода не изобретает новых символов. В таблицы добавляются те значки, которые находят своё применение в обществе. Например, знак рубля активно использовался в течении шести лет прежде чем был добавлен в Юникод. Пиктограммы эмодзи (смайлики) тоже сначала получили широкое применение в Япониии прежде чем были включены в кодировку. А вот товарные знаки, и логотипы компаний не добавляются принципиально. Даже такие распространённые как яблоко Apple или флаг Windows. На сегодняшний день, в версии 8.0 закодировано около 120 тысяч символов.

Unicode - это международный стандарт кодировки символов, позволяющий единообразно отображать тексты на любом компьютере в мире, независимо от используемого на нем системного языка.

Основы

Чтобы понять, для чего нужна таблица символов Юникода, давайте сначала разберемся в механизме отображения текста на экране монитора. Компьютер, как мы знаем, обрабатывает всю информацию в цифровом виде, а вывести ее для правильного восприятия человеком должен в графическом. Таким образом, для того чтобы мы могли читать этот текст, надо решить как минимум две задачи:

  • Закодировать печатные символы в цифровую форму.
  • Обеспечить операционной системе возможность сопоставления цифровой формы с векторными символами, иными словами, найти правильные буквы.

Первые кодировки

Родоначальницей всех кодировок принято считать американскую ASCII. В ней был описан применяемый в английском языке латинский алфавит со знаками препинания и арабские цифры. Именно использованные в ней 128 символов стали основой для последующих разработок - их использует даже современная таблица символов Юникода. Буквы латинского алфавита занимают с тех пор первые позиции в любой кодировке.

Всего ASCII позволяла сохранить 256 символов, но поскольку первые 128 были заняты латиницей, остальные 128 начали использовать во всем мире для создания национальных стандартов. К примеру, в России на ее основе были созданы CP866 и KOI8-R. Назывались такие вариации расширенными версиями ASCII.

Кодовые страницы и «кракозябры»

Дальнейшее развитие технологий и появление графического интерфейса привело к тому, что американским институтом стандартизации была создана кодировка ANSI. Российским пользователям, особенно со стажем, ее версия известна под названием Windows 1251. В ней впервые было применено понятие «кодовая страница». Именно с помощью кодовых страниц, которые содержали символы национальных алфавитов, отличных от латинского, было налажено «взаимопонимание» между компьютерами, используемыми в разных странах.

Вместе с тем наличие большого количества различных кодировок, используемых для одного языка, начало вызывать проблемы. Появились так называемые кракозябры. Возникали они от несовпадения исходной кодовой страницы, в которой создавалась какая-либо информация, и кодовой станицы, применяемой по умолчанию на компьютере конечного пользователя.

В качестве примера можно привести указанные выше кириллические кодировки CP866 и KOI8-R. Буквы в них отличались кодовыми позициями и принципами размещения. В первой они были расставлены в алфавитном порядке, а во второй - в произвольном. Можете представить, что творилось перед глазами пользователя, который пытался открыть такой текст, не имея нужной кодовой страницы или при ее неправильной интерпретации компьютером.

Создание Unicode

Распространение интернета и сопутствующих технологий, таких как электронная почта, привело к тому что в конце концов ситуация с искажением текстов перестала устраивать всех. Передовые компании в области IT образовали Unicode Consortium ("Консорциум Юникод"). Таблица символов, представленная им в 1991 году под названием UTF-32, позволяла хранить более миллиарда уникальных символов. Это был важнейший шаг на пути к расшифровке текстов.

Однако первая универсальная таблица кодов-символов Юникод UTF-32, не получила большого распространения. Основной причиной стала избыточность хранимой информации. Быстро было подсчитано, что для стран, в которых используется латинский алфавит, закодированный с помощью новой универсальной таблицы, текст будет занимать места в четыре раза больше, чем при использовании расширенной таблицы ASCII.

Развитие Unicode

Следующая таблица символов Юникода UTF-16 эту проблему устранила. Кодирование в ней осуществлялось в два раза меньшим количеством бит, но вместе с тем уменьшилось и количество возможных комбинаций. Вместо миллиардов символов она позволяет сохранить только 65 536. Тем не менее она оказалась настолько удачной, что это число, по решению Консорциума, было определено как базовое пространство хранения символов стандарта Unicode.

Несмотря на такой успех, UTF-16 не устраивала всех, поскольку объем хранимой и передаваемой информации по-прежнему завышался в два раза. Универсальным решением стала UTF-8, таблица символов Юникода с переменной длиной записи. Это можно назвать прорывом в данной области.

Таким образом, с введением двух последних стандартов таблица символов Юникода решила проблему единого кодового пространства для всех применяемых в настоящее время шрифтов.

Юникод для русского языка

Благодаря переменной длине кода, применяемого для отображения символов, латиница кодируется в Юникоде так же, как и в своей прародительнице ASCII, то есть одним битом. Для других алфавитов картина может выглядеть по-разному. К примеру, знаки грузинского алфавита используют для кодирования три байта, а знаки кириллического алфавита - два. Все это возможно в рамках использования стандарта UTF-8 Юникод (таблица символов). Русский язык или кириллический алфавит занимает в общем кодовом пространстве 448 позиций, разбитых на пять блоков.

В указанные пять блоков входят основной кириллический и церковнославянский алфавит, а также дополнительные буквы других языков, использующих кириллицу. Ряд позиций выделен для отображения старых форм представления букв кириллицы, а 22 позиции из общего количества пока остаются свободными.

Актуальная версия Юникода

С решением своей первоочередной задачи, которая заключалась в стандартизации шрифтов и создании для них единого кодового пространства, "Консорциум" не прекратил свою работу. Юникод постоянно развивается и пополняется. Последняя актуальная версия этого стандарта 9.0 увидела свет в 2016 году. В нее было включено шесть дополнительных алфавитов и расширен список стандартизованных эмодзи.

Надо сказать, что с целью упрощения исследований, в Юникод добавляются даже так называемые мертвые языки. Такое название они получили потому, что людей, для которых он бы являлся родным, не существует. К этой группе относят также языки, дошедшие до нашего времени только в виде письменных памятников.

В принципе, подать заявку на добавление символов в новую спецификацию Юникода может любой желающий. Правда, для этого придется заполнить приличное количество исходных документов и потратить много времени. Живым примером этому может служить история программиста Теренса Идена. В 2013 году он подал заявку на включение в спецификацию символов, относящихся к обозначению кнопок управления питанием компьютера. В технической документации они использовались с середины 70-х годов прошлого века, но до появления спецификации 9.0 не входили в состав Unicode.

Таблица символов

На каждом компьютере, независимо от применяемой операционной системы, используется Юникод-таблица символов. Как пользоваться этими таблицами, где их найти и для чего они могут пригодиться обычному пользователю?

В ОС Windows таблица символов располагается в разделе меню «Служебные». В семействе операционных систем Linux ее обычно можно найти в подразделе «Стандартные», а в MacOS - в настройках клавиатуры. Основное назначение этой таблицы - ввод в текстовые документы символов, которые не расположены на клавиатуре.

Применение для таких таблиц можно найти самое широкое: от ввода технических символов и значков национальных денежных систем до написания инструкции по практическому применению карт Таро.

В заключение

Юникод используется повсеместно и вошел в нашу жизнь вместе с развитием интернета и мобильных технологий. Благодаря его использованию существенно упростилась система межнациональных коммуникаций. Можно сказать, что внедрение Юникода является показательным, но совершенно незаметным со стороны примером использования технологий для общего блага всего человечества.

Стандарт предложен в 1991 году некоммерческой организацией «Консорциум Юникода» (англ. Unicode Consortium, Unicode Inc.). Применение этого стандарта позволяет закодировать очень большое число символов из разных письменностей: в документах Unicode могут соседствовать китайские иероглифы, математические символы, буквы греческого алфавита, латиницы и кириллицы, при этом становится ненужным переключение кодовых страниц.

Стандарт состоит из двух основных разделов: универсальный набор символов (англ. UCS, universal character set) и семейство кодировок (англ. UTF, Unicode transformation format). Универсальный набор символов задаёт однозначное соответствие символов кодам - элементам кодового пространства, представляющим неотрицательные целые числа. Семейство кодировок определяет машинное представление последовательности кодов UCS.

Стандарт Unicode был разработан с целью создания единой кодировки символов всех современных и многих древних письменных языков. Каждый символ в этом стандарте кодируется 16 битами, что позволяет ему охватить несравненно большее количество символов, чем принятые ранее 8-битовые кодировки. Еще одним важным отличием Unicode от других систем кодировки является то, что он не только приписывает каждому символу уникальный код, но и определяет различные характеристики этого символа, например:

Тип символа (прописная буква, строчная буква, цифра, знак препинания и т.д.);

Атрибуты символа (отображение слева направо или справа налево, пробел, разрыв строки и т.д.);

Соответствующая прописная или строчная буква (для строчных и прописных букв соответственно);

Соответствующее числовое значение (для цифровых символов).

Весь диапазон кодов от 0 до FFFF разбит на несколько стандартных подмножеств, каждое из которых соответствует либо алфавиту какого-то языка, либо группе специальных символов, сходных по своим функциям. На приведенной ниже схеме содержится общий перечень подмножеств Unicode 3.0 (рисунок 2).

Рисунок 2

Стандарт Unicode является основой для хранения и текста во многих современных компьютерных системах. Однако, он не совместим с большинством Интернет-протоколов, поскольку его коды могут содержать любые байтовые значения, а протоколы обычно используют байты 00 - 1F и FE - FF в качестве служебных. Для достижения совместимости были разработаны несколько форматов преобразования Unicode (UTFs, Unicode Transformation Formats), из которых на сегодня наиболее распространенным является UTF-8. Этот формат определяет следующие правила преобразования каждого кода Unicode в набор байтов (от одного до трех), пригодных для транспортировки Интернет-протоколами.


Здесь x,y,z обозначают биты исходного кода, которые должны извлекаться, начиная с младшего, и заноситься в байты результата справа налево, пока не будут заполнены все указанные позиции.

Дальнейшее развитие стандарта Unicode связано с добавлением новых языковых плоскостей, т.е. символов в диапазонах 10000 - 1FFFF, 20000 - 2FFFF и т.д., куда предполагается включать кодировку для письменностей мертвых языков, не попавших в таблицу, приведенную выше. Для кодирования этих дополнительных символов был разработан новый формат UTF-16.

Таким образом, существует 4 основных способа кодировки байтами в формате Unicode:

UTF-8: 128 символов кодируются одним байтом (формат ASCII), 1920 символов кодируются 2-мя байтами ((Roman, Greek, Cyrillic, Coptic, Armenian, Hebrew, Arabic символы), 63488 символов кодируются 3-мя байтами (Китайский, японский и др.) Оставшиеся 2 147 418 112 символы (еще не использованы) могут быть закодированы 4, 5 или 6-ю байтами.

UCS-2: Каждый символ представлен 2-мя байтами. Данная кодировка включает лишь первые 65 535 символов из формата Unicode.

UTF-16:Является расширением UCS-2, включает 1 114 112 символов формата Unicode. Первые 65 535 символов представлены 2-мя байтами, остальные - 4-мя байтами.

USC-4: Каждый символ кодируется 4-мя байтами.

Юникод - это очень большой и сложный мир, ведь стандарт позволяет ни много ни мало представлять и работать в компьютере со всеми основными письменностями мира. Некоторые системы письма существуют уже более тысячи лет, причём многие из них развивались почти независимо друг от друга в разных уголках мира. Люди так много всего придумали и оно зачастую настолько непохоже друг на друга, что объединить всё это в единый стандарт было крайне непростой и амбициозной задачей.

Чтобы по-настоящему разобраться с Юникодом нужно хотя бы поверхностно представлять себе особенности всех письменностей, с которыми позволяет работать стандарт. Но так ли это нужно каждому разработчику? Мы скажем, что нет. Для использования Юникода в большинстве повседневных задач, достаточно владеть разумным минимумом сведений, а дальше углубляться в стандарт по мере необходимости.

В статье мы расскажем об основных принципах Юникода и осветим те важные практические вопросы, с которыми разработчики непременно столкнутся в своей повседневной работе.

Зачем понадобился Юникод?

До появления Юникода, почти повсеместно использовались однобайтные кодировки, в которых граница между самими символами, их представлением в памяти компьютера и отображением на экране была довольно условной. Если вы работали с тем или иным национальным языком, то в вашей системе были установлены соответствующие шрифты-кодировки, которые позволяли отрисовывать байты с диска на экране таким образом, чтобы они представляли смысл для пользователя.

Если вы распечатывали на принтере текстовый файл и на бумажной странице видели набор непонятных кракозябр, это означало, что в печатающее устройство не загружены соответствующие шрифты и оно интерпретирует байты не так, как вам бы этого хотелось.

У такого подхода в целом и однобайтовых кодировок в частности был ряд существенных недостатков:

  1. Можно было одновременно работать лишь с 256 символами, причём первые 128 были зарезервированы под латинские и управляющие символы, а во второй половине кроме символов национального алфавита нужно было найти место для символов псевдографики (╔ ╗).
  2. Шрифты были привязаны к конкретной кодировке.
  3. Каждая кодировка представляла свой набор символов и конвертация из одной в другую была возможна только с частичными потерями, когда отсутствующие символы заменялись на графически похожие.
  4. Перенос файлов между устройствами под управлением разных операционных систем был затруднителен. Нужно было либо иметь программу-конвертер, либо таскать вместе с файлом дополнительные шрифты. Существование Интернета каким мы его знаем было невозможным.
  5. В мире существуют неалфавитные системы письма (иероглифическая письменность), которые в однобайтной кодировке непредставимы в принципе.

Основные принципы Юникода

Все мы прекрасно понимаем, что компьютер ни о каких идеальных сущностях знать не знает, а оперирует битами и байтами. Но компьютерные системы пока создают люди, а не машины, и для нас с вами иногда бывает удобнее оперировать умозрительными концепциями, а затем уже переходить от абстрактного к конкретному.

Важно! Одном из центральных принципов в философии Юникода является чёткое разграничение между символами, их представлением в компьютере и их отображением на устройстве вывода.

Вводится понятие абстрактного юникод-символа, существующего исключительно в виде умозрительной концепции и договорённости между людьми, закреплённой стандартом. Каждому юникод-символу поставлено в соответствие неотрицательное целое число, именуемое его кодовой позицией (code point).

Так, например, юникод-символ U+041F - это заглавная кириллическая буква П. Существует несколько возможностей представления данного символа в памяти компьютера, ровно как и несколько тысяч способов отображения его на экране монитора. Но при этом П, оно и в Африке будет П или U+041F.

Это хорошо нам знакомая инкапсуляция или отделение интерфейса от реализации - концепция, отлично зарекомендовавшая себя в программировании.

Получается, что руководствуясь стандартом, любой текст можно закодировать в виде последовательности юникод-символов

Привет U+041F U+0440 U+0438 U+0432 U+0435 U+0442
записать на листочке, упаковать в конверт и переслать в любой конец Земли. Если там знают о существовании Юникода, то текст будет воспринят ими ровно так же, как и нами с вами. У них не будет ни малейших сомнений, что предпоследний символ - это именно кириллическая строчная е (U+0435), а не скажем латинская маленькая e (U+0065). Обратите внимание, что мы ни слова не сказали о байтовом представлении.

Хотя юникод-символы и называются символами, они далеко не всегда соответствуют символу в традиционно-наивном понимании, например букве, цифре, пунктуационному знаку или иероглифу. (Подробнее смотри под спойлером.)

Примеры различных юникод-символов

Существуют чисто технические юникод-символы, например:

  • U+0000: нулевой символ;
  • U+D800–U+DFFF: младшие и старшие суррогаты для технического представления кодовых позиций в диапазоне от 10000 до 10FFFF (читай: за пределами БМЯП/BMP) в семействе кодировок UTF-16;
  • и т.д.
Существуют пунктуационные маркеры, например U+200F: маркер смены направления письма справа-налево.

Существует целая когорта пробелов различной ширины и назначения (см. отличную хабра-статью: ):

  • U+0020 (пробел);
  • U+00A0 (неразрывный пробел, в HTML);
  • U+2002 (полукруглая шпация или En Space);
  • U+2003 (круглая шпация или Em Space);
  • и т.д.
Существуют комбинируемые диакритические знаки (сombining diacritical marks) - всевозможные штрихи, точки, тильды и т.д., которые меняют/уточняют значение предыдущего знака и его начертание. Например:
  • U+0300 и U+0301: знаки основного (острого) и второстепенного (слабого) ударений;
  • U+0306: кратка (надстрочная дуга), как в й;
  • U+0303: надстрочная тильда;
  • и т.д.
Существует даже такая экзотика, как языковые тэги (U+E0001, U+E0020–U+E007E, и U+E007F), которые сейчас находятся в подвешенном состоянии. Они задумывались как возможность маркировать определённые участки текста как относящиеся к тому или иному варианту языку (скажем американский и британский вариант английского), что могло влиять на детали отображения текста.

Что такое символ, чем отличается графемный кластер (читай: воспринимаемое как единое целое изображение символа) от юникод-символа и от кодового кванта мы расскажем в следующий раз.

Кодовое пространство Юникода

Кодовое пространство Юникода состоит из 1 114 112 кодовых позиций в диапазоне от 0 до 10FFFF. Из них к девятой версии стандарта значения присвоены лишь 128 237. Часть пространства зарезервирована для частного использования и консорциум Юникода обещает никогда не присваивать значения позициям из этих специальный областей.

Ради удобства всё пространство поделено на 17 плоскостей (сейчас задействовано шесть их них). До недавнего времени было принято говорить, что скорее всего вам придётся столкнуться только с базовой многоязыковой плоскостью (Basic Multilingual Plane, BMP), включающей в себя юникод-символы от U+0000 до U+FFFF. (Забегая немного вперёд: символы из BMP представляются в UTF-16 двумя байтами, а не четырьмя). В 2016 году этот тезис уже вызывает сомнения. Так, например, популярные символы Эмодзи вполне могут встретиться в пользовательском сообщении и нужно уметь их корректно обрабатывать.

Кодировки

Если мы хотим переслать текст через Интернет, то нам потребуется закодировать последовательность юникод-символов в виде последовательности байтов.

Стандарт Юникода включает в себя описание ряда юникод-кодировок, например UTF-8 и UTF-16BE/UTF-16LE, которые позволяют кодировать всё пространство кодовых позиций. Конвертация между этими кодировками может свободно осуществляться без потерь информации.

Также никто не отменял однобайтные кодировки, но они позволяют закодировать свой индивидуальный и очень узкий кусочек юникод-спектра - 256 или менее кодовых позиций. Для таких кодировок существуют и доступны всем желающим таблицы, где каждому значению единственного байта сопоставлен юникод-символ (см. например CP1251.TXT). Несмотря на ограничения, однобайтные кодировки оказываются весьма практичными, если речь идёт о работе с большим массивом моноязыковой текстовой информации.

Из юникод-кодировок самой распространённой в Интернете является UTF-8 (она завоевала пальму первенства в 2008 году), главным образом благодаря её экономичности и прозрачной совместимости с семибитной ASCII. Латинские и служебные символы, основные знаки препинания и цифры - т.е. все символы семибитной ASCII - кодируются в UTF-8 одним байтом, тем же, что и в ASCII. Символы многих основных письменностей, не считая некоторых более редких иероглифических знаков, представлены в ней двумя или тремя байтами. Самая большая из определённых стандартом кодовых позиций - 10FFFF - кодируется четырьмя байтами.

Обратите внимание, что UTF-8 - это кодировка с переменной длиной кода. Каждый юникод-символ в ней представляется последовательностью кодовых квантов с минимальной длиной в один квант. Число 8 означает битовую длину кодового кванта (code unit) - 8 бит. Для семейства кодировок UTF-16 размер кодового кванта составляет, соответственно, 16 бит. Для UTF-32 - 32 бита.

Если вы пересылаете по сети HTML-страницу с кириллическим текстом, то UTF-8 может дать весьма ощутимый выигрыш, т.к. вся разметка, а также JavaScript и CSS блоки будут эффективно кодироваться одним байтом. К примеру главная страница Хабра в UTF-8 занимает 139Кб, а в UTF-16 уже 256Кб. Для сравнения, если использовать win-1251 с потерей возможности сохранять некоторые символы, то размер, по сравнению с UTF-8, сократится всего на 11Кб до 128Кб.

Для хранения строковой информации в приложениях часто используются 16-битные юникод-кодировки в силу их простоты, а так же того факта, что символы основных мировых систем письма кодируются одним шестнадцатибитовым квантом. Так, например, Java для внутреннего представления строк успешно применяет UTF-16. Операционная система Windows внутри себя также использует UTF-16.

В любом случае, пока мы остаёмся в пространстве Юникода, не так уж и важно, как хранится строковая информация в рамках отдельного приложения. Если внутренний формат хранения позволяет корректно кодировать все миллион с лишним кодовых позиций и на границе приложения, например при чтении из файла или копировании в буфер обмена, не происходит потерь информации, то всё хорошо.

Для корректной интерпретации текста, прочитанного с диска или из сетевого сокета, необходимо сначала определить его кодировку. Это делается либо с использованием метаинформации, предоставленной пользователем, записанной в тексте или рядом с ним, либо определяется эвристически.

В сухом остатке

Информации много и имеет смысл привести краткую выжимку всего, что было написано выше:
  • Юникод постулирует чёткое разграничение между символами, их представлением в компьютере и их отображением на устройстве вывода.
  • Юникод-символы не всегда соответствуют символу в традиционно-наивном понимании, например букве, цифре, пунктуационному знаку или иероглифу.
  • Кодовое пространство Юникода состоит из 1 114 112 кодовых позиций в диапазоне от 0 до 10FFFF.
  • Базовая многоязыковая плоскость включает в себя юникод-символы от U+0000 до U+FFFF, которые кодируются в UTF-16 двумя байтами.
  • Любая юникод-кодировка позволяет закодировать всё пространство кодовых позиций Юникода и конвертация между различными такими кодировками осуществляется без потерь информации.
  • Однобайтные кодировки позволяют закодировать лишь небольшую часть юникод-спектра, но могут оказаться полезными при работе с большим объёмом моноязыковой информации.
  • Кодировки UTF-8 и UTF-16 обладают переменной длиной кода. В UTF-8 каждый юникод-символ может быть закодирован одним, двумя, тремя или четырьмя байтами. В UTF-16 - двумя или четырьмя байтами.
  • Внутренний формат хранения текстовой информации в рамках отдельного приложения может быть произвольным при условии корректной работы со всем пространством кодовых позиций Юникода и отсутствии потерь при трансграничной передаче данных.

Краткое замечание про кодирование

С термином кодирование может произойти некоторая путаница. В рамках Юникода кодирование происходит дважды. Первый раз кодируется набор символов Юникода (character set), в том смысле, что каждому юникод-символу ставится с соответствие кодовая позиция. В рамках этого процесса набор символов Юникода превращается в кодированный набор символов (coded character set). Второй раз последовательность юникод-символов преобразуется в строку байтов и этот процесс также называется кодирование.

В англоязычной терминологии существуют два разных глагола to code и to encode, но даже носители языка зачастую в них путаются. К тому же термин набор символов (character set или charset) используется в качестве синонима к термину кодированный набор символов (coded character set).

Всё это мы говорим к тому, что имеет смысл обращать внимание на контекст и различать ситуации, когда речь идёт о кодовой позиции абстрактного юникод-символа и когда речь идёт о его байтовом представлении.

В заключение

В Юникоде так много различных аспектов, что осветить всё в рамках одной статьи невозможно. Да и ненужно. Приведённой выше информации вполне достаточно, чтобы не путаться в основных принципах и работать с текстом в большинстве повседневных задач (читай: не выходя за рамки BMP). В следующих статьях мы расскажем о нормализации, дадим более полный исторический обзор развития кодировок, побеседуем о проблемах русскоязычной юникод-терминологии, а также сделаем материал о практических аспектах использования UTF-8 и UTF-16.

Загрузка...