sonyps4.ru

Тема: Мелодия – душа музыки. "мелодия - душа музыки"


6 класс

Тема: Мелодия – душа музыки

Мелодия (греч. μελωδία , от μελος- напев, песня и ωδή- песня, пение) - основная мысль

музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство

музыкальной выразительности.

Иногда какой-либо мотив, напев никак не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы напеваем эту мелодию, «мурлычем» ее про себя, подчас даже не зная, что это за музыка, есть ли у нее слова, кто ее исполнил или сочинил. Просто она запомнилась нам и полюбилась.

Какая бы музыка ни звучала - песня, танец или марш, мы всегда выделяем в них

мелодию. Мелодия - это лицо любого музыкального сочинения, его суть, его душа.

Мелодия сохраняет следы своей изначальной связи с речью, стихом, телодвижением.

Подобно речи, мелодия представляет собой способ общения людей - обращение к слушателю с целью воздействовать на него. Как в мелодии, так и в речи важны высота звука, ритм, громкость, темп, тембр.

Итак, мелодия - это нечто не только осмысленное и законченное, но и выразительное, производящее приятное впечатление и обязательно эмоционально воздействующее на людей.

Главное для мелодии – возможность спеть ее или сыграть на инструменте. Она должна быть напевна, в ней не должно быть широких скачков, она движется чаще всего плавно.

Примеры различных типов мелодии можно найти уже в древней музыке.

Древнегреческое пение, средневековое церковное пение были монодичны, т.е. в них был только один главный голос, поющий мелодию.

Монодическая музыка (включая примитивные культуры, восточные культуры, европейский фольклор и григорианское пение) построена на звучании одной мелодии, с ритмическим аккомпанементом или без него; при этом мелодия может исполняться любым количеством певцов или инструменталистов и может быть окружена т.н. «подголосками» (гетерофония).

В более поздние времена появилась полифония – многоголосие, в котором одновременно звучат несколько мелодий.

В полифонической музыке (расцвет которой приходится на XVII в.) налицо одновременное сочетание двух или большего числа мелодий, причем каждая из них обладает определенной самостоятельностью.

Наконец, в гомофонном стиле, потеснившем полифонию в XVIII в., основой является последовательность аккордов, а в качестве мелодии часто рассматривается верхний голос (например, в хоровых четырехголосных изложениях хоралов).

Итак, мы познакомились с 4 основными способами изложения мелодии:

Истинный исток и неисчерпаемая сокровищница мелодий - народное музыкальное творчество. Большую ценность в русском народном творчестве представляют старинные крестьянские мелодии, привлекающие величавостью, глубиной чувства.

Большинство великих произведений композиторов-классиков опирается на народные мелодии – песни и танцы.

Так, в финале 4-й симфонии П.Чайковского звучат русская народная песня «Во поле берёза стояла» и могучий и радостный народный пляс.

Обе эти темы имеют яркие мелодии.

Вопрос: какие русские народные мелодии вы знаете?

Мелодия – самое богатое средство музыкальной выразительности. Одна и та же мелодия может выражать и печаль и радость, в зависимости от того, как и при каких обстоятельствах её исполнить.

Есть такая сказка, она так и называется: "Мелодия печали и радости".

В ней рассказывается о том, как один священник услышал прекрасную мелодию на одной свадьбе, и она показалась ему настолько глубокой и разнообразной, что он захотел, чтобы её сыграли на его собственных похоронах. Все удивились, но когда этот старик-священник умер, вспомнили его просьбу – и сыграли эту вроде бы светлую, радостную мелодию на его могиле, и услышали в ней печаль, которой не слышали прежде…

Вопрос: какие мелодии обычно воспринимаются как грустные, а какие – как радостные?

(минорные; мажорные)

Потёмкина Оксана Николаевна
Музыкальное развлечение «Мелодия - душа музыки». Старшая группа.

Мелодия - душа музыки .

Цель : Осознание мелодии как основы музыкального произведения .

Задачи :

Дать понятие о выразительных возможностях мелодии .

Формирование эмоционального отношения к музыке на основе её восприятия.

Формирование осознанного отношения к музыке .

Формирование деятельностного отношения к музыке в процессе её исполнения.

Обеспечение : Мультимедийная установка, проектор, компьютер, музыкальный центр . Приложение- презентация.

Ход занятия.

Слайд №1. Под музыку дети заходят в зал , образуют круг.

Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята. Давайте мы с вами тоже поздороваемся. Слушайте внимательно и повторяйте.

Проводится пальчиковая речевая игра.

Я здороваюсь везде. Дома и на улице,

Даже «здравствуй» говорю я соседской курице. Показывает «крылышки» .

Здравствуй, солнце золотое! Показывает «солнце» .

Здравствуй, небо голубое! Показывает «небо» .

Здравствуй, маленький дубок! Показывает «дубок» .

Здравствуй, вольный ветерок! Показывает «ветерок» .

Здравствуй, Утро! Жест вправо.

Здравствуй, День! Жест влево.

Мне здороваться. Кладёт руки на грудь.

Не лень! Разводит руки в стороны .

Музыкальный руководитель : Вот мы с вами и поздоровались.

Под музыку дети садятся на места.

Музыкальный руководитель : Ребята как вы думаете, о чём может рассказать музыка ? О природе, о маме, о настроении. Она говорит о многом, и главная наша задача - научиться слышать её интонации, настроения, характер. Скажите, ребята, а из чего вырастает каждое музыкальное произведение ? Мелодии . Музыка благодаря своим возможностям открывает перед нами целый мир : переносит в далёкие времена, повествует о героях, рассказывает сказки, рисует картины природы. А в основе каждого произведения «мелодия » . П. И. Чайковский говорил : «Мелодия - душа музыки » . Эти слова и станут темой нашего занятия. А что же такое мелодия и почему она является душой музыки ?

Дети : Звуки.

Музыкальный руководитель : Я играю звуки (играю отдельные в произвольном порядке звуки, это мелодия ?

Игра на инструменте нот в разнобой.

Дети : Нет, звуки в мелодии должны как-то связываться.

Музыкальный руководитель : Звуки мелодии это как отдельные буквы и слова в нашей речи должны связываться в предложения, должны нам о чём-то рассказывать. Поэтому мелодия - это мысль , выраженная звуками. Слово «мелодия » происходит от греческого слова «melodia» ,»meloc»,что означает пение, напев. Какие бывают мелодии ?

Дети : Весёлые, грустные, нежные и грубые, быстрые и медленные, хрупкие, томные и энергичные.

Слайд №2. Музыкальный руководитель : А ещё мелодия бывает восходящая , нисходящая и волнообразная.

Рассказ сопровождается показом мелодий .

Музыкальный руководитель : То есть мелодия нам что-то передаёт , выражает. Поэтому мелодия - главное выразительное средство в музыке . Композитор через мелодию передаёт свои мысли , чувства, переживания, то есть раскрывает свой внутренний мир, свою душу. Поэтому по праву можно сказать, что мелодия - это душа музыки .

Музыка - это любовь человека к жизни, к природе, другим людям. Ещё А. Пушкин говорил : «И любовь - мелодия » . Мы сегодня с вами послушаем сказку о сотворении мелодии . Слайд №3.

Дети слушают «Сказка о сотворении мелодии » . Слайды №4-22.

Музыкальный руководитель : Чтобы ещё закрепить наше знакомство с мелодией , давайте отгадаем загадки. Слайд №23.

Дети отгадывают загадки на экране.

Повторялки - закреплялки.

Музыкальный руководитель : Рассмотрите картинку и найдите тех зверей, которые занимают не свой регистр. Слайд №24.

Музыкальный руководитель : Ребята давайте вспомним с вами основы музыки - это три кита в музыке .

Что же такое «три кита» в музыке ? Это три основы, на которых строится вся музыка . Это песня, танец и марш. Главное - услышать разницу в характере музыки марша , танца и песни.

Поиграем в игру «Угадай кита» . Услышав танцевальную музыку , вы хлопаете в ладоши, маршевую - маршируете, а песню поёте.

Под музыку дети образуют круг .

Проводится игра «Три кита» .

Под музыку дети садятся на места.

Музыкальный руководитель : Песня является одним из самых важных и главных китов в музыке , потому что песня самый древний вид музыкального искусства , а важнейшей частью песни является - Мелодия ! Прежде чем мы с вами начнём разучивать песню, нам надо подготовить ваши голоса, а для этого сначала сделаем дыхательную зарядку.

Дыхательная зарядка. Упражнения А. Стрельниковой «Насос» , «Обними плечики» .

Дыхательная гимнастика.

Элементы дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Предлагаемая методика была, разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом. Восстанавливают нарушенное носовое дыхание, улучшают дренажную функцию бронхов, положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани. Повышают общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшают нервно - психическое состояние организма.

Упражнение «Обними плечи» . Вдох на сжатии грудной клетки. Исходное положение : встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.

Упражнение «Насос» . Исходное положение : встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу : спина круглая (а не прямая, голова опущена - смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз. Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол» ). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью - в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот. Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.

Музыкальный руководитель : Мы с вами будет разучивать утреннюю песню.

Давайте посмотрим мультфильм, в котором она прозвучала. Посмотрите и скажите, как называется этот мультфильм?

Просмотр видео «Утро начинается» из мультфильма «Чучело-мяучело» .

Вокально-хоровая работа. Разучивание идёт по фразам, с многократными повторениями, с новыми заданиями, корректирующими характер звучания. Начинаем разучивание песни с припева. Дети быстрее запоминают повторяющиеся слова и мелодию припева , запев исполняет музыкальный руководитель . Нужно с самого начало работы над песней искать выразительный звук, стремиться к тому, чтобы фразировка была логически оправданной, осмысленному произнесению текста, стремиться подчёркивать жанровые признаки при исполнении, выбирая нужные штрихи, динамику, тембр звучания голосов.

Разучивание песни «Утро начинается» из мультфильма «Чучело-мяучело» слова М. Яснова, музыка И . Космачёва.

Рефлексия.

Музыкальный руководитель : Ребята, сегодня мы с вами познакомились с одним из главных музыкальных средств выразительности - мелодией . Я, уверена, что после сегодняшнего занятия вы все будете помнить о том, что у музыки тоже есть душа - МЕЛОДИЯ . Мелодия передаёт чувства , мысли, переживания, внутренний мир человека. До новых встреч.

Под музыку дети уходят из зала .

Публикации по теме:

22 февраля в нашем детском саду"Родничок" прошло развлечение, посвященное Дню Защитников Отечества. Участвовали две средние группы"Солнышки".

Музыкальное развлечение «День космонавтики» (подготовительная группа) День космонавтики. Музыкальный руководитель: Потёмкина О. Н. Под музыку «Земля в иллюминаторе» дети входят в зал. Действующие лица: Ведущий,.

Музыкальное развлечение «Путешествие в замок королевы Гармонии». Старшая группа Путешествие в замок королевы Гармонии Данный материал направлен на закрепление у дошкольников знаний специального характера: умения играть.

Музыкальное развлечение «Новогодняя сказка». Старшая группа Музыкальное развлечение Тема: Новогодняя сказка Старшая группа Программные задачи: формирование представления о празднике Новый год, привлечение.

Урок предназначен для освоения темы “Средства музыкальной выразительности” во втором классе общеобразовательной школы. К материалам урока разработан фрагмент “Рабочей тетради” обучающегося, соответствующий данной теме (Приложение 1).

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству; художественного вкуса обучающихся;
  • развитие образного и ассоциативного мышления и воображения, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности.

Учебные задачи:

  • эмоционально-образное восприятие и характеристика пьесы Э. Грига “Песня Сольвейг”;
  • выразительное исполнение песен “Чунга-чанга” В. Шаинского и “До свиданья, осень!” А. Кудряшова;
  • осмысление понятий “звуки шумовые и музыкальные”, “мелодия вокального и инструментального характера”, “мелодии-образы”;
  • определение по звучанию направления движения мелодии, а также созданного композитором музыкального образа.

Оснащение урока:

  • презентация “Мелодия – душа музыки”;
  • презентация песни В. Шаинского “Чунга-чанга”;
  • презентация “Песня Сольвейг”;
  • презентация песни А. Кудряшова “До свиданья, осень!”;
  • презентация “Викторина”;
  • презентация кроссворда “Мелодия”.

Техническое обеспечение:

  • компьютер;
  • CD-проигрыватель;
  • проекционная система;
  • музыкальные инструменты: баян, гитара, скрипка, фортепиано, барабан, бубен, металлофон, маракасы, триола, треугольник и т.д.

Ход урока

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок посвящён мелодии. Именно с неё начинается музыка для каждого человека. Когда мама поёт малышу колыбельную песню, никто не подыгрывает ей на музыкальных инструментах. Но для маленького человека ещё долго не будет лучшей музыки, чем эта мелодия. Тема нашего урока – “Мелодия – душа музыки”. (Учитель демонстрирует презентацию “Мелодия – душа музыки”. Приложение 2 .) Эти слова принадлежат великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому. Что же такое мелодия?

Дети. (Высказывают свои предположения).

Учитель. Греческое слово “melodia” означает пение песни и происходит от двух корней – melos (песнь) и ode (пение) . Мелодия помогает человеку передать свои чувства и создаёт различные образы.

Мне от дедушки досталась старинная рукопись, в которой, судя по всему, говорится о мелодии. Я предлагаю вам её расшифровать. Возможно, тогда мы сможем понять тайну музыки. Итак, предположим, что в центральном пятне рукописи написано слово “мелодия”, на это указывает картинка. Что же написано в розовом пятне? Прислушайтесь и скажите, что вы слышите? (По щелчку воспроизводятся звуки леса с голосами птиц.)

Дети. Птицы поют.

Учитель. А сейчас? (По щелчку звучит мелодия в исполнении гобоя.)

Дети. Это музыка.

Учитель. Да, птицы издают звуки, и музыкальный инструмент тоже издаёт звуки. Но разве эти звуки похожи?

Дети. Нет.

Учитель. Давайте прочитаем стихотворение Е. Королёвой о разных звуках. Обратите внимание на выделенные строчки (После каждой прочитанной строчки по щелчку появляется соответствующая тексту картинка.):

“Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий ропот,

Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые.
Только есть ещё другие:
Не шуршания, не стуки –
Музыкальные есть звуки”.

Дети. Звуки бывают разные - шумовые и музыкальные.

Учитель. Правильно.Какие звуки нужны для того чтобы мелодия получилась?

Дети. Музыкальные звуки.

Учитель. Верно. (По щелчку в розовом пятне появляется надпись: “Музыкальные звуки”.) Чем музыкальные звуки отличаются от шумовых?

Дети. Шумовые шумят, а музыкальные играют музыку.

Учитель. Может быть. Давайте один из вас попробует сыграть мелодию песни “Во поле берёза стояла” на барабане, а другой – на металлофоне.

Дети. На барабане не получается.

Учитель. Почему?

Дети. Барабан стучит все время один и тот же звук.

Учитель. Верно. Каждый музыкальный звук имеет определённую высоту. “Именно она отличает один музыкальный звук от другого и любой шумовой от музыкального” . Можно сочинить и спеть новую мелодию, поднимая по собственному желанию голос выше или опуская ниже. Это и будут музыкальные звуки. Их можно записать нотами. Посмотрите на музыкальные инструменты, которые находятся в кабинете. Как вы думаете, на каких из них можно исполнить мелодию, а на каких – нельзя?

Дети. На бубне нельзя, на трещотке, на ложках. А на пианино – можно, ещё на дудочке, на баяне.

Учитель. Правильно. Пора нам разобраться, что написано в жёлтом пятне. Посмотрите сколько здесь картинок-подсказок. Что вы видите и как можете это объяснить?

Дети. Сверху один человек играет на барабане, а мальчик – на скрипке.

Учитель. Да, судя по всему, и музыка у них получается разная.

Дети. Да, дяденька играет громко, а мальчик – тихо.

Учитель. Хорошо. Не забывайте, что мы разгадываем рукопись о мелодии.

Дети. Значит, мелодия бывает громкой и тихой.

Учитель. Правильно.

Дети. Посередине – одна мордочка улыбается, а другая – грустит. Мелодия тоже бывает весёлая и грустная.

Учитель. Молодцы!

Дети. Внизу улитка ползёт медленно, а акула плывёт быстро. Мелодия бывает быстрая и медленная.

Учитель. Верно. Мелодия – одно из выразительных средств музыки. Она тесно связана с другими выразительными средствами: ладом, темпом. Мелодия бывает громкой и тихой, бывает весёлой и грустной, бывает быстрой и медленной, бывает, бывает, бывает… Так что же написано в жёлтом пятне старинной рукописи?

Дети. Что мелодия бывает разной.

Учитель. Правильно. (По щелчку в жёлтом пятне появляется надпись: “Мелодия бывает разной”.) Следующее пятно – зелёное. Что же мы видим?

Дети. Карточки со стрелочками, ступеньками, волнами.

Учитель. Послушайте внимательно мелодию и подумайте, на что она похожа: на волны, на ступеньки вверх или вниз, на стрелочки вверх или вниз? (По щелчку звучит мелодия вальса из балета П.И. Чайковского “Спящая красавица”.)

Дети. На волны.

Учитель. Правильно. Слушаем ещё одну мелодию. (По щелчку звучит “Избушка на курьих ножках” М.П. Мусоргского.)

Дети. На стрелочку вниз.

Учитель. Верно. Слушаем третью мелодию. (По щелчку звучит “Июнь. Баркарола” П.И. Чайковского.)

Дети. На ступеньки вверх.

Учитель. Молодцы! Итак, что же написано в зелёном круге?

Дети. Может быть, “Куда идёт мелодия?”

Учитель. Хорошо. (По щелчку в зелёном круге появляется надпись “Мелодия двигается по-разному”.)

Попробуем расшифровать надпись в голубом круге. (По щелчку появляется картинка “пианист играет на рояле” и звучит музыка моторного характера. По второму щелчку появляется картинка “поющая женщина” и звучит песня “Чунга-чанга”. По щелчку звучание прекращается.) Что скажете об этих двух мелодиях?

Дети. Мужчина играет музыку на рояле, а женщина поёт песню “Чунга-чанга”.

Учитель. Значит, одну мелодию сочинили, для того чтобы её спели, а другую…

Дети. Чтобы сыграли.

Учитель. Правильно. Мелодия, которая удобна для пения, называется “вокальной”. Мелодия, которую исполняют на музыкальных инструментах и которая не предназначена для пения, называется “инструментальной”. Так какие две мелодии мы сейчас услышали?

Дети. Вокальную и инструментальную.

Учитель. Что же написано в голубом круге?

Дети. Вокальная и инструментальная мелодия.

Учитель. Молодцы! (По щелчку в голубом круге появляется надпись “Вокальная и инструментальная”.) Между прочим, инструментальная мелодия тоже может иметь вокальный характер, если её удобно петь. Ведь мы с вами часто на уроках музыки поём фрагменты из инструментальных произведений.

Осталось нам разгадать, что написано в фиолетовом круге. О чём рассказывают нам эти две картинки?

Дети. Два художника рисуют картины.

Учитель. Да, и похоже, что картины у них разные. (Автоматически воспроизводится видеофрагмент “Танец лебедей” П.И. Чайковского. По щелчку звучание останавливается и автоматически появляется надпись “Мелодия-портрет”.) Чей портрет рисует нам мелодия?

Дети. Портрет лебедей.

Учитель. Верно. Слушаем дальше. (Автоматически звучит музыка речитативного склада. На слайде картинка - выступление древнегреческого оратора.) Не правда ли, эта мелодия как будто “разговаривает” с нами. (По щелчку появляется картинка - выступление современного человека за трибуной.) Это ещё один образ - “речь человека”. (По щелчку появляется надпись “Мелодия-речь человека”.)

Мы послушали разные мелодии, которые о чём-то или о ком-то нам рассказали: “Мелодия-портрет”, “Мелодия-речь человека”. Что же зашифровано в фиолетовом круге?

Учитель. Это мелодии-образы. Как художники рисуют разные образы на своих картинах, так и композиторы с помощью мелодий рисуют разные музыкальные образы. (По щелчку в фиолетовом круге появляется надпись “Мелодии-образы”.)

Итак, мы с вами полностью расшифровали старинную рукопись и разгадали некоторые тайны мелодии. Вы молодцы! Давайте вместе исполним нашу любимую песню В. Шаинского “Чунга-чанга” с танцевальными движениями и создадим образ беззаботной жизни на необитаемом острове. (Учитель демонстрирует презентацию песни “Чунга-чанга”. Приложение 3 .)

Учитель. Продолжая разговор о музыкальных образах, которые способны создать мелодии, Я предлагаю вам послушать музыку Эдварда Грига “Песня Сольвейг”. Женщина по имени Сольвейг всю жизнь ждала, когда к ней вернётся её любимый человек. А он долго путешествовал по разным странам и вернулся к ней уже седым. Послушайте музыку и постарайтесь использовать те сведения, которые вы получили, расшифровывая старинную рукопись. Понаблюдайте, как движется мелодия, каков её характер, какой образ создал норвежский композитор Григ? Выполните Задание 1. в Рабочей тетради. Подчеркните слова, которые соответствуют характеру мелодии: “насмешливо, спокойно, шутливо, грустно, весело, легко, плавно, протяжно, празднично, торжественно”. (Учитель демонстрирует презентацию “Песня Сольвейг”. Приложение 4 .)

Дети. (Слушают музыку и выполняют задание).

Учитель. Хорошо. (На слайде 3. учитель после ответов детей по щелчку высвечивает правильные ответы: “спокойно, грустно, плавно, протяжно”.) Скажите, пожалуйста, в этом произведении мелодия вокального или инструментального характера и почему?

Дети. Вокального, потому что её как бы поёт Сольвейг.

Учитель. Верно. И называется это произведение “Песня Сольвейг”. (Учитель сменяет слайд). Рассмотрите внимательно рисунок Николая Рериха, который называется “Домик Сольвейг” и скажите, на что похоже движение мелодии? Объясните свой ответ.

Дети. Движение мелодии похоже на горы, на реку. Потому что мелодия идёт то вверх, то вниз, волнисто.

Учитель. Я согласна с вами. Какой образ рисует эта мелодия, о чём это произведение?

Дети. О грусти Сольвейг, о том, что она ждёт своего любимого человека.

Учитель. Да. Мелодия песни Сольвейг грустна. В каком ладу она написана?

Дети. В миноре.

Учитель. Правильно. Мелодия песни “До свиданья, осень!” тоже печальная. Давайте исполним эту песню, создавая образ прощания с красавицей-осенью. (Учитель демонстрирует презентацию песни “До свиданья, осень!” Приложение 5 .)

Дети. (Исполняют песню с движениями).

Учитель. Молодцы. Вы получили необходимые знания о мелодии и умело ими пользуетесь. Я приглашаю вас к участию в викторине.Думаю, что вам не составит большого труда ответить на вопросы. (Учитель демонстрирует презентацию “Викторина”. Приложение 6 .)

1. Пьеса с чётким, энергичным ритмом, под которую удобно идти в строю.

2. Красивые ритмичные движения под музыку.

3. Спектакль, в котором соединились музыка и танец.

4. Спектакль, в котором все поют и с помощью пения рассказывают историю.

5. Русский народный танец, в котором девушки ходят по кругу, взявшись за руки.

6. Сочинение для оркестра, состоящее из 4 частей.

7. Простое музыкальное произведение, в котором соединились музыка и стихи.

Дети. (Разгадывают кроссворд).

Учитель. Давайте проверим вместе. (После каждого ответа детей по щелчку в ячейках кроссворда появляется правильный ответ. Можно заполнять кроссворд коллективно по тому же принципу: после ответа детей – правильный ответ на экране. Это позволит учителю сократить время на разгадывание кроссворда.) Все слова кроссворда связаны с мелодией. В трёх из них мелодий очень много. Назовите эти три слова и поясните свой ответ.

Дети. Балет, опера и …

Учитель. Симфония.

Дети. В балете много танцев, и у каждого своя мелодия. В опере поёт много людей, все они поют свои мелодии.

Учитель. В симфонии тоже много мелодий. Среди них могут встретиться мелодии, похожие на марш, на танец, на песню.

Итак, сегодня мы познакомились ближе с мелодией, узнали о ней много нового из старинной рукописи. Вспомните, пожалуйста, что сказал о мелодии русский композитор и назовите его фамилию.

Дети. Мелодия – душа музыки. Композитора зовут Чайковский.

Учитель. Да, Пётр Ильич Чайковский. Из чего состоит мелодия?

Дети. Мелодия состоит из музыкальных звуков.

Учитель. Правильно.Какими бывают мелодии?

Дети. Мелодии бывают разными: весёлыми и грустными, быстрыми и медленными, громкими и тихими.

Учитель. Хорошо. Чем вокальная мелодия отличается от инструментальной?

Дети. Вокальная мелодия подходит для пения, а инструментальная не подходит. Её играют на музыкальных инструментах.

Учитель. Верно. Как вы думаете, мелодия русской народной песни “Во поле береза стояла” движется “по ступенькам” или “скачками”? (Учитель напевает первую фразу песни.)

Дети. По ступенькам.

Учитель. Да. Какие музыкальные образы, созданные мелодиями, вам запомнились на сегодняшнем уроке?

Дети. Женщина, которая всю жизнь ждала своего жениха.

Учитель. Сольвейг из пьесы Эдварда Грига “Песня Сольвейг”. А ещё?

Дети. “Полёт шмеля”.

Учитель. Не забывайте о песнях.

Дети. “Чунга-чанга”, “До свиданья, осень!”.

Учитель. Образ счастливой жизни на острове и образ осени. Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали на уроке. (Учитель оценивает работу наиболее активных обучающихся). Прочитайте домашнее задание в Рабочей тетради. Вам предстоит по памяти восстановить все пять записей о мелодии. Урок окончен. До свидания!

Литература

  1. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.
  2. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. М., Советский композитор, 1984.
  3. Энциклопедический словарь юного музыканта. /Сост. Медушевский В.В., Очаковская О.О. – М.: Педагогика, 1985.
  1. 200 песен. Дискотека для маленьких ©&®ООО “Цветомир”, 2008.
  2. Александр Кудряшов. “Озорные нотки”. Песни для детей © А.Кудряшов, 2005.
  3. Библиотека векторных изображений, часть 1. ООО “Элком”, 2004.
  4. Коллекция анимированных gif для web. АРТ. D 56771.
  5. “Любимые песни детства” © 2005 В. Шаинский, Э. Успенский, Г. Гладков, Ю. Энтин. С. Козлов, Гр. Гладков, Е. Крылатов, А. Тимофеевский. М. Танич.
  6. Музыкальная коллекция СОНАТА. Не только классика © ООО “Институт новых технологий”. 2004.
  7. Энциклопедия классической музыки. © “Коминфо”, 2002.

О дезинформации в названиях музыкальных композиций, или Что такое «Музыка ангелов»:

"Некий злобный гений упорно подписывает популярные музыкальные записи случайными красивыми названиями. Авторами же указываются классические композиторы, никогда не писавшие этих произведений. «Музыка ангелов» стала, наверное, самым популярным вопросом на форумах поиска нот. Итак, разоблачительный список:

1. Моцарт – Музыка ангелов - неправильное название, эту мелодию написал Yiruma? и называется она «River Flows in You», более редкая замена - Ян Качмарек – Goodbye (из фильма Хатико). Еще мелодию из фильма Хатико можно встретить под названием Wilhelm Richard Wagner – «Spring Waltz».

2. Композицию «Мелодия слез» (или «Слёзы дождя») Бетховен никогда не писал. ВКонтакте красуется ошибочное название, которое придумали невежественные люди. Эту композицию написал южнокорейский пианист под псевдонимом The Daydream.
Оригинальное название композиции: Tears.

3. «Моцарт В. А. Чистая симфония. Ближе к мечте» - ошибочное название, на самом деле эта композиция написана коллективом Secret Garden и называется она The promise.

4. Музыку к фильму «Реквием по мечте» написал Клинт Мэнселл, но не ВАГНЕР и не МОЦАРТ! (В Википедии присутствует ошибка в статье о фильме).

5. «Шопен Фредерик – Весенний вальс (или же Осенний вальс) (4:27)» Этого Шопен тоже никогда не писал, композиция Mariage D’amour с длительностью 4:27 принадлежит композиторам Paul de Senneville и Olivier Toussaint. Исполнителем является Ричард Клайдерман.

6. Вагнер – Свадебный марш/Сон в летнюю ночь/Увертюра - композиция неверно называется ВКонтакте, музыка написана Яном Тирсеном и называется она Yann Tiersen – Comptine d’un autre ete: L’apres midi. У Вагнера есть свадебный ХОР из оперы Лоэнгрин. Второй вариант Hans Gьnter Wagener - Sommernachtstraum.

7. Д. Д. Шостакович – Симфония №5 (Симфония души) или еще ее называют прелюдией - название неверное, эта композиция принадлежит коллективу Secret Garden и называется она Song from A Secret Garden.

8. «Шопен Фредерик – Весенний вальс (1:31)» - еще одно неверное название, мелодию с длительностью 1:31 написал Ян Тирсен и называется она Yann Tiersen – Mother’s Journey. Стоит отметить, что Тирсена как только ни называют, человеческая фантазия безгранична.

9. «Шопен Фредерик – Апрель мечты» – настоящее название Yanni Hrisomallis – One Man’s Dream.

10. Штраус – Ромео и Джульетта – это не Штраус, а Нино Рота,написавший саундтрек к фильму «Ромео и Джульетта», называется What Is a Youth?

11.Wilhelm Richard Wagner – Trдne (Вагнер – Слеза) – неверное название, на самом деле это Дмитрий Маликов – Прощай, жестокий мир

12. Верди – Сицилийская вечерня - неверное название, композитор заглавной темы к фильму «Крестный отец» все тот же Нино Рота.

13. Штраус – Медленный вальс – настоящее название Secret Garden – Dreamcatcher

14. Пуччини – Тоска (скрипка), также приписывается Верди, Вивальди и Ванессе Мэй – все это неверные названия, истинный композитор Edvin Marton, обработавший мелодию из Арии Каварадосси.

16. Рихард Вагнер – Реквием по любви; Dieses Leben; Жизнь - неверное название, на самом деле это Secret Garden – Awakening

17.Бетховен – Silense - неверное название, на самом деле это Ernesto Cortazar – Beethoven’s Silence

18. Клод Дебюсси – Героическая колыбельная - неверное название, на самом деле это Carter Burwell – Bella’s Lullaby.

19. «Адажио» Альбинони - известный миф, на самом деле композитором является Ремо Джазотто, а не Альбинони.

21. Clou – Слушая тишину - неверное название, на самом деле это Origen – Dance of the Clouds.

22. Иоганн Себастьян Бах – Прелюдия № 13 - на самом деле это Ketil Bjornstad Prelude 13 (из фильма «Одиночество в сети).

23. Моцарт – Гимн Лиги чемпионов УЕФА - Моцарт не писал гимн лиги чемпионов.

25. Johann Pachelbel – «Canon in D major» – приписывается иногда И. С. Баху.

26. Cаундтрек к фильму «Список Шиндлера» Джона Уильямса приписывается Фредерику Шопену.

27.Wilhelm Richard Wagner – Himmelfahrt Schцn - неправильное название, на самом деле это Jonathan Cain – Bridal March.

28. Рихард Вагнер – Воплощение любви – (3.33), на самом деле это Toni Hulji – Croatian Rhapsody.

«Мелодия - душа музыки»

  1. Мелодия - важнейшее средство музыкальной выразительности.
  2. Мелодия как синоним прекрасного.
  3. Проникновенность лирической мелодии в «Серенаде» Ф. Шуберта.

Музыкальный материал:

  1. Ф. Шуберт, стихи Л. Рельштаба. «Серенада» (слушание);
  2. Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Прекрасное далеко» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  2. Воспринимать характерные черты творчества отдельных композиторов (Ф. Шуберта).
  3. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Ф. Шуберта).

Мелодия всегда будет самым чистым
выражением человеческой мысли…

Ш. Гуно

Если ритм присутствует везде - и в природе, и в искусствах, то мелодия всецело принадлежит музыке. Именно с мелодии и начинается музыка как особое искусство.

В переводе с греческого это слово означает «пение» «песня», «напев» ... Самая первая в мире мелодия была, наверное, колыбельная. С той поры люди сочинили столько мелодий, что если каждый день с утра до ночи их слушать, то жизни не хватит, чтобы познакомиться хотя бы с половиной из них.
Давайте и мы попробуем сочинить мело­дию. Заманчиво сверкают клави­ши рояля: пожалуйста, мы к твоим услугам, говорят они. Кажется, легче всего сочинить какую-нибудь песенную мелодию.
Вспомните какие-нибудь стишки, ну, скажем, такие:
Чижик, пыжик, где ты был?
На Фонтанке воду пил...
А теперь, читая про себя эти незамысловатые строчки, рит­мично ударяйте по клавишам. По каким? Да по каким придётся... Ну, что? Не получается мело­дия? Ничего удивительного. Далеко не каждый набор звуков ­ мелодия.
Оказывается, мелодия создаётся по определённым зако­нам, а устанавливает эти законы музыкальный слух человека. Зву­ки в мелодии должны ладить между собой, как бы вытекая друг из друга, продолжая друг друга.
Мелодии песен и танцев нам всегда понятны. Но вот иногда, слушая серьёзную музыку, мы встречаемся с мелодиями, кото­рые кажутся нам... немелодич­ными. А знатоки и любители музыки слушают их с удовольстви­ем. В чём тут дело?
Композитор С. С. Прокофьев говорил: ...Когда Бетховен сочинял свои мелодии, они были так новы, что многие современники говорили: «Этот глухой старик не слышит, что он сочиняет». Между тем Бетховен правильно угадал буду­щее, и его мелодии доставляют нам наслаждение через 100 лет после его смерти. То же самое бы­ло с Вагнером, Листом и многими другими замечательными композиторами».
Но неужели, нам, чтобы понять новую музыку и привыкнуть к ней, придётся ждать сто лет? Нет, конечно. Если вы будете почаще встречаться с самой разной музыкой, ваш слух станет гибким, послуш­ным и научится понимать самые разные музыкальные языки.

Первая услышанная, первая пропетая мелодия становится одновременно и первой музыкой в жизни человека. В ней есть то, что позволяет нам провести границу между звучаниями природы и той музыкой, в которой выражена человеческая душа. Не случайно П. Чайковский, этот великий создатель мелодий, говорил: «Мелодия - душа музыки», ибо где, как не в ней - то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной - слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья...

Человек нередко сравнивал с мелодией то, что казалось ему наиболее прекрасным в окружающем мире, - пение лесной птицы, журчание ручья, а порой и вообще далёкие от звучаний образы: плавно изогнутую линию реки или силуэт далёких гор.

У Пушкина в «Каменном госте» есть такое сравнение: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает; но и любовь мелодия». Великий поэт видит в мелодии вдохновляющую силу, ту силу, которая есть высший предел человеческих чувств.

Если музыкальный ритм всё вокруг приводит в движение, рождая танец и присущие ему жесты, то мелодия воздействует совсем иначе. Она не требует никаких внешних физических проявлений - ни движений, ни постукиваний в такт. Её восприятие происходит в глубинном, скрытом плане. Иногда, слушая волнующую мелодию, хочется даже закрыть глаза - ведь переживание музыки относится к самым сокровенным человеческим чувствам.

Чем же объясняется воздействие мелодии?

Может быть, тем, что вначале, задолго до создания музыкальных инструментов, она принадлежала голосу – человеческому голосу, пением выражавшему то, что бессильны были выразить слова?

Послушайте чудесную мелодию «Серенады» Ф. Шуберта - одну из самых проникновенных лирических (лирический – нежный, задушевный) мелодий, созданных для голоса. Как и любая другая серенада, она поётся ночью в честь возлюбленной.

Жанр серенады появился как вокальное или инструментальное произведение, исполнявшееся обычно вечером или ночью в знак уважения или любви к какому-либо лицу. Часто это была песня с гитарным аккомпанементом под окном любимой.
После смерти Шуберта его последние четырнадцать песен, написанные летом 1828 года, были выпущены в свет в сборнике «Лебединая песня». Туда вошли такие шедевры художественной песни, как «Город», «Двойник» и знаменитая «Серенада», помещённая в сборнике четвёртой.
Выдающуюся популярность эта лирическая песня на слова немецкого поэта Людвига Рельштаба приобрела, прежде всего благодаря певучей мелодии широкого дыхания. Большинство её фраз завершаются мечтательными взлётами. Они звучат, как нежные призывы к возлюбленной прийти на тайное ночное свидание. Звучанию гитары подражает и фортепианное сопровождение в «Вечерней серенаде» Шуберта. Оно много раз вторит в различных регистрах вокальной партии, как бы создавая атмосферу нежной мечтательности - то трепетной, то восторженной. Этому способствуют красочные сопоставления с минором одноименного мажора - приём, очень характерный для гармонического языка композитора.

Серенада (текст песни)

Русский текст Н. Огарёва, музыка Ф. Шуберта

Песнь моя летит с мольбою тихо в час ночной.
В рощу лёгкою стопою ты приди, друг мой.
При луне шумят уныло листья в поздний час,
Листья в поздний час.
И никто, о друг мой милый, не услышит нас,
Не услышит нас.
Слышишь, в роще зазвучали трели соловья,
Звуки их полны печали, молят за меня.
В них понятно всё томленье, вся тоска любви,
Вся тоска любви.
И наводят умиленье на душу они,
На душу они.
Дай же доступ их призванью, ты душе своей,
И на тайное свиданье ты приди скорей!
Ты приди скорей!

В мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства, которыми живёт сердце возлюбленного в этот ночной час: и нежную грусть, и томление, и надежду на скорую встречу. Наверное, «Серенада» Шуберта - о счастливой любви: наступит день, влюблённые встретятся. И всё же её мелодия открывает нам очень многое - то, чего нет в словах и о чём вообще рассказать очень трудно.

Молодость, возлюбленная, ночная песня, летящая к ней, - вот содержание произведения, в котором перечислено всё, кроме самого главного. Главное же заключено в мелодии, рассказывающей нам о том, как много печали даже в самой счастливой любви и как может быть печален человек даже в своей радости.

Серенада Ф. Шуберта существует и как вокальное, и как инструментальное произведение для фортепиано и даже для оркестра.

Слушание «Серенады» на выбор педагога:

  1. Шуберт. «Серенада» из сб. «Лебединая песнь» (исп. И. Архипова на русском языке)
  2. Шуберт. «Серенада» из сб. «Лебединая песнь» (симфонический оркестр)
  3. Шуберт. «Серенада» из сб. «Лебединая песнь» (в исп. Дж. Ширли-Квёрка – баритон, Ян Партридж – фортепиано)
  4. Шуберт. «Серенада» из сб. «Лебединая песнь». Музыкальная кавер-версия, сделанная композитором и аранжировщиком А. Волковым на музыку «Серенады» Франца Шуберта. Вокальные партии исполняют: Ирина Туманова - женский вокал, Андрей Дунаев - мужской вокал.

Музыкальная кавер-версия - авторская музыкальная композиция (часто известная) в исполнении другого музыканта или коллектива. Исполнение кавер-версии может содержать элементы оригинальной музыкальной композиции, на которую накладываются элементы новой музыкальной аранжировки.

В современной интерпретации эта песня, летящая в пространстве, обрела сегодня куда большую масштабность и мощь, динамику и энергию, стремящиеся к свету. Что-то потеряла, что-то нашла, но она, как и весь мир, находится в процессе развития - не всегда простого.

Мелодия - «одно из древнейших и универсальных проявлений творчества человека», не зря мы говорим: «найти свою мелодию, свою ноту». Чудес не бывает - чтобы развиваться, быть творческим человеком, нужно этому учиться: впитывать опыт других, впитывать красоту. Каждый жанр может подарить свои открытия, но в проверенной временем музыке великих композиторов: Баха, Моцарта, Вивальди, Бетховена, Вагнера, Чайковского, Рахманинова, Форе и других - так много состояний, образов, оттенков, что можно её открывать всю жизнь. Вопрос не в самой музыке, но в том, что мы можем услышать и понять в ней, а что может пройти мимо нас.

«Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и даёт нам возможность в течение нескольких минут постичь её величие», - писал Томас Карлейль.

Вопросы и задания:

  1. В чём заключаются главные отличия выразительности мелодии от выразительности ритма?
  2. Как вы понимаете слова П. Чайковского: «Мелодия - душа музыки»? Объясните на примере «Серенады» Ф. Шуберта.
  3. Какие музыкальные инструменты могли бы исполнить мелодию в «Серенаде» Ф. Шуберта?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Шуберт. Серенада (4 варианта исполнения), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.



Загрузка...