sonyps4.ru

Разница между миди-клавиатурой и синтезатором. Нелегкий выбор между синтезатором и MIDI-клавиатурой

11.08.2015

В наше время с таким развитием интернета, огромное количество информации в нем зачастую может сбить с толку человека, который решил приобрести инструмент для дома.

Наш магазин получает огромное количество вопросов, что же выбрать: Midi-клавиатуру или синтезатор . Поэтому в этой статье мы попытаемся рассказать о плюсах и минусах этих инструментов и поможем вам сделать правильный выбор.

Начнем с описания того, что же такое Midi-клавиатура, т.к. большинство людей, которые задают нам вопрос о выборе, не до конца знакомы с этими инструментами.

Midi-клавиатура, это клавишный инструмент, предназначенный для записи партий различных музыкальных инструментов на компьютер и быстрого управления программами для записи.

Самое главное заблуждение наших покупателей, это то, что Midi-клавиатура может звучать обособлено от компьютера.

К сожалению, большинство Midi-клавиатур не имеют встроенных колонок и набора встроенных тембров. Т.е. для извлечения хоть какого-нибудь звука из Midi-клавиатуры вам потребуется подключить ее к компьютеру с установленным на него специальным программным обеспечением, правильно всё настроить (а это зачастую совсем нелегко), и только тогда можно играть.

И то, «можно играть» - не совсем верное утверждение, удовольствие от такой игры вы не получите, так как звук будет очень низкого качества. Это связано с вашей встроенной звуковой картой , т.к., скорее всего, она не предназначена для такой работы. Для воспроизведения качественного звука вам потребуется внешняя звуковая карта с разрядностью ЦАП 24 бита.

Если же вы занимаетесь записью музыки на компьютер, и у вас есть домашняя студия, Midi-клавиатура – это жизненно важный инструмент для вас.

Он позволит быстро создавать партии клавишных, ударных и других инструментов, сделает управление секвенсором быстрым и удобным. Вы не поверите, насколько увеличится ваша скорость работы! Но чем же отличается синтезатор от Midi-клавиатур? Ведь синтезаторы обладают огромными возможностями!

Естественно, в наше время выпускаются синтезаторы с возможностью работы в режиме Midi-клавиатуры. Но это не более чем маркетинговый ход и просто приятное дополнение к синтезатор.

Работа в таком режиме будет неполноценной, вы лишитесь возможностей быстрого и удобного управления секвенсором. Вы вряд ли будете использовать встроенные тембры синтезатора в своих работах, т.к. звук софтовых инструментов более высокого качества. К тому же не стоит забывать о разнице в цене между клавиатурой и синтезатором с возможностью работы в режиме Midi-клавиатуры.

Таким образом, Midi-клавиатура – это идеальный выбор для домашней студии.

Если же вы хотите записывать свою музыку легко, без дополнительного оборудования, без вникания в сведение и мастеринг музыки, а легко записав свою музыку, скинуть ее потом на флэшку, ваш выбор – это синтезатор.

Современные синтезаторы обладают огромными возможностями как приборы «всё в одном». Вы легко можете записывать свои песни, причём используя большое количество различных звуков (барабаны, гитары, скрипки, клавишные), накладывая их друг на друга и составляя большие и сложные композиции, а после скинуть на флэшку или выложить на YouTube. Также многие современные синтезаторы легко подключаются к iPad и iPhone и с помощью бесплатных приложений приобретают дополнительный функционал.

Более того, большинство современных синтезаторов обладает встроенной системой обучения, которая позволит научиться играть «с нуля». А если вы любите петь, синтезаторы готовы вам предложить огромный выбор автоаккомпанементов в различных стилях.

Синтезатор станет прекрасным выбором для музыкальной семьи или людей, которые любят играть и петь.

MIDI-клавиатура значительно облегчает процесс написания музыки. Вводить ноты мышкой долго и нудно. Чем различаются MIDI, как их подключить и какую выбрать – читайте в статье.

MIDI-клавиатуры: чем различаются, как подключаются, какую выбрать?

Довольно часто нас спрашивают про необходимый минимум оборудования для домашней студии. Рассказываем, что нужно иметь в первую очередь:

1. Профессиональную звуковую карту. Встроенные и игровые карты в данном случае не годятся. Их можно использовать только от безысходности, и результат будет заведомо плохим.

2. Студийный конденсаторный микрофон.

3. Студийные наушники. Желательно закрытые, чтобы можно было записывать вокал.

4. Студийные мониторы. Но не мультимедийные колонки SVEN, Genius и им подобные! Разница между студийными мониторами и мультимедийными колонками заключается в большей детализации первых, а также в линейности звучания музыкального материала.

5. Качественную коммутацию, а также необходимые стойки.

Что нужно купить во вторую очередь? Набравшись некоторого опыта, музыканты задумываются о следующем:

2. MIDI-клавиатурах.

3. Инструментальном звукоусилении (гитарные/басовые комбоусилители).

4. Процессорах эффектов, обработке звука.

5. Дополнительных инструментах, в том числе о микрофонах.

Сегодня речь пойдет о MIDI-клавиатурах.

На фото –MIDI-клавиатура

Для начала немного о MIDI

В те времена, когда можно было увидеть живых The Beatles, а синтезаторы были аналоговыми, клавиатура представляла собой набор контактов, электрически связанных со звукогенерирующей частью. Когда один контакт замыкался, ток проходил через соответствующий переменный резистор, настроенный на определенную ноту, и появлялся звук. Фактически синтезатор был самодостаточным устройством, «вещью в себе». Не предполагалось никаких «контактов с другим миром», кроме подключения к усилителю или микшерному пульту.

По мере того, как число моделей синтезаторов на рынке увеличивалось, различные производители стали пытаться обеспечить «диалог» между устройствами. Поначалу это было безуспешным мероприятием: отсутствовали какие-либо стандарты. Однако в начале 80-х годов производители музыкального оборудования решили покончить с «произволом» и впервые собрались «за столом переговоров».

В результате был принят единый стандарт, названный MIDI (Musical Instrument Digital Interface – цифровой интерфейс музыкальных инструментов). Это была настоящая революция. После этого можно было подключать друг к другу, не боясь несовместимости или повреждения, любые клавиатуры и секвенсоры. Это послужило толчком к развитию отдельных звуковых модулей (синтезаторов без клавиш) и в дальнейшем – программ, синтезирующих звуки. Согласитесь, намного удобнее иметь 10 разных синтезаторов и одну клавиатуру, чем 10 клавиатур.

Кстати, клавиатуру принято называть MIDI-контроллером. Наименование подчеркивает, что она выполняет чисто «управленческие» функции. И, между прочим, MIDI-контроллер совсем не обязательно должен иметь вид фортепианных клавиш. Бывают контроллеры в виде гитары, баяна или, например, флейты. Поэтому более правильно употреблять термин MIDI-контроллер фортепианного типа.

Что же лучше: MIDI-клавиатура или синтезатор?

После того как мы выяснили, что MIDI-клавиатура по сути – «безмозглый синтезатор», который не в состоянии издавать какие-либо звуки, встает резонный вопрос: стоит ли ее покупать? Или можно обойтись домашним синтезатором, потому что к компьютеру подключить его проще простого, а встроенный автоаккомпанемент помогает при сочинении музыки? Какие есть преимущества и недостатки у каждой стороны?

Доводы за MIDI-клавиатуры

  • Цена. «Мидюшка» (как часто называют MIDI-клавиатуру) дешевле, чем синтезатор с аналогичной клавиатурой. Четырехоктавная клавиатура с полноразмерными активными клавишами стоит от $100 и позволяет решить большинство студийных задач. Синтезатор за такие деньги не купишь.
  • Качество. Клавиши – практически единственная значимая деталь MIDI-клавиатуры. Производители, как правило, сосредотачивают внимание именно на клавишной механике. Как следствие, даже у дешевых моделей клавиши могут быть лучше, чем на довольно дорогих синтезаторах.
  • Универсальность применения. Имея устраивающую вас клавиатуру (по механике клавиш, по крутилкам и регуляторам), вы можете использовать ее с какими угодно синтезаторами и даже с другим студийным оборудованием.
  • Простота подключения. Подключить к компьютеру MIDI-клавиатуру гораздо проще, чем синтезатор (его придется настраивать). Помочь удаленно в настройке сможет далеко не каждый специалист.

Даже имея огромный опыт за плечами, мы часто не можем ответить на некоторые вопросы покупателей. И это не означает, что мы безнадежны. Ответить можно при условии, что под рукой есть такой же инструмент, который использовали в сходных условиях. А это невозможно.

  • Долговечность и актуальность. Имеется в виду не срок службы клавиатуры – по этому показателю контроллер не превосходит синтезатор. Мода на звуки меняется быстро. Покупать для каждой песни новый синтезатор могут позволить себе только зарубежные суперзвезды. Более того, продать клавишный синтезатор после эксплуатации почти нереально. А к клавиатуре вы привыкнете, и желания расстаться с ней не возникнет.
  • Компактность. Если вы не обладаете элитным жильем, то площадь вашей домашней студии вряд ли превышает 10–12 кв. метров. То есть хранить клавишные синтезаторы просто негде. MIDI-клавиатура компактна и в принципе лучше приспособлена для работы с несколькими устройствами.

Или все-таки синтезатор?

Преимуществ у последнего не так много:

  • Автоаранжировка. Многие современные синтезаторы имеют встроенный автоаккомпанемент, который дает возможность «вживую» исполнять музыкальные произведения для целого ансамбля. Пожалуй, этот аргумент является самым весомым из всех.

Вы можете записать автоаккомпанемент в секвенсор и, работая с другими звуками, быстро сделать профессиональную аранжировку. Аналогичные компьютерные программы-аранжировщики достойного развития не получили.

  • Подключение. Вы можете играть только на синтезаторе, не подключая его к компьютеру. С MIDI так не получится.

Помимо быстроты «разворачивания», есть еще надежность. Компьютер или планшет может «зависнуть». А вероятность отказа у физического синтезатора намного ниже.

  • Качество звука. Если мы говорим о профессиональных моделях, то качество звука у них довольно высокое. Чтобы получить такое же качество с виртуальными синтезаторами в реальном времени, нужно иметь довольно серьезный компьютер и высококачественную недешевую звуковую карту.

Немного истории

Исторически сложилось, что мы подключаем MIDI-клавиатуру, да и другие MIDI-контроллеры с помощью разъема 5 DIN (правильнее было бы написать 5/180 DIN, а еще правильнее – DIN 41524).

Изначально этот тип коннектора стандартизировали для аналогового звука, и так подключались многие советские магнитофоны. Этот тип подключения применялся и во многих компьютерах (в том числе на Apple II), игровых приставках, научной аппаратуре. Стандарт DIN 41524 описывает только тип и форму разъема. В разных устройствах разъемы могут быть электрически несовместимы. MIDI, например, можно вставить в PS/2, только ничего не будет работать.

Сегодня все так же применяется пятиконтактный разъем. В профоборудовании он является стандартом. Однако большое количество клавиатур и контроллеров обзавелось разъемом USB, который позволяет подключиться практически к любому компьютеру. В продаже можно встретить и переходники/конверторы MIDI-USB. С их помощью можно подключать старые синтезаторы и MIDI-клавиатуры к ПК.

На фото – MIDI-интерфейс M-AUDIO MIDISPORT UNO USB

Нужно понимать, что MIDI-клавиатура / контроллер – это всего лишь клавиатура, такая же, как и та, на которой я печатаю этот текст. Ничегошеньки она сама не умеет, звука без подключения к компьютеру не дает. Это просто набор кнопок и регуляторов, которые передают факт нажатия на компьютер. Чтобы распознавать нажатие клавиш, на компьютере должна быть установлена специальная программа для интерпретации MIDI-сообщения.

Большинство клавиатур/контроллеров подключается по технологии Plug and Play (стандартные драйверы установлены в системе). Вам останется только сконфигурировать контроллер в настройках используемой программы. Некоторым профессиональным контроллерам нужны драйверы, поэтому читайте инструкцию и не забывайте их устанавливать.

Практически все MIDI-клавиатуры работают с любым программным обеспечением. Нужно просто подключить клавиатуру к ПК, запустить Host-программу (например, Cubase), настроить подключение, выбрать виртуальный синтезатор (VSTi) – и можно начинать играть.

Клавиатуры, подключенные к звуковой карте с помощью разъема MIDI, обычно программа подхватывает автоматически. А вот если вы используете USB, чаще всего нужно указывать порт подключения вручную. Также существуют контроллеры, созданные специально для определенной программы. Например, практически все контроллеры для Dj.

При подключении по USB дополнительное питание необходимо только большим профессиональным клавиатурам-контроллерам. А при использовании MIDI-разъема клавиатуре потребуется блок питания.

С подключением немного разобрались. Теперь давайте поговорим о том, какие бывают MIDI-клавиатуры, чем они отличаются и как же выбрать ту, которая подойдет именно вам.

Первое, на что обращаешь внимание при выборе контроллера, – это размер. У клавиатур он определяется количеством октав и размером клавиш. У комбинированных контроллеров увеличение размера может быть обусловлено наличием дисплея и дополнительных регуляторов.

Клавиши бывают двух основных размеров: полноразмерные, такие же, как у «деревянного» фортепиано, и уменьшенные. Обычно уменьшенные устанавливают на портативных контроллерах, которые можно носить с собой и сочинять мелодии, например, в поездке. Чаще всего такие клавиатуры имеют 25–32 клавиши и небольшое количество дополнительных регуляторов. Полноразмерные клавиатуры имеют от 25 до 88 клавиш. Если самые первые в линейке модели еще можно носить с собой, то последние больше подходят для стационарного применения. Особенно если клавиши на них молоточкового типа.

Т: На фото – линейка MIDI-клавиатур M-AUDIO Keystation

Типы механики клавиатур

Есть три основных типа: взвешенная, полувзвешенная и невзвешенная (т. н. синтезаторная). Обычно клавиатуры с механикой синтезаторного типа имеют чуть уменьшенные в длину клавиши (ширина их стандартная). Они представляют из себя пластиковую пластинку-рычажок, на которую легко нажимать.

В противовес им взвешенные клавиатуры с молоточковой механикой имеют полноразмерные клавиши, как у рояля, которые нажимаются с определенным усилием и дают ощущение игры на настоящем музыкальном инструменте. В некоторых топовых MIDI-клавиатурах клавиши даже изготавливают из дерева. Обычно такие клавиатуры позволяют регулировать взвешенность в определенных пределах. Полувзвешенная механика, как видно из названия, – нечто среднее между двумя предыдущими.

Важный параметр MIDI-клавиатуры – чувствительность. Она отвечает за то, будет ли меняться звук в зависимости от силы/скорости нажатия. Малоформатные клавиатуры обычно не обладают т. н. активной клавиатурой, и динамику (velocity) приходится впоследствии рисовать вручную. На более дорогих моделях на каждой клавише установлено по нескольку датчиков, передающих скорость/силу нажатия, скорость отпускания, продолжительность нажатия и так далее.

Послекасание (aftertouch) отвечает за чувствительность клавиатуры уже после того, как вы нажали клавишу. Можно сказать, что наличие этого параметра позволяет «додавить» клавиши, что может быть полезно, если вы играете с помощью VST синтезаторов, имитирующих духовые инструменты, органы, некоторые струнные.

Если вы хотите не просто поиграть, записать немного «подкладов» и простенькое соло, если нужно управлять синтезаторами, изменять их параметры на лету, вам будут полезны клавиатуры с дополнительными регуляторами.

Регуляторы на MIDI-клавиатурах

Самыми часто встречающимися регуляторами на MIDI-клавиатурах являются Pitch и Modulation, располагающиеся чаще всего слева от клавиатурного блока. Регулятор Pitch позволяет изменять высоту ноты в ограниченных пределах. Modulation управляет модуляцией.

На фото – регуляторы управления: питч (Pitch) и модуляция (Modulation)

Кроме стандартных, клавиатура может иметь дополнительные программируемые регуляторы, которые можно использовать по своему усмотрению. Обычно они подписаны просто цифрами. Если устройство имеет большое количество регуляторов, они могут быть разделены на группы (тогда их подписывают цифрой и буквой, обозначающей группу, например, А1, A2, C3, и т. д.).

Некоторые клавиатуры имеют органы управления в виде пэдов, на которые пользователь может назначить определенный звук, короткую музыкальную фразу и пр. Чаще всего пэды используют для исполнения/записи ритмических рисунков.

На фото – назначаемые пэды MIDI-контроллера Akai MPK261

MIDI-клавиатуры позволяют управлять инструментами VST, регулировать их параметры на лету, импровизировать во время выступления. Они дают ощущение управления звуком, позволяют «прикоснуться» к музыке.

Еще одно оборудование, которое можно подключить к клавиатуре, – духовой контроллер. Он позволяет исполнять партии духовых инструментов. Звучание максимально приближено к оригиналу.

Многие MIDI-клавиатуры / контроллеры можно подключать к мобильным устройствам, планшетам, смартфонам. В отличие от малоформатных клавиатур профессиональные могут потребовать дополнительного питания. Это необходимо учитывать при выборе устройства. Также не забудьте обзавестись необходимым переходником, исходя из того, какое мобильное устройство вы планируете использовать.

Обзор MIDI-клавиатур

Рассмотрим конкретные модели и попробуем понять, какая подойдет именно вам.

Начнем с самых маленьких. Такие клавиатуры обладают уменьшенными клавишами, небольшим количеством дополнительных регуляторов и подойдут тем, кто любит сочинять музыку в поездках. Наиболее распространенные представители этой группы – M-audio Axiom Air Mini 32, AKAI MPK-Mini MK2 USB, а также ARTURIA MiniLab.

На фото – Arturia MiniLab

Такие инструменты легко подключаются к планшету или нетбуку и позволяют наигрывать любимые мелодии где угодно.

В продолжение темы – малогабаритные клавиатуры с полноразмерными клавишами. Они подойдут тем, кому играть на миниатюрных клавишах неудобно. Например, модели ACORN Masterkey 25, M-AUDIO Oxygen 25 II.

На фото – MIDI-клавиатура Acorn Masterkey 25

Наиболее крупная группа среди MIDI-клавиатур – инструменты с 49 клавишами. В ней представлены как бюджетные решения, обладающие только фортепианной клавиатурой, например, AXELVOX KEY49J, так и более профессиональные модели, например, M-AUDIO Oxygen 49 II, NOVATION IMPULSE 49, ARTURIA KeyLab 49. Такие клавиатуры подойдут большинству музыкантов. Выбрать подходящую просто. Главное – решить, нужна «просто клавиатура» или «клавиатура с кучей крутилок».

Заключительная категория – полноформатные контроллеры на 88 клавиш, чаще всего с молоточковой механикой и обширным числом органов управления. Устройства чаще всего используют профессиональные музыканты, исполняющие сложные, чаще всего фортепианные аранжировки. В большинстве это стационарные студийные устройства. Один из недорогих вариантов – MIDI-клавиатура M-Audio Oxygen 88.

Но в большинстве своем это довольно дорогие устройства. Например, AKAI MPK или Studiologic SL88 Grand.

На фото – MIDI-клавиатура AKAI MPK88

Если у вас остались вопросы о MIDI-клавиатурах или возникли сложности при выборе определенной модели, обратитесь к нашим специалистам. Вы можете рассказать им о своих требованиях к инструменту и условиях его эксплуатации. Исходя из этого, сотрудники порекомендуют оптимальные модели.

Как выбрать MIDI–клавиатуру? Что лучше купить - просто «клаву» или синтезатор с MIDI-выходом? Какие еще бывают контроллеры?

Какая минимальная конфигурация домашней студии для начинающих музыкантов? Приведите пару примеров конфигурации студии для более серьезных задач.

Постараюсь удовлетворить ваше естественное любопытство…

MIDI–клавиатуры я бы условно разделил на три категории навороченности, или, говоря иначе, «группы сложности». Первая - совсем учебная «клава», четыре октавы (или даже меньше) с маленькими клавишами, подключаемая к MIDI-Game порту на звуковой карте. Приобретать ее имеет смысл либо при очень ограниченном бюджете, либо для помещения, где очень мало места. Эта штука для исполнения музыки только слегка удобнее компьютерного кейборда. Цена - примерно до 70…90 у.е. Следите за прайс-листами.

Вторая - четыре-пять октав клавиш «синтезаторного размера» (это чуть меньше фортепианных) с двумя колесами, по умолчанию регулирующими высоту звука и глубину модуляции (вариант - вибратор, совмещающий функции колес pitch bend и modulation). Такая клавиатура должна поддерживать как минимум параметр velocity (скорость нажатия) и передачу команды program change (переход к другому тембру). Очень желательно, чтобы поддерживался и channel aftertouch - давление послекасания. Все-таки дополнительная пальцевая динамика. Поддержка key aftertouch, когда давление определяется не для MIDI канала в целом, а для каждой клавиши в отдельности - штука более редкая, она скорее встретится в дорогом студийном синтезаторе, чем в простой юзерской клаве. Такой девайс обойдется в 150…400 у.е. В зависимости от дополнительных функций, качества механики и степени раскрученности торговой марки.

Третья - студийная. Пять-шесть-семь октав фортепианного размера, кроме двух традиционных колес могут наличествовать дополнительные контроллеры (ползунки или «крутилки»), количество MIDI-портов увеличено до двух-трех, а клавиатура делится на 4-8 частей, каждая из которых передает команды по своему каналу. Такая «клава» стоит достаточно дорого, смысл ее приобретения в том, чтобы работать со звуковой картой и тремя-четырьмя звуковыми модулями без постоянных переключений MIDI-кабелей и дополнительных задержек сигнала, возникающих при последовательном соединении всего этого хозяйства через MIDI Thru (транзит). Розничная цена - «не питай, чому в мене сумні очі»… Но если ваша студия уверенно приносит доход - можно поинтересоваться.

Выбирая клавиатуру, в первую очередь доверяйте собственным пальцевым ощущениям. Клавиши от «левых» брендов оказываются либо слишком мягкими, либо слишком тугими, признак самой крайней «левизны» - когда они нажимаются с заметно разным усилием. Кстати, фирменная клава тоже со временем начинает страдать этим недостатком, особенно если на ней пару лет поиграл три любимых аккорда профессиональный молотобоец. Оптимальная жесткость и вес клавиш - штука очень индивидуальная. Я знаю много людей, предпочитающих тяжелые, как в концертном рояле, но сам больше люблю синтезаторные. Кстати, играя на той же самой клавиатуре, можно выбрать разные кривые зависимости уровня velocity от реальной скорости нажатия. С какой вам удобнее… Эта опция чаще задается синтезаторным либо самплерным звуковым движком, но иногда встречается и в самой клаве.

Вариант приобретения за очень мелкие деньги старой «самограйки» или (за чуть большие) подержанного цифрового синтезатора тоже возможен. В этом случае внимательно ознакомьтесь с MIDI-спецификацией (какие параметры передаются и принимаются портом), и еще внимательнее проверьте степень механической «убитости» клавиш и кнопок. Если в этом девайсе есть хотя бы один тембр, который вы не можете получить с помощью своей звуковой карточки, а клавиши и колеса явно целые - мои поздравления. Двадцатикилобайтная «флейточка» или «пианинка» вряд ли поможет написать гениальную музыку, а двенадцатибитные конверторы - это на сегодняшний день либо концептуальный Lo Fi и ретро (золотые 80), либо (скорее) ликероводочные страдания для дешевого кабака.
Один из самых известных производителей клавиатур и других контроллеров - Studiologic Fatar. На сайте вы найдете самые разные девайсы, от стандартных до совсем экзотических. Например, двухоктавную ножную клавиатуру. Она делает примерно тоже, что органная, только управляет звуком с помощью MIDI-команд.
Новый инструмент, который может претендовать на гордое звание профессионального цифрового синтезатора, стоит примерно столько, сколько приличный комп и средняя MIDI-клавиатура вместе. При этом у него очень маленький дисплей, на нем очень сложно завести «Аську», а «Квака» и «Герои» бегать и вовсе отказываются. Вот если вы перейдете из любителей музыки в профессионалы… Тогда к компу и клавиатуре желательно добавить пару звуковых модулей ценой от 500 до 2000 у.е. Вариант: сразу ориентируйтесь на комплект из компьютера и концертного клавишного инструмента, который в домашних условиях выполнит функции MIDI-клавиатуры, а во время выступления позволит играть под воспроизводящийся из встроенного секвенсора файл. Вы ведь любите живой звук? Я тоже. Исключительно живой.

Да, раз уж мы заговорили о MIDI-контроллерах. Есть их великое множество. Когда-то производители синтезаторов очень старались пересадить за свои инструменты духовиков и сделали «электронную дудку», вместо акустического сигнала выдающую note number, velocity и pressure. Сейчас эти девайсы (контроллеры к модулям серии Akai EWI и их примерные аналоги от Yamaha) выпускаются малым тиражом, и пользуются определенной популярностью в очень узких кругах. Джазмены вполне справедливо предпочитают саксофон, а электронные авангардисты - модульный синтезатор.

MIDI-датчики для гитар и других струнных инструментов известны достаточно давно, но позволяют исполнять только очень специфические партии. Если вы любите блюз, панк-рок или фламенко, сначала забудьте все, что играли раньше, и только затем (возможно) сможете извлечь из MIDI-гитары или баса сколько-нибудь осмысленную последовательность звуков. По-моему, лучше уже пойти более традиционным путем - поставить рядом с бывшим гитаристом клаву и «бутерброд» из процессоров и синтезаторных модулей. А еще лучше - выкрутить взрослый гитарный звук на комбике и педалях. Использовать свой почтенный струнный инструмент как контроллер для тех же «флейточек» - пустая трата времени.

Вспомним и о самом древнем синтезаторе в современном исполнении. Вот он какой, терменвокс от Роберта Муга - http://www.bigbriar.com. Очень дорогой и, конечно, оборудованный MIDI-портом. Впрочем, там вы найдете и варианты попроще - для домашнего музицирования. Для фанов древних аналоговых клавиш: лично я очень порадовался, узнав о возобновлении производства Moog Voyager. По архитектуре он слегка отличается от своего знаменитого братца из ранних 70-х, но «папа» у этой клавиши тот же. Будем надеяться, что когда-нибудь это чудо враждебной техники можно будет услышать в Украине. А ведь когда-то в Житомире и Херсоне тоже выпускали настоящие аналоговые синтезаторы…

Вариант от немецких разработчиков - www.doepfer.com. Здесь есть и контроллеры, и модульные синтезаторы, и их отдельные блоки, включая ту же антенну терменвокса или преобразователи MIDI-команд в управляющее напряжение.

Еще одно важное изобретение г-на Термена - датчики, каждый из которых запускает воспроизведение определенного звука. Наибольшей популярностью они пользуются среди барабанщиков. Для записи ударных «в акустике» годится далеко не каждое помещение, не каждый сет микрофонов, и не каждый инженер звукозаписи. Но иногда можно сделать проще. Ставите перед собой электронные «блины» в количестве, нужном для нормальной игры, включаете их через специальный модуль в любое устройство с MIDI-входом, и… играете «Лунную сонату» фортепианным тембром. Если вас с друзьями перестало переть от металла и индустриального рока.

Уровень шума в помещении - ниже, чем на улице; звук качественно снимается без помощи микрофонов. А вашу партию, как любой другой MIDI-трек, можно писать в секвенсор и там редактировать. От ритм-машинки результат будет отличаться очень сильно. Даешь «живые» барабаны!

И, наконец, один из очень популярных в последнее время девайсов - ползунковый контроллер. Каждый ползунок управляет своим параметром в реальном времени. Задержка? Меньше, чем при игре пальцами на рояле. Если вы больше любите крутилки, есть и такая версия MIDI-контроллера. Их выпускают все те же Fatar и Doepfer, а так же ряд других, менее известных фирм.

Выбирайте способы воздействия на звук самостоятельно. Это для музыканта важен процесс создания музыки, а для слушателя - результат, проистекающий из колонок. Вы можете добиться этого результата с помощью DOS-трекера и компьютерной клавы, но это сложнее и отнимает больше усилий, причем тратятся они на процессы, слабо связанные с творчеством.

Синтезаторы и MIDI-клавиатуры используются любителями и профессиональными музыкантами для создания и записи электронной музыки. Внешне они очень похожи, но есть несколько ключевых различий между данными устройствами, и каждое из них используется в разных целях.

Если перед вами стоит выбор между синтезатором и MIDI-клавиатурой, подумайте, для чего вы будете их использовать и какое из них сможет лучше удовлетворить ваши индивидуальные музыкальные потребности.

Синтезатор разработан специально для модификации музыки внутри самого устройства. Используя синтезатор, вы можете имитировать любой звук, манипулируя различными аудио-параметрами: генераторами, фильтрами и эффектами. MIDI-клавиатуры не позволяют управлять аудио подобным образом и, как правило, обладают лишь библиотекой предустановленных звуков.

Синтезаторы бывают аналоговыми и цифровыми , а MIDI-клавиатуры - исключительно цифровыми . Цифровой синтезатор может выполнять множество функций MIDI-клавиатуры, в том числе управление внешними устройствами (другими словами, его можно подключать к компьютеру и использовать как MIDI-клавиатуру). Аналоговый синтезатор не имеет такой возможности.

Синтезатор служит непосредственно для записи и воспроизведения звука. Некоторые MIDI-клавиатуры тоже умеют воспроизводить звук, но более эффективно они работают в качестве контроллера. Например, вы можете подключить MIDI-клавиатуру к компьютеру и, используя специальную программу, выбрать звук любого инструмента на экране (допустим, скрипку) и использовать подключенную клавиатуру, чтобы имитировать звук скрипки. Подобно компьютерной клавиатуре, использующейся для передачи информации на компьютер (букв, цифр и знаков), MIDI-клавиатура посылает информацию о том, какие ноты должны звучать. Некоторые синтезаторы тоже умеют это делать, о чём уже говорилось ранее.

К слову, подключать MIDI-клавиатуру можно не только к компьютеру. Вы можете подключить её к любому устройству, понимающему соответствующие команды. Например, к специальному синтезаторному модулю. Отличительной особенностью MIDI-клавиатуры является более совершенная механика клавиш, нежели синтезаторная, что делает её более удобной для профессиональных музыкантов. Именно поэтому цена средней MIDI-клавиатуры часто в несколько раз выше цены хорошего синтезатора.

Когда дело доходит до профессиональной записи звука, то синтезатор-"самоиграйка" во многом уступает MIDI-клавиатуре, однако он отлично подходит для новичков, ибо имеет множество предустановленных звуков и готовых аккомпанементов.

MIDI-клавиатуру можно подключать с помощью MIDI-кабеля или посредством USB. В первом случае вам придётся приобрести звуковую карту со специальным MIDI-входом. Профессиональная внешняя звуковая карта M-Audio стоит в районе 2000 рублей. Кроме того, к синтезатору, как и к MIDI-клавиатуре, можно подключать педали sustain и педаль громкости, позволяющие удерживать звучание нажатых клавиш и увеличивать громкость.

Что лучше использовать для работы в студии, миди-клавиатуру или синтезатор? Ответ на этот вопрос будет зависеть от двух факторов. Во-первых, кто вы, то есть насколько вы владеете клавишным инструментом? А во-вторых, какой у вас бюджет, потому что хороший синтезатор несравним по цене с миди-клавиатурой.

Итак, давайте подробнее рассмотрим эти два момента. Для музыканта-пианиста, привыкшего к роялю, к фортепиано, играть на миди-клавиатуре длинной в 4 октавы - это ниже его достоинства. А если она еще к тому же легкая, даже не полувзвешенная - это все равно, что ему в руки дать детскую игрушку.

Такой человек, если будет искать для работы в студии клавиатуру, то не меньше 7 октавной и хотя бы полувзвешенную, чтобы было, где развернуться и чтобы нажатие на клавиши напоминало ему пианино. При этом она должна быть динамической, иметь полноразмерные клавиши, а не уменьшенные. Это будет его минимум и на меньшее, он не согласится. Для него важен будет вопрос, касающийся максимального сходства клавиатуры с реальным фортепиано по силе нажатия, по количеству октав и т.д. И это понятно, потому что перед нами пианист.

Другое дело музыкант, в общем владеющий клавишами, которому нужны они, чтобы не корячиться, прописывая все партии мышкой. Клава ему нужна для того, чтобы схематически ввести аккорды, наиграть мелодию, набить барабаны.

Ему не нужен размах и полет, он его все равно не сделает, он играет тремя пальцами и ему вполне этого хватает. Такой человек, если и захочет пристойную миди клавиатуру, то только лишь для выпендрежа. Все равно он её не сможет использовать в полной мере. Ему вполне хватит самой обыкновенной 3-4-5 октавной, без всевозможных контролеров, просто клавиши и колесо Pitch Bend. Ему этого с головой будет хватать, так как наш герой не пианист и исполнять Баха или Моцарта, играть джаз или фанк, он не будет.

В каких же случаях нужен синтезатор? Здесь следует сказать, что синтезатор синтезатору рознь. Для того, чтобы писать партии в программный секвенсор, например, в , можно и самограйку подключить, по сути, эта та же миди клавиатура, с той разницей, что из неё можно вытянуть ещё и все существующие миди партии. Иметь самограйку в качестве миди клавы - это неплохой вариант, просто нужно понимать, что более мене пристойный инструмент будет стоить дороже миди-клавиатуры.

Но опять же, для профессионала этот вариант неприемлем. Тот, кто пишет музыку исключительно со своей светлой головы, импровизирует, смотрит на простенькие самограйки, как на игрушки для детей. Такой человек, если захочет использовать синтезатор, то только со своим банком звуков, чтобы их же использовать также и при записи, а не только пользоваться VST - инструментами.

Korg, Roland, Yamaha, стоимость хороших клавиш, будет исчисляться суммами, начиная от 1000 долларов. На этот вариант пойдет только клавишник, реально играющий в команде, для которого его инструмент - это не довесок к домашней студии, а инструмент для профессиональной работы.

Поэтому, профессионал, как правило, уже имеет пристойные клавиши и в состоянии их подключить к звуковой карте, чтобы работать с ними. Он так и сделает или он купит себе толковую миди клавиатуру, активную, лучше всего, взвешенную, 7-октавную или хороший синтезатор, чтобы эксплуатировать его по полной. Остальные компьютерные музыканты будут свой выбор делать исходя из бюджета, амбиций и личных предпочтений, соглашаясь на миди-клавиатуру или на синтезатор среднего класса.



Загрузка...