sonyps4.ru

Разбор macbook pro 13. Полный разбор Macbook Pro Retina

Примечание: данная статья раскрывает вопрос безопасного разбора макбука, однако сайт не несет ответственности за сбой работы или поломки. Если Вы не разбираетесь в технике и электронике, разобрать гаджет можно только подробно исполняя все инструкции. Так же стоит упомянуть, что гарантия любой аппаратуры не покрывает поломки, которые Вы совершаете, разбирая MacBook.

Если гарантия от производителя закончилась, а макбук необходимо почистить от пыли или же починить, важным элементом всего этого будет грамотный подход к разбору/сбору. Подход к разным моделям незначительно меняется, поэтому рассмотрим два варианта.

Для процесса понадобится ряд инструментов, которые помогут сделать все аккуратно:

  • Отвертка крестовая PH00 из матового никеля, с защитой от перекатывания;
  • Часовая (телефонная) отвертка «звёздочкой» Torx Plus TX6;
  • Телефонная трехлопастная отвертка Y1 фирмы Tri-Wing;
  • Лопатка из пластика для работы с корпусами.

MacBook Pro 13″ Unibody выпущен в 2009 году и часто сравнивается с MacBook Unibody. В обеих моделях схожие корпуса, которые имеют минимальные отличия. На нижней части не имеется съемной панели для аккумулятора, намекая, что создатели не очень хотели, что бы любой человек мог залезть во внутренности своего гаджета. Но для нас это не принципиально. Для начала понадобится крестовая отвертка, для удаления винтиков. Сняв всю нижнюю панель, можем созерцать внутреннее содержание Мака.

Находим два внутренних угла аккумулятора и вывинчиваем 2 шурупа трехлопастной отверткой. Наклейка, в отличие от некоторых других моделей, легко снимается, так как прикреплена к самому аккумулятору непосредственно, и боковой стенке. При ремонте подобной конструкции, следующим действием нужно отсоединить питание системы при помощи нашей пластиковой лопатки.

Примечание

Фирменная замена аккумулятора компания Apple совершает за 129 долларов (на момент написания статьи). Возможно, для некоторых пользователей эта сумма не бьет по карману, однако большинству будет выгоднее сделать это самостоятельно или обратится к «бюджетному умельцу». Будьте аккуратны при выборе помощника со стороны.

Для снятия жесткого диска потребуется попотеть с выкручиванием маленьких шурупов. Разобрать будет не сложно, но кропотливое занятие потребует сосредоточения внимания. Следующим действием снимаем сабвуфер, вывинчивая еще 2 винта. Далее, выкрутив три шурупа, вытаскиваем привод оптических дисков при помощи крестового шлица, крепления которого расположены абсолютно так же, как и в предыдущей модели.

Под приводом Вы увидите модуль динамика правой стороны, который крепится клейкой лейкой и легко снимается все той же лопаточкой. Для снятия кулера отсоединяем кабель, снова берем крестовую отвертку и вывинчиваем три крепления. Теперь наша цель – кабель LVDS (прямоугольный, золотистого цвета). Теперь вывинчиваем винты вдоль материнской платы, не затрагивая крепления внешнего блока питания. После вывинчивания 7 шурупов материнки, добираемся и до блока внешнего, убирая 2 крепления.

Поочередно отключаем кабели: трекпада, «клавы» и индикаторы зарядки аккумуляторной батареи . Теперь можно снять и ячейку держателя LVDS. В той же части извлекаем микрофон, крайне аккуратно орудуя лопаткой. Все, теперь можно снять материнскую плату вместе с радиатором, со спокойной душой. Разобрать MacBook Pro 13″ Unibody весьма просто, главное соблюдать ВСЕ правила, описанные выше. То же самое касается сбора. Не стоит импровизировать.

На момент выхода модель не обрела популярности, какой заслуживала. Поэтому обратим на нее особое внимание, чтобы исправить несправедливость. Выпущена была в 2012 году. Список инструментов немного увеличивается:

  • Две модели крестовой отвертки PH00 и PH0;
  • Отвертка фирмы Torx с резьбой в форме звезды T6;
  • Трехлопастная часовая отвертка Y1 фирмы Tri-Wing;
  • Лопатка для работы с корпусами из пластика.

Новая версия гаджета позволяет разобрать себя, а в частности снять нижнюю панель, только после вывинчивания 10 шурупов крестовой отверткой. Видим «внутренности» и сразу же начинаем работу с аккумулятором. Тут понадобится трехлопастной шлиц. Теперь лопаткой отсоединяем шнур питания батареи. Следующий объект – жесткий диск Toshiba, который удаляется крестовой отверткой без особых осложнений. Жесткий диск 2,5 дюйма крепится четырьмя винтами с разъемом-звездой.

AirPort/Bluetooth плату и оптический привод при помощи лопатки аккуратно отключаем. Теперь оптический привод отсоединяем крестовой отверткой. Далее извлекаем модули оперативки. Их можно заменять на более вместительные, поэтому умение вручную разбирать Мак может пригодиться любому обывателю, который хочет расширить возможности работы.

Теперь при помощи лопатки отсоединяем питание вентилятора, после чего отсоединяем 3 его крепления крестовой отверткой. После этого остается лишь открутить шурупы с разъемом-звездой и снять материнскую плату. Дисплейный модуль закреплен шарнирами к основному корпусу.

Разобрав аппарат, не забудьте соблюдать все шаги при сборе. Если не представляете, как выглядит та или иная деталь модели, просто вбейте ее название и номер модели в интернете. Откручивать что-либо наугад не самая удачная идея. Если срок гарантии гаджета не истек – воспользуйтесь этим.

С 13-дюймовым дисплеем, де-факто младший брат 15-дюймовика. Примечательно, что на этот раз ребята пригласили в операционную специального гостя – котёнка.

Сам пациент, в закрытом виде тяжело отличить от старшего брата, а в открытом – по отсутствующим по бокам сеткам для динамиков.

Сверху - MacBook Pro Retina 13, снизу – MacBook Pro 13

Волнующий момент – открытие «капота»

Ничего не напоминает? Да это же робот Номер 5 из фильма «Короткое замыкание»!

Достаём SSD.

В iFixit удивлены таким решением, ведь в это же место спокойно поместится полноценный 2.5-дюймовый SSD толщиной 5-7 мм.

Как и ожидалось, «голый» SSD произведен корейцами.

Жёлтым помечена флеш-память суммарной ёмкостью 256 ГБ, а предназначение остальных деталей не объяснили, ну и ладно.

Далее идёт Wi-Fi-модуль с поддержкой протокола AirPort.

Кстати, в 15-дюймовом «ретиновом» MacBook Pro точно такой же модуль.

Святая-святых – материнская плата.

Красный – двуядерный процессор Intel Core i5-3210M на 2.5 ГГц (интегрированная графика Intel HD Graphics 4000 и авторазгон до 3.1 ГГц), оранжевый – оперативная память Hynix на 8 ГБ, жёлтый – чипсет Intel QS77, бирюзовый – контроллер для интерфейса Thunderbolt.

Оранжевый – просто обратная часть оперативной памяти, фиолетовый – аудиоконтроллер Cirrus, остальные – их предназначение неясно.

Так выглядит разъём питания MagSafe 2.

С ума сойти! Шесть блоков батарей!

В отличие от 15-дюймовика, в 13-дюймовике батарею гораздо легче снять.

Контроллер Broadcom, такой же, как в iPhone 5. Интересно…

Собственно тачпад.

Summa summarum, оценка ремонтопригодности – 2 из 10. Не самый лучший результат, однако старший брат ещё больший позорник со своим одним баллом. У iFixit есть претензии к выбору нестандартного SSD, так как к нему надо отдельный кабель. Оперативная память представлена только 8 ГБ без возможности выбора версии с 16 ГБ. Дисплей склеен со стеклом и если при разборке, не дай Аллах, что-то внутри сломается, то всю недешёвую экранную часть можно отправлять в мусорник.

Наименее ремонтопригодным ноутбуком из всех. В стремлении сделать его тонким и лёгким Apple полностью отказалась от принятых практик компоновки запчастей, да ещё и батарею намертво приклеила к верхней части корпуса. Логично было предположить, что с 13-дюймовой моделью она зайдёт ещё дальше - но нет, всё сложилось ровно наоборот. Тут даже просматриваются кое-какие возможности для модернизации, да-да.

Номер модели нового Pro - A1425. По бокам видны винты со шлицами Pentalobe - они встречаются в девайсах так часто, что уже становится неприлично называть их словом «проприетарные».

Фил Шиллер назвал батарею ассиметричной, но, думаю, вы согласитесь, что относительно центра она вполне себе симметрична. Хотя, да, такой схемы расположения ячеек мы ещё не встречали ни в одном лэптопе.

Вновь и вновь стикер угрожает лишением гарантии всякому, кто оторвёт его - за исключением авторизованного сервисного представителя. Apple не отбирает это звание у iFixit - значит, компании по душе галереи со всеми внутренностями их продуктов.

13-дюймовый Pro ещё сильнее отличается от предыдущих ноутбуков Apple, чем его собрат с 15 дюймами. Только здесь можно встретить абсолютно новый коннектор батареи. Это даже не коннектор, а контактная площадка между шлейфом и материнской платой. Миниатюрный разъём уже не котируется.

Поверх винтов, на которых крепятся динамики, обнаружились кусочки металлического микроволокна а-ля стальная шерсть. Зачем они?

Вот самая интересная часть. SSD-модуль установлен под трекпадом в пластиковую рамку, а вокруг него в этой рамке… пустота. Свободное пространство. Если достать модуль вместе с рамкой, то на их место точь-в-точь ляжет стандартный 2,5-дюймовый винчестер. У iFixit под рукой был жёсткий диск толщиной в 9,5 миллиметров - с ним нижняя крышка не закрылась. Но есть диски тоньше. Если какая-нибудь разработает специализированный кабель, ведущий от разъёмов HDD (или простого SSD) до упомянутого коннектора с материнской платой, то вы сможете за разумные деньги модернизировать свой Pro.

С идентификацией чипов вновь возникли проблемы. Все микросхемы для модуля SSD делает Samsung - но из них опознаются лишь непосредственно чипы флеш-памяти.

Жёлтые - 32-гигабайтные чипы Samsung K9FGY8UA7A-HCKO. На другой стороне есть ещё четыре, итого 256 Гб

Беспроводной модуль с контроллерами Wi-Fi и Bluetooth - точно такой же, как в 15-дюймовом MacBook Pro.

Конструкцию теплоотвода можно было бы оставить прежней, если бы количество чипов, которые нужно охлаждать, не уменьшилось с двух до одного. Оплакиваем, горько оплакиваем несуществующую дискретную графику. 13-дюймовый MacBook такой 13-дюймовый.

Отныне два кулера крутятся на благо одного процессора.

Если точнее, то крутятся в них ассиметричные лопасти. Если рассказывать о них с акцентом Джони Айва, то они становятся ещё более ассиметричными и тихими.

Под шумок дело дошло до материнской платы.


Верхняя часть материнской платы:
Красный - двухъядерный процессор Intel Core i5-3210M со встроенной графикой Intel HD 4000;
Оранжевые - чипы энергоэффективной оперативной памяти DDR3L, Hynix H5TC4G83MFR, каждый по 512 Мб;
Жёлтый - контроллер интерфейсов Intel BD82QS77;
Зелёный - Thunderbolt-контроллер Intel DSL3510L.


Нижняя часть платы:
Красный - микроконтроллер Texas Instruments Stellaris LM4FS1AH;
Оранжевый - ещё чипы оперативной памяти Hynix, итого 8 Гб;
Жёлтый - USB-контроллер SMSC USB2512B;
Зелёный - однокристальный Cypress Semiconductor CY8C24794-24L. Может использоваться для разных целей;
Синий - контроллер питания CPU и GPU Maxim MAX15119;
Фиолетовый - аудиоконтроллер Cirrus Audio 4206BCNZ;
Чёрный - что-то под названием Texas Instruments TPS 51980.

Если самым изящным компонентом 15-дюймового Pro был мини-джек, то здесь это, несомненно, магнитный разъём питания MagSafe 2.

К батарее. Две из шести ячеек крепятся в металлических пазах с помощью… винтов! Большой прогресс по сравнению с большим MacBook!

Увы, но четыре других ячейки по-прежнему держатся на качественном клее. Чтобы не повредить ячейку, её нужно отклеивать всю сразу при помощи нескольких инструментов. Вопреки ожиданиям, это возможно, хоть и нелегко. iFixit отклеивали её в течение 15 минут.

Энергетическая характеристика батареи - 74 ватт-час, вольтаж - 11,21 вольт, ёмкость - 6600 миллиампер-час.

Начинается тот этап, которого не было в случае c 15-дюймовым Pro. Тогда трекпад со своим контроллером остался скрыт под неподатливой батареей. Теперь контроллер просматривается сквозь отверстие в корпусе. Обратите внимание на серый чип справа, между разъёмом и пластинкой из фольги. Его забыли обвести цветом, но это модуль флеш-памяти Silicon Storage Technology на 256 мегабайт. Зачем трекпаду память? Ах да, и, оказывается, точной такой же ставят в Pro с 15 дюймами. Загадка.


Красный - контроллер сенсорной панели трекпада, Broadcom BCM5976. Такой же, как и .

Перед нами один из пяти винтов, на которых держится трекпад. Всем винтам винт.

Ещё раз - всего пять винтов. Трекпад легко заменить, если он сломается. Владельцам 15-дюймового MacBook Pro такое и не снилось.

Retina-дисплей отсоединяют последним. По конструкции он едва ли сильно отличается от более . Такое же непригодное к демонтажу и ремонту произведение инженерного искусства.

За счёт возможной модернизации и простоты снятия трекпада 13-дюймовый MacBook Pro выигрывает у 15-дюймового - но лишь на один балл. 2 балла ему по шкале ремонтопригодности. Что, мы слишком часто слышим о подвигах iFixit этой осенью? Пожалуй, что так, но впереди ещё iPad mini и как минимум один из новых iMac.

(5.00 из 5, оценили: 1 )

сайт 15-дюймовый MacBook Pro с дисплеем Retina оказался наименее ремонтопригодным ноутбуком из всех. В стремлении сделать его тонким и лёгким Apple полностью отказалась от принятых практик компоновки запчастей, да ещё и батарею намертво приклеила к верхней части корпуса. Логично было предположить, что с 13-дюймовой моделью она зайдёт ещё дальше - но нет, всё сложилось ровно наоборот....

Как разбирать iMac мы уже видели, теперь настала очередь MacBook. Зачем? Потому что с недавнего времени у меня возникло желание увеличить объем памяти (не оперативной) для своего MacBook. Сделать это можно двумя способами, купить внешний USB-винчестер или поменять винчестер внутри самого ноутбука. Пока я не остановился окончательно ни на одном из вариантов, потому как в каждом из них есть свои плюсы и минусы, которые, возможно, я изложу позже… Изучая данный вопрос, мне стало интересно на сколько реально и сложно ли самостоятельно заменить жесткий диск MacBook’а.

И так, как же произвести замену жесткого диска в MacBook.

Батарея.

Используя монету или плоскую отвертку, поверните замок-винт на 90 градусов по часовой стрелке.

Вытащите батарею из корпуса ноутбука.

Заглушка оперативной памяти.

Удалите три винта на задней стенке батарейного отсека, которые держат металлическую заглушку отсека памяти.

Удалите L-образную заглушку отсека памяти сдвинув ее вправо, а потом подняв вверх.

Оперативная память (RAM).

Воспользуйтесь металлическим рычагом для извлечения планки памяти из слота. В отличии от ноутбуков iBook, MacBook имеет два слота для оперативной памяти.

Жесткий диск.

Возьмитесь за белый пластик, прикрепленный к жесткому диску и потяните его вправо, вынимая жесткий диск из ноутбука. Винчестер входит в свой отсек ярлыком вниз.

Замена жесткого диска.

Удалите два черных винта, которые держат защиту корпуса винчестера.

Также, удалите два черных винта с обратной стороны жесткого диска.

Снимите металлическую защиту с винчестера. Эту защиту нужно будет надеть на новый жесткий диск.

В принципе, этим можно было бы и ограничиться, ведь поставленная цель (замена жесткого диска) достигнута. Но раз уж мы начали разбирать Apple MacBook, то давайте уже доведем дело до конца, не останавливаться же на достигнутом

Верхняя часть корпуса (Upper Case).

Удалите следующие три винта: – один 11 мм посредние; – два 14,5 мм по краям. Если винты не получается вытащить, то воспользуйтесь намагниченной отверткой.

Удалите следующие три винта с задней стенки батарейного отсека: – один 4 мм с правой стороны; – два первых 3 мм.

Удалите два крайних винта с правой боковой стенки батарейного отсека (но НЕ те, что посредние возле разъема батареи).

Удалите четыре винта с передней стенки отсека батареи. Удаляйте слева направо: 2, 4, 7 и 9-й винты.

Удалите два винта с внешней стороны ноутбука (сторона, на которой находятся все порты).

Удалите четыре винта с внешней задней стенки ноутбука: – два крайних винта 7 мм; – два центральных 10,5 мм.

Удалите два винта с внешней правой стороны ноутбука (сторона с оптическим приводом). Эти винты гораздо длиннее, чем те, что с внешней левой стороны (сторона, на которой находятся все порты).

Там есть провода (шлейфы), которые соединяют тач-пад и клавиатуру с материнской платой. Так что не снимайте полностью эту часть корпуса. Начиная от дисплея и двигаясь к передней части компьютера приподнимайте панель с клавиатурой и тач-падом.

Разбирая корпус, используйте пинцет, чтобы отсоединить шлейфы клавиатуры и тач-пада от материнской платы.

Оптический привод.

Удалите два винта с передней стороны оптического привода.

Отсоедините оранжевый шлейф оптического привода от материнской платы.

Отключите кабель дисплея. Если это не удается сделать руками, попробуйте использовать пинцет.

Отсоедините кабель жесткого диска.

Снимите фольгу между вентилятором и оптическим приводом. Удалите винт, который крепит кабель дисплея к металлической рамке.

Вытащите кабель дисплея из-под кромки оптического привода, чтобы увидеть еще один винт.

Удалите винт из защиты оптического привода. Кабель Bluetooth может закрывать этот винт, в таком случае – аккуратно отодвиньте его в сторону.

Вытащите антенну Bluetooth с правой стороны оптического привода.

Отделите кабель жесткого диска от передней части оптического привода.

Приподнимите оптический привод за переднюю сторону и аккуратно выньте его из корпуса ноутбука.

Снимите оранжевую пленку, которая частично прикрывает кабель оптического привода.

Отсоедините кабель от оптического привода.

Замена оптического привода.

Используя отвертку аккуратно снимите металлический кронштейн с левой стороны оптического привода. Будьте осторожны чтобы не погнуть кронштейн, так как он очень тонкий и легко деформируется. Если кронштейн легко не снимается, попробуйте слегка его нагреть.

Снимите L-образный кусок черной ленты с накопителя. Вы сможете его наклеять на новый устанавливаемый оптический привод.

Снимите серебристую фольгу с привода. Ее также можно использовать с новым устанавливаемым оптическим приводом.

Удалите два винта, которые крепят кронштейн к правой стороне устройства. Этот кронштейн предназначен для небольшого движения привода вперед-назад, так что потом не затягивайте винты слишком сильно.

Используя отвертку снимите крепление антенны Bluetooth с верхней части оптического привода. Прикрепите ее на то же место и в том же положении на новый привод.

AirPort-карта (Wi-Fi).

Отключите два антенных кабеля от AirPort-карты с левой стороны ноутбука.

Удалите два следующих винта: – один 3 мм с левой стороны; – один 8 мм с правой стороны.

Возьмите карту с ее верхней стороны, потяните по направлению к дисплею и извлеките из компьютера.

Разъем питания (Magsafe).

Удалите один винт, который крепит разъем питания к днищу ноутбука.

Используя отвертку, приподнимите разъем вверх так, чтобы он выскочил из своего места.

Отключите разъем от материнской платы.

Л евый динамик.

Отключите динамик от материнской платы.

Удалите два следующих винта: – один 6 мм, который крепит динами к днищу ноутбука. – один 8,5 мм в правом верхнем углу AirPort-карты.

Вытащите провод динамика из-под проводов AirPort-карты.

Вытащите еще один провод динамика из-под разъема питания. Поднимая вверх, извлеките динамик из ноутбука.

Вентилятор охлаждения.

Если оптический привод не удален, то отключите шлейф привода от материнской платы.

Отключите черный разъем вентилятора от материнской платы.

Вытащите провод из крепления с левой стороны вентилятора.

Снимите серебристую фольгу между вентилятором и оптическим приводом.

Отодвиньте серый и черный провода вправо чтобы увидеть винт крепления вентилятора к днищу ноутбука.

Удалите два следующих винта: – один 3 мм с правой стороны; – один 6 мм с левой стороны.

Прижмите вниз левую сторону вентилятора и сдвиньте его немного вправо.

Вытащите вентилятор из компьютера. Будьте внимательны, чтобы не порвать черную защитную ленту.

Радиатор.

Аккуратно снимите черную пленку между радиатором и вентилятором.

Снимите черную резиновую заглушку с правой стороны радиатора.

Отключите два датчика температуры от материнской платы.

Удалите четыре винта, которые крепят радиатор к днищу ноутбука. Будьте аккуратны, чтобы не повредить провод динамика в нижнем правом углу.

Вытащите радиатор и компьютера, убедившись, что черная пленка вновь не приклеялась к радиатору.

Bluetooth антенна.

Для снятия Bluetooth антенны, оптический привод должен быть предварительно извлечен из ноутбука.

Удалите один винт, который крепит правый динамик к днищу ноутбука.

Вытащите правый динамик из корпуса и отодвиньте его в сторону.

Отключите позолоченный контакт Bluetooth антенны от материнской платы. Вытащите антенну из ноутбука.

Модуль Bluetooth.

Отключите позолоченный контакт антенны от модуля Bluetooth.

Приподнимите модуль Bluetooth от днища ноутбука.

Снимите оранжевую ленту, которая прикрывает модуль Bluetooth, чтобы получить доступ к разьему проводов. Вытащите модуль Bluetooth.

Вот, наконец-то, мы и убедились, что заменить жесткий диск (винчестер) в MacBook не так уж и сложно, как это может показаться сразу. А за одно, статья очень хорошо иллюстрирует как заменить оперативную память в MacBook, что является не менее востребованным, чем замена винчестера. На мой взгляд, это максимум, что может человек позволить себе сделать со своим ноутбуком в домашних условиях (если, конечно, ноутбук не сломан и человек боится его повредить). Если кто-то готов пойти еще дальше и разобрать свой MacBook до последнего винтика, то добро пожаловать на сайт таких же маньяков по разборке техники Apple iFixit.

Удачной всем разборки, а еще главнее – сборки Вашего любимца!

У читателей MacDigger уже была возможность ознакомиться с последнего поколения, проведённого специалистами iFixit. Тогда под «скальпель» попала 13-дюймовая версия с панелью Touch Bar. Теперь же iFixit добрались и до 15-дюймового MacBook Pro с сенсорной OLED-панелью над клавиатурой.

По внутреннему устройству модель ноутбука с дисплеем 15 дюймов напоминает 13-дюймовую. Во время разборки было сделано открытие, касающееся твердотельного накопителя. Как мы помним, в базовой конфигурации ноутбука без Touch Bar он был выполнен в виде пусть и проприетарного, но всё же съёмного модуля. Здесь же так легко заменить его нельзя - SSD выполнен в виде распаянных непосредственно на системной плате микросхем.




При этом на печатной плате ноутбука находится небольшой коннектор неизвестного предназначения. Специалисты предполагают, что речь идет о специальном разъеме для выгрузки данных с SSD. В случае выхода из строя материнской платы ноутбука у Apple будет возможность подключиться к накопителю и извлечь пользовательские данные.


Другое изменение касается стереодинамиков, которые переехали с зон по бокам клавиатуры на края площадок для запястий. При этом решётки для динамиков остались там же, где и были, хотя они уже не несут практически никакой функциональной нагрузки - основной звук от расположенных на новом месте громкоговорителей выводится через боковые отверстия.



Тачпад 15-дюймового MacBook Pro (слева) и 7,9-дюймовый iPad mini (справа)

Тачпад у 15-дюймового MacBook Pro существенно больше, чем у 13-дюймовой модели. По этой причине Apple добавила на плату дополнительный тач-контроллер Broadcom. Вентиляторы старшей версии MacBook Pro также ощутимо больше и отличаются по форме.



Больших хлопот в случае поломки доставит кнопка включения MacBook Pro, ведь в неё интегрирован сканер отпечатков Touch ID с поверхностью из сапфирового стекла. Замена этой кнопки обойдётся дороже аналогов без Touch ID.


В итоге, 15-дюймовый MacBook Pro образца 2016 года с панелью Touch Bar также получил самую низкую оценку за ремонтопригодность - 1 балл из 10 возможных.



Загрузка...