Программирование в ubuntu. Программирование на Си (C) в Ubuntu (Linux)
Всем привет! Это первая статья о программировании на Си, в котором мы настроим тестовый редактор и узнаем немного о истории языка Си, возможностях, преимуществах и недостатках.
Языку Си в 2012 году исполнилось 40 лет. Си стал родоначальником C++, Java, Perl, C#, JavaScript и тд. Это самый популярный язык программирования в мире. Си процедурный язык программирования. Файлы кода имеют расширение.c а заголовочные файлы.h. На Си вы можете программировать для Linux, Windows, Windows Phone, Mac OS, iOS, Android и тд. Любой программист должен владеть языком программирования Си. Что бы стать программистом читать одних книг и статей мало. Нужно еще и практиковать. Поэтому мы рассмотрим наши уроки обязательно с примерами. Если у вас возникнет какие то вопросы, то можете задавать в комментариях. Так же этим мануалом могут пользоваться пользователи Windows и Mac OS. Пользователи других ОС могут пользоваться например NetBeans в качестве компилятора (NetBeans поддерживает не только Си но и Java, PHP, C++, Python и Ruby)
Настройка
Для программирования на понадобится текстовый редактор (gedit) и компилятор (gcc - входит в состав Ubuntu). Компилятор настраивать не нужно, а вот текстовый редактор настроим сейчас.
Откройте Правка -> Настройки . Установите галочки на следующие пункты:
- Показывать номера строк;
- Подсвечивать текущую строку;
- Подсвечивать парные скобки;
- Можно так же изменить тему в вкладке Шрифты и цвета.
Пара выполненных «махинаций» с gedit упростят на работу с текстовым редактором. А в дальнейшем мы рассмотрим какой-нибудь IDE (интегрирования среда разработки).
В этом учебном пособии продолжается обзор Eclipse Rich Client Platform. Здесь показано как использовать views, actions и wizards для создания полноценного приложения.
Шаг 1 - Компиляция программ на языке C/C++ (30.01.2002 - 2 Kb)
Шаг 2 - Отладочная информация (30.01.2002 - 4.2 Kb)
Шаг 3 - Компиляция нескольких файлов (15.02.2002 - 3.7 Kb)
Шаг 4 - Библиотеки объектных файлов (20.02.2002 - 3.0 Kb)
Шаг 5 - Создание статической библиотеки (20.02.2002 - 3.7 Kb)
Шаг 6 - Создание динамической библиотеки (20.02.2002 - 5.2 Kb)
Шаг 7 - Использование динамических библиотек (23.02.2002 - 4.9 Kb)
Шаг 8 - Функции работы с динамическими библиотеками (23.02.2002 - 5.0 Kb)
Шаг 9 - Инициализация динамических библиотек (27.02.2002 - 3.5 Kb)
Шаг 10 - Передача опций в программу - getopt (15.10.2002 - 6.6 Kb)
Шаг 11 - Передача длинных опций в программу - getopt_long (19.12.2002 - 11.2 Kb)
Шаг 12 - Вывод сообщений об ошибках программы (22.12.2002 - 7.5 Kb)
Шаг 13 - Получение информации о пользователе (22.12.2002 - 10.2 Kb)
Шаг 14 - Получение данных из shadow password (22.12.2002 - 5.5 Kb)
Шаг 15 - Работа с паролями системы с помощью функции crypt() (24.12.2002 - 10.0 Kb)
Графические инструменты - это библиотеки подпрограмм, которые позволяют добавлять определенный набор функций, используя который язык программирования интегрирует графический интерфейс в Вашу программу.
GCC
GCC - отличный компилятор, но man-page не очень удобна. Заметка рассказывает о простоте использования компилятора.
Ассемблер
Язык Shell
Интерпретатор командного языка shell
Та же книга , но в текстовом формате.
Регулярные выражения - самый мощный инструмент работы со строками, который смогли выдумать современные программисты. С их помощью можно проводить анализ строк, на содержание последовательностей символов, производить замену на основе этой выборки, разбивать строки на массивы и многое другое.
Язык C и C++
Утилиты make, например, GNU make, System V make и Berkeley make, являются основополагающими инструментами, необходимыми для упрощения процесса сборки приложений. В этой статье вы познакомитесь со структурой файла makefile
В заметке рассказывается как настроить среду разаработки для 8-и битных микроконтроллеров AVR фирмы Atmel.
Pascal и Delphi
Язык Java
Язык JavaScript
Продолжаем разговор о применении скриптов на web-страничках. И начнем мы, пожалуй, с написания некоторых функций, которые нам впоследствии очень пригодятся.
Скриптовые языки в некотором роде перевернули мир, и именно благодаря им появился DHTML, который позволяет делать со страничкой практически что угодно. Как известно, всего два языка претендуют на лавры победителя в броузере. Это VBScript - подмножество Visual Basic-а и JavaScript. Вот последним мы и займемся, как наиболее универсальным.
Perl
Копия
Данная статья призвана помочь взять "быстрый старт" тем, кто решил строить Web-приложения "своими руками" и выбрал в качестве средства для их создания язык программирования Perl (Practical Electric Rubbish Lister).
PHP
Из этого учебного пособия вы узнаете, как использовать PHP для создания приложения, поддерживающего workflow, узнаете о HTTP-аутентификации, потоках данных, создании объектов и обработке исключений.
Из этого учебного пособия вы узнаете, как использовать PHP для создания приложения, поддерживающего workflow.
Из этого учебного пособия вы узнаете, как использовать PHP для создания простейшего приложения, поддерживающего workflow, научитесь строить PHP-страницы с использованием HTML-форм и получать доступ к базам данных.
"Часть I
"Часть II
"Часть III "Top 21 PHP progamming mistakes" by Sterling Hughes, January 14, 2001 http://www.zend.com/zend/art/mistake2.php, Перевод: Данил Миронов.
"Пишем PHP код, устойчивый к ошибкам"
В этой статье из цикла, посвященного современному "сайтостроению", рассказывается о популярной системе MySQL и языке программирования PHP, как с их помощью можно решать задачи, с которыми сталкивается любой разработчик Интернет-сайта - подготовка и отображение новостей, ввод и отображение текстовой информации, поиск на сайте, организация дополнительных сервисов ("узнавания" посетителя, форумов, опросов и т.д.). Оба эти средства являются бесплатными и предоставляются всеми без исключения хостинг-провайдерами.
Часть 1. Первое знакомство с PHP и MySQL
Часть 2. Кругом новости, но как их ввести и отобразить?
Часть 3. Статьи для сайта
Часть 4. Дополнительные сервисы
Linux быстро развивается и становиться все популярнее, особенно в связи с тем, что сокращается использование Windows, а также множество программистов работают над продвижением Linux, создавая новые программы для настольных компьютеров, которые будут эквивалентны или даже лучше приложений в Windows и Mac OS X.
Большое количество дистрибутивов пытаются сделать Linux более легким для новых пользователей, которые раньше использовали Linux или Mac OS X. Это еще лучше способствует продвижению Linux в массы.
Для Linux есть множество языков программирования, и более того, каждый год появляются новые. Но не все их используют программисты, ведь для того, чтобы создать надежное, гибкое, эффективное и расширяемое, а главное, безопасное приложение, нужно подобрать правильный язык.
В этой статье мы рассмотрим самые популярные языки программирования для Linux. Рассмотрим те, на которых разработана эта операционная система и те, которые используются для создания приложений. На самом деле список не отсортирован по степени важности, все используемые здесь языки хороши. Все они кроссплатформенные, и вы можете написать на них программу для любой из доступных операционных систем.
Я не преувеличу, если скажу, что этот язык был создан для этой операционной системы. Это уже старый язык. Он создавался в семидесятых годах инженером из Bell Labs специально для написания ядра Unix. Дело в том, что в те времена программы и операционные системы писались на ассемблере и нужно было для каждой архитектуры писать программу отдельно, потому что наборы инструкций отличались. Разработчикам Unix нужен был высокоуровневый язык программирования, на котором они смогли бы написать Unix один раз и собирать его для всех платформ. Таким языком стал Си.
Ядро Linux, основано на Unix, а поэтому тоже написано на Си, также на Си реализованы все модули ядра, драйверы, а также огромное количество системного программного обеспечения. Если вы задавались вопросом, на чем написан Linux то теперь знаете ответ. На Си разработаны множество утилит из набора GNU, X сервер, набор библиотек для работы с графикой GTK и многое другое, некоторые оконные менеджеры. Но для написания новых программ Си используется все реже, ему на замену пришла его объективно ориентированная модификация С++.
2. С++
Это усовершенствованная версия Cи, появился он ненамного позже си. В 1980 году Бьёрн Страуструп работал над своим исследованием и ему не хватало стандартных возможностей Си, поэтому он придумал к нему пару улучшений. Неожиданно этот язык стал популярен среди его коллег и он уже не мог сам следить за его развитием.
Теперь это один из самых популярных языков программирования. Здесь доступно как объективно ориентированное, так и процедурные стили программирования. Правда, он все же очень сложен для новичков, как и Си. Здесь нужна очень высокая точность при управлении памятью.
На C++ написано много программного обеспечения в Linux, это те же самые утилиты GNU, много пользовательских программ, графические окружения, браузеры. На C++ написан графический фреймворк Qt, который сейчас используется для окружения рабочего стола KDE и большого количества кроссплатформенных программ. Qt - одновременно коммерческий и некоммерческий проект. Если вы разрабатываете свободное ПО, то можете использовать Qt бесплатно, нет - нужно платить за лицензию. Qt намного проще для начинающих чем чистый Си или С++.
Си и С++ наиболее популярные языки программирования для linux
3. Java
Это мощный и полностью объективно-ориентированный, кроссплатформенный язык программирования в котором есть широкие возможности для создания как приложений для рабочего стола, так и сетевых и веб-приложений.
Изначально Java был разработан в девяностых годах компанией Sun Microsystems для встраиваемых устройств с низкой вычислительной мощностью. Для мобильных телефонов, микроконтроллеров и другого оборудования. Его цель была поднять кроссплатформенность на новый уровень. Программа пишется на java, преобразуется в байт код, которой Java машина может выполнять вообще на любом оборудовании независимо от архитектуры и возможностей. Затем Java начал использоваться для создания веб-апплетов в браузерах, а потому же начали создаваться настольные приложения.
Java - один из лучших языков программирования, особенно если вы собираетесь разрабатывать приложения, которые будут работать везде. Java очень выгодна в плане переносимости, вы можете без изменений выполнять программу в Windows или Linux также она более безопасна, ведь программа выполняется в виртуальной машине и мы можем контролировать все ее действия. Но недостатком есть большое потребление памяти и низкая производительность по сравнению с Си.
На Java пишется не так много программ, но среди них есть и известные, это такие среды разработки, как Netbeans, Eclipse, InteljIDE. Некоторые производители оборудования выпускают утилиты для управления своим оборудованием на Java, чтобы они могли одинаково хорошо работать в Linux. На Java написано много простых игр, а также она вовсю используется в операционной системе Android.
3. Python
Python - это интерпретируемый язык высокого уровня общего назначения. Он разработан человеком по имени Гвидо Ван Россум в начале восьмидесятых годов, он работал над языком в свободное время, и ставил цель создать язык для обучения программированию.
Основная идея Python - простота, максимальная скорость разработки, минимум ошибок, минимум неопределенности. Сам синтаксис языка способствует тому чтобы вы писали правильно и не допускали ошибок. Это мгновенно сделало Python одним из самых популярных языков. Было разработано множество библиотек для работы с системными компонентами, реализаций алгоритмов и наборов API для работы с сетевыми сервисами. Сейчас на Python можно написать как веб-сайт, так и полноценное Qt приложение, доказательство первому - множество сайтов, в том числе Яндекс, а второму популярный видеоредактор OpenShot.
К тому же на Python написано бесчисленное количество системных скриптов и утилит для управления Linux. Это утилита apt для установки программного обеспечения в Ubuntu, пакетный менеджер Emerge в Gentoo и еще огромное количество небольших скриптов. Причина тому простота языка. Программист тратит на программу несколько часов, а она отлично работает несколько лет.
4. JavaScript / GitHub Electron
JavaScript - это в первую очередь язык программирования для создания динамических веб-страниц, разработанный специально для этой цели в середине девяностых Бренданом Эйхом в компании Netscape. До недавнего времени JavaScript так и использовался для генерации динамических веб-страниц на стороне клиента и в веб-приложениях. Но затем появился проект Node.js, позволяющий разрабатывать серверные программы на JavaScript. Совсем недавно компания GitHub создала фреймворк Electron, на базе Node.js, с помощью которого теперь JavaScript может использоваться для создания десктопных приложений.
Electron позволяет использовать технологии HTML, CSS, JavaScript для создания прекрасных программ для рабочего стола. Эта платформа активно поддерживается командой GitHub и сообществом.
Хотя платформа вышла совсем недавно, на ней уже написано до сотни приложений, среди самых известных можно отметить редакторы сходного кода Atom и LightTable, а также приложение для управления сайтом WordPress, и новое приложение для чата RocketCaht. Кроме того, JavaScript используется для разработки программ рабочего стола на платформе Chromium, таких программ намного больше, тот же редактор Brackets, такие полезные утилиты, как Google Keep, Pocket, Wunderlist и другие программы из магазина Chrome.
5. Shell
Команды терминала Linux позволяют не только выполнять повседневные операции в интерактивном режиме, но это также полноценный язык программирования с поддержкой самых простых управляющих конструкций. Наиболее распространенная оболочка Bash (Bourne Again Shell) Больше всего скриптов написаны именно на ее синтаксисе, но есть и другие, например, тот же fish, sh, zsh, dash и т д.
Синтаксис управляющих конструкций Bash немного сложный для понимания, но на нем написано много системных скриптов, это в первую очередь все скрипты инициализации демонов в SysVinit, скрипты для обслуживания серверов, резервного копирования, запуска программ и т д. У каждого администратора есть несколько скриптов, написанных на Bash.
Выводы
Это далеко не все языки программирования linux, которые используются для создания программ в Linux, очень часто для создания скриптов в последнее время начал использоваться Ruby, уже выходит из моды Perl также применяются такие более специфические языки программирования как Go, R, Vala и другие. Для своих нужд я использую Python и php, а вы пишите программы для Linux? На каких языках программирования? Напишите в комментариях!
Настоящая статья является дополнением к книге «Инструменты Linux для Windows-программистов» . Все примеры к тексту вы можете скачать в виде общего архива .
Интегрированные средства (среды) разработки (IDE) не являются критически необходимым компонентом программной разработки. В традициях UNIX вполне достаточным для ведения программной разработки считается использование текстового редактора, обладающего дополнительными развитыми свойствами, такими как цветовая разметка текста, функции контекстного поиска и замены... Удовлетворяющих таким требованиям редакторов в Linux великое множество, начиная с традиционных vim и Emacs , и до простого редактирования в mc по F4. Опыт использования показывает, что этих средств вполне достаточно вплоть до средних размеров проектов.
Но использование IDE часто позволяет более производительно вести отработку программного кода, оперативнее выполнять в связке цикл: редактирование кода — сборка проекта — отладка. Значительно возрастает роль IDE в разработке GUI приложений, потому как большинство IDE предполагают в своём составе визуальные построители графических экранов.
Под Linux доступно весьма много разных IDE, различной степени интегрированности. Их уже настолько много, что становится бессмысленным описывать все, или значительную их часть в деталях: использование тех или иных IDE становится, в значительной мере, вопросом субъективных предпочтений и привычек. Можно перечислить только несколько из , числа наиболее широко используемых IDE (и показан их внешний вид, чтобы их «различать в лицо»):
$ make clean
$ du -hs
- Eclipse
IDE (Eclipse
Integrated Development Environment, http://www.eclipse.org/)
- одна из наиболее известных на сегодня сред, активно развивается с
2000г., сначала как проприетарный проект IBM, который затем был
превращён в открытый проект. Отличительной особенностью является
возможность динамических расширений (которые может подготовить и
рядовой пользователь), за счёт этого наработаны плагины для
поддержки десятков языков программирования, среди которых: Java,
C/C++, PHP, Python и многих других, число которых постоянно прирастает из-за
лёгкости работы с плагинами.
Эта среда разработки представлена практически для всех операционных систем, за счёт того, что сама она полностью выполнена на Java. Но Eclipse IDE является мульти-платформенной средой не только в смысле множества операционных систем, где она может выполняться, но и множества аппаратных платформ , отличных от x86, для которых может вестись кросс-разработка: ARM, MIPS, PPS ... и даже микроконтроллеры, например, AVR. Помимо средств разработки, в Eclipse IDE включаются в виде плагинов программные эмуляторы других аппаратных платформ (например, Android ARM) для целей отладки. На основе Eclipse IDE сторонними разработчиками создано много других IDE, специализированных под конкретные применения, и это создаёт сложности в выборе конкретной модификации IDE.
Eclipse IDE представлен в репозитариях практически любого дистрибутива Linux, откуда может быть установлен. Но проект развивается очень динамично, поэтому, возможно, есть смысл устанавливать наиболее свежую реализацию с сайта проекта.
На рисунке показан возможный вид в Eclipse IDE минимального проекта, отрабатываемого под архитектуру ARM7:
$ file factorial
factorial: ELF 32-bit LSB executable, ARM, version 1 (SYSV), statically linked, not stripped
- Oracle Solaris Studio
(http://www.oracle.com/technetwork/server-storage/solarisstudio/overview/index.html
- бывший проект Sun Solaris Studio), один из старейших проектов,
изначально ориентирован на операционную систему Solaris, но там же
есть альтернативная реализация для Linux. Компилятор в составе
Solaris
Studio
(
сс
)
обладает особыми оптимизирующими свойствами и нередко генерирует
более эффективный и быстродействующий код, чем
gcc
.
Но среда может быть настроена и на использование компилятора
gcc
.
Ориентирован на языки программирования: C, C++ и Fortran, с
дополнительными плагинами от сторонних производителей
(устанавливаются непосредственно из Solaris Studio): Java, PHP,
Python, Ruby, Ada (но это может потребовать дополнительной установки
Oracle JDK).
Solaris Studio основан на NetBeans IDE, выполнен на Java (как и большинство средств OS Solaris). Имеет очень богатые настройки (архив SolarisStudio.tgz ), в том числе и в части используемых компиляторов:Solaris Studio не представлен в репозитариях дистрибутивов Linux, и должен устанавливаться из инсталляционных файлов с сайта Oracle (указан выше). Установка бинарная .
- IntelliJ IDEA
(http://www.jetbrains.com/idea/),
проект, активно развиваемый с 2000 г., ориентированный на язык Java,
но имеющий развитые инструменты разработки и отладки под Android
(имеет эффективный эмулятор Android, основанный на виртуальной
машине QEMU). Развиваются две реализации IDE: свободная
(общедоступная) и профессиональная (проприетарная).
Вот как выглядит в IntelliJ IDEA проект для Android (архив IDEA.tgz ) и эмулятор Android в котором это приложение отлаживается:
При запуске IDEA из терминала вы можете увидеть предупреждение:
$ ./idea.sh
OpenJDK Runtime Environment (IcedTea6 1.8.3) (fedora-43.1.8.3.fc12-i386)
OpenJDK Server VM (build 14.0-b16, mixed mode)
WARNING: You are launching IDE using OpenJDK Java runtime
NOTE: If you have both Sun JDK and OpenJDK installed
please validate either IDEA_JDK or JDK_HOME environment variable points to valid Sun JDK installation
$ wxglade
CCOPT = `wx-config --cxxflags`
LDOPT = `wx-config --libs`
app: app.cpp
G++ $(CCOPT) $(LDOPT) $< -o $@
Далее мы можем открыть полученный проект для дальнейшей работы в уже рассмотренный ранее Geany... Тем самым устраняется нагромождение «под одной крышей» слишком интегрированных IDE: и генерации визуальных образов GUI, и отработка программного кода.
Это далеко не все IDE, активно применяемые в разработках в Linux. Из других некоторые стоило бы хотя бы просто назвать «по имени»:
- Anjuta (http://www.anjuta.org/) - официальная интегрированная среда разработки проекта GNOME, для разработки на языках: C, C++, Vala, Java, JavaScript, Python. Особенно хорошо подходит для разработки GUI приложений.
- QDevelop (http://code.google.com/p/qdevelop/) в связке с QtDesigner (http://trolltech.com) или Qt Creator (http://trolltech.com/developer/qt-creator) — представляют собой мощный комплекс для отработки графических приложений, базирующихся на библиотеке Qt. Qdevelop представляет собой облегчённую версию Kdevelop, хотя и построен на совершенно отличном коде. Развитие Qdevelop начато в 2006г.
- HaiQ (http://groups.google.com/group/haiq/) — ещё одна много-платформенная IDE, ориентированная на разработку с использованием библиотек Qt.
Эти, а также и другие IDE вы легко найдёте и установите в своей системе под свой вкус, пользуясь техникой установки программного обеспечения, описываемой далее. Вряд ли этот предмет стоит большего внимания.
В Linux есть превосходная среда разработки прикладных программ .
Немного о среде программирования Gambas. Язык и среда программирования созданы молодым французом Benoit Minisini из предместий Парижа для собственного удовольствия, которое он получает как от создания компиляторов, так и от на флейте, и от обучения актерскому мастерству, и от работы в качестве профессионального программиста.
Как любая программа, предназначенная к работе в составе операционной системы, Gambas поддерживает привычный для пользователя интерфейс - ту графическую пользовательскую среду, а сегодняшние операционные системы не обходятся без нее, которая привычна для пользователя, которая помогает ему быстро найти нужный раздел в меню, быстро начать работу над собственной задачей.
Пункт меню File , который обычно служит для работы с файлами, в данном случае служит для работы с файлами проекта: New project... (создание нового проекта), Open project... (открыть проект), Open recent (открыть недавний проект), Open example (открыть пример), Save project (сохранить проект), Quit (и выйти).
Для работы над проектом, служит раздел Project :
Это, соответственно, компиляция файла, компиляция проекта, создание исполняемого файла, создание архива исходного текста, создание установочного пакета, свойства проекта, очистка и обновление проекта.
Два пункта меню могут быть непривычны для пользователей Windows – создание архива исходных текстов и установочного пакета. Но не следует забывать, что и программы, и сама операционная система Linux всегда существуют в виде открытых исходных кодов. В Linux можно установить программу двумя способами, либо используя исходный код и средства операционной системы для компиляции и установки программы, либо используя готовый установочный пакет, подобный Setup в Windows. Правда, в разных дистрибутивах Linux такой установочный пакет может быть разным, и не всегда его можно установить, дважды щелкнув мышкой по установочному пакету.
Следующий пункт меню относится к отладчику вновь создаваемой программы на Gambas, и имеет более или менее стандартный набор средств отладки, таких как запуск, пауза, остановка работающей программы, шаг программы и передвижение вперед, и очистку всех точек остановки.
Далее следуют разделы вида - View (открывающий и закрывающие все окна диалога рабочей области), инструментов (Tools ) и подсказок (? ). В последнем разделе достаточно подробный Help browser , основанный на Wiki в последней версии программы.
Основная инструментальная панель, как это принято, повторяет наиболее часто используемые разделы основного меню, имеет всплывающие подсказки назначения клавиш.
Графическая работа над формой проекта и кодом программы может вестись быстрым переключением с помощью ярлычков, на рисунке ниже Fmain.form и Fmain.class , щелкая мышкой по которым попадаешь в графический редактор или редактор кода. Каждый из них имеет свое основное инструментальное меню. На рисунке ниже – инструментальное меню графического редактора.
Кроме обычных средств, повторяющих средства основного меню, таких как сохранение и обновление, откат и возврат, удаление и вставки из буфера, панель имеет и некоторые специфические компоненты, такие как вход в редактор меню. Ведь почти все формы, которые при работе программы станут окнами программы, должны иметь основное меню. Именно редактор меню позволяет создавать иерархию основного меню с его разделами и подменю.
По мере создания сложного проекта со множеством форм и собственных классов, можно использовать окно «дерева» проекта.
Запускаем Gambas, который находится в разделе основного меню Приложения :
В разделах, кроме традиционных и необходимых действий, таких как: создать новый проект, открыть существующий, использовать недавно использовавшийся проект, есть раздел примеров (Examples ). Там находится очень много примеров, ими можно пользоваться при работе над собственными проектами.
Чтобы создать новый проект выбираем New project.
Открывается диалог, в котором можно ввести название проекта, его заголовок, указать место, где проект будет располагаться. Gambas хранит все, что относится к проекту, в заданной директории, которая будет носить имя проекта. Для перемещения по диалогу достаточно нажимать клавишу Next , но в самом начале следует выбрать, какого рода проект вы намерены создать. На выбор три варианта – графический проект, терминальный проект, использование копии существующего (вашего или нет) проекта
Выбираем, к примеру, графический проект.
Выбрав графический проект, дав ему имя и место жительства, мы попадаем в среду программирования, которая позволит сделать первый шаг – создать форму. Для этого в правом окне менеджера проекта, где отображается «дерево» проекта, щелкаем правой клавишей мышки по разделу Forms , а в выпадающем меню выбираем раздел New , что приводит к меню выбора, в котором есть пункт Form (создать новую форму). Форма является основным окном программы, которое появится, когда форму заполнить некоторым содержанием, и построить проект. В окне диалога создания формы можно задать имя формы, что важно для средних и больших проектов, содержащих много окон, можно установить ряд опций.
Щелкнув по клавише OK , появляется форма и редактор программы. На форме, видимо, можно будет разместить разные кнопочки, окошки и другие средства программы. А в редакторе поместится все то, что и будет кодом программы.
Форма, как и многие элементы управления, имеет свойство Text , это текст, который появится вместо надписи Form1.Form при выполнении программы. Если щ елкнуть по форме правой клавишей мышки, в выпадающем меню появится пункт Code , который вызывает редактор кода.
Отдельную область занимает инструментарий проекта – Toolbox . Построенный аналогично рабочей области, он тоже имеет различные ярлычки, открывающие страницы, на которых размещаются средства создания проекта.
Окно списка доступных компонентов Gambas
Программа интуитивно понятна и очень удобна, к тому же, благодаря всплавающим подсказкам, сама помогает писать вам программный код.
Оставьте свой комментарий!