sonyps4.ru

Про что можно сочинить рэп. Как написать свой рэп

Как написать текст песни? Для любого музыкального исполнителя, который стремится к самовыражению, рано или поздно встает вопрос о создании собственных сочинений – песен или инструментальных композиций.

В то время как инструментальная музыка может трактоваться людьми как угодно, песня является универсальным средством, позволяющим донести свои мысли до слушателя в более или менее ясном виде. Но часто сложности начинаются именно при написании текста. Ведь чтобы вызвать в душах поклонников отклик, он не должен быть просто срифмованными строчками! Конечно, можно воспользоваться чьими-то стихами, помощью или положиться на капризное вдохновение (а вдруг!). Но всегда лучше самому знать, как написать текст песни правильно.

Вначале всегда должна быть идея!

Чтобы никого не упрекнули в банальных песнях, всегда нужно, чтобы в каждой из них до слушателя доносилась определенная идея. А ей может стать:

  1. важное событие в обществе, получившее большое осуждение или восхищение у массы людей;
  2. лирические переживания (идеально для создания любовных песен и лирических баллад);
  3. вымышленное событие в понравившемся фантазийном мире;
  4. «вечные» темы:
  • противостояние отцов и детей,
  • отношения между мужчиной и женщиной,
  • свобода и рабство,
  • жизнь и смерть,
  • Бог и религия.

Идея найдена? Значит, теперь необходим мозговой штурм! Все мысли и ассоциации, которые только могут возникнуть по поводу нее, должны быть записаны на бумагу и собраны в одном месте. Но рано их еще облекать в какую-то определенную форму. Гораздо удобнее для дальнейшей работы записать все в виде обычного текста.

Также лучше, если на этом этапе будет придумано и рабочее название для создаваемого шедевра. А несколько заранее подобранных вариантов названия в итоге создадут больше простора для творчества.

Форма: все гениальное – просто!

Если аранжировка для будущей песни еще не продумана, то лучше всего форму текста сделать универсальной, а значит – максимально простой. Начинать при этом всегда стоит с .

Самыми простыми из стихотворных ритмов являются двудольные ямб и хорей. Главный плюс здесь в том, что в основном люди, способные на написание стихов, невольно используют именно их. А значит, что не придется специально подбирать подходящие по расположению ударения слова. Более того, стихи в двудольном размере легче воспринимаются на слух и способны подойти под подавляющее большинство мелодий.

К простоте стоит стремиться и при определении длины строки стиха. Самые оптимальные из них те, в которых между знаками препинания имеются 3-4 смысловых слова. Такие строки для удобства восприятия в середине не придется разбивать рифмовкой. Но в том случае, если текст пишется на уже готовую музыку, то при выборе его формы во избежание диссонанса отталкиваться стоит именно от заданного ритма и мелодии.

Кроме того, если хочется внести в слог и ритм песни больше интересных особенностей или изобрести какую-то свою форму, то не нужно себя ограничивать. Ведь главное отличие текста песни от любых стихотворений – он может быть любым! Но при этом нужно твердо понимать, что не все текстовые решения могут быть в итоге приняты поклонниками. На этом подготовительные этапы закончены. И именно сейчас написание текста песни становится действительно творческим процессом.

Выделение главного и расстановка акцентов

Возможно, что в данный момент вдохновение, призванное долгим и продуктивным процессом создания, придет на помощь и поможет. Но если все условия созданы, а музы нет, то нужно просто начать с выделения главного.

Самая значимая ассоциация, самая емкая смысловая фраза и самая яркая аллегория из придуманных ранее – вот то, что нужно выбрать за основу. Именно эта мысль должна стать ключевой для повторяющегося рефрена или припева. Также она может быть отражена и в названии песни.

Куплеты, если они планируются, лучше всего придумывать после, производя, таким образом, смысловую шлифовку текста и расставляя необходимые акценты. А остальные доработки вносить по мере необходимости до тех пор, пока готовый результат полностью не устроит.

Конечно, можно сильно не задумываться над тем, как написать текст песни, а положиться на случай и вдохновение, ведь какого-то полностью универсального алгоритма не существует. Но, в любом случае, следуя изложенным рекомендациям, всегда можно получить продуманный, интересный и грамотный текст песни.

P.S. Вот только не надо думать, что написать текст для песни – это очень сложно и как-то “заумно-ботанично”. Песня выливается из самого сердца, мелодии создаёт наша душа. Посмотрите это видео, заодно и развеетесь да приободритесь – ведь всё гораздо проще, чем мы себе представляем!

Основой рэпа являются рифмы, а МС — это художник, рисующий рифмами, поэт, творящий тексты. Некоторым может показаться слишком очевидным, но один из лучших способов добиться успеха как МС — это лучше подбирать рифмующиеся слова. Как об этом говорит Rakim в«I Know You Got Soul»

I start to think and then I sink
into the paper like I was ink ,
when I’m writing I’m trapped in between the line,
I escape when I finish the rhyme

Перечитай этот рэп текст . Это реальное и самое отличное определение того, что значит бытьрэппером . Рэппер погружается в свои мысли, переносит их на бумагу, подбирает слова, но они держат его, как решетка в клетке, пока он не укротит их рифмами. Именно рифмы дают свободу МС и дают ему контроль над рэпом. Именно рифмы дают МС силу потрясать микрофоном и заставлять толпу возбужденно вскакивать. Именно рифмы составляют основу выступления рэппера.

Однако, как продемонстрировал Rakim, мы говорим не о«Hickory Dickory Dock.». В рэпе не каждая рифма должна быть в конце строки. Рифмы не должны быть в каком-то определенном порядке либо быть определенной длины. На деле, некоторые из самых распространенных типов рифм в хип хопе вообще полностью не рифмуются. Такие рифмы называются неточными рифмами(slant rhymes)

Неточные рифмы против точных рифм

Вот некоторые определения из словаря(Краткий словарь литературоведческих терминов)

Точная рифма — тип рифмы, где совпадают все звуки, стоящие после конечного ударения. Примеры: острожник — подорожник, заводчики — молодчики.

Это то, что большинство людей понимают под рифмами. Примеры точных рифм: cat, hat, bat; cake, bake, fake. Точно рифмующиеся слова могут иметь несовпадающие буквы, потому что здесь все дело в звуках. Например: great, late; height, fight; bought, knot. Это все точные рифмы. Слова не обязательно должны быть одинаковой длины. Например: rider, beside her; dutiful, unbeautiful. Это все примеры точных рифм.

Точные рифмы отлично работают во многих случаях. Но хип хоп рационализаторы (а до них еще поэты) считают их слишком ограничивающими. Рэперы начали использовать неточные рифмы, дающие им больше свободы для самовыражения. Вот определение неточной рифмы из словаря.

Неточная рифма — рифма с несовпадением одного или нескольких согласных в окончании стиха. Примеры: хороший — пороша, подорожник — нарочно, балаганчик — мальчик.

В общем, можно считать неточную рифму«почти » рифмой. Примерами являются: heat , heart ; cow ,no ; dry , died ; love , fluff . Неточные рифмы — это слова, которые звучат примерно одинаково, но не вполне рифмуются. В строчке Rakim, приведенной выше, он рифмует слово«rhyme » со словом«line .» Эти слова не очень-то рифмуются друг с другом.«Rhyme » хорошо рифмуется с«time , dime, mime, I’m, и crime.»«Line » рифмуется с«mine , pine, whine, и tine.» Но эти два слова звучат примерно одинаково. Поэтому Rakim использует неточную рифму, чтобы закончить строчку.

Когда неточная рифма должна использоваться в рэп тексте обязательно

Где нужно использовать неточные рифмы? Где угодно. Но, в некоторых случаях неточную рифму нужно использовать обязательно.

1. У слова нет точной рифмы

В английском языке есть множество слов, у которых нет точных рифм. Вот некоторые из них: silver, purple, month, angst, sixth, breadth, ninth, pint, wolf, opus, monster, dangerous, marathon, napkin, hostage, discombobulate И еще много-много других слов. При записывании стихов иной раз нужно какое-нибудь из этих слов зарифмовать, но не получается. До тех пор, пока не применяется неточная рифма. Именно это и делает Nas в«NY State of Mind.» Он использует слово«dangerous ,» у которого нет точной рифмы, но находит способ вставить его в стих:

I got so many rhymes I don’t think I’m too sane,
Life is parallel to Hell but I must maintain,
And be prosperous, though we live dangerous,
Cops could just arrest me, blaming us ,
we’re held like
hostages

Он приблизительно рифмует«prosperous , dangerous, blaming us,» с«hostages ,» чтобы выразить свою мысль. Стих от этого не стал хуже.

2. Избегай в рэпе заезженных рифм

Другой случай, когда нужно использовать неточные рифмы, это когда имеешь дело с часто повторяемой, избитой рифмой. Например, сколько уж раз приходилось слышать рифму слова «knowledge » со словом«college .» Черт! Люди злоупотребляют этой рифмой также, как неопрятный бизнесмен чересчур поливает себя одеколоном. Чтобы этого избежать, приходится прибегнуть к неточной рифме.

Knowledge — mall kids, honest, ballas, taller, Paul Wall did, on it, admonish, cabbage.

Самое замечательное в неточных рифмах, что они помогают МС избежать самой опасной ловушки для новичка: слишком очевидных рифм. Если слушатель легко может угадать слова, до того как МС их произнесет — это почти всегда плохо. В общем это означает, МС недостаточно изобретателен, а просто повторяет старые надоевшие рифмы. Чтобы не попасть в эту ловушку, стоит использовать неточные рифмы. Например, вместо рифмования «money » с«funny » можно попробовать неточную рифму gin rummy, Sunday,
dummy, crumbly, Tony, blunt be, hunt me, some tea, plenty.

Пример. Из текста Тупака Амару«Changes »

I see no changes
wake up in the morning and I ask myself,
is life worth living should I blast myself?
I’m tired of bein’ poor and even worse I’m
black ,
my stomach hurts so I’m
lookin’ for a purse to
snatch ,
cops give a damn about a negro,
pull the trigger kill a ni**a he’s a hero

Tupac,«Changes »

Я не вижу перемен, просыпаясь утром я спрашиваю себя: Cтоит ли жизнь того, чтобы жить, или лучше наложить на себя руки? Я устал быть бедным, и что хуже всего — я черный, В животе пусто и мне приходиться воровать лопатники. Менты проклинают черных: Спусти курок, убей черного, и ты — герой!

Некоторые исполнители в каждой строчке используют неточные рифмы, но у них такая манера чтения и они так произносят слова, что слушатели не замечают нескладностей. Посмотрите на стихи Тупака Амару«Changes .» Он рифмует«ask » с«blast ,»«black » с«snatch ,» и«negro » с with«hero .» Такая рифма дает ему больше свободы для выражения своих мыслей(у него на выбор больше слов) что делает его строки свежими и креативными.

В мой адрес иногда приходят письма, в которых есть просьба посмотреть и отредактировать тексты песен.

Это навело меня на мысль написать небольшое руководство «по пользованию», обобщив характерные ошибки и недочёты начинающих поэтов-песенников. В последнем словосочетании ключевое слово второе — песенник. Именно к ним и обращена моя публикация. Априори подразумевается, что поэтические навыки ими уже приобретены. Также я немного коснусь и работы музыкантов с текстами песен.

Итак, вы решили попробовать сочинить стихи и хотите, чтобы они стали песней. Если вы сами не играете на инструментах, не работаете с музыкальными программами и сами не сочиняете мелодии, то вам надо очень постараться, чтобы ваш текст привлёк внимание музыкантов.

Как известно, для того чтобы песня стала более-менее приличной, надо сойтись пяти составляющим. Это текст, мелодия, аранжировка, исполнение и звук (работа звукорежиссёра). И если хотя бы один из этих факторов выпадает по качеству, то конечный результат уже не будет таким привлекательным. Так что хороший текст — это только 1/5 часть залога успешности песни. Один человек редко обладает таким талантом, знаниями и качествами, чтобы в одиночку «сотворить» достойную песню. Поэтому, как правило, в этом процессе задействовано несколько людей. Но и в этом случае далеко не всегда удаётся достичь нужного результата.

Итак, давайте поговорим об одной составляющей части песни — тексте .

Стихи и песенный текст, как говорят в Одессе — две большие разницы. Это как в живописи создавать произведения на холсте и на стене дома (граффити), требуются разные инструменты и используются разные приёмы и законы жанра.

Итак, прежде всего вы должны подать свой товар (текст песни) «лицом», и внешне он должен выглядеть прилично . Грамматические ошибки легко увидеть в специальных редакторах. Знаки препинания — это просто головная боль, но и здесь не всё так безнадёжно, надо только приложить усердие и внимательность. Каждую новую поэтическую строку начинайте писать с большой буквы — это общепринятый элементарный «этикет жанра».

Обычный формат звучания песни должен занимать время от 2 мин. 30 сек. до 4 мин 30 сек., хотя могут быть и отдельные исключения. Такие рамки времени обусловлены особенностями слухового восприятия человека и форматами эфира на радио и ТВ.

Вот несколько примеров стандартного построения песни, хотя могут быть и другие структуры:

Куплет — Припев — Куплет — Припев (2 раза)

Куплет — Припев — Куплет — Припев — Бридж — Припев

Куплет — Припев — Куплет — Припев — Куплет — Припев (2 раза)

Иногда практикуется «сдваивание» первого куплета. Допустим, в первом куплете 8 строк, а во втором и, если есть третий куплет, — 4 строки. Это способствует более полному раскрытию темы песни уже в самом начале.

Вы сами можете рассчитать примерное время звучания будущей песни, исполнив её слова. Учитывая, что ещё будет музыкальное вступление (до 15 — 30 сек.) и проигрыш (обычно перед заключительными припевами), то можно смело приплюсовать ещё одну минуту на «чистую» музыку.

Если вы не сочиняете текст для романса или баллады (там припевы, как правило, отсутствуют), то обязательно сами выделяйте припев . Не делайте так — написали просто пять-семь четверостиший (строф) и пусть потом сам музыкант выискивает — из какой строфы «слепить» припев. Это неправильно!

Припев — это основная часть песни и именно ему надо уделять наибольшее внимание. Должен «цеплять» именно припев. Его смысловая нагрузка должна объединять всю песню. И в то же время — в припев не рекомендуется вносить какую-то новую информацию и отдельные детали, для этих целей существуют куплеты. Если в куплете очень важен смысл, то в припеве уже важнее музыкальная сторона.

Название песни желательно отображать именно в припеве. Поэтому с названием песни определяйтесь только после сочинения припева. Хотя есть и исключения из этого правила — в припеве просто иногда структурно (из-за стихотворного размера) нет места для прописывания задуманного названия. В этом случае идея названия песни должна прозвучать в куплетах неоднократно.

Красота припева не в последнюю очередь достигается сменой ритма относительно куплетов. Поэтому я рекомендую в припеве менять не только количество стоп по сравнению с куплетом, но и менять сам размер (метр) стиха.

Для наглядности приведу два примера. В первом примере куплет и припев отличаются только количеством стоп при одинаковом метре. В нашем случае это ямб — двухсложная стопа с ударением на втором слоге, и в стихотворной строке — с ударением на чётных слогах (гласных) 2-й, 4-й, 6-й:

___________________________

Фрагмент куплета (ямб):

Зашторено окно,

Открытое вино,

Но я пьяна совсем не от него.

Фрагмент припева (ямб):

Тебя люблю, поверь, живу

Одной твоей любовью.

____________________________

Чтобы было ещё нагляднее, я обозначу ударные гласные буквы вертикальной чертой (I), а безударные гласные горизонтальной (-).

Теперь те же самые фрагменты перепишем уже символами:

____________________________

Фрагмент куплета (ямб):

- I — I — I

- I — I — I

- I — I — I — I — I

Фрагмент припева (ямб):

- I — I — I — I

- I — I — I —

____________________________

В следующем примере (ниже) меняем уже сам метр стиха. В куплете применяем амфибрахий — это трёхсложная стопа с ударением на второй слог (- I -), и в строке с ударением на 2-й, 5-й, 8-й слоги (гласные).

В припеве же используем хорей — это двухсложная стопа с ударением на первом слоге (I -), и в строке с ударением на нечётных слогах (гласных) — 1-й, 3-й, 5-й, 7-й

____________________________

Фрагмент куплета (амфибрахий):

Сегодня волшебная ночь,

Дурманом блаженство разлито.

- I — - I — - I

- I — - I — - I —

Фрагмент припева (хорей):

Обними меня, возьми.

От любви с ума сведи!

I — I — I — I

I — I — I — I

____________________________

Такая смена метра изначально придаёт контрастность припеву и немного облегчает музыкантам задачу сочинения более яркой относительно куплета мелодии припева.

Когда вы сочиняете текст песни, то сами для себя уже должны определиться с примерным темпом будущей мелодии, хотя это потом может и не совпасть с видением песни музыкантом. Можно даже делать визуальные «наводки», подсказки запланированного темпа в виде разделения строк, но тогда придётся немного «напрягаться» для нахождения рифм. Каждая выделенная строка должна иметь свою рифму.

Поясню это на примере уже приведённого выше фрагмента припева. Попробуйте напеть любую мелодию на эти две строки:

________________________

Обними меня, возьми.

От любви с ума сведи!

________________________

А теперь я разделю эти строки другим образом и у вас уже «родится» в голове другая мелодия. Это и есть «подсказка» для музыкантов.

____________________

Обними

Меня,

Возьми.

От любви

С ума

Сведи!

____________________

Вот послушайте, как это звучит. Композитору я никогда и ничего не советую, она сама чувствует по написанным строчкам нужный ритм.

Точно также можно разделить и следующие строки (ниже), написанные АНАПЕСТОМ (- — I), «запрограммировав» тем самым, что эти слова будут спеты не на одном дыхании — быстро, а более медленно:

____________________

Подожди, не спеши уходить.

Вот дожди вновь пошли с неба лить.

- — I — - I — - I

- — I — - I — - I

Подожди,

Не спеши

Уходить.

Вот дожди

Вновь пошли

С неба лить.

_____________________

Старайтесь никогда не допускать сбоя стихотворных размеров. Если начали писать строфу в ямбе, то доводите и остальные строки строфы (четверостишия) в этом же метре. Только когда наберётесь большого опыта, то можно будет экспериментировать с комбинациями размеров в одной строфе, вставлять своего рода стихотворные синкопы, а иначе музыканты голову сломают, сочиняя мелодию, а то и вовсе откажутся писать музыку на ритмическую «белиберду», ведь в музыке точно такие же законы гармонии, как и в стихосложении.

Приведу пример такой комбинации различных размеров. В песне на мои слова «Наши дороги» в куплете применяется один метр, а в припеве — микс из двух других:

Хочу ещё уделить немного вашего внимания постановке «литературного» ударения в стихотворных строках со трёхстопными метрами: анапест (- — I), амфибрахий (- I -), дактиль (I — -). Даже те, кто уже имеет большой опыт, зачастую пренебрегают этим правилом, что не есть хорошо.

Давайте рассмотрим следующую строку, написанную анапестом. Метрические ударения, соответствующие этому размеру я выделил большими буквами.

__________________________

я возьмУ твою бОль на себЯ

- — I — Ю I — - I

__________________________

Здесь слово « твою» стоит в безударном промежутке, но ведь у этого слова имеется собственное литературное ударение — «твоЮ».

Так вот, это литературное ударение не должно стоять перед метрическим ударением («бОль»), а только после него.

Значит нужно менять конструкцию или порядок слов. В конкретном случае всё исправить очень легко:

я возьмУ боль твоЮ на себЯ

- — I O — I — - I

______________________ _________

Не рекомендуется писать длинные строки, если только вы не сочиняете тексты для читки рэпа. Максимальная длина поэтической строки для песни должна быть не более 12 слогов (гласных букв), а иначе это будет выглядеть прозой с зарифмованным окончанием строки. Да и для музыкантов сужается поле действия — распевы (длинные ноты) получится сделать только на последнем слоге, а иначе это будет местами быстрый речитатив, а не пение.

Оптимальная длина строки — от 5 до 11 слогов. Лично я люблю короткую строку (2 — 5 слогов), но это очень значительно усложняет процесс сочинения, так как резко ограничивается доступ к «рабочему материалу» — словам. Такие построения строк я называю танцами на носовом платке. Но зато музыкантам полное раздолье: хочешь — растягивай вокал до оперного, хочешь — ускоряй:

________________

Только когда

Стынет земля —

Птицы летят

К югу,

Там где-нибудь

Нужно чуть-чуть

Им переждать

Вьюгу.

Вот и порой

Надо с тобой

Нам переждать

Холод —

Нашей любви

Тихо уйти

Надо не дать

Повод.

Вернусь к сочинению куплетов. Основное требование к ним — раскрыть тему, сюжет, дать описание, нюансы.

Технически правильно сочинить куплеты гораздо тяжелее, чем припев.

Сложность заключается в том, что приходится «тиражировать» структуру первого куплета на второй и третий. Для чего делается такое копирование? А для того, чтобы музыкант только один раз сочинил мелодию куплета и автоматически перенёс её на последующие куплеты, варьируя при необходимости для «развития» песни только громкость, темп и тональность.

Но слепого копирования стихотворного метра и длины строки тут мало. В идеале, который соблюсти неимоверно сложно, нужно копировать цельные фрагменты внутри каждой соответствующей строки. Я поясню свою мысль.

Допустим, последняя строка (или первая, вторая, третья) в первом куплете звучит так:

________________________

Срывающий любви плоды.

- I — I — I — I

_________________ ______

Мы видим, что музыкант при сочинении мелодии может потенциально сделать паузы в двух местах (между словами) и удлинить ноты для вокала здесь (выделено большими буквами):

_______________________

срывАющИй любвИ плодЫ.

_______________________

Значит, и в соответствующей строке других куплетов нужно сохранить точно такую же фрагментную структуру.

И хотя музыкант может не делать указанные мной выше манипуляции, но мы всё равно на всякий случай должны предоставить ему такую возможность — без проблем повторить мотив первого куплета в соответствующих строках остальных куплетов.

Допустим, музыкант сочинил тему, опираясь на текст первого куплета, и у него в мелодии есть пауза между словами «срывающий» и «любви». Значит, если у нас в других куплетах будет строка вот такого плана:

_______________________

тебЯ забУду нАвсегдА

- I — I — I — I

__________________ _____

то мы не сможем повторить мелодию первого куплета, так как тогда придётся делать паузу в середине слова «забуду», то есть разрывать его пополам:

______________________

тебЯзабУ дунАвсегдА

_______________________

Значит нужно обязательно подстраиваться под структуру строк первого припева. Вот пример такого правильного построения:

_______________________

Опять — Прощай! Опять перрон.

опЯтьпрощАй опЯть перрОн

- I — I — I — I

_______________________

Можно, конечно, всего этого не делать, но тогда у музыканта намного ограничатся варианты для сочинения мелодии. Я поэтому и люблю короткую строку, так как в этом отношении там всё гораздо проще.

Работая над текстом песни, надо учитывать не только последующую работу музыканта, но и вокал исполнителя, то есть нужно написать такой текст, который можно было бы петь. А как вы знаете, не все стихи, даже самые лучшие и красивые поются. Конечно, спеть-то можно всё что угодно, но приятным для уха это не будет.

Для исполнителя нужно облегчать вокал максимально, чтобы он сумел раскрыть и достойно представить мелодию. Для этого нужно стараться подбирать фонетически легко произносимые слова и словосочетания. Чем больше гласных букв, тем лучше. Чем больше открытых (на гласные) окончаний слов и строк — тем лучше. Чем чаще идёт одиночное чередование гласных и согласных букв — тем лучше. Чем меньше фрикативных и глухих шумных согласных (при артикуляции в ротовой полости происходят турбулентные колебания воздуха) — Х, П, Ф, Т, С, Ц, Ш, Щ, Ч, Ж — тем лучше для вокала.

Это только гениальный Владимир Высоцкий умел «петь согласными» — Р, Ж, З, а обычный человек поёт гласными буквами.

Старайтесь не допускать удвоения, утроения подряд и тем более учетверения таких согласных. Учитывайте не написание, а произношение — «сеРДЦе» произносится без буквы «д» — «серце». Окончания слов на -ться произносится как «ца».

Если по ряду причин изменить текст проблематично, то музыканты должны обращать внимание на некоторые словосочетания, где выстраивается целый ряд согласных букв — «форпоСТ ТЩеславия». В таких местах в мелодии нужно делать паузы, а иначе у вокалиста во рту будет каша. Но, если есть возможность заменить не вполне «вокальные» слова на другие, то делайте это не задумываясь.

Конечно, учесть всё абсолютно очень трудно и почти невозможно, но, по крайней мере, стремиться к этому надо.

Нельзя забывать, что написанное на бумаге — не всегда правильно воспринимается на слух. Так слово «бесспорно» может послышаться как «без порно».

Так что всегда старайтесь свой текст напевать, чтобы на слух не допускать подобных казусов.

Также старайтесь избегать смысловой двойственности. Приведу самый яркий пример — строчка опять-таки из сталинского варианта Гимна СССР:

______________________________

И Ленин великий нам путь озарил.

______________________________

Вот и пойми после этого — то ли это Ленин великий, то ли путь. После этого «ляпа» над Сергеем Михалковым потом ещё десятилетиями подшучивали.

Скажу немного о специфике рифмы в песенных текстах. Абсолютно не бойтесь применять неточную рифму. При вокальном исполнении неточность нивелируется (России — красивы, любимый — одни мы).

Теперь что касается «пресловутых» глагольных рифм.

Глагольные рифмы маститые поэты стараются по возможности избегать — это дело чести, так как в узком кругу мэтров поэзии считается «дурным тоном» рифмовать глагольные пары (из-за лёгкости их нахождения), как в нашем примере «летать — топтать», а для начинающих любителей поэзии это свойственно и приемлемо.

В песенных текстах, в отличие от стихов, повторы имеют полное право на существование, не бойтесь их делать:

__________________________

Никогда, никогда, никогда

Мне такую, как ты — не найти.

__________________________

Только не переусердствуйте и употребляйте повторы к месту. Избегайте повторов, которые на слух могут быть неоднозначно услышаны ухом:

_________________________

МноГО, МНОго, много.

_________________________

Иногда даже уместны повторы целых строк, но эти нюансы уже надо согласовывать с музыкантом, если он берётся за ваш текст.

Вот пример песни, в которой композитор сама предложила мне сделать множественные повторы строк:

Кстати, никогда не «упирайтесь рогом» в незыблемость своих скрижалей. Если музыкант предлагает вам что-то изменить в тексте, попытайтесь понять, что он хочет — немного сместить смысловой акцент или может только подправить метр под его наметившуюся мелодию. Ведь очень часто музыкант видит ритмическое построение четверостишия немного по-другому, чем оно написано. Одним словом — прислушивайтесь друг к другу обязательно!

От профессионализма музыканта зависит правильность выбора стиля песни для конкретного текста. И только он определяет, что подойдёт для данных слов песни — рок, вальс, танго, романс, босса-нова.

Старайтесь не перегружать текст песни эпитетами, всему есть мера, с тропами тоже не переусердствуйте. Старайтесь делать свой язык более «человеческим» (но это моё субъективное мнение). Песня — это не научный трактат, а произведение искусства. «Заумные» мысли, образы и обороты будут только ломать мозги слушателю, песни предназначены (в основном) не для этого.

Не пытайтесь сразу поймать «бога за бороду» и с первого же раза написать свою Besame Mucho. Придётся изрядно потрудиться, написать не один десяток текстов, прежде чем на вас обратят внимание. Чем больше вы будете тренироваться в написании песен, тем с каждым разом они будут качественнее.

По окончании работы переписывайте свои черновики ещё раз начисто — и вы непременно увидите отдельные недочёты. И даже потом, уже при работе на клавиатуре, у вас могут возникнуть дополнительные идеи.

Сформулируйте для себя правило — если какое-то место в тексте вам кажется не точным, спорным (как бы — не очень), то смело убирайте, ищите замену этому, не уговаривайте себя — «и так сойдёт». Уж коль вам это место «не очень», то другим и подавно!

Вернитесь к своей работе через час, а лучше через день — и, посмотрев немного другим взглядом, вы сможете увидеть то, чего не заметили при сочинении.

Через год тоже надо возвращаться, ведь ваша техника не стоит на месте, и вы сможете ещё что-то улучшить. Ранние ваши работы (первый опыт) не пропадут, если через год-два вы вернётесь к ним с новым багажом знаний. Не каждый ваш песенный текст станет песней. Даже у больших мастеров-текстовиков не всё идёт как по маслу.

Необходимо также научиться писать слова на уже готовую мелодию. По своему опыту знаю, что это очень важное умение, так как около четверти песен написал таким способом. У каждого может быть выработана своя технология. Я обычно использую «рыбу», то есть напеваю на мелодию бессмысленный (но попадающий в ритм) набор слов, записываю его, выстраиваю метраж строк (- I — I — I) и на него «леплю» уже слова со смыслом.

Если вы пишете слова песни под конкретного солиста, то будет нелишним сначала внимательно прослушать несколько его песен. Иногда бывает, что вокалист недостаточно хорошо «тянет» некоторые гласные, а другие, наоборот, берёт очень уверенно. Эти моменты тоже надо использовать, допустим, в конце строки надо чаще ставить букву «и», а к примеру, букву «е» реже. Одним словом, нужно показывать сильные и «прятать» слабые стороны вокалиста.

Заканчивая эту статью, хочу повторить банальную истину: сколько людей — столько и мнений. У каждого свои вкусы, предпочтения и представления о прекрасном. Так что абсолютно всем ваши песни нравиться не могут, будут и критики. И если из ста человек ваша работа нравится десятерым — считайте это «ошеломляющим» успехом.

Будьте всегда людьми творческими: хотите — творите, хотите — вытворяйте.

Всем удачи и красивых песен!

Я всегда хотел записать свою песню. На вопрос зачем, отшучивался, - О том что я поэт, я узнал, слушая других поэтов. На самом деле, отчасти это наваждение, отчасти хотел доказать самому себе, что могу не хуже признанных. Навязчивая идея быть сонграйтером посетила меня в 15 лет, когда я впервые взял гитару в руки. Вместо того чтобы играть чужие песни мне тут же захотелось сочинить свою.

Как записать песню качественно в домашних условиях?

Это был незабываемый опыт, выучив несколько аккордов, я ставил мозолистые подушечки на струны и играл последовательность под которую пытался на ходу сочинить мелодию в голове. Ничего не получалось. Тогда я решил отложить гитару, но привычка придумывать осталась.

Не смотря на фиаско я не забросил это дело и последующие пятнадцать лет периодически возвращался к сочинительству

Скажу сразу что первое что на мой взгляд можно было показать друзьям полностью получилось у меня еще лет через 15. За это время я усвоил кое-какие тезисы:

  • сочиняй для себя, а не для публики
  • если нечего сказать, ничего и не говори
  • не бросай дело на полпути
  • бросай тут же, если выходит г***

С таким опытом и десятком другим уроков по вокалу и фортепиано я попал в школу диджеинга U-maker на курс Live Ableton - программа для создания музыки, с интерфейсом которой я был немного знаком, но не так чтобы записать трек "от и до" своими силами. Мне повезло с преподавателем, Илья Масленников из тех людей, которые знают предмет и умеют его доступно обьяснить. Помимо тонкостей написания и сведения электронной музыки, были рассказаны хитрости создания хитов и дальнейшей их раскрутки в интернете на собственных примерах.

Если вы пишите музыку обязательно найдется хотя бы один человек которому она понравится или не понравится, - с этих слов начинался курс, то есть сочинять разрешалось в любом стиле. Что я усвоил из фундаментального - главное быть уверенным и придерживаться понятных людям форм. Но очевидность формы оказалась немного глубже чем я предполагал. Помимо припева, куплета и бриджа, есть другие немаловажные части хита. Дроп - танцевальная часть, где преобладают биты, басы и не место сложным мелодиям. Хук - обобщенное понятие самой цепляющей части трека, это мелодия или сэмпл, которые можно насвистеть/напеть друг-другу, ведь только тогда она будет передаваться на самом главном радио всех времен - "сарафанном", то есть из уст в уста.

При написании рэпа используйте сэмплы, иначе "true" не получится

Рабочий процесс

Раньше я садился сочинять музыку по вдохновению, оказывается надо это делать почаще, даже когда вы можете уделить этому хоть 10 минут, ведь лишний подход это и есть шанс на то что вас посетит муза, а чем чаще предпринимать попытки ее вызвать, тем чаще она приходит.Очень выручают шаблоны проектов, которыми со мной поделились. Ведь всегда хочется от рутины перейти побыстрее к творческой части, минуя скучное составление каркаса трека - аудио и миди слои. Для этого лучше использовать максимально готовый шаблон, где присутствуют заранее созданные но пустые дорожки всевозможных партий инструментов. Остается только добавить ноты и выбрать звуки. Также не рекомендуется заморачиваться при выборе сэмплов, этот процесс может растянуться на несколько часов, лучше услышать основу полностью, а уж потом шлифовать ее.

Любителям рэпа порой самим хочется написать что-либо цепляющее за душу и открывающее глаза на проблемы в обществе. Порой фантазия безгранична, но начать сложно. Разобрав все нюансы сочинения рэпа, можно смело писать тексты и читать рэп.

Как сочинить рэп – определяемся с темой

Текст в рэпе – это основа. Он не может быть бездумным. Тексты должны нести серьезный смысл, высветлять общественные проблемы. Прослушайте популярные произведения, возможно, они вас вдохновят на написание либо помогут с темой. Тема должна быть актуальной, подумайте с какими социальными событиями, проблемами, явлениями вы зачастую встречаетесь в жизни, о чем будет ваш крик души. Опишите свое видение проблемы и свой опыт.

Как сочинить рэп – учимся рифмовать

Начинайте с простых рифм, постепенно переходя на сложные. Опишите любую ситуацию либо расскажите историю с помощью рифм. Поначалу это будет сложно, старайтесь, все приходит с опытом. Если ваши друзья – начинающие рэперы, устройте между собой рэп-батл, это тоже хорошая тренировка.


Как сочинить рэп – проявляем индивидуальность

Постарайтесь внести что-то особенное в написание рэпа. Это может быть индивидуальный стиль, особая скорость начитки. Экспериментируйте с битами, со стилями и скоростью. Главное, найдите свое!


Как сочинить рэп – цепляющее вступление

Когда приступите к вступлению, помните, что оно является кратким описанием произведения. Также вступления является главной мыслью произведения, которая цепляет с первых слов. Постарайтесь, выделите основную мысль и вложите ее в основу текста песни.


Как сочинить рэп – подбираем минус

Подберите музыку в студии звукозаписи либо с помощью специальных компьютерных программ. Начитайте на нее текст, запишите оригинальный трек. При начитке слова произносите четко, громко, подчеркивая согласные. После записи можете дать послушать рэп друзьям или выложить в интернет.


С готовым треком у вас получится выступить на конкурсе молодых исполнителей либо просто слушать его в своих кругах. Кто знает, может вы пойдете дальше и станете популярным исполнителем рэпа?



Загрузка...