sonyps4.ru

Поход Пянды. Открытие Лены

Поход Пянды. Открытие Лены

В 1619 году Пянда с отрядом из 40 человек отправился на скупку пушнины из Мангазеи в Туруханск, выстроенный на нижнем Енисее, прямо напротив устья реки Нижняя Тунгуска. Местные жители, приходившие в Туруханск для обмена пушнины на нужные им товары, рассказывали, что восточнее Нижней Тунгуски есть широкая река Елюенэ («большая река»), берега которой изобилуют разнообразным зверьем.

В 1620 году Пянда построил несколько стругов и в начале лета из Туруханска направился вверх по Нижней Тунгуске. Преодолев несколько порогов, экспедиция подошла к месту, где река сужается и поворачивает к югу. Недалеко от притока Лены, Вилюя, было поставлено зимовье, называемое местными жителями Нижним Пяндиным.

Тунгуска

Летом 1621 года Пянда со спутниками поднялся на несколько десятков километров вверх по Нижней Тунгуске и чуть ниже Средней Кочемы основал зимовье Верхнее Пяндино. Весной 1622 года путешественники поднялись еще немного вверх по реке и построили третье зимовье. В этом месте Нижняя Тунгуска подходит к Лене совсем близко: две реки разделены 20-километровым Чечуйским волоком.

Весной 1623 года Пянда перетащил по волоку свои струги на Лену. Когда закончился ледоход, отряд поплыл вниз по реке. Двигаясь на северо-восток, люди видели лишь окруженные лесом берега и скалы. Ниже устья Витима Лена превратилась в широкий и спокойный поток, а когда повернула на восток, ее берега стали совсем пологими. Река вновь изменилась после устья Олёкмы, где потекла среди скалистых, обрывистых берегов. И везде Лена была усеяна островами.

Пянда дошел до места, где Лена повернула на север и вышла на равнину. Здесь на ее берегах стояли якутские поселки. Отряд не рискнул поставить зимовья вблизи жилищ местных жителей и поплыл назад прежним путем. У Чечуйского волока решили поискать новую дорогу.

Великого русского землепроходца, которому мир обязан открытием знаменитой реки, звали Демидом Софроновичем. Его прозвище Пянда идет от названия опушки из собачьего меха, украшавшей подол оленьей рубахи самоедов.

Путешественники поднялись вверх по Лене, а затем пошли на запад по степи, населенной братами-скотоводами (бурятами). Дойдя до большой реки (Ангары), текущей на север, Пянда со спутниками построил несколько легких судов-карбасов и поплыл по реке. Ниже устья большого притока Ангары (Оки) он миновал пороги, за которыми река повернула на запад, в сторону Енисея. На нижней Ангаре, известной русским с 1618 года как Верхняя Тунгуска, Пянда остановился в ясачных зимовьях, так как уже начался ледостав. Вероятно, до последнего пункта своего похода, Енисейска, он добрался санным путем.

Тунгуска

Экспедиция Пянды, длившаяся 3,5 года и охватившая 8000 км водных путей, стала началом освоения русскими землепроходцами Восточной Сибири. Изучив 2300 км Нижней Тунгуски, Пянда доказал, что верховья этой реки и Лены подходят близко друг к другу. Он открыл для русских путешественников путь на Лену через Чечуйский волок и указал дорогу от Верхней Лены к Ангаре.

Из книги Морские сражения автора

Из книги Символы, святыни и награды Российской державы. часть 1 автора Кузнецов Александр

Барабанный бой «Поход» Надо упомянуть еще об одной весьма своеобразной полковой награде – это так называемый барабанный бой «Поход». Сигналы на учениях и в боях подавались не только трубой, но и барабаном. Определенный барабанный бой обозначал тревогу, сбор или другие

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧА) автора БСЭ

Из книги Путешественники автора Дорожкин Николай

Открытие Гватемалы и поход в Гондурас На юго-восток от столицы Кортес отправил отряд Гонсало Сандоваля, который в ходе экспедиции открыл горную область Оахака, населенную сапотеками, и достиг Тихого океана западнее залива Теуантепек. Здесь испанцы столкнулись с

Из книги Морские сражения автора Хворостухина Светлана Александровна

Поход на Самос В V веке до н. э. в Греции существовал один-единственный город, который был достаточно могуществен и обладал денежными средствами, чтобы строить свои собственные корабли и оснащать их вооружением. Это были Афины, которые подчинили себе другие города-полисы

Из книги Я познаю мир. Великие путешествия автора Маркин Вячеслав Алексеевич

От Лены до Колымы 1633 год. От Якутского острога спускается по Лене до самого устья на больших стругах отряд Ильи Перфильева. В нем больше Ста человек. Они вышли в море, и часть казаков поднялась по реке Оленек, и в ее верховьях три года собирали дань с эвенков.Тем временем

Из книги Севастополь. История. Легенды. Предания автора Шигин Владимир Виленович

Из книги Классная энциклопедия для мальчиков [Отличные советы, как быть лучшим во всем!] автора Вечерина Елена Юрьевна

Собираемся в поход

Из книги Военное дело Древней Руси IX-XI вв. автора Савинов Михаил Авинирович

Как собраться в поход Что необходимо в походе:а) компас;б) карта;в) посуда (алюминиевый котелок, кастрюля или ведро, половник, личная посуда, складной нож, фляга);г) средства для добывания огня (спички, зажигалка, бумага и др.);д) средства гигиены (зубная паста и щетка,

Из книги автора

В ПОХОД! Когда славяне в глубине лесов защищались от врагов, или вели межплеменные войны друг с другом, их воинам не требовались какие-то специальные средства перемещения. Для решения небольших задач хватало и собственных ног.К IX–X вв. положение изменилось. Жители

Среди «гулящих людей» в Мангазее (район Туруханска) около 1619 г. выделялся Д.С.Пянда, владевший неведомо откуда добытыми средствами. Прибыл он из Енисейского острога. Собрав небольшую ватагу «гулящих людей» человек 40, Пянда вышел с ней «на промыслы», т. е. для скупки пушнины, из Мангазеи в Туруханск, поставленный на нижнем Енисее, против устья Нижней Тунгуски. Коренные жители Енисейского края посещали Туруханск для обмена пушнины на русские товары. Приходили они иногда из очень далеких районов и рассказывали, что к Нижней Тунгуске на востоке подходит другая великая река, на которой живет «много народов», и река та Елюенэ, что по-эвенкийски означает «Большая река», «угодна и обильна». Русские стали называть ее Леной.

К 1620 г. Пянда с другими такими же, как он, «гулящими людьми» построил несколько стругов и в начале лета двинулся из Туруханска вверх по Нижней Тунгуске. У порогов их задержал затор плавника. Путешественники думали, что это тунгусы преградили им путь по реке срубленными деревьями. Отряд остановился, то ли опасаясь неожиданного нападения, то ли чтобы заняться скупкой пушнины в этой местности, где Нижняя Тунгуска, текущая на северо-запад, сближается с притоком Лены Вилюем, текущим на восток. Так или иначе, но там – несколько выше порогов – было поставлено зимовье, которое еще в середине XVIII в. местные жители называли Нижним Пяндиным. Тунгусы часто совершали на него набеги, но русские легко отражали их «огневым боем».

Летом 1621 г. отряд Пянды лишь на несколько десятков километров поднялся по реке на стругах и немного ниже Средней Кочемы построил Верхнее Пяндино зимовье. В 1622 г., когда река вскрылась, отряд Пянды поднялся по ней еще на несколько сот километров и здесь в третий раз остановился на зимовку.

По одной версии, остановка была вызвана противодействием эвенков, по другой, напротив, – надеждой на выгодный торг с ними. В районе зимовки Нижняя Тунгуска близко подходит к верхней Лене – это Чечуйский волок (около 20 км).

Весной 1623 г. отряд Пянды перетащил на Лену или построил там новые струги и двинулся вниз по реке «за льдом», т. е. сразу же после ледохода. Несколько дней плыли на северо-восток между высоких, покрытых лесом берегов. Скалы иногда вплотную подходили к воде, и через эти скалистые «щеки» Лена стремительно несла струги. Ниже устья полноводного южного притока (Витима) река стала шире, течение спокойнее, и через несколько дней повернула на восток. Усеянная островами, Лена текла здесь в пологих берегах. Только вдали, иногда в большом отдалении, виднелись возвышенности. Приняв с юга еще один большой приток (Олекму), Лена снова изменилась – текла в обрывистых, скалистых, иногда отвесных берегах. На всех участках она была широка и полноводна и по-прежнему усеяна островами. Неизвестно точно, до какого места дошел Пянда, вероятнее всего, до того района, где могучая река поворачивает на север, выходит на равнину (Центральноякутскую), а пойма ее расширяется до 15 км.

Пянда поднялся по Верхней Лене до того пункта, куда еще можно дойти на легких судах. Там отряд прошел на запад через степи, населенные скотоводами-братами (бурятами), до большой реки (Ангары), текущей прямо на север. В верхнем течении она замерзает очень поздно, обычно во второй половине декабря. Поэтому, если они осенью достигли Ангары, вероятно, близ устья Уды, имели еще время построить новые легкие временные суда – типа западносибирских карбасов – и начать сплав за несколько недель до ледостава. Отряд Пянды плыл вниз по широкой полноводной реке, быстро катившей в крутых таежных берегах свои воды.

За 3,5 года Пянда прошел новыми речными путями около 8 тыс. км и положил начало открытию русскими Восточной Сибири. Он обследовал Нижнюю Тунгуску приблизительно на 2300 км и доказал, что верховья ее и Лены сближаются, и через открытый им Чечуйский волок русские вскоре начали проникать на Лену. В течение одного лета Пянда прошел вниз и вверх по Лене около 4000 км, причем проследил ее течение на 2400 км. Он первый указал удобный путь от Верхней Лены к Ангаре, и этим путем – в обратном направлении – вышел в 1628 г. от Енисея на Верхнюю Лену другой землепроходец Василий Ермолаевич Бугор. Наконец, Пянда был первым русским, проследившим течение Ангары почти на 1400 км от истока и доказавшим, что она и Верхняя Тунгуска – одна и та же река. Подлинные записки и даже копии свидетельств Пянды не сохранились. Рассказы о нем собрал в Енисейском крае и Якутии – более чем через сто лет – участник академического отряда Великой Северной экспедиции историк Г. Миллер.

Юрий И. © 2011

ПЕРВЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ УПОМИНАНИЯ О СЕЛЕ ПЯНДА

Т.к. до настоящего времени не было известно ни точной даты основания села Пянды, ни даты его первого упоминания, то пришлось произвести некоторые изыскания в древних и не очень актах. И вот, что удалось установить:

1694 г.

В Вологодской летописи содержится свидетельство о посещении Пянды Царем Петром Первым:
«Месяца августа в 4 день (1694 г.), ему же, великому государю, поход был на море двумя кораблями и яхтою, а до которых мест он, великий государь, ходил, того не ведают многие люди. И как он, великий государь, благоизволил от Арханъельского города к Московскому великому государьству путнее шествие творить сухим путем в Пянду и через Вагу на Вологду, и в Ярославль, в Ростов, и в Переславль, и к живоначальней Троице в Сергиев монастырь»

1676 г.

Из описания путешествия в Россию голландского посла в 1675-1676 гг. :
«В среду, 29-го, рано утром, мы прибыли в Пянду (Pendo) ; карбас, вышедший 4 дня тому назад из Колмогор, принес нам известие, что в Архангельск прибыли 28 кораблей, в том числе 3 Английских. В эту ночь мы проехали мимо Калей»

1643 г.

Грамота царя Михаила Федоровича Антониево-Сийскому монастырю от 12 марта 1643 (7151) г. о невзимании мыта, тамги, явки и иных пошлин в Шенкурском, Верховажье и на Пянде

1639 г.

Явочная челобитная головы Пяндского мыта Г. Едемского о незаконных действиях воеводы от 1639 г.

1623 г.

Жалованная грамота Царя Михаила Федоровича Спасскому Прилуцкому монастырю от 27 августа 1623 г.
(…) а на Тотме и на Устюге насадные и посаженные пошлины и на Пянде мыта, а на Колмогорах и на Вологде тамги(…)

1621 г.

Счетные ямских старост от 22 декабря 1621 г.:
(…) Пянские сотни соцькой Сисой Андриянов да счетные люди Пянские волости Гаврило Степанов да Козьма Мартимьянов (…) что они отпущали с яму с Пянды по Двине реке в судах до Ягрыша и за верхнюю половину(…)

Жалованная тарханная грамота Царя Михаила Федоровича Кирилло-Белозерскому монастырю от 20 августа 1621 г.
(…) Кириллова монастыря и из их монастырских соляных промыслов, от моря, в лодках, мимо Архангелского города и с Колмогор в судах, по нашему государскому указу повезут сорок тысяч пудов соли на монастырской обиход продовать, и что тое соли упродадут, и в городах на Колмогорах, и у Архангельского города, и на Устюг Великом, и на Тотме, и на Вологде, и в иных городах, мимо Архангельского города, и Колмогор, и Пянду , и Устюг Великий (…)

1620 г.

Грамота Царя Михаила Федоровича о невзимании с монастырских судов пошлин на Пяндском мыту. Лета 7128 (1620) сентября 13 дня:
От Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всеа Русии на Вагу в подвинскую четверть Векошному Федору Насо­нову. Бил нам челом с Двины Живоначальныя Троицы Антониева Сийскаго монастыря игумен Иона с братиею, а сказал Блаженныя памя­ти Государя Царя и Великаго Князя Ивана Васильевича всеа Русии и по нашим оброчным грамотам платят де они с дву дощаников оброк, ко­торые у них ходят к Вологде с солью для монастырской хлебной нужи, у нас на Москве в Новогородской чети, за всякия наши пошлины и за мыты ежегодно, и по той нашей грамоте во всех городех и тех дощани­ков всяких пошлин не емлют. И ныне де в Важском уезде на Двине на Пянде учинен и мыт внове, и хотят де на них с тех дощаников имати проез­жую пошлину мимо той нашей гра­моты. И нам бы их пожаловати, тое наши оброчные грамоты рудити и на Пянде на мыту с тех дощаников проезжия пошлины имати не велети. И как к тебе ся наша грамота придетъ, и ты б Живоначальныя Троицы Ан­тониева Сийскаго монастыря игуме­на Ионы с братиею посмотрел на­шей жалованной грамоты. Да будет в грамоте написано так, как нам игу­мен с братиею бьют челом и той у них нашей грамоты рудити и на Пян­де на мыту с тех с двух дощаников проезжия пошлины имати не велел. А прочет сию грамоту отдал бы еси ее назад игумену Ионе с братиею и они держат у себя впред для иных наших приказных людей, а у себя с сей нашей грамоты оставил список слово в слово.
Сия подлинная грамота подписана на обороте так: Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея Русии.
У сей подлинной грамоты на черном воску с изображением единорога пе­чать.

1619 г.

Отпись прошлого сотского Корбальской волости казначею Клоновского монастыря в том, что он сосчитался с ним в своем «сотничестве» от 3 мая 1619 г.:
НА ОБОРОТЕ: Да Андрею Устинову дал 7 алтынов, что он стоял на Пянде , с Сутугины деревни как послов дождались.

Царская жалованная грамота Михаила Федоровича Спасо-Прилуцкому монастырю от 21 августа 1619 г. на беспошлинную покупку и продажу 14 тысяч пудов соли:
От Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всеа Русии на Вологду, на Устюг Великой, на Тотму, в Важский уезд на Пянду , на Колмогоры, воеводам нашим, и дьяком, и приказным людям, и губным старостам…. (и далее по тексту многократно упоминается)

1618 г.

Память сотскому Семену Федорову о сборе денег на «ямщизну» на Пянду , земскому подьячему и в мирской расход от 16 октября 1618 г.

1617 г.

Грамота Царя Михаила Федоровича в Важский уезд в Подвинскую четверть сытного дворца путному ключнику Афанасию Родионову от 21 марта 1618 г.:
(…) Бил нам челом Важеского уезда, Подвинсие четверти, Ростовские сотни крестьянин Гришка Туфанов Ростовские и Конецгорские волостей на крестьян, на прошлых соцких(..), а сказал: В прошлом во 125 (1617) году, по нашему де указу и по наказу путного ключника Афанасия Родионова, выбрале де те крестьяне со своих обеж его Гришку в емские целовальники на ям на Пянду к отпускам(…)

Царская грамота Михаила Федоровича Двинским воеводам князю Хилкову и Войкову от 9 марта 1617 г., о дозволении Корельскому Николаевскому монастырю продавать 4 тысячи пудов соли, без платежа пошлин:
(…) и наше де жалованная грамота дана торговати им на Вологде безпошлинно четырмя тысячи пудов соли, и на Устюге, и на Тотме, и на Пянде , проезжих пошлин и мытов на которых не имать(…)

Т.о. датой первого письменного упоминания о селе Пянда является 24 февраля (9 марта) 1617 года. И Пянда старше Березника на 59 лет

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ СЕЛА

В настоящее время у местных жителей села бытует в различных вариациях предание о том, что село Пянда будто бы основал известный русский землепроходец, открывший в 1623 году реку Лену – Пантелей Демидович Пянда, родившийся в последнем десятилетии XVI века. Но т.к. его записи («скаски») не сохранились, а вся информация о нём собрана в середине XVIII века историком Г. Миллером. И неизвестно ни его настоящее имя, ни места рождения и смерти, ни судьба до и после путешествия на Лену. То с достоверностью подтвердить или опровергнуть это предание не возможно.

Однако, как представляется, все же вряд ли село и река названы в честь Пантелея Демидовича, т.к. к 17 веку Русский Север был уже давно обжит, здесь проходил торговый путь с Англией, Данией и др. Западными странами и весьма сомнительно, что тут сохранялись еще реки, не имевшие наименования, а уж притоки Двины тем более. Но вполне допустимо, что сам Пантелей Демидович мог быть родом из села Пянда, в связи с этим и получивший такое прозвище (фамилию) «Пянда», т.к., во-первых, Двинская земля славится землепроходцами и первооткрывателями (Ермак(?), Хабаров, Дежнев, Атласов), а, во-вторых, этимологически слово «Пянда» уникальное, больше ни в каких географических наименованиях и именах собственных не встречающееся. Река же Пянда, по которой названо село, именуется так, вероятно, от того, что русло ее весьма изгибисто и напоминает ленту. (См. в словаре В.Даля: ПЯНДА – (архангельское) меховая разношерстная лента; аналогично в «Словаре областного Архангельского наречия..» А.И. Подвысотского (1885 г.) ). Хотя возможно, что корни этого слова имеют саамское или чудское происхождение.

СЕЛО ПЯНДА В XVII ВЕКЕ

Если анализировать указанные выше грамоты и акты, то из них явственно вытекает, что Пянда была мытом, т.е. местом, где останавливались все корабли и лодки, плывшие по Двине, и где с судовладельцев взимался за провозимый ими товар замыт (пошлина). Пянда была также местом, в котором отбывали ямскую повинность все жители Подвинской четверти Важского уезда. Эта повинность была необходима для организации перевозки лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов. Ямская повинность в Важском уезде выполнялась специально для этого выбранными ямщиками («ямскими охотниками»). Выбирались они из «не тяглых, лучших людей», так в грамоте от 21 марта 1618 г. говорится, что в 1617 г. крестьяне Ростовской и Конецгорской волостей для отбывания ямской повинности в Пянде выбрали Гришку Туфанова . Избрание охотника закреплялось особым актом, выбором, в котором обозначались обязанности ямщика. Выбор выдавался ямскому стройщику или приказчику с поручной записью и рукоприкладствами поручителей. Далее ямщик получал от населения «подмогу», в виде денежной суммы и известного количества ржи и овса. Служил ямщик не более года, после чего назначались новые выборы. Подводя итог, можно сказать, что в 17 веке Пянда служила крупной почтовой станцией и внутренним таможенным постом на самом главном торговом пути России того времени. В этот период в Пянде существовало не менее двух храмов, один Троицкий и второй с двумя престолами – Георгиевским и Крестовоздвиженским, время устроения которых не известно .

СЕЛО ПЯНДА В XVIII ВЕКЕ

Ямская повинность была отменена в начале 18 в., в это же время вся торговля с иностранными государствами была принудительно переведена из Архангельска в только что основанный Санкт-Петербург, чуть позднее на Севере России приходит в упадок и солеварение, чей продукт, соль, долгое время был основным товаром Поморья. В итоге ни какое развитие Пянде не сулило. В Топографическом описании Вологодского Наместничества, составленного в 1784 году, читаем: «В Шенкурской округе (…) впадает в Двину реку при селении Пянде река Пянда же, на которой есть пристань, куда приходят каюки в осеннее время с солью следующей на продажу в Шенкурск, разные товары и рыба, и тут выгружаются, и потом зимним путем в разные места развозятся, а суда по перезимовании возвращаются в Архангельск» . Т.е. Пянда служит уже только перевалочным пунктом, ни каких пошлин и сборов с этого товара здесь уже не взимается, иностранных послов и купцов не принимают, важные государственные почтовые отправления отсутствуют. Все это привело и к сокращению численности жителей Пянды, так если в 1744 г. в Пяндском приходе состояло 521 человек (265 м.п. и 256 ж.п.) , то менее чем через 40 лет в 1785 г. уже только 382 человека (168 м.п. и 214 ж.п.) . В начале 18 века оба пяндских храма сгорели, на их месте были построены новые – в 1709-1710 гг. одноименный двух престольный (Георгиевский и Крестовоздвиженский) и в 1728 г. Троицкий храм, имевший вид корабля .

СЕЛО ПЯНДА В XIX ВЕКЕ

В 19 веке основными занятиями жителей Пянды, так же как и всего Шенкурского уезда было смолокурение, рыболовство, бурлачество, отхожие промыслы (в Санкт-Петербург и др.). Местные жители выращивали ячмень, на реке Пянда находилась мукомольная мельница о 2-х поставах, там же располагалась изба, где жили мельники. Как сообщают Вологодские губернские ведомости, в 1859 г. мельница, принадлежавшая царской фамилии, в связи с большеокладностью ее содержания (8 руб. 50 коп.) была выставлена на торги для передачи ее в частные руки . Население Пянды согласно переписи 1859 года составляло 380 человек (в т.ч. д.Родионовская 69 чел., д.Екимовская 167 чел, д.Троицкая 144 чел.) .

План лесонасаждений Пяндской дачи

Во второй половине 19 в. начинается новый виток бурного развития Пянды, связанный с быстрым ростом лесной промышленности в Архангельской губернии. В 1860 г. из дачи Важских волостей была выделена и генерально обмежевана Пяндская удельная дача . Местное население начинает в больших объемах заготовлять лес и сплавлять его по р. Пянда до Двины и далее по Двине в Архангельск, где он уже реализовывался на экспорт. Такое быстрое экономическое развитие села привело и к резкому увеличению количества его жителей, так в 1885 г. в Пянде уже проживало 1070 человек (из них 507 м.п. и 563 ж.п.) .

3 июня 1886 г. в Пянде в результате попадания молнии полностью сгорел со всем имуществом Георгиевско-Крестовоздвиженский храм. После этого пожара в селе осталась только одна церковь – Троицкая, которая в 1894 г. была отреставрирована. Возле Троицкой церкви находилась деревянная колокольня, которая так же требовала ремонта. Здание церкви и колокольни было обнесено каменной оградой, возведенной в 1883-85 гг. на средства Попечительства. Так же в 1829 г. в селе Васильевском в 8 верстах от приходских храмов была построена часовня во имя Николая Чудотворца .

В конце 19 в. в Пянде была открыта церковно приходская школа. 14 сентября 1908 г. для школы был освящен вновь построенный дом (до этого школа располагалась в неприспособленных помещениях) .

СЕЛО ПЯНДА В XX ВЕКЕ.

К началу 20 в. Пяндское сельское общество образовывали следующие населенные пункты: д. Родионовская (Устье), Анисимовская (Горка), с. Григорьевское (Давыдово и Антоново), Екимовское (Пянда, Троицкое, Пяндский погост, Троицкий погост, Волость), Выселок с. Екимовское, а также изба при мукомольной мельнице. Проживало в этих н.п. к 1905 г. 795 человек .

2 августа 1918 г. в Архангельске произошел переворот, и в город вошла англо-франко-американская эскадра в составе 17 кораблей, а большевики в спешке отбыли по Двине в сторону Котласа.

Через пару дней после этого события в Пянде произошла весьма примечательная и полная драматических событий встреча. Возвращавшиеся из Москвы в Архангельск Леонид Леонов (в будущем известный советский писатель) и Степан Писахов (художник, сказочник) с тремя своими попутчиками остановились в Пянде для того чтобы найти лодку и продолжить путь в Архангельск. В это время по реке шла моторная лодка с красноармейцами: они подплыли почти в упор и неожиданно дали залп по безоружным людям. Один, раненный в ногу, упал, второй был сразу убит. “Пуля вошла в висок и вышла через затылок”, – как констатировал затем Леонов в своей заметке в газете «Северный день». Сам Леонид Леонов и Степан Григорьевич Писахов не были задеты первыми выстрелами и от греха подальше отбежали от берега. Красноармейцы причаливать и ловить беглецов не стали, а сразу уплыли. Писахов подхватил раненого, и они отправились в дом пяндского священника, о. Александра. Вскоре красноармейская дружина, съездившая за подкреплением в Березник, вернулась в Пянду. “…Воинственно бряцая оружием, они, – вспоминает Леонов, – опрашивали, где находятся недавно приехавшие люди”. Дом, где разместились путешественники, вскоре нашли и оцепили. И то были минуты, когда Леонов и Писахов могли всерьез прощаться с жизнью. Но все обошлось. “…Широко размахивая красными руками, – пишет Леонов, – вошел комиссар (фамилия его, как мы после узнали, – Виноградов, один из „Архангельских” (имеется ввиду Павлин Федорович Виноградов, в честь которого и назван Виноградовский р-н АО)), постоял в дверях, плюнул в угол, грубо бросил: - Здравствуйте, товарищи! – и, несколько меняя тон, свертывая «цыгарку», небрежно заметил, обращаясь к нам: - Вы чего от берега-то убежали? По какой причине? Наша хозяйка, сморщенная, седая, но крепкая старушонка, не выдержала. - Что ты, батюшка, окстись, в живых людей стреляете, а еще спрашиваешь? Комиссар самодовольно улыбнулся, сплюнул еще раз и двинул свою тушу к дверям, вероятно, «углублять революцию» в соседних деревнях, в среде рабочих и крестьян, начинать водворение «большевистского символа веры»… Осада с дома была снята и Леонов с Писаховым смогли продолжить свой путь .

Уже 9 августа 1918 г. Пянда была занята войсками белых и интервентов. И только 19 сентября 1919 года, после того как интервенты отбыли в свои страны, большевикам удалось вновь утвердить свою власть в селе . Вскоре в Пянде была создана партийная ячейка РКП(б), к концу 1919 года в ней состояло 23 пяндских жителя .

По переписи 1920 года в Пяндском сельском обществе проживало732 человека .

16 июля 1917 года жители Пянды на общем собрании постановили: «Открыть Пяндскую трудовую артель, необходимую для улучшения нашего быта». В эту артель записалось 103 жителя села. Артель работала, но, видимо, в годы гражданской войны она свою деятельность приостановила. После войны члены артели расчищали берега рек Пянда и Чудеса от кустарников и леса для увеличения сенокосных площадей и пастбищ. Кустарник сжигали на месте, а лес продавали на дрова и балансы в город Архангельск на лесозавод N 23, который в то время принадлежал американскому промышленнику. Заготовляли и рудстойку, которую отправляли на шахты. На вырученные деньги покупали хлеб; деньги распределяли в виде заработной платы членам артели .

В годы всеобщей коллективизации на территории Пяндского сельсовета были организованы два колхоза: «Пяндский» и «Красный путь», которые в дальнейшем вошли в состав совхоза «Березниковский».

В середине тридцатых годов загорелась от молнии последняя церковь в Пянде – Троицкая .

В 1949 г. сплав леса по реке Пянда был запрещен в связи с организацией бобрового заповедника. В августе 1949 г. из Слободского бобрового хозяйства привезены и выпущены в реку Пянда в районе бывшей мельницы 14 (по др. данным – 15) бобров, которые хорошо прижились и расселились по другим речкам .

ЗАПАНЬ ПЯНДЫ

Запань у устья реки Пянда была устроена, вероятно, еще в конце 19 в. На это указывает, в частности, объявление в Вологодских губернских ведомостях от 26.01.1896, в котором говорится о проведении торгов на сдачу подряда выгонки, сплотки с устройством запаней и сплава леса по р. Ваге до С. Двины, с постановкой сплавного леса близ устья Пянды .

Однако непосредственно сам поселок Запань Пянда возник уже в советский период. В 1928 г. был образован Пяндский сплавной рейд, работали на нем сезонники, которые размещались в близлежащих деревнях. Как указывается в «Летописи Двиноважья», составленной краеведом Л.Ю. Озолом: только в 1936 г. на запани Пянда были построены первые 6 бараков и в том же году смонтирован радиоузел на 30 точек . Однако статья из газеты «Правда Севера» от 1932 года свидетельствует о том, что уже тогда в Пяндской запани были общежития и столовая, и состояние их было удручающее: «в общежитиях рабочих с потолка сыплется песок, а хозяйственники, несмотря на жалобы рабочих, не хотят оклеить потолок газетами (…) Питание в столовой (на Пяндской запани) не улучшается. Кроме рыбы, крупы и растительного масла, ничего нет. Самозаготовки проходят неудовлетворительно. Отбросы из столовой идут неизвестно куда «. Поэтому датой основания поселка Запань Пянда, следует считать все-таки 1928 год, когда был образован Пяндский сплавной рейд. К 1939 г. в этом рабочем поселке проживало уже 157 человек .

О жизни Пянды во второй половине 20 века можно узнать из недавно вышедшей книги Павла Павловича Щеколдина «Остановиться, оглянуться…»

Остановиться, оглянуться… [Текст] : [исповедь человека, нашедшего дорогу к Богу: сборник] / П. П. Щеколдин. – Архангельск: Правда Севера, 2011. – 313, с., л. ил. : цв.ил., ил., портр. ; 21 см. – 1000 экз. – ISBN 978-85879-680-0

Аннотация

Судьба постоянно дает нам уроки. Счастлив тот, кто умеет извлекать из них пользу для себя. Автор смог найти дорогу к Богу, сумев преодолеть искушение пьянством, едва не закончившимся полным распадом личности.
Эта искренняя исповедальная история многим поможет посмотреть на себя другими глазами. В книгу вошли также стихи П.П. Щеколдина и газетные материалы разных авторов о церковной жизни Виноградовского района.

Вологодская летопись // Полное собрание Русских Летописей. Том 37. – Л.: Наука, 1982. Стр. 189

Посольство Кунраада фан-Кленка к царям Алексею Михайловичу и Фёдору Алексеевичу. Подг. публ. А.Ловягина. СПб. 1900. Стр. 564

Копийная книга Антониево-Сийского монастыря, XVII – нач. XVIII вв., 1°, 491 л., скоропись. ГААО. Инв. 2 р.с.л.(494) л. 213-214

В коллекции Важских актов (Кн.27); Путеводитель по архиву Ленинградского отделения института истории. – М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. Стр. 200-201

Титов А.А. Рукописи славянские и русские принадлежащие И.А. Вахрамееву. Выпуск 4. – Сергиев Посад, 1897. Стр. 69-74

Русская Историческая Библиотека. Том XIV. – СПб, 1894. Стр. 346-352

Дополнения к Актам историческим, собранным и изданным Археографической Комиссией. Том 2. – СПб, 1846. Стр. 221-225

Макарий (епископ Архангельский и Холмогорский). Исторические сведения об Антониево-Сийском монастыре // Чтения в Императорском о-ве истории и древностей Российских при Моск. Ун-те.- 1878.- № 7/9, кн. 3. Стр. 45-46

Русская Историческая Библиотека. Том XIV. – СПб, 1894. Стр. 341-342

Акты исторические, собранные и изданные Археографической Комиссией. Том 3. – СПб, 1844. Стр. 75-77

Русская Историческая Библиотека. Том XIV. – СПб, 1894. Стр. 327-331

Акты исторические, собранные и изданные Археографической Комиссией. Том 3. – СПб, 1844. Стр. 68-69

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. – М.: Рус. яз., 1989-1991. – Т. 1-4.; Подвысоцкий А. И. Словарь областного архангельского наречия в его бытовом и этнографическом применении. – СПб, 1885. – 197 с

Русская Историческая Библиотека. Том XIV. – СПб, 1894. Стр. 324-327

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской Епархии. Вып. 2 Уезды Шенкурский, Пинежский, Мезенский и Печорский. – Архангельск, 1895. С. 158

Временник Императорского Московского общества истории и древностей Российских. Кн. 25. – Москва, В Университетской Типографии, 1857. С. 32

Архангельская губерния по статистическому описанию 1785 года. – Архангельск, 1916

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской Епархии. Вып. 2 Уезды Шенкурский, Пинежский, Мезенский и Печорский. – Архангельск, 1895. С. 157

Вологодские губернские ведомости № 27, 1859

Список населенных мест Российской Империи. I. Архангельская губерния. – Санкт-Петербург, 1961. С. 100

Неволин О.А. Грицынин А.Н. История Березниковского лесхоза. – Архангельск, Правда Севера, 2002. – 537 с. С. 18

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской Епархии. Вып. 2 Уезды Шенкурский, Пинежский, Мезенский и Печорский. – Архангельск, 1895. С. 157

Там же С. 158-159

Архангельские епархиальные ведомости. 1908, № 19, с. 640-641

Список населенных мест Архангельской губернии к 1905 г. Составлен Секретарем Губернского Статистического Комитета Н.А. Голубцовым. – Архангельск, 1907. С. 68-69

Подробнее см.: Пономарева И.Б. Главы из жизни Степана Писахова [Текст] : [научное издание] / cост., авт. предисл. и примеч. Л.И. Левин; Гос. музейное об-ние «Худож. культура Русского Севера». – Архангельск: Правда Севера, 2005. – 232 с.; Прилепин, Захар. «Леонид Леонов: «Игра его была огромна» / З. Прилепин. – М.: Молодая гвардия, Серия: Жизнь замечательных людей, 2010. – 608 с

Борьба за торжество Советской власти на Севере. С. 144

Список населенных мест Архангельской губернии на 1 мая 1922 года. – Архангельск, 1922. С. 159

Озол Л. Пяндская артель // Двиноважье № 47 от 27.04.2004

Ильина Л. Как много деревень хороших // Двиноважье № 116 от 14.10.2003

Вологодские губернские ведомости № 4 от 26.01.1896

Правда Севера № 155 от 1932 года.



Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Пянда
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Пянда (Пенда ) - русский землепроходец, открывший в 1623 году реку Лену .

Происхождение

Сведений о личности Пянды имеется очень мало. Его записи («скаски») не сохранились, а вся информация о нём собрана в середине XVIII века историком Г. Миллером . Неизвестно ни его настоящее имя, ни места рождения и смерти, ни судьба до и после путешествия на Лену. Наиболее вероятно, что Пянду звали Демидом Софоновичем. По другой версии - Пантелеем Демидовичем . Вероятно он происходил из поморов .

Открытие Лены

Руководствуясь этими сведениями, в 1620 году Пянда с товарищами выдвинулись на стругах вверх по Нижней Тунгуске . На ней они провели 2 года, торгуя с местным населением и зимуя в специально построенных зимовьях. От эвенков Пянда узнал, что рядом с его последним зимовьем на берегу Нижней Тунгуски протекает другая крупная река. Весной 1623 года их отряд перешёл Чечуйский волок и достиг реки Лены в районе современного Киренска . Оттуда Пянда начал сплав вниз по реке. Он доплыл до района современного Якутска , где ознакомился с бытом кангаласских якутов, и повернул назад. Вверх по Лене землепроходцы поднялись до района Жигалово , а оттуда перешли на Ангару , по которой спустились в Енисейск.

За время своего путешествия Пянда преодолел более 8 тыс. км ранее не известных речных путей, открыл реку Лену и удобный путь на неё. Всё это стало важными предпосылками для дальнейшего продвижения русских землепроходцев на восток.

Напишите отзыв о статье "Пянда"

Примечания

Литература

  • Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. - М.: Просвещение, 1983. - Т. 2. - С. 268-271.
  • Миллер Г. Ф. История Сибири. - М.: Издат. фирма «Восточная литература», 2000. - Т. II. - 796 с.
  • Никитин Н. И. Сибирская эпопея XVII века. Начало освоения Сибири русскими людьми. - М.: Наука, 1987. - 176 с. - Серия «Страницы истории нашей Родины».
  • Никитин Н. И. Освоение Сибири в XVII веке. - М.: Просвещение, 1990. - 144 с.: ил. - ISBN 5-09-002832-X

Ссылки

Отрывок, характеризующий Пянда

– Это не Земля жестока, солнышко моё. Это – люди. И откуда тебе известно про Катар? Я ведь никогда не учила тебя о них, не правда ли?
На бледных щеках Анны тут же вспыхнуло «розовое» смущение...
– Ой, ты прости меня, пожалуйста! Я просто «слышала», о чём вы вели беседу, и мне стало очень интересно! Поэтому я слушала. Ты извини, ведь в ней не было ничего личного, вот я и решила, что вы не обидитесь...
– Ну, конечно же! Только зачем тебе нужна такая боль? Нам ведь хватает и того, что преподносит Папа, не так ли?
– Я хочу быть сильной, мама! Хочу не бояться его, как не боялись своих убийц Катары. Хочу, чтобы тебе не было за меня стыдно! – гордо вскинув голову, произнесла Анна.
С каждым днём я всё больше и больше удивлялась силе духа моей юной дочери!.. Откуда у неё находилось столько мужества, чтобы противостоять самому Караффе?.. Что двигало её гордым, горячим сердцем?
– Хотите ли увидеть ещё что-либо? – мягко спросил Север. – Не будет ли лучше вас оставить вдвоём на время?
– О, пожалуйста, Север, расскажи нам ещё про Магдалину!.. И расскажи, как погиб Радомир? – Восторженно попросила Анна. И тут же спохватившись, повернулась ко мне: – Ты ведь не возражаешь, мама?..
Конечно же, я не возражала!.. Наоборот, я была готова на всё, только бы отвлечь её от мыслей о нашем ближайшем будущем.
– Пожалуйста, расскажи нам, Север! Это поможет нам справиться и придаст нам сил. Расскажи, что знаешь, мой друг...
Север кивнул, и мы снова оказались в чьей-то чужой, незнакомой жизни... В чём-то давным-давно прожитом и покинутом прошлом.
Перед нами благоухал южными запахами тихий весенний вечер. Где-то вдалеке всё ещё полыхали последние блики угасающего заката, хотя уставшее за день солнце давно уже село, чтобы успеть отдохнуть до завтра, когда оно снова вернётся на своё каждодневное круговое путешествие. В быстро темнеющем, бархатном небе всё ярче разгорались непривычно огромные звёзды. Окружающий мир степенно готовил себя ко сну... Лишь иногда где-то вдруг слышался обиженный крик одинокой птицы, никак не находящей покоя. Или время от времени сонным лаем тревожил тишину переклик местных собак, этим показывавших своё неусыпное бдение. Но в остальном ночь казалась застывшей, ласковой и спокойной...
И только в огороженном высокой глиняной стеной саду всё ещё сидели двое. Это были Иисус Радомир и его жена Мария Магдалина...

Пянда (Пенда ) - русский землепроходец, открывший в 1623 году реку Лену.

Происхождение

Сведений о личности Пянды имеется очень мало. Его записи («скаски») не сохранились, а вся информация о нём собрана в середине XVIII века историком Г. Миллером. Неизвестно ни его настоящее имя, ни места рождения и смерти, ни судьба до и после путешествия на Лену. Наиболее вероятно, что Пянду звали Демидом Софоновичем. По другой версии - Пантелеем Демидовичем. Вероятно он происходил из поморов.

Открытие Лены

В 1619 году Пянда прибыл из Енисейска в Мангазею. Там он собрал группу в 40 человек и пошёл с ними в Туруханск для скупки пушнины. В то время до русских промышленников в Туруханске от тунгусов стали доходить сведения о большой и богатой пушным зверем реке (Елюенэ) к востоку от Енисея.

Руководствуясь этими сведениями, в 1620 году Пянда с товарищами выдвинулись на стругах вверх по Нижней Тунгуске. На ней они провели 2 года, торгуя с местным населением и зимуя в специально построенных зимовьях. От эвенков Пянда узнал, что рядом с его последним зимовьем на берегу Нижней Тунгуски протекает другая крупная река. Весной 1623 года их отряд перешёл Чечуйский волок и достиг реки Лены в районе современного Киренска. Оттуда Пянда начал сплав вниз по реке. Он доплыл до района современного Якутска, где ознакомился с бытом кангаласских якутов, и повернул назад. Вверх по Лене землепроходцы поднялись до района Жигалово, а оттуда перешли на Ангару, по которой спустились в Енисейск.

За время своего путешествия Пянда преодолел более 8 тыс. км ранее не известных речных путей, открыл реку Лену и удобный путь на неё. Всё это стало важными предпосылками для дальнейшего продвижения русских землепроходцев на восток.



Загрузка...