sonyps4.ru

Php core какой паттерн использовать mvc. Паттерны для новичков: MVC vs MVP vs MVVM

В этой статье мы напишем «каркас» нашего проекта. Под словом «каркас» я подразумеваю рабочий код, который будет иметь в своей основе MVC подход, то есть будет иметь четкое разделение логики на контролеры, экшены, шаблоны (представления) и модели.

И так начнем, как я уже писал в предыдущей статье, паттерн MVC подразумевает одну точку входа – index.php, через это скрипт будут проходить все запросы, через него будет работать вся логика проекта. Для того чтобы реализовать такой подход необходимо настроить сервер, подразумевается, что сайт работает на сервере apache, поэтому нам достаточно создать файл.htaccess, в котором мы укажем правила маршрутизации URL. Помимо определения точки входа, маршрутизация позволяет создавать ЧПУ(человеко-понятные урлы). То есть после правильной настройки, адреса страниц буду выглядеть вот так site.ru/article/new.
Для начала, давайте составим.htaccess, который перенаправит обработку всех страниц на скрипт index.php. Код выглядит вот так:

RewriteEngine on RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-f RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-d RewriteRule ^(.*)$ index.php?route=$1

Файл.htaccess должен лежать в корневой папке сайта, тут же необходимо создать скрипт index.php, который является точкой входа. Давайте запишем в index.php одну строку, для проверки работы перенаправления:

Echo "test";

Теперь можно проверять работу перенаправления, введите любой адрес и посмотрите, что получиться: test-mvc.web/sdf/sdf/ или test-mvc.web/sdf/sdf/2342/не важно, на экране в любом случае, должно появиться «Test». Если Вы увидели эту надпись, значит, у нас все получилось.
Продолжим, давайте для удобства создадим в корне сайта файл config.php, в котором будем задавать различные константы, облегчающие своим существование настройку сайта. Это могут быть различные пути к скриптам, подступы к базе данных и так далее. Сейчас в конфиге давайте зададим следующее:

// Задаем константы: define ("DS", DIRECTORY_SEPARATOR); // разделитель для путей к файлам $sitePath = realpath(dirname(__FILE__) . DS); define ("SITE_PATH", $sitePath); // путь к корневой папке сайта // для подключения к бд define("DB_USER", "root"); define("DB_PASS", ""); define("DB_HOST", "localhost"); define("DB_NAME", "blog_mvc");

Для того, чтобы константы и другие данные конфига мы могли использовать во всем проекте, в файле index.php необходимо подключить скрипт config.php.
Помимо подключения файла с настройками, в index.php нужно создать подключение к базе данных, подключить скрипт с ядром сайта и запустить роутер, в котором будет происходить маршрутизация.
Теперь по порядку, создание соединения с базой данных будет находиться в index.php для того, чтобы соединение открывалось только один раз. Единожды открыв соединение, мы сможем использовать его во всех контроллерах и моделях, но об этом чуть позже. Сейчас просто создадим соединение с базой. Для работы с бд я решил использовать PDO. Подробнее почитать про PDO можно .
Ядро сайта расположим в папке core и назовем скрипт core.php, тут мы напишем функцию, которая будет сама подключать, необходимы для работы классы. Такая функция очень облегчит и упростит нам работу с контролерами, моделями и тд. Поскольку, забегая вперед скажу, что каждый контролер и каждая модель будут представлять собой отдельный класс.
Помимо авто подключения классов, добавим в ядро создания хранилища (реестра), в котором будем хранить все необходимые объекты и переменные, которые могут пригодиться в любом месте проекта.
Роутер тоже подключим в индексном файле, он будет анализировать URL и подключать необходимый контроллер и экшен. Что такое контролер я писал в предыдущей статье, а информацию про экшен я пропустил умышленно, не став нагружать лишней информацией. Так что же такое экшен?
Контролер это класс, в котором заключены различные методы, при MVC подходе каждый метод будет являться экшеном. То есть экшен(action) – это метод класса, который будет обрабатывать данные и передавать их в представление (в шаблон). Может быть, пока не совсем понятно, но после примера все станет на свои места.
На данном этапе теории достаточно, давайте перейдем к практике. Приведу код файлов, работу которых, я описывал выше.
Код скрипта index.php:

// включим отображение всех ошибок error_reporting (E_ALL); // подключаем конфиг include ("/config.php"); // Соединяемся с БД $dbObject = new PDO("mysql:host=" . DB_HOST . ";dbname=" . DB_NAME, DB_USER, DB_PASS); // подключаем ядро сайта include (SITE_PATH . DS . "core" . DS . "core.php"); // Загружаем router $router = new Router($registry); // записываем данные в реестр $registry->set ("router", $router); // задаем путь до папки контроллеров. $router->setPath (SITE_PATH . "controllers"); // запускаем маршрутизатор $router->start();

Скрипт core.php:

// Загрузка классов "на лету" function __autoload($className) { $filename = strtolower($className) . ".php"; // определяем класс и находим для него путь $expArr = explode("_", $className); if(empty($expArr) OR $expArr == "Base"){ $folder = "classes"; }else{ switch(strtolower($expArr)){ case "controller": $folder = "controllers"; break; case "model": $folder = "models"; break; default: $folder = "classes"; break; } } // путь до класса $file = SITE_PATH . $folder . DS . $filename; // проверяем наличие файла if (file_exists($file) == false) { return false; } // подключаем файл с классом include ($file); } // запускаем реестр (хранилище) $registry = new Registry;

Класс хранилища Registry.php, будет находиться в папке /classes/

// Класс хранилища Class Registry { private $vars = array(); // запись данных function set($key, $var) { if (isset($this->vars[$key]) == true) { throw new Exception("Unable to set var `" . $key . "`. Already set."); } $this->vars[$key] = $var; return true; } // получение данных function get($key) { if (isset($this->vars[$key]) == false) { return null; } return $this->vars[$key]; } // удаление данных function remove($var) { unset($this->vars[$key]); } }

Код файла router.php, который находиться в папке /classes/

// класс роутера Class Router { private $registry; private $path; private $args = array(); // получаем хранилище function __construct($registry) { $this->registry = $registry; } // задаем путь до папки с контроллерами function setPath($path) { $path = trim($path, "/\\"); $path .= DS; // если путь не существует, сигнализируем об этом if (is_dir($path) == false) { throw new Exception ("Invalid controller path: `" . $path . "`"); } $this->path = $path; } // определение контроллера и экшена из урла private function getController(&$file, &$controller, &$action, &$args) { $route = (empty($_GET["route"])) ? "" : $_GET["route"]; unset($_GET["route"]); if (empty($route)) { $route = "index"; } // Получаем части урла $route = trim($route, "/\\"); $parts = explode("/", $route); // Находим контроллер $cmd_path = $this->path; foreach ($parts as $part) { $fullpath = $cmd_path . $part; // Проверка существования папки if (is_dir($fullpath)) { $cmd_path .= $part . DS; array_shift($parts); continue; } // Находим файл if (is_file($fullpath . ".php")) { $controller = $part; array_shift($parts); break; } } // если урле не указан контролер, то испольлзуем поумолчанию index if (empty($controller)) { $controller = "index"; } // Получаем экшен $action = array_shift($parts); if (empty($action)) { $action = "index"; } $file = $cmd_path . $controller . ".php"; $args = $parts; } function start() { // Анализируем путь $this->getController($file, $controller, $action, $args); // Проверка существования файла, иначе 404 if (is_readable($file) == false) { die ("404 Not Found"); } // Подключаем файл include ($file); // Создаём экземпляр контроллера $class = "Controller_" . $controller; $controller = new $class($this->registry); // Если экшен не существует - 404 if (is_callable(array($controller, $action)) == false) { die ("404 Not Found"); } // Выполняем экшен $controller->$action(); } }

Теперь необходимо создать папки для хранения контроллеров, шаблонов и моделей – в корне создадим три папки controllers, views и models. И создадим несколько тестовых файлов /controllers/index.php, /views/index/index.php и /models/model_users.php, а теперь заполним файлы:
Для контроллера:

// контролер Class Controller_Index Extends Controller_Base { // шаблон public $layouts = "first_layouts"; // экшен function index() { $model = new Model_Users(); $userInfo = $model->getUser(); $this->template->vars("userInfo", $userInfo); $this->template->view("index"); } }

Для отображения(/views/index/index.php)

Test view
id:
name:

И модель:

// модель Class Model_Users{ public function getUser(){ return array("id"=>1, "name"=>"test_name"); } }

Как вы могли заметить, класс контролера наследуется от родительского класса Controller_Base. Это сделано, для того, чтобы упростить класс контролера. Поскольку нам еще необходимо подключать класс для работы с шаблонами, его подключение вынесено в Controller_Base.
Приведу его код, он расположен в папке /classes/ и называется controller_base.php:

// абстрактый класс контроллера Abstract Class Controller_Base { protected $registry; protected $template; protected $layouts; // шаблон public $vars = array(); // в конструкторе подключаем шаблоны function __construct($registry) { $this->registry = $registry; // шаблоны $this->template = new Template($this->layouts, get_class($this)); } abstract function index(); }

Теперь осталось только разобраться с шаблонами. В абстрактном классе Controller_Base мы вызываем класс Template и передаем ему имя шаблона и имя контроллера.
Код класса Template, который лежит тут /classes/ и называется template.php

// класс для подключения шаблонов и передачи данных в отображение Class Template { private $template; private $controller; private $layouts; private $vars = array(); function __construct($layouts, $controllerName) { $this->layouts = $layouts; $arr = explode("_", $controllerName); $this->controller = strtolower($arr); } // установка переменных, для отображения function vars($varname, $value) { if (isset($this->vars[$varname]) == true) { trigger_error ("Unable to set var `" . $varname . "`. Already set, and overwrite not allowed.", E_USER_NOTICE); return false; } $this->vars[$varname] = $value; return true; } // отображение function view($name) { $pathLayout = SITE_PATH . "views" . DS . "layouts" . DS . $this->layouts . ".php"; $contentPage = SITE_PATH . "views" . DS . $this->controller . DS . $name . ".php"; if (file_exists($pathLayout) == false) { trigger_error ("Layout `" . $this->layouts . "` does not exist.", E_USER_NOTICE); return false; } if (file_exists($contentPage) == false) { trigger_error ("Template `" . $name . "` does not exist.", E_USER_NOTICE); return false; } foreach ($this->vars as $key => $value) { $$key = $value; } include ($pathLayout); } }

Если вы внимательно прочитали код, то наверняка поняли, что для отображения на страницах у нас используется шаблон first_layouts и вьюха(отображение) index.php – ее код я приводил чуть выше. Все что нам осталось, это создать файл шаблона first_layouts. Расположим его в папке /views/layouts/first_layouts.php
Шаблон будет содержать вот такой код:

header footer

Вот и все, на этом создание «каркаса» закончено. Сейчас у нас получилась самая простая структура, использующая в своей основе паттерн MVC. В этой статье я не стал затрагивать работу с базой данных, только вскользь упомянул ее, поскольку статья и так получилась большая. Непосредственно работу с базой данных я опишу в следующей статье.
На этом статья закончена, скачать исходники можно архивом .

Несмотря на то, что значение словосочетания "архитектура сайта" может быть вам интуитивно понятным, давайте попробуем изучить ряд определений , принадлежащих авторитетным источникам.

Архитектура - это базовая организация системы, воплощенная в ее компонентах, их отношениях между собой и с окружением, а также принципы, определяющие проектирование и развитие системы .

Архитектура программы или компьютерной системы - это структура или структуры системы, которые включают элементы программы, видимые извне свойства этих элементов и связи между ними [Басс (Bass)].

Архитектура - это структура организации и связанное с ней поведение системы. Архитектуру можно рекурсивно разобрать на части, взаимодействующие посредством интерфейсов, связи, которые соединяют части, и условия сборки частей. Части, которые взаимодействуют через интерфейсы, включают классы, компоненты и подсистемы .

Архитектура программного обеспечения системы или набора систем состоит из всех важных проектных решений по поводу структур программы и взаимодействий между этими структурами, которые составляют системы. Проектные решения обеспечивают желаемый набор свойств, которые должна поддерживать система, чтобы быть успешной. Проектные решения предоставляют концептуальную основу для разработки системы, ее поддержки и обслуживания .

Так что же такое архитектура программы?

Приведенные в предыдущем разделе определения слишком сухие для их восприятия неподготовленным читателем. Постараемся объяснить суть как можно проще.

Когда программа становится достаточно большой, программист разбивает ее на несколько файлов. Если не задумываться над выделением групп похожих функций и вынесением их в отдельные модули, такое разбиение принесет мало пользы. Код нельзя будет использовать повторно, в нем будет трудно ориентироваться. Программу будет сложно расширять и изменять.

Таким образом, назревает первый вопрос: как разбить программу на файлы. Файловая архитектура программы - это один из аспектов ее структуры.

Выделяя модули системы, необходимо понимать, в каком отношении друг к другу они будут находиться. Например, модули доступа к базе данных и обработки графических изображений вряд ли должны знать что-либо о существовании друг друга. Но модуль пользовательского интерфейса будет знать о них обоих (а они о нем не будут).

Отношения между компонентами системы также определяются ее архитектурой.

В целом, все значимые решения, направленные на организацию программы, а не на проблемы, решаемые с ее помощью, можно отнести к архитектуре.

Уровни абстракции

При проектировании модулей (выбора групп функций и распределения их по файлам в случае процедурного подхода) важно выделять абстракции и пытаться их разложить по нескольким уровням.

Модули низкого уровня максимально автономны, они не зависят от других частей программы. Хорошо спроектированные модули изолируют "внешний мир" от тонкостей решения поставленной перед ними задачи. Вызывающая сторона знает лишь интерфейс модуля (внешние функции), внутренняя часть для нее закрыта.

Рассмотрим в качестве примера галерею фотографий. Информация об изображениях и пользователях хранится в БД, пользовательский интерфейс разделен на клиентскую часть и панель администратора.

Структура программы могла бы быть такой, как на рисунке ниже:


В этом примере прослеживаются три уровня абстракции .

В любой программе, предназначенной для использования человеком, можно выделить, по крайней мере, два уровня: пользовательский интерфейс и модель. Модуль пользовательского интерфейса предназначен для представления и визуализации данных, обработки реакции пользователя. Модель заключает в себе логику решаемой задачи и не должна ни в коей мере быть зависимой от способа отображения данных. Модель должна быть легко переносима между разными типами пользовательского интерфейса.

Архитектура MVC

Сейчас популярен шаблон проектирования MVC . Он служит для отделения логики приложения от пользовательского интерфейса. Но сначала проясним, что такое шаблон проектирования.

Это набор типовых решений проектирования, каркас архитектуры или ее фрагмента. Если библиотека - это пакет повторно используемого кода, то шаблон проектирования - это пакет повторно используемых решений.

Что же предлагает нам MVC для отделения логики приложения от пользовательского интерфейса?

Шаблон MVC позволяет разделить данные, представление и обработку действий пользователя на три отдельных компонента:

  • Модель (Model) . Модель предоставляет данные (обычно для Представления), а также реагирует на запросы (обычно от Контроллера), изменяя свое состояние;
  • Представление (View) . Отвечает за отображение информации (пользовательский интерфейс);
  • Контроллер (Controller) . Интерпретирует данные, введенные пользователем, и информирует модель и представление о необходимости соответствующей реакции.
  • На рисунке ниже показаны отношения между компонентами каркаса. Проиллюстрируем рисунок небольшим примером.


    Представьте форму, где можно ввести текст, нажать кнопку Edit и получить его транслитерацию:


    Повторим шаги, изображенные на схеме:

  • Пользователь нажимает кнопку Edit, при этом Представление (View) посылает сообщение Контроллеру (Controller): "Команда: edit"
  • Контроллер принимает сообщение и обращается к Модели (Model), вызывая метод Edit() .
  • В результате модель меняет свое состояние (запомненный в ней транслитерированный текст) и оповещает об этом представление: "Событие: changed".
  • Представление принимает сигнал и обращается к модели за новым значением результата, вызывая ее метод Get() .
  • Реализация MVC

    Реализация MVC предполагает объектно-ориентированный подход (ООП). Однако шаблон проектирования - это всего лишь набор решений. Адаптируем их для PHP без применения ООП. Упрощение делается для того, чтобы сконцентрироваться на сути разделения логики, а также для того, чтобы материал смог применить читатель, не знакомый с ООП.

    Рассмотрим снова пример с галереей фотографий .
    У нее есть два режима просмотра:

  • Режим просмотра уменьшенных изображений (всех сразу);
  • Режим просмотра фотографии полного размера (одной).
  • Также есть возможность загружать фотографии на сервер. Дополнительно реализуем поддержку типов визуализации, чтобы оценить гибкость каркаса.

    На сайте будут две точки входа :

  • index.php (просмотр галереи);
  • photo.php (просмотр полноразмерной фотографии).
  • Эти два файла будем считать Контроллерами .

    В качестве Модели будет выступать модуль, обеспечивающий работу с хранилищем изображений. Назовем его gallery.php и поместим в папку model .

    В роли Представления будут выступать HTML-шаблоны, они будут находиться в папке templates . Что такое шаблоны и для чего они нужны - будет видно дальше.

    Страницы просмотра галереи и просмотра фотографии будут иметь общую шапку и подвал страницы, отличаться будет только центральная часть.

    Просмотр галереи будет иметь два типа визуализации:

  • В виде таблицы (по умолчанию);
  • В виде списка.
  • Нам потребуются четыре шаблона:
  • main.php (каркас страницы);
  • content_index_table.php (табличный вид содержимого галереи);
  • content_index_list.php (списочный вид содержимого галереи);
  • content_photo.php (содержимое страницы просмотра фотографии).
  • Получается следующая структура сайта:


    Файловая структура разделена двумя горизонтальными чертами, образующими три секции. Файлы верхней секции относятся к Модели, файлы средней секции - к Представлению, файлы нижней секции - к Контроллеру.

    Модель

    Начнем с реализации Модели. В коде ниже приведен не полностью для минимизации и лучшей наглядности примера.

    Мы определили лишь интерфейс Модели, оставив реализацию пропущенной. Однако для примера реализации каркаса MVC она вовсе и не нужна.

    Представление

    Теперь рассмотрим шаблоны. Начнем с общего каркаса страницы:

    Вас не должно смущать, что в шаблоне используются непонятно откуда взявшиеся переменные $title и $content . Их подставит Контроллер. Но об этом позже.

    - это сокращенный вариант записи .

    Его удобно использовать в шаблонах. Также в шаблонах удобнее использовать альтернативные варианты записи конструкций if-else , foreach , for , while . Выглядят они так:

    If (): endif; foreach (): endforeach;

    Остальные шаблоны будут подставляться в main.php таким образом:

    В примерах ниже, приведен их код:

    Код templates/content_index_table.php

    Таблица | Список

    ">

    Загрузка...