sonyps4.ru

Курсы обучения электроники для начинающих. С чего начать изучение электроники

Научиться можно только тому, что любишь.
Гёте И.

"Как самостоятельно изучить электронику с нуля?" — один из самых популярных вопросов на радиолюбительских форумах. При этом те ответы, которые я нашел, когда сам его задавал, мне мало помогли. Поэтому я решил дать свой.

Это эссе описывает общий подход к самообучению, а так как оно стало ежедневно получать множество просмотров, то я решил его развить и сделать небольшое руководство по самостоятельному изучению электроники и рассказать как это делаю я. Подписывайся на рассылку -- будет интересно!

Творчество и результат

Чтобы что-то изучить надо это полюбить, гореть интересом и регулярно упражняться. Кажется, я только что озвучил прописную истину... Тем не менее. Для того, чтобы с лёгкостью и удовольствием изучать электронику надо её любить и относится к ней с любопытством и восхищением. Сейчас уже для всех привычно иметь возможность отправить видеосообщение на другой конец земли и мгновенно получить ответ. А это одно из достижений электоники. 100 лет труда тысяч ученых и инженеров.

Как нас обычно учат

Классический подход, который проповедуется в школах и университетах всего мира можно назвать подходом снизу-вверх. Сначала тебе рассказывают что такое электрон, атом, заряд, ток, резистор, конденсатор, индуктивность, заставляют решить сотни задач на нахождение токов в резисторных цепях, потом ещё сложней и т.д. Такой подход схож с восхождением на гору. Но лезть в гору сложней, чем спускаться. И многие сдаются так и не добравшись до вершины. Это верно в любом деле.

А что если спускаться с горы? Главная идея в том, чтобы сначала получить результат, а затем разобрать детально почему работает именно так. Т.е. это классический подход детских радиокружков. Он даёт возможность получить ощущение победы и успеха, которые в свою очередь стимулируют желание изучать электронику дальше. Понимаешь, очень сомнительная польза в изучении одной теории. Надо обязательно практиковаться, так как не все из теории 100% ложится на практику.

Есть такая старая инженерная шутка гласит: "Раз ты хорош в математике, то тебе надо пойти в электронику". Типичная чушь. Электроника -- это творчество, новизна идей, практика. И не обязательно впадать в дебри теоритический расчетов, чтобы создавать электронные устройства. Ты вполне можешь освоить необходимые знания самостоятельно. А математику подтянешь в процессе творчества.

Главное -- это понять основной принцип, и только потом тонкости. Такой подход просто переворачивает мир самостоятельного изучения. Он не нов. Так рисуют художники: сначала набросок, затем детализация. Так проектируют различные большие системы и т.д. Такой подход похож на "метод тыка", но только если не искать ответа, а тупо повторять одно и тоже действие.

Понравилось устройство? Собирай, разбирайся почему оно сделано именно так и какие идеи заложены в его конструкцию: почему именно эти детали используются, почему именно так соединены, какие принципы используются? А можно ли что-нибудь улучшить или просто заменить какую-нибудь деталь?

Конструирование -- это творчество, но ему можно научиться. Для это надо только выполнять простые действия: читать, повторять чужие устройства, обдумывать результат, наслаждаться процессом, быть смелым и уверенным в себе.

Математика в электронике

В радиолюбительском конструировании считать несобственные интегралы вряд ли придётся, но знание закона Ома, правил Кирхгофа, формул делителя тока/напряжения , владение комплексной арифметикой и тригонометрией может пригодиться. Это азы азов. Хочешь уметь больше - люби математику и физику. Это не только полезно, но и чрезвычайно занимательно. Конечно, это не обязательно. Можно делать достаточно крутые устройства вообще ничего этого не зная. Только это будут устройства, придуманные кем-то другим.

Когда я, после очень длительного перерыва, понял, что электроника снова меня зовёт и манит в ряды радиолюбителей, то сразу стало ясно, что мои знания давно уже улетучились, а доступность компонентов и технологий стала шире. Что я стал делать? Путь был только один — признать себя полным нолём и стартовать из ничего: знакомых опытных электронщиков нет, какой-либо программы самообучения тоже нет, форумы я отбросил потому, что они представляют собой свалку информации и отнимают много времени (какой-то вопрос можно там узнать вкратце, но получить цельные знания очень сложно — там все такие важные, что лопнуть можно!)

И тогда япошел самым старым и простым путём: через книги. В хороших книгах тематика обсуждается наиболее полно и нет пустой болтовни. Конечно, в книгах есть и ошибки, и косноязычие. Просто надо знать какие книги читать и в каком порядке. После прочтения хорошо написанных книг и результат будет отличным.

Мой совет прост, но полезен — читайте книги и журналы. Я, к примеру, хочу не только повторять чужие схемы, а уметь конструировать свои. Создавать -- это интересно и весело. Именно таким должно быть моё хобби: интересным и занимательным. Да и ваше тоже.

Какие книги помогут освить электронику

Много времени я провел выискивая подходящие книги. И понял, что надо сказать спасибо СССР. Такой массив полезных книг после него остался! СССР можно ругать, можно хвалить. Смотря за что. Так вот за книги и журналы для радиолюбителей и школьников надо благодарить. Тиражи бешеные, авторы отборные. До сих пор можно найти книги для новичков, которые дадут фору всем современным. Поэтому есть смысл пройтись по букинистам и поспрашивать (да и скачать все можно).

  1. Климчевский Ч. - Азбука радиолюбителя.
  2. Эймишен. Электроника? Нет ничего проще.
  3. Б.С.Иванов. Осциллограф - ваш помощник (как работать с осциллографом)
  4. Хабловски. И. Электроника в вопросах и ответах
  5. Никулин, Повный. Энциклопедия начинающего радиолюбителя
  6. Ревич. Занимательная электроника
  7. Шишков. Первые шаги в радиоэлектронике
  8. Колдунов. Радиолюбительская азбука
  9. Бессонов В.В. Электроника для начинающих и не только
  10. В. Новопольский - Работа с осциллографом

Это мой список книг для самых "маленьких". Обязательно следует пролистывать и журналы Радио с 70х по 90е гг. После этого можно уже читать:

  1. Гендин. Советы по конструированию
  2. Кауфман, Сидман. Практическое руководство по расчетам схем в электронике
  3. Волович Г. Схемотехника аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств
  4. Титце, Шенк. Полупроводниковая схемотехника. 12-е изд.
  5. Шустов М. А. Практическая схемотехника.
  6. Гаврилов С.А.-Полупроводниковые схемы. Секреты разработчика
  7. Барнс. Эллектронное конструирование
  8. Миловзоров. Элементы информационных систем
  9. Ревич. Практическое программирвоание МК AVR
  10. Белов. Самоучитель по Микропроцессорной технике
  11. Суэмацу. Микрокомпьютерные системы управления. Первое знакомство
  12. Ю.Сато. Обработка сигналов
  13. Д.Харрис, С.Харрис. Цифровая схемотехника и архитектура компьютера
  14. Янсен. Курс цифровой электроники

Думаю, эти книги ответят на множество вопросов. Более специальные знания можно почерпнуть из более специальных книг: по аудиоусилителям, по микроконтроллерам и т.д.

И конечно же нужно практиковаться. Без паяльника вся теория в прорубь. Это как водить машину в голове.
Кстати, более подробные обзоры некоторых книг из списка выше можешь .

Что еще следует делать?

Учиться читать схемы устройств! Учиться анализировать схему и стараться понять как работает устройство. Этот навык приходит только с тренировкой. Начинать надо с самых простых схем, постепенно наращивая сложность. Благодаря этому ты не только изучишь обозначения радиоэлементов на схемах, но и научишься их анализировать, а также запомнишь ходовые приемы и решения.

Дорого ли заниматься электроникой

К сожалению, деньги потребуются! Радиолюбительство не самое дешевое хобби и потребуется некоторый минимум фин. вложений. Но начать можно практически без вложений: книги можно доставать буккросингах или брать в библиотеках, читать в электронном виде, приборы можно купить для начала самые простые, а более продвинутые купить тогда, когда будет не хватать возможностей простых приборов.

Сейчас купить можно всё: осциллограф, генератор, источник питания и другие измерительные приборы для домашней лаборатории — всё это следует со временем приобрести (или сделать самому то, что в домашних условиях сделать можно)

Но когда ты маленький и начинающий можно обойтись пальником и деталями из сломанный техники, которую кто-нибудь выкидывает или просто валялась дома давно без дела. Главное иметь желание! А остальное приложится.

Что делать, если не получается?

Продолжать! Редко что-то получается хорошо с первого раза. А бывает так, что результатов нет и нет -- будто упёрся в невидимый барьер. Кто-то этот барьер преодолевает за полгода-год, а другие только через несколько лет.

Если сталкиваешься со сложностями, то не надо рвать волосы и думать о себе, что ты самый тупой на свете, так как Вася понимает, что такое обратный ток коллектора, а вот ты все никак не можешь понять почему он играет роль. Может быть Вася просто надувает щёки, а сам ни бум-бум =)

Качествои и скорость самообучения зависят не только от личных способностей, но и от окружения. Вот тут надо радоваться существованию форумов. На них все таки встречаются (и часто) вежливые профессионалы, готовые с радостью учить новичков. (Есть еще всякие грымзы, но считаю таких людей потерянной веткой эволюции. Мне их жаль. загибать пальцы — это понты самого низкого уровня. Лучше просто молчать)

Полезные программы

Обязательно следует ознакомиться с САПРами: рисовалками принципиальных схем и печатных плат, симуляторами, — полезные и удобные программы (Eagele, SprintLayout и т.д.). Я выделил на сайте целый раздел под них. Время от времени там будут появляться материалы по работе с программами, которые использую сам.

И самое главное — испытывайте радость творчества от радиолюбительства! На мой взгляд к любому делу следует относится как к игре. Тогда оно будет и занимательным и познавательным.

О практике

Обычно каждый радиолюбитель всегда знает какое устройство хочет сделать. Но если ты еще не определился, то я посоветую собрать источник питания, разобраться для чего нужна и как работает каждая его часть. Затем можно обратить внимание на усилители. И собрать, например, аудиоусилитель.

Можно поэксперементировать с самыми простыми электрическими цепями: делителем напряжения, диодным выпрямителем, фильтрами ВЧ/СЧ/НЧ, транзистором и однотранзисторными каскадами, простейшими цифровыми схемами, конденсаторами, индуктивностями. Всё это пригодится в дальнейшем, а знание таких основных цепей и компонентов придаст уверенность в своих силах.

Когда шаг за шагом идешь от простейшего к более сложному, тогда знания порционно накладываются друг на друга и легче освоить более сложные темы. Но иногда не ясно из каких кирпичиков и как следует сложить здание. Поэтому иногда следует действовать наоборот: поставить цель собрать какое-нибудь устройство и освоить множество вопросов при его сборке.

Да прибует с тобой Ом, Ампер и Вольт:

Предисловие 12
Макетные платы, не требующие пайки 12
Простые правила безопасности 13
Простые советы при работе с паяльником 14
Удобная любительская технология изготовления печатных плат 15
Другие полезные советы 16

Глава 1. Вокруг паяльника 20
Рабочее место 20
Инструмент 22
Приборы 27
Компьютер 29
Детали 31
Блок питания 34

Глава 2. Первые опыты с электрическими цепями 36
Что нам понадобится? 36
Резистор 37
Два резистора 41
Диод 43
Транзистор 44
Что мы получили в итоге? 51

Глава 3. Первая собранная схема 52
Перегретый паяльник 52
Блок питания 53
Цифровой вольтметр 64

Глава 4. Активное и реактивное сопротивления 66
Ещё немного о резисторе 66
Конденсатор 67
Катушка индуктивности 71
Колебательный контур 74
Величины и единицы измерения ёмкости и индуктивности 76

Глава 5. Эксперименты с транзистором 79
Некоторые свойства транзистора 79
Схемы включения транзистора 83
Рабочая точка транзистора 85
Несколько слов о полевом транзисторе 88
Выбор транзистора 89

Глава 6. Обратная связь 94
Стабилизация рабочей точки и ООС 94
Частотные характеристики 100
Положительная обратная связь 103

Глава 7. Пополнение рабочего места приборами 109
Генератор синусоидального сигнала 109
Генератор прямоугольных импульсов 113
Делитель напряжения 116
Реализация схем генераторов 117

Глава 8. Как читать электрические схемы 123
Принципиальные схемы – графический язык 123
Как переводить с языка электрических схем 126
Несколько экспериментов со стабилизаторами 130
Компенсационный стабилизатор напряжения 133
Схема реального устройства 135
Ещё одно замечание 136

Глава 9. Разные усилители на транзисторах 139
Входные усилители низкой частоты 139
Выходные усилители 143
Дифференциальный вход и операционный усилитель 147
Высокочастотные входные усилители и АРУ 149
Транзисторы в цифровых микросхемах 152

Глава 10. Пополнение рабочего места усилителем 153
Описание одной из схем усилителя 153
Использование операционного усилителя 154
Использование микросхемы усилителя мощности 156
Некоторые соображения и рекомендации по сборке усилителя 157
Простые правила работы с готовым устройством 159
В измерениях можно потренироваться за компьютером 160

Глава 11. Токи и сигналы 165
Постоянный и переменный ток 165
Сигнал 167
Что ещё полезно знать о сигналах? 169

Глава 12. Радиоприёмник под объективом осциллографа 175
Виртуальный осциллограф и радиоприёмник 175
Чем приёмник прямого усиления отличается от супергетеродинного? 179
Формирование амплитудно-модулированного сигнала 183
Генератор по схеме емкостной трёхточки 186
Приёмники и передатчики 187

Глава 13. Цифровые микросхемы 189
Формируют ли цифровые микросхемы цифры? 189
Триггер 190
Счёт 192
Сумматор 195
Логика и цифры 199
Практическое применение цифровых микросхем 200
О программах и макетной плате 203

Глава 14. Датчики 206
Зачем нужны датчики? 206
Датчик влажности 207
Датчик газа 208
Датчик давления 209
Датчик магнитного поля 209
Датчик оптический 209
Датчик положения (расстояния) 210
Датчик температуры 210
Датчик тока 211
Датчики угла (энкодеры) 211
Датчики ультразвуковые 212
Датчики уровня жидкости 212
Датчики усилия 213
Датчики ускорения 214
Детектор потока жидкости и датчик расхода газа 214
О применении датчиков в любительских условиях 215

Глава 15. Как разговорить датчик? 216
Электрические эквиваленты датчиков 216
Напряжение 216
Резистор 220
Конденсатор 222
И ещё один рецепт 226

Глава 16. Микроконтроллер – это круто? 231
Откладываем по оси времени… 231
Архитектура микроконтроллера 233
Что нужно для работы с микроконтроллером? 234
Среды разработки микроконтроллеров 235
Резюмируя сказанное 240

Глава 17. Пора включить паяльник 241
Подготовка 241
Немного о PCSGU250 243
Опыты с диодом 247

Глава 18. Опыты с конденсаторами, резисторами и транзисторами 253
Интегрирующая электрическая цепь 253
Дифференцирующая RC цепь 254
Опыты с транзисторами 259

Глава 19. Опыты с индуктивностью и микросхемами (ОУ и 555) 267
Дифференцирующая LR цепь 267
Колебательный контур 268
Операционный усилитель 272
Таймер 555 (КР1006ВИ1) 276

Глава 20. Зачем изучать программирование? 283
То, о чём мы будем говорить дальше 283
О программировании «в общем» 287
Программатор 288
Программные инструменты 292

Глава 21. Пополняем домашнюю лабораторию 295
Начало программирования на практике 295
Проверка работы программы 305

Глава 22. Продолжаем разрабатывать свой генератор 310
Разбор результатов предыдущего эксперимента 310
Первое усовершенствование генератора 313
То, что следовало бы выкинуть из рассказа 315
Возвращение к первому усовершенствованию 318

Глава 23. Пополнение лаборатории (продолжение) 321
Несколько диапазонов генератора 321
Выбор диапазонов генератора прямоугольных импульсов 325
Неприятности с большими числами 330

Глава 24. Пополняем домашнюю лабораторию (окончание) 335
Начинаем завершающую работу над программой 335
Когда же появится сигнал? 340
Первая проверка программы 346
Зачем нужен режим отладки (debugging)? 349

Глава 25. Встроенные модули микроконтроллеров 358
Такие разные микроконтроллеры 358
Встроенный модуль АЦП 363
Модуль таймера 365
Модули последовательного обмена данными 366
Модуль PWM 370
Прерывания 373

Глава 26. Микроконтроллер и некоторые датчики 377
Датчик температуры 377
Фотодатчик 379
Свето- и фотодиоды и микроконтроллер 384
Микрофон 386
Датчики емкостной природы 388

Глава 27. «Живой» радиоприёмник и усилитель 389
Что нам сегодня понадобится? 389
Радиоприёмник, усилитель низкой частоты 390
Радиоприёмник, тестовый сигнал 392
Радиоприёмник, гетеродин 394
Радиоприёмник, усилитель промежуточной частоты 395
Генератор-пробник испытательного радиосигнала 396

Глава 28. Осциллограф 400
Что нам понадобится в этой главе? 400
Модуль Arduino и программа Xoscillo 401
Как прочитать синусоиду? 405
Реализация сканирующего напряжения 407
Реализация передачи данных 410
Модернизация процесса ска 413

Глава 29. Связь между электронными устройствами 416
Что нам понадобится? 416
Связи внутри устройств 417
Связь между разными электронными устройствами 418
Что такое протокол? 421
RS485 422
SPI 423
I2C 423
One-wire (1-Wire) 424
CAN 424
Bluetooth 425
Wi-Fi 425
Что мы получили в результате? 426

Глава 30. Передатчик и приёмник данных 427
Передатчик 427
Приёмник 431
Второй этап предварительной проверки 435

Глава 31. Эксперименты с радиоканалом 438
Первые эксперименты с приёмником 438
Окончательные эксперименты с приёмником 446
Что мы получили? 452

Глава 32. Разрабатываем схему кодового замка 453
Что нам понадобится? 453
Электронный кодовый замок (с сайта www.radio-portal.ru) 454
Что мы получили? 464

Глава 33. Разрабатываем регулятор скорости вращения 465
Схема регулятора скорости вращения двигателя постоянного тока 465
Микроконтроллер в схеме регулятора скорости вращения 468
Что мы получили? 479

Глава 34. Такие разные «Мяу» 480
Звуковая сигнализация 480
Эксперименты с микроконтроллером 484

Глава 35. Продолжаем знакомство с микроконтроллером 491
Азы программирования 491
Некоторые детали программирования 494
И вновь азы программирования 497

Глава 36. Микроконтроллер или без него? 502
Переключатель ёлочных гирлянд 502
Переключатель гирлянд на реле 504
Реле на цифровых микросхемах 507
Что мы получили? 510

Глава 37. А не замахнуться ли нам..? 511
Какие есть конструкторы-роботы? 511
Конструктор IE-ROBOPICA 515
Что такое datasheet? 517
Что такое конфигурация МК? 519

Глава 38. Начинаем осваивать микроконтроллер PIC16F887 521
Что нам понадобится? 521
Первая программа 522
Нас трудности не пугают. Нам их только подавай! 525
Что мы получили? 534

Глава 39. Плата RBX-877V2.0 и программирование 536
Что нам понадобится? 536
Продолжаем опыты с микроконтроллером 537
Вновь немного о языке Си 539
Продолжаем опыты с PIC16F887 540
Что мы получили? 545

Глава 40. В движении жизнь 546
Что нам понадобится? 546
Первые опыты с моторами 547
Программа простого движения 549
Первые движения 554
Что мы получили? 557

Глава 41. Если что-то мешает движению вперёд 558
Что нам понадобится? 558
Как работает датчик расстояния? 559
Робот движется вперёд 561
Ещё раз о датчике расстояния и АЦП 562
Революционный держите шаг! 566
Что мы получили? 568

Глава 42. Робот ищет свой путь 569
Что нам понадобится? 569
Что представляют собой датчики в наборе IE-ROBOPICA? 569
Эксперимент по использованию датчиков отражения 570

Глава 43. Ручное управление роботом 576
Сигналы управления 576
Что мы получили? 587

Глава 44. Дочитав руководство к ROBOPICA до конца 588
Что дальше? 588
Модификация ручного управления 588
Управляем роботом с компьютера 590
Программа в Visual Basic 593
Что мы получили? 599

Глава 45. Управление роботом с компьютера (продолжение) 600
Что нам понадобится? 600
Аппаратный модуль интерфейса COM-IR 600
Выбор элементов интерфейса 603
Окончательная сборка интерфейса 609
Что мы получили? 611

Глава 46. Управление с компьютера (продолжение) 612
Если нет полнофункциональной программы Visual Basic 612
Что мы получили? 621

Глава 47. Если не хватает 2 кбайт памяти для программы 622
Windows Vista 622
Linux Fedora 16 630
Подведём некоторые итоги 633

Глава 48. Движение робота в программе для SDCC 634
Файл для работы с модулем PWM (ШИМ) 634
Первое крушение в моём цехе роботостроения 640
Переделываем файл motor.h 642

Глава 49. Продолжение работы с компилятором SDCC 646
Что можно сделать, чтобы работать было удобнее? Windows 646
Что можно сделать, чтобы работать было удобнее? Linux 653
Что мы получили? 657

Глава 50. Жидкокристаллический индикатор и компилятор SDCC 658
Что такое ЖКИ (он же LCD)? 658
Вывод символа на дисплей робота 661
Что ещё нужно выяснить? 667

Глава 51. АЦП и компилятор SDCC 672
Описание работы с АЦП в справке к PIC16F887 672
Конфигурация порта 672
Выбор канала 673
Опорное напряжение АЦП 673
Генератор тактовой частоты преобразователя 673
Форматирование результата 673
Запуск преобразования 674
Пример процедур преобразования 674
Начинаем создавать свои функции для работы с АЦП 676
Преобразование результата работы АЦП в текст 678
Вывод результата работы АЦП на ЖКИ с компилятором SDCC 681

Глава 52. Модуль USART и компилятор SDCC 684
Несколько слов о модуле USART PIC16F887 684
Асинхронный режим EUSART 684
Включение передачи 685
Передача данных 686
Асинхронная передача 686
Включение приёмника 686
Получение данных 686
Асинхронный приём 687
Регистры USART 687
Передача данных через USART 691
Проблемы с прерыванием 693
RB0/INT INTERRUPT 693
Простая программа проверки прерывания 693
Заключение 694

Глава 53. Самодельный дальномер 696
Многозадачность и недорогие микроконтроллеры 696
Дальномер из подручных средств 696
Объединение самодельного дальномера и микроконтроллера 704

Послесловие 713
Вместо последней главы 713
Где в программе транзистор КТ315? 715
Приложение А. Программа TINA-TI 718
P.S. TINA-TI и Linux 736
Приложение Б. Программа Flowcode пятой версии 738
Приложение В. HiAsm вместо VB или Gambas 749
Приложение Г. ROBOPICA и SDCC 760
Приложение Д. Руководство к программе idealCircuit 771
Приложение Е. Руководство к программе Qucs 849

Определять неисправность деталей, как установленных на плате, так и в «чистом» виде. Подбирать аналоги для замены, узнаете по каким основным критериям это делается, определять взаимозаменяемость деталей.

На практике узнаете типовые схемы включения с примерами включения в схеме реального устройства. В качестве примера мы рассмотрим схемы наиболее распространённых устройств: блок питания, ноутбуки, мониторы, зарядные устройства и т.д. В результате вы самостоятельно сможете проводить их ремонт на компонентном уровне.

Изучение различных электронных компонентов, встречающихся практически во всех без исключения бытовых и промышленных устройствах электронной техники. Построение схем на их базе, от элементарно простых до более сложных, с построением временных диаграмм и детальным изучением, протекающих процессов

Изучение работы операционных усилителей, компараторов, логических элементов. Также проводиться сборка небольших схем на основе почти всех перечисленных элементов, с изучением их работы, измерением основных параметров или исследованием схем с помощью осциллографа.

Изучение основных принципов работы измерительных приборов, предназначенных для измерения тока напряжения сопротивления, визуального исследования электрических сигналов (осциллограф)

Будут рассмотрены топологии построения схем и примеры реальных схем на базе той или иной топологии. Рассказано об особенностях данных схем и областях применения. Рассмотрим несколько основных типовых схем построения импульсных БП, рассказывается об особенностях и областях применения той или иной схемы. Далее слушателям будут предложены реальные схемы (розданы листы со схемами БП-разными) и они будут должны самостоятельно определить топологию данной схемы. Именно определение топологии построения схемы на 80% определяет успех дальнейшего ремонта, который в 99% случаев придётся проводить, не имея схемы конкретно именно ремонтируемого БП.

Всем слушателям будет предложено рассмотреть несколько десятков электронных компонентов, различного исполнения; по мощности, по способу маркировки (буквенно-цифровое или цветовое) и рассказано что и как обозначается, чем является (диод, резистор, транзистор и т.д.) и для чего служит. Какие ещё варианты исполнения существуют и где какие устанавливаются, в зависимости от характеристик. Мы подготавливаем мастеров по ремонту, чтобы вы могли определить неисправность на любой электронной схеме.

Практические занятия по поиску и устранению неисправностей в электронных устройствах. Можно принести что-то неработающее из дома, и здесь мы коллективно или разбившись на группы это ремонтируем. На практические занятия люди приносят, для ремонта, платы от стиральных машин, гироскутеров, блоков питания и другой техники.

В процессе обучения, даём ученикам различные вопросы или задачки, имеющие нестандартные решения, чтобы не просто вызубрили, как работает тот или иной элемент, но и могли помыслить самостоятельно и применить полученные знания на практике.

Как правило, мы идём навстречу пожеланиям учащихся и делаем по их выбору основной упор при изучении схем, в сторону компьютерной, бытовой техники или телефонов.

Курс подойдет любому, кто планирует разобраться в ремонте кокой-либо электроники. Бытовая техника, промышленная и любая другая, которая работает под управлением электроники.

Обучение на курсах будет интересно как людям с нулевым опытом, так и для тех, кто уже занимается ремонтом техники. Для начала вы можете приехать в наш центр и посмотреть своими глазами как проходят курсы. Вы сможете пообщаться с преподавателем и более подробно узнать о курсе. Мы берём людей любого возраста.

В любой из понедельников вы можете приехать и попробовать абсолютно бесплатно позаниматься на курсе электроники.

После прохождения всего курса вы получите навыки ремонта любой электроники. Все наши ученики могут в любое время обратиться за советом или помощью, и мы рады будем помочь. Бонус! все наши ученики записываются в общую группу в Watsapp, где вы сможете консультироваться и делиться опытом. Также у вас будет скидка на другие наши курсы и конечно же сертификат об окончании курсов по ремонту электроники.

Мы подготавливаем опытных и сертифицированных мастеров, полностью подготовленных к работе. Полученный во время обучения опыт и знания дадут вам уверенность в своих способностях для открытия собственной мастерской по ремонту современной электроники.

Я решил написать ряд статей, которые должны помочь разобраться самостоятельно в предмете схемотехники. Первая часть вводная, в ней рассказывается об основных дисциплинах, которые стоит изучить для понимания принципов конструктирования и построения электрических схем. Если эта статья вам понравится, тема будет развиваться, внимание будет фокусироваться на нюансах и примерах.

Для старта в обучении требуется изучить три основные дисциплины :
1. Основы электротехники
2. Теоретические основы электроники
3. Теория автоматов

Все на так страшно, как кажется на первый взгляд.

Первый пункт необходим для понимания принципов работы с электричеством (В этом предмете изучаются основы расчета электрических схем).
Второй пункт - то же самое, что и первый, но более углубленный. Здесь будут рассматриваться частные примеры основных электронных устройств, через их электрические схемы.
Третий пункт - это очень важная дисциплина, которая рассматривает электрические схемы с точки зрения их логики работы. Эта дисциплина является вводной частью в курс схемотехники и рассматривает основные логические элементы, принципы построения принципиальных схем, процессы происходящие в схемах и многое другое.

Как изучать эти дисциплины?
Изучать их стоит по ВУЗовским учебникам, совмещаяя друг с другом. Т.е. стоит начать изучение курсов ОЭ и ТА параллельно, а после этого переходить к изучению ТОЭ и схемотехники. Уже после нескольких недель вы сможете сами разрабатывать простые логические схемы и понимать работу более сложных. Конечно, не стоит забывать и про практику, на нее нужно делать особый упор. Решайте задачи, изучайте электрические и принципиальные схемы.

Какие книги понадобятся в процессе обучения?
Для изучения электротехники и электроники пойдет любой учебник для высших учебных заведений. (Как пример А. А. Бессонов «Теоретические основы электротехники»)
Теорию автоматов можно изучать по одноименному учебнику Ю. Г. Карпова

Программное обеспечение :
В ходе обучения весьма пригодяться программы такие как
Electronic Workbench
Старая программа для построения принципиальных электрических схем. Для обучения вполне пойдет демо версия с ограниченным количеством допустимых элементов на листе. Программу можно использовать как для изучения курса теории автоматов, так и для проверки задач по электротехнике.

P-CAD
Будет использоваться на завершающих этапах обучения для разводки элементов по печатной плате.

На этом вводная часть заканчивается. Если данная тема будет интересна хабраюзерам, я продолжу писать статьи на эту тему.
Удачи вам в самообразовании.

Каждый из нас, когда начинает увлекаться чем-то новым, сразу кидается в «пучину страсти» пытаясь выполнить или реализовать непростые проекты самоделок . Так было и со мной, когда я увлекся электроникой. Но как обычно бывает – первые неудачи поубавили запал. Однако отступать я не привык и начал систематически (буквально с азов) постигать таинства мира электроники. Так и родилось «руководство для начинающих технарей»

Шаг 1: Напряжение, ток, сопротивление

Эти понятия являются фундаментальными и без знакомства с ними продолжать обучение основам было бы бессмысленно. Давайте просто вспомним, что каждый материал состоит из атомов, а каждый атом в свою очередь имеет три типа частиц. Электрон — одна из этих частицы, имеет отрицательный заряд. Протоны же имеют положительный заряд. В проводящих материалах (серебро, медь, золото, алюминий и т.д.) есть много свободных электронов, которые перемещаются хаотично. Напряжение является той силой, которая заставляет электроны перемещаться в определенном направлении. Поток электронов, который движется в одном направлении, называется током. Когда электроны перемещаются по проводнику, то они сталкиваются с неким трением. Это трение называют сопротивлением. Сопротивление «ужимает» свободное перемещения электронов, таким образом снижая величину тока.

Более научное определение тока – скорость изменения количество электронов в определенном направлении. Единица измерения тока — Ампер (I). В электронных схемах протекающий ток лежит в диапазоне миллиампера (1 ампер = 1000 миллиампер). Например, свойственный ток для светодиода 20mA.

Единица измерения напряжения – Вольт (В). Батарея – является источником напряжения. Напряжение 3В, 3.3В, 3.7В и 5В является наиболее распространенным в электронных схемах и устройствах.

Напряжение является причиной, а ток – результатом.

Единица измерения сопротивления – Ом (Ω).

Шаг 2: Источник питания

Аккумуляторная батарея — источник напряжения или «правильно» источник электроэнергии. Батарея производит электроэнергию за счет внутренней химической реакции. На внешней стороне у неё присутствуют две клеммы. Одна из них является положительным выводом (+ V), а другая отрицательным (-V), или «землёй». Обычно источники питания бывают двух типов.

  • Батареи;
  • Аккумуляторы.

Батарейки используются один раз, а затем утилизируются. Аккумуляторы могут быть использованы несколько раз. Батарейки бывают разных форм и размеров, от миниатюрных, используемых для питания слуховых аппаратов и наручных часов до батарей размером с комнату, которые обеспечивают резервное питание для телефонных станций и компьютерных центров. В зависимости от внутреннего состава источники питания могут быть разных типов. Несколько наиболее распространённых типов, используемых в робототехнике и технических проектах:

Батареи 1,5 В

Батарейки с таким напряжением могут иметь различные размеры. Наиболее распространённые размеры АА и ААА. Диапазон ёмкости от 500 до 3000 мАч.

3В литиевая «монетка»

Все эти литиевые элементы рассчитаны номинально на 3 В (при нагрузке) и с напряжением холостого хода около 3,6 вольт. Ёмкость может достигать от 30 до 500мAч. Широко используется в карманных устройствах за счёт их крошечных размеров.

Никель-металлогидридные (NiМГ)

Эти батареи имеют высокую плотность энергии и могут заряжаться почти мгновенно. Другая важная особенность — цена. Такие аккумуляторы дешёвые (в сравнение с их размерами и ёмкостями). Этот тип батареи часто используется в робототехнических самоделках .

3.7 В литий-ионные и литий-полимерные аккумуляторы

Они имеют хорошую разряжающую способность, высокую плотность энергии, отличную производительность и небольшой размер. Литий-полимерный аккумулятор широко используется в робототехнике.

9-вольтовая батарея

Наиболее распространенная форма — прямоугольная призма с округленными краями и клеммами, что расположены сверху. Ёмкость составляет около 600 мАч.

Свинцово-кислотные

Свинцово-кислотные аккумуляторы являются рабочей лошадкой всей радио-электронной промышленности. Они невероятно дешёвы, перезаряжаются и их легко купить. Свинцово-кислотные аккумуляторы используются в машиностроении, UPS (источниках бесперебойного питания), робототехнике и других системах, где необходим большой запас энергии, а вес не так важен. Наиболее распространенными являются напряжения 2В, 6В, 12В и 24В.

Последовательно-параллельное соединение батарей

Источник питания может быть подключен последовательно или параллельно. При подключении последовательно величина напряжения увеличивается, а когда подключение параллельное – увеличивается текущая величина тока.

Существует два важных момента относительно батарей:

Емкость является мерой (как правило, в Aмп-ч) заряда, хранящейся в батарее, и определяется массой активного материала, содержащегося в ней. Ёмкость представляет собой максимальное количество энергии, которую можно извлечь при определенно заданных условиях. Тем не менее, фактические возможности хранения энергии аккумулятора могут значительно отличаться от номинального заявленного значения, а ёмкость батареи сильно зависит от возраста и температуры, режимов зарядки или разрядки.

Ёмкость батареи измеряется в ватт-часах (Вт*ч), киловатт-часах (кВт-ч), ампер-часах (А*ч) или миллиампер-час (мА * ч). Ватт-час – это напряжение (В) умноженное на силу тока(I) (получаем мощность – единица измерения Ватты (Вт)), которое может выдавать батарея определенный период времени (как правило, 1 час). Так как напряжение фиксируемое и зависит от типа аккумулятора (щелочные, литиевые, свинцово-кислотные, и т.д.), часто на внешней оболочке отмечают лишь Ач или мАч (1000 мАч = 1Aч). Для более продолжительной работы электронного устройства необходимо брать батареи с низким током утечки. Чтобы определить срок службы аккумулятора, разделите ёмкость на фактический ток нагрузки. Цепь, которая потребляет 10 мА и питается от 9-вольтной батареи будет работать около 50 часов: 500 мАч / 10 мА = 50 часов.

Во многих типах аккумуляторов, вы не можете «забрать» энергию полностью (другими словами, аккумулятор не может быть полностью разряжен), не нанося серьезный, и часто непоправимый ущерб химическим составляющим. Глубина разрядки (DOD) аккумулятора определяет долю тока, которая может быть извлечена. Например, если DOD определено производителем как 25%, то только 25% от ёмкости батареи может быть использовано.

Темпы зарядки/разрядки влияют на номинальную ёмкость батареи. Если источник питания разряжается очень быстро (т.е., ток разряда высокий), то количество энергии, которое может быть извлечено из батареи снижается и ёмкость будет ниже. С другой стороны если батарея разряжается очень медленно (используется низкий ток), то ёмкость будет выше.

Температура батареи также будет влиять на ёмкость. При более высоких температурах ёмкость аккумулятора, как правило, выше, чем при более низких температурах. Тем не менее, намеренное повышение температуры не является эффективным способом повышения ёмкости аккумулятора, так как это также уменьшает срок службы самого источника питания.

С-Ёмкость: Токи заряда и разряда любой аккумуляторной батареи измеряются относительно её емкости. Большинство батарей, за исключением свинцово-кислотных, оценено в 1C. Например, батарея с ёмкостью 1000mAh, выдает 1000mA в течение одного часа, если уровень – 1C. Та же батарея, с уровнем 0.5C, выдает 500mA в течение двух часов. С уровнем 2C, та же батарея выдает 2000mA в течение 30 минут. 1C часто упоминается как одночасовой разряд; 0.5C – как двухчасовой и 0.1C – как 10-часовой.

Ёмкость батареи обычно измеряется с помощью анализатора. Анализаторы тока отображают информацию в процентах отталкиваясь от значения номинальной ёмкости. Новая батарея иногда выдает больше 100 % тока. В таком случае, батарея просто оценена консервативно и может выдержать более длительное время, чем указанно производителем.

Зарядное устройство может быть подобрано с точки зрения ёмкости батареи или величины C. Например зарядное устройство с номиналом C/10 полностью зарядит батарею через 10 часов, зарядное устройство с номиналом в 4C, зарядило бы аккумулятор через 15 минут. Очень быстрые темпы зарядки (1 час или менее) обычно требуют того, чтобы зарядное устройство тщательно контролировало параметры аккумулятора, такие как предельное напряжение и температура, чтобы предотвратить перезаряд и повреждения батареи.

Напряжение гальванического элемента определяется химическими реакциями, что проходят внутри него. Например, щелочные элементы – 1.5 В, все свинцово- кислотные – 2 В, а литиевые – 3 В. Батареи могут состоять из нескольких ячеек, поэтому вы редко, где сможете увидеть 2-вольтовую свинцово-кислотную батарею. Обычно они соединены вместе внутри, чтобы выдавать 6 В, 12 В или 24 В. Не стоит забывать о том, что номинальное напряжение в «1.5-вольтовой» батарее типа AA фактически начинается с 1.6 В, затем быстро опускается к 1.5, после чего медленно дрейфует вниз к 1.0 В, при котором батарею уже принято считать ‘разряженной’.

Как лучше выбрать батарею для поделки ?

Как вы уже поняли, в свободном доступе, можно найти много типов батарей с разным химическим составом, таким образом, не легко выбрать, какое питание является лучшим для именно вашего проекта. Если проект очень энергозависимый (большие системы звука и моторизованные самоделки ) следует выбирать свинцово-кислотную батарею. Если вы хотите построить переносную поделку , которая будет потреблять небольшой ток, то следует выбрать литиевую батарею. Для любого портативного проекта (легкий вес и умеренное питание) выбираем литиево-ионный аккумулятор. Вы можете выбрать более дешёвый аккумулятор на основе метало-никелевого гидрида (NIMH), хотя они более тяжёлые, но не уступают литиево-ионным в остальных характеристиках. Если вы хотели бы сделать энергоёмкий проект то литиево-ионный щелочной (LiPo) аккумулятор будет лучшим вариантом, потому что он имеет маленькие размеры, лёгок по сравнению с другими типами батарей, перезаряжается очень быстро и выдаёт ток высокого значения.

Хотите, чтобы Ваши аккумуляторы прослужили долгое время? Используйте высококачественное зарядное устройство, которое имеет датчики для поддержания надлежащего уровня заряда и подзарядки малым током. Дешёвое зарядное устройство убьёт ваши аккумуляторы.

Шаг 3: Резисторы

Резистор — очень простой и наиболее распространённый элемент на схемах. Он применяется для того, чтобы управлять или ограничивать ток в электрической цепи.

Резисторы — пассивные компоненты, которые только потребляют энергию (и не могут производить её). Резисторы, как правило, добавляются в цепь, где они дополняют активные компоненты, такие как ОУ, микроконтроллеры и другие интегральные схемы. Обычно они используются, чтобы ограничить ток, разделить напряжения и линии ввода/вывода.

Сопротивление резистора измеряется в Омах. Большие значения могут быть сопоставлены с префиксом кило-, мега-, или гига, чтобы сделать значения легко читаемыми. Часто можно увидеть резисторы с меткой кОм и МОм диапазоне (гораздо реже мОм резисторы). Например, 4,700Ω резистор эквивалентен 4.7kΩ резистору и 5,600,000Ω резистор можно записать в виде 5,600kΩ или (более обычно) 5.6MΩ.

Существуют тысячи различных типов резисторов и множество фирм, что их производят. Если брать грубую градацию то существуют два вида резисторов:

  • с чётко заданными характеристиками;
  • общего назначения, чьи характеристики могут «гулять» (производитель сам указывает возможное отклонение).

Пример общих характеристик:

  • Температурный коэффициент;
  • Коэффициент напряжения;
  • Частотный диапазон;
  • Мощность;
  • Физический размер.

По своим свойствам резисторы могут быть классифицированы как:

Линейный резистор — тип резистора, сопротивление которого остается постоянным с увеличением разности потенциалов (напряжения), что прикладываются к нему (сопротивление и ток, что проходит через резистор не изменяется от приложенного напряжения). Особенности вольт-амперной характеристики такого резистора — прямая линия.

Не линейный резистор – это резистор, сопротивление которого изменяется в зависимости от значения прикладываемого напряжения или протекающего через него тока. Это тип имеет нелинейную вольт-амперную характеристику и не строго следует закону Ома.

Есть несколько типов нелинейных резисторов:

  • Резисторы ОТК (Отрицательный Температурный Коэффициент) — их сопротивление понижается с повышением температуры.
  • Резисторы ПЕК (Положительный Температурный Коэффициент) — их сопротивление увеличивается с повышением температуры.
  • Резисторы ЛЗР (Светло-зависимые резисторы) — их сопротивление изменяется с изменением интенсивности светового потока.
  • Резисторы VDR (Вольт зависимые резисторы) — их сопротивление критически понижается, когда значение напряжения превышает определенное значение.

Не линейные резисторы используются в различных проектах. ЛЗР используется в качестве датчика в различных робототехнических проектах.

Кроме этого, резисторы бывают с постоянным и переменным значением:

Резисторы постоянного значения — типы резисторов, значение которых уже установлено, при производстве и не может быть изменено во время использования.

Переменный резистор или потенциометр – тип резистора, значение которого может быть изменено во время использования. Этот тип обычно имеет вал, который поворачивается или перемещается вручную для изменения значения сопротивления в фиксированном диапазоне, например, от. 0 кОм до 100 кОм.

Магазин сопротивлений:

Этот тип резистора состоит из «упаковки», в которой содержится два или более резисторов. Он имеет несколько терминалов, благодаря которым может быть выбрано значение сопротивления.

По составу резисторы бывают:

Углеродные:

Сердечник таких резисторов отливается из углерода и связующего вещества, создающих требуемое сопротивление. Сердечник имеет чашеобразные контакты, удерживающие стержень резистора с каждой стороны. Весь сердечник заливается материалом (наподобие бакелита) в изолированном корпусе. Корпус имеет пористую структуру, поэтому углеродные композиционные резисторы чувствительны к относительной влажности окружающей среды.

Эти типы резисторов обычно производит шум в цепи за счёт электронов, проходящих через углеродные частицы, таким образом, эти резисторы, не используются в «важных» схемах, хотя они дешевле.

Осаждения углерода:

Резистор, который сделан путём нанесения тонкого слоя углерода вокруг керамического стержня — называется углеродо-осаждённым резистором. Он изготавливается путем нагревания керамических стержней внутри колбы метана и осаждением углерода вокруг них. Значение резистора определяется количеством углерода, осажденного вокруг керамического стержня.

Пленочный резистор:

Резистор выполнен путем осаждения распыляемого металла в вакууме на керамическую основу прута. Эти типы резисторов очень надежны, имеют высокую устойчивость, а также имеют высокий температурный коэффициент. Хотя они дороже по сравнению с другими, но используются в основных системах.

Проволочный резистор:

Проволочный резистор изготовлен путем намотки металлической проволоки вокруг керамического сердечника. Металлический провод представляет собой сплав различных металлов подобранных согласно заявленным особенностям и сопротивлениям требуемого резистора. Эти тип резистора имеет высокую стабильность, а также выдерживает большие мощности, но, как правило, они более громоздкие по сравнению с другими типами резисторов.

Метало-керамические:

Эти резисторы изготовлены путем обжига некоторых металлов, смешанные с керамикой на керамической подложке. Доля смеси в смешанном метало-керамическом резисторе определяет значение сопротивления. Этот тип очень стабилен, а также имеет точно вымеренное сопротивление. Их в основном используют для поверхностного монтажа на печатных платах.

Прецизионные резисторы:

Резисторы, значение сопротивлений которых лежит в пределах допуска, поэтому они очень точны (номинальная величина находится в узком диапазоне).

Все резисторы имеют допуск, который даётся в процентах. Допуск говорит нам, насколько близко к номинальному значению сопротивления может изменяться. Например, 500Ω резистор, который имеет значение допуска 10%, может иметь сопротивление между 550Ω или 450Ω. Если же резистор имеет допуск 1%, сопротивление будет меняться только на 1%. Таким образом, 500Ω резистор может варьироваться от 495Ω 505Ω.

Прецизионный резистор — резистор, у которого уровень допуска всего 0.005%.

Плавкий резистор:

Проволочный резистор, разработан таким образом, чтобы легко перегореть, когда номинальная мощность превысет граничный порог. Таким образом плавкий резистор имеет две функции. Когда питание не превышено, он служит ограничителем тока. Когда номинальная мощность превышена, оа функционирует как предохранитель, после перегорания цепь становится разорванной, что защищает компоненты от короткого замыкания.

Терморезисторы:

Теплочувствительный резистор, значение сопротивления которого изменяется с изменением рабочей температуры.

Терморезисторы показывают или положительный температурный коэффициент (PTC) или отрицательный температурный коэффициент (NTC).

Насколько изменяется сопротивление с изменениями рабочей температуры зависит от размера и конструкции терморезистора. Всегда лучше проверить справочные данные, чтобы узнать все спецификации терморезисторов.

Фоторезисторы:

Резисторы, сопротивление которых меняется в зависимости от светового потока, что падает на его поверхность. В тёмной среде сопротивление фоторезистора очень высоко, несколько M Ω. Когда интенсивный свет попадает на поверхность, сопротивление фоторезистора существенно падает.

Таким образом фоторезисторы — переменные резисторы, сопротивление которых зависит от количества света, что падает на его поверхность.

Выводные и безвыводные типы резисторов:

Выводные резисторы: Этот тип резисторов использовался в самых первых электронных схемах. Компоненты подключались к выводным клеммам. С течением времени, начали использоваться печатные платы, в монтажные отверстия которых впаивались выводы радиоэлементов.

Резисторы поверхностного монтажа:

Этот тип резистора всё более часто стали использовать начиная с введения технологии поверхностного монтажа. Обычно этот тип резистора создается путём использования тонкоплёночной технологии.

Шаг 4: Стандартные или общие значения резисторов

Система обозначений имеет свои истоки, которые выходят с начала прошлого века, когда большинство резисторов были углеродными с относительно плохими производственными допусками. Объяснение довольно простое – используя 10% допуск можно уменьшить число выпускаемых резисторов. Было бы малоэффективно производить резисторы с сопротивлением 105 Ом, так как 105 находится в пределах 10%-го диапазона допуска резистора на 100 Ом. Следующая рыночная категория составляет 120 Ом, потому что у резистора на 100 Ом с 10%-й терпимостью, будет диапазон между 90 и 110 Ом. У резистора на 120 Ом диапазон лежит между 110 и 130 Ом. По этой логики предпочтительно выпускать резисторы с 10% допуском 100, 120, 150, 180, 220, 270, 330 и так далее (соответственно округлены). Это — ряд E12, показанный ниже.

Терпимость 20% E6,

Терпимость 10% E12,

Терпимость 5% E24 (и обычно 2%-я терпимость),

Терпимость 2% E48,

E96 1% терпимости,

E192 0,5, 0,25, 0,1% и выше допуски.

Стандартные значения резисторов:

Е6 серии: (20% допуска) 10, 15, 22, 33, 47, 68

E12 серии: (10% допуска) 10, 12, 15, 18, 22, 27, 33, 39, 47, 56, 68, 82

E24 серии: (5% допуска) 10, 11, 12, 13, 15, 16, 18, 20, 22, 24, 27, 30, 33, 36, 39, 43, 47, 51, 56, 62, 68, 75, 82, 91

E48 серии: (2% допуска) 100, 105, 110, 115, 121, 127, 133, 140, 147, 154, 162, 169, 178, 187, 196, 205, 215, 226, 237, 249, 261, 274, 287, 301, 316, 332, 348, 365, 383, 402, 422, 442, 464, 487, 511, 536, 562, 590, 619, 649, 681, 715, 750, 787, 825, 866, 909, 953

E96 серии: (1% допуска) 100, 102, 105, 107, 110, 113, 115, 118, 121, 124, 127, 130, 133, 137, 140, 143, 147, 150, 154, 158, 162, 165, 169, 174, 178, 182, 187, 191, 196, 200, 205, 210, 215, 221, 226, 232, 237, 243, 249, 255, 261, 267, 274, 280, 287, 294, 301, 309, 316, 324, 332, 340, 348, 357, 365, 374, 383, 392, 402, 412, 422, 432, 442, 453, 464, 475, 487, 491, 511, 523, 536, 549, 562, 576, 590, 604, 619, 634, 649, 665, 681, 698, 715, 732, 750, 768, 787, 806, 825, 845, 866, 887, 909, 931, 959, 976

E192 серии: (0,5, 0,25, 0,1 и 0,05% допуска) 100, 101, 102, 104, 105, 106, 107, 109, 110, 111, 113, 114, 115, 117, 118, 120, 121, 123, 124, 126, 127, 129, 130, 132, 133, 135, 137, 138, 140, 142, 143, 145, 147, 149, 150, 152, 154, 156, 158, 160, 162, 164, 165, 167, 169, 172, 174, 176, 178, 180, 182, 184, 187, 189, 191, 193, 196, 198, 200, 203, 205, 208, 210, 213, 215, 218, 221, 223, 226, 229, 232, 234, 237, 240, 243, 246, 249, 252, 255, 258, 261, 264, 267, 271, 274, 277, 280, 284, 287, 291, 294, 298, 301, 305, 309, 312, 316, 320, 324, 328, 332, 336, 340, 344, 348, 352, 357, 361, 365, 370, 374, 379, 383, 388, 392, 397, 402, 407, 412, 417, 422, 427, 432, 437, 442, 448, 453, 459, 464, 470, 475, 481, 487, 493, 499, 505, 511, 517, 523, 530, 536, 542, 549, 556, 562, 569, 576, 583, 590, 597, 604, 612, 619, 626, 634, 642, 649, 657, 665, 673, 681, 690, 698, 706, 715, 723, 732, 741, 750, 759, 768, 777, 787, 796, 806, 816, 825, 835, 845, 856, 866, 876, 887, 898, 909, 920, 931, 942, 953, 965, 976, 988

При разработке оборудования лучше всего придерживаться самого низкого раздела, т.е. лучше использовать E6, а не E12. Таким образом, чтобы число различных групп в любом оборудовании было минимизировано.

Продолжение следует



Загрузка...