sonyps4.ru

Кованые или литые диски - что лучше? Сравнение, плюсы и минусы. Кованые или литые диски

Автомобильные диски делятся по технологии изготовления на литые и кованые. Перед водителями, которые собираются приобрести их, всегда появляется вопрос: какие выбрать? Не всегда удается самостоятельно разобраться в этом. А обращаясь к сотрудникам автомагазинов, не всегда можно надеяться на грамотную консультацию, так как продавцам необходимо сбывать залежалый товар. Так что их советы часто диаметрально противоположны истине. Чем же диски литые отличаются от кованых? И какие из них лучше?

Определения

Литые диски изготавливаются способом отливки расплавленных металлов. В большинстве случаев этими металлами являются сплавы магния и алюминия. Они относятся к категории легких металлов. Именно поэтому диски получили название литые или легкосплавные.

Литой диск

Кованые диски делаются из тех же металлов, что и литые, но технология производства отличается. Кованые диски производят способом промышленной горячей штамповки. После этого они проходят процесс закалки.


Кованый диск

Сравнение

Главное различие литых и кованых дисков заключается в технологии производства. Диски литые выливают, используя специальные формы, а заготовки для кованых штампуются под большой температурой и давлением. После этого штамповка обрабатывается на специальных станках, в ней вырезаются спицы, а также другие элементы оформления.

Литой диск является более хрупким, имеет высокую долю вероятности образования пустот и скрытых раковин. Кованый же диск намного более ударопрочный. Также у него намного выше демпфирующая способность. Он при сильном ударе гнется, но не ломается, ведь при штамповке металл более прочен и имеет волокнистую структуру. Повреждения можно даже восстановить самостоятельно с помощью молотка. Литые же диски после удара восстановлению не подлежат.

Однако кованые диски в дизайнерском плане серьезно уступают литым. У последних намного шире дизайнерское разнообразие, ими часто оснащаются иномарки. Кованные диски ставят на автомобили отечественного производства и внедорожники. Их рекомендуется ставить в зимнее время, но нельзя забывать периодически очищать их внутреннюю поверхность от скопившейся грязи. Иначе она заметно ухудшает управление машиной. Что касается динамики и управляемости, а также комфорта при езде, то у автомобиля, оснащенного коваными дисками, эти параметры намного выше.

Выводы сайт

  1. Технология их производства отличается: литые диски отливаются в форму, кованые – штампуются на специальном оборудовании.
  2. Литые намного хрупче, в них образовываются пустоты.
  3. Кованые диски легче литых дисков.
  4. Кованый диск ударопрочный, имеет более высокую демпфирующую способность, чем литой.
  5. В дизайнерском плане кованые диски уступают литым. Ими оснащают продукцию отечественного производства и внедорожники.
  6. Динамика и управляемость при езде выше с коваными дисками.
  7. Кованые диски стоят дороже литых.

Многие согласятся с тем утверждением, что диски составляют 80 процентов вида всего автомобиля. Правильно подобранные диски действительно способны изменить экстерьер. Но не только ради дизайна их выбирают. Многим важны такие характеристики, как управляемость, динамика разгона и т. д. Разумеется, штампованные колеса вне списка. Но не каждый отдает предпочтение именно «литью». Некоторые делают выбор в пользу ковки. Но правильно ли это? Что лучше - кованые или литые диски? Рассмотрим в нашей сегодняшней статье.

Особенности материала

Какова разница между литыми и коваными дисками? Нужно сказать, что материал, из которого они изготавливается, одинаковый. За основу берется алюминий, магний и небольшой процент меди. По своей структуре эти диски одинаковые. Но у каждого производителя есть своя формула изготовления, которая держится в секрете.

Также отметим, что способ изготовления кованных и литых дисков несколько отличается. Именно поэтому они имеют разные характеристики.

Особенности литых дисков

Их изготавливают методом литья, выливая в специальные формы. Далее идет обработка изделия. Диск обтачивают на специальных станках и красят. Однако в чем недостатки такой технологии изготовления? Готовые изделия имеют гораздо меньшую прочность. Так, в материале остаются маленькие пузырьки размером в несколько микрон. Чтобы придать такому диску прочность, производители усиливают стенки, делая их толще.

Кованные

Здесь технология изготовления несколько иная. Так, алюминий заливается в специальные формы, похожие на длинный цилиндр. После того как форма остывает, изделие распиливают на несколько частей. Так, из одного большого получается несколько маленьких цилиндров. Далее каждый кусок нагревается в печи. Затем его отправляют под огромный пресс. Там он сдавливается несколько раз под определенным углом. Этот процесс отдаленно напоминает ковку, за счет чего и получили данные диски столь характерное название.

В результате многочисленного сдавливания металл получается мелкозернистым и наличие пор в нем исключено. Поэтому такие изделия более прочные. Однако на этом процесс изготовления не заканчивается. Далее изделие проходит этап осаживания, а после снова отправляется в печь. На прессе меняется штамп цилиндров и придается форма, отдаленно напоминающая диск (но пока в нем нет отверстий и каких-либо прорезей). Только после этого производится выдавливание формы на прессе. Так появляются борозды и борта. Затем изделие нагревается до 500 градусов Цельсия и резко охлаждается в воде. Это позволяет добиться еще большей прочности изделия и снять внутреннее механическое напряжение. На следующем этапе изделие обрабатывается механически. При помощи резцов ему придают нужную форму и вид. Диск максимально облегчается, но сохраняются ребра жесткости. Затем он отправляется на порошковую покраску.

Как видите, технология производства такого диска довольно сложная. Поэтому стоимость изделия на порядок выше.

Дизайн

Некоторые ошибочно полагают, что кованные диски ограничены в рисунке. Но если произвести сравнение кованых и литых дисков, что есть на рынке, можно заметить, что ассортимент обеих вариантов весьма огромен. Можно выбрать подходящий диск любого дизайна. Но в основном кованные изделия окрашивают в белый цвет. Литые чаще имеют серебристый оттенок.

Ударопрочность

К дискам, что используются на наших разбитых дорогах, помимо дизайна предъявляется еще одно требование. Это ударопрочность. Особенно актуален данный фактор при использовании спортивных, низкопрофильных шин. Что лучше - кованые или литые диски для автомомибля? В плане стойкости к ударам, литые значительно проигрывают кованным. Как мы уже отметили ранее, при их изготовлении остаются поры в материале. Кованые диски («Слик», в том числе) имеют максимальную прочность. Деформировать такие изделия очень трудно, так как материал достаточно плотный по своей структуре.

Но здесь всплывает другая сторона медали. Так как при наезде на неровность удар не гасится о диск, вся нагрузка распределяется на:

  • покрышки;
  • элементы подвески;
  • кузов (в случае пробоя подвески).

Диск не может смягчить удар, а потому часто после наезда на крупную яму на скорости разрывает покрышку (либо появляется характерная грыжа).

О ремонте «литья»

При ударе деформация будет направлена внутрь диска, не затрагивая посадочное место шины. То есть страдает в первую очередь обод.

Но нужно понимать, что после такого удара будут трудности с ремонтом. Если обычные штампованные колеса можно «вытянуть», то здесь без сварки не обойтись. В 80 процентах на таком диске будут трещины. Чтобы вернуть такое колесо в прежнее состояние, требуется специальный сварочный аппарат и другое оборудование. Стоимость восстановления колеса весьма существенна.

Чем актуальна «ковка»? Все за и против

Среди плюсов таких дисков отзывы отмечают:

  • Качество изготовления. Такие диски обладают высокой прочностью.
  • Хорошие скоростные характеристики. Колесо будет весить меньше при тех же размерах, нежели литое. Разница примерно в 20-30 процентов. А как известно, чем легче диск, тем быстрее автомобиль может набрать скорость.
  • Расход топлива. Двигателю нужно меньше усилий, чтобы разогнать автомобиль. Соответственно, падает расход топлива. Но этот показатель не столь существенный - всего 3 процента.
  • Красивый дизайн. Такие колеса придают машине более эстетичный и привлекательный вид. Благодаря широкому ассортименту каждый может выбрать диски нужного размера и дизайна.
  • Прочность. Это одна из главных характеристик, за счет которой и покупают кованные диски. Иногда заменить деталь подвески легче, чем найти новый или восстановить поврежденный литой диск. К тому же ходовая часть имеет определенный запас прочности. И чтобы «приговорить» амортизаторы, нужно найти поистине глубокую яму.

Что лучше - кованые или литые диски? Есть у «ковки» и недостатки. Основной минус - это стоимость. Цена кованных дисков «Слик» на 14 дюймов (для обычной «Лады») составляет около 22 тысяч рублей за комплект. Литые будут стоит вдвое дешевле. Также многие боятся ударов и пробоя подвески. Но это все относительно - при желании можно «убить» любой автомобиль, какие бы колеса там ни стояли.

Производители литых дисков и кованных

В нашей стране популярны несколько марок:

  • ZW. Это литые диски малазийского производства. В ассортименте - более 300 моделей. Изделия имеют низкую стоимость и привлекательный дизайн. Изготавливаются по японской технологии.
  • «Тех Лайн». Это российский производитель литых дисков. Модельный ряд включает более 220 вариантов. Компания является одним из лидеров в странах СНГ.
  • "ВСМПО". Это тоже российский производитель, но изготавливает он кованные диски. Как отмечают отзывы, именно "ВСМПО" является лидером среди «ковки», так как диски отличаются хорошей прочностью и относительно небольшой стоимостью. Часто "ВСМПО" можно встретить на переднеприводных «Ладах». Выглядят такие диски весьма привлекательно.
  • «Слик». Данная марка не менее распространена в России. В ассортименте - кованные диски самых различных размеров и цвета. Как отмечают отзывы, эти изделия довольно прочные.
  • «Скад». Российский производитель. Имеет не менее широкий ассортимент дисков. Часто используются на отечественных ВАЗах и бюджетных иномарках (типа «Нексии»).

Подводим итоги

Итак, мы рассмотрели плюсы и минусы литых дисков и кованных. Как видите, разница между ними есть, причем существенная. Применяя один и тот же материал, но по разной технологии изготовления, получается совершенно иной вид дисков. Что лучше - кованые или литые диски? Взвесив все за и против, многие приходят к выводу, что лучше приобрести «ковку». Она легче, благодаря чему падает расход и увеличивается динамика, а также прочнее, что особо актуально на наших дорогах. Если для вас важны такие характеристики, как надежность и динамика разгона, стоит переплатить и приобрести кованные диски. Производителей «ковки» сейчас много, поэтому каждый может найти подходящий вариант по цене и дизайну.

Вопрос о том, что лучше: кованые диски или литые, вызывает массу споров. И чаще всего эти споры ничем не заканчиваются. Каждый автолюбитель остается при своем мнении.

Так как аргументы в ту или иную сторону приблизительно одинаковые. Ведь невозможно оценивать диск как таковой, как отдельный узел. Его нужно оценивать только в комплексе взаимодействия с другими элементами подвески автомобиля. И в некоторых случаях явно выигрывают кованые диски, а в некоторых вполне хватает и литых дисков. Помимо этого литые диски стоят значительно дешевле, чем диски кованые. И это является существенным аргументов в пользу литых дисков.

Технология производства литых дисков

Для производства дисков такого типа используется технология литься с применением алюминиевых или магниевых сплавов. Расплавленный металл заливают в форму (хотя это несколько упрощенно, технология несколько сложнее). И после того, как металл застывает, получается готовый диск, который не подлежит последующей механической обработке, за исключением возможного удаления литников и небольших наплывов расплавленного металла.

После этого полученные диски подвергаются дополнительной термической обработке, которую можно охарактеризовать, как закалку металла, если эта формулировка подходит для алюминиевых и магниевых сплавов. В результате такой термообработки, зерна металла становятся чуть меньше и связи между ними усиливаются. Т.е. диск становится прочнее, чем, если бы его устанавливали на автомобиль сразу после литья.

Следующая технологическая операция после завершения процесса закалки – искусственное старение металла. Такая процедура нужна для того, чтобы снять остаточные внутренние напряжения, которые возникают при закалке. Если бы эта процедура не проводилась, то у диска была бы еще большая хрупкость.

В результате получается структура металла, имеющая достаточно большую зернистость. Если посмотреть на разлом такого диска при значительном увеличении, то можно заметить, что металл имеет некую пористую структуру. Т.е. между частицами металла может наблюдаться присутствие свободных полостей наполненных воздухом. И чем больше этих полостей приходится на единицу площади разлома, тем прочность материала будет меньше.

Для того чтобы добиться необходимой прочности на излом стенки дисков литого типа выполняются достаточно толстыми. Только таким способом можно обеспечить необходимую жесткость конструкции. Если говорить о весе таких дисков, то изделия из алюминиевого сплава получаются более тяжелыми, чем те, которые сделаны из магниевого сплава. Это связано с различным удельным весом этих металлов. Магний несколько легче.

Сильно ли влияет лишний вес дисков на состояние подвески автомобиля? Пожалуй, что влияет. Чем больше вес дисков, тем большую нагрузку испытывает система подвески автомобиля, особенно на больших скоростях вращения колеса. Начинают работать центробежные силы, которые напрямую зависят от веса диска.

Теперь, чтобы более четко понять, что лучше: кованые диски или литые, давайте рассмотрим технологию производства кованых дисков.

Технология производства кованых дисков

Процессы, которые происходят во время производства кованых дисков, только с натяжкой можно назвать процессом ковки. Будет правильнее называть эту технологию горячей штамповкой. Материалы используются для производства кованых дисков точно такие же, что и для дисков литых. Но в результате обработки давлением с использованием температуры зернистость металла значительно снижается. И прочность на излом повышается. Получается, что материал уплотнятся в значительной степени.

В результате такой технологии получаются диски с меньшей толщиной стенок, но их прочность значительно превосходит прочность литых дисков. Более того, материал становится более эластичным, напоминающим по своим свойствам диски из стали. Но при этом с гораздо меньшим весом.

После того как диск проходит процесс горячей штамповки, он в обязательном порядке подвергается механической обработке на токарном и фрезерном станке. Кроме этого обязательно проводится термообработка диска: закалка и старение. Старение металла нужно для того, чтобы убрать внутренние напряжения, которые возникают на внешних слоях диска.

Разница в свойствах литых и кованых дисков

А теперь, зная основы производства колесных дисков этих двух типов, можно сделать выводы о том, что лучше: кованые диски или литые.

Если рассматривать механические свойства литых и кованых дисков, можно заметить существенную разницу в том, как эти диски воспринимают ударные нагрузки. Из-за того, что литые диски имеют повышенную зернистость, в результате ударов они могут раскалываться. Причем потом все эти трещины не реставрируются и не ремонтируются.

И нужно понимать, что появившаяся небольшая трещина в диске будет являться постоянной угрозой безопасности при движении. И под действием последующих ударов и вибраций она будет только увеличиваться.

Небольшие сколы, которые появляются на краях литых дисков, не несут такой опасности, но при этом нарушается балансировка колеса. А это приводит к износу резины и другим негативным последствиям. Литые диски отлично подходят для хороших дорог, но не очень подходят для езды по дорогам, где покрытие оставляет желать лучшего. Так что для езды по плохим дорогам лучше использовать или штампованные стальные диски или диски кованые.

Кованые диски сами по себе гораздо прочнее своих литых собратьев. Поэтому они менее восприимчивы к ударам и при этом они не трескаются, а только лишь деформируются. Причем эта деформация может устраняться на специальном станке методом прокатывания. Причем сервисов, которые выполняют подобные процедуры, предостаточно.

Тут надо сказать, что технология прокатки кованых дисков аналогична технологии . Метод этот не является трудоемким, но позволяет восстановить диск, имеющий повреждения высокой степени.

Вместе с тем, литые диски ремонту практически не поддаются. Существующие на сегодняшний день технологии позволяют справиться лишь с незначительными повреждениями. Да, возможно применение аргоновой сварки для ремонта значительных повреждений. Но последующая езда на дисках, отреставрированных таким способом, довольно рискованна.

Толщина стенок кованых дисков меньше, поэтому и сам диск существенно меньше весит. А это безусловный плюс для работы подвески. Но в тоже время повышенная жесткость и прочность кованых дисков может сыграть злую шутку над автолюбителем. При попадании в серьезную яму и получении серьезного удара, вся энергия удара уходит на элементы подвески.

Но главный недостаток кованых дисков – это их высокая стоимость. Она в разы больше, чем цена дисков литых. И чаще всего кованые диски ставятся на машины дорогого класса. Но если бы уровень цен как-то выровнялся или не был таким разительным, альтернативы кованым дискам бы не было.



Загрузка...