sonyps4.ru

Китайская gps система. В

Спутниковая навигационная система Бэйдоу - китайская спутниковая система навигации, состоящая из двух отдельных групп спутников. Первая группа Бэдоу-1, официально названная как Экспериментальная спутниковая навигационная система, была запущена в 2000 году в ограниченном тестовом режиме и состояла только из трех спутников. Вторая группа Бэйдоу-2, также известная как COMPASS, находится в стадии создания, которое предполагается завершить к 2020 году.


Название Бэйдоу, система получила в честь созвездия Большой Медведицы, которое с давних времен использовалось в навигации для нахождения Полярной Звезды. Оригинальная идея создания китайской навигационной системы была предложена ещё в 1980 гг. Ченом Фангьюном (Chen Fangyun).

Китайское национально космическое управление определило следующий порядок развития системы Бэйдоу:

  • 2000—2003 гг.: Экспериментальная система Бэйдоу, состоящая из трёх спутников.
  • 2012 год: Навигационная система для покрытия территории Китая и остальной Азии.
  • 2020 год: Глобальная навигационная система.

В начале 2000-х годов Китайская Бэйдоу-1 отставала от GPS и ГЛОНАСС минимум на поколение. Экспериментальная спутниковая система работала медленнее, давала худшие результаты и была в десятки раз дороже. В 2004 году, с началом создания Бэйдоу-2, произошла модернизация технологий и ситуация изменилась в лучшую сторону. Планируется, что новая глобальная спутниковая система навигации Бэйдоу будет состоять из 35 спутников, среди которых 5 будут расположены на геостационарной орбите, а оставшиеся 30 на средних орбитах, полностью охватывающих Землю. Как и в других спутниковых системах, будет доступно два уровня позиционирования услуг - открытый и закрытый (для военных). Открытый вариант будет доступен по всему миру для обычных пользователей и, как утверждают разработчики, точность позиционирования составит до 10 метров, а скорость до 0.2 метров в секунду.


Китайской стороне ещё предстоит урегулировать вопросы с американской, европейской и российской сторонами относительно частотных диапозонов, которые будет использовать Бэйдоу. Пока же китайская спутниковая система работает на частотах сигнала В1 и Е2 с частотой 1561,098 МГц.


Бэйдоу-2 была запущена в коммерческую эксплуатацию 27 декабря 2012 года, как навигационная система для Азиатско-Тихоокеанского региона. Из выведенных на орбиту 16-ти спутников, задействованы 11, а остальные 5 выполняют резервную функцию. Количество спутников будет увеличиваться вплоть до 2020 года и когда система заработает в полную мощность, начнется её использование по всей Земле.


Уже в мае этого года начнутся переговоры об объединении ГЛОНАСС и китайской системы навигации BeiDou. Что этот альянс может дать для ИТ-отрасли?

Инициатива идёт от китайцев, переговоры пройдут в Харбине. Понятно, что планируется сделать глобальную единую систему мониторинга навигационных спутниковых систем. Чтобы это всё, как минимум, на ШОС работало.

Как это будет работать? В реальном времени объединённая система будет обмениваться данными о позициях группировок спутников, качестве сигнала, передавать друг другу корректирующие поправки по позиционированию. Для ГЛОНАСС это очень выгодная история. Как с точки зрения качества, так и по количеству потребителей системы.

"В случае реализации такого сценария, это позволит кратно повысить точность при использовании потребителями сразу двух глобальных навигационных спутниковых систем", - заявил представитель "Роскосмоса".

Давайте по порядку. Начнём с того, что среди всех существующих навигационных систем китайская - одна из самых молодых. Моложе только Galileo из Европы. Китай первый запуск осуществил в 2000 году, а Галилео - в 2006.

Почему вообще так важна сегодня навигационная система? С точки зрения экономики, навигационная система это неотъемлемая часть современной транспортной системы. Не только у простого потребителя, но и у бизнеса навигация играет очень и очень серьёзную роль. Все уберизированные сервисы, доставка грузов, навигация водного транспорта, воздушного. Это огромные деньги, которые просто при первом приближении так и не оценишь. Так что при выключенной системе ты, как страна, оказываешься где-то в 1940 году с точки зрения транспортной инфраструктуры.

Но с точки зрения безопасности, ровно та же история: если у тебя нет своей навигационной системы, в любой момент вся твоя военная техника оказывается в том же 1940 году, а техника противника - в 2020. Разрыв настолько существенен, что не особо, думаю, нуждается в объяснениях. А заодно всем любителям рассказывать, что GPS не отключат, можно вспомнить 2008 год, когда США вырубило систему позиционирования для российской военной техники в Грузии во время конфликта. Локально. Просто взяли и вырубили. Могут же себе позволить, чего уж там.

В итоге оказалось, что наш ГЛОНАСС явно не зря делали. Китай, кстати, тогда внимательно за этим наблюдал и сделал свои выводы. Крис кризисом, а китайцы продолжили работать над своей системой.

Если мы говорим про максимальную погрешность, которую дают в условиях работы ГЛОНАСС, GPS и BeiDou, то всё достаточно интересно. Оказывается, а это открытые, кстати, данные, что наша система - самая точная в мировой истории. Китайцы - погрешность 10 метров, GPS - 5 метров, а ГЛОНАСС - около 2,5 метров. Для гражданского, конечно, применения. Это к вопросу о том, что некоторые думают, что мы криворукие, создать ничего современного не способны. Так что вполне можем, когда захотим.

Следующий аспект. Глобальных систем, которые одинаково хорошо работают по всему глобусу, сегодня две: те же GPS и ГЛОНАСС. Китайская система может стать глобальной только через 2 года, а в реальности ещё лет 5. Галилео из Европы - примерно в те же сроки. И то, если Великобритания не захочет вернуть вложенные 1,5 млрд евро в проект. А обсуждения такие в Британии уже идут, что нужно сделать свою систему, независимую.

"Мы рассматриваем ряд вариантов, но если наши партнёры в ЕС откажутся, мы выйдем из проекта. Также мы рассматриваем возможность запуска собственной системы", - заявил изданию Financial Times источник в правительстве Великобритании.

Brexit же. Вот и придётся или интегрироваться обратно и делиться своими технологиями, или лепить своё. А ведь ЕС не хочет, чтобы военная часть программы Galileo передавалась не члену Евросоюза. Весь, кстати, бюджет Галилео оценен в 10 млрд евро.

Чувствуете, к чему всё идёт? С одной стороны к размежеванию, когда каждая страна пытается создать свою навигационную систему. Хотя бы региональную. Для примера: Индия 2 года назад "допилила" NavIC с семью спутниками. А Япония создала региональную систему позиционирования QZSS (Quazi-Zenith Satellite System, "Квази-зенитная спутниковая система"), предназначенную для обслуживания в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

С другой стороны, грядёт интеграция региональных и глобальных систем. Это выгодно всем, кроме США, которые одно время были монополистами в глобальном позиционировании. Представьте, что Китай с помощью нас получает беспрецедентную точность позиционирования на своей территории, прекрасную глобально (а это как раз те же морские суда, например). А мы получаем кратный рост потребителей системы и на полученные средства развиваем технологию дальше. Выгодно? Не то слово!

Только вот США просто так это не оставят. Мимо же их кармана всё пойдёт. Поэтому и организовывали первые годы работы ГЛОНАССа информационные атаки, издевались как могли над тем, что первые военные образцы чипов были больше тех, что в GPS, но китайцы с нашей помощью быстро понаделали чипов двойного назначения. А сейчас производят тройного. В тех же телефонах, например. Там поддерживается три навигационные системы. Так что не беспокойтесь, дорогу осилит идущий. Идущий на орбиту спутник.

  1. 2000-2003: Экспериментальная система Бэйдоу из трёх спутников.
  2. к 2012 году: Региональная система для покрытия территории Китая и прилегающих территорий.
  3. к 2020 году: Глобальная навигационная система.

Бэйдоу-1

Первый спутник, «Бэйдоу-1А», был запущен 30 октября 2000 года. Второй, «Бэйдоу-1B», - 20 декабря 2000. Третий спутник, «Бэйдоу-1C», отправлен на орбиту 25 мая 2003 . Система считалась введённой в эксплуатацию с успешного запуска третьего спутника.

2 ноября 2006 Китай заявил, что с 2008 года Бэйдоу будет предлагать открытые услуги с точностью определения местоположения 10 метров . Частота системы «Бэйдоу»: 2491,75 МГц.

27 февраля 2007 года был также запущен четвёртый спутник в рамках «Бэйдоу-1», называемый иногда «Бэйдоу-1D», а иногда - «Бэйдоу-2А». Он выполнял функции подстраховки, на случай выхода из строя одного из запущенных ранее спутников . Сообщалось, что у спутника были неполадки в системе управления, но впоследствии они были устранены .

Бэйдоу-2

В апреле 2007 успешно выведен на орбиту первый спутник группировки «Бэйдоу-2», названый «Компас-M1». Данный спутник является настроечным для частот Бэйдоу-2. Второй спутник, «Компас-G2», запущен 15 апреля 2009 . Третий («Компас-G1») запущен на орбиту носителем Чанчжэн-3C 17 января 2010 . Четвёртый спутник запущен 2 июня 2010 . Носитель Чанчжэн-3A вывел четвёртый спутник со спутниковой площадки в Сичане 1 августа 2010 года .

24 февраля 2011 было развернуто 6 действующих спутников, 4 из них видны в Москве: COMPASS-G3, COMPASS-IGSO1, COMPASS-IGSO2 и COMPASS-M1.

По некоторым источникам, в начале 2011 года Госсовет КНР пересмотрел архитектуру системы и внёс корректировки в план запусков КА. Было принято решение завершить формирование орбитальной группировки для обслуживания регионального потребителя к началу 2013 года. Согласно откорректированному графику, группировка системы Compass/Beidou к началу 2013 году будет включать в себя 14 космических аппаратов, в том числе: 5 спутников на геостационарной орбите (58,5° в.д, 80° в.д., 110,5° в.д., 140° в.д., 160° в.д.); 5 спутников на наклонной геосинхронной орбите (высота 36000 км, наклонение 55°, 118° в.д.); 4 спутника на средней околоземной орбите (высота 21500 км, наклонение 55°).

27 декабря 2011 года «Бэйдоу» была запущена в тестовом режиме, охватывая территорию Китая и сопредельных районов.

27 декабря 2012 года система была запущена в коммерческую эксплуатацию как региональная система позиционирования, при этом спутниковая группировка составляла 16 спутников.

8 мая 2014 года система прошла экспертную проверку, в ходе которой было установлено, что в районе города Тяньцзинь точность составляет менее 1 метра благодаря новой построенной наземной станции корректировки. .

Бэйдоу-3

Планируется развертывание глобальной навигационной системы в составе 35 космических аппаратов к 2020 году (по другим источникам - 36 КА, по третьим - 37 КА), в числе которых: 5 спутников на геостационарной орбите ; 3 спутника на наклонной геосинхронной орбите ; 27 спутников на средней околоземной орбите; несколько дополнительных спутников возможно составят орбитальный резерв .

5 геостационарных спутников (Beidou-3G ) будут располагаться на орбитальных позициях 58,5°, 80°, 110,5°, 140° и 160° восточной долготы и будут запускаться по мере окончания срока службы уже действующих аппаратов второго поколения. Спутники созданы на базе китайской космической платформы DFH-3B, их стартовая масса составит около 4600 кг .

3 спутника (Beidou-3I ), которые будут располагаться на геосинхронной орбите с наклонением 55°, созданы на основе той же платформы, с более низкой мощностью и меньшим весом - около 4200 кг .

27 спутников (Beidou-3М ) для размещения на средней околоземной орбите (высота около 21500 км, наклонение 55°) выполнены на базе новой, более компактной, космической платформы с использованием некоторых деталей проверенной платформы DFH-3B. Размеры спутника в сложенном состоянии составят 2,25 × 1 × 1,22 м, стартовая масса - 1014 кг. После завершения вывода всех спутников в космос, они будут размещаться на 3 орбитальных плоскостях по 9 аппаратов в каждой. Могут быть выведены на орбиту по одиночке с помощью ракеты-носителя Чанчжэн-3C и верхней ступени YZ-1 ; по 2 спутника с помощью ракеты-носителя Чанчжэн-3B и верхней ступени YZ-1; а также по 4 спутника за раз с помощью будущих ракеты-носителя Чанчжэн-5 и верхней ступени YZ-2 .

В 2015 году были запущены первые спутники нового поколения: 2 на среднюю околоземную орбиту (BDS M1-S и BDS M2-S ) и 2 на наклонную геосинхронную (BDS I1-S и BDS I2-S ).

БЕЙДОУ (Beidou – Северный Ковш – китайское название созвездия Большой Медведицы) китайская национальная спутниковая навигационная система.

Система БЕЙДОУ будет предоставлять два вида глобальных и два вида региональных услуг. Глобальными услугами являются услуги с открытым и санкционированным доступом. Региональные услуги - это услуга широкозонной дифференциальной коррекции и услуга передачи коротких сообщений.

Спутниковая группировка системы Beidou

Спутники Beidou-3M/G/I представляют собой орбитальный сегмент третьего этапа развертывания китайской навигационной системы Beidou, использующей спутники на средней орбите средней Земли и наклонных геосинхронной орбите.

Глобальная доступность указанной системы запланирована к 2020 году, когда будут запущены все спутники. За управление программой отвечает Центр управления спутниковой навигацией Китая.

Концепция системы, использующей два геостационарных космических аппарата (рабочее название системы Twinsat), прошла экспериментальную проверку в 1989 г. Эксперимент проводился на базе двух связных космических аппаратов DFH-2/2A, уже находившихся на орбите. В 1993 году Beidou была утвержден в качестве программы для предоставления Китаю независимого доступа к региональной и глобальной навигации, больше не полагающегося на иностранные системы, такие как американская GPS и российская система Glonass.

Первое поколение экспериментальных спутников Beidou, запущенных в 2000 году (Beidou-1A и 1B) и 2003 (Beidou 1C), было основано на базе связной геостационарной платформы DFH-3. В 2004 году региональная навигационная система Beidou начала работу с точностью до 20 метров.

Еще один спутник Beidou-1 был запущен на геостационарную орбиту в 2007 году для обеспечения того, чтобы устранить разрыв между экспериментальной и рабочей системами Beidou.

Характеристики

КА Beidou на геостационарной и геосинхронной наклонной орбите

КА Beidou
на средней круговой орбите

Головной подрядчик Китайская академия космических технологий CAST
Спутниковая платформа DFH - 3/3B DFH - 3B
Срок активного существования ~ 15 лет ~ 12 лет
Масса 828 кг 1615 кг
Сигналы
В2 (с открытым доступом)
В1 (с открытым и санкционированным доступом)
В2 (с открытым доступом)
В3 (с санкционированным доступом)
БСУ 2 Rb (китайского производства) 2 Rb (европейского производства)
Дополнительные возможности лазерные отражатели
лазерные отражатели
регистраторы космических частиц

В ходе модернизация от экспериментальной до операционной системы Beidou Китай планирует запустить в общей сложности 35 спутников - 5 на геостационарной орбите, 27 на средней орбите и 3 на наклонных геосинхронных орбитах.

CAST разработал три разных спутников:

  1. Beidou-3M для работы на средней орбите (27 спутников),
  2. Beidou-3I на наклонных геосинхронных орбитах (3 спутника),
  3. Beidou-3G Satellites - геостационарные орбиты (5 спутников).

Beidou будет предоставлять два типа услуг:

  • бесплатный сервис, который открыт для всех с совместимым терминалом;
  • ограниченный сервис для применения в военных и других целях.

Свободное обслуживание обеспечит точность положения 10 метров, измерение скорости с точностью 0,2 м / с и точность синхронизации 10 наносекунд.

Ограниченный сервис будет иметь точность слежения 10 сантиметров и будет включать в себя данные, передаваемые по сигналу, для предоставления информации о состоянии системы для пользователей.

Beidou-2

В 2010 и 2011 годах было запущено пять спутников Beidou-2I на мощных ракетах Long March 3A для ввода спутников на наклонных геосинхронных орбитах (55°), охватывающих Китай и прилегающие территории. К концу 2011 года система Beidou-2 вступила в эксплуатацию для операторов в Китае и прилегающих территориях с начальной точностью 25 метров, которая должна была улучшиться по мере запуска большего количества спутников.

Спутники Geostationary Beidou-3G основаны на спутниковой платформе DFH-3B, предоставленной Китайской академией космической техники (CAST), с использованием компонентов от проверенной полетами платформы DFH-3 и расширения ее возможностей за счет более совершенных полезных нагрузок и сокращения общего веса платформы.

Платформа DFH-3B имеет шестигранную форму размером 2,2 на 2,0 на 3,1 метра с массой 3800+ килограммов. У спутников Beidou планируемая масса около 4600 килограммов с двумя трехсегментными солнечными батареями, которые генерируют 6800 Вт электроэнергии. На спутнике используются современные навигационные системы, включая датчики звезд и земли, и приводы ориентации, обеспечивающие отличную стабилизацию на всех трех осях.

Точность работы станции на геостационарной орбите составляет +/- 0,05 градуса.

Beidou RNSS работает как европейский Galileo и американский GPS, также используя аналогичные полосы частот. Рубидиевые атомные часы обеспечивают точные временные решения, необходимые для расчета временной задержки с момента отправки сигнала до прибытия в приемник, что, в свою очередь, позволяет рассчитать расстояние до спутника. Для того, чтобы приемник мог вычислить точное положение, необходимы три одновременных измерения расстояния до трех разных спутников.

Космические аппараты системы Beidou-2, находящейся в эксплуатации, передают сигналы B1 и B2, что позволяет предоставлять открытые бесплатные услуги в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Предполагается излучение навигационных радиосигналов в трёх частотных диапазонах B1, B2 и B3, расположенных в тех же областях L-диапазона, что и сигналы других ГНСС.

После запуска в 2015 году КА нового поколения руководство программой Beidou сообщило об изменении структуры навигационного сигнала B1:

  1. смещение центральной частоты c 1561,098 МГц на 1575,42 МГц (как у гражданских сигналов GPS L1 и Galileo E1) и
  2. изменение модуляции QPSK на MBOC (аналогичную модуляции будущего сигнала GPS L1C и Galileo E1).

Это направлено на обеспечение взаимодополняемости системы Beidou c ГНСС ГАЛИЛЕО и GPS.

Beidou использует восемь различных сигналов в четырех диапазонах в диапазоне от 1100 до 1600 МГц:

  • B1 (несущая частота: 1561.098 МГц / полоса пропускания: 4.092 МГц / модуляция: QPSK),
  • B1-2 (1589.742 / 4.092 / QPSK),
  • B2 (1207.140 / 24 / QPSK),
  • B3 (1268,520 / 24 / QPSK),
  • B1-BOC (1575,42 / 16,368 / MBOC),
  • B2-BOC (1207,140 / 30,69 / BOC 10,5),
  • B3-BOC (1268,520 / 35,805 / BOC 15, 2.5),
  • L5 (1176.450 / 24 / QPSK).

Наземный комплекс управления Beidou

Построен по классической централизованной схеме: сеть беззапросных измерительных станций формирует отсчёты первичных измерений навигационных параметров радиосигналов навигационных космических аппаратов и передаёт их в центр управления системой, в котором формируется информация, закладываемая на борт космических аппаратов посредством специальных земных станций.

Сеть беззапросных измерительных станций Beidou также располагается на территории Китая. Долгосрочная стратегия развития системы предполагает создание глобальной сети станций для повышения точностных характеристик навигационных услуг системы Beidou.

Навигационные службы Beidou стали доступны для Азиатско-Тихоокеанского региона, начиная с декабря 2012 года.

Наземные терминалы Beidou использовались после землетрясения в Сычуане в 2008 году и стали стандартным оборудованием для китайских пограничников. Для измерения координат на плоскости требуется, по меньшей мере, два спутника (точность увеличивается с третьим и четвертым), которые находятся в контакте с пользовательским терминалом и центральной наземной станцией.

Пользовательский терминал принимает сигнал от одного спутника и передает сигнал, который принимается обоими спутниками, которые ретранслируют его на наземную станцию, где 2D-позиция пользователя вычисляется через задержку времени двух сигналов, которые могут быть обработаны в 3D информацию с использованием топографической карты в алгоритме, который дает положение пользователя, которое затем передается обратно через зашифрованную спутниковую связь. Одновременно с этим типом поиска позиции могут обслуживаться 150 пользователей.

Уже никого не удивляет. А вот пометка «BeiDou » (или BDS) в разделе характеристик «Навигация » у многих пользователей вызывает недоумение. Что это за технология такая и насколько важно её наличие в смартфоне, мы и расскажем в этой статье.

BeiDou – это китайская навигационная система, аналог американской GPS и российской ГЛОНАСС. Система была запущена ещё в 2000-м году, однако больше 10 лет китайские власти потратили на доработку навигацию и эксперименты, поэтому в коммерческой эксплуатации BeiDou оказалась лишь в 2012 году. Отметим, что BeiDou является системой двойного назначения; то есть пользоваться китайской навигацией могут как военные, так и гражданские лица.

В 2014 году BeiDou прошла экспертную проверку, которая показала, что максимальная погрешность системы — менее 1 метра.

Принцип действия BeiDou в общих чертах такой же, как и у GPS и ГЛОНАСС. Система состоит из 2 составляющих: наземной и космической . Космическая составляющая включает в себя группу спутников, размещённых на околоземных орбитах. Наземная же – это ряд станций, которые способствуют повышению точности и скорости работы навигации. Определение местоположения происходит путём замера времени, необходимого радиоволне для того, чтобы от спутника или наземной станции дойти до приёмника – коими выступать могут телефон, планшет или навигатор. Получив данные минимум от 3 источников, приёмник сообщает владельцу, где он сейчас находится.

Подобный замер является возможным благодаря тому, что скорость радиоволны всегда одинакова – она равняется скорости света.

BeiDou: конкурент для GPS?

На 2017 год система BeiDou не способна составить полноценную конкуренцию GPS и ГЛОНАСС во всём мире, потому как большинство станций расположено на территории Поднебесной и рядом с ней. При этом в некоторых азиатских странах (в Таиланде, Лаосе, Брунее и, естественно, в Китае) BeiDou котируется на том же уровне, что и её именитые конкуренты. С 2013 года китайские станции навигации устанавливаются и в Пакистане. Пакистанские власти голосуют обеими руками за сотрудничество с Китаем, потому как боятся, что в случае конфликта с США останутся без навигации вообще.

В 2015 году китайцы поставили одну станцию в Европе – если конкретнее, в Бельгии – однако очевидно, что этого не хватит для высокоточного позиционирования. Система может давать довольно точные результаты и за счёт компонентов одной только космической составляющей – но ведь спутники находятся над Европой и Россией не круглые сутки. Поэтому о стабильности пока не может идти речи.

Во время замера, пришедшегося на начало 2017 года, было определено, что устойчивый сигнал на территории Восточной Европы поступает с 6 спутников BeiDou.

В будущее китайцы смотрят с оптимизмом – обещают, что BeiDou к 2020 году станет такой же эффективной системой, как GPS, и что её зона покрытия увеличится. На 2017 год на орбите находятся 23 спутника BeiDou. В ближайшее время их количество увеличится до 35 – причем теперь китайцы будут выводить только спутники «Бейдоу 3», отличающиеся улучшенными характеристиками. Первая пара таких спутников была отправлена на орбиту 5 ноября 2017 года.

Какие смартфоны имеют встроенный модуль BeiDou?

Почти все современные модели, выпускаемые преимущественно для китайского рынка, поддерживают навигацию BeiDou. С недавних пор поддержкой новой спутниковой системы могут похвастать девайсы от .

В перечень самых заметных смартфонов с модулями BeiDou входят:

Проверить, поддерживает ли смартфон работу с навигационной системой BeiDou, можно, воспользовавшись приложением GPS Test .

Заключение

Для россиян крайне важно наблюдать за тем, как развивается ситуация с BeiDou. Ещё с 2015 года ходят упорные слухи о том, что Китай и Россия совершат взаимовыгодный обмен: китайцы поставят 3 станции BeiDou на территории России, а в самой Поднебесной будут размещены 3 станции ГЛОНАСС. Возможно, уже спустя пару лет система BeiDou в России и странах бывшего СНГ будет функционировать эффективнее, чем её американский аналог.



Загрузка...