sonyps4.ru

Какие каналы социальной мобильности выделяют ученые. Социальная мобильность и ее каналы


Начало изучения социальной мобильности связано с именем П. Сорокина (1927г. «Социальная мобильность»). По Сорокину под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности, направления), т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.

Различают следующие виды мобильности :

1) горизонтальная и вертикальная.

Горизонтальная мобильность – перемещение индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенных на одном и том же уровне (например, смена конфессии, семьи, взглядов). Вертикальная мобильность – перемещение из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления вертикальной мобильности выделяют:

а) восходящую мобильность (социальный подъём, повышение социального статуса)

б) нисходящую (понижение социального статуса).

2) индивидуальная и групповая.

3) интергенерационная (межпоколенная мобильность – изменение положения индивида в сравнении с положением родителей) и интрагенерационная (внутрипоколенная – изменение положения индивида по сравнению с его же предыдущим положением).

4) организованная – перемещение по вертикали и горизонтали, управляемое государством). Может быть добровольной и недобровольной.

5) структурная – перемещение, вызванное изменениями в экономике и происходящее помимо воли и сознания индивидов и групп.

Каналы социальной мобильности

Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значим, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. В другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам.

В некоторых обществах амбиции молодых людей могут находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах молодежь может воспользоваться сотней путей для достижения высшего статуса. Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или социально-кастовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто на способен применить свои таланты.

Однако для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым так или иначе прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.

1. Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тратить большие деньги в том случае, когда индивид сравнялся в доходах с представителями более высокого социального слоя. Для усвоения нового статусного уровня ему необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. - все должно соответствовать новому, более высокому статусу. Материальная бытовая культура - это и не очень заметный, но весьма значительный способ приобщения к более высокому статусному уровню. Но материальный образ жизни - только один из моментов приобщения к новому статусу и сам по себе, без изменения других компонентов культуры немного значит.

2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться - все это подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным типом поведения. Детей часто готовят специально к усвоению поведения, характерного для высокого социально-классового слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим манерам. Правда, не все аспекты субкультуры социального слоя или группы могут быть освоены в результате преднамеренного обучения и сознательной имитации, но такие усилия могут ускорить процесс принятия индивидом субкультуры более высокого социального слоя.

3. Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями того статусного соя, в который социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой является положение? когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается очень быстро. Однако положительным моментом налаживания связей всегда служит то, что новое знакомство может создать благоприятное общественного

мнение в пользу новичка.

4. Брак с представителем более высокого статусного слоя. Во все времена такой брак служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, он может в значительной степени способствовать проявлению талантов, если дает материальное благополучие. Во- вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя несколько статусных уровней. В-третьих, брак с представителем или

представительницей более высокого статуса в значительной степени разрешает проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего статусного слоя. Подобного рода браки позволяли людям преодолевать самые трудные социальные барьеры в кастовом обществе, а также проникать в элитные слои. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если индивид из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению новых образцов поведения и образа жизни нового для него социального окружения если он не может быстро усваивать новые культурные статусы и стандарты, то этот брак ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут считать индивида "своим".



Пути, по которым происходит перемещение людей из них социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами.

П.Сорокин выделял несколько основных социальных лифтов:армия, церковь, школа, семья (брак) , политические и общественные организации.

Армия функционирует в этом качестве не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. У них появляется возможность грабить, мародерствовать, захватывать трофеи, брать контрибуции, уводить рабов, окружать себя помпезными церемониями, титулами, передавать свою власть по наследству.

Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII - сыном плотника. Церковь была каналом не только восходящего, но и нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

Школа. Институты воспитания и образования, какую бы конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Собственность наиболее ярко проявляется в виде накопленных богатств и денег. Именно они - один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV-XVIII вв. европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. П. А. Сорокин отмечал, что « роль канала, который исполняет современная школа, становится все более значимой, ведь, по сути, она взяла на себя функции, ранее выполнявшиеся церковью, семьей и некоторыми другими институтами».

Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции, если в союз вступают представители разных социальных страт.

В современной социологии выделяют несколько основных каналов социальной мобильности:

Социальный статус семьи,

Внешние данные, умственные и физические способности;

Образование;

Таким образом, процесс мобильности в целом принимает самые различные формы от простого перехода из семьи в семью до хитроумных и сложных действий, направленных на достижение высокого статуса.

Мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых возможностей . Причем возможности для вертикальной мобильности различны в каждом обществе и могут изменяться.

Миграция.

Миграция представляет собой процесс изменения постоянного места проживания индивидов или социальных групп, выражающийся в перемещении в другой регион, географический район или другую страну. К миграции относится также переезд на жительство из деревни в город и обратно.

Миграционный процесс тесно связан как с горизонтальной, так и с вертикальной мобильностью, поскольку каждый мигрирующий индивид, помимо перехода в другую социальную группу, стремится найти на новом месте лучшие экономические, политические или социальные условия существования. Социология рассматривает, как правило, массовые потоки миграции и их влияние на демографические и социальные процессы в том или ином регионе.

Механизм миграции. Для того чтобы люди захотели изменить привычное для них место жительства,необходимы условия, заставляющие их переселиться в другие города, регионы, страны. Эти условия обычно делят на три основные группы: выталкивание, притяжение и пути миграции .

  1. Выталкивание связано с неудовлетворительными или тяжелыми условиями существования индивида в его родных местах. Выталкивание крупных масс людей связано прежде всего с серьезными социальными потрясениями (межнациональными конфликтами, диктатурами, войнами), экономическими кризисами, стихийными бедствиями (землетрясениями, наводнениями и т.п.). При индивидуальной миграции выталкивающей силой может служить неудача в карьере, смерть родственников, одиночество и т.п.
  2. Притяжение это совокупность привлекательных черт или условий для проживания в других местах, например в регионах, где существует более высокая оплата труда,где можно занять более высокий социальный статус или где существует большая политическая стабильность, что в конечном счете приводит к чувству большей уверенности в завтрашнем дне. Чем больше разница в социальных,экономических или политических условиях существования в двух регионах,тем вероятнее миграция под воздейстием сил притяжения в районы с лучшими условиями. Разница в условиях жизни может создаваться искусственно,для управления потоками мигрантов и для притяжения рабочей силы и "умов"в определенные районы, где их не хватает.
  3. Пути миграции это характеристика непосредственного передвижения мигранта из одного географического места в другое. Пути миграции включают в себя доступность попадания мигранта, его багажа и семьи в другой регион, наличие или отсутствие барьеров на пути, информацию, помогающую преодолеть финансовые препятствия. Очень часто именно отсутствие доступности в перемещении сводит на нет действие сил выталкивания и притяжения. Например, дороговизна билетов не может позволить выехать индивиду и его семье в другую страну.То же можно сказать о языковых барьерах, получении разре шения на выезд и въезд, отсутствии информации об условиях жизни на новом месте и многих других трудностях, встречающихся на пути мигрантов.

Виды миграции:

международную (т.е. переезд из одного государства в другое) - эмиграция, иммиграция и

внутреннюю (переезд в пределах одной страны) - миграция. И тот и другой виды миграции считаются естественными и нормальными до определенных пределов. В том случае, если число мигрантов превышает некий уровень (который имеет различные значения для разных стран и регионов), говорят, что миграция становится избыточной,и рассматривают ее как негативное явление. Избыточная миграция может привести к изменению демографического состава региона (например, выезд молодежи и "старение" населения, преобладание мужчин или женщин в регионе, что сказывается на рождаемости), к недостаче или, наоборот, к избытку рабочей силы, к неконтролируемому росту городов, негативным изменениям в культуре региона и многим другим последствиям.

Т.о. Процесс миграции тесно связан с мобильностью и не проходит без нее.


Похожая информация.


Каким же образом в рамках отличающейся стабильностью социальной структуры общества происходит социальная мобильность, то есть перемещение индивидов по этой самой социальной структуре? Очевидно, что такое перемещение в рамках сложно организованной системы не может происходить спонтанно, неорганизованно, хаотично. Неорганизованные, спонтанные перемещения возможны только в периоды социальной нестабильности, когда социальная структура расшатывается, теряет стабильность, разрушается. В стабильной социальной структуре значимые перемещения индивидов происходят в строгом соответствии с развитой системой правил таких перемещений (стратификационная система). Чтобы изменить свой статус, индивид чаще всего должен не только иметь на то желание, но и получить одобрение со стороны социального окружения. Только в этом случае возможно действительное изменение статуса, что будет обозначать изменение индивидом своей позиции в рамках социальной структуры общества. Так, если юноша или девушка решат стать студентами определенного ВУЗа (приобрести статус студента), то их желание будет лишь первым шагом на пути к статусу студента этого ВУЗа. Очевидно, что кроме личного стремления важно и соответствие абитуриента тем требованиям, которые предъявляются ко всем, кто изъявил желание проходить обучение по данной специальности. Только после подтверждения такого соответствия (например, во время вступительных экзаменов) соискатель добивается присвоения ему желаемого статуса — абитуриент становится студентом.
В современном обществе, социальная структура которого весьма сложна и институциализирована, большинство социальных перемещений связано с определенными социальными институтами. То есть большинство статусов существуют и имеют значение только в рамках конкретных социальных институтов. Статусы студента или преподавателя не могут существовать в отрыве от института образования; статусы врача или пациента — в отрыве от института здравоохранения; статусы кандидата или доктора наук — вне института науки. Отсюда возникает представление о социальных институтах как своеобразных социальных пространствах, в пределах которых происходит большая часть изменений статусов. Такие пространства и получили название каналов социальной мобильности.
В строгом смысле под каналом социальной мобильности понимаются такие социальные структуры, механизмы, способы, которые могут быть использованы для осуществления социальной мобильности. Как было сказано выше, в современном обществе чаще всего в качестве таких каналов выступают социальные институты. Основное значение имеют органы политической власти, политические партии, общественные организации, экономические структуры, профессионально-трудовые организации и союзы, армия, церковь, система образования, семейно-клановые связи. Большое значение сегодня имеют и структуры организованной преступности, которые обладают собственной системой мобильности, но часто оказывают сильное влияние на «официальные» каналы мобильности (например, коррупция).

В своей совокупности каналы социальной мобильности действуют как целостная система, дополняя, ограничивая, стабилизируя деятельность друг друга. В результате можно говорить об универсальной системе институционально- правовых процедур перемещения индивидов по стратификационной структуре, которая представляет собой сложный механизм социального отбора. В случае любой попытки индивида улучшить свое социальное положение, то есть повысить свой социальный статус, он будет в той или иной степени «протестирован» на соответствие предъявляемым к носителю данного статуса требованиям. В качестве такого «испытания» могут выступать формальные (экзамен, тестирование), полуформальные (испытательный срок, собеседование) и неформальные (решение принимается исключительно в силу личных склонностей тестирующих, но на основе их представлений о желательных качествах испытуемого) процедуры.
Например, для поступления в ВУЗ необходимо сдать вступительные экзамены. Но для того, чтобы быть принятым в новую семью, нужно пройти длительный процесс знакомства с существующими правилами, традициями, подтвердить свою лояльность по отношению к ним, получить одобрение главенствующих членов этой семьи. Очевидно, что в каждом конкретном случае присутствует как формальная необходимость соответствовать определенным требованиям (уровень знаний, специальная подготовка, физические данные), так и субъективная оценка усилий индивида со стороны испытующих. В зависимости от ситуации большее значение имеет либо первая, либо вторая компонента.

Социальные связи: понятие, структура, виды.

Индивиды, осуществляя свои действия, вступают в связи (взаимосвязи) и отношения (взаимоотношения) между собой. Социальная связь - это действия людей, учитывающие возможные действия других людей. По-другому она называется интеракцией. Социальная связь обусловлена коллективностью человеческой жизни, зависимостью людей друг от друга. Ее можно выразить так: «Я завишу от других, когда предметы, блага, условия, которые требуются мне, находятся в распоряжении других. И наоборот». Например, я сажусь в автобус, оплачиваю проезд, а водитель везет меня по обозначенному маршруту.

Основными элементамисоциальной связи являются: 1) разные люди (например, пассажиры и водители) с их мотивационными механизмами (потребности, ценности, нормы, убеждения, роли); 2) ситуации социальной связи (предметы, деньги, власть, право, статусы людей и т. п.); 3) согласованные действия, исполнение ролей (например, пассажиров и водителей), результат (полученное благо и связанная с ним удовлетворенность или неудовлетворенность) людей.Таким образом, социальная связь - это связь между действиями людей в определенной ситуации, побуждаемая какими-то потребностями, мотивами, стимулами (схема 1).

В зависимости от времени и частоты социальная связь делится на (1)случайную и (2)необходимую (устойчивую). Это сказывается на характере регулировании социальной степени обязательности и ответственности ее участников. С соседом по автобусу вы ведете себя иначе, чем с соседом по дому. С последним вы ведете себя более обязательно, т. с. с учетом всей разнообразной мотивации взаимоотношений, так как отношение соседа к вам во многом определяется вашим отношением к нему.

Социальная связь может быть формальной или неформальной.Неформальная связь характеризуется отсутствием субординации, естественным разделением ее участников по статусам и ролям, выражающим их потребности, ценности, нормы, убеждения, воплощенные в традициях. Такая социальная связь характерна для традиционного (аграрного) общества, семейно-родственных связей. В ее рамках участники не регламентированы правовыми и административными нормами, в ней отсутствует управляющий орган или лидер. Таковой является также дружеская беседа, научная дискуссия, артельная работа и т. п.

Формальная связь предполагает для ее регламентации правовые и административные нормы; она разделяет участвующих в ней на статусы и роли, субординирующие их. В такой социальной связи имеется управляющий орган, который разрабатывает нормы, организует людей, контролирует выполнение указаний и т. п. Таким органом могут быть, например, церковь или государство. Формально-безличная связь - основа индустриального общества (в частности, капиталистического и советского).

Обмен (по Д. Хоумансу) - форма социальной связи, при которой люди взаимодействуют на основе своего опыта, взвешивают возможную прибыль и затраты. Обмен возникает во время купли-продажи, оказания услуг друг другу и т. п.

Конфликт — форма социальной связи, представляющая собой борьбу противоположных мотивов (внутриличностная), людей (межличностная), социальных образований - социальных институтов, организаций, общностей (социальная).

Конкуренция — форма социальной связи, в которой люди вступают в борьбу за выгодные условия работы и сбыта товаров, за политические программы и власть, за новые идеи и организации. Как правило, она ведется в рамках моральных и юридических правил, является источником богатства (по А. Смиту), представляет собой процесс познания, обучения и открытия новых знаний, а также новых товаров, рынков, технологий (по Ф. Хайеку).

Кооперация — форма социальной связи, когда статусы, роли, действия людей четко скоординированы: например, в семье, на заводе, в магазине и т. п. В кооперации социальная связь приобретает форму социального института и организации, т. е. представляет собой систему устойчивых, непосредственных и опосредованных, формальныхи неформальных социальных связей. Кооперация может быть принудительной (административной) и добровольной (демократической). Социальная кооперация характеризуется социальным капиталом ее участников, представляющим набор таких неформальных ценностей и норм, как правдивость, честность (выполнение обязательств), сотрудничество.

Социальная связь (обмен, конкуренция, конфликт, кооперация) можетбыть демографической, экономической, политической, духовной и т. п. в зависимости от предмета, характера и субъекта связи. Например: предметом экономического взаимодействия является экономическое благо (деньги, прибыль, богатство, себестоимость, акции и т. п.); взаимодействие носит финансово-экономический характер, предполагает определенные знания, действия, опыт; экономический субъект обладает экономической потребностью, мотивом, ценностной ориентацией, которая побуждает его к экономическому взаимодействию.

Социальное взаимодействие: социальные контакты и социальное действие. Основные теории социального взаимодействия: М.Вебера о типах и видах социального действия, Т.Парсонса о системе социального действия.

Сущность социального действия. Впервые в социологию понятие "социальное действие" было введено и научно обосновано Максом Вебером. Социальным действием он называл "действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него"

Всякому социальному действию предшествуют социальные контакты, однако в отличие от них социальное действие — достаточно сложное явление. Любое социальное действие должно включать в себя: 1. действующее лицо; 2. потребность в активизации поведения; 3. цель действия; 4. метод действия; 5. другое действующее лицо, на которое направлено действие; 6. результат действия.

Под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов . Это означает, что каждое социальное действие вызывается предшествующим социальным действием и одновременно является причиной последующих действий. Таким образом, социальные действия — это звенья в неразрывной цепи, называемой взаимодействием. Общаясь с друзьями, коллегами по работе, родственниками, человек постоянно осуществляет социальные взаимодействия, которые еще разнообразнее по формам проявления, чем социальные действия.

Парсонс продолжил разработку теории социального действия Вебера. Предметом социологии он считаетсистему (социального) действия , которая в отличие от социального действия (действия индивида) включает в себя организованную деятельность многих людей. Система действия включает в себя подсистемы, выполняющие взаимосвязанные функции: 1) социальная подсистема (группа людей) - функцию интеграции людей; 2) культурная подсистема - воспроизводства образца поведения, используемого группой людей; 3) личностная подсистема - целедостижения; 4) поведенческий организм - функцию адаптации к внешней среде.

Подсистемы системы социального действия различаются функционально, имея одинаковую структуру.Социальная подсистема занимается интеграцией поведения людей и социальных групп. Разновидностями социальных подсистем выступают общества (семья, деревня, город, страна и т. п.).Культурная (религиозная, художественная, научная) подсистема занята производством духовных (культурных) ценностей - символических значений, которые люди, организованные в социальные подсистемы, реализуют в своем поведении. Культурные (религиозные, моральные, научные и т. п.) смыслы ориентируют человеческую деятельность (придают ей смысл). Например, человек поднимается в атаку, рискуя жизнью, ради зашиты родины.Личностная подсистема реализует свои потребности, интересы, цели в процессе какой-то деятельности ради удовлетворения этих потребностей, интересов, достижения целей. Личность - главный исполнитель и регулятор процессов действия (последовательности каких-то операций).Поведенческий организм представляет собой подсистему социального действия, включающую человеческий мозг, органы движения человека, способные физически воздействовать на природную среду, приспосабливая ее к потребностям людей. Парсонс подчеркивает, что все перечисленные подсистемы социального действия являются «идеальными типами», абстрактными понятиями, не существующими в действительности. Отсюда известная сложность в толковании и понимании Т. Парсонса.

Идеальные типы социальных действий по Веберу

Тип Цель Средства Общая характеристика
Целерациональ-ное Осознается ясно и отчетливо. Предвидятся и оцениваются последствия Адекватные (целесообразные) Полностью рациональное. Предполагает рациональный расчет на реакцию окружения
Ценностно- рациональное Само действие (как самостоятельная ценность) Адекватные заданной цели Рациональность может оказаться ограниченной — иррациональностью заданной ценности (ритуал; этикет; дуэльный кодекс)
Традиционное Минимальное целеполагание (осознание цели) Привычные Автоматическая реакция на привычные раздражители
Аффективное Не осознается Подручные Стремление к немедленному (или максимально быстрому) удовлетворению страсти, снятию нервно-эмоционального напряжения

Читайте также:

Социальная мобильность, ее виды и факторы. Каналы вертикальной мобильности.

12Следующая ⇒

Понятие социальной мобильности означает перемещение индивидуумов (иногда групп) между различными позициями в иерархии социальной стратификации, связанное с изменением своего статуса.

Согласно определению П. Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида… от одной социальной позиции к другой», Существует два основных вида социальной мобильности — межпоколенная и внутрипоколенная, а также два основных типа - вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают наиболее высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую позицию, чем их родители. Пример: сын рабочего становится профессором.

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую.

В зависимости от направления перемещения существует восходящая мобильность (социальный подъем) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз).

Повышение в должности - пример восходящей мобильности, разжалование - нисходящей.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Примером служит перемещение одного трудового коллектива в другой, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность.

Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.

Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.

Можно классифицировать социальную мобильность по иным критериям. Так, например, различают:

индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз вверх или по горизонтали происходят у одного человека независимо от других;

групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу.

К факторам индивидуальной мобильности, т. е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, социологи относят:

социальный статус семьи;

уровень получения образования;

национальность;

физические и умственные способности, внешние данные;

получение воспитание;

место жительства;

выгодный брак.

Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто приспособление к новым условиям остается весьма поверхностным.

Групповая мобильность происходит тогда, когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты.

Какпоказал на огромном историческом материале п. Сорокин, причинами групповой мобильности служили следующие факторы:

социальные революции;

иностранные интервенции, нашествия;

межгосударственные войны;

гражданские войны;

роенные перевороты;

смена политических режимов;

замена старой конституции новой;

крестьянские восстания;

междоусобная война аристократических родов;

создание империи.

Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации.

12Следующая ⇒

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Социальная мобильность, ее виды и каналы

Социальная мобильность - это возможность смены социального слоя. Социальная мобильность может быть высокой и низкой. Примером высокой социальной мобильности могут послужить Соединённые Штаты Америки, примером низкой - Индия. Понятие социальной мобильности близко по значению к понятию социального лифта.

Социальная мобильность - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность).

Социальная мобильность и ее каналы

Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.

Виды социальной мобильности

  • Вертикальная — перемещение из одной страты (сословия, класса) в другую.
  • Горизонтальная — переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (Например: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Подобные движение происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.
  • Организованная — перемещение человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляется государством с согласия самих людей или без их согласия.
  • Структурная - изменение в структуре народного хозяйства. Она происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов.
  • Восходящая — социальный подъем, движение вверх (Например: повышение в должности).
  • Нисходящая — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).
  • Географическа я — перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (Например: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно).
  • Межпоколенная — сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (Например: сын рабочего становится президентом).
  • Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) — изменение статуса в рамках одного поколения (Например: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода).

Каналы социальной мобильности

Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе, существуют определенные пути, или каналы, по которым индивиды имеют возможность наиболее эффективно перемещаться вверх или вниз по социальной лестнице. Их называют каналами социальной мобильности или социальным лифтом.

Важнейшими каналами социальной мобильности , согласно П. Сорокину, являются:

ü церковь,

ü политические, экономические и профессиональные организации.

Факторами социальной мобильности на микроуровне являются непосредственно социальное окружение индивида, а также его совокупный жизненный ресурс, а на макроуровне — состояние экономики, уровень научно-технического развития, характер политического режима, преобладающая система стратификации, характер природных условий и т.д.

Социальная мобильность измеряется при помощи показателей :

  • объем мобильности — число индивидов или социальных слоев, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени,
  • дистанция мобильности — количество ступеней, по которым удалось подняться или опуститься индивиду или группе.

Однако для того чтобы полностью изменить социальный статус, уиндивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым, так или иначе, прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.

Виды и каналы социальной мобильности

Начало изучения социальной мобильности связано с именем П. Сорокина (1927г. «Социальная мобильность»). По Сорокину под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности, направления), т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.

Различают следующие виды мобильности :

1) горизонтальная и вертикальная.

Горизонтальная мобильность – перемещение индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенных на одном и том же уровне (например, смена конфессии, семьи, взглядов). Вертикальная мобильность – перемещение из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления вертикальной мобильности выделяют:

а) восходящую мобильность (социальный подъём, повышение социального статуса)

б) нисходящую (понижение социального статуса).

2) индивидуальная и групповая.

3) интергенерационная (межпоколенная мобильность – изменение положения индивида в сравнении с положением родителей) и интрагенерационная (внутрипоколенная – изменение положения индивида по сравнению с его же предыдущим положением).

4) организованная – перемещение по вертикали и горизонтали, управляемое государством). Может быть добровольной и недобровольной.

5) структурная – перемещение, вызванное изменениями в экономике и происходящее помимо воли и сознания индивидов и групп.

Каналы социальной мобильности

Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значим, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. В другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам.

В некоторых обществах амбиции молодых людей могут находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах молодежь может воспользоваться сотней путей для достижения высшего статуса. Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или социально-кастовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто на способен применить свои таланты.

Однако для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым так или иначе прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.

1. Изменение образа жизни.

Ничего непонятно?

Недостаточно просто зарабатывать и тратить большие деньги в том случае, когда индивид сравнялся в доходах с представителями более высокого социального слоя. Для усвоения нового статусного уровня ему необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. — все должно соответствовать новому, более высокому статусу. Материальная бытовая культура — это и не очень заметный, но весьма значительный способ приобщения к более высокому статусному уровню. Но материальный образ жизни — только один из моментов приобщения к новому статусу и сам по себе, без изменения других компонентов культуры немного значит.

2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться — все это подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным типом поведения. Детей часто готовят специально к усвоению поведения, характерного для высокого социально-классового слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим манерам. Правда, не все аспекты субкультуры социального слоя или группы могут быть освоены в результате преднамеренного обучения и сознательной имитации, но такие усилия могут ускорить процесс принятия индивидом субкультуры более высокого социального слоя.

3. Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями того статусного соя, в который социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой является положение? когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается очень быстро. Однако положительным моментом налаживания связей всегда служит то, что новое знакомство может создать благоприятное общественного

мнение в пользу новичка.

4. Брак с представителем более высокого статусного слоя. Во все времена такой брак служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, он может в значительной степени способствовать проявлению талантов, если дает материальное благополучие. Во- вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя несколько статусных уровней. В-третьих, брак с представителем или

представительницей более высокого статуса в значительной степени разрешает проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего статусного слоя. Подобного рода браки позволяли людям преодолевать самые трудные социальные барьеры в кастовом обществе, а также проникать в элитные слои. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если индивид из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению новых образцов поведения и образа жизни нового для него социального окружения если он не может быстро усваивать новые культурные статусы и стандарты, то этот брак ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут считать индивида "своим".

Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П.Сорокиным. Он же различил вертикальную (возвышающуюся – социальный подъем, движение вверх /повышение в знании, в должности, превращение идеи в господствующую, утверждение моды/, и падающую – социальный спуск движение вниз /лишение статусов, деградация, банкротство/) мобильность, связанную с переходом из одного слоя в другой, и горизонтальную, при которой перемещения происходят внутри одного слоя, а статус и престиж позиции не меняются. Этот тип мобильности может быть связан с изменением места проживания (миграция), переходом в иную религиозную группу и т.д.

Совокупность соц перемещений людей в О, т.е. изменений своего статуса, называется соц мобил-тью.

Движение вверх и вниз наз-ся вертик моб-тью, она бывает 2типов: нисходящей (социальный спуск, движение вниз) и восходящей (соц подъем).

Горизонтальной мобильностьютью называется переход индивида из одной соц группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (н-р, изменение гражданства, перемещение из православной в католич религ гр). Разновидностью горизонтальной моб-ти служит географ моб-ть: перемещ из одного места в др при сохранении прежнего статуса (международ и межрегион туризм). Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географ моб-ть превращается в миграцию (переезд из деревни в город на постоянное место жит-ва).

Классификация соц моб-ти может быть проведена и по иным критериям. Так, н-р, различают индивидуальную моб-ть, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у инд-да независимо от других, и групповую моб-ть, когда перемещения происходят коллективно, к примеру после соц революции старый господ-щий кл уступает свои позиции новому госп-щему кл.

К факторам индивид моб-ти относятся: соц статус семьи, ур образ, национ-ть, место жит-ва.

Каналы вертикальной мобильности:

Армия функционирует в качестве канала не в мирное время, а в военное. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатства. У них появляется возможность мародерствовать, грабить, захватывать.

Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. П. Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 – из средних слоев.

Школа как институт образования и воспитания, какую бы конкретную форму ни приобретала, во все века служила мощным каналом социальной мобильности. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатства. Согласно его расчетам в 29 % случаях это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21 % – банкира и биржевика, в 12 % – торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей и тому подобные не дают таких возможностей.

Семья и брак являются каналами вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. Например, пример такой мобильности можно увидеть в Античности. По римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становится рабыней и теряет статус свободного гражданина. 31.Социальный прогресс и регресс. Аномия.

Понятие развития применяется к процессам совершенствования, улучшения, усложнения.

Результатом процесса социального развития являются новые количественные и качественные составляющие социального объекта, что может выражаться в повышении (понижении) уровня его Прогресс обычно понимается как совершенствование социального устройства общества и культурной жизни человека. Оно предполагает такую направленность социального и всего общественного развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. Тут важно отметить такие компоненты, как улучшение условий труда, обретение человеческой личностью большей свободы, политических и социальных прав, усложнение задач, стоящих перед обществом. Общая совокупность социальных изменений в историческом масштабе от первобытного общества к современным может быть охарактеризована как прогрессивное развитие. Хотя, конечно, очень трудно найти какую-то универсальную теоретическую, научную формулу такого развития. Существуют сферы, к которым не применимо понятие прогресса (как переход от простого к сложному). Это область искусства как социального института, религия. Есть области, которые точно можно относить к прогрессу: техника, технология.

Существует понятие «регресс», по своей направленности противоположное прогрессу.

Аноми́я (от франц. anomie - беззаконие, безнормность) (др.-греч. ἀ- - отрицательная приставка, νόμος - закон) - понятие, введённое в научный оборот Эмилем Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (суицидальные настроения, апатия, разочарование, противоправное поведение). Согласно Дюркгейму, аномия - это состояние общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок. Необходимое условие возникновения аномии в обществе - расхождение между потребностями и интересами части его членов с одной стороны и возможностями их удовлетворения - с другой. Она проявляется в виде следующих нарушений:

    расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций, в частности, расхождение между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения;

    низкая степень воздействия социальных норм на индивидов и их слабая эффективность в качестве средства нормативной регуляции поведения;

    частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая не сложилась или не утвердилась как общепринятая.

В обществах с открытой системой стратификации существуют установившиеся каналы социальной мобильности. Например, все знают, что получение высшего образования -достаточно верный канал, двигаясь по которому человек из необразованной семьи может повысить свой статус и получить возможность заниматься квалифицированным престижным трудом. Девушки, изо всех сил стремящиеся выгодно выйти замуж, пытаются воспользоваться другим каналом мобильности - повысить свой статус через брак. Любой военный знает, что служба в отдаленных и опасных местах может являться каналом мобильности, потому что позволяет (хотя и не всегда) быстро дослужиться до высоких чинов.

В закрытых системах тоже существуют свои (очень тесные) каналы мобильности. Например, судьбы Золушки из сказки или крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой (Жемчуговой), ставшей графиней Шереметевой, показывают что изредка были возможны головокружительные «прыжки» благодаря межсословному браку. Другим каналом могла быть духовная карьера: великий философ кардинал Николай Кузанский родился в бедной рыбацкой семье, но принял монашество, получил образование и приобрел высокий социальный статус, примкнув к высшему сословию.

Чтобы принадлежать к доминирующему классу, чрезвычайно важно располагать семейным капиталом. Он может иметь различные формы: крупные финансовые и промышленные предприятия, сеть экономических, политических, социальных и семейных отношений, привилегированный доступ к средствам культуры. Чаще всего члены доминирующего класса заключают браки между собой, учатся в одних и тех же школах или престижных университетах, входят в те же административные советы на предприятиях. Именно эти три основных элемента, т.е. значительное экономическое наследство, широкий круг отношений и существенная семейная поддержка, обеспечивают наличие политической и экономической власти у господствующих классов. Так, во Франции все исследователи признают наличие финансовой олигархии - ограниченного числа семей, которые владеют и управляют фантастическими богатствами; они имеют неслыханную власть в обществе. Эти люди связаны друг с другом деньгами и родством. Они не только стоят во главе экономики, но и удерживают бразды политического правления. Специалисты отмечают, что во Франции деньги, а значит, и реальная политическая власть находятся в руках одних и тех же семейств с момента государственного переворота 1799 г., приведшего к власти Наполеона Бонапарта... Чтобы быть в составе господствующего класса, лучше в нем родиться или заключить брак с представителем этого класса.

В российском обществе специфика и важное значение социального капитала проявляются при анализе социального капитала российской молодежи, адекватное и эффективное использование которого является залогом успеха как молодых людей, так и всего общества. Сравнительный анализ данных за последние 10 лет в области овладения различными навыками в молодежной среде позволил сделать вывод о практически двукратном росте компьютерной грамотности. Однако за прошедшее время незначительно расширилась практика вождения автомобиля или общения на иностранных языках - важных компетенциях в современном мире.

Уверенность современной молодежи и ее оптимизм проявляются в оценках жизненных перспектив и планов. В целом, как показали результаты исследования Института социологии РАН в 2007 г., более половины молодых россиян устойчиво уверены в том, что смогут добиться большего, чем кто-либо из их родителей. В целом в 2007 г. 76% (в 1997 г. - 68%) российской молодежи уверены в том, что они способны, как минимум, воспроизвести тот социальный статус, который имеют их родители, и лишь считанные проценты (2%) думают, что им и это не под силу. К тому же доля таких молодых людей и девушек за последние 10 лет уменьшилась вдвое (схема 2.4).

Схема 2.4. Оценка молодыми россиянами своих жизненных шансов, %

Это одна сторона медали, окрашенная молодежным оптимизмом, который радует. А вот другая сторона, выявленная в ходе исследования по проблеме малообеспеченных слоев российского населения в 2008 г. В современной ситуации бедные слои населения оказываются полностью исключенными из спектра возможностей получения качественного образования как основы дальнейшего жизненного успеха. А нуждающиеся и собственно малообеспеченные лишь в редких случаях могут позволить себе отдать детей в платные кружки или посещать платные курсы для взрослых. Основными же потребителями платных образовательных услуг оказываются благополучные слои населения.

Можно услышать обвинения в подобной ситуации в адрес самих малообеспеченных, которые просто не стремятся получить качественное образование и сделать для этого все возможное. Однако данные социологического исследования, проведенного Институтом социологии РАН в 2008 г., опровергают подобные утверждения (схема 2.5).


Схема 2.5. Наличие установки на получение хорошего образования в различных социальных слоях, % от работающих их представителей

Источник: Малообеспеченные в России: Кто они? Как живут? К чему стремятся? Аналитический доклад. М., 2008. http//www.isras.ru.

Как видно на диаграмме, основная масса не только малообеспеченных, но и бедных хотела бы получить качественное образование. Только шансов на это по сравнению с благополучными у них гораздо меньше.

Нереализованные возможности, недостигнутые цели многих россиян коррелируют с высокой степенью чувства несправедливости, которое люди испытывают по отношению ко всему происходящему в современной России. Ученые выявили, что это чувство, свидетельствующее о нелегитимности в глазах россиян сложившихся в стране порядков, сегодня испытывает подавляющее большинство (свыше 90%) граждан, при этом 38% испытывают его часто. Если вспомнить о роли понятия «справедливость-несправедливость происходящего» в национальной российской культуре, то это очень серьезный «звонок». Шире всего устойчивое ощущение несправедливости всего происходящего вокруг наблюдается среди представителей возрастных групп старше 40 лет (свыше 40%) и сельских жителей (48%)".

Таким образом, доступ в высшие сферы социальной иерархии - вещь нелегкая. Большое влияние на социальную мобильность оказывают конъюнктура (обстановка кризиса или экономического роста), а также структура общества. Ответ на вопросы о мобильности содержится по большей части в анализе социальной организации. В таких обществах, как традиционная Индия, принадлежность к тому или иному классу определялась фактом рождения в этом классе и из него невозможно было выйти. В таких случаях речь шла скорее о касте: в рамках касты рождались, заключали браки и умирали. В кастовых обществах социальные классы наглухо закрыты для людей из других классов. Какими бы достоинствами ни обладали индивиды в этой закрытой социальной структуре, социальная мобильность в них невозможна.

В обществах, подобных нашему, классы более открыты. По социальной лестнице можно подниматься или опускаться; в этих случаях и говорят либо о восходящей, либо о нисходящей мобильности. Мобильность можно рассматривать в рамках жизни одного человека. Если разнорабочий стал крупным специалистом в области информатики, то это интрагенерационная мобильность (мобильность в пределах одного поколения).

Однако на мобильность можно смотреть под иным углом зрения. Это, например, случай преподавателя университета, отец которого - столяр. Здесь налицо интергенерационная мобильность (мобильность, связывающая два поколения). Но можно ли считать, что мы живем в настолько открытом обществе, что возможны все социальные траектории? Является ли социальная мобильность актом волевого решения? Каково влияние социального класса наших родителей на наш собственный класс и на возможность достичь вершины социальной пирамиды?

Конечно, некоторым индивидам из народной среды удается добраться до вершин социальной пирамиды даже в условиях жестко ограниченной системы социальной мобильности. Следовательно, такие индивидуальные факторы, как воля, энергия, талант, семейная среда, удача играют свою роль. Однако данные факторы вступают в действие в обстановке, при которых индивиды из низших классов должны проявлять свои лучшие качества в большей мере, чем индивиды из привилегированных слоев общества. И это понятно: ведь первые изначально имеют меньше преимуществ в плане экономического, культурного и социального капитала, чем вторые.



Загрузка...