sonyps4.ru

Использование информационно-коммуникационных технологий икт в доу. Личный опыт работы воспитателя: «Использование ИКТ в работе с детьми группы компенсирующей направленности

Введение………………………………………………………………..

Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ………….

Проблемы и направления информатизации дошкольных образовательных учреждений...............................................................

Общие подходы к разработке дидактических материалов для проведения непосредственно образовательной деятельности с использованием икт в ДОУ…………………………………………...

Заключение…………………………………………………………….

Список использованной литературы…………………………………

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оста­ваться на месте, в то время как другая делает следую­щий шаг. Это – первый закон всякого прогресса, одинако­во применимый как к целым народам, так и к отдельным людям.

Й. Этвёш

Научно-технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса. Появляются новые технологии и средства информатизации, которые благодаря приоритетному национальному проекту «Образование» активно поступают в российские образовательные учреждения.

Сегодня в городах не найдется ни одного детского сада, в кото­ром не было бы компьютера. Многие ДОУ оснащены ксероксами, сканера­ми, принтерами, некоторые – компьютерными классами и интерактивными досками. Зачем же все эти технические средства нужны образовательному учреждению?

Основными задачами ДОУ являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка, осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ре­бенка, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка*1. Может ли техника помочь в решении этих задач?

Многие читатели самостоятельно нашли ответ на этот вопрос. Средства информатизации необходимы ДОУ прежде всего для более качественной организации всей деятельности дошкольного образовательного учреждения. Ведь компьютерные технологии могут быть с успехом использованы в административной, финансово-хозяйственной, методической и образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

В этом сборнике освещены вопросы информатизации ДОУ с учетом воз­раста воспитанников, даны рекомендации по организации образовательного процесса с использованием информационных технологий, рассмотрены пси­хологические аспекты использования ИКТ в педагогической деятельности в ДОУ, предложены рекомендации по созданию и оформлению иллюстратив­ного графического материала средствами ИТ, описан практический опыт использования ИКТ в методической работе старшего воспитателя, даны ре­комендации по использованию прикладных программных средств и интернет-ресурсов для работников ДОУ. Читатель познакомится с различными приема­

* Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

ми использования компьютера на занятиях с детьми дошкольного возраста как при групповой, так и при индивидуальной работе.

Сборник рекомендуется всем педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений. Он имеет электронное приложение, содержа­щее дополнительный материал к статьям, примеры презентаций для работы с детьми, выпускные работы слушателей курсов «Информационные техно­логии для работников ДОУ», организованных в Региональном центре оценки качества образования и информационных технологий, и дополнительный ил­люстративный материал.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ

Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами.

Все чаще педагоги дошкольных учреждений стали указывать как основное достижение – использование ИКТ в работе с детьми. И я не исключение. Самостоятельно освоив работу на компьютере, я применяю свои умения и в работе с дошкольниками. Но передо мной, как и перед многими педагогами стоит вопрос. Как правильно поступить? Использовать или не использовать ИКТ в детском саду?

Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. С одной стороны, президент поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь собственное электронное представительство в Интернете, с другой стороны – существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру.

Если посмотреть на события, происходящие в стране в области образования, мы увидим, почему в последние пять лет ускоренно развиваются ИКТ в дошкольных учреждениях.

Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;

Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года;

Реализация программы «Электронная Россия»

Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»

Подключение в рамках национального проекта школ к интернету;

Принятие поправок к Закону «Об образовании»;

Все эти события привели к изменению содержания, методов и организационных форм всей системы образования, а, следовательно, и работы детских садов, их взаимоотношений с вышестоящими организациями и родителями.

Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Свои навыки я применяю в работе:

С детьми

С родителями

С коллегами

В методической, экспериментальной, инновационной деятельности.

Прежде всего, я хочу сказать, что не использую непосредственную работу детей на ПК. Я считаю, что в дошкольном возрасте это не является первоочередной задачей. Гораздо важнее для меня работа по созданию единого творческого пространства в рамках взаимодействия с семьями воспитанников в направлении решения задач развития ребенка в современном информационном обществе. Важно стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.

Каковы же основные направления развития ИКТ?

Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации.

ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

ИКТ для родителей воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр, является ведущим направлением моей работы.

ИКТ целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов и специалистов. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ.

Я представлю основные формы использования ИКТ в своей работе:

Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация);

Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (энциклопедии);

Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия. Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям. В рамках Программы развития по теме «Приобщение дошкольников к русской культуре» наш коллектив поставил задачу создать медиатеку презентаций по сказкам, басням, фольклору и т.д.

Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

Использование фоторамки для ознакомления родителей насыщенной и интересной садовской жизнью детей;

Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы. Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности;

Для ведения обстоятельных обсуждений педагогических тем с коллегами и консультации со специалистами я пользуюсь форумами в сетевых педагогических сообществах. Мне интересны сетевые технологии общения.

Новые виды деятельности способствуют развитию новых компетенций. Эти компетенции, конечно, - в области информационных технологий:

Свободное владение средствами ИКТ сети Интернет;

Стремление к изучению новых средств, сервисов сети;

Овладение постоянно совершенствующимся коммуникационным инструментарием сети Интернет.

В своем учреждении я являюсь консультантом по ИКТ, организатором информационной образовательной среды. Но, как бы ни были хороши и качественны информационные ресурсы, они эффективны только в руках владеющего современными образовательными технологиями педагога.

Цель моей методической работы - научить коллег оценивать уровень интеграции своей педагогической деятельности в информационную образовательную среду, анализировать возможности ИОС своего учреждения, выбирать и использовать инструменты ИКТ, электронные образовательные ресурсы в соответствии с задачами своей профессиональной педагогической деятельности.

Также педагоги должны знать требования ФГТ, регламентирующие профессиональную педагогическую деятельность в условиях ИКТ-насыщенной среды, соответствующие санитарные правила и нормы (СанПиН), основные современные инструменты управления ИОС.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Создание единой информационной среды. Информатизация образовательного учреждения – это процесс внедрения информационных технологий (ИТ) во все направления и виды образовательной деятельности.

К основным целям информатизации относятся следующие:

· повышение качества образования;

· повышение доступности и гибкости образования;

· повышение эффективности управления;

· формирование информационной культуры.

Реализация указанных целей возможна лишь при комплексном подходе к

информатизации, когда в образовательном учреждении создана единая информационная среда (ЕИС), включающая материально-технические, информационные и кадровые ресурсы, обеспечивающая автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен. ЕИС предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.

В ходе непосредственно образовательной деятельности решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Образовательные задачи:

· ƒ обучение навыкам работы с компьютером;

· ƒ обучение навыкам работы с конкретным ППС;

· ƒ изучение нового материала.

Развивающие задачи:

· ƒ развитие индивидуальных творческих способностей;

· ƒ развитие навыков самостоятельной работы;

· ƒ развитие памяти, мышления, воображения, внимания, речи, других психических функций и процессов.

Воспитательные задачи: воспитание усидчивости и трудолюбия.

Санитарные нормы и правила 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видео, дисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» 1996. Утверждены постановлением Госсанэпиднадзора России от 14.07.96 № 14.

Более подробно: «Использование прикладных программных средств в образовательном процессе ДОУ» – с. 25.15

Следует учесть, что в детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»

Использование мультимедийного проектора и проекционного экрана

Использование этого вида оборудования предполагает групповую форму работы с детьми и значительно снижает риск возникновения различных видов утомления. Продолжительность занятий может быть увеличена в 2-3 раза по сравнению с работой за персональными компьютерами. Такой вид организации занятий близок к традиционному. Все внимание детей сосредоточено на воспитателе, который с помощью проектора демонстрирует материалы занятия. Это могут быть наглядные пособия, видеоролики, фрагменты прикладных программных средств и т.д.

Использование интерактивной доски. Интерактивная доска выполняет все

те же функции, что и проектор с экраном, только к ним добавляются специфические возможности программного обеспечения, поставляемого в комплекте с устройством. Существует много видов интерактивных досок, и у каждой из них свое собственное программное обеспечение. Тем не менее, у большинства их них есть схожие функции:

· ƒ «умное перо», которое преобразует объекты, нарисованные от руки, в фигуры правильной формы;

· шторка, позволяющая скрыть часть экрана;

· функция «фотоэкрана», позволяющая сделать снимок всего экрана или выделенной части при просмотре видео, работе в Интернете;

· функция распознавания текста, позволяющая слова, написанные от руки, преобразовать в печатные символы;

· ƒ коллекции изображений;

· ƒ возможность перемещать объекты в пространстве интерактивной доски;

· ƒ возможность наносить аннотации поверх любых программ, документов,

Для работы с учебным материалом в интерактивном режиме необходимо следующее оборудование: компьютер, проектор и интерактивная доска. В качестве учебного материала можно использовать презентации, видеофильмы, флэш-анимацию, прикладные программные средства. При организации работы с доской необходимо следить, чтобы луч проектора не светил в глаза дошкольникам: это может вызвать ожог сетчатки.

Планируя применять информационные технологии в образовательном процессе, необходимо понимать, что эффективность использования любых средств информатизации определяется тремя взаимосвязанными аспектами ее обеспечения: техническим, методическим и организационным. Важно помнить, что даже сверхсовременное оборудование не обеспечит необходимого эффекта, если ИТ будут использоваться неумело, без необходимой методической подготовки и разработки дидактических материалов, с нарушением эргономических и психолого-педагогических требований, с необоснованным расширением областей их применения, то есть методически неграмотно. Большое значение имеет организационное обеспечение оборудования в образовательных учреждениях – их обслуживание и поддержание в рабочем состоянии, модернизация и своевременная замена оборудования.

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОЮРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ В ДОУ

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) – это основная форма организации обучения детей в детском саду.

Оно организуется и проводится педагогом, который определяет в соответствии с избранными программами воспитания и обучения содержание, методику и технологию занятий с различными возрастными группами.

Любое занятие с дошкольниками состоит из трех основных частей:

· введение в тему, определение цели, объяснение того, что должны сделать дети;

· самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка;

· анализ выполнения задания и его оценка.

В работе с детьми дошкольного возраста часто используется объяснительно-иллюстративный метод обучения. Основная цель такого вида обучения – это передача-усвоение знаний и применение их на практике. Иногда этот вид обучения называют пассивно-созерцательным. Воспитатель стремится изложить материал с применением наглядных и иллюстративных материалов, а также обеспечить его усвоение на уровне воспроизведения и применения для решения практических задач.

Поэтому, говоря о подготовке к занятиям, чаще всего ведут речь о подборе качественного иллюстративного материала. Воспитатели, работающие «по старинке», используют дидактический материал на бумажном носителе, который со временем изнашивается и теряет презентабельный вид. Восстановление же фонда наглядных материалов – достаточно дорогостоящий и трудоемкий процесс. Кроме того, демонстрационный материал для занятий в группах детских садов, предлагаемый фирмами-производителями, не всегда удовлетворяет педагогов по своему содержанию, количеству, качеству, цене. Именно по этому компьютер выступает очередной раз в роли помощника. Используя компьютерный инструментарий, педагог может осуществить поиск необходимой информации, ее структурирование и оформление.

При создании и демонстрации презентаций, предназначенных для работы с дошкольниками, должны учитываться их возрастные и индивидуальные

особенности восприятия информации.

· ƒ фон слайдов не должен быть слишком ярким;

· ƒ изображения в слайдах презентации должны быть высокого качества, не допускается использование нечетких или размытых иллюстраций;

· ƒ изображения должны быть достаточно крупными, хорошо и четко видными с любого места;

· ƒ на каждом слайде может быть размещено не более 7-9 объектов (под объектами понимаются рисунки и текстовые фрагменты);

· ƒдля успешного усвоения содержания слайда изображение не должно быть перегруженным малосущественными деталями, загромождающими картину и отвлекающими внимание детей от главного;

· ƒ объекты иллюстраций должны изображаться в их естественных положениях;

· ƒ должны соблюдаться масштабные соотношения частей иллюстрации;

· ƒ необходимо учитывать соразмерность объектов относительно друг друга при одновременном размещении на слайде (например, шмель больше мухи);

· ƒ надписи на слайдах должны давать понятие о том, что изображено в кадре, не раскрывая его содержания в подробностях (например, название иллюстрации);

· ƒ использование анимации должно быть оправданным;

· ƒ если в качестве музыкального сопровождения используется песня, она должна соответствовать теме презентации;

· ƒ в заключительной части презентации в качестве стимулирующего момента может содержаться небольшой видеофрагмент по теме (например,

мультфильм);

· ƒ смена слайдов должна осуществляться по щелчку мыши, чтобы педагог имел возможность управлять презентацией и остановить ее, в случае необходимости отреагировав на вопросы детей или иные ситуации, препятствующие просмотру презентации;

· ƒ общее количество слайдов, демонстрируемых на занятии с дошкольниками, не должно превышать 8-10.

При демонстрации презентации очень важно выполнять следующие правила:

· ƒ следить, чтобы презентация была хорошо видна всем воспитанникам;

· ƒсопровождать иллюстративный материал пояснениями воспитателя, поскольку синхронность устного изложения и демонстрации содействуют прочному закреплению материала в памяти детей;

· ƒстремиться вовлечь в процесс восприятия возможно все органы чувств: зрение, слух, осязание;

· ƒ выделить время для проведения физкультминутки.

Занятия могут проводиться по многим направлениям воспитательно-образовательной работы: ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, изобразительной деятельности, развитию элементарных математических представлений, экологическому воспитанию.

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение информационно-компьютерных технологий в ДОУ:

Способствует повышению профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности;

Способствует повышению интереса детей к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала детьми;

Способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей, информированности их о направлениях деятельности всего учреждения и результатах конкретного ребенка, сотрудничеству родителей и ДОУ.

Дошкольные работники нашего района на практике убедились в положительном значении внедрения ИКТ в образовательный процесс ДОУ.

Перспективу дальнейшего использования видим в применении Интернета и интерактивного программного комплекса.

Интерактивная доска позволяет сделать обучение более наглядным, работать в режиме реального времени, повышать интерес детей к обучению, помогает педагогу развивать внимание, мышление и самостоятельность детей.

Использование сети Интернет предоставляет доступ к качественным образовательным ресурсам, независимо от местонахождения дошкольного образовательного учреждения.

Сеть Интернет позволит повышать квалификацию педагогов через прохождение дистанционных курсов, вооружить их современным содержанием, овладеть в повседневной практике современными педагогическими технологиями.

Воспитанникам детских садов также предоставляется возможность участия в дистанционных конкурсах, тренингах не только в дошкольных учреждениях, но и в домашних условиях с помощью родителей. Заинтересованные родители, благодаря сети Интернет, могут повысить компетентность в вопросах воспитания, образования и развития ребенка.

Использование ИКТ позволяет вывести дошкольные учреждения на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество дошкольного образования, соответствующее современным государственным стандартам образования.

Список использованной литературы:

1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994

2. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11.

3.Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.

4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003

5.Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004

6.Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006

7. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39

8. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.

9. Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития/Р.К.Шаехова // Начальная школа плюс до и после.-2006.-№7.-С.54-57.

Название: Личный опыт работы воспитателя: «Использование ИКТ в работе с детьми группы компенсирующей направленности»
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Доклады, педсоветы, семинары…

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Ефимовский детский сад комбинированного вида»
Месторасположение: поселок Ефимовский, Бокситогорский район, Ленинградская область

Выступление на педагогическом совете из личного опыта работы воспитателя Прокопьевой О. С. ,на тему «Использование ИКТ в работе с детьми группы компенсирующей направленности» от 24.03.2016 г.

Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами.

Все чаще педагоги дошкольных учреждений стали указывать как основное достижение – использование ИКТ в работе с детьми. Самостоятельно освоив работу на компьютере, я применяю свои умения и в работе с дошкольниками.

Компьютеры уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Даже в дошкольных учреждениях представить себе жизнь без компьютеров не возможно. С помощью компьютера мы пишем рабочие программы, конспекты занятия, доклад, отчёты и. т. д.

Компьютер стал лучшим помощником педагога как при работе с детьми и родителями.

Готовясь к занятию, педагог задумывается: «Как улучшить образовательный процесс?». И приходит в голову мысль достаточно очевидная — реализовать принцип наглядности в полной мере, с помощью ИКТ — это очень легко.

Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы.

Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. С одной стороны, президент поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь собственное электронное представительство в Интернете, с другой стороны – существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Прежде всего, я хочу сказать, что не использую непосредственную работу детей на ПК. Я считаю, что в дошкольном возрасте это не является первоочередной задачей. Гораздо важнее для меня работа по созданию единого творческого пространства в рамках взаимодействия с семьями воспитанников в направлении решения задач развития ребенка в современном информационном обществе. Важно стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.

Каковы же основные направления развития ИКТ?

Использование компьютера с целью передачи и хранения информации.

ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

ИКТ для родителей воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр, является ведущим направлением моей работы.

ИКТ целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов и специалистов. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ.

Я представлю основные формы использования ИКТ в своей работе на группе компенсирующего вида «Лучик»:

  • Во время режимных моментов: при проведении утренней гимнастики, во время индивидуальной работы по лексическим темам, при проведении физкультминуток, релаксаций, прослушивание аудио книг, подборка и просмотр видео с познавательным материалом.

Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация);

Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (энциклопедии);

Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия. Мною созданы презентаций к занятиям и проектам.

Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

Использование фоторамки для ознакомления родителей насыщенной и интересной садовской жизнью детей;

Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;

Обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов;

Оформление буклетов, электронного портфолио, материалов по различным направлениям деятельности;

Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы. Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности;

Использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.

Для ведения обстоятельных обсуждений педагогических тем с коллегами и консультации со специалистами я пользуюсь форумами в сетевых педагогических сообществах. Мне интересны сетевые технологии общения.

Новые виды деятельности способствуют развитию новых компетенций. Эти компетенции, конечно, — в области информационных технологий:

Свободное владение средствами ИКТ сети Интернет;

Стремление к изучению новых средств, сервисов сети;

Овладение постоянно совершенствующимся коммуникационным инструментарием сети Интернет.

Но, как бы ни были хороши и качественны информационные ресурсы, они эффективны только в руках владеющего современными образовательными технологиями педагога.

Цель моей методической работы — научить коллег оценивать уровень интеграции своей педагогической деятельности в информационную образовательную среду, анализировать возможности ИОС своего учреждения, выбирать и использовать инструменты ИКТ, электронные образовательные ресурсы в соответствии с задачами своей профессиональной педагогической деятельности.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.

Спасибо за внимание!

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе “Об образовании Российской Федерации” и образовательном стандарте нового поколения.

Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно-коммуникационных технологий:

  • возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;
  • индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;
  • создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования.

Ключевыми направлениями процесса информатизации ДОУ являются:

1. Организационное:

  1. модернизация методической службы;
  2. совершенствование материально – технической базы;
  3. создание определенной информационной среды.

2. Педагогическое:

  1. повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ;
  2. внедрение ИКТ в образовательное пространство.

В соответствии с законом “Об образовании в Российской Федерации” дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Компьютеризация школьного образования имеет довольно длительную историю (около 20 лет), но в детском саду такого распространения компьютера еще не наблюдается. При этом невозможно представить работу педагога (педагога ДОУ в том числе) без использования информационных ресурсов. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Что же такое ИКТ?

Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Области применения ИКТ педагогами ДОУ

1. Ведение документации.

В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит диагностику и оформляет результаты как в печатном, так и в электронном виде. Диагностику необходимо рассматривать не как разовое проведение необходимых исследований, но и ведение индивидуального дневника ребенка, в котором записываются различные данные о ребенке, результаты тестов, выстраиваются графики и в целом отслеживается динамика развития ребенка. Конечно это можно делать и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы.

Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронного портфолио.

2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.

В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.

Современное образовательное пространство требует от педагога особой гибкости при подготовке и проведении педагогических мероприятий. Педагогу необходимо регулярное повышение своей квалификации. Возможность осуществления современных запросов педагога также возможно с помощью дистанционных технологий. При выборе таких курсов необходимо обратить внимание на наличие лицензии, на основании которой осуществляется образовательная деятельность. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности.

Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. При этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество зарегистрированных пользователей.

Бесспорно важно использование ИКТ технологий и для ведения документации и для более эффективного ведения методической работы и для повышения уровня квалификации педагога, но основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно-образовательного процесса.

3. Воспитательно-образовательный процесс.

Воспитательно-образовательнй процесс включает в себя:

  • организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника,
  • организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,
  • реализацию проектов,
  • создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование Internet-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.

Выделяют 3 вида занятий с использованием ИКТ.

1. Занятие с мультимедийной поддержкой .

На таком занятии используется только один компьютер в качестве “электронной доски”. На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для урока. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы PowerPoint или других мультимедийных программ.

Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран.

Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использование презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

  • Осуществление полисенсорного восприятия материала;
  • Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
  • Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
  • Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
  • Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
  • Компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Например, использование презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающем миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятии, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

2. Занятие с компьютерной поддержкой

Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ.

На таком занятии используется несколько компьютеров, за которыми работают несколько воспитанников одновременно. Использование электронного учебника (а игровая обучающая игра для детей это и есть электронный учебник) – это метод программируемого обучения, основоположником которого является Скиннер. Работая с электронным учебником, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме.

Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.

Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

  • исследовательский характер,
  • легкость для самостоятельных занятий ребенка,
  • развитие широкого спектра навыков и представлений,
  • высокий технический уровень,
  • возрастное соответствие,
  • занимательность.

Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

При организации занятий такого типа необходимо иметь стационарный или мобильный компьютерный класс, соответствующий нормам САНПиН, лицензионное программное обеспечение.

Сегодня многие детские сады оснащаются компьютерными классами. Но до сих пор отсутствуют:

  • методика использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ;
  • систематизация компьютерных развивающих программ;
  • единые программно-методические требования к компьютерным занятиям.

На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.

Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники.

Важным правилом при организации таких занятий является периодичность их проведения. Занятия должны проводится 1-2 раза в неделю в зависимости от возраста детей по 10-15 минут непосредственной деятельности за ПК.

1. Диагностическое занятие.

Для проведения таких занятий требуются специальные программы, что встречается мало, или вообще не существует по некоторым общеобразовательным программам. Но разработка таких компьютерных программ – это дело времени. С помощью средств прикладных программ можно разработать тестовые задания и использовать их для диагностики. В процессе проведения традиционных диагностических занятий педагогу необходимо фиксировать уровень решения задачи каждым ребенком по определенным показателям. Использование специальным компьютерных программ позволит не только облегчить труд педагога и уменьшить временные затраты (использовать несколько компьютеров одновременно), но и позволит сохранять результаты диагностики, рассматривая их в динамике.

Таким образом, в отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.

Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь.

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.).

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

При всех неизменных плюсах использования ИКТ в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы:

1. Материальная база ДОУ.

Как уже отмечалось выше для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран или мобильный класс. Далеко не все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе создание таких классов.

2. Защита здоровья ребенка.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь “НЕ НАВРЕДИ!”. Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.

Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.

3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.

Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику, интерфейс пользователя каждой программы (специфику технических правил действия с каждой из них), но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet.

Если коллективу ДОУ удастся решить эти проблемы, то ИКТ-технологии станут большим помощником.

Использование информационных технологий поможет педагогу повысить мотивацию обучения детей и приведет к целому ряду положительных следствий:

  • обогащение детей знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
  • облегчение процесса усвоения материала дошкольниками;
  • возбуждение живого интереса к предмету познания;
  • расширение общего кругозора детей;
  • возрастание уровня использования наглядности на занятии;
  • повышение производительности труда педагога.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.

Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Список использованной литературы

  1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.
  2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991 г., № 5.
  3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.
  4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
  5. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000 г., № 11.
  6. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.

Лена Маслова
Использование ИКТ в ДОУ.

Современный век называют веком информационных технологий..

Чтобы идти в ногу со временем, необходимо приобрести навыки использования компьютерных технологий в различных сферах жизни.

Президент РФ поставил перед каждым учреждением задачу: иметь собственное электронное представительство в интернете. Правительством РФ был принят ряд документов: Стратегия развития информационного общества, Концепция социально-экономического развития страны до 2020 года. На основании правительственных документов была разработана и утверждена Концепция развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД». Одним из её основных направлений является решение задачи повышения качества дошкольного образования на основе внедрения в образовательный процесс эффективных технологий развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей дошкольного возраста; а также внедрения программ, обеспечивающих преемственность дошкольного и начального общего образования.

Стремительный рост информационного потока, развитие новых информационных технологий, их возможности – все это предъявляет свои требования к молодому поколению. Имеющийся в настоящее время опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Исходя из этого, одно из важнейших направлений приоритетного национального проекта «Образование» нацеливает систему на обеспечение доступности и качества образования, формирование конкурентоспособного выпускника. В условиях модернизации образования на современном этапе указанная цель не может быть достигнута без опоры на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

ИКТ являются инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.

В настоящее время использование ИКТ в практике ДОУ, заключается в следующем:

подбор иллюстративного и дополнительного материала для образовательной деятельности, оформления стендов, групп, кабинетов, буклетов; обмен опытом;

использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий;

использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных;

создание электронной почты, ведение сайта;

создание презентаций в программе Power Point.

Такие специалисты в области дошкольного образования как., Комарова Т. С., Духанина Л. Н., Волосовец Т. В., Веракса Н. Е., Дорофеева Э. М., Алиева Т. И., Комарова И. И., Белая К. Ю. высказывают свою позицию «за» и «против» в использовании ИКТ в работе с дошкольниками.

Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о зависимости от компьютера, негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей и т. д. Опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. И это понятно. Здесь встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, отказ от коммуникативных отношений.

К тому же при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд и других проблем. К сожалению, при внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств. ИКТ в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Бурное развитие ИКТ привело к тому, что компьютер в детском саду стал необходим.

Но как бы мы не относились к проблеме, «информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка».

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными

«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Основные направления развития ИКТ:

1. Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. Это различные компьютерные игры – «игрушки»: развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры. В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.

2. ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint.

3. Разработка технологии с включением ИКТ которая базируется на комплексных (интегрированных) занятиях (досугах). Технология разрабатывается по какой-либо из образовательных областей (музыка, художественная литература, познание).

4. ИКТ как средство АСУ. Данная технология реализуется в учреждении с целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов, специалистов, медиков. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ, повышению его эффективности в условиях инклюзивного обучения и воспитания дошкольников, расширению границ образовательного пространства за счет активного включения родителей и детей, не посещающих детский сад.

Надо понимать, что ИКТ это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Здесь подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Основными направлениями использования ИКТ должны подчиняться следующей цели: приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. Т. е. ИКТ как средство интерактивного обучения должно позволять стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа Power Point.

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

Задачи проекта:

Создание единого информационного пространства ДОУ, в котором были бы задействованы все участники образовательного процесса: администрация ДОУ, педагоги, воспитанники и их родители.

Обобщение знаний требования ФГОС, регламентирующих профессиональную педагогическую деятельность в условиях ИКТ.

Разработка технологий мультимедийных сопровождений образовательного процесса.

Создание общей сетевой мультимедийной базы, банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов, которыми могли бы пользоваться в своей практике воспитатели ДОУ.

Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками позволяет образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей. Таким образом, можно выделить два главных достоинства презентаций – интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия ребенка, и мультимедийность (от английского «multimedia» – многокомпонентная среда, то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (в том числе движущиеся, а также воспроизводить звук и музыку. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать образовательную деятельность более интересной и динамичной, «погрузить» ребенка в определенную обстановку, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений. Однако при этом важно не забывать о том, что компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя слишком часто использовать мультимедийные технологии, так как при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Значимость проекта:

Материал должен раскрыть педагогам преимущества использования ИКТ в своей образовательной деятельности для обеспечения полноценного перехода ребенка на следующий уровень системы непрерывного образования. А именно, воспитание любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка.

Вопрос организации предметно-развивающей среды (ПРС) ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда. ПРС должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т. е. оснащена средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием. Поэтому основная задача ДОУ: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением - создание интерактивной образовательной среды.

Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития мотивации образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с вербальных методов образования на методы поисковой и творческой деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с этим воспитатель, в большей степени, становится соучастником, помощником. Использование компьютерных технологий помогает:

Привлекать пассивных детей к активной деятельности;

Делать НОД более наглядными, интенсивными;

Активизировать познавательный интерес;

Активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

Реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.

Основными формами использования ИКТ в моей практике являются:

Оформление групповой документации (списки детей, диагностика развития, планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов).

Подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к совместной образовательной деятельности, оформление стендов, групп, кабинетов.

Создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint в различных образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и др. Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям. Для большей эффективности презентации строю с учетом программы детского сада и возрастных особенностей дошкольников, в них включаю занимательные вопросы, анимационные картинки, игры, просмотр познавательных мультфильмов. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.

Использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов. Воспитанникам особенно нравится это направление: просмотр информационного материала с наложением хорошо известным им аудиорядом, создание простеньких клипов, наложение голоса на видео и т. п.

Использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером.

Создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей.

Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы.

компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Обычное занятие длится от 20 до 30 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут. После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз.

Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно способствует повышению качества образовательного процесса.

Средства ИКТ в системе образования:

Аппаратные средства:

Компьютер - универсальное устройство обработки информации

Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную учащимися или учителем для учащихся. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.

Проектор - радикально повышает:

уровень наглядности в работе учителя,

возможность учащимся представлять результаты своей работы всему классу.

Телекоммуникационный блок (для сельских школ - прежде всего, спутниковая связь) - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести диктантное обучение, вести переписку с другими школами.

Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения, а также устройства рукописного ввода. Особую роль соответствующие устройства играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио и видео магнитофон) - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

Устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) - существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных.

Управляемые компьютером устройства - дают возможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления

Аудио-видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий.

Интернета, в том числе - специализированные для образовательных применений.

Виртуальные конструкторы - позволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями.

Тренажеры - позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами - ввода текста, оперирования с графическими объектами на экране и пр., письменной и устной коммуникации в языковой среде.

Позволяют конструировать и применять автоматизированные испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер и результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером.

Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) - сочетания программных средств перечисленных выше видов - в наибольшей степени автоматизирующие учебный процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании (при достижении разумного качества и уровня полезности, наиболее ограничивающие самостоятельность учителя и учащегося.

Информационные системы управления - обеспечивают прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса - учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью.

Татьяна Возмищева
Опыт работы «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада»

Опыт работы

«Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада »

Возмищева Татьяна Сергеевна

Воспитатель I кв . к.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 52» АГО

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно -образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной дошкольной педагогике, так как наука и техника не стоят на месте. А воспитатель может и должен использовать новые технологии в работе во всех сферах своей деятельности, быть всегда в курсе педагогических новинок. В своей работе я стараюсь активно привлекать возможности современных информационно-коммуникационных технологий (далее я буду говорить сокращённо ИКТ) . Так как, использование ИКТ позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога. Новизна инновационного опыта заключается в том , что направление по использованию ИКТ начинает внедряться в дошкольное образование. Это связано с тем, что для этого требуется хорошая материально-техническая база и достаточный уровень ИКТ компетентности педагога. Реализуя цель по повышению качества воспитательно -образовательного процесса через использование ИКТ , я поставила перед собой следующие задачи : 1. Повышать профессиональное мастерство через применение информационно-коммуникационных технологий. 2. Внедрять ИКТ в совместную деятельность педагога и детей. 3. Использовать ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей . Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя , является самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Подключение к Интернет-сети позволило мне поделится собственным опытом работы , перенимать передовой опыт коллег России и зарубежья. Я получила так же возможность создать библиотеку электронных ресурсов : мультимедийные презентации разной тематики, методические материалы по образовательной деятельности (это и сценарии НОД, подборка демонстрационного материала по развитию речи и другим образовательным областям). Одно из направлений моей работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. На собственном опыте я убедилась , что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Это такие документы, как : списки детей, сведения о родителях, диагностические карты, перспективные и календарные планы по всем направлениям работы в группе . Сеть Интернет предоставляет мне возможность повысить своё педагогическое мастерство через участие в вебсеминарах, вибинарах, интернет-конференциях. Инновационная деятельность по использованию информационных технологий положительно повлияла на уровень моей ИКТ-компетентности. Следующим направлением в моей работе стало использование ИКТ как средства для улучшения освоения изучаемого материала дошкольниками. Для педагога важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность - это осуществить. Я считаю, что ИКТ являются таким средством, так как открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы .

Именно в этом мне и помогает, созданная мною электронная библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов по развитию речи. Такая медиатека занимает очень мало места. Для переноса информации использую флеш-карты , диски. Хотелось бы отметить, что детям очень нравится использование медиатехники в образовательной деятельности, но обязательно нужно соблюдать требования СанПиН при её использовании . Разумное использование в воспитательно -образовательном процессе наглядных средств обучения развивает у детей наблюдательность, внимание, речь и мышление. Правильно подобранные видеоматериалы, демонстрируемые с помощью медиатехники позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений. Всё это способствует повышению мотивации детей к образовательной деятельности, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала с детьми. Одним из показателей успешности педагога и качественности его образовательной деятельности являются и достижения его воспитанников . Так мои дети, являются участниками интернет-конкурсов : 1. Участие во Всероссийском конкурсе детского творчества «Милая мама» , «Талант с колыбели» , «Шаг вперед» , «Талантоха» и др. Родителям очень интересно зайти в интернет и среди участников конкурса увидеть фамилию своего ребёнка и получить сертификат участника. Неотъемлемой частью работы педагога является работа с родителями . Использование ИКТ , на мой взгляд, значительно сократило время подготовки и проведения родительских собраний, помогло расположить родителей к непринуждённому общению. Родителям предоставляется возможность воочию наблюдать развитие детей в ДОУ. Эта форма работы стала достойной альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях. В период утренних и вечерних встреч с родителями, педагог часто бывает занят с детьми и не всегда может уделить должного внимания родителям. Необходим поиск новых продуктивных форм взаимодействия с родителями. Для них я оформила прекрасный родительский уголок, материалы к которому нашла всё на тех же сайтах в сети Интернет. Такая яркая и красочная информация всегда привлекает внимание и отличается лаконичностью и доступностью для родителей. Кроме этого, родители имеют возможность выйти на сайт детского сада , где могут получить доступную информацию.

Какие преимущества получают родители от группового сайта? Во-первых, имеют возможность следить за жизнью группы, садика. Во-вторых, сайт позволяет лучше узнать воспитателей и специалистов детского сада , могут получить от них необходимую консультацию. А дома вместе с ребёнком всегда интересно заглянуть на сайт садика, посмотреть вместе новые фотографии, выслушать сообщение ребёнка о прошедших событиях. Используя ИКТ в работе с родителями , я поняла, что оно даёт большие преимущества : 1. Электронную почту для обмена мнениями без затраты времени; 2. Информация изучается родителями в удобное для них время; 3. Возрастают потоки информации; 4. Индивидуальный подход в подаче информации. Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что применение ИКТ мною в воспитательно -образовательном процессе : 1. Способствовало повышению моего профессионального уровня, как педагога, активизировало меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дало стимул к проявлению моих творческих способностей. 2. Увеличило интерес детей к обучению, активизировало познавательную деятельность, повысило качество усвоения программного материала детьми. 3. Подняло уровень педагогической компетентности родителей, информированности их о жизни группы и результатах каждого конкретного ребёнка, усилило интерес к событиям в детском саду .

Публикации по теме:

Использование ИКТ в своей работе Жизнь не стоит на месте меняется и система образования. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Опыт работы детского сада по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма 2016-2017гг Актуальность и перспективность. Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных.

Опыт работы «Использование ИКТ в работе с родителями» «Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад» Развитие современного общества.

Опыт работы «Использование ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» в логопедической работе» Рухля н. с. :Круги Луллия в работе логопеда Описание опыта работы по использованию ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» в логопедической работе.



Загрузка...