sonyps4.ru

Информационное слабоумие. Цифровое слабоумие: кто на самом деле глупеет от гаджетов? Что делать родственникам

Цифровое слабоумие – это не шутка, а диагноз. Термин«digital dementia» пришел из Северной Кореи, которая раньше всех стала на путь оцифровывания страны. Сегодня 83,8 % жителей Северной Кореи имеют доступ в Интернет, а у 73 % корейцев есть смартфони. Вместе со смартфонами и другими гаджетами вирус цифрового слабоумия внедряется во все страны и все прослойки общества. Он не знает географических и социальных границ. В 2007 году специалисты начали замечать, что все больше подростков страдает потерей памяти, нарушением внимания, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией, низким уровнем самоконтроля. Исследования показали, что в мозгу этих пациентов наблюдаются изменения, похожие на те, что возникают после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции – слабоумия, которое по обыкновению развивается в преклонном возрасте.

Выдающиеся нейробиологи, нейрофизиологи, физиологи мозга, педиатры, психологи и психиатры рассматривают проблему с разных сторон и пишут научные исследования и публикации, чтобы обратить внимание общества на катастрофические риски, которые несут новейшие цифровые технологии подрастающему поколению и какие должны учитывать политики, экономисты и родители. Выдающийся вклад в решение этой болезненной проблемы внес немецкий нейрофизиолог и психиатр, отец шестерых детей, Манфред Шпитцер.

Конечно же, никто из ученых не имеет ничего против цифровых технологий как таковых: они ускоряют и облегчают многие виды деятельности. Речь лишь о том, что у новых технологий есть оборотная сторона: они опасны для детей и подростков, и это необходимо учитывать. Паровоз, самолет, автомобиль также были гениальными изобретениями технического прогресса и вызывали горячие дискуссии в свое время, но мы же не садим за руль ребенка, не даем ему штурвал, а ждем, пока он вырастет и сформируется как зрелый человек. Так почему же мы, не успев оторвать малыша от груди, суем ему планшет? Ставим дисплеи в детских садах и школе?

Цифровые технологии – это гигантский бизнес, нацеленный прежде всего на детей как наиболее перспективную аудиторию. Поэтому производители этой индустрии заинтересованы в замалчивании и манипуляции правдивой информации о реальной опасности от смартфонов, планшетов и от Интернета. Они заказывают независимые исследования, чтобы показать, что эти новшества несут лишь пользу. Однако доводов о потенциальной опасности развитию мозга, есть более чем достаточно. Приведем здесь несколько примеров:

Время и пластичность мозга

Главным фактором в этой истории является время. Страшно представить, что 7-летний ребенок в Европе провел возле экранов более 1 года (по 24 часа в сутки), а 18-летный европеец более 4 лет. С таких шокирующих цифр начинается доклад Арика Сигмана, молодого британского биолога, члена Европарламента. Сегодня западный подросток в среднем тратит на «общение» с экранами около 8 часов в сутки. Это время украдено из жизни, поскольку оно использовано впустую. Не на общение с родителями, не на чтение книг, обучение, рисование, слушание хорошей музыки, занятие спортом и т.д., – не на что-то полезное, что требует формирующийся мозг ребенка.

Мозг ребенка должен созреть, вырасти в 4 раза, построить нейронные связи. Эта гигантская работа длится до 20-летнего возраста. Это не означает, что дальше мозг не развивается. Но делает он это медленнее, достраивая детали фундамента, заложенного до 20 лет.

Одно из уникальных свойств мозга – это его пластичность или способность к адаптации в той среде, в которой он находится, то есть к обучению. Поэтому время, окружающая среда и наши действия формируют наш мозг.

Что является питанием для мозга?

Мы сами формируем свой мозг: все наши действия, решение сложных задач и глубокие раздумья – все оставляет свой след в нашем мозгу. «Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым», – считает британский профессор психологии Таня Бирон. Все мы являемся свидетелями того как и в Украине резко меняются интересы нового поколения. Как мало наших детей сегодня бегают по улицами и дворами, не лазят на деревья, не пускают кораблики в ручейках и озерах, не прыгают по камням, не бегают под дождем и т.п. Мир сузился для многих подростков к размерам экрана компьютера, планшета или смартфона. От них дети становятся закрытыми, эгоистическими, циничными, мятежными, не послушными ни родителям ни учителям. Такие следствия неизбежно отразятся в будущей жизни, если на это своевременно не обратить внимание.

Чем больше внешних стимулов в детстве и подростковом возрасте, тем активнее и быстрее формируется мозг. Вот почему так важно, чтобы ребенок физически, а не виртуально исследовал мир. Питанием для мозга есть опыт – наши действия, мышление, воображение, эмоции, желание, исследование и т.п.

Нашему мозгу нужно не только питание, но и сон. Неспособность вылезти из Интернета и соцсетей, компьютерных игр сокращает время сна подростков и приводит к серьезным нарушениям. Какое здесь развитие мозга, когда утром уже болит голова?!

Как сидение в Интернете и соцсетях может изменить мозг?

Во-первых, однообразное проведение времени резко ограничивает количество внешних стимулов, то есть пищу для мозга.
Во-вторых, мозг не получает достаточного опыта, чтобы развивать важные свои участки, ответственные за сочувствие, самоконтроль, принятие решений, воображение и образное мышление и прочее. То, что не работает отмирает. У человека, который не тренирует память (а зачем, все есть в смартфоне и навигаторе), неизбежно возникают проблемы с памятью, ткани мозга атрофируются.
В-третьих, сидение на протяжении многих часов перед экраном вызывает ожирение, проблемы с опорно-двигательным аппаратом, разные невролгические разлады. Психиатры отмечают, что все больше детей подвергаются умственным разладам, тяжелым депрессиям, не говоря уже о случаях тяжелой зависимости от Интернета. Чем больше времени подростки проводят в социальных сетях, тем сильнее они чувствуют себя одинокими, снижается способность к емпатии, возникает немотивированная агрессия.

Спасать своих детей – дело родителей

Не следует бояться, что ваш ребенок упустит время и не усвоит своевременно все эти гаджеты. Специалисты утверждают, что никаких специальных способностей для такого усвоения человеку не нужно. «Лучшее, что вы сможете сделать для своего ребенка, – это не купить ему планшет или смартфон, пока он не выучится надлежащим образом и не сформирует свой мозг», – считает вышеупомянутый Манфред Шпитцер. Здесь следует придерживаться принципа: Всему свое время! Дети любят конфетки, однако это не является поводом, чтобы их кормить конфетками на завтрак, обед и ужин.

Следует отметить, что изобретатели цифровой индустрии берегут своих детей от негативного влияния через запреты и ограничения. Например, Стив Джобсон заявлял в интервью в «Ньо-Йорк таймс», что ограничивает своим детям время на новые технологии. Он запретил своим трем детям-подросткам использовать гаджеты ночью и выходные и приходить со смартфоном на ужин. Крис Андерсон, главный редактор американского журнала «Wired», один из основателей 3Drobotios заявил: «Я, как никто другой, вижу опасность в чрезвычайном увлечении Интернетом. Я сам столкнулся с этой проблемой и не хочу, чтобы эти же проблемы были у моих детей». Он запретил детям гаджеты и экраны в спальне.

Поэтому важно для родителей не идти в ногу с модой — «чтобы мои дети имели все что хотят», но важно обратить внимание на то, что для них полезно и укрепляет здоровье. В тысячу раз правы те родители, которые водят своих детей на кружки, читают им книжки на ночь, вместе обсуждают прочитанное, проверяют домашнее задание и заставляют его переделывать, если оно сделано не правильно.
Сегодня нужно поставить верный вопрос: Как защитить своих детей от негативных влияний цифровой и компьютерной индустрии. Родители – вы в ответе за своих детей. Поэтому именно вы должны подарить счастливое детство своим детям, защитить их и воспитать к зрелому возрасту.

Пути решения проблемы:

  1. Нет планшету или смартфонам малым детям!
  2. Телефон у ребенка может быть, если в этом есть практическая необходимость (напр., контроль за ребенком в школе). Телефон должен быть простым и без Интернета.
  3. Устанавливать запреты и ограничения на цифровые технологии, учитывая возраст детей.
  4. Проводить с детьми (старшими) обсуждения как правильно использовать планшет, компьютер, телефон и т.п. Показать положительные и негативные стороны. Готовить их к зрелости и осторожному поведению. Особенно подчеркивать, что эти вещи должны служить нам, а не наоборот, чтобы мы не стали их рабами.

Термин «digital dementia» пришел из Южной Кореи, раньше всех ставшей на путь оцифровывания страны. Сегодня 83,8% жителей Южной Кореи имеют доступ в Интернет, у 73% корейцев есть смартфон (в США у 56,4%, в России у 36,2%).
В 2007 году специалисты стали отмечать, что все больше подростков, представителей цифрового поколения, страдают потерей памяти, расстройством внимания, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией, низким уровнем самоконтроля. Исследование показало, что в мозгу этих пациентов наблюдаются изменения, схожие с теми, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.

Массовое помешательство на смартфонах и прочих цифровых гаджетах — неизбежное следствие технологической революции, охватившей все страны. Смартфоны стремительно покоряют мир, точнее сказать, практически его завоевали. По прогнозам журнала «The Wall Street Journal», в 2017 году обладателями смартфонов станут уже 84,8% населения Южной Кореи (80% — Германии, Японии, США, 69% — России). Вместе со смартфонами и прочими гаджетами вирус цифрового слабоумия проникает во все страны и все слои общества. Он не знает географических и социальных границ.

Герои

По запросу «digital dementia» (цифровое слабоумие) Google выдаст около 10 миллионов ссылок на английском языке (на запрос «digital dementia research» — около 5 миллионов), на «цифровое слабоумие» — чуть больше 40 тысяч ссылок на русском. Эту проблему мы пока не осознали, поскольку позже присоединились к цифровому миру. Систематических и целенаправленных исследований в этой области в России тоже почти что нет. Однако на Западе количество научных публикаций, касающихся влияния цифровых технологий на развитие мозга и здоровье нового поколения, нарастает год от года. Нейробиологи, нейрофизиологи, физиологи мозга, педиатры, психологи и психиатры рассматривают проблему с разных сторон. Так постепенно накапливаются разрозненные результаты исследований, которые должны сложиться в цельную картинку.

Этот процесс требует времени и более обширной статистики, он только начался. Тем не менее общие контуры картины уже видны благодаря усилиям известных специалистов, которые обобщают научные данные и стараются донести их понятную интерпретацию до общества. Среди них — директор психиатрического госпиталя при университете в Ульме (Германия), основатель Центра нейронаук и обучения, психиатр и нейрофизиолог Манфред Шпитцер(«Digitale Demenz: wie wir uns und unsere Kinder um den Verstand bringen», München: Droemer, 2012; перевод «Антимозг. Цифровые технологии и мозг», Москва, Издательство АСТ, 2014), известный британский нейробиолог, профессор Оксфордского университета баронесса Сьюзен Гринфилд («Mind Change. How digital technologies are leaving their marks on our brains», Random House, 2014), молодой британский биолог, доктор Арик Сигман, подготовивший в 2011 году специальный доклад для Европарламента «The Impact Of Screen Media On Children: A Eurovision for parliament». А еще - специалист в области дошкольного образования Сью Палмер («Toxic Childhood», Orion, 2007), американский педиатр Крис Роун(«Virtual Child: The terrifying truth about what technology is doing to children», Sunshine Coast Occupational Therapy Inc., 2010) и другие.

Остановить технический прогресс нельзя, разве что случится глобальный коллапс. И никто не хочет прослыть ретроградом, консерватором, несовременным человеком, противником новых технологий. Тем не менее перечисленные выше герои-просветители не только написали книги, ставшие бестселлерами, но и не жалеют времени на выступления в Бундестаге, в Палате лордов и в прочих высоких собраниях, на радио и телевидении. Зачем? Чтобы рассказать обществу о рисках, которые несут новые цифровые технологии подрастающему поколению и которые должны учитывать политики, экономисты и родители, принимающие решения. В жестких публичных дискуссиях дело порой доходит до непарламентских выражений. Во всяком случае, ярлык «мракобес» уже прилепили к Манфреду Шпитцеру, и он регулярно получает угрозы по электронной почте. К счастью, ему на это наплевать. У него шестеро детей, ради которых он все это делает. Манфред Шпитцер признается, что не хочет спустя годы услышать от своих выросших детей упрек: «Папа, ты же все это знал! Почему же молчал?»

Давайте сразу примем к сведению, что никто из перечисленных авторов не имеет ничего против новых цифровых технологий как таковых: да, они обеспечивают удобство, ускоряют и облегчают многие виды деятельности. И все перечисленные эксперты, безусловно, пользуются Интернетом, мобильными телефонами и прочими устройствами, помогающими в работе. Речь лишь о том, что у новых технологий есть оборотная сторона: они опасны для детства и отрочества, и это необходимо учитывать. Паровоз, пароход, самолет, легковой автомобиль тоже были гениальными изобретениями человечества, изменившими его среду обитания, хотя и вызывали жаркие дискуссии в свое время. Но ведь мы не сажаем за руль младенца, не даем ему в руки штурвал, а ждем, пока он вырастет и сформируется во взрослого человека. Так почему же мы, не успев оторвать малыша от груди, суем ему в руки планшет? Ставим дисплеи в детских садах и на каждой школьной парте?

Производители цифровых устройств требуют однозначных доказательств возможной опасности гаджетов и сами заказывают исследования, чтобы показать, что от смартфонов, планшетов и Интернета одна лишь польза детям. Оставим в стороне рассуждения о заказных исследованиях. Настоящие ученые всегда осторожны в своих высказываниях и оценках, это неотъемлемая часть их менталитета. Манфред Шпитцер и Сьюзен Гринфилд тоже демонстрируют в своих книгах корректность в суждениях, дискуссионность того или иного аспекта проблемы. Да, мы многое знаем о том, как развивается и работает мозг, как функционирует наш организм. Но далеко не всё, и полное знание вряд ли достижимо.

Однако, на мой взгляд, судя по прочитанным книгам и статьям, свидетельств потенциальной опасности цифровых технологий для растущего мозга более чем достаточно. Но в данном случае это даже и не важно, потому что помимо исследований есть интуиция мастерства, интуиция профессионалов, посвятивших большую часть своей жизни той или иной области науки. Накопленного знания им достаточно, чтобы предвидеть развитие событий и возможные последствия. Так почему бы не прислушаться к мнению умных и опытных людей?

Время, мозг и пластичность

Главный фактор во всей этой истории — время. Страшно представить, что семилетний ребенок в Европе провел у экранов больше года (по 24 часа в сутки), а 18-летний европеец — больше четырех лет! С этих шокирующих цифр начинается доклад Арика Сигмана Европарламенту. Сегодня западный подросток в среднем тратит на «общение» с экранами около восьми часов в сутки. Это время — украденное у жизни, поскольку оно использовано впустую. Оно не потрачено на разговоры с родителями, на чтение книг и музыку, на спорт и «казаки-разбойники» — ни на что из того, чего требует формирующийся мозг ребенка.

Вы скажете, время теперь другое, поэтому дети другие и мозги у них иные. Да, время другое, а вот мозг тот же, что и тысячу лет назад, — 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с десятью тысячами себе подобных. Эти 2% нашего тела (по массе) по-прежнему потребляют более 20% энергии. И пока нам в голову вместо мозга не вставили чипы, мы носим в себе 1,3—1,4 килограмма серого и белого вещества, по форме похожего на ядро грецкого ореха. Именно этот совершенный орган, в котором хранятся память о всех событиях нашей жизни, наши умения и наш талант, и определяет суть неповторимой личности.

Нейроны общаются между собой, обмениваясь электрическими сигналами, каждый из которых длится одну тысячную секунды. «Увидеть» динамическую картину мозга в то или иное мгновение пока невозможно, поскольку современные технологии сканирования мозга дают картинки с разрешением в секунды, самые новейшие приборы — десятые доли секунды. «Поэтому сканы мозга подобны викторианским фотографиям. Они показывают статичные дома, но исключают любые движущиеся объекты — людей, животных, которые двигались слишком быстро для выдержки фотоаппарата. Дома прекрасны, но они не дают исчерпывающую картину — картину в целом», — пишет Сьюзен Гринфилд. И тем не менее мы можем следить за изменениями, происходящими в мозгу со временем. Более того, сегодня появилась техника, позволяющая наблюдать активность единичного нейрона с помощью электродов, помещаемых в мозг.

Исследования дают нам понимание того, как развивается и работает наш главный орган. Этапы созревания и развития мозга оттачивались сотнями тысяч лет, эту устоявшуюся систему никто не отменял. Никакие цифровые и клеточные технологии не могут изменить срок вынашивания человеческого плода — девять месяцев в норме. Точно так же и с мозгом: он должен созреть, вырасти в четыре раза, построить нейронные связи, укрепить синапсы, обзавестись «оболочкой для проводов», чтобы сигнал в мозгу проходил быстро и без потерь. Вся эта гигантская работа происходит до двадцатилетнего возраста. Это не значит, что дальше мозг не развивается. Но после 20—25 лет он делает это медленнее, более прецизионно, достраивая деталями тот фундамент, который был заложен к 20 годам.

Одно из уникальных свойств мозга — пластичность, или способность к адаптации к той среде, в которой он находится, то есть к обучению. Впервые об этом удивительном свойстве мозга заговорил философ Александр Бэйн в 1872 году. А двадцать два года спустя великий испанский анатом Сантьяго Рамон-и-Кахаль, ставший основоположником современной нейробиологии, ввел термин «пластичность». Благодаря этому свойству мозг сам строит себя, отзываясь на сигналы из внешнего мира. Каждое событие, каждое действие человека, то есть любой его опыт, порождают в нашем главном органе процессы, которые должны запомнить этот опыт, оценить его, выдать верную с точки зрения эволюции реакцию человека. Так среда и наши действия формируют мозг.

В 2001 году британские газеты облетела история Люка Джонсона. Сразу после рождения Люка выяснилось, что его правая рука и нога не двигаются. Врачи установили, что это результат травмы левой стороны мозга во время беременности или в момент рождения. Однако буквально через несколько лет Люк смог в полной мере пользоваться правой и левой ногой, потому что их функции были восстановлены. Каким образом? В течение первых двух лет жизни с Люком делали специальные упражнения, благодаря которым мозг сам себя модернизировал — перестроил нервные пути так, чтобы сигнал шел в обход поврежденного участка мозговой ткани. Упорство родителей и пластичность мозга сделали свое дело.

Наука накопила много удивительных исследований, иллюстрирующих фантастическую пластичность мозга. В 1940-х годах физиолог Дональд Хэб (Donald Hebb) взял несколько лабораторных крыс к себе домой и выпустил «на волю». Через несколько недель крыс, побывавших на свободе, исследовали с помощью традиционных тестов — проверили умение решать задачи в лабиринте. Все они показали превосходные результаты, сильно отличающиеся в лучшую сторону от результатов их собратьев, не покидавших лабораторных боксов.

С тех пор выполнено огромное количество экспериментов. И все они доказывают, что богатая окружающая среда, приглашающая к исследованию, позволяющая открыть что-то новое, — мощнейший фактор развития мозга. Тогда, в 1964 году, и появился термин «средовое обогащение» (environmental enrichment). Богатая внешняя среда вызывает спектр изменений в мозгах животных, причем все изменения — со знаком «плюс»: увеличиваются размеры нейронов, сам мозг (вес) и его кора, у клеток появляется больше дендритных отростков, которые расширяют ее способности к взаимодействию с другими нейронами, утолщаются синапсы, укрепляются связи. Также возрастает производство новых нервных клеток, ответственных за обучение и память, в гиппокампе, зубчатой извилине и мозжечке, а количество спонтанных самоубийств нервных клеток (апоптоз) в гиппокампе крыс уменьшается на 45%! Все это более выражено у молодых животных, но и у взрослых имеет место.

Влияние окружающей среды может быть столь сильным, что дрогнут даже генетические предопределенности. В 2000 году в «Nature» была опубликована статья «Отсрочка проявления болезни Хантингтона у мышей» (Van Dellen et al., «Delaying the onset of Huntington"s in mice», 2000, 404, 721—722, doi:10.1038/35008142). Сегодня это исследование стало классическим. С помощью генной инженерии исследователи создали линию мышей, страдающих болезнью Хантингтона. У человека на ранних стадиях она проявляется в нарушении координации, беспорядочных движениях, когнитивных нарушениях, а затем приводит к распаду личности — атрофии коры головного мозга. Контрольная группа мышей, жившая в стандартных лабораторных боксах, постепенно угасала, демонстрируя от теста к тесту постоянное и быстрое ухудшение. Экспериментальную группу поместили в другие условия — большое пространство с множеством объектов для исследования (колеса, лестницы и многое другое). В такой стимулирующей среде болезнь начинала проявляться значительно позже, причем степень нарушения движений была меньше. Как видите, даже в случае генетического заболевания природа и воспитание могут успешно взаимодействовать.

Дайте мозгу пищу

Итак, накопленные результаты показывают, что животные, проводящие время в обогащенной среде, демонстрируют значительно лучшие результаты на пространственную память, показывают общее возрастание когнитивных функций и способности к обучению, решению проблемных задач и скорости обработки информации. У них понижен уровень тревожности. Более того, обогащенная внешняя среда ослабляет прошлый негативный опыт и даже в значительной степени ослабляет генетический груз. Внешняя среда оставляет важнейшие следы в наших мозгах. Подобно тому как растут мускулы во время тренировок, то же делают и нейроны, обзаводясь большим количеством отростков, а значит — более развитыми связями с другими клетками.

Если окружающая среда воздействует на структуру мозга, то может ли на нее воздействовать и активное мышление, «приключения духа»? Может! В 1995 году нейробиолог Альваро Паскуаль-Леоне (Alvaro Pascual-Leone) вместе со своей исследовательской группой выполнил один из самых впечатляющих и часто цитируемых экспериментов. Исследователи сформировали три группы из взрослых добровольцев, которые никогда не играли на пианино, и поместили их в одинаковые экспериментальные условия. Первая группа была контролем. Вторая выполняла упражнения, чтобы научиться играть на пианино одной рукой. Через пять дней ученые просканировали мозг испытуемых и обнаружили значимые изменения у членов второй группы. Однако самой примечательной была третья группа. От ее участников требовалось лишь мысленно представлять, что они играют на пианино, но это были серьезные, регулярные умственные упражнения. Изменения в их мозгу показали почти сходную картину с теми (вторая группа), кто физически тренировался игре на пианино.

Мы сами формируем свой мозг, а значит — свое будущее. Все наши действия, решение сложных задач и глубокие размышления — все оставляет следы в нашем мозгу. «Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым», — считает британский профессор психологии Таня Бирон.

С 1970 года радиус активности детей, или количество пространства вокруг дома, в котором дети свободно исследуют окружающий мир, сократилось на 90%. Мир сжался почти до размеров экрана планшета. Теперь дети не гоняют по улицам и дворам, не лазают по деревьям, не пускают кораблики в прудах и лужах, не прыгают по камням, не бегают под дождем, не болтают друг с другом часами, а сидят, уткнувшись в смартфон или планшет, — «гуляют», отсиживая попу. А ведь им надо тренировать и наращивать мышцы, знакомиться с рисками внешнего мира, учиться взаимодействовать со сверстниками и сопереживать им. «Удивительно, как быстро сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу», — пишет Сьюзен Гринфилд. Есть о чем волноваться.

Чем больше внешних стимулов в детстве и отрочестве, тем активнее и быстрее формируется мозг. Вот почему так важно, чтобы ребенок физически, а не виртуально исследовал мир: копался в земле в поисках червяков, вслушивался в незнакомые звуки, ломал предметы, чтобы понять, что внутри, разбирал и безуспешно собирал устройства, играл на музыкальных инструментах, бегал и плавал наперегонки, боялся, восхищался, удивлялся, озадачивался, находил выход из положения, принимал решения... Именно это нужно растущему мозгу сегодня, как и тысячу лет назад. Ему нужна пища — опыт.

Сегодня уже никого не удивляют подростки, склонившие головы над собственным смартфоном, или мамочки, дающие своему трехлетнему малышу планшет, чтобы чем-то его занять, пока они выполняют рутинную работу по дому. Цифровые гаджеты как неизбежное следствие технологической революции прочно вошли в нашу жизнь, да и производители таких электронных помощников не устают повторять об их пользе и удобстве. Но так ли велика польза, ведь многие ученые мужи всерьез поговаривают о таком недуге, как цифровое слабоумие. Болезнь XXI века - чем она грозит нашим детям?

История болезни или как все начиналось

Родоначальницей самого термина digitaldementia стала Южная Корея - один из «Азиатских тигров», сделавший огромный скачок в своем экономическом развитии в середине-конце прошлого столетия. Сегодня обладателями смартфонов являются более 80% населения и именно в этой стране медики впервые стали диагностировать расстройство внимания, проблемы с памятью, подавленность, неврастению и когнитивные нарушения у подростков. Историю болезни, вызывающей такие последствия, стали активно изучать на Западе и признавать наличие проблемы, нарастающей как снежный ком.

В результате независимых выводов исследований стала складываться цельная картина, надо сказать, неутешительная - инновационные технологии действуют на головной мозг и общее здоровье детей не самым благоприятным образом. История болезни в разное время интересовала нейрофизиков, терапевтов и психологов по всему миру, которые пытались и пытаются донести до общества ее понятный смысл. А он кроется в том, что цифровое оборудование и прочие гаджеты опасны для еще формирующегося мозга ребенка. Многие из них тут же попали в опалу, ведь производство электроники - огромный бизнес и никто не хочет терять прибыль. Но сами ученые вовсе не против технического прогресса, однако они не могут не сказать о рисках, ведь дело касается нашего будущего - детей.

Чем же так насолили ученым новомодные гаджеты, существенно упрощающие жизнь и решающие за человека многие задачи? А именно этим и насолили, что взяли на себя функции, которые раньше человек выполнял самостоятельно и развивался, обучался, познавал мир. «Зачем я тогда нужен, зачем я живу?» - воскликнул Копатыч в известном мультсериале, когда Пин, руководствуясь самыми добрыми побуждениями, прислал в помощь страдающему от болезни другу робота, который не только огород мог вскопать, но и на аккордеоне сыграть. Каждое событие в жизни человека, каждый его шаг и переживание отражаются на мозге.

Этот всесовершенный орган помнит обо всех явлениях, здесь закладываются дарования и таланты, сама суть уникальной личности. И колоссальная функция по созреванию мозга, построению нейронных звеньев, укреплению синапсов продолжается до установления возраста 20 лет. Одним из неповторимых свойств мозга является пластичность, то есть он адаптируется к тем обстоятельствам, в которых пребывает. Наукой накоплено немало ошеломительных исследований, демонстрирующих невероятную гибкость мозга. Опыты над животными показали, что богатые окружающие условия, открывающие огромные возможности для исследований, являются мощнейшим элементом развития мозга.

При этом все происходящие в сером веществе метаморфозы положительные - нейроны приобретают большие размеры, клетки обзаводятся дендритными отростками, расширяющими способности к обмену данными с другими клетками. Под влиянием окружающих условий сдает свои позиции даже генетическая болезнь и этому есть немало подтверждений. В медицине зафиксированы случаи, когда медики строили неблагоприятные прогнозы, а любовь родителей и обучающие занятия творили чудеса. Ничто не заменит детям исследование физического мира, столкновение с чем-то новым, неизведанным - полет бабочки, игру с другом в мяч, ночную рыбалку с отцом. Так прогрессирует развитие мозга и закладываются основы будущего.

Болезнь, подавляющая пластичность мозга

Сегодня же за «общением» с экраном подросток проводит до 8 часов в сутки. Он ворует собственное время сам у себя, поскольку проводит его впустую - не на личные встречи с приятелями, подвижные игры, чтение литературы и занятия музыкой, а на то, что в формировании мозга участия не принимает. История болезни такова, что сегодня мир сжался до параметров экрана планшета. Здесь люди общаются, работают, создают семьи. Теперь они не ходят на свидания, а сразу съезжаются, чтобы вместе жить. Дети не лепят снеговика, не играют в «салки» и не устраивают шалаши на деревьях. Они «гуляют», сидя дома на попе.

А ведь чтобы тренировать и наращивать мозговые «мышцы», им нужно учиться взаимодействию со сверстниками, восхищаться и удивляться, бояться и озадачиваться, идти на риск и принимать решения. Всевозможные гаджеты и телефоны никогда не смогут этого заменить. Кроме того, у такой болезни, как цифровое слабоумие, есть и другой побочный эффект - сокращение времени сна. Засидевшийся допоздна за компьютерными играми подросток наутро встает с больной головой. Его одолевает усталость, что еще сильнее сокращает способности к обучению. Если не тренировать мышцы, то они атрофируются, а если не тренировать мозг, то его клетки также деградируют с развитием признаков такой болезни, как цифровое слабоумие.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок попал в капкан цифровых технологий, вы можете подтвердить свои опасения, обратив внимание на следующие признаки болезни:

  • плохая память и концентрация внимания. Многие педагоги и психологи обращают внимание, что в последние годы детям сложнее дается пересказ текста;
  • быстрая утомляемость, трудности с переключением с одного на другое;
  • симптомы болезни выражаются и в неврологических расстройствах;
  • зависимость от интернета. Это один из самых явных и опасных признаков, ведь случаи неконтролируемых истерик и даже тяжелых увечий на почве запрета компьютерных игр уже не новость;
  • ощущение подавленности, ненужности, одиночества.

Эти признаки болезни, как и немотивированная агрессия должны насторожить родителей. И если они успокаивают себя тем, что чадо в окружении гаджетов становится более креативным, умным и многозадачным, то последние исследования, проводимые в Стэнфордском университете, свидетельствуют об обратном. Глубина почерпнутой ими информации из интернета нулевая - они просто хватают вершки, не вникая в суть. По сравнению с детьми, учащимися 30 лет назад, они хуже выполняют те же самые задания, их творческий потенциал падает, как и чувство юмора, склонность к воображению и образному мышлению.

Что делать?

Ответ очевиден - дозировать время пребывания за компьютером. Понятно, что каждый родитель стремится дать своему ребенку все самое лучшее, но мы же не кормим детей три раза в день одними шоколадными батончиками, потому что сын или дочь их любит, так почему же позволяем сутками торчать у экранов? Бояться, что момент будет безвозвратно упущен и ребенок вовремя не овладеет всеми этими мобильными устройствами не стоит, и это подтверждает директор Института мозга человека РАН Святослав Всеволодович Медведев. В первую очередь цифровые игрушки были придуманы для взрослых для облегчения их работы. И вы удивитесь, но Стив Джобс - основатель корпорации Apple, запрещал своим отпрыскам пользоваться гаджетами по ночам и в выходные дни.

Крис Андерсон, владелец 3DRobotics, не позволяет своим детям играть гаджетами в спальне, а Эвон Уильямс - создатель таких ресурсов, как Twitter и Blogger - дозволяет своим детям игры за компьютером не более 1 часа в день. Так что думайте сами, решайте сами, ведь речь идет о самом дорогом - наших детях и нашем будущем.

Сегодня весь мир помешался на гаджетах: смартфонах, планшетах и прочей цифровой технике. Вместе с ними в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз. В 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей - представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией. Исследования показывают, что в мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции - слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.

В это сложно поверить, но среднестатистический семилетний европеец уже провел у экранов больше года своей жизни (по 24 часа в сутки), а 18-летний - больше четырех лет!

Хочешь сказать, что сейчас совсем другие дети? Да, дети другие, но мозг у них такой же, что был у человека тысячу лет назад, - 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с десятью тысячами себе подобных.

Мозг нужно развивать и кормить. Все наши мысли, действия, решения сложных задач и глубокие размышления оставляют след в нашем мозгу.«Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым», - утверждает британский профессор психологии Таня Бирон.

Ты будешь шокирован, но с 1970 года радиус активности детей (пространства вокруг дома, в котором дети свободно исследуют окружающий мир) сократился на 90%! Мир сжался до экрана смартфона. Дети забыли и, что еще хуже, просто не знают, каково это - бегать под дождем, пускать кораблики, лазать по деревьям или просто болтать друг с другом. Они часами сидят, уткнувшись в свой смартфон. А ведь им необходимо развивать свои мышцы, знать о рисках, которые приготовил для них мир, и просто взаимодействовать со своими друзьями. «Удивительно, как быстро сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу», - говорит Сьюзен Гринфилд. Нам определенно есть о чём волноваться.

Мозг формируется, когда есть внешние стимулы и чем больше их будет - тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, но не виртуально. Это нужно растущему мозгу, как и тысячу лет назад.

Также ребенку нужен здоровый и полноценный сон. Но современные дети не способны выйти из Интернета и оторваться от компьютерных игр. Это сильно сокращает длительность их сна и ведет к нарушениям. Какое может быть развитие, когда ты уставший и у тебя болит голова, а школьные задания никак не лезут в голову?!

Ты спросишь, как же цифровые технологии могут изменить мозг ребенка? Во-первых, количество внешних стимулов ограничивается из-за однообразного времяпровождения в Интернете. Ребенок не получает необходимого ему опыта, чтобы развить достаточно важные участки мозга, которые отвечают за сопереживание, самоконтроль, принятие решений… А то, что не работает, отмирает. Ведь у человека, который перестал ходить, атрофируются ноги? Дети не привыкли запоминать информацию - им проще найти ее в поисковых системах. Вот тебе и проблемы с памятью. Они ее совершенно не тренируют.

Думаешь, что дети стали намного умнее благодаря Интернету? А знаешь ли ты, что нынешние одиннадцатилетние выполняют задания на таком уровне, который демонстрировали восьми- или девятилетние дети 30 лет назад. Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого является жизнь в виртуальном мире.

«Я опасаюсь, что цифровые технологии инфантилизируют мозг, превращая его в подобие мозга маленьких детей, которых привлекают жужжащие звуки и яркий свет, которые не могут концентрировать внимание и живут настоящим моментом», - говорит Сьюзен Гринфилд.

Но ты еще можешь спасти своих детей! Достаточно просто ограничить время пользования всевозможными гаджетами. Ты будешь удивлен, но Стив Джобс, гуру цифровой индустрии, именно так и делал. Его дети не пользовались айпадом вообще, а другие гаджеты им запрещалось использовать по ночам и в выходные дни.

Крис Андерсон, главный редактор американского журнала «Wired», один из основателей 3D Robotics, также ограничивает своих детей в использовании гаджетов. Правило Андерсона - никаких экранов и гаджетов в спальне! «Я, как никто другой, вижу опасность в чрезмерном увлечении Интернетом. Я сам столкнулся с этой проблемой и не хочу, чтобы эти же проблемы были у моих детей».

Сыновья создателя сервисов Blogger и Twitter могут пользоваться своими планшетами и смартфонами не больше 1 часа в день, а директор OutCast Agency, ограничивает использование гаджетов в доме 30 минутами в день. Его младшие дети совсем не имеют гаджетов.

Вот тебе и ответ на вопрос «что нужно делать?». Позаботься о подрастающем поколении. Подумай, какое будущее их ждет через 10-20 лет, если они сегодня проводят полдня перед экранами своим суперсовременных гаджетов.

Дарья Попова

Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП материалов о новом человеке, новой экономике, взгляде на будущее и образовании вы можете найти там, где вам максимально удобно

Слабоумие было до недавнего времени болезнью, от которой страдали более возрастные люди. С недавней поры мы вступили в новую эру массового цифрового слабоумия: болезни, от которой страдает огромное число людей младше 20 лет.

Речь идёт о болезни, которая заключается в ухудшении функций мозга вследствие излишнего использования цифровых технологий – компьютеров, «умных» телефонов, чаще всего в связи с интернетом. Это излишнее использование ведёт у молодых людей к несбалансированному развитию мозга, нарушениям социальной интеракции, с духовной точки зрения - к внутреннему разложению личности. Но страдают не только они, а мы все. Вопрос звучит: можем ли мы с этой «болезнью» всего общество вообще что-то сделать?

Цифровое слабоумие

Левое полушарие мозга обычно связано с рациональным мышлением, нумерическими расчётами и т.д., в то время как правое больше отвечает за творческие способности и эмоции. Значительная взаимная диспропорция в развитии может относительно быстро привести к нарушениям и затем - к преждевременному слабоумию. И именно это и происходит у молодых, которые проводят время перед компьютером: нарушения уже стали предметом общественной дискуссии в Южной Корее, где отмечен максимальный процент пользователей интернета и современных информационных технологий в мире. В стране начинают появляться клиники, направленные на борьбу с этой проблемой, и многие специалисты призывают включать зависимость от интернета в список главных проблем здоровья общества в технически развитых странах.

В некоторых странах, согласно опросам, подростки проводят до 7 часов в день у компьютеров, планшетов и т.д. Немецкий невролог Манфред Спитцер, пропагандирующий термин «цифровое слабоумие» (и автор одноимённой книги), сравнивает изменения когнитивных способностей вследствие влияния излишнего использования цифровых технологий с изменениями, которые наблюдаются у пациентов, которые пострадали в результате серьёзной травмы головы или переболели психическим заболеванием.

Повреждение правого полушария мозга ведёт у взрослых к потере способности концентрации, селективности памяти и эмоциональным нарушениям. Цифровой мир ухудшает способности логичного чтения, приводит к нарушениям сна, депрессиям и склонностям к насилию и излишнему весу.

Излишнее использование ПК ведёт и к целому ряду неприятных и тяжело лечимым физиологическим проблемам: ухудшению зрения, болей головы, деформации позвоночника и другим заболеванием опорно-двигательного аппарата. Зависимость от компьютерных игр довела уже многих на грань коллапса из-за усталости и дегидратации, в упомянутой выше Южной Корее подобный случай недавно закончился смертью.

Не только дети

Ухудшение работы мозга и нарушения памяти мы можем в последние годы наблюдать и на самих себе. Это простое правило, как говорят англичане «use it or loose it», то есть если не используешь, то потеряешь.

Раньше мы помнили целый ряд телефонных номером и другой информации. Вспомните, как изменились наши способности после того, как мы начали использовать мобильные телефоны. Или – сколько раз за последнюю неделю с вами случилось следующее: когда во время разговора у вас из головы вылетит важная информация, то мы не проводим долгие минуты вспоминая. Вместе этого мы посмотрим на Google с помощью смартфона.

Подобно этому, например, ухудшаются способности естественной ориентации в пространстве после массового распространения навигации. Другими словами: у нас есть оборудование, которое думает за нас, и мы глупеем.

Из-за излишней надежды на навигацию происходит, кстати, по всему миру много серьёзных аварий. Водитель не уступил дорогу или выехал на встречную полосу. В других случаях водителя прибор приводит на ступеньки, которые продолжаются вместо асфальта. Оценки местонахождения и крутости поворотов согласно навигации вместе слежения за дорогой уже не раз привели к жертвам. Много раз случилось и то, что водитель на полной скорости вылетает с дороги, которая ещё не была построена, хотя в навигации она прорисована.

Мир интернета внушает людям иллюзию, что самое новое – это лучшее и совершенное

О преимуществах интернета и современных информационных технологий можно написать сотни страниц. Меньше обращают внимание на угрозы, связанные с ними. До прихода ТВ звучали голоса, предостерегающие перед «телевизионным слабоумием». ТВ, конечно, является негативным достижением, и каждый должен взвешивать, насколько он пустит его в свою жизнь (причём, лучше всего, говоря медицинским языком, ампутировать это явление, на что решается всё больше людей). ПК и телефоны, однако, намного более коварные, немногие, кто хочет сегодня работать или проводить свободное время в обществе, избежит их. Их нельзя заменить практически в любой фирме, у любого работодателя, в школе и кружках.

Преступник интернет

Но правда заключается в том, что работать без ПК возможно, по крайней мере частично. ПК и интернет воруют наше время. Они предлагают столько возможностей, что мы не способны ими воспользоваться и теряемся в лабиринте. Затем мы буквально тонем в объёме предлагаемой ненужной информации. Очевидна и моральная угроза, исходящая от огромного объема информаций интернет-клоаки – порнография, насилие, агрессивный атеизм и др. Эти вещи атакуют и морально устойчивого человека, отвлекают его внимание и скрыто уничтожают его личность.

Ещё одна проблема – потеря информации: интернет сообщает только обломки знаний. Это приводит к переоценке и ухудшению способностей воспринимать вещи в правильном контексте. Человек теряет способность отмечать факты в контексте и ощущения чего-то более глубокого. Интернет приводит своих пользователей к игре с неважными деталями, прячется за них и провоцирует неспособность проникать к более важным принципам. В то же время он провоцирует любопытство, что приводит очень быстро к потере самодисциплины. Человек перестаёт отличать важное от неважного. То есть мышление постепенно деградирует, при этом мы не обращаем на это внимание.

Лжи и иллюзии

Особой главой является отношение интернета и постоянно раскручивающейся спирали потребления. Мир интернета внушает людям, что всё самое новое – самое лучшее и совершенное (феномен «необходимости update»). Это приводит к примитивному эволюционистскому способу мышления – человек полагает, что новое - автоматически самое лучшее, правильное и настоящее. Он не ищет проверенные вещи, всё позволяет переписывать «духу времени» и теми, кто манипулирует миром информации.

А манипулировать онлайн возможно очень хорошо. Интернет полнится искажённой и лживой информацией. Пространство для высказывания чего угодно имеет кто угодно. Не позволим себя обмануть «серьёзными» сайтами. Дилетанты, лжецы, идеологи – везде и их много. Попробуйте, например, на каком-либо «серьёзном» СМИ прочитать статью на тему, которую вы действительно знаете, которую знаете по работе. Затем вы представите себе, что та же мера дилетантства аналогична для всех других статей на остальные темы, только вы их не способны легко отличить. При этом они влияют на ваши мнения и взгляд на мир.

Руины под интернетом

Излишнее использование этих достижений приводит к нездоровой индивидуализации, к деградации общества и плодит людей, неспособных общаться. Мир интернета вызывает в человеке синдром избалованного ребёнка. Человек привыкает к тому, что каждое его желание можно исполнить кликом мыши. Он хочет иметь здесь и всё, он теряет способность терпеть и скромность. Всё это ведёт к фрустрации – именно, как у избалованных детей.

Уничтожающим затем является влияние современных технологий на духовную жизнь. Человек перестаёт общаться и образно думать о своей внутренней жизни. Соприкосновение с электроникой делает из нас излишне светских людей, неспособных плавать против течение и устоять перед духом времени. Цифровые СМИ нам постоянно внушают темы, представления и способы оценки чего-либо.

И «Они» хотят, чтобы мы были именно там.

Этот аспект – самый важный и недооценённый.

Как защититься?

Это не очень-то и сложно.

  • Прежде всего, нужно понимать опасность и использовать технологии только в необходимой степени, не оставлять их включёнными.
  • Избегать игр, соцсетей и других «часоедов». Не сидеть перед ПК без плана и цели (вести себя как со списком в магазине). Ни в коем случае не сидеть бесцельно в интернете.
  • Избегать использования телефонов или планшетов во время еды или беседы – чтить принципы хорошего поведения. Концентрироваться на беседу, не убегать в смартфон.
  • Определить некоторые принципы (например, не использовать интернет в определённое время), воспитывать себя и назначать себе дни «цифровой абстиненции».
  • Не оставлять это делать своим детям. Определённым способом регулировать это, быть им примером.
  • Определить в своей квартире бесцифровые пространства (например, спальня без технологий).
  • Использовать свою память! Получать информацию органически из своего мозга, не обращаться к браузерам. Сесть и сосредоточиться.
  • Читать настоящие книги. В отличие от планшетом и других устройств у классических книг доказано позитивное влияние на память и другие душевные способности.
  • Уводить мозг из зоны удобства, например, обучаясь иностранному языку. Если мозг будет больше работать, то больше шансов избежать цифрового слабоумия. Для этого ещё можно научиться играть на музыкальном инструменте. Тогда происходит сбалансированное тренинговое воздействие на оба полушария мозга.
  • Двигаться. Физические упражнения – эффективный способ расслабления, повышает проток крови и ускоряет поступление важных элементов к мозгу.

Сохраним душевное здоровье и внутреннюю свободу. Не будем плавать на поверхности, а пойдём вглубь. Надо искать не самое новое, а вневременное. Надо думать и развивать своё внутреннее «я».

Это «княжеские советы», потому что в ежедневном шуме для работающего человека ничего подобное не подходит? Если вы допустите это, то вы уже часть своей личности и внутренней свободы потеряли, стены вокруг вас невидимо закрываются. Наступило время выйти из заключения. Как только наступит цифровое слабоумие во всей силе, то на это вы уже способны не будете.



Загрузка...