sonyps4.ru

Главная страница google chrome иероглифы. Непонятные символы вместо текста в браузере

Как это ни звучит парадоксально, но к идее "морского старта" вернулись тогда, когда великая держава рассыпалась на большие и малые государства. Следствием развала экономики, хронического недостатка средств явилось и прекращение финансирования многих государственных программ. Возникшая ситуация подтолкнула к поиску новых заказчиков на принципиально новой основе сотрудничества - создания корпораций с иностранными партнерами и, в первую очередь, с Соединенными Штатами Америки. На одном из совещаний в сша генеральный директор ракетно-космического концерна "Энергия" (в то время - научно-производственное объединение "Энергия") Ю.П.Семенов выступил с инициативной перед американской стороной - рассмотреть возможность реализации "морского старта". Переговоры велись со знаменитой авиационной фирмой "Боинг", которая стремилась завоевать свои позиции и в космосе.

Американцы были весьма озабочены сложившимся на мировом космическом рынке положением, где большую часть заказов захватила французская фирма "аэроспасьяль", осуществляющая запуски спутников с помощью носителя "Ариан" с космодрома, расположенного на экваторе, в новой гвинее. Ракеты сша не в состоянии были конкурировать с французскими, поэтому американцы, стремясь занять активную позицию, поддержали эту идею. Выбирая ракету-носитель для запуска спутников, заказчик учитывает такие определяющие факторы: цена, надежность и уровень сервиса. Именно сочетание названных показателей наиболее полно обеспечивается на ракете "Ариан", чем и объясняется ее впечатляющий успех на международном коммерческом рынке. Прибыль в бизнесе космических запусков неизбежно порождает острую конкуренцию. Для того, чтобы выиграть в этом соревновании, необходимо, чтобы цена на другой носитель, его надежность и уровень технического совершенства превосходили конкурента. Мнение практичных американцев было однозначным. Они считали, что для быстрейшей реализации "морского старта" и, соответственно, выхода на мировой космический рынок ставка должна быть сделана на существующие, доведенные до кондиции ракеты-носители. Поэтому идея создания для "морского старта" нового носителя была сразу отвергнута, к ней больше не возвращались.

Условия жесткой конкуренции требовали быстрейшего выхода на мировой космический рынок. А ведь создание новой ракеты и оборудования к ней - длительный многолетний процесс с огромными финансовыми затратами. И самый важный аргумент: чтобы заказчик доверил запуск своего "полезного груза" новой ракете, у нее должен быть международный авторитет.Выбирая из числа известных ракет-носителей, разработчики проекта определяют и предназначенный для нее комплекс наземного оборудования. Своих ракет, которые вполне отвечали бы предъявляемым требованиям, у американцев не было. Скрупулезное изучение энергетических и экологических характеристик имеющихся ракет с учетом их отработанности показало, что... Все дороги ведут в Украину! в результате пришли к однозначному выводу: из всех существующих в мире ракет альтернативы "Зениту" в проекте "морской старт" нет! именно эта ракета КБ "Южное" наиболее полно удовлетворяет всем предъявляемым требованиям.

По итогам переговоров 28 июля 1993 года был подписан "протокол совещания рабочей группы НПО "Энергия" , НПО "Южное" (Украина) и корпорации "Боинг" (США) по исследованию возможности запуска космических аппаратов со стартовых устройств морского базирования". Этим официальным документом утверждалось согласие сторон осуществить "Морской старт" на основе ракеты "Зенит-2". Это благословение положило начало проектированию.


Кликабельно

К названным партнерам присоединилась норвежская компания "Кварнер мэритайм", которая "очень кстати" построила гигантскую плавучую платформу катамаранного типа для добычи нефти с морского дна. Она-то и оказалась вполне подходящей для реализации запусков космических аппаратов.

Международное совместное предприятие - компания "морской старт" (sea launch company) для реализации одноименного проекта было юридически оформлено в апреле 1995 года. Соучредителями его стали всемирно известная американская авиационная компания "Боинг коммершл спейс" (сиэтл, сша, 40 % уставного капитала), ракетно-космическая корпорация "Энергия" (г. Королев, россия, 25%), компания "Кварнер мэритайм" (осло, норвегия, 20%), государственное конструкторское бюро "Южное" и производственное объединение "Южный машиностроительный завод" (Украина, 15 %, в том числе по юмз - 10 % и гкбю - 5 % акций уставного капитала). Одновременно были распределены и сферы влияния участников проекта, определявшие схему деления и структуру комплекса, а также предусматривавшие ответственность каждого из партнеров.


Кликабельно

В морском сегменте (этим узаконенным в кругах специалистов термином определяется совокупность морских судов, входящих в систему морского старта) впервые предусматривались необычные для ракетно-космической техники средства. Плавучий космодром состоит из двух уникальных морских сооружений: сборочно-командного судна и самоходной полупогружаемой стартовой платформы. Сравнивая инфраструктуры "морского старта" и проекта "плавучесть", легко обнаружить, что основные идеи, положенные в современный проект (самоходная полузатопляемая стартовая платформа катамаранного типа и судно, которое обеспечивает подготовку, управление подготовкой и запуск ракеты), были предвосхищены в предложениях уже далекого 1980 года. Вот основные положения концепции, заложенной в "морской старт": доступная по стоимости, надежная в эксплуатации ракета-носитель нового поколения; современная, удобная в эксплуатации подготовка полезного груза космических аппаратов; запуск полезных грузов на орбиты всех наклонений с одной стартовой платформы; автоматизированная подготовка к пуску ракеты-носителя; размещение береговых сооружений и бытовых помещений базового порта на тихоокеанском побережье США.



Кликабельно

Основу ракетного сегмента составила модифицированная двухступенчатая ракета-носитель "зенит-2", адаптированная к морским условиям, в сочетании с разгонным блоком и блоком полезного груза.

Проектная документация "морского старта" выпускалась довольно торопливо: заказчик много времени не давал. Так в памятном 93-м году, когда россию сотрясали политические катаклизмы, были заложены основы будущей международной кооперации.

Создание каждого нового ракетного комплекса всегда требует значительных усилий многих коллективов с обязательным привлечением большого количества разнопрофильных специалистов. Не стал исключением и новый проект, но у него принципиальное отличие, в корне меняющее ситуацию: для реализации замысла привлечены специалисты четырех государств двух континентов! а это - представители стран с различным политическим строем, экономикой, культурой, финансовыми возможностями, с людьми, говорящими на разных языках... Одна сторона старается усвоить основы совершенно нового для нее русского языка. Другая призывает на помощь приобретенный словарный запас институтской программы английского. Как показал опыт общения, этих "воспоминаний" не хватало даже для понимания простейшей информации. О полноценном общении на первых порах не могло быть и речи. Но время делает свое дело. Постепенно происходит накопление знаний, и нужные фразы начинают формироваться в голове, что, несомненно, способствует общению, свидетельствуя о явном "языковом" прогрессе. На первых порах выручают и технические термины, многие из которых - международные.

Языковый барьер - серьезное препятствие. Кроме того, сказалось и различие инженерных школ. У каждой свои подходы к решению технических задач, свои правила ведения и оформления технической документации. Поэтому разработка проекта началась с установления партнерских контактов - и профессиональных, и чисто человеческих.

Американцы, не стесняясь, учились и постигали "стиль" малоизвестной им ранее ракетной техники украины и россии. Взаимный интерес проявляла и другая сторона, познавая, прежде всего, систему отношения к делу. И плоды такого взаимозаинтересованного сотрудничества не заставили себя ждать.


Кликабельно

С этого момента управление предпусковыми операциями и непосредственно самим стартом ракеты осуществляется по радиоканалу со сборочно-командного судна при полном отсутствии людей на пусковой платформе. Этим гарантируется безопасность персонала, участвующего в пуске, при возникновении любой нештатной ситуации. "Зенит-2s" оснащен самой современной системой управления, построенной на основе высоконадежной бортовой цифровой вычислительной машины, которая в процессе полета сама определяет в каждый отрезок времени положение ракеты в пространстве и выбирает оптимальную траекторию дальнейшего полета и стратегию полетных операций. А совершенное программно-алгоритмическое обеспечение бортового компьютера позволяет выводить космический аппарат на заданную орбиту с высокой степенью точности. Все названные качества "зенита-2s" не позволяют сегодня ни одной ракете-носителю в мире в условиях морского старта составить ему конкуренцию. К решающим обстоятельствам при выборе ракеты-носителя для программы "морской старт" следует отнести и готовность развитой промышленной базы, способной обеспечить производство ракет в количествах, достаточных для коммерческого успеха программы. Ракеты изготавливаются на южном машиностроительном заводе (днепропетровск) при прямом участии российско-украинской кооперации поставщиков материалов и комплектующих систем (маршевый двигатель первой ступени, система управления и др.).

Ракетно-космическая корпорация "Энергия" разработала и изготовила для проекта "морской старт" разгонный блок дм-sl, с помощью которого космический аппарат выводится на целевую околоземную орбиту. Одновременно, по сложившимся условиям кооперации, она отвечает за устанавливаемое на стартовой платформе и сборочно-командном судне "наземное" оборудование ракетного сегмента. Компонентами топлива для разгонного блока служат, как и для первых двух ступеней, керосин и жидкий кислород, продуктами сгорания которых являются вода и углекислый газ. При создании технологического оборудования для подготовки и пуска ракеты со стартовой платформы в основу был взят комплекс, разработанный для запуска "зенита" с космодрома байконур. Характерная особенность этого оборудования в том, что все операции по предстартовой подготовке ракеты, начиная с ее вывоза из ангара и кончая заправкой и пуском, проводятся в автоматическом режиме, без присутствия человека. В проекте "морской старт" все автоматические операции, начиная с заправки, осуществляются дистанционно - со сборочно-командного судна.

Секреты "под замком" крупнейший в сша поставщик авиационной техники, компания "Боинг", вложила в проект "морского старта" наибольшую сумму денег. Поэтому она взяла на себя обязанности обеспечения маркетинга и интеграцию всего проекта, проектирование отсека, который вместе с выводимым на орбиту спутником называется "блоком полезного груза", а также организацию и строительство берегового комплекса в порту лонг-бич, расположенном на юго-западе сша, в штате калифорния. Конструкция отсека полезного груза отвечает не только технической целесообразности, но и требованию сохранения тайны в отношении помещаемого внутрь объекта. Здесь, как говорится, "дружба дружбой, а пирожки врозь". Поэтому только компания "Боинг", как разработчик отсека полезного груза, осуществляет все контакты с создателями аппаратуры. Американская сторона поставила строгий заслон перед возможностью утечки информации о применяемых технологиях. Отсек полезного груза сконструирован по принципу герметичной капсулы, сборка которой, с установленным внутри спутником, происходит в камере с высокой чистотой. "Увидеть" спутник можно только после сброса аэродинамического обтекателя. Но происходит это при выходе из плотных слоев атмосферы, когда сочетание разреженности воздуха и скорости полета укладываются в определенные пределы. А это высоты порядка 90 - 100 километров.

Для сборки капсулы потребовалось создание специального монтажно-испытательного корпуса. Готовый блок, извлеченный из нее, надежно защищен не только от попадания грязи, но и от глаз сторонних наблюдателей. Этот полностью автономный объект устанавливается на шпангоут разгонного блока дм-sl, который пришлось дорабатывать для обеспечения условий стыковки.

Создание специальной капсулы вызвало появление дополнительных конструктивных элементов - переходного отсека и диафрагмы, что увеличило массу пассивной конструкции до 800 килограммов. Такова плата за "охранную грамоту" американских технологических и конструктивных секретов.

Что может "зенит-3sl" итак, усилиями государственного конструкторского бюро "южное", ракетно-космического концерна "Энергия" и компании "боинг" осуществляется проект использования ракеты-носителя "зенит-3sl". Ее основные характеристики внушительны. Общая длина - 60 метров, диаметр первой и второй ступеней - 3,9 метра, разгонного блока - 3,7 метра, блока полезного груза - 4,15 метра. Стартовая масса "зенита-3sl" - 470,3 тонны - распределяется по блокам таким образом: ракета-носитель "зенит-2s" - 444,4 тонны, разгонный блок дм-sl - 10,6 тонны, блок полезного груза - 7,3 тонны. "Зенит-3sl" позволяет решать широкий круг задач космического назначения. Стартовав с плавающей платформы, он может вывести космический аппарат, в зависимости от его массы, на различные орбиты: геостационарную орбиту - до 1,9 тонны, переходную к геостационарной орбите - до 5,3 тонны, средние круговые орбиты с высотой до 10 тысяч километров с наклонениями до 45 градусов - до 3,9 тонны.

Плавучий космодром компания "кварнер мэритайм" - широко известный производитель морских судов и плавучих платформ для нефтедобывающей промышленности. В проекте "морской старт" она отвечает за создание плавучего космодрома, состоящего из двух уникальных судов: сборочно-командного судна (sea launch commander) и самоходной самопогружаемой стартовой платформы "Одиссей" ("odissey").

Сборочно-командное судно - принципиально новый, специально сконструированный корабль, который в порту базирования служит цехом с мощными мостовыми кранами. Именно в нем в санкт-перербурге нашли "пристанище" две ракеты "зенит-2s" и два разгонных блока дм-sl. В дальнейшем сюда перегружались прибывающие из украины ступени ракеты и разгонные блоки, а также блок полезного груза из америки. Длина собранной ракеты - 60 метров - говорит о масштабах корабельного сборочного цеха.

В океане в районе старта со сборочно-командного судна (скс) осуществляются дистанционное управление подготовкой ракеты-носителя и разгонного блока к пуску, управление пуском и обработка поступающей при движении по траектории телеметрической информации. Одновременно скс служит местом размещения специалистов, обслуживающих ракетно-космическую технику на всех этапах работ в районе старта, а также представителей заказчика. На борту судна могут разместиться 240 человек. Предусмотрены помещения для отдыха, пункты питания и медицинского обслуживания. Впечатляют размеры судна: длина - 201 метр, максимальная ширина около 32 метров, водоизмещение - 34 тысячи тонн, скорость движения - до 16 узлов, осадка - 8 метров. Сборочно-командное судно строилось на шотландской верфи "Гован" (г. Глазго, Великобритания).

Его дооснащение специальным оборудованием для сборки ракет-носителей и управления пусками осуществлялось в Санкт-Петербурге.

Стартовая платформа "Одиссей" - это крупнейшее в мире полупогружаемое самоходное судно, созданное на базе морской буровой платформы. Для транспортировки собранной ракеты-носителя с блоком полезного груза из порта базирования предусмотрен ангар, оснащенный специальной системой кондиционирования воздуха. Операция вывоза ракеты из ангара и установки ее в вертикальное положение осуществляется специальным передвижным транспортером-установщиком. Для хранения компонентов топлива (керосина и жидкого кислорода) оборудованы специальные помещения. Сам процесс заправки компонентами топлива, все предстартовые операции производятся дистанционно, а в сочетании с процессом автоматического пуска позволяют осуществлять все работы без присутствия людей на борту платформы. На стартовой платформе могут находиться 68 человек - экипаж и специалисты, обслуживающие пуск. Для этого предусмотрены жилые помещения, столовая и медицинский пункт. У стартовой платформы солидные размеры: длина судна - 133 метра, а максимальная ширина - 67 метров. Водоизмерение на ход - 30 тысяч тонн, в полупогруженном состоянии - 50600 тонн, соответственно, осадка - 7,5 метра и 21,5 метра. Стартовая платформа была построена на верфи "розенбергер" (г. Ставангер, Норвегия).

Все оборудование, связанное с пуском ракеты, изготавливалось в россии и устанавливалось на стартовую платформу в городе выборге.

Из Европы в Америку для первого пуска по программе "морской старт" в Санкт-Петербург по железной дороге были доставлены две ракеты "Зенит-2s" из Днепропетровска и два разгонных блока дм-sl из подмосковного королева. В последующем все составные части ракетно-космического носителя "зенит-3sl", начиная с третьего экземпляра, будут транспортироваться к месту базирования сборно-командного судна и стартовой платформы обычным железнодорожным транспортом до украинского порта октябрьск (г. Николаев). Дальнейший маршрут: черное море - средиземное море - гибралтар - атлантический океан - панамский канал - тихий океан - лонг-бич. Для этих целей у финской фирмы фрахтуется специальное судно "кондок-iv". 12 июня 1998 года из Санкт-Петербурга ушло своим ходом сборочно-командное судно с ракетами на борту. Несколько позднее отправилась в путь и стартовая платформа из выборга. Шли они из европы в америку в порт назначения каждая своим маршрутом. Путь сборочно-командного судна пролегал через панамский канал, а далее вдоль берегов Северной Америки. Стартовая платформа "Одиссей" плыла через Гибралтар, средиземное море, суэцкий канал, индийский океан, сингапур и наконец, тихий океан - совершила почти кругосветное путешествие. Дело в том, что платформа более чем вдвое шире сборочно-командного судна, и это не позволило ей добраться до Лос-Анджелеса через узкий панамский канал.

13 июля 1998 года в лонг-биче представители компании "си лонч" встречали прибывшее по нелегким океанским дорогам долгожданное сборочно-командное судно с двумя ракетами-носителями "Зенит". 4 октября того же года на рейде показалась и более тихоходная стартовая платформа (скорость ее движения до 16 узлов).

Это был второй визит днепропетровских ракет в западное полушарие. И хотя в обоих случаях это детище одних и тех же "родителей" - конструкторского бюро "южное" и производственного объединения "южный машиностроительный завод", но какая между ними разница! в далеком 1962 году для проведения сверхсекретной военной операции под кодовым названием "анадырь" в период с 9 сентября по 22 октября 1962 года на кубу прибыло 24 судна, в трюмах которых находились 42 ракеты р-12 и р-14 конструкторского бюро "южное". Выгрузка ракет производилась только ночью, в условиях полного затемнения кораблей и причалов. При проведении этих операций внешние подступы к портам охранялись специально выделенным горнострелковым батальоном в составе 300 человек. Идея размещения советских ракет на кубе принадлежала лично никите хрущеву. Мотивы такой дерзкой операции - укрепление обороноспособности режима фиделя кастро и недопущение агрессии соединенных штатов америки, которая, по мнению главы советского правительства, была неминуемой. Однако американцы не спали и с помощью воздушной разведки узнали о начавшемся разворачивании под самым носом у них советских ракетных комплексов. Разразился приснопамятный карибский кризис. Мир был на грани атомной войны. Но разум, чувство ответственности перед человечеством восторжествовали. В конце октября 1962 года на основании решения советского правительства начался демонтаж стартовых позиций, а расквартированная на острове ракетная дивизия получила приказ в срочном порядке возвратиться в советский союз. На сей раз в июле 1998 года корабль с днепропетровскими ракетами выполнил мирную дружественную миссию - его прибытие положило начало завершающего этапа международного сотрудничества. Но и в этом случае не обошлось без политических проблем.

Неожиданно в прессе появилось сообщение, что компания "Боинг" в процессе контактов якобы поделилась с зарубежными партнерами какими-то секретными технологиями, не получив на то соответствующего разрешения от государственного департамента США. Вход в порт базирования судов был закрыт. Выдвинутое обвинение стоило потери около трех месяцев "томления в бездействии пустом" кораблей на рейде. Только в начале октября было наконец дано разрешение на проведение работ по подготовке ракеты к старту.

Первый пуск после снятия "вето" начался решающий этап предпусковых операций, определяемых условиями первого пуска. Шли пневмо- и электроиспытания ракеты, наземных систем, испытания подстыковки разгонного блока и блока полезного груза. Наконец полностью собранную ракету с помощью бортовых кранов перегрузили на стартовую платформу, поместили в ангар, и корабли отправились в пятидесятимильную зону для проведения комплексных совместных испытаний всех систем в условиях открытого моря. Отрабатывалась и заправка топливных емкостей компонентами топлива. Ракету устанавливали в вертикальное положение, после чего вначале раздельно, а затем комплексно производили пробную заправку кислородом и керосином. 12 марта 1999 года стартовая платформа прибыла в заданный район тихого океана. 13 марта туда же, с заходом на остров рождества, где на борт погрузили запасной контейнер системы управления, отплыло сборочно-командное судно. 25 марта оно прибыло в точку старта. Технологический цикл предусматривает, что подготовка к пуску занимает два дня, третий - день старта. В первый день проверяется готовность оборудования стартовой платформы и всех систем после похода и производится погружение стартовой платформы. Второй день начинается вывозом ракеты. Параллельно в очередной раз проводятся электроиспытания.

Стартовая платформа была приведена в рабочее полупогруженное состояние за счет притопления ее понтонов и колонн. Преимущества платформы полузатопляемого типа прежде всего в том, что в рабочем положении удается значительно уменьшить качку от воздействия морских волн. А это очень важно для успешного старта. Наступает решающий момент: ракета вывозится из ангара и устанавливается в вертикальное - "рабочее" - положение. После производится полная проверка всех ее систем. Этой операцией заканчивается работа экипажа и обслуживающего персонала на борту стартовой платформы и они должны эвакуироваться на сборочно-командное судно (скс) по специальному трапу, переброшенному между кораблями. Затем СКС удаляется от стартовой платформы на расстояние в пять километров. По команде, поступающей из центра управления пусками, идет заправка ракеты-носителя и разгонного блока компонентами топлива. Процесс этот происходит в автоматическом режиме с помощью дистанционно управляемого оборудования. После окончания заправки приводится в действие система автоматической подготовки и пуска ракеты.

Пуск! - и ракета устремляется в свой исторический полет.

Полет ракеты-носителя и типовая схема выведения космического аппарата на целевую орбиту включают в себя ряд последовательных операций. Первая - выведение "Зенитом" космического аппарата на промежуточную орбиту. Дальнейший переход аппарата на геостационарную орбиту осуществляется за счет использования своей двигательной установки. После того, как аппарат отделится от разгонного блока, дальнейшее управление им передается заказчику.

Длительность операций - около одного часа. Первый пуск по своей сути был испытательным. Его цель - доказать работоспособность и надежность функционирования всех систем ракеты-носителя "зенит-3sl". В результате первого старта на целевую расчетную орбиту был выведен имитатор космического аппарата "демосат" массой 4550 килограммов.

Параметры этой орбиты составили: наклонение - 1,25 градуса, высота в перигее - 655 км, высота в апогее - 36011 км.

Международный консорциум Sea Launch был организван в 1995 году. В его составе были:


  • дочернее предприятие американской аэрокосмической корпорации Boeing (40%),

  • российская ракетно-космическая корпорация "Энергия" (25%),

  • норвежская судостроительная компания Aker Solutions (20%),

  • украинские предприятия "Южное" и "Южмаш" (15%).

Однаков 2008 году у проекта начались финансовые сложности. Его даже хотели закрыть как не рентабельный и долгое время не использовали.

Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С. П. Королёва и Роскосмос твердо немерены были вдохнуть в проект "Морской старт" новую жизнь.

По словам Владимира Поповкина, которые прозвучали в феврале 2012 года, Роскосмос совместно с РКК "Энергия" готовят бизнес-план с целью восстановления рентабельности этого проекта.

"После перерыва, когда у "Морского старта" были финансовые проблемы, РКК "Энергия" по сути выкупила эту плавучую платформу для запусков из акватории океана у компании Boeing через свою аффилированную структуру. Сейчас совместно с РКК "Энергия" мы готовим бизнес-план для того, чтобы "Морской старт" стал рентабельным. Для этого нужно обеспечивать по 3-4 старта в год. На ближайшие 2 года мы уже имеем такие контракты", - сказал Поповкин.

В проекте Sea Launch используются украинские ракеты-носители "Зенит" (производства украинского КБ "Южное") и российские разгонные блоки "ДМ" (производства РКК "Энергия). Запуски происходят с плавучей платформы "Одиссей" в Тихом океане.

Предпоследний старт по программе "Морской старт" был осуществлен 25 сентября 2011 года. Тогда ракета-носитель "Зенит-3SL" с разгонным блоком ДМ-SL вывела на орбиту европейский спутник связи Atlantic Bird 7.

Совет директоров международного консорциума Sea Launch Company (SLC) принял решение отдать ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" "главную роль" в проекте "Морской старт", сообщает со ссылкой на главу РКК Виталия Лопоту.

"В феврале месяце этого года партнеры морского старта встречались вместе. Совет директоров решил отдать "Энергии" главную роль в "Морском старте", - сказал Лопота.

22 июня 2009 года компания SLC объявила о своем банкротстве и финансовой реорганизации. Согласно данным, указанным в заявлении компании, ее активы составляют от 100 до 500 миллионов долларов, а долги - от 500 миллионов до одного миллиарда долларов.

В конце июля 2010 года по решению суда Energia Overseas Limited (EOL), являющаяся дочерней компанией корпорации "Энергия", получила 95% акций консорциума "Морской старт", Boeing - 3% и Aker Solutions - 2%.

К настоящему времени по программе "Морской старт" осуществлено более 30 пусков ракет-носителей "Зенит-3SL" с подвижной стартовой платформы в Тихом океане, из которых два были аварийными, а еще один - частично успешным.


Кликабельно


Кликабельно


Кликабельно

Основные характеристики


Наименование показателя

Значение
Масса выводимых космических аппаратов, т:

  • на геостационарную орбиту

  • на геопереходную орбиту
    (H периг.= 200 км, H апог.=36000 км, i= 0 град.)

  • на среднюю круговую
    (H кр.= 10000 км, i = 45 град.)

  • на опорные орбиты
    (H периг.=200 км, H апог.=36000 км) с наклонениями
    i = 45 град.
    i = 90 град.

4,75
3,6

Количество пусков в год 6 - 8
Время от момента заключения контракта с Заказчиком космического аппарата до проведения запуска 12 - 18 мес.
Вероятность безотказной работы средств выведения не менее 0,95
Координаты основного района пуска 0 град. ю.ш.,
154 град. з.д.



Кликиабельно

Ракета-носитель «Зенит-2S» с разгонным блоком «ДМ-SL» сегодня в 10:55 мск была успешно запущена с платформы «Морской старт», сообщает Роскосмос. Согласно циклограмме полета, в 11:25 американский спутник связи Intelsat-21 успешно отделился от разгонного блока и оказался на целевой орбите. Все этапы запуска прошли без сбоев.

РКК «Энергия», изготовившая разгонный блок, накануне сообщила, что ракетно-космический комплекс «Морской старт» после прибытия специализированных судов в точку старта в Тихом океане приступил к подготовке пуска «Зенит-3SL» с морской платформы «Одиссей». Запуск по разным причинам несколько раз откладывался. 15 августа во время завершения программы первого стартового дня были обнаружены неполадки в наземном технологическом оборудовании Intelsat-21. Источник неисправности был локализован в одной из стоек, ее пришлось заменить. Прошлой ночью были проведены проверки с замененной стойкой, работы прошли без замечаний. После этого специалисты продолжили приостановленные приготовления первого стартового дня.


Российские специалисты сообщали, что комплекс «Морской старт» находится в исправном состоянии, все технологические процессы на летной материальной части и оборудовании соответствовали регламентам, поэтому предстартовая подготовка продолжилась без помех.

Президент и генеральный конструктор РКК «Энергия» Виталий Лопота сообщил, что при запуске спутника Intelsat-21 был поставлен мировой рекорд по точности выведения космического аппарата на орбиту, передает РИА «Новости» . Замгенконструктора предприятия Валерий Алиев доложил по видеосвязи с плавучей платформы, что «Морской старт» подтвердил свою надежность. По его словам, в ходе запуска удалось достичь уникальной точности — высота в перигее должна была быть 280 плюс минус 13 километров, при этом погрешность составила ноль километров. Алиев добавил, что высота в апогее должна быть 35786 километров плюс минус 129 километров, а составила 35781 плюс 7 километров. Спутник Intelsat-21 должен будет заменить аппарат Intelsat-9 и обслуживать операторов прямого спутникового и кабельного телевидения.



Кликабельно

После того как стало ясно, что не будет создана более мощная ракета-носитель, чем Scout-2 для космодрома «Сан-Марко» (полезная нагрузка при запусках с «Сан-Марко» не превышала 200 кг), Россия и США приступили к консультациям по вопросу о создании проекта, впоследствии получившем название «Морской старт».

«Мы хотим заверить наших заказчиков, поставщиков и партнеров, что после подачи заявления „Морской старт“ намерен продолжить свою деятельность. Реорганизация, согласно главе 11, дает нам возможность продолжить свою деятельность и сконцентрировать усилия на разработке планов нашего дальнейшего развития», - сообщила компания.

Прорабатывается проект перенесения порта базирования и наземной инфраструктуры обслуживания из Лос-Анджелеса в Совгавань или Владивосток .

По имеющимся сведениям, в январе 2015 года, по результатам заседания совета директоров РКК Энергия, в проекте «Морской старт» предполагается дальнейшее использование тяжёлой ракеты-носителя Ангара .

В 2014-2015 гг. российской стороной проводились переговоры с США, Китаем, Бразилией, ОАЭ и Австралией, о продаже проекта. 30 марта Роскосмосом было сообщено о скором закрытии сделки по продаже проекта. При этом имя покупателя не называется. По сведениям газеты «Коммерсант», новым инвестором Sea Launch может стать совладелец группы Владислав Филёв .

В июне 2016 года Роскосмос снова провёл переговоры с Австралией о продаже «Морского старта» .

В августе 2016 года российская ракетно-космическая корпорация «Энергия» и американская компания Boeing разрешили спор по проекту «Морской старт». По условиям предварительного соглашения, российская сторона погасит задолженность, оцениваемую в 330 миллионов долларов, предоставлением услуг и участием в совместных проектах. Также часть долга планируется списать. Конкретная сумма не называется. Было подписано предварительное соглашение с Boeing об урегулировании спора по "Морскому старту", в связи с этим суд в США приостановил все действия по взысканию задолженности. Однако, для окончательного принятия соглашения об урегулировании необходимо, чтобы его утвердил совет директоров «Энергии» и одобрил «Роскосмос» .

В сентябре 2016 года стало известно, что дочерняя компания «S7 Group » - «С7 космические транспортные системы » станет покупателем и оператором международного проекта «Морской старт» .

27 сентября 2016 года был подписан контракт между S7 Group и группой копаний Sea Launch на приобретение корабля и платформы Odyssey с установленным на них оборудованием ракетного сегмента, наземного оборудования в базовом порту (США) и товарного знака Sea Launch. По словам Генерального директора «S7 Group» Владислава Филёва , после окончательного закрытия сделки, которое ожидается завершить через 6 месяцев, инвестиции группы компаний S7 могут составить до $160 млн . . Также, в этот же день 27 сентября было подписано соглашение о сотрудничестве между РКК «Энергия» и S7 Group . Планируется, что проект станет полностью российским. В этом случае управление проектом "Морской старт" будет перенесено из Швейцарии в Москву .

Космические старты

Демонстрационный спутник был запущен 28 марта 1999 года .

В октябре того же года был успешно произведен первый коммерческий запуск.

Ракета-носитель «Сункар» для Морского старта

По состоянию на конец сентября 2016 года, для запусков со стартовой платформы Odyssey рассматриваются разные варианты. Как сообщила пресс-секретарь «S7 Group» Анна Бажина - компания готова сотрудничать по этому вопросу с украинскими коллегами и осуществлять старты на базе ракеты «Зенит». Одновременно с этим прорабатываются другие варианты, в том числе создание новой ракеты. По словам президента РКК «Энергия» Владимира Солнцева - РКК «Энергия» готова ускорить разработку новой ракеты-носителя «Сункар» для запусков с плавучего космодрома «Морской старт». При условии поддержки финансирования создания этой ракеты компанией «S7 Group», новая ракета-носитель «Сункар» может быть создана в течение пяти лет .

Другие РН

См. также

  • Ракета «Sea Dragon »
  • Ракетный подводный крейсер стратегического назначения

Напишите отзыв о статье "Морской старт"

Примечания

  • // 28 сентября 2016
  • д/ф «Суперсооружения: Морской космодром» (National Geographic)
  • на YouTube , Человек и закон , эфир 08.02.2013

Индия


Другим азиатским гигантов активно развивающим свои ракетные технологии является Индия. В первую очередь это связано с совершенствованием ракетно-ядерного потенциала в противостоянии с Китаем и Пакистаном. При этом попутно реализуются национальные космические программы.


Индийские ракеты-носители

На юге штата Андхра-Прадеш, на острове Шрихарикота в Бенгальском заливе построен индийский «Космический центр имени Сатиша Дхавана».

Он назван в честь бывшего главы космического центра, после его смерти. Космодром принадлежит Индийской организации космических исследований. Близость к экватору является одним из несомненных преимуществ космодрома. Первый запуск с космодрома состоялся 18 июля 1980 года.


Старт индийской лёгкой ракеты-носителя ASLV

На космодроме имеется две стартовые площадки и ведётся строительство третьей.Кроме стартовых комплексов для ракет различного назначения на космодроме есть станция слежения, два монтажно-испытательных комплекса, специальные стенды для испытаний ракетных двигателей. На территории космодрома построен завод по производству ракетного топлива.


Спутниковый снимок Google Earth: пусковая установка на космодроме Шрихарикота

С космодрома осуществляются запуски РН: легкого типа ASLV, стартовая масса 41000 кг и тяжелого типа GSLV, стартовая масса до 644 750 кг.

Индия - одна из очень немногих космических держав, которая самостоятельно проводит запуски спутников связи на геостационарную орбиту (первый GSAT-2 - 2003 год), возвращаемых космических аппаратов (SRE - 2007 год) и автоматических межпланетных станций к Луне (Чандраян-1 - 2008 год) и оказывает международные пусковые услуги.

ракета-носитель GSLV транспортируется на стартовую позицию

Индия имеет собственную пилотируемую космическую программу и ожидается, что с 2016 года она начнёт пилотируемые космические полёты собственными силами и станет четвёртой космической сверхдержавой. Большую помощь в этом оказывает Россия.

Япония

Крупнейшим японским космодромом является «Космический центр Танэгасима».

Космодром расположен на юго-восточном побережье острова Танэгасима, на юге префектуры Кагосима, в 115 км южнее острова Кюсю. Он был основан в 1969 году, и управляется Японским агентством аэрокосмических исследований.


Спутниковый снимок Google Earth: космодром Танэгасима»

Здесь собирают, испытывают, запускают и следят за спутниками, а также испытывают ракетные двигатели. С космодрома запускаются тяжелые японские тяжелые ракеты-носители H-IIA и H-IIB, стартовая масса до 531 000 кг.


Старт ракеты-носителя H-IIB

Это основные ракеты-носители, запускаемые с космодрома, кроме них отсюда также запускают лёгкие геофизические ракеты, предназначенные для суборбитальных научных исследований.

Стартовая площадка для ракет H-IIA и H-IIB- включает в себя две пусковые площадки с башнями обслуживания. РН H-IIA - транспортируются и устанавливаются на площадки в полностью собранном виде.

Вторым космодромом Японии является «Космический центр Утиноура». Он расположен на побережье Тихого океана вблизи японского города Кимоцуки (бывший Утиноура), в префектуре Кагосима. Строительство Космического центра предназначенного для экспериментальных запусков крупных ракет было начато в 1961 году, и завершено в феврале 1962 года. До момента образования Японского агентства аэрокосмических исследований в 2003 году, он обозначался как Космический центр Кагосима и работал под эгидой Института Космонавтики и Аэронавтики.


Спутниковый снимок Google Earth: космодром «Утиноура»

На космодроме имеется четыре пусковых установки. С космодрома «Утиноура» стартуют твердотопливные ракеты-носители легкого класса «Мю», стартовая масса до 139000 кг.

Они применялись для всех запусков японских космических аппаратов научного назначения, а также геофизические и метеорологические ракеты.


запуск ракеты-носителя Мю-5

На смену Mю-5 должна прийти ракета Epsilon, которая хоть и может вывести на низкую околоземную орбиту несколько меньшую полезную нагрузку, чем Mю-5, но должна стать намного дешевле.

Япония помимо запуска коммерческих и научных спутников учувствует в ряде международных программ. РН Мю-5 запущены спутники для исследования Марса «Нодзоми» и КА «Хаябуса», исследовавший астероид «Итокава». Последний пуск, во время которого на орбиту были выведены спутники Solar-B и HIT-SAT, а также солнечный парус SSSAT, с помощью РН H-IIB доставляются грузы на МКС.

Бразилия

Ещё одним после французского «Куру» южно-американским космодромом стал бразильский «Центр запусков Алкантара», на севере атлантического побережья страны. Он расположен ещё ближе к экватору, чем французский «Куру».

Попытки Бразилии развивать собственные космические программы, из-за недостатка опыта, невысокой научной и технологической базы не привели к желаемому результату.


бразильская ракета-носитель VLS-1

Очередные испытания 22 августа 2003 года бразильской ракеты-носителя VLS-1 лёгкого класса закончились трагедией. Ракета взорвалась на пусковом столе за два дня до запуска.

От взрыва погиб 21 человек. Этот инцидент крайне негативно сказался на всей бразильской космической программе.


Спутниковый снимок стартовая позиция космодрома "Алкантара" после взрыва

Не имея возможности строить собственные эффективные ракеты-носители, Бразилия пытается развивать космодром в рамках международного сотрудничества. В 2003 году были подписаны контракты о запуске украинских ракет-носителей «Циклон-4» и израильских «Шавит». Есть планы по заключению аналогичных контрактов в отношении российских «Протонов» и китайских «Великий Поход – 4».

Израиль

На авиабазе «Пальмахим» расположенной рядом с кибуцем Пальмахим, неподалёку от городов Ришон-ле-Цион и Явне, построен пусковой центр для запуска ракет «Шавит» и других ракет. Первый запуск состоялся 19 сентября 1988 года. Запуски ракет осуществляются не в восточном, как у абсолютного большинства космодромов, а в западном направлении, то есть против вращения Земли. Это, безусловно, снижает забрасываемый на орбиту вес. Причина этого в том, что трассу запуска можно проложить только над Средиземным морем: земли к востоку от базы густо заселены, и при этом сопредельные страны расположены довольно близко.

Израиль начал космическую программу в связи с оборонной необходимостью: как для получения разведданных (слежения за вероятным противником с помощью спутников), так и по программам создания ракет, способных доставить ядерные заряды.


ночной запуск ракеты-носителя «Шафит»

Израильская РН «Шавит» представляет собой трёхступенчатую твердотопливную ракету. Первые две ступени идентичны, имеют вес по 13 т каждая, серийно производятся в Израиле концерном «IAI». Третья ступень построена компанией «Rafael» и весит 2,6 т. Ракета-носитель «Шавит» была запущена с 1988 по 2010 год восемь раз. Эта ракета может быть использована как носитель ядерной боеголовки. С помощью ракеты Шавит осуществляется запуск израильских разведывательных спутников «Офек». Спутники «Офек» («горизонт») разработаны в Израиле концерном «IAI». Всего к 2010 году создано девять спутников «Офек».

Государство Израиль обладает развитой радио-электронной промышленностью, которая позволяет создавать достаточно совершенные спутники любого назначения. Но в силу небольшой территории и географических обстоятельств, в этой стране отсутствует возможность строительства космодрома, с которого можно было бы осуществлять безопасные пуски ракет-носителей по эффективным траекториям. Вывод на орбиту телекоммуникационных и научных израильских спутников осуществляется в ходе коммерческих запусков иностранных ракет-носителей с космодромов за рубежом. В то же время, Израиль демонстрирует желание развивать собственные космические программы и осуществлять вывод на орбиту спутников военного назначения с помощью собственных ракет-носителей. В связи с этим ведутся переговоры с рядом государств, в первую очередь с США и Бразилией, о возможности запуска израильских ракет с космодромов расположенных на их территории.

Иран

Иранский космодром «Семнан» функционирует с 2 февраля 2009 года, когда на орбиту с помощью ракеты-носителя «Сафир» («Посланник») выведен иранский спутник «Омид».

Космодром расположен в пустыне Деште-Кевир (север Ирана), близ его административного центра - города Семнан.


Иранская ракета-носитель «Сафир»

Ракета-носитель лёгкого класса «Сафир» - создана на базе боевой баллистической ракеты средней дальности «Шахаб-3/4».


Спутниковый снимок Google Earth: стартовая площадка космодрома «Семнан»

Космодром «Семнан» имеет недостатки и ограничения в силу своего расположения, вследствие чего Иранское космическое агентство намеревается начать строительство второго космодрома для запуска космических аппаратов, который будет находиться на юге страны.

КНДР

В начале 80-х в Северной Корее на восточном побережье, в уезде Хвадэ-гун провинции Хамгён-Пукто началось строительство ракетного полигона, который позже стал известен как космодром «Тонхэ».


Северокорейские балистические ракеты

На выбор местоположения полигона повлияли такие факторы, как достаточная удалённость от демилитаризованной зоны, минимизация опасности пролета ракет над территорией сопредельных стран, общая удалённость от крупных населённых пунктов, относительно благоприятные метеорологические факторы.

В период с середины 80-х годов до начала 90-х годов были построены командный пункт, ЦУП, топливохранилище, склады, испытательный стенд, модернизированы коммуникации.

Вначале 90-х здесь начали проводиться испытательные пуски северокорейских баллистических ракет.


Спутниковый снимок: космодром «Тонхэ»

Американские и японские средства ПВО и контроля за космическим пространством неоднократно фиксировали пуски ракет средней и большой дальности с космодрома «Тонхэ».


Испытательный запуск ракеты-носителя «Ынха-2»

Часть из них расценивались как попытки вывода на космическую орбиту искусственных спутников. По заявлению информационного агентства КНДР 5 апреля 2009 года с космодрома был произведён запуск экспериментального искусственного спутника связи «Кванмёнсон-2» с помощью ракеты-носителя «Ынха-2». Несмотря на противоречивые сообщения источников разных стран, вероятнее всего, вывод спутника на орбиту окончился неудачей.

Республика Корея

Строительство Южнокорейского космодрома «Наро», расположенного вблизи самой южной оконечности Корейского полуострова, на острове Венародо, началось в августе 2003 года.

25 августа 2009 года с космодрома был произведён запуск первой корейской ракеты-носителя, получившей название «Наро-1». Пуск окончился неудачей - из-за сбоя при отделении обтекателя спутник на расчетную орбиту не вышел. 10 июня 2010 года также неудачей окончился второй запуск ракеты-носителя.


Спутниковый снимок Google Earth: космодром «Наро»

Третий успешный запуск ракеты-носителя «Наро-1»(KSLV-1) состоялся 30 января 2013 года, что сделало Южную Корею 11-ой космической державой.


Запуск транслировался в прямом эфире местными телеканалами, ракета вышла на заданную высоту и вывела на орбиту исследовательский спутник STSAT-2C.


Запуск «Наро-1»

Ракета лёгкого класса «Наро-1», со стартовой массой до 140 600 кг, произведена Корейским институтом аэрокосмических исследований (KARI) совместно с авиакомпанией Korean Air и российским космическим Центром имени Хруничева. По сообщениям южнокорейских СМИ, KSLV-1 на 80 % повторяет ракету-носитель «Ангара», создаваемую в ГКНПЦ имени М. В. Хруничева.

Плавучий космодром «Морской старт» («Одиссей»)

В 1995 году в рамках международного космического сотрудничества был создан консорциум Sea Launch Company (SLC). В него входили: американская фирма Boeing Commercial Space Company (дочернее предприятие аэрокосмической корпорации «Боинг»), обеспечивающая общее руководство и финансирование (40 % капитала), российская Ракетно-космическая корпорация «Энергия» (25 %), украинские КБ «Южное» (5 %) и ПО «Южмаш» (10 %), а также норвежская судостроительная компания Aker Kværner (20 %). Штаб-квартира консорциума находится в калифорнийском городе Лонг-Бич. В качестве исполнителей по контрактам привлечены российские «КБ транспортного машиностроения» и ЦКБ «Рубин».

Идея морского космодрома состоит в том, чтобы доставлять ракету-носитель по морю на экватор, где имеются наилучшие условия для запуска (можно максимально эффективно использовать скорость вращения Земли). Данный способ был использован в 1964-1988 годах в морском космодроме «Сан-Марко», представлявшем собой неподвижную заякорённую платформу вблизи экватора в кенийских территориальных водах.

Морской сегмент комплекса «Морской старт» состоит из двух морских судов: стартовой платформы (СП) «Odyssey» и сборочно-командного судна (СКС) «Sea Launch Commander».


Комплекс "Морской старт"

В качестве стартовой платформы использована бывшая самоходная нефтедобывающая платформа «OCEAN ODYSSEY», построенная в Йокосуке, Япония в 1982-1984 годах. Платформа соответствовала классу для неограниченного района мореплавания. Платформа сильно пострадала во время пожара 22 сентября 1988 года. После пожара платформу частично демонтировали, и по прямому назначению она больше не использовалась. В 1992 платформа прошла ремонт и переоборудование на Выборгском судостроительном заводе. Было принято решение использовать её в проекте «Морской старт». «Одиссей» имеет весьма внушительные размеры: длина 133 м, ширина 67 м, высота 60 м, водоизмещение 46 тыс.тонн.


Стартовая платформа «Одиссей»

В 1996-1997 на норвежской верфи «Rosenberg» в Ставангере, на платформу смонтировали специальное оборудование для запусков, и она стала называться «Odyssey». Второй этап переоборудования СП проходил на Выборгском судостроительном заводе.

Сборочно-командное судно(СКС) «Sea Launch Commander» было построено специально для проекта «Морской старт» компанией «Kvaerner Govan Ltd.», Глазго, Шотландия в 1997 году. В 1998 СКС было дооборудовано на Канонерском судоремонтном заводе, Санкт-Петербург. СКС оснащено системами и оборудованием, позволяющими проведение на его борту комплексных испытаний ракеты-носителя и разгонного блока, заправку разгонного блока компонентами топлива и окислителя, сборку ракеты-носителя.


Сборочно-командное судно «Sea Launch Commander»

СКС выполняет также функции ЦУПа при подготовке и пуске ракеты-носителя. На СКС располагаются командный пункт управления полетом разгонного блока и средства приема и обработки телеизмерений. Характеристики СКС: длина 203 м, ширина 32 м, высота 50 м, водоизмещение 27 тыс.тонн, максимальная скорость 21 узел.


Спутниковый снимок Google Earth: комплекс «Морской старт» на стоянке Лонг-Бич

На плавучем космодроме «Морской старт» используется ракеты-носители: «Зенит-2S» и «Зенит-3SL» среднего класса, со стартовой массой до 470,800 кг.

В «Зените» в отличие от многих отечественных РН не применяется токсичный гидрозин и агрессивный окислитель. В качестве топлива используется керосин, а окислителем служит кислород, что делает ракету экологически безопасной. Всего с 27 марта 1999 года, по 1 февраля 2013 года с плавучей платформы было осуществлено 35 запусков.

Точка старта - акватория Тихого океана с координатами 0°00′ с.ш. 154°00′ з. д., вблизи Острова Рождества. По собранной за 150 лет статистике этот участок Тихого океана считается специалистами наиболее спокойным и удаленным от морских путей. Однако, уже пару раз непростые погодные условия заставляли переносить время запуска на несколько дней.

К сожалению, программа «Морской старт» в настоящее время испытывает серьёзные финансовые трудности, объявлено о её банкротстве и будущее не определено. По данным издания «Коммерсант» к убыткам привело то, что не удалось обеспечить планируемую интенсивность запусков: первоначально планировалось осуществлять по 2-3 последовательных запуска за один выход на стартовую позицию. Так же негативную роль сыграла не высокая надёжность РН «Зенит», из 80 пусков ракет-носителей "Зенит"- 12 завершились аварией.

Глава ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" Виталий Лопота предложил передать государству контроль над проектом "Морской старт". И осуществлять с неё пуски в рамках Федеральной космической программы. Однако правительство Российской Федерации необходимости в этом не видит.

К "Морскому старту" проявляют интерес представители бизнеса из целого ряда стран - Китая, Австралии, США. Есть заинтересованность со стороны крупных компаний, таких как Loсkheed Martin. При желании Россия могла бы стать обладателем этого уникального комплекса, сделав местом его базирования, порты Советская гавань, Находка или Владивосток.

По материалам:
http://geimint.blogspot.ru/2007/07/fire-from-space.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Космодром
http://georg071941.ru/kosmodromyi-ssha
http://www.walkinspace.ru/blog/2010-12-22-588
http://sea-launch.narod.ru/2013.htm
Все спутниковые снимки любезно предоставлены Google Планета Земля

Здравствуйте, уважаемые читатели, почитатели и прочие хорошие люди!

Случалось ли Вам получать и читать письма на “фиг каком пойми языке” или заходить на какой-нибудь интернет-ресурс и вместо привычных букв видеть сплошные кракозябры? Если да, тогда эта заметка для Вас, ибо в ней мы поговорим о кодировке страниц, её форматах, почему оная возникает и как впредь избежать непонятных иероглифов.

Итак, сегодня нас ждет не легкая софтовая статья, а суровая техническая, так что приготовьтесь: будем немного ударяться в суровые реалии.
Поехали.

Что такое кодировка текста и с чем ее едят?

Начать хотелось бы с того, что этой статьи могло бы и не быть, т.к. компьютерно-юзательная жизнь автора этих строк протекала вполне себе спокойно и достойно. Но вот в один прекрасный день, шляясь по просторам сети Интернет не со своего ПК, я столкнулся с непонятными явлениями на некоторых сайтах. Заходя на интернет-ресурсы, я видел не привычный нам русский алфавит и красивый понятный текст, а какую-то ересь в виде непонятной последовательности символов. Выглядела она примерно вот так (см. изображение).

Сначала я подумал, что моя любимая Мозилка (браузер Firefox) перегрелась и ей пора вызывать неотложку, но потом начал понимать, что проблема, скорее всего, на стороне ресурса сети и кроется она в неправильно настроенной кодировке. Это действительно оказалось так, и пошаманив немного с бубном, проблемка была оперативно решена. Результатом же всех моих любовных похождений и стал сегодняшний материал. Собственно, поехали разбираться в деталях.

Всю информацию, представленную в цифровом виде и находящуюся в глобальной паутине, нужно рассматривать с двух сторон: первая - со стороны пользователя (красивый и ухоженный текст на экране монитора) и вторая – со стороны поисковой машины (некий программный код, состоящий из различных тегов/метатегов, таблицы символов и прочее).

Если Вы хоть немного знакомы с языком разметки гипертекста (HTML ), то должны быть в курсе, что сайт глазами поисковых машин (Google, Яндекс ) видится не как обычный текст, а как структурированный документ, состоящий из последовательностей различного рода тегов. Чтобы было понятней, о чем я говорю, давайте взглянем на всеми нами любимый сайт Заметки Сис.Админа ” проекта [Sonikelf"s Project"s ], но не глазами обычного пользователя, а "глазами" поисковика. Для этого нажимаем сочетание клавиш Сtrl+U (для браузеров Firefox и Chrome ) и видим следующую картину (см. изображение):

Перед нами машинный вариант сайт , вот в таком вот непрезентабельном виде он подается поисковым системам и именно в таком виде они его и кушают. Если бы мы просто взяли и “засандалили” варианты статей из блокнота или Word обычным текстом, машины бы им не то что подавились, они бы даже и есть его не стали. Итак, перед нами главная страница проекта в HTML -виде. Обратите внимание на строку с надписью UTF-8 , это не что иное, как пресловутая кодировка текста страницы, именно она и отвечает за формат вывода информации в презентабельном виде, в результате чего через браузер мы видим нормальный текст.

Теперь давайте разберемся, почему же происходит так, что порой на экране монитора мы видим кракозябры. Все очень просто, проблема кроется в открытии файла в неверной кодировке. Если перевести на бытовой язык, то допустим Вас послали в магазин за молоком, а Вы притарабанили хлеб, вроде бы тоже съестное, но совсем другой формат продукта.

Итак, теперь давайте разбираться с теорией и для этого введем некоторые определения.

  1. Кодировка (или “Charset ”) – соответствие набора символов набору числовых значений. Нужна для “сливания” информации в интернет, т.е. текстовая информация преобразуется в биты данных;
  2. Кодовая страница (“Codepage ”) – 1 байтовая (8 бит) кодировка;
  3. Количество значений, принимаемое 1 байтом – 256 (два в восьмой).

Соответствие “символ-изображение” задается с помощью специальных кодовых таблиц, где каждому символу уже присвоен свой конкретный числовой код. Таких таблиц существует достаточно много, и в разных таблицах один и тот же символ может идентифицироваться по-разному (ему могут соответствовать разные числовые коды).

Хотите знать и уметь, больше и сами?

Мы предлагаем Вам обучение по направлениям: компьютеры, программы, администрирование, сервера, сети, сайтостроение, SEO и другое. Узнайте подробности сейчас!

Все кодировки различаются количеством байт и набором специальных знаков, в которые преобразуется каждый символ исходного текста.

Примечание:
Декодирование – операция, в результате которой происходит преобразование кода символа в изображение. В результате этой операции информация выводится на экран монитора пользователя.

В общем.. С определениями разобрались, а теперь давайте узнаем, какие же (кодировки) бывают.

Виды кодировок текста

А их, в общем-то, хватает.

  • ASCII

Одной из самых “древних” считается американская кодировочная таблица (ASCII , читается как “аски”), принятая национальным институтом стандартов. Для кодировки она использовала 7 битов, в первых 128 значениях размещался английский алфавит (в нижнем и верхнем регистрах), а также знаки, цифры и символы. Она больше подходила для англоязычных пользователей и не была универсальной.

  • Кириллица

Отечественный вариант кодировки, для которого стали использовать вторую часть кодовой таблицы – символы с 129 по 256 . Заточена под русскоязычную аудиторию.

  • Кодировки семейства MS Windows : Windows 1250-1258 .

8-битные кодировки, появились как следствие разработки самой популярной операционной системы, Windows . Номера с 1250 по 1258 указывают на язык, под который они заточены, например, 1250 – для языков центральной Европы; 1251 – кириллический алфавит.

  • Код обмена информацией 8 бит – КОИ8

KOI8-R, KOI8-U, KOI-7 – стандарт для русской кириллицы в юникс-подобных операционных системах.

  • Юникод (Unicode )

Универсальный стандарт кодирования символов, позволяющий описать знаки практически всех письменных языков. Обозначение “U+xxxx ” (хххх – 16-ричные цифры). Самые распространенные семейства кодировок UTF (Unicode Transformation Format) : UTF-8, 16, 32 .

В настоящее время, как говорится, “рулит” UTF-8 – именно она обеспечивают наилучшую совместимость со старыми ОС , которые использовали 8 -битные символы. В UTF-8 кодировке находятся большинство сайтов в сети Интернет и именно этот стандарт является универсальным (поддержка кириллицы и латиницы).

Разумеется, я привел не все виды кодировок, а только наиболее ходовые. Если же Вы хотите для общего развития знать их все, то полный список можно отыскать в самом браузере. Для этого достаточно пройти в нем на вкладку “Вид-Кодировка-Выбрать список ” и ознакомиться со всевозможными их вариантами (см. изображение).

Думаю возник резонный вопрос: “Какого лешего столько кодировок? ”. Их изобилие и причины возникновения можно сравнить с таким явлением, как кроссбраузерность/кроссплатформенность. Это когда один и тот же сайт сайт отображается по-разному в различных интернет-обозревателях и на различных гаджет-устройствах. Кстати у сайта "Заметки Сис.Админа " с этим, как Вы заметили всё в порядке:).

Все эти кодировки – рабочие варианты, созданные разработчиками “под себя” и решение своих задач. Когда же их количество перевалило за все разумные пределы, а в поисковиках стали плодиться запросы типа: “Как убрать кракозябры в браузере? ” - разработчики стали ломать голову над приведением всей этой каши к единому стандарту, чтобы, так сказать, всем было хорошо. И кодировка Unicode , в общем-то, это “хорошо” и сделала. Теперь если такие проблемы и возникают, то они носят локальный характер, и не знают как их исправить только совсем непросвещенные пользователи (впрочем, часто беда с кодировкой и отображением сайтов появляется из-за того, что веб-мастер указал на стороне сервера некорректный формат, и приходится переключать кодировку в браузере).

Ну вот, собственно, пока вся "базово необходимая" теория, которая позволит Вам “не плавать” в кодировочных вопросах, теперь переходим к практической части статьи.

Решаем проблемы с кодировкой или как убрать кракозябры?

Итак, наша статья была бы неполной, если бы мы не затронули пользовательско-бытовые вопросы. Давайте их и рассмотрим и начнем с того, как (с помощью чего) можно посмотреть кодировку?

В любой операционной системе имеется таблица символов, ее не нужно докачивать, устанавливать – это данность свыше, которая располагается по адресу: “Пуск-программы-стандартные-служебные-таблица символов”. Это таблица векторных форм всех установленных в Вашей операционной системе шрифтов.

Выбрав “дополнительные параметры” (набор Unicode ) и соответствующий тип начертания шрифта, Вы увидите полный набор символов, в него входящих. Кликнув по любому символу, Вы увидите его код в формате UTF-16 , состоящий из 4 -х шестнадцатеричных цифр (см. изображение).

Теперь пара слов о том, как убрать кракозябры. Они могут возникать в двух случаях:

  1. Со стороны пользователя - при чтении информации в интернет (например, при заходе на сайт);
  2. Или, как говорилось чуть выше, со стороны веб-мастера (например, при создании/редактировании текстовых файлов с поддержкой синтаксиса языков программирования в программе ++ или из-за указания неправильной кодировки в коде сайта).

Рассмотрим оба варианта.

№1. Иероглифы со стороны пользователя.
Допустим, Вы запустили ОС и в каком-то из приложений у Вас отображаются пресловутые каракули. Чтобы это исправить, идем по адресу: “Пуск - Панель управления - Язык и региональные стандарты - Изменение языка ” и выбираем из списка, "Россия ".

Также проверьте во всех вкладках, чтобы локализация была “Россия/русский ” – это так называемая системная локаль.

Если Вы открыли сайт и вдруг поняли, что почитать информацию Вам не дают иероглифы, тогда стоит поменять кодировку средствами браузера (“Вид - Кодировка ”). На какую? Тут все зависит от вида этих кракозябр. Ориентируйтесь на следующую шпаргалку (см. изображение).

№2. Иероглифы со стороны веб-мастера.
Очень часто начинающие разработчики сайтов не придают большого значения кодировке создаваемого документа, в результате чего потом и сталкиваются с вышеозначенной проблемой. Вот несколько простых базовых советов для веб-мастеров, чтобы исправить беду.

Чтобы такого не происходило, заходим в редактор Notepad++ и выбираем в меню пункт “Кодировки ”. Именно он поможет преобразовать имеющийся документ. Спрашивается, какой? Чаще всего (если сайт на WordPress или Joomla ), то “Преобразовать в UTF-8 без BOM ” (см. изображение).

Сделав такое преобразование, Вы увидите изменения в строке статуса программы.

Также во избежание кракозябр необходимо принудительно прописать информацию о кодировке в шапке сайта. Тем самым Вы укажите браузеру на то, что сайт стоит считывать именно в прописанной кодировке. Начинающему веб-мастеру необходимо понимать, что чехарда с кодировкой чаще всего возникает из-за несоответствия настроек сервера настройкам сайта, т.е. на сервере в базе данных прописана одна кодировка, а сайт отдает страницы в браузер в совершенной другой.

Для этого необходимо прописать “внаглую” (в шапку сайта, т.е, как частенько, в файл header.php ) между тегами <head> </head> следующую строчку:

Прописав такую строчку, Вы заставите браузер правильно интерпретировать кодировку, и иероглифы пропадут.

Также может потребоваться корректировка вывода данных из БД (MySQL). Делается сие так:

mysql_query("SET NAMES utf8");
myqsl_query("SET CHARACTER SET utf8");
mysql_query("SET COLLATION_CONNECTION="utf8_general_ci"" ");

Как вариант, можно еще сделать ход конём и прописать в файл .htaccess такие вот строчки:

# BEGIN UTF8
AddDefaultCharset utf-8
AddCharset utf-8 *

CharsetSourceEnc utf-8
CharsetDefault utf-8

# END UTF8

Все вышеприведенные методы (или некоторые из них), скорее всего, помогут Вам и Вашим будущим посетителям избавиться от ненавистных иероглифов и проблем с кодировкой. К сожалению, более подробно мы здесь инструкцию по веб-мастерским штукам рассматривать не будем, думаю, что они обязательно разберутся в подробностях при желании (как-никак у нас несколько другая тематика сайта).

Ну, вот и практическая часть статьи закончена, осталось подвести небольшие итоги.

Послесловие

Сегодня мы познакомились с таким понятием, как кодировка текста. Уверен, теперь при возникновении каракулей на мониторе компьютера Вы не спасуете, а вспомните все приведенные здесь методы и решите вопрос в свою пользу!

На сим все, спасибо за внимание и до новых встреч.

2006 год стал вехой в истории Google: Оксфордский словарь английского языка принял слово «гуглить». Понятие стало нарицательным. С тех пор искать в Сети - значит гуглить. «Корпорация добра» сильно влияет на наше поведение в интернете: мы следуем деловому этикету Gmail, открываем окно в мир, запуская Chrome каждое утро, и используем Google Drive для продуктивной работы.

Причина популярности «Google Документов» в облачном принципе работы. Из всех инструментов «Google Диска» текстовый редактор самый необходимый для выполнения повседневных задач.

Чтобы сделать работу с «Google Документами» более продуктивной, используйте следующие десять рекомендаций.

Бонус: добавьте Google Docs в меню запуска на панели задач Windows или Mac. Два клика - и вы в «Документах».

Быстрый поиск

Найти тот или иной файл или папку можно легко и быстро, если ввести ключевую фразу в строку поиска вверху. Маленькая стрелочка справа поможет уточнить критерии поиска:

  • тип файла (папка, документ, фотография, PDF и так далее);
  • открыть с помощью Google Docs, Google Drawing, Google Sheets, любым установленным аддоном;
  • владелец (я, не я, кто угодно).

Ещё одна штука, упрощающая поиск, - использование точной цитаты, относящейся к файлу, который хотите найти. Google Drive откроет документ и подсветит использованную поисковую фразу. Кроме того, как и при гуглении, можно применять булевы операторы вроде or для расширения границ поиска.

Нажмите «/» для перехода в поле поиска.

Полный список поисковых опций «Google Диска» смотрите . И последнее: не забывайте искать в корзине.

Быстрый переход в меню «скрытых» команд

Google Docs похож на другие офисные пакеты. Возможно, он попроще Microsoft Word, но в меню тоже множество полезных команд. Нажмите «Alt + /», чтобы перейти к поиску по меню. Введите в открывшемся поле то, что ищите, и функция запустится.

При помощи поиска по меню можно обнаружить и другие инструменты редактирования, имеющиеся в Google Docs.

От идеи в Google Keep до черновика в Google Docs

Прекрасный сервис для создания и хранения заметок. Его лучшие функции: возможность надиктовывать заметки и распознавать текст с фотографий. Но знаете ли вы, что можно в один клик заметку превратить в документ?

Благодаря такому экспорту можно редактировать и «полировать» свои идеи уже в Google Docs. Незаменимо для студентов и пишущих людей - немало экономит время.

Анализируем свой словарный запас с Word Cloud

Копирайтеры, блогеры, студенты и преподаватели могут использовать облако слов или облако тегов, чтобы быстро сориентироваться в содержании документа. Также это поможет увидеть, какими словами вы злоупотребляете.

Использовать генератор облака слов - Tag Cloud Generator - можно в любом документе, состоящем из 50 и более слов. Бесплатное Google-Drive-дополнение можно найти и установить из меню Add-ons → Get Add-ons…

Пользоваться облаком слов можно через то же меню. Оно будет отображаться в маленьком окне справа. Если документ не окончен, вы продолжаете редактирование, то время от времени нажимайте кнопку Refresh Cloud, чтобы обновлять облако тегов.

Tag Cloud Generator работает также в таблицах. Единственный минус - панель, где отображаются употребляемые слова, нельзя масштабировать.

Найти и вставить в один клик

Благодаря инструменту Research вам не нужно покидать документ, в котором работаете, чтобы загуглить какую-то информацию. Ведь открытие новой вкладки в браузере тоже занимает время. Это встроенный инструмент позволяет находить и вставлять информацию в используемый документ или таблицу. Откройте Tools → Research (Ctrl + Alt + Shift + I).

Справа появится окно поиска. Там вы сможете в один клик поставить ссылку на цитату, вписав её вручную или просто выделив.

Доступные форматы цитирования: MLA, APA и Chicago.

Причём красиво обрамлённые цитаты - только одна из фишек Research Tool. Ещё можно ссылаться на статистические данные в таблицах. При использовании поиска можно также персонализировать выдачу, чтобы отображались ваши публикации в Google+, ваши письма и так далее. Для всего этого есть специальные фильтры.

Быстрое форматирование текста в разных местах

В Google Docs есть инструмент Paint format, который позволяет создавать шаблоны форматирования и применять их к любому участку текста. Выделите слово, предложение или любой другой фрагмент текста, отредактируйте его: задайте размер, шрифт и прочее. Затем нажмите Paint format. После этого вы сможете применить заданные параметры форматирования к другому фрагменту, стоит лишь кликнуть на него.

«Пфф! Это работает только один раз!» - скажут скептики. Если нужно применить заданные параметры форматирования больше одного раза, кликните по иконке Paint format дважды. Чтобы «волшебство» прекратило действовать, вновь нажмите эту кнопку.

Использование royalty-free-картинок

Google Docs включает в себя поиск по «Картинкам Google», что позволяет оперативно находить и вставлять изображение в документ. Но есть ещё два богатых источника картинок - это LIFE и Stock Photos. Изображения из архива LIFE имеют лицензию, дающую право использовать произведение даже коммерчески, но нужно обязательно указывать авторство. В 2012 году Google отобрал пять тысяч новых фото в категориях «Природа», «Погода», «Животные», «Спорт», «Еда», «Образование», «Технологии», «Музыка» и других.

Google предупреждает, что картинки доступны для личного и коммерческого пользования только внутри Google Drive и должны использоваться в рамках политики сервиса.

Можно вставлять картинки с помощью URL. Изображение сохранится в вашем документе и будет доступно, даже если оригинал удалят из Сети.

Упоминание кого-то при комментировании

Совместная работа в «Google Документах» строится на комментировании. При этом есть быстрый способ обратить внимание человека на определённый комментарий. Выделите нужный фрагмент текста и нажмите «добавить комментарий» (Insert → Comment). В открывшимся поле для комментирования впишите «@» или «+» и начните вводить имя нужного человека.

Google Docs автоматически выберет персону из вашего списка контактов Gmail и проинформирует её по email. Если у этого человека нет прав для просмотра данного документа, вам нужно дать ему доступ.

Шорткаты для математических формул

В Google Docs есть удобный редактор математических выражений: Insert → Equation. При помощи него можно не только набирать математические выражения, но и удобно работать над ними с коллегами.

Чтобы ускорить процесс, пользуйтесь шорткатами. Например, если вы введёте «\alpha» с последующим пробелом и скобкой, Google Docs конвертирует это в символ α. Также вы сможете легко добавлять верхний или нижний индекс, вводя соответственно «^» и «_». Для дробей введите «\frac».

Полный список шорткатов для математических выражений . Для создания более сложных формул используйте бесплатное расширение g(math) Google Drive для Chrome.

Другие шорткаты для экономии времени

Нажмите «Ctrl + /» и увидите большой список шаблонов для быстрого управления документом. Многие навигационные клавиши совпадают с Gmail. Кроме того, можно создавать собственные шорткаты.

Перейдите в Tools → Preferences → Automatic Substitution.

Вы можете использовать это для автоматической вставки часто используемых слов, email-адресов, аббревиатур или даже слов, в которых постоянно делаете опечатки.

Также необходимо отметить «Автоматическое определение ссылок» и «Автоматическое определение списков» в диалоговом окне настроек.

Конечно, вы можете возразить, что самый быстрый способ создать красивый документ - использовать . Но описанные маленькие хитрости помогут ускорить работу и с ними.

Пишите в комментариях, какими трюками пользуетесь вы в повседневной работе с «Google Документами».



Загрузка...