sonyps4.ru

Гитарный компрессор звука.

Всем привет! Сегодня поговорим про различные виды звуковых компрессоров. Компрессоры – это недопонятые и не правильно используемые эффекты. Надеюсь, эта статья просветит тех, кто не до конца уверен, что знает, что такое компрессор звука и с чем его едят. Начнем с того, с терминологии, отличительных черт и покажем что же это такое. А затем, пройдемся по основным видам компрессоров.

Что такое компрессор звука?

Если на пальцах, то звуковой компрессор – это специальный усилитель, который уменьшает разницу между самой громкой (пиком) и самой тихой частью аудио-сигнала. Отношение пика сигнала к его среднему уровню (разница в громкости пиковым и среднем уровнем сигнала), называется динамическим диапазоном. [Тут, Энди немного не прав, насколько мне известно, из курса физики динамический диапазон – это логарифм отношения максимального и минимального (а не среднего) значения сигнала. Прим. CraSS.] Компрессор уменьшает динамический диапазон. Например, динамический диапазон гитары составляет примерно 20 дБ. Компрессор дает возможность сделать тихие ноты громче, а громкие – тише и на выходе получить более ровно звучащий сигнал. Так же его можно использовать, чтобы поднять общую громкость сигнала. Компрессирование аудио-сигнала широко используется в теле и радиовещании – динамический диапазон записей уменьшается, а громкость повышается. Это помогает музыке не затерять в шумном месте, например, в салоне движущегося автомобиля.

Теперь, когда у нас есть общее понимание того, что есть компрессор применительно к аудио, давайте поговорим об основной терминологии, ассоциирующейся с этим словом.

Ratio (отношение): Этот параметр определяет на сколько будет уменьшен динамический диапазон сигнала. Например, отношение 4:1 означает, что если сигнал превышает порог на 4 дБ, то выходной сигнал будет всего на 1 дБ выше порога, т. о. уровень сигнала будет уменьшен на 3 дБ:

Порог = -10дБ
Входной сигнал = -6 дБ (на 4 дБ выше порога)
Выходной сигнал = -9 дБ (на 1 дБ выше порога).
Отношения 4:1, 8:1, 12:1 и 20:1 довольно распространены, отношение больше 8:1 – это примерно та грань, при которой компрессор становится лимитером.

Threshold (порог): Этот параметр определяет порог, при превышении которого компрессор звука «открывается», т.е. начинает работать. Другими словами, если вы выставите определенное значение порога в дБ, то компрессор начнет работать только при превышении входным сигналом этого уровня. Любая часть сигнала ниже уровня порога не будет обработана, тогда как любая часть выше уровня будет компрессована с выбранным отношением (ratio).

Knee (излом): Излом кривой компрессора, определяет то, как сигнал будет обрабатываться, после превышения порога. «Жесткий излом» или «жесткая компрессия» (hard knee) – это быстрый переход от необработанного к обработанному сигналу. Нет никакого переходного периода, мгновенная компрессия при превышении порога сигналом. «Мягкий излом» или «мягкая компрессия» предполагает более плавный переход от необработанного сигнала к обработанному.

Attack Time (Время атаки, атака): Этот параметр определяет время, нужное компрессору, чтобы скомпрессовать сигнал до определенного уровня, после превышения им (сигналом) порога. Этот уровень устанавливает производитель (обычно 10 дБ). Измеряется в миллисекундах, типичные значения лежат в границах от 1мс до 100мс. Например, если постоянная времени компрессора привязана к 10 дБ и выставлено значение времени атаки в 1мс, то это означает, что потребуется 1 мс, чтобы увеличить уровень сигнала на 10 дБ, и 2мс, чтобы достичь 20дБ. Все это определяет «яркость» звучания. При использовании «быстрой атаке», время достижения сигналом нужного уровня мало, что может дать «тусклое» звучание, особенно с перкуссионными звуками.

Release Time (Время затухания, затухание): Этот параметр определяет время, которое нужно компрессору, чтобы усилить сигнал до определенного уровня, после его (сигнала) падения ниже порога. Типичные значения лежат в границах от 5мс и свыше 5с. Время затухания оказывает заметное влияние на звук. Очень короткое время затухания может привести к искажению низкий частот. Длинное же время затухания может привести к неожиданному не нужному резкому понижению уровня сигнала или «дыханию» - медленному возвращение к общему уровню с заметным возрастанием шумов.

Компрессия и сустейн

В гитарном мире, компрессор зачастую используется, как сустейнер. Существует общее заблуждение, что сустейн – это именно то, для чего предназначен компрессор, однако же, сустейн – это всего лишь после-эффект компрессии. Работа компрессора заключается в том, чтобы поддерживать выходной уровень сигнала более-менее на одном уровне, при падении [или увеличении прим. CraSS] входного уровня. Именно это вызывает увеличение сустейна.

[Почему-то в следующем абзаце Энди говорит про компрессор, только как про лимитер, т.е. как про устройство, которое только компрессует сигнал сверху, но не вытягивает тихие ноты. Хотя, в общем, это не так. Наверно потому, что гитарные компрессоры (т.е. в виде педалей), почти все, по сути своей лимитеры. В этом смысле, все встает на свои места. Прим. CraSS]

Прежде чем рассматривать виды компрессоров для гитары, я сделаю еще одно общее замечание. Компрессор уменьшает разрыв между самой тихой и самой громкой нотой. Это достигается уменьшением громкости самой громкой ноты. Настраивая громкость усилителя, мы в уме делаем примерно тоже самое, т.е. уменьшаем громкость самой громкой ноты.

Если самая громкая нота компрессирована к среднему уровню, то, чтобы вернуть, общую громкость на прежний уровень, нужно немного усилить сигнал. Обычно это делают, с помощью регулировки Volume или Output на педали. Уменьшив громкость громких нот, в общем сигнале, поступающем на вход усилителя, будет казаться, что тихие ноты усилились. Это означает, что шумы в сигнале в конечном итоге усилятся вместе с сигналом на выходе компрессора. На самом деле усиления тихих нот не было, просто уровни громких и тихих ноты стали близки друг к другу, также стали близки и шумы.[Говоря языком радиоэлектроники мы просто уменьшили отношение сигнал/шум. Прим. CraSS]

Этого абсолютно не понимают люди, не имевшие опыта общения с компрессорами. И это особенность самого компрессора, а они принимают ее за шум смого прибора. В общем, если компрессор «фонит», то это значит, что шум возникает в цепи до компрессора, т.е. до того, как сигнал был скомпрессирован. По опыту могу сказать, что фон обычно вызывают овердрайвы, фуззф, плохая экранировка и проводка гитары или провода.

Виды компрессоров для гитары

Существуют пять основных типов компрессоров, основанных на различных электрических схемах, используемых для уменьшения уровня сигнала.
Оптический компрессор
В таких устройствах используется опторазвязка, сделанная из лампочки или светодиода и фотоэлемента. Источник света горит ярче или тусклее, в зависимости от уровня входного сигнала. Фотоэлемент считывает различные показания яркости и в соответствии с ними меняет уровень усиления. Время реакции оптических компрессоров больше, чем у других тиров, но я нахожу их очень натурально звучащими с мягкой атакой и затуханием, которые почти не заметны пока не подашь сигнал погромче. Diamond Compressor и EHX White Finger – это два примера оптических гитарных компрессоров.


Компрессоры для гитары: Diamond Compressor и EHX White Finger

VCA. Voltage Controlled Amplifie (Усилитель, управляемый напряжением)
Этот тип компрессоров, наверно, самый распространенный. Они очень гибкие им и могут отвечать самым жестким требованиям и условиям. В VCA-компрессорах используются микросхемы, которые позволяют регулировать ослабление сигнала очень точно. Такие компрессоры меньше всего окрашивают звук и имеют малые собственные шумы, что делает из самыми популярными компрессорами на рынке. Полагаю, что компрессоры Ross и Dyna-Comp попадают в эту категорию. (Если я не прав, то поправьте меня).


Гитарные компрессоры: Ross и MXR Dyna Comp

Компрессор на полевых транзисторах

В этих приборах для изменения усиления применяются полевики. Компрессоры на полевиках используют транзисторы, чтобы эмулировать лампы с большей достоверностью. Они дают уникальный звук: чистый и быстрый. На самом деле таких компрессоров не много из-за необходимости использования дополнительных цепей.

Ламповые компрессоры

Ламповые компрессоры, на самом деле никакие не ламповые. В том смысле, что лампы в них используются не для компрессии, а просто для того, чтобы получить «теплый ламповый звук». Сам компрессор может быть основан на одной из вышеперечисленных схем. Electro-Harmonix Black Finger и это оптический ламповый компрессор.


Гитарный компрессор Electro-Harmonix Black Finger


Не смотря на то, что такие компрессоры, обычно, не ассоциируются с компрессорами для гитары в виде педали, но о них стоит упомянуть. Многополосные компрессоры – это устройства, которые компрессуют сигнал по-разному на разных частотах. Они позволяют по-разному компрессовать высокие или низкие частоты. Преимущества таких компрессоров в том, что можно избежать артефактов компрессии просто уменьшая или увеличивая компрессию сигнала для разных диапазонов частот. На входе прибора, сигнал разделяется по частот несколькими фильтрами, затем для каждой полосы используется свой компрессор, а потом на выходе все смешивается назад. Такие компрессоры можно встретить в программах для мастеринга и плагинах DAW.


Параллельный компрессор
Параллельная компрессия становится все более популярной в гитарной индустрии в последние несколько лет. Параллельный гитарный компрессор позволяет подавать на выход компрессора обработанный и необработанный сигнал и смешивать их в разной пропорции. (ручка Blend). Это позволяет пользователю настроить нужный баланс между компрессованный и «сухим» сигналом, тем самым, позволяя избежать ненужных артефактов компрессии. Это свойство отлично подходит, когда гитарист хочет увеличить сустейн. Для увеличения сустейна уровень компрессии сам по себе должен быть довольно высок, поэтому зачастую возникает артефакт в виде «смазывание» атаки. Это когда начало звучание ноты по уровню получается ниже, чем последующий сустейн. Смешиванием «сухого» и обработанного сигнала можно добиться того, что будет слышна и атака ноты и последующий сустейн. Barber Tone Press – это довольно популярный параллельный компрессор.


Гитарный компрессор Barber Tone Press

Ну, вот как-то так. О компрессии в двух словах. Для тех из вас, для кого компрессия темным пятном, мы надеемся, что эта статья пролила немного туда немного света. Компрессия – это не «волшебный порошок» и для гитарных дел она может серьезно испортить звук, если не используется правильно. Когда же она используется правильно, то может добавить нюансы, которые более ощущаются, а не слышатся. Одно основное правило, связанное с компрессией аудио-сигнала, котором часто пользуются парни в студиях: Если вы слышите компрессию, значит ее слишком много.

Спасибо, что читали, парни! Увидимся.

UPD: Показательное видео для тех, кто знает английский. Для тех кто не знает, все понятно за первые пять минут. =) Дальше идет примерно тоже о чем написано в статье.

Компрессор(от англ.«compress » — сжимать, сдавливать) — это электронное устройство или компьютерная программа, используемое для уменьшения динамического диапазона звукового сигнала . Можно сказать проще: компрессор позволяет сделать более узкой разницу между самым тихим и самым громким звуком . То есть делает тихий звук громче и громкий тише.

Итак, каков принцип работы компрессора?

Суть работы компрессора состоит в том, что он определяет уровень входящего сигнала , и, если тот превышает заданное значение, компрессор его ослабляет на определенную величину(срабатывает ).

Компрессор имеет четыре основных параметра:

. Пороговый уровень(Threshold ) — определяет значение, выше которого компрессор начинает ослаблять сигнал. Выражается в децибелах.

. Соотношение(Ratio ) — определяет интенсивность ослабления сигнала, выражается в формате«х :1». Например, если установлено соотношение«2 :1», то при превышении порога на 10 дБ компрессор ослабляет этот уровень в два раза, то есть на его выходе сигнал ослаблен на 5 дБ. Если установлено соотношение«бесконечность :1», компрессор уже называется«лимитером »(от англ.«limit » — ограничивать), так как в данном случае на выходе компрессора уровень сигнала в любом случае не превышает пороговый.

. Время атаки(Attack ) — время, которое проходит между превышением порогового значения и моментом срабатывания компрессора. Выражается в миллисекундах. Эксперименты с этим параметром позволяют получить особые эффекты, например, можно сделать звук бас-барабана заметно четче.

. Время спада(Release ) — это время, которое проходит между тем, как уровень входного сигнала упал ниже порога, и моментом, когда компрессор перестает ослаблять сигнал. Также выражается в миллисекундах.

Для удобства многие компрессоры оснащаются тремя индикаторами уровня: уровень входа, выхода, а также индикатором ослабления сигнала . Все они позволяют наглядно наблюдать работу компрессора. Также практически все компрессоры на выходе имеют усилительный каскад, который позволяет компенсировать ослабление сигнала и получить на выходе«плотный » звук достаточного уровня.

1) FL, фрут, фрукт, фрутик - программа FL Studio

2) Куб, кубас, кубик - программа Steinberg Cubase
3) Сэмпл(Sample ) - в общем случае кусок аудио-файла, отрезок музыкального произведения
4) Луп(Loop ) - циклически повторяющийся фрагмент сэмпла
5) Грув(groove ) - то же самое, что и луп, только обычно под грувом понимают инструментальный аккомпанемент
6) Битрейт - количество бит, отведенное для хранения 1 времени записи(в килобитах в секунду - Kbps или Kb/s)
7) BPM - Beats per Minute - удары в минуту. Самый распространенный и удобный способ измерения темпа произведения
8)Плагин(Plugin )(англ . plug-in) - Обычно небольшая программа, служащая для обработки звука. Наиболее распространены DirectX, VST и Wavelab плагины
9) Синтезатор - устройство, синтезирующее звук, как ни странно =)
10) MIDI-контроллер - Устройство, с помощью которого подаются MIDI-сообщения на MIDI-вход карты, звукового модуля, синтезатора и т.д. Примером может служить MIDI-клавиатура
11) Waveshape(Форма волны) - форма волны элементарного сигнала. Сигнал этот воспроизводит генератор
12) Эквалайзер(EQ ) - устройство коррекции частот сигнала. Эквалайзеры бывают графические и параметрические. Первые похожи на встроенные в музыкальные центры EQ, только с большим количеством полос. А с помощью параметрических EQ можно настроиться на нужную полоску и отрегулировать ее уровень
13) Компрессор - устройство, предназначенное для сужения динамического диапазона сигнала. Это очень часто необходимо для избежания перегрузки. Принцип: при превышении сигналом определенного уровня, начинает происходить снижение громкости в определенное число раз, называемое степенью компрессии. Например, 4:1, 7:1 и т.д.

что же такое компрессия? Ранее на студиях звукозаписи«роль компрессора» выполняли звукооператоры или звукоинженеры. Представьте себе партию бас гитары. В идеале сыгранная она представляет собой довольно ровную динамическую(приблизительно одной громкости) картину. Но иногда получается, что звук на некоторых ладах звучит более громко, а на других тише. В таких случаях звукорежиссер держал ползунок громкости на микшере и при тихих моментах он повышал уровень, при громких - понижал. Тем самым он выравнивал динамический диапазон . Но ведь это был обычный человек и реакция у него так же человеческая, то есть в момент повышения громкости он реагировал не сразу, а после определенного времени. Дальше, когда звук становился тише, звукооператору нужно было время чтобы сориентироваться и прибавить уровень. Это пример работы«человеческой » компрессии , но без цифр. После этого краткого описания можно сформулировать следующие термины:

  • Атака(attack ) - время, до начала понижения уровня(компрессии );
  • Спад(release ) - время для возращения исходной громкости;
  • Компрессия (ratio ) - относительная величина на которую передвинул ползунок громкости звукоинженер;
  • Порог срабатывания(threshold ) - уровень звука, после которого звукоинженер выравнивал громкость сигнала.
  • Входной сигнал(in ) - сигнал который слышит звукоинженер;
  • Выходной сигнал(out )- сигнал, который слышим мы с вами:).

Звукоинженеру на смену пришли приборы под названием компрессоры. Принцип работы у компрессоров был тот же. Но было намного больше преимуществ. Главный из них - это то что можно конкретно задавать значения параметров, что немаловажно для получения требуемого результата. Теперь посмотрим принцип работы компрессора в«цифре ».

Сделаем небольшую рецензию.
1. Компрессия это процесс выравнивания динамического диапазона;
2. Компрессия характеризуется величинами threshold и ratio;
3. Компрессор срабатывает после превышения порога срабатывания threshold;
4. При компрессии 1:1 компрессор пропускает звук без изменений, при 1:бесконечность получаем лимитирование(в литературе приводится факт, что при компрессии 1:15 уже получается лимитирование сигнала).

Можно применить компрессор Graphic Compressor от производителя Sony. Но там есть еще один параметр - выходная громкость.Нужен расчет. На слух тут мало что сделаешь. Из формулы out=threshold+(in - threshold)*ratio = -18+(0 +18)/4=-13 дб. Но так же следует учесть звук, который идет перед атакой, то есть приблизительно -4 дб. Теперь для того чтобы не было перегрузки необходимо выбрать одно из значений и компенсировать выходной сигнал до уровня 0 дб. А выбирается значение, которое меньше, так как если к выходному сигналу добавить 12 децибел, то звук будет искажаться в периоде перед атакой.

После обработки звук получается более плотным, по динамике и басу выше, чем без обработки.
Следует заметить что при динамической обработке готовых звуковых петель алгоритм несколько другой. Для этого создадим петлю.
Далее поэкспериментируем. Настроим компрессор таким образом, чтобы он срабатывал постоянно причем с быстрой атакой и долгим спадом
В результате получили проблему - звук получился очень резкий.(рисунок 10) и грязный.
Далее при увеличении атаки до 50 мс и снижения компенсирующего уровня до 5 дб получили довольно равный и чистый звук
На первый взгляд ничего не произошло, но если присмотреться, появился небольшой щелчок у бочки в начале, стали более выделенные хай хеты.
При пред мастеринге обычно используют многополосные компрессоры. Преимущества их в том, что весь спектр частот трека разбивается на полосы(зоны ), которые в дальнейшем компрессируются отдельно. Особых рекомендаций по многополосной компрессий нет, так как характер звучания трека выбирается самим автором этого трека.

Несколько советов:

1. Не используйте компрессор на все дорожки подряд, а используйте только на те, которые динамически неровные
2. Эквализацию лучше всего ставить перед компрессией
3. Не использовать компрессор как максимайзер, для этих целей лучше подходят L3 от Waves
4. Не используйте нулевые атаки - проще понизить уровень сигнала
5. При обработке партии бас бочки спад компрессора лучше ставить порядка 50 мс, при этом компрессор отработает до начала следующего удара.


Понятие громкости близко и понятно не только музыканту, но и людям, не связанным с музыкой. Соотношение громкости частей произведения и громкостей одновременно звучащих инструментов мы называем динамическим диапазоном . Один из главных инструментов, который продюсеры и музыканты используют для воздействия на динамический диапазон, - это компрессор .

Несмотря на то, что компрессор работает с известным всех явлением - громкостью - в большинстве случаев его использование происходит стихийно, наугад, без понимания сути происходящего. Можно знать общий принцип работы компрессора и назначение каждой ручки, но это не избавляет от ступора при первом опыте.

Зачем нужен компрессор

Основное назначение компрессора - автоматическое изменение уровня сигнала. Его работа примерно похожа на то, как если бы вы постоянно держали руку на фейдере громкости, то поднимая, то опуская ее. Отличие в том, что компрессор может очень быстро реагировать на изменения, гораздо быстрее и точнее, чем человек.

До этого момента под словом компрессор подразумевался целый класс динамических приборов. На тех же основным принципах, что и обычный компрессор, работают различные инструменты для разных задач: лимитеры , экспандеры , гейты и т.д. Их объединяет работа с громкостями отдельных звуков или микса в целом.

Классический компрессор вызывает противоречия самим своим названием. Все знают, что он делает звук громче . Но при этом название происходит от compress, что означает «сжатие», и если спросить у любого звукорежиссера, что делает компрессор, услышите ответ - «давит сигнал». Компрессор уменьшает амплитуду динамических всплесков, делает их тише . Так в чем же все-таки главный смысл компрессора - делать тише или делать громче? Ответ - и то, и другое одновременно.

Рассмотрим на примере записи вокала. Чаще всего в процессе пения звучат разные по громкости слоги или звуки. Если певец не очень хорошо контролирует динамику своего исполнения, то такие перепады создают проблемы звукорежиссеру и негативно отражаются на финальном результате работы. Тихие слоги исчезают в миксе, текст становится плохо различимым, а если настроить громкость по тихому участку, то в других местах голос начинает «торчать».

Здесь на помощь приходит компрессор. Он позволяет подавить громкие всплески, уравнять их с тихими кусками. Теперь можно поднять громкость дорожки, не боясь выпирания некоторых слогов. Таким образом, компрессор одновременно делает звук и тише, и громче . На трех изображениях показаны стадии работы со звуком: исходник с большими пиками (а) , компрессированный сигнал (б) и подъем уровня громкости всего файла (в) .

Особенно важно применять компрессию при записи в цифровую среду, когда мы вынуждены придерживаться максимального уровня в 0 дБ, ведь превышение этого порога приводит к клипам и искажениям. При появлении клипов мы понижаем уровень предусилителя, а значит уменьшаем громкость не только всплесков, но и тихих участков, что приводит к деградации сигнала (об этом в ближайшее время будет опубликован отдельный материал).

Компрессор, помещенный между предусилителем и цифровой системой записи, срабатывает лишь на самых громких всплесках, уменьшая их громкость и обеспечивая ровное звучание дорожки. Благодаря этому мы получаем возможность не уменьшать общую громкость записываемого сигнала и сохраняем качество звука .

К сожалению, многие современные музыканты, не вдаваясь в технические особенности компрессора, применяют его повсюду, считая, что с его помощью можно «вытянуть» любой звук в миксе. Причем нередко компрессоры включаются в тракт в экстремальных режимах. Опытные же звукорежиссеры используют их только тогда, когда есть реальная необходимость.

Компрессор помогает избежать проблем при записи. Чаще всего причиной проблем может быть следующее:

  • Непрофессионализм исполнителя (динамическая неровность).
  • Плохо подобранный тракт (плохие, несогласованные или неподходящие микрофоны, преампы).
  • Недостатки цифровой среды (ограничение до 0 дБ).
  • Некомфортные условия для певца (маленькое душное помещение, плохой мониторинг).
  • Низкая квалификация инженера звукозаписи.

Если исполнитель владеет голосом и умеет петь в микрофон, а инженер звукозаписи отлично знает свое дело и знает, как правильно расставить микрофоны и настроить оборудование, то компрессор может вообще не потребоваться. Но это идеальная ситуация. Поэтому уметь пользоваться компрессорами нужно, но верх мастерства - это уметь ими НЕ пользоваться.

Овладев технологией компрессии, помните: лучший звук - тот, которому компрессор не требуется . Чаще всего последующая компрессия, как и , - это устранение недостатков. Если не допускать появления проблемных мест, то и устранять будет нечего.

Параметры компрессии

Компрессоры бывают с автоматическим и ручным режимом работы. Плюс автоматических компрессоров в том, что вам не нужно вникать в непонятные названия ручек. Но автоматы обычно хорошо подходят только для какой-то определенной задачи, а в иных случаях они проявляют себя не очень хорошо.

Поэтому предпочтительнее овладеть принципами работы с компрессором , чтобы держать все процессы под контролем. Первый шаг - изучение параметров ручного компрессора. Кстати, некоторые приборы могут переключаться между режимами автоматической (Auto) и ручной компрессии (Manual).

Полный перечень параметров компрессии включает:

  • Input Gain (входная чувствительность).
  • Threshold (порог срабатывания).
  • Ratio (коэффициент сжатия).
  • Knee («колено», способ изменения волны при срабатывании).
  • Attack (атака, скорость срабатывания).
  • Release (спад, длительность затухания компрессии).
  • Output Gain (выходная чувствительность).

На некоторых компрессорах могут отсутствовать ручки для управления какими-то из этих параметров.

Input Gain

Input Gain - входная чувствительность, регулирует уровень входящего сигнала. Если этот параметр не регулируется, то уровень на входе можно корректировать, изменяя выходную громкость предыдущего устройства в цепи.

Threshold

Threshold - порог срабатывания. Компрессия срабатывает только тогда, когда сигнал становится достаточно громким (достигает заданного порога). Как только сигнал опускается ниже Threshold - она прекращается.

Первые два параметра напрямую связаны друг с другом. Понижая уровень входящего сигнала, мы изменяем его соотношение с порогом срабатывания. В результате порога достигает меньшее количество всплесков. Аналогичного эффекта можно добиться, повысив Threshold.

Громкость отсчитывается вниз от 0 дБ, поэтому ручка Threshold имеет отрицательные значения, то есть порог -30дБ обеспечит компрессию для большего количество участков волны, чем -27 дБ. При значении -30 дБ компрессор будет срабатывать чаще, потому что в его рабочий диапазон будет попадать больше .

На практике в большинстве случаев значение Threshold варьируется между -15 и -30 дБ.

Ratio

Ratio - коэффициент сжатия. Чем он выше, тем сильнее компрессор давит сигнал, превышающий порог срабатывания. Этот параметр выражается дробью и показывает, в какой пропорции происходит сжатие. Например, при Ratio 2:1 компрессор сожмет в два раза часть сигнала, превышающую порог.

Пример . Установим коэффициент сжатия на 2:1, а порог срабатывания на -20 дБ. Если при таких настройках входящий сигнал будет -18 дБ (на 2 дБ громче порога срабатывания), то превышение составит 2 дБ, и компрессор его понизит вдвое. Громкость на выходе будет -19 дБ (-20 + 2:2). Если на вход поступит сигнал на уровне -14 дБ (превышение на 6 дБ), компрессор уменьшит его на 3 дБ до уровня -17 дБ (-20 + 6:2).

При Ratio 3:1 те же лишние 6 дБ сожмутся не вдвое, а втрое, и входной уровень -14 дБ превратится в -18 дБ (-20 + 6:3).

Разберитесь с Ratio внимательно. Он показывает соотношения сигналов относительно Threshold. Не нужно думать, что при значении коэффициента 2:1 входящий сигнал в -20 дБ превратится в -40 дБ! Для лучшего понимания на рисунке приведен график, на котором видно, как изменяется сигнал при разных значениях Ratio.

При Ratio 1:1, компрессии не будет, сигнал просто пройдет сквозь компрессор.

Обычные значения степени сжатия при работе с компрессором - примерно от 2:1 до 5:1. При этом 2:1 - это слабая компрессия, которую можно и не заметить, а 5:1 - это уже довольно сильное сжатие, не всегда музыкальное. Чтобы не ошибиться - для начала используйте умеренные значения между 3:1 и 4:1, они с меньшей вероятностью навредят исходному сигналу.

Knee

Knee - это так называемое «колено» компрессии, показывающее, насколько резко или плавно будет изменяться график волны в процессе компрессирования.

К примеру, уже упоминавшиеся клипы в цифровой среде можно условно назвать очень резкой компрессией с максимально жестким «коленом» и степенью сжатия, равной бесконечности (компрессия с такой степенью сжатия называется лимитированием ). Любое превышение нуля децибел даст гладкий плоский клип.

Регулируя параметр Knee, мы можем менять плавность перехода в графике волны в момент срабатывания компрессора. Жесткая компрессия (Hard Knee) прорисовывается с явным резким перегибом графика, а при мягкой компрессии (Soft Knee) переход будет плавным, закругленным.

Не все компрессоры позволяют изменять значение Knee. Для большинства железных устройств колено является индивидуальной конструктивной особенностью.

Attack

Attack - атака, один из элементов любых огибающих. Это скорость срабатывания компрессора, то есть время, за которое компрессия достигнет заданной степени сжатия. Чем меньше время атаки, тем быстрее произойдет подавление громкого всплеска .

Важно понять, что прибавляя атаку (время), вы ее замедляете. Некоторые компрессоры, впрочем, устроены по обратному принципу. Регулятор атаки показывает не время, а отношение к времени: чем больше атака, тем быстрее действие. За подробностями лучше обратиться к инструкции выбранной модели.

Может возникнуть вопрос - а зачем нужна атака, почему бы не компрессировать сигнал сразу? В умелых руках компрессор - это не только прибор для уменьшения динамического диапазона записи, это музыкальный инструмент. Грамотно используя его возможности, можно получить интересные результаты. Иногда для придания хлесткости некоторым звукам необходимо сжать только их основное тело, оставив первые мгновения звучания нетронутыми. Увеличение времени срабатывания компрессора замедляет его действие, и он «пропускает» атаку сигнала в ее изначальном виде. Звук становится резче, приобретает «щелчок». Это полезно для придания «ватной» перкуссии звонкости. Иногда с помощью такого приема удается существенно улучшить звучание бочки или малого барабана.

Не переборщите с атакой. Пропуская слишком много сигнала мимо компрессии, вы можете сделать ее бесполезной, даже вредной. Громкие всплески будут пролезать в микс, не позволяя прибавлять уровень сигнала.

Слушайте результат, следите за индикацией компрессора и пульта и иногда нажимайте Bypass для сравнения с исходным звуком.

Release

Release - спад компрессии. Компрессор должен определенным образом начать и закончить свое воздействие, и завершение действие называется спадом. Чем больше время спада, тем дольше удерживается компрессия после возвращения сигнала на уровень ниже Threshold.

Будьте внимательны, при слишком большом значении спада компрессор может не успеть вернуться в исходное состояние до наступления следующего «всплеска». Особенно осторожным нужно быть при компрессии бочки (см. рисунок): слишком короткий релиз может дать щелчки в звуке.

Output Gain

Output Gain - выходная чувствительность, обычно она обозначается просто Gain. Если порог срабатывания и степень сжатия настроены правильно, то у вас появился запас громкости. Добавляйте выходную чувствительность до нужного уровня, не допуская перегруза и появления клипов.

Подключение динамической обработки

В ней вы сможете найти информацию не только по подключению железных процессоров к физическим входам и выходам системы записи или микшерной консоли, но и по правильной маршрутизации сигнала в цифровой среде внутри DAW.

Сравнивая сигналы без компрессора и с компрессором, вы услышите, что компрессированный сигнал заметно громче, несмотря на то, что на индикаторах уровня пики находятся на тех же значениях. Это и есть основная задача компрессии - при сохранении тех же значений пиков на индикаторах сделать сигнал громче. Она сокращает разницу между самыми тихими и самыми громкими моментами звучания, то есть уменьшает динамический диапазон.

Не забывайте, что динамический диапазон дает звуку дыхание. Ищите баланс, не усердствуйте с компрессией. Чрезмерная компрессия, как и клипы, может привести к деградации сигнала, потере музыкальности, искажениям. Сдавленный звук не только создаст сложности , но и подсознательно будет негативно восприниматься слушателями.

Учитывайте при работе с компрессором характер обрабатываемого инструмента. Живые инструменты (рояль, бас-гитара, гитара и даже бочка) при слабом взятии музыкантом ноты не просто звучат тише, они меняют тембр . Выравнивая их по громкости, вы рискуете получить неоднородное звучание партии. Тогда от компрессора будет больше вреда, чем пользы. Если музыкант специально извлекает звуки с разной динамикой, звукоинженер не имеет права портить замысел компрессией. Если нет возможности записать различные по динамике куски раздельно, лучше быть максимально осторожным с настройками. Но если разница в звукоизвлечении является следствием низкой квалификации музыканта, то, конечно, придется выбирать меньшее из зол и «утюжить» партию компрессором, несмотря на тембральные перепады.

Не забывайте про режим Bypass, чтобы сравнить сигналы с компрессией и без нее. Внимательно слушайте, действительно ли компрессия дает положительный эффект? И вообще, есть ли от нее эффект? Иногда после длительного кручения ручек звук не только не прибавляет в громкости, но и наоборот - становится тише! Это означает, что вы что-то напутали в настройках. Компрессор можно и нужно применять только тогда, когда от него есть очевидная польза .

Если ваша профессиональная деятельность или хобби связаны со звуком, то не забывайте заглядывать в этот блог, здесь вы найдете немало полезных статей на эти темы. Через некоторое время я опубликую еще пару материалов, посвященных работе с компрессорами и другими приборами динамической обработки. Чтобы не пропустить их появление - подпишитесь на обновления , это совершенно бесплатно.

Ну а если вы не желаете ждать и хотите получить комплексную и подробную информацию об аранжировке, сведении, студийной звукозаписи и создании музыки - возможно, вас заинтересует моя книга «Академия Мюзикмейкера», которую можно приобрести по этой ссылке с доставкой по РФ и по всему миру. В частности, эта статья - переработка отрывка книги, а в самой книге вы также найдете практические рекомендации по настройкам компрессоров для различных ситуаций и творческих задач.

Остались вопросы или есть что добавить? Пишите комментарии под этой статьей, по возможности я стараюсь отвечать максимально развернуто и быстро.


Иллюстрации: А. Рублевский
При перепечатывании ссылка на источник обязательна

Проблемы с фазой " src="http://danalex.ru/wp-content/uploads/main_470x210-150x150.jpg" width="150" height="150" style="padding: 0px; margin: 0px; border: 0pt none;">
  • Перевод
  • Tutorial

Для чего нужна компрессия?

Компрессоры и лимитеры - это специализированные усилители, используемые для уменьшения динамического диапазона - промежутка, между самым тихим и самым громким уровнем трека. Использование компрессии при записи и живом миксе может сделать звук качественнее путем контроля максимальных уровней и поддержания более высокой средней громкости. Кроме того, большинство компрессоров - как аппаратных, так и программных - имеют своё фирменное звучание, которое способно привнести замечательный окрас и тон в «безжизненный» трек. Компрессия так же используется, когда необходимо сделать звук более естественным и понятным без добавления искажений, в результате чего ваш трек будет слушаться максимально «комфортно». С другой стороны, чрезмерное сжатие может погасить ту искру, которая делала запись живой. Для тех, кто не знаком с компрессорами, знание основ позволит начать долгий путь к пониманию, как компрессия работает, и использованию её в свою пользу.

Общие элементы управления и параметры компрессора

Вне зависимости от того, какой компрессор вы используйте, и является ли он аппаратным или плагинным, существуют некоторые общие параметры и элементы управления, которые вы будете использовать, что бы настраивать его работу. Ниже приведен ряд из основных элементов компрессора.
Threshold
Управление порогом устанавливает уровень, при котором происходит сжатие. Когда уровень сигнала становится выше порогового, он будет скомпрессирован. Если порог установлен, скажем, на -10 дБ , только пики сигнала, которые выше этого уровня, будут сжаты. Все остальное время компрессии происходить не будет.
Knee
«Колено» отображает переходы между сжатым и несжатым аудиосигналом. Как правило компрессоры предлагают одну из, или в некоторых случаях возможность переключения между обоими, настроек: «soft knee» или «hard knee” . Некоторые компрессоры позволяют вам выбрать любое положение между двумя этими типами настроек. Как вы можете видеть на рисунке, „soft knee“ обеспечивает более плавное и постепенное сжатие, чем «hard knee».

Attack Time
Речь идет о времени, которое потребуется сигналу, чтобы стать полностью скомпрессированным после превышения порогового уровня. Более быстрая атака, как правило, от 20 мкс до 800 мкс зависит от типа и марки устройства, в то время как более медленная - в диапазоне от 10 мс до 100 мс . Некоторые компрессоры представляют это значение как дБ/сек . Быстрое время атаки может создавать искажения, изменяемые природе медленных низкочастотных сигналов (например, если цикл на 100 Гц длится 10 мс , то у атаки в 1 мс будет время, что бы изменить форму волны, что и будет формировать искажения.
Release Time
Это значение буквально противоположно времени атаки. В частности, это время, которое требуется сигналу, что бы перейти обратно в исходное состояние. Release Time будет значительно больше, чем время атаки, и в целом составляет от 40-60 мс до 2-5 секунд , в зависимости от того, с каким прибором вы работаете. Это значение также может быть представлено в виде дБ в секунду . Нормальная работа компрессора будет заключаться в установке этого значения как можно меньшим, не создавая при этом эффект «раскачки», который вызывается цикличной активацией и деактивацией компрессии. Например, если «release time» выставлено слишком маленьким и компрессор циклирует между активным и неактивным состоянием, ваш основной сигнал - как правило, бас-гитара или бочка - будут модулировать шум, в результате чего появится эффект «дыхания».
Compression Ratio
Этот параметр часто остается неправильно понятым, но он просто показывает величину ослабления, которая применяется к сигналу. Вам будет предложен широкий диапазон доступных коэффициентов сжатия в зависимости от типа и производителя компрессора, который вы используете. «Compression Ratio» 1:1 представляет собой коэффициент «единичного усиления», или, иными словами, без ослабления. Эти значения выражаются в децибелах, так что соотношение 2:1 указывает на то, что сигнал, превышающий порог на 2 дБ, будет ослаблен до 1 дБ выше порогового значения, или сигнал, превышающий порог на 8 дБ, будет ослаблен до 4 дБ после порога, и т.д. Соотношение около 3:1 можно считать умеренным сжатием, 5:1 будет средним уровнем сжатия, 8:1 начинает ряд значений сильного сжатия, а значения от 20:1 и до ∞:1 считаются ограничивающими и могут быть использованы для обеспечения сигнала, не превышающего пороговый. На диаграмме ниже показаны коэффициенты сжатия, как они относятся к входным и выходным сигналам и как ваши настройки сжатия повлияют на общий сигнал.

Output Gain
Часто компрессоры воспринимаются как приборы, делающие сигнал громче. В действительности же все компрессивно-индуцированные ослабления уменьшают сигнал на выходе. Вот тут «output gain» и вступает в игру. Вы можете использовать выходной усилитель для нейтрализации ослабления сигнала после компрессии. Некоторые компрессоры обладают индикаторами “gain reduction”, что позволяет более точно применить выходное усиление.

Большая четверка: Распространенные типы компрессии

Тип компрессора, который вы выберите, так же сыграет большую роль в общем звучании эффекта. Некоторые из них будут иметь более быстрые значения “attack”/“release”, а некоторые придадут звуку интересный окрас и винтажную атмосферу. Это список из четырех наиболее известных типов компрессии и краткое описание того, чем они отличаются.
Ламповая компрессия
Вероятно, самый старый тип компрессии. Как правило, имеет более медленную реакцию, чем другие типы компрессии. Благодаря этому, лампа привносит различные окраски и «винтажный» звук, которые почти невозможно достичь с другими компрессиями. (Пример: Fairchild 670)
Оптическая компрессия
Оптическая компрессия влияет на динамику звукового сигнала с помощью световых и оптических элементов. С ростом амплитуды сигнала световые элементы испускают больше света, что приводит к «оптическим ловушкам», ослабляющим выходной сигнал. (Пример: LA-2A Classic Leveling Amplifier)
FET -компрессия
Компрессор на основе полевого транзистора эмулирует ламповое звучание с помощью транзисторной схемы. Они быстрые, чистые и надежные. (Пример: 1176LN Classic Limiting Amplifier)
VCA-компрессия
Компрессоры на основе усилителя, управляемого напряжением, используют твердотельные элементы или интегральные схемы. Они, как правило, дешевле, чем ламповые или оптические компрессоры. Они так же меньше окрашивают звук по сравнению с другими. (Пример: dbx® 160 Compressor / Limiter) Вот несколько советов для работы с компрессорами. Это, конечно же, не правила, но мы надеемся, что они помогут вам при работе с этими чрезвычайно мощными приборами. Получайте удовольствие от опыта и экспериментируйте!
  • Лучше использовать мягкую компрессию на всех стадиях записи/сведения/мастеринга, а не чрезмерно сильную только на одном этапе.
  • Всегда слушайте, когда работаете с компрессией. Она может негативно повлиять на тембр инструмента. Это может случиться из-за типа компрессии, которую вы используете, или же чаще всего из-за разных тонов между минимумами и максимумами звука инструмента.
  • Попробуйте начать со средних соотношений в районе от 2:1 до 5:1. Установите время атаки на среднее/быстрое, а время релиза на среднее. Теперь постепенно поднимайте порог, пока не достигните около 5 дБ «gain reduction». Затем установите выходное усиление на 5 дБ для компенсации затухания. И наконец, ускорьте ваше время атаки, пока не добьетесь нужного эффекта.
  • Если вы хотите ставить компрессию на весь микс, то будьте крайне осторожны. Во многих типах популярной музыки бас-линия находится на постоянном уровне сигнала. Если вы будете использовать компрессию для удаления пиков, весь уровень микса опустится до этого уровня из-за бас-линии, что приведет к режиму «раскачки», описанного выше. Это проблема может быть решена с использованием многополосного компрессора. Этот тип может разделить сигнал на несколько частотных диапазонов и позволит сжимать их по отдельности.
  • И как всегда, позвольте судить вашим ушам. Если звучит хорошо - значит все хорошо.

Многие начинающие музыканты в том числе и гитаристы, которые лишь недавно начали увлекаться , довольствуются некоторым базовым музыкальным оборудованием и программным обеспечением, и чаще всего даже не знают для чего нужен компрессор в музыке и что это вообще такое.

Для них наиболее важно не то, как будет звучать их запись в конечном итоге, а то, как качественно и красиво они смогут сыграть на своем любимом музыкальном инструменте. А такой подход к записи изначально в корне не верный и чреват в пустую потраченным временем.

С развитием мастерства у музыкантов возникает желание сделать звук своей записи более качественным, интересным и приятным на слух. Часть этой сложной задачи сможет решить компрессия звука. К счастью, на сегодняшний день существует множество простых путей достижения этой цели, так как дорогостоящее для начинающих артистов музыкальное оборудование может с легкостью заменить компьютерная программа.

Что такое компрессор?

Компрессор – прибор динамической обработки звука. Существует множество видов компрессоров с различными функциями, но основная суть их работы заключается в том, что они анализируют входной сигнал и в зависимости от настроек ослабляют или усиливать его на определенную величину.

Это нужно для того, чтобы выровнять громкость звучания композиции или выделения отдельных партий миксе. Например, при записи вокала может возникнуть ситуация, когда вокалист поет с перепадами в динамике голоса, так что слова теряются в общем звучании. Чтобы этого избежать, применяют компрессию и «вытаскивают» пропадающие участки на нужный уровень.

Принцип работы компрессора

Компрессор может быть отрегулирован по нескольким параметрам. Самые основные – величина компрессии и «точка перегиба»: в первом случае контролируется степень заглушения или усиления сигнала на выходе, а во втором случае – устанавливается уровень сигнала, после которого он не подвергается компрессии.

Также важным фактором динамической обработки является время атаки и время восстановления. Время атаки – величина, указывающая на скорость реагирования компрессора на превышение уровня входного сигнала, а время восстановления показывает на те же параметры, но с точностью наоборот. Время атаки и время восстановления особенно важно выставить на нужный уровень при записи ударных, иначе во время удара бас-бочки будут заглушены все верхние частоты и тихие звуки.

Такую задачу можно решить увеличением времени атаки – так компрессор «пропустит» момент удара бас-бочки и не заглушит высокий диапазон. Альтернативой для решения этой проблемы возможно применение устройств с другим алгоритмом компрессии. Они работают не по принципу точки перегиба, а изменяют все сигналы, но в зависимости от их уровня – чем слабее сигнал, тем меньше он подвержен изменению.

Такие компрессоры дают на выходе более мягкий и приятный звук, к тому же они просты в управлении, так как у них есть только один контролируемый параметр – уровень компрессии. Из-за того, что компрессор не в состоянии отличить шум от полезного сигнала, он может увеличивать громкость помех во время пауз в записи. Для предотвращения такой проблемы применяются экспандеры или простые гейты. Они заглушают шумы в моменты, когда происходят паузы в партии.

Компрессор в музыке

Компрессоры имеют достаточно сложную конструкцию в зависимости от количества параметров, которые они регулируют. В недорогих компрессорах часто используется автоматическая регулировка времени атаки и восстановления, что, несомненно, облегчает жизнь начинающих музыкантов и дает возможность полностью погрузиться в музыку.

Еще более легкий способ – использовать программы-компрессоры, которые очень часто встроены в секвенсоры и аудиоредакторы и имеют множество разнообразных пресетов и эмуляций. Сейчас компрессоры используются повсеместно, будь то концерт или , и каждый использует его по своим музыкальным предпочтениям.



Загрузка...