sonyps4.ru

Что такое модульная сетка. Как сделать модульную сетку? Какими бывают сетки? От чего зависит число колонок

  • Разработка веб-сайтов
  • Любому верстальщику, перед которым встала очередная задача по вёрстке адаптивного макета, нужны сетки. В большинстве случаев берётся старый добрый bootstrap, и в html-ке начинают появляться div-ы с классами вида col-xs-6 col-sm-4 col-md-3 . И вроде бы всё хорошо и быстро, но в данном подходе часто возникает множество подводных камней. В данной статье мы рассмотрим эти подводные камни, и закидаем тухлыми помидорами рассмотрим мою поделку для беспроблемных сеток.

    Проблемы

    Нестандартные сетки


    Итак, у нашего верстальщика очень мало времени, макет горит, всё надо сделать вчера. Поэтому, он берёт для основы популярный css-фреймворк bootstrap, и начинает свою работу. И тут, в середине работы, он вдруг натыкается на блок баннеров "5 в ряд". Все, кто работал с bootstrap знает, что его сетка по умолчанию 12-кратная, поэтому 5 колонок в ряд стандартной бутстраповской сеткой ну никак не сделаешь. Да, конечно, в бутстрапе можно собрать произвольную сетку, но это время терять, качать зависимости, собирать less-ки (а мы, допустим, пишем на sass).


    Может подключить какую-нибудь библиотеку для настраиваемых сеток? В целом это хороший выход, единственный минус данного подхода, что практически все из них рассчитаны либо на долгое и нудное написание @media(min-width:){} , либо генерируют свой набор классов, с кучей, наверняка не нужных col15-xs-offset-3 , которые попадут в итоговую css-ку.


    Поэтому, с большой вероятностью, верстальщик просто пропишет все стили вручную (там, в принципе, не так много писать).

    Очень часто в стандартной бутстраповской сетке не хватает дополнительных брейкпоинтов, т. е. есть xs, sm, md, lg - все они до ширины 1200px. А как же большие мониторы? Какой-нибудь брейкпоинт xl на 1600px так и просится в стандартный набор. Но его опять же нет, и возникают те же варианты решения, что и в предыдущем пункте. А ведь контрольных точек может быть очень много - 320, 360, 640, 768, 992, 1200, 1600, 1900..

    Избыточность и многословность

    И тут мы плавно подходим к следующей проблеме. Представьте, что вам нужно прописать для каждой сетки свои размеры блока, тогда у вас получится что-то типа этого:



    Не слишком ли много? Добавьте сюда возможные pull/push и visible/hidden и тогда можно смело начинать сходить с ума. А ведь все эти классы прописаны в css, представьте сколько нужно прописать классов в css для всех комбинаций 60-кратной сетки!

    Отделение стилей от разметки

    Любой верстальщик знает, что inline-стили - это плохо. Так зачем мы пишем в классы разметки то, что касается стилей? col-xs-6 , visible-sm и не дай бог text-right - это всё стили, и, если надо будет вносить правки в уже натянутую на вёрстку, обязательно возникнет проблема, что верстальщику придётся просить backend-щика поменять col-sm-6 на col-sm-4.

    Перекрытие ненужных стилей

    Часто css-фреймворк подключают весь только ради сеток и пары мелких функций, что вытекает впоследствии в избыточном сбросе стилей и двойном размере итогового css. Например, подключается весь bootstrap.min.css, а потом весело и задорно убираются тенюшки и закруглённые уголки у.btn, .form-control и тому подобного, включая:hover, :focus, :first-child . В итоге, вместо помощи, фреймворк начинает мешать. Не говоря уже о часто не нужных фичах, по типу.glyphicon . Конечно, опять же можно собрать bootstrap из того, что нужно, но это опять время.

    Чужие стандарты и code-style

    Допустим, верстальщик изучил БЭМ и начал его применять. Но необходимость использовать bootstrap диктует свои исключения - в нём все классы пишутся через дефис, не следуя принципам БЭМ. И тут возникает проблема выбора - либо смириться с мешаниной в названиях классов (btn-block disabled component__btn component__btn_disabled), либо всё-таки выкинуть bootstrap.

    Устаревшие методы

    Как известно, сетки в bootstrap 3 основаны на float-ах. Что часто вызывает проблемы, одна из наиболее частых - различная высота блоков, в результате которой красивая сетка "ломается". Хватит использовать float-ы не по назначению, уже практически вымерли все браузеры, которые не умеют flexbox!

    Susy! - это выход?


    В поиске решения всех перечисленных выше проблем, я на замечательный сеточный фреймворк Susy! , в целом очень хороший. Но мне не хватало скорости, т. к. susy! предлагал описывать колонки для каждого брейкпоинта отдельно:


    .col { @media (min-width: 768px) { @include gallery(4 of 12); } @media (min-width: 1200px) { @include gallery(3 of 12); } }

    То есть susy! предполагает, что брейкпоинтами вы будете заниматься самостоятельно. Кроме того, susy! сам не пишет за вас display: flex для, строк, вам нужно их не забывать прописывать самостоятельно. Отступы между колонками в нём задаются только относительные (сделать фиксированные в пикселях не получится). Также, он совсем недавно научился flex, а до этого он строил сетки на float и:nth-child() . В общем, susy! это хорошо, но хотелось бы скорости и лёгкости описания сеток для всех брейкпоинтов, как это было с bootstrap.


    Поиск других сеточных систем также не давал особо результата - все либо идут по пути susy!, забывая про breakpoints, либо идут по пути bootstrap, предоставляя набор сгенерированных классов для руления сетками в html.

    Велосипедостроение


    Итак, решено было написать что-то своё, в результате родился fast-grid . Он также, как и susy, построен на sass. Какие же главные преимущества он предоставляет по сравнению с другими решениями, в частности, с susy!? В первую очередь скоростью за счёт меньшего количества кода, возьмем стандартный bootstrap пример:


    1
    2

    С помощью fast-grid такую сетку очень легко описать:


    @import "~fast-grid/fast-grid"; .row { @include grid-row(); } .col { @include grid-col(6 4 3 2); }

    Давайте теперь пройдёмся по нашим недостаткам, и увидим как fast-grid решает все эти проблемы.

    Нестандартные сетки



    @import "~fast-grid/fast-grid"; .cols { $grid: (gap: 5px); @include grid-row($grid); &__item { @include grid-col(12 6 null (1 of 5), $grid); } }

    Необходимость своего набора breakpoint-ов

    @import "~fast-grid/fast-grid"; .cols { $grid: (breakpoints: (xxs: 0px, xs: 360px, sm: 640px, md: 960px, lg: 1200px, xl: 1600px), columns: 60); @include grid-row($grid); &__item { @include grid-col((xxs: 60, xs: 30, sm: 20, md: 15, lg: 12), $grid); } }

    Избыточность и многословность / Отделение стилей от разметки

    fast-grid это сеточный фреймворк для использования в css, а не в html на основе сгенериронных наборов классов. Благодаря этому разметка становится отделена от стилей, что благотворно отражается на дальнейшей поддержке. Также благодаря этому нет необходимости генерировать кучу вспомогательных классов (.col-xs-push-4 и т. п.), которые по большей части не используются.

    Перекрытие ненужных стилей

    Так как fast-grid - это набор mixin-ов, сам он не генерирует ни одного правила в css. Поэтому тут вы не столкнётесь с тем, что фреймворк стилизует элементы так как вам не надо. Да и вообще, это только сетки, и ничего больше.

    Чужие стандарты и code-style

    fast-grid - это mixin-ы, которые вы должны использовать внутри ваших классов, с такими наименованиями, которые вы сами предпочитаете. Любите БЭМ? Не вопрос!

    Устаревшие методы

    По умолчанию используется flexbox, что открывает множество возможностей и решает проблемы классических float. Например, можно легко менять порядок колонок.


    В примере ниже, мы выводим сайдбар ниже основного содержимого для мобильной версии, и делаем его первым блоком на больших экранах .


    Можно было бы конечно этого добиться с помощью pull/push для float, но это очень костыльно.

    Заключение

    В целом, поставленная для меня задача была выполнена - теперь сетки для меня больше не вызывают никаких проблем, и вёрстка идёт быстро и легко. Больше о возможностях fast-grid вы можете почитать в репозитарии и рассмотреть на примерах:



    Вы всё ещё используете bootstrap? Тогда мы идём к вам!

    Теги:

    • css
    • sass
    • grid
    Добавить метки

    CSS -макет, основанный на сетке, позволяет разделить пространство экрана на столбцы и строки, используя предварительно рассчитанный размер. Вы можете полностью настроить данную раскладку, располагая элементы с привязкой к линиям сетки – разделяющим столбцы и строки, и с привязкой к ячейкам – прямоугольным областям, которые являются пересечениями строк и столбцов.

    Верстка по сетке играет очень важную роль, она позволяет вам создать пропорциональный дизайн, который можно легко адаптировать к различным разрешениям. Помимо прочих преимуществ, вы получаете возможность задавать позиции элементов, не зависящие от порядка отображения содержимого. В качестве примера можно взять список элементов (который обычно отображается в виде одной вертикальной колонки) и отобразить его с ориентацией на строки и столбцы сетки.

    Вы можете найти практические примеры использования CSS-верстки, основанной на сетке, по следующему адресу:

    Гибкая блочная верстка

    Обычно такую верстку называют "flexbox" ("резиновая" верстка). Этот способ раскладки используется для создания как простых, так и сложных структур страниц, адаптированных для различных экранов. Преимущество такой верстки в том, что относительное расположение содержимого остается неизменным, даже если размер экрана меняется. Используя данную структуру и равномерно распределив пустое пространство , можно сделать так, чтобы объект всегда находился в центре страницы или другого контейнера.


    "Резиновая" CSS-верстка позволяет вам интуитивно понятно контролировать дочерние элементы, расположенные в контейнере

    Почему все это подходит для WinRT-приложений?

    "Резиновая" верстка полезна, когда используется с элементом управления ViewBox. Два этих компонента комбинируются при создании Приложения с фиксированным макетом (Fixed Layout App) в Blend или Visual Studio. Приложение с фиксированным макетом делает возможным создание фиксированной области просмотра для содержимого, что подразумевает неизменность размеров – в противоположность приложению, использующему макет на основе сетки. Подобная раскладка может пригодиться вам при создании JavaScript-игр, где необходимо, чтобы игровое поле имело определенную ширину и высоту вне зависимости от размеров экрана.

    Вы можете найти практические примеры использования "резиновой" CSS-верстки, по следующему адресу:

    Области CSS

    Области CSS позволяют вам взять некую последовательность HTML -контента – текста, изображений, - и распределить ее по нескольким пустым контейнерам, определенным в стандартном шаблоне HTML . Шаблоны HTML структурированы с помощью пустых контейнеров, которые имеют размер и определенное местоположение, чтобы присвоить будущему содержимому специфическую позицию и ограничить его рамками контейнера.

    Почему все это подходит для WinRT-приложений?

    CSS области не так важны, как другие формы раскладки. Тем не менее, они поддерживаются и позволят вам создать сложную структуру содержимого, например, как в журналах. Они позволяют произвольным образом распределить последовательный поток контента (текста, изображений, видеофрагментов). Эта схема раскладки может быть полезна на планшетах, где раскладка меняется в зависимости от ориентации экрана, или, например, при выводе на экран прикрепленного приложения в Windows 8.

    Вы можете найти практические примеры использования CSS-областей по следующему адресу:

    Два стандартных графических формата: Canvas и SVG

    В WinRT-приложениях по умолчанию поддерживается два исходных графических формата: Canvas (холст) и SVG (Scalable Vector Graphics – масштабируемая векторная графика ). Так как это встроенные форматы, мы можем создавать графику, используя код – вместо традиционного подхода с применением заранее подготовленных графических файлов форматов.png или.jpg. И canvas , и SVG имеют сильные и слабые стороны, но, в общем случае, вы можете видеть их в качестве элементов пользовательского интерфейса – таких, как кнопки управления проигрывателем; они представляют собой иллюстрации, которые могут быть анимированы, они используются для целей визуализации данных – в виде графиков и диаграмм.

    Canvas – это элемент управления, который представляет собой поверхность для рисования на странице. Внутри этой поверхности вы можете создавать фигуры, используя цвета, градиенты, заполнение по шаблонам. Вы можете манипулировать пикселями на экране, интерактивно, выводить текст и экспортировать полученный контент в виде статических файлов изображений – таких, как.png. Также вы можете добавлять JavaScript или CSS -анимацию, чтобы заставить созданные вами объекты перемещаться, исчезать, чтобы менять их размеры и так далее. Хотя тег < canvas > добавляется в HTML -документ, это лишь поверхность для рисования. Все, что к ней относится, создается с помощью JavaScript. Кроме того, после вывода содержимое холста представляет собой пиксельное изображение, в то время как SVG – это векторная графика .

    SVG использует объектную модель элементов, атрибуты и стили, в этом смысле он больше похож на синтаксис HTML . Когда в HTML появляется элемент , он ведет себя как часть HTML .

    Почему все это подходит для WinRT-приложений?

    Хотя поддерживаются оба формата, SVG-элементы используются в WinRT-приложениях для непосредственного отображения изображений. Программы для редактирования изображения, такие, как Adobe Illustrator, позволяют вам экспортировать векторные изображения в формат.svg. Иллюстрации и значки могут быть созданы и очень легко использованы внутри приложения. Так как векторные изображения не зависят от разрешения, вы можете использовать эти элементы в проектах и они будут менять размеры без потери качества даже на больших экранах. Кроме того, поддерживаются SVG-фильтры, которые позволяют применять основные эффекты – такие, как размытие или тонирование в сепию.

    Элемент управления canvas может быть задействован в WinRT-приложениях для приложений, которые ориентированы на захват данных от сенсорного пользовательского ввода и их визуализацию – так, как в приложениях для рисования. Элемент управления canvas часто используют при создании игр или в ситуациях, где данные генерируются в режиме реального времени, - например, для визуализации данных с помощью диаграмм и графиков.

    Итоги

    В модуле вы узнали о том, как используются основные принципы HTML5 и CSS3 в приложениях, и поэкспериментировали с практическими примерами их применения. Вы узнали о моделях компоновки, медиа-запросах, анимациях. В частности, вы узнали, как создается раскладка с помощью областей, сетки, как делается "резиновая" верстка, верстка в несколько колонок, как применяются медиа-запросы. Вы ознакомились с 2D- и 3D-трансформациями, переходами, анимациями, градиентами, тенями, техникой скругления углов, встроенными SVG -изображениями и с использованием элемента управления canvas .

    "Сетка — это система помощи, но она не является гарантией, а всего лишь имеет ряд возможных применений, и каждый дизайнер сам может искать решение, соответствующуе его индивидуальному стилю. Но надо научиться использовать сетку. Это искусство, которое требует практики ".

    Йозеф Мюллер-Брокман

    По сути, само использование сетки связано с одним из старейших и самых основных принципов дизайна — выравнивания. Наш мозг хочет всё упрощать и делать более понятным. Вот почему мы стараемся навести порядок в вещах, которые кажутся хаотичными.

    Естественно, чем быстрее мы всё правильно организуем, тем быстрее наш мозг сможет определить модель и двигаться дальше. Сетки настолько упорядоченны, что почти не требуют интерпретации с нашей стороны.

    Рассмотрим два макеты страниц представлена ​​на рисунке ниже:

    Хотя оба эти изображения — всего лишь несколько прямоугольников, набор в верхней части кажется принципиально лучше чем в нижней. Мы можем мгновенно распознать модель, принять её и двигаться дальше. Изображение внизу же вызывает визуальный дискомфорт, так как не имеет четкой картины, порядка, или цели и выглядит как случайный набор форм.

    Следует отметить, что неорганизованность также ​​может быть и красивой. В природе, например, нет чётких линий. Сетки выглядят холодными и жесткими, но помните, что они являются очень эффективным и действенным методом не позволить вашему воображению увязнуть в структурах.

    Взгляните на некоторые из самых популярных сайтов с первоклассным дизайном. Скорее всего, они использовали сетку. Сетки позволяют стабилизировать структуру веб-страницы и предоставляют дизайнеру логический шаблон для создания сайта.

    Использование сетки не означает, что ваш дизайн будет иметь скучный дизайн. Хороший дизайнер должен знать и уметь применять основные правила использования сетки, но это не означает, что он не может нарушать правила.

    Проще говоря, сетка — это разделение макета вертикальными и / или горизонтальных направляющими включая поля, пространство и некоторое количество столбцов для того, чтобы заложить основу для организации контента.

    Сетки традиционно используется в полиграфии, но также часто применяется и в веб-дизайне. Сетка — это просто инструмент, который помогает в конструкции.

    Начиная изучать новые навыки в той или иной сфере, вы должны сначала следовать рекомендациям. Обучение основам гарантирует то, что вы сможете применять принципы эффективно. То есть, сначала — теория, а затем — практика.

    Стоит отметить, что существует два способа создания сетки шаблона:

    Способ №1: Создайте свою собственную сетку

    Есть много различных способов создать свою собственную сетку, но в конце концов, вы в праве выбрать тот вариант, который больше подходит.

    Вы можете разделить пустой документ математически, создавая четное или нечетное число столбцов для работы. Ваша сеть может быть сложной или простой, вы можете использовать правила третей или золотого сечения, как вам больше нравится.

    Возможно, в этом вам помогут следующие статьи:

    • How You Make A Grid (книга на английском языке в формате.pdf)

    Вот несколько примеров сетей, созданных в Photoshop с помощью направляющих (View> New Guide ):

    Плагины для создания сеток в Фотошопе

    5. Grid System Generator -генератор таких популярных сеток, как 960.gs, Golden Grid, 1Kb Grid, Simple Grid/ установите нужные параметры и нажмите «GENERATE».

    Сетки для резиновых/ адаптивных сайтов

    Адаптивный веб-дизайн пользуется огромной популярностью на сегодняшний день. Основным из его принципов считается использование резиновой сетки. Более подробно о них вы можете прочитать , а мне бы хотелось немного дополнить эту подборку и добавить ещё несколько ресурсов.

    1. — генератор адаптивной сетки

    2. Fluid grid calculator — сервис, который позволяет создать резиновую сетки. Введите параметры и получите готовый код.

    Привет, Хабр. Я читаю тебя без малого 10 лет, но ни разу не писал статей. Сначала сказать было нечего, потом - некогда. Но сегодня звёзды сошлись и подвернулась подходящая тема. Модульная сетка.


    Казалось бы, набросать сетку - дело пяти минут. Всё разжёвано до нас, и бутстрапы есть на любой вкус, и «Аннушка уже пролила своё масло...». Но на практике у дизайнеров частенько возникают вопросы. Многих вводят в ступор даже небольшие отступления от привычных 12-колоночных сеток, потому что им не до конца понятны принципы построения.


    Когда-то эту тему хорошо раскрывал цикл статей Алексея Черенкевича, но тексты пропали из открытого доступа. И хотя их ещё можно найти в архивах , сами тексты за прошедшие годы несколько устарели.


    Словом, в очередной раз отвечая на вопрос по модульной сетке и не найдя ни одной подходящей ссылки, решил как-то обобщить в заметке всё, что размазывалось по десяткам комментариев на разных сайтах.

    Как работает сетка

    Любой макет содержит элементы. И порой их очень много. Между элементами возникают оптические связи и притяжения, которые подчиняются теории близости и, в частности, правилу внешнего и внутреннего .


    Сетка помогает соблюдать это правило, не вычисляя каждое расстояние и размер в отдельности. Вы закладываете ключевые закономерности один раз, при построении сетки, а затем просто придерживаетесь их.


    В отличие от колоночной, модульная сетка задает вертикальный ритм и основные пропорции элементов, поддерживая их во всем макете. Это удобная, гибкая и довольно простая система. При условии, что вы достаточно вникли в ее принципы.

    Чем определяется структура сетки

    Модульная сетка строится в двух направлениях: горизонтальном и вертикальном. Грубо говоря, это комбинация колонок и рядов с разлиновкой макета на строки.


    Последнее интуитивно понятно всем пожилым аксакалам, которым доводилось с помощью карандаша и линейки сотнями чертить горизонтальные линии на листах для рефератов. Впрочем, не удивлюсь, если студенты делают это до сих пор.


    Итак, если вам нужно построить сетку с нуля, вы будете отталкиваться от двух вещей. Во-первых, от контента, который нужно разместить в макете: текстов, иллюстраций, таблиц, перечней, медиафайлов. Во-вторых, от пропорций и площади носителя: бумажного листа, экрана, холста или чего-то более экзотического.


    Если контент простой и неизменный, и известен вам заранее, то проще всего будет отталкиваться именно от него. Если же контент сложный и непредсказуемый (например, user-generated - пользовательский), то сетка в большей степени будет определяться форматом носителя и общими принципами типографики и композиции.

    Начало построения. Вертикальный ритм

    Когда речь идёт о сайтах или печатной продукции, дизайн во многом зависит от типографики и свойств текста. Поэтому построение сетки удобно начинать с вертикального ритма .


    В первую очередь вам нужно нащупать два взаимосвязанных ключевых параметра: базовую высоту строки и базовый размер шрифта . Проще говоря (хи-хи), базовые интерлиньяж и кегль. И вот эта простенькая задача постоянно вводит людей в ступор. «Как мне узнать нужную высоту строки?», «А какой шрифт брать?», «А сколько строк нужно делать для буклета? А для визитки?» и т.п.

    Вариант «А». Подход «от строки»

    Если у вашего носителя фиксированный размер и вам уже известен весь ключевой контент, то интерлиньяж можно прикинуть заранее.


    Для этого нужно представить, что каждый элемент дизайна, включая отступы, занимает по высоте некоторое количество абстрактных строк. Потом сложить все строки вместе и разделить на них высоту макета. А затем каждую абстрактную строку разбить на N реальных строк, соответствующих нужному интерлиньяжу - так, чтобы в них адекватно поместился заданный текст.


    Простой, но подробный пример с картинкой

    Допустим, вам нужно сверстать на листе А4 список лучших работников месяца. Их у вас трое. Для каждого сотрудника вы делаете блок-карточку: слева фото, справа текст. Фотография крупнее, поэтому высота карточки равна ее высоте. Кроме того, на листе нужно разместить шапку с заголовком, а внизу - блок контактной информации [профсоюза гениев].


    Вы анализируете задачу и мысленно прикидываете относительные высоты всех элементов. Вы предполагаете, скажем, что будущая шапка по высоте займет примерно половину высоты фотографии. А в подвале окажется много всего, и он получится где-то равным фотографиям по высоте. Плюс-минус лопата. Вы пересчитаете это снова, если понадобится.


    Если теперь принять высоту шапки за одну «строку», получится, что весь ваш контент занимает 9 абстрактных «строк». Если вам трудно абстрагироваться от интерлиньяжа, назовите эти «строки» рядами или горизонтальными блоками. Предположим, вы еще захотите добавить по 1/2 строки воздуха перед верхним и нижним краями листа. Итого, ваш макет нужно делить на 10 строк:



    В результате вы делите ваш носитель (лист A4) по высоте на 10 «строк». Получаются блоки высотой около 3 сантиметров. Очевидно, что это слишком крупная разлиновка, чтобы верстать по ней тексты, контактную информацию и прочие мелочи.


    Вы смотрите на свои текстовки и понимаете, что возле каждой фотографии у вас получается описание где-то на 10-12 строчек текста. То есть, каждый блок нужно разделить еще на 5-6 частей. Предположим, вы перестраховываетесь и берете большее значение, чтобы по одной строчке ушло на отступы. Бинго. Теперь ваш макет представляет собой 10 блоков по 6 строк в каждой. То есть 60 строк. С учетом высоты листа (~300 мм), каждая строка получилась высотой ~5мм. Всё, можно прототипировать прототип, а затем дизайнить дизайн.



    А как же быть с размером шрифта? О, теперь всё очень просто! По всё той же логике «правила внешнего и внутреннего», интерлиньяж должен составлять примерно 150-200% от высоты кегля. То есть размер вашего шрифта будет в 1,5-2 раза меньше высоты строки. А это от 2,5 до 3,3мм. Этот размер несложно подобрать в пунктах или даже просто на глаз.


    Подчеркну, что не обязательно вымерять тысячные доли с калькулятором. У вас есть глазомер и чувство пропорции - их должно быть достаточно. И даже если они пока не развиты, спустя сотню-другую макетов вы сможете попадать в сетку пальцем с точностью до 1-2 пикселей, даже при скрытых направляющих и отключенной привязке. И не забывайте, что человеческий глаз воспринимает размеры и расстояния с поправками на физиологию. Поэтому и сама сетка - не догма, а лишь грубое подспорье в расчетах. Последнее слово всегда за оптической компенсацией. К этой теме вернёмся ниже.


    Ещё момент. Бывает так, что после всех расчетов выясняется, что шрифт слишком крупный или интерлиньяж слишком мелкий. В этом случае вы либо делаете перерасчет сетки, либо просто используете пропорциональные значения. Как правило, компромиссный вариант - это половинный или полуторный интерлиньяж.

    Вариант «Б». Подход «от кегля»

    Далеко не всегда у вас будет предсказуемый контент и фиксированный холст. В веб-дизайне вы куда чаще работаете с тотальной неопределенностью.


    Иногда это похоже на художественную лепку из соплей. Высота вашего макета условно бесконечная, ширина - плавающая, основной контент пользовательский, встраиваемые виджеты предоставлены артелью «Пупкин и сыновья», а реальные тексты страниц заказчик собирается показать вам где-то примерно за день до запуска сайта. Но это не точно.


    В таких условиях, очевидно, нет смысла пытаться определять количество строк. Зато можно танцевать от обратного: от размера шрифта (кегля). И это даже проще.


    Всё, что вам нужно, это выбрать для проекта базовый кегль, который будет достаточно крупным, чтобы хорошо читаться, и при этом достаточно компактным, чтобы в строку основных текстовых блоков помещались 7-8 слов. Строго говоря, для русского языка достаточно и 5-6 слов, потому что в среднем у нас, конечно, длиннее и тверже. Но это ориентир, а не догма. Опираться нужно на конкретный макет, конкретный шрифт плюс собственное зрение и опыт.


    В общем случае, ваш базовый кегль для десктопных версий сайта окажется в диапазоне от 14 до 22 пикселей. Причем тенденция идёт в сторону укрупнения .


    Для педантов отмечу: таки да, для кегля уже изобретены относительные единицы измерения, и это прекрасно. Но если мы углубимся в это здесь, то старость наступит незаметно, и первую сетку наш юный читатель достроит примерно к тому моменту, когда в полной мере прочувствует бесперспективность своих отчислений в пенсионный фонд. Поэтому и здесь, и далее по тексту «px» - простые квадратные пиксели. Без учёта ретин, без учета адаптивностей, а также «без колонок, без усилка и без защиты от дурака, которого ты здесь валяешь».

    Сразу ответ на частый вопрос: «базовый» не означает «самый мелкий». В любом макете почти всегда будут и менее заметные надписи: сноски, примечания, подстрочники и т.п. Здесь же речь идет о том шрифте, которым вы будете набирать основную массу текста. Вспомните любой текстовый редактор. Вы открываете новый файл и начинаете печатать каким-то «просто шрифтом», лишенным какого-либо специального форматирования - это и есть базовый шрифт, basefont. Если вам нужно сделать надпись помельче, никто не запрещает использовать мелкий кегль, это нормально.


    Итак, определились с базовым шрифтом. Что дальше? А дальше - интерлиньяж. По уже упомянутым традициям современной типографики он составит 150-200% от кегля. А иногда и более.


    (Подчеркну: речь о современных реалиях. Просьба не попрекать Брингхерстом и другими классиками книжной типографики - они, безусловно, взорвали свой танцпол, но с тех пор мир немного изменился. Те 120-180% всё-таки рассчитывались для книг, да ещё и в латинице).


    Таким образом, ваш базовый интерлиньяж почти всегда окажется где-то в диапазоне от 22 до 40 пикселей.


    По личному опыту, для простых коммерческих сайтов довольно удобен базовый интерлиньяж 15px. (Подразумевается 30px, но на уровне верстки удобнее сразу работать с половинчатым, т.к. он дает хорошие отступы в 15px и 45px. Важно понять, что в контексте модульной сетки 15 и 30 суть одно и то же - вы просто работаете либо с половинным значением «тридцатки», либо с целым значением «пятнашки»). Хотя при всей любви к классическим модульным сеткам, не отрицаю плюсы той же трендовой 4-пиксельной сетки для UI-дизайна. Сетки разные нужны, сетки разные важны. Это инструмент, а не религия.

    Результат по вертикали

    Теперь, когда у нас есть базовый интерлиньяж, мы можем разлинеить макет и следовать, наконец-то, вертикальному ритму. Это значит, что каждый элемент дизайна будет занимать по высоте некоторое число строк. С ритмом становится удобно и легко работать. Не нужно вычислять точные значения в пикселях. Вы меряете всё строками. Заголовок первого уровня - 4 строки, иллюстрация - 8 строк, аватар - 3 строки, кнопка - 3 строки, меню - 5 строк, отступ - 1 строка и т.п. (Надеюсь, вы понимаете, что это фигуральный пример, а не рецепт успеха).


    К слову, жесткий ритм особенно удобен для верстки с CSS-препроцессорами. Верстальщику достаточно заменить одну переменную с базовым интерлиньяжем, чтобы весь сайт пропорционально уменьшился или увеличился. Это не означает, что на этом его работа закончится, но избавит от тонны рутинных операций по адаптации каждого компонента дизайна в отдельности.

    Колонки и межколоночный интервал

    От чего зависит число колонок

    В первую очередь, от контента. Здесь всё проще, чем с высотой. Если речь идёт о печатной продукции, вы в подавляющем большинстве случаев можете предположить число колонок еще на стадии первых черновиков.


    Например, если вы верстаете блок про времена года, вашим магическим числом наверняка будет 4. Вы можете сгруппировать их в один ряд или в два. При этом число колонок получится кратным либо двум, либо четырем. То есть есть смысл опираться на числа 2, 4, 6, 8, 12 или 16.


    Усложним. Предположим, под блоком с временами года у вас идёт блок с тремя рекламными объявлениями. Очевидно, для этой части макета удобнее было бы число колонок, кратное трем: 3, 6, 12… Но сетка в 3 колонки явно неудачна для времен года. Поэтому нужно искать для них какой-то общий знаменатель. Предыдущий абзац подсказывает, что вам нужна сетка на 6 или 12 колонок.


    *Еще пример. Вам нужно сверстать типовой блок-визитку, состоящий из логотипа/аватара (слева) и контактной информации (справа). Сколько нужно колонок? Давайте прикинем.


    Если мы хотим сделать равновесную композицию, то можно обойтись даже двумя колонками. В этом случае выравнивание лого будет центральным, а текст придется размещать на глаз. А можно предположить, что текст по ширине занимает места примерно вдвое больше, чем логотип, и соответственно сделать блок в три колонки. А можно пойти еще дальше и заложить в сетку еще и отступы. Допустим, слева и справа будет поля по 1 колонке, логотип займет 2 колонки, текст 4, плюс 1 колонка отступа между лого и текстом - итого 8 колонок.*



    Вот таким нехитрым образом вы рассуждаете, продумывая сетку. Если контента много, а глаз не намётан, можно с первого раза пролететь и по мере проработки деталей макета понять, что сетка не годится. Это нормально. Ничего страшного.


    Когда речь идёт об отдельно взятом макете, подогнать дизайн под новую сетку нетрудно. Если же проект большой и предполагает изобилие страниц или макетов с единой канвой (сайт, брошюра, книга и т.д.), лучше заложить в сетку некоторый запас прочности и хорошенько протестировать ее со случайным контентом из разных страниц. Запас прочности, как правило, достигается кратным увеличением числа колонок: например, вам сейчас нужно только 3, а вы закладываете 6 или 9.


    Отмечу один нюанс. Если вы делаете нечто с выраженной центральной композицией и активно используете горизонтальное выравнивание по центру, выгоднее сделать число колонок нечетным. Это позволит равномернее распределять отступы и контент. Совет касается и внутреннего дробления колонок. В примере выше, если у вас было 3 колонки и вам понадобилось их детализировать, при центральной композиции вы разобьете каждую колонку еще на 3, а вот при симметричной - на 2 или 4. В итоге, в первом случае колонок станет 9, а во втором - 6 или 12.

    Почему все любят 12-колоночные сетки

    Тут всё просто. Число 12 делится на: 12, 6, 4, 3, 2, 1. Поэтому сетка получается гибкой и позволяет органично верстать блоки почти любого количества или ширины. Более того, отбрасывая по краям макета 1 или 2 колонки в качестве полей, вы получаете в центре блок, который делится ещё и на 10, 5 или 8.


    Из личного опыта добавлю, что очень удобно рисовать адаптивные макеты, отталкиваясь от ширины в 1200 пикселей, особенно без межколоночных интервалов. Вы получаете 12 колонок с приятной шириной ровно в 100 пикселей и постоянно оргазмируете от круглых чисел в процессе работы. И когда вам нужно поместить на макет плашку кнопки, вы не тянете границы прямоугольника туда-сюда, а мгновенно и не задумываясь вбиваете размер: 300 на 60 и кликаете на макет. К слову, полезно приучить себя позиционировать элементы не мышкой и стрелками, а вбиванием цифры отступов по иксу и игреку - макеты станут опрятнее.


    Если контент не подразумевает верстку встык, бывает удобно сделать 24 колонки и работать с ними так же, как с межколоночным интервалом, просто отступая при необходимости полную колонку в 50px. Это создает вокруг контента достаточно воздуха, и макет смотрится дорого. Если же требуется интервал помельче, берется ровно половина колонки, то есть 25px. Все расчеты на лету, числа удобные.

    Межколоночное расстояние (gutter)

    Зачем и когда нужно делать отступы между колонками?


    Мы не всегда делаем мозаику. Чаще всего контент не верстается встык - между двумя блоками должно быть какое-то расстояние, чтобы они не слиплись и не перекрыли друг друга.


    Кроме того, для снятия нагрузки с глаза зрителя бывает нужен воздух, белое пространство. Когда в макете мало места и много информации (в газете, например), увеличение межколоночного интервала становится практически единственным способом хоть как-то размежевать текстово-графическую кашу.


    В большинстве случаев, межколоночный интервал значительно меньше ширины колонки. Его размер тоже определяется особенностями контента. Если вы верстаете интерфейс, где много классических элементов управления, узкое межколоночное расстояние служит удобным разделителем. Например, между поисковой строкой и кнопкой, или между чекбоксом и его лейблом. (Хотя в целом здесь есть смысл подумать о «квадратной» сетке: 4px или иной, вообще без всяких колонок, и для этого тоже есть причины). Если же вы верстаете страницу с крупными текстовыми блоками, организованными всего в 2-3 колонки, то межколоночное расстояние имеет смысл сделать большим, чтобы дать контенту максимум воздуха.


    Как уже говорилось выше, из личного опыта, очень многие вещи можно сверстать с нулевым межколоночным расстоянием при большом числе колонок. В этом случае за отступ принимается ширина целой колонки и все маргиналии получаются крупными, характерными для «благородной» типографики.


    Только пусть вас не подкупает приятное слово «благородный» - в коммерческом сегменте такой дизайн не всегда хорош. В целом, чем активнее и агрессивнее схема продаж, чем голоднее и злее маркетологи заказчика, тем плотнее будет верстка и тем меньше там останется воздуха. Предельный (или, скорее, запредельный) случай - газеты бесплатных объявлений а ля «Из рук в руки», где занятая площадь напрямую определяет заработок. Разумеется, там не нужны эстетические изыски с гигантскими полями. С тем же успехом можно просто залезть в карман учредителю и позаимствовать оттуда пару сотен долларов до следующей зимы. Разницы никакой, а согласовывать меньше.

    Модуль

    Собственно, вот таким непростым путём мы с вами добрались до определяющего понятия «модуль», в честь которого и названа модульная сетка. Обычно с него начинают, но судя по вопросам дизайнеров, такой подход не работает. Так что же это вообще такое и зачем оно нужно?



    По сути, это просто пропорция. Ширина модуля равна ширине колонки, а высота - нескольким строкам. Скольким именно? Зависит от вашего дизайна и от эффекта, которого вы хотите добиться.


    *Несколько лет назад мне довелось делать сайт, посвященный пилонам - шестам для танцев. Естественно, модуль там был сильно вытянут по вертикали. Я использовал соотношение ширины и высоты почти 1:3. Во-первых, потому что подавляющее большинство иллюстраций было портретной ориентации и тоже вытянуто. Во-вторых, потому что сам продукт и весь стиль предполагал некоторую долю фаллической символики. Модуль определяется и контентом, и композицией, и стилем.


    Если вы делаете нечто «стабильное», то наоборот: есть смысл подумать о модуле, чуть вытянутом по горизонтали. Если же вы верстаете огромную длинную таблицу, которая служит основным контентом в макете, то очевидно, что за модуль нужно принимать одну или две базовых строки этой самой таблицы. Словом, думайте.*


    В принципе, никто не мешает вам строить и более сложные сетки. В них, например, могут чередоваться модули разной высоты. Главное, чтобы в этом была какая-то логика и закономерность, сохраняющая вертикальный ритм.


    Допустим, вы делаете портал. У вас есть меню высотой в 3 строки, затем следует баннер главной новости высотой в 9 строк, затем ряд каких-то цифр (курсов валют, погоды и др) в 3 строки, затем ряд из нескольких новостей второго плана на 9 строк. То есть весь контент чередуется: 3-9-3-9-3-9-3… На практике этот прием редко оправдан, он не очень-то гибок. Но стоит держать в голове, что ритм может быть сложным.

    Сетка в сетке

    Да, бывает и такое. Когда проект сложный и многокомпонентный, вы можете использовать несколько вложенных сеток. Простейший пример: общая раскладка макета (layout) использует гигантские колонки с крупным текстом, а внутри одной из них лежит форма калькулятора с кучей элементов управления, сверстанных по квадратной сетке в 4px. В этом нет ничего особенно криминального.


    Более того, когда речь идёт о сайтах, часть вашего контента может быть вообще посторонней и встраиваемой: плееры, онлайн-карты, виджеты, платежные фреймы и т.д. Миллион вариантов. У этих элементов будут свои внутренние сетки, которые вы не контролируете. И это тоже нормально.


    Что вы можете сделать, так это соблюсти правило внутреннего и внешнего для контейнеров , содержащих эти блоки. Конкретнее, дать вокруг достаточно воздуха (в том числе и по вертикали), чтобы они не лепились к остальному контенту, выглядели обособленно и не перетягивали посторонние элементы в свою визуальную зону. Все расстояния и пропорции в вашем макете относительны, поэтому, грубо говоря, вы можете сбалансировать чужой контент «снаружи» почти с тем же успехом, как если бы меняли размеры его содержимого «внутри».

    Оптическая компенсация

    Дизайнерам-перфекционистам бывает трудно понять этот момент. Сетка - это просто методология для упрощения расчетов. Это не символ веры, не закон мироздания, и не панацея. Более того, математические пропорции по чисто физиологическим причинам не являются идеальными для человеческого восприятия. Сетка не учитывает возникновение оптических иллюзий и искажений.


    Поэтому, если ваш глаз сообщает вам, что какой-то элемент нужно сдвинуть на пару пикселей правее направляющей сетки, вы можете сделать это. (Не факт, что верстальщик заметит и сохранит ваш оптический костыль, но всё же).


    Отдельный важный момент: элементы в сетке выравниваются по визуальной массе, а не по габаритным границам. Это значит, что (в идеале) круг, выровненный по левому полю, почти всегда окажется на несколько пикселей левее квадрата, который выровнен по тому же полю. А мелкий подстрочник под крупным заголовком почти всегда нужно смещать вправо, потому что оптически левый край первой буквы заголовка окажется правее, чем «по расчетам». Это частности оптической компенсации .


    Таких тонкостей довольно много. Но важно понимать, что в случае с веб-дизайном вы почти никогда не получите идеальную картинку. Веб-верстка зачастую формализована, она опирается на формульные зависимости фреймворков, чтобы гибко адаптироваться под разные устройства и платформы. И адекватно масштабировать ваше 3-пиксельное смещение заголовка с учетом всех особенностей сглаживания, антиалиасинга и прочих ругательных слов практически невозможно. Это нужно воспринимать философски.

    Резюме

    Пожалуй, изя всё. Текст и без того объемный, особые выводы не нужны: тут либо вникать, либо нет. В любом случае, спасибо за ваше внимание и интерес к основам дизайна и типографики. Успехов.

    Теги: Добавить метки

    Все, что окружает нас, имеет свои пропорции. Еще в детстве мультик “38 попугаев” научил нас тому, что все можно поделить на части, равные друг другу (длина удава состояла из 38 попугаев). Также все мы знаем о том, что рост человека равняется семи его головам, сантиметр состоит из десяти миллиметров, метр из ста сантиметров и так далее. Таким образом, попугай из мультика, голова человека, миллиметр и сантиметр – это модули.

    Из всего этого мы можем понять, что модуль – это условная единица, шаг в ритме сетки. А сама сетка являет собой систему пропорций.

    Чем же нам поможет эта модульная сетка? Во-первых, она ускорит работу, потому что нам не придется тратить массу времени на попытки гармонично расставить все элементы. Во-вторых, с помощью сетки мы сможем понять, какой кегль нам нужно применить и каких размеров должен быть каждый блок. В целом, модульная сетка является каркасом, который значительно облегчает построение сайта.

    Давайте же рассмотрим, какими бывают сетки.

    1. Самый простой тип – блочная сетка. То есть, она делает грубую разметку, разделяя площадь на блоки.


    Блочная сетка

    3. Модульная же сетка имеет не только вертикальное членение, но и горизонтальное. Таким образом, то, что получается на пересечениях прямых, и есть модуль.


    4. Также есть иерархическая сетка, блоки в которой размещаются интуитивно и не поддаются никаким закономерностям.


    Итак, как же создать модульную сетку.

    1. Для начала нам нужно понять, какую функцию должен будет выполнять наш сайт, выявляем его структуру и состав страниц. Затем определяем, какие страницы будут самыми важными, с них и начнется работа. Для них мы сформируем список функциональности и рассортируем его по приоритетам.

    Мы должны описать каждый блок функциональности и детализировать его до мелочей. В итоге должен получиться список, в котором по уровням расписываются блоки и их элементы. Таким образом, у нас теперь есть пазлы, высыпанные из коробки, и нам осталось только собрать их в целостную картину.

    3. Построение сетки начинаем с определения размеров рабочей области. Затем нам нужно сделать шрифтовую сетку. Для этого выбираем высоту строки, которая должна быть единой для всего макета. В элементах, которые имеют кегль отличный от кегля основного текста, междустрочный пробел должен быть кратным нашей высоте строки.

    Таким образом, мы получаем основание нашей будущей сетки. На это основание будет опираться весь текст.

    4. Теперь нам нужно решить, какой ширины будет наш модуль. Здесь мы можем оттолкнуться от ширины какого-либо постоянного элемента. Если же у вас есть задача разместить по ширине страницы какие-то одинаковые элементы, то все становится еще проще, ведь вы уже знаете ее размеры.

    Для удобства нам нужно определить, каким будет расстояние между модулями. Оно должно быть равно минимум одной высоте строки из прошлого пункта.

    Есть один нюанс – нужно правильно выбрать размеры модуля, ведь если они будут слишком большими, то пропадет гибкость сетки, а если же они будут мелкими, то сетка просто потеряется.

    5. Горизонтальное членение сделать достаточно просто. Его высота должна быть кратна высоте нашей строки. А уж сколько строк вы вставите в одно членение – это уже зависит от вашего эскиза.



    Загрузка...