sonyps4.ru

Что такое гипертекст? Каков структурный состав гипертекста? Что такое гипертекст Что такое гипертекст в информатике.

В информатике гипертекст - это понятие, обозначающее текст, отформатированный при помощи языка разметки и имеющий в своей структуре гиперссылки на другие элементы. В более широком смысле гипертекстом называется любой текст, включающий в себя внутренние отсылки от одной части к другой.

Понятие гипертекста

Основная составная единица гипертекста в информатике - это ссылка. Посредством документы и web-страницы сообщаются между собой, давая отсылки на необходимый материал.

Чтобы понять, что такое гипертекст, стоит рассмотреть простой пример. Допустим, человек читает энциклопедию и на одной из страниц видит неизвестный ему термин, рядом с которым стоит сноска, указывающая на то, что смысл этого термина раскрывается на определенной странице. Он перелистывает книгу, попадает на искомую страницу и получает оттуда нужную информацию. В информатике все происходит аналогичным образом, за исключением большей интерактивности — в web-документе некоторые блоки данных оформляются ссылками, нажав на которые, читатель попадает на другую страницу, которая подробно раскрывает интересующую его тему.

Кроме текстовой информации и ссылок, гипертекст может содержать в себе графические элементы, видео, аудиозаписи.

Форматирование происходит на языке гипертекста HTML, при помощи которого в текст можно добавить ссылку или другой интерактивный элемент. Соответственно, тексту задается определенная структура и упорядоченность.

Предпосылки к появлению гипертекста

Необходимо сказать несколько слов о возникновении гипертекста в информатике. Это понятие начало зарождаться еще в начале ХХ века, когда американский научный сотрудник Ванневар Буш разработал идею специальной машины, способной просматривать и записывать в форме пленочных микрофильмов различные документы. Инновации в подходе Буша заключались не в самом принципе подобного устройства, а в механизме доступа к информации, который должен был реализоваться как раз методом перекрестных ссылок. Соответственно, можно сказать, что он и был первым изобретателем гипертекста как модели взаимодействия с блоками информации. Ссылки в его системе должны были указываться на дополнительных полях документов, отправляя пользователя к конечной информации.

Возникновение гипертекста и создание Всемирной паутины

Однако Буш предложил только систему, а кем был введен термин "гипертекст"? В 1965 году этот термин впервые появился в публикации ученого Он разработал свою систему взаимодействия и упорядочивания текста, которую назвал Xanadu. Определение гипертекста от Нельсона звучит так:

Гипертекст — это форма письма, которая ветвится или осуществляется по запросу.

Таким образом, он и стал изобретателем гипертекста, дал ему соответствующее название и четкое определение, исходя из которого люди рассматривают гипертекст в привычном для них понимании как текст, по которому пользователь может перемещаться нелинейно, по ссылкам.

Следующим шагом в развитии гипертекста стала первая конференция Hypertext"87 - 99, проведенная в США. Идеи, представленные на этой конференции, заинтересовали многих ученых.

Спустя два года, в 1989 году, Тим Бернерс-Ли предлагает революционную идею создания широчайшего гипертекстового проекта - WWW (World Wide Web), а годом позже появляется HTML, который дал возможность создания web-страниц.

Несколько слов об HTML

Это язык разметки гипертекста, позволяющий выполнять форматирование отдельных элементов web-страницы для создания необходимой структуры конечного документа. Он не является языком программирования: говоря простыми словами, HTML при помощи тэгов указывает каждому элементу страницы на его место и выполняемый функционал.

HTML интерпретируется в браузере — на экране, где выводится страница сайта, можно видеть результат заданного форматирования. Раньше HTML использовался в том числе и для базового оформления сайтов, однако со временем этот функционал практически полностью перешел к таблицам стилей CSS.

Изначально этот язык не имел возможности поддержки мультимедиа, а только структурировал текстовый документ. Он задумывался как язык, который не должен был иметь привязку к конкретной платформе и был призван отображаться на любых устройствах вывода, однако со временем эта возможность отпала, а упор был сделан на широкий мультимедийный функционал вместо кроссплатформенности.

За все время существования языка разметки гипертекста HTML установились определенные стандарты. Сейчас используется HTML пятой версии. До 1995 года стандартизации как таковой не было, существовало много неофициальных и полуофициальных вариантов. В четвертой версии произошла глобальная очистка стандарта от устаревших элементов, многие тэги были упразднены, а для стилизации документов стало принято использовать CSS.

Структура гипертекста

Как указано выше, гипертекст состоит из текста документа, содержащего в себе ссылки. Каждая ссылка, в свою очередь, состоит из двух элементов:

  • адресная часть;
  • указатель.

Адресная часть содержит в себе информацию о том, куда именно данная ссылка перенаправляет, а указатель — это отображаемая для пользователя часть ссылки, по которой он переходит. Для понимания, что такое гипертекст, стоит рассмотреть пример того, как форматируется ссылка.

Это выглядит следующим образом:

Google

В этом примере адрес google.com будет адресом, на который клиент перейдет, когда нажмет на слово Google (оно будет выделено цветом, подчеркиванием или еще каким-либо заданным образом в тексте документа).

Это очень гибкая система, благодаря которой можно попадать на документы, задействованные во внутренней структуре сайта, а также на внешние ресурсы.

В заключение

Итак, в статье рассмотрено, что такое гипертекст в информатике. Это очень широко используемая система в интернет-технологиях. При его помощи не только форматируются web-страницы для удобства использования, он также незаменим в таких областях, как SEO-технологии, когда содержимое сайта средствами языка разметки HTML оптимизируется для работы поисковых систем. Кроме того, он широко используется в работе с мультимедиа технологиями и графикой.

Умение использовать гипертекст необходимо не только в среде web-разработчиков: это базовое знание, которое будет полезно для любого уверенного пользователя, чтобы грамотно ориентироваться в сети интернет.

Гипертекст — термин, который используется не только в информатике, но и в повседневной жизни, поскольку он является универсальным для деления и обозначения источников и содержания текста.

Итак, попробуем дать разумное, точное и понятное определение данному термину.

Гипертекст — это

Гипертекст представляет собой текст, который с помощью своей структуры позволяет переходить от одного текста к другому. В жизни вы можете встретить гипертекст в любой книге, энциклопедии, в которых есть отсылка к другим источникам.

Прочитав ту или иную сноску, человек понимает, что данная информация была найдена в другом источнике и, открыв его, мы сможем прочитать данную информацию в более широком смысле.

Гипертекст в информатике

Самым простым и наиболее доступным примером гипертекста в информатике является ссылка. А именно:

  • веб-страницы;
  • документы HTML.

На языке «компьютера» — это текст, который содержит в себе ссылки. Когда человек нажимает на них, он с лёгкостью попадает на источник или на сайт, где информацию можно найти в первоначальном виде.

Гипертекст в себе может содержать не только ссылки на другие веб-страницы, но также на графические изображения, видеоролики или какие-либо музыкальные композиции.

Итак, гипертекст — это то, с чем мы сталкиваемся каждый день. В эру информационных технологий люди, сами того не замечая, используют каждый день гипертекст. Но если подумать, представить и сравнить, то действительно — гипертекст и гиперссылки были придуманы и раньше.

Как было отмечено выше, ссылки в книгах тоже являются гипертекстом. С приходом в нашу жизнь компьютеров и иных гаджетов стало проще пользоваться Сетью Интернет, нежели книгами. Всю информацию в один клик, перейдя по ссылке, можно найти во всемирной паутине.

Гипертекст является одной из важной, как я считаю, составляющей в информатике. Благодаря гипертексту и гиперссылке, люди значительно сокращают своё время на поиски той или иной информации.

Обозначающий систему из текстовых страниц, имеющих перекрёстные ссылки . составленные как по вертикали (первоначально введённую Мелвилом Дьюи - см.http://adelanta.biz/starinnye-knigi/hraniteli/dewey/), так и по горизонтали.

Примерами гипертекста являются энциклопедии , компьютерные сети, веб-сайты , в которых можно переходить с одной страницы на другую и выполнять поиск по ключевым словам.

В своем докладе он сказал следующее:

Позвольте мне ввести слово «гипертекст» для обозначения совокупности письменного или изобразительного материала, взаимосвязанного таким сложным образом, что его невозможно было бы удобно представить или отобразить на бумаге. Он может содержать резюме или карты его содержания и их взаимосвязей; он может содержать аннотации, дополнения и сноски от учёных, которые его изучили.

Оригинальный текст (англ.)

Let me introduce the word «hypertext» to mean a body of written or pictorial material interconnected in such a complex way that it could not conveniently be presented or represented on paper. It may contain summaries, or maps of its contents and their interrelations; it may contain annotations, additions and footnotes from scholars who have examined it.

С появлением компьютеров стало возможным легко создавать системы страниц, связанных между собой ссылками, выполнять поиск по ключевым словам среди них, постоянно редактировать их содержимое. Примерами гипертекстовых систем являются Интернет и любой веб-сайт (в том числе и Википедия).

Гипертекст в литературе

Из других литературных произведений, строящихся по принципу гипертекста, отметим романы Джеймса Джойса «Улисс» и «Поминки по Финнегану », «Игру в классики » Хулио Кортасара , роман-лексикон «Хазарский словарь» Милорада Павича , философскую повесть «Бесконечный тупик » Дмитрия Галковского , роман « » В. Пелевина , роман Джонатана Сафрана Фоера «Дерево кодов ».

См. также

Литература

Визель М. Поздние романы Итало Кальвино как образцы гипертекста.

Примечания

  1. Belinda Barnet. Memory Machines: The Evolution of Hypertext , 2013, pp.103-106.
  2. Bush V. As We May Think // The atlantic monthly. – 1945. – Т. 176. – №. 1. – P. 101-108.
  3. Юлия Шатилова. Какой была бы альтернативная Сеть? . Грезы о цифровой вселенной знаний (рус.) (недоступная ссылка) (13 августа 2012 года, 16:02) . Дата обращения 20 октября 2015. Архивировано 25 августа 2012 года.
  4. Тед Нельсон . What"s On My Mind (англ.) . Сайт проекта Xanadu (Тед Нельсон - автор проекта). Дата обращения 20 октября 2015.
  5. Ted Nelson . Literary Machines . - Edition 87.1. - . - ISBN 0-89347-055-4 .

понятие структурной лингвистики и постмодернистской философии науки, обозначающее максимально широкую языковую реальность, фактически налично функционирующее в обществе определенного исторического периода знание. Иногда понятие гипертекста употребляют как синоним социокультурного фона определенной исторической эпохи. Гипертекст - максимально широкая, глубокая и вместе с тем наиболее неопределенная и многозначная языковая социокультурная реальность, но именно на этом фундаменте созидается и постоянно перестраивается здание науки. (См. текст, интертекст, неявное знание).

Отличное определение

Неполное определение ↓

гипертекст

ГИПЕРТЕКСТ (англ. hypertext) - способ представле ния информации, совокупность блоков информации между которыми установлена система связей. Г. позволя ет переходить от одного блока информации к другому, варьируя последовательность ее обработки. Этим Г. от личается от линейного текста, который позволяет обра батывать информацию только единственным способом последовательно, один блок за другим. Идея Г. тесно свя зана с компьютерным представлением информации В настоящее время, в частности, Г. представляет собой основной принцип организации интернет-сайтов, а возможно, и всей сети Интернет в целом. В этом смысле противопоставление Г. линейному тексту связано с противопоставлением компьютера бумажным носителям. Текст в книге с необходимостью является линейным. Обращение к Г. происходит также в рамках работ по созданию искусственного интеллекта. В современных когнитивных исследованиях высказываются гипотезы о том, что информация в сознании человека также может быть представлена в виде Г. В таком случае структура знания должна отличаться от линейной последовательности речи, с помощью которой это знание передается. К этой идее близко (хотя и не тождественно) представление о том, что гипертекстовой структурой обладает человеческое познание. Последнее включает в себя совокупность различных познавательных актов, таких, напр., как наблюдение, принятие допущений, выдвижение гипотез, связи между которыми имеют далеко не линейный характер. Г.Б. Гутнер Г. - термин, введенный в 1960-х для обозначения комбинации текста на естественном языке с возможностями компьютера осуществлять переход к различным кускам (порциям) информации. Однако идеология гипертекстовой среды, вероятно, была впервые предложена еще в «докомпьютерную эпоху» в статье В. Буша «Как мы, возможно, думаем» (1945). Анализируя работу мозга и процессы мышления, Буш предложил при хранении информации в вычислительной машине использовать ассоциативные связи между отдельными документами и их фрагментами. В этой же работе рассмотрены возможности коллективной работы людей над одним и тем же документом и предложен способ «закладок», т.е. способ сохранения цепей ассоциативных ссылок и соответствующих замечаний отдельных исследователей. Сегодняшняя гипертекстовая система реализует способ хранения и манипулирования информацией, при котором эта информация хранится в виде сети связанных между собой узлов. В самом простом варианте узел определяется как некоторое окошко вокруг ключевого слова. Размер окошка может регулироваться, напр., путем определения количества строк относительно ключевого слова. При этом, в принципе, каждый пользователь может организовывать свою собственную сеть, основанную на его личных ассоциациях и интересах. Такая идеология гипертекстовых сред делает их построение аналогичным структуре семантических сетей. Технология установления связей, как правило, закладывается разработчиком, но указание на то, от какого узла к какому следует перейти, делает сам пользователь. В стандартном режиме допускается прямое указание имени узла, напр., путем использования ключевых (ссылочных) слов, выбранных автором исходного Г. В качестве ссылочных элементов могут использоваться не только ключевые слова, но и любые фрагменты текста или графики, такие как часть рисунка, пиктограмма. Эти элементы выделяются цветом, шрифтом или любым др. способом. Выбор пользователем такого элемента вызывает на экран содержимое связанного с ним блока информации. В результате пользователь по мере изучения предмета или документа устанавливает те связи, которые соответствуют его ассоциациям, способу мышления, интересам и уровню знаний, и может изучать документ в интересующем его порядке. Хорошим примером использования гипертекстовой идеологии является работа человека со словарем, когда он по ссылкам одной статьи может переходить к другим. Однако такая свобода имеет и отрицательные стороны, связанные с опасностью потери ориентировки в материале. Дело в том, что Г. можно рассматривать как перестраиваемую пользователем сетевую базу данных, т.е. базу, не имеющую стандартной структуры. Поэтому при работе с гипертекстовыми системами возникает сложная «проблема навигации». Для ее решения используют различные средства. Общая идея решения заключается в применении опосредованного управления, при котором каждому узлу приписывается список атрибутов (характеристик). Специальная программа сопоставляет эти атрибуты с запросом пользователя, в котором определены цели его работы на языке атрибутов. Напр., пользователь может определять фильтрацию материала, т.е. накладывать ограничения на связи узлов и делать доступными только некоторые из типов связей. Остальные связи делаются «невидимыми» в данном сеансе работы. Такая фильтрация полезна, если связи разного типа ориентированы на выполнение разных задач. Если в списке атрибутов присутствуют ключевые слова, то они могут обозначать тип связи между узлами. Примерами связей могут служить ключи: «содержит», «есть то же самое», «аналогично», «пример», «используется для», «имеет части», «относится к группе» и т.д. Другой тип фильтрации может регулировать уровень глубины просмотра проблемы с помощью указаний: «просматривать только заголовки тем», «только выводы», «только иллюстрации» и т.д. Для улучшения навигации также используют средства, помогающие ориентироваться во взаимосвязях уже осмотренных узлов. К таким средствам относятся: список узлов, которые посетил пользователь, и узлов, связанных с ними; дерево (граф) узлов, которые посетил пользователь, и путь пользователя по этому дереву. В результате исследования навигационных маршрутов, проявляемых при обучении в гипертекстовой феде, были выявлены 2 основных типа стратегий поиска информации: 1) целенаправленный поиск, когда пользователь точно знает цель поиска и мало отвлекается на изучение побочной информации; 2) сканирование, когда пользователь просматривает большое количество информации, проводя широкое и часто бесцельное ознакомление с содержанием узлов; этот случай показывает актуальность помощи пользователям в постановке цели, коррекции путей освоения материала, ориентировании в Г. Для решения этих вопросов используются методы предоставления пользователям возможности иерархической организации материала путем использования метода перехода по ссылкам на важные, по мнению разработчиков, места и понятия. При этом в активных гипертекстовых средах разработчик может конструировать по своему усмотрению такие операции, как раздача текстовых и графических материалов, контроль работы, опрос, получение подсказки и пр. Особое значение имеет использование для этих целей методов искусственного интеллекта, и в частности - элементов экспертных систем, которые могут осуществлять функции консультанта при выборе пути навигации. При просмотре пользователем некоторого узла экспертные системы могут помочь в определении дальнейшего пути, подсказать наиболее подходящие узлы для дальнейшей навигации. Аналогичная функция применяется в материалах для программированного обучения; при разработке подобных курсов преподаватель в полной мере решает вопрос о последовательности изучения отдельных тем в какой-либо предметной области. Логика такого обучения близка логике экспертных систем и может быть выражена формулой: «При достижении результатов обучения А, В, С по теме N рекомендуем перейти к изучению области G». Другим способом помощи в поиске является применение комбинаций ключевых слов, объединяемых с помощью логических связок «и», «или», «не». Напр., находясь в узле, описывающем свойства треугольника, разумно искать дальнейший путь с помощью объединения ключевых слов во фразу типа: «подобие» ИЛИ («равенство углов» И «пропорциональность сторон»). Важным методом снижения отрицательного влияния излишней свободы выбора пути в гипертекстовых системах является подсказка типа: «Имеет место отклонение от изучаемой темы». Система осуществляет ее автоматически, как только пользователь переходит в неподходящий узел. Принцип механизма подсказки заключается в сравнении близости изучаемой и новой тем. Критерии близости тем могут быть разными, а степень их близости - заранее задана автором. Близость может определяться числом узлов, расположенных между двумя сравниваемыми темами, на некотором уровне подробности изложения: на уровне оглавления или подзаголовков. Еще одним важным навигационным средством помощи является метод маршрутов. Маршруты представляют собой направленные путешествия по учебному материалу. Процесс обучения представляется в виде метафоры путешествия, в процессе которого вызывают пиктограмму «экипаж» с указанием маршрута и пользуются этим экипажем по мере надобности, имея право сойти с него, побродить самостоятельно и вернуться к месту стоянки. Наряду с маршрутами, типичными навигационными средствами помощи являются «карта» и «индекс». Карта представляет собой вариант описания пути навигации с указанием текущего местоположения учащегося. В самом простом случае - это перечень ранее посещавшихся узлов, в более сложных - это дерево (граф) изученных пользователем узлов с соответствующими аннотациями и указанием типов связей, по которым были совершены переходы. В некоторых системах поддерживается механизм запоминания путей пользователя под определенными именами, что дает возможность вернуться к ним при необходимости. Для аналогичных целей используются также системы закладок, оставляемых в некоторых просмотренных узлах. Под «индексом» обычно подразумевают некоторый алфавитный указатель, который предназначен для совместного использования с картой и маршрутами. Многочисленные психолого-педагогические исследования показали, что Г. является очень удобной средой для организации учебного материала в соответствии с требованиями теории обучения. Действительно, гипертекстовые средства: 1) поддерживают многообразные формы представления учебного материала, давая при этом возможность выбора наиболее адекватных форм для решения конкретных задач; 2) поддерживают развитую структуру учебного материала, имеющую разные связи между отдельными темами, параграфами и блоками информации. Эти возможности обеспечивают использование в учебном процессе педагогических и психологических закономерностей, в соответствии с которыми усвоение материала тем легче и точнее, чем больше число его связей с другими частями изучаемого предмета. Усвоение отдельных фактов и теорий тем прочнее, чем больше учащийся самостоятельно исследует взаимосвязи этих элементов и использует их при решении задач. Таким образом, гипертекстовая среда, с одной стороны, представляется оптимальной для реализации курсов управляемого преподавателем программированного обучения, с другой - она позволяет удобно реализовать идеологию самостоятельной работы учащегося по построению собственных маршрутов изучения предметной области. В.М. Кроль

Гипертекст – это текст, который имеет определённую структуру. Скорее это целая система, включающая в себя ссылки на релевантные страницы этого же текста, либо на другой текст, сходной тематики. Считается, что термин гипертекст был введён Тедом Нельсонов в середине прошлого века. Гипертекст может быть и в художественной литературе. Но чаще его можно заметить в научных журналах, энциклопедиях, словарях. Он применяется там, где необходимо разделение текста на подразделы и переходы между различными его частями.

Что такое гипертекст в информатике

Гораздо большую область применения гипертекст нашёл в информатике, или же попросту в интернете. Все современные сайты, блоги, форумы и вообще все странички в интернет, написаны с использованием гипертекста. Если вы заметили, то видели, что практически на любой открытой вами странице есть ссылки, ведущие на разделы сайта или же на другие сайты. Так происходит более полный обмен информацией, чем вы видите на экране монитора за один раз. И переходя по ссылкам, вы сможете расширить свой кругозор по просматриваемой вами теме. По сути дела, интернет – это сплошной гипертекст.

Гипертекст в литературе

В современную литературу постепенно входит новая форма – гипертекстовость. Гипертекстовость - новая форма литературы, обретающей популярность в последнее время. Прозаические произведения имеют характерные черты гипертекста, то есть обладают внутренними корреляционными ссылками, отсутствием линейности повествования. Используют такую форму повествования чтобы создать эффект игры. При этом количество вариантов текста значительно расширяется, из-за читательского формирования сюжетных линий. Можно считать, что это более обширное понятие - что такое гипертекст. Информатика не единственная область его применения. Из наиболее заметных произведений этого жанра можно упомянуть роман-лексикон Милорада Павича «Хазарский словарь», а так же философскую повесть Дмитрия Галковского «Бесконечный тупик».



Загрузка...