Что такое чудо.
|discussion=|merge= |notice= |#default=
{{{imageright}}}
}}{{#switch:{{{1}}} | раздел = Этот раздел должен быть полностью переписан. | страница = Эта страница должна быть полностью переписана. | На странице обсуждения [[Обсуждение:Чудо#{{{talk}}}|есть]] пояснения. | На странице обсуждения могут быть пояснения. }} {{#if: |({{#if: | | {{{date}}} }})
}}|}}
{{#if:|Шаблон:!class ="ambox-imageright"Шаблон:! {{{imageright}}} }} |
В данной статье или разделе имеется или внешних ссылок , но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок .
{{#if:Утверждения, не , могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники. {{#if: | ({{{date}}})
}}| Объективное значение понятия «чудо» определяется общим философским миросозерцанием, по преимуществу теорией причинности. Всякого рода необычайные и необъяснимые явления сами по себе чудесами не являются и получают характер чудесного лишь при определённом способе их истолкования.
Аналогичное воззрение на природу имел философ-врач Теофраст Парацельс , основывавший своё врачевание на познании внутренней сущности всей природы и человека. Вообще средневековый супранатурализм имеет свою опору главным образом в мировоззрении неоплатонизма , понимавшего всю действительность как эманацию Бога. Эмпирический мир не представляет собой, с этой точки зрения, чего-нибудь самостоятельного, но одну из ступеней Божественной природы. Между этим миром и Богом существуют промежуточные ступени или миры высших существ. Влияние этих высших существ на земную жизнь обнаруживается в человеческом опыте, как чудесное. Как в древней, так и в средневековой философии понятие чудо с большой лёгкостью вводилось в круг религиозно-философских воззрений, не встречая никаких противоречий ни со стороны гносеологических, ни со стороны метафизических теорий того времени. Только в новой философии, на почве все более и более выясняющейся общей закономерности явлений природы, понятие чудо встречает решительный протест не только со стороны материалистических мировоззрений, но и таких философов, которые являются далеко не чуждыми религиозной точке зрения. Спиноза в своём теолого-политическом трактате подвергает понятие чудо решительной критике. Эмпиризм признает законы природы всеобщими и необходимыми нормами в последовательности явлений, ввиду их постоянного подтверждения опытом как общечеловеческим, так и специально научным. Вся совокупность опыта ведёт к заключению, что всякая причинная связь имеет закономерный характер, то есть может быть подведена под какое-нибудь правило, имеющее самостоятельное значение или выводимое из другого, более общего правила. Таким образом всякое следование явлений в порядке времени подчинено тем или иным общим правилам или, что то же, закону причинности. Это убеждение признается в эмпиризме обладающим высшей степенью вероятности и получающим значение познавательного закона лишь при помощи психологического фактора привычки. Поэтому Чудо, как нарушение закономерного хода природы, не является с точки зрения эмпиризма чем-то абсолютно немыслимым и невозможным; но так как закономерность причинной связи имеет за себя весь объём научно-проверенного опыта, чудесные же события ещё никогда не были констатированы с той несомненностью, которая исключала бы всякую возможность естественного объяснения, то их вероятность сводится почти к нулю. Классическим выразителем эмпирической критики понятия чудо является Юм , посвятивший вопросу о чуде целую главу своего «Исследования о человеческом разуме». К решительным противникам чудесного следует отнести также Канта , осмеявшего в своих «Грезах духовидца» видения Сведенборга . Куно-Фишер не без основания отвергает довольно распространённое мнение, будто бы Кант , в письме к Шарлотте фон Кнохблох, признал фактическую достоверность некоторых ясновидений Сведенборга, например засвидетельствованный весьма многими очевидцами случай созерцания Сведенборгом , находившимся в Гётеборге , пожара, разыгравшегося в Стокгольме . Действительно, Кант, излагая в упомянутом письме сообщённые ему одним англичанином рассказы про Сведенборга, назвал их заслуживающими доверия; но, вполне доверяя своему корреспонденту и очевидцам передаваемых событий, Кант был далёк от того, чтобы истолковывать эти события как чудеса. Вообще он воздерживался от обсуждения сообщённых ему фактов, находя, что наблюдение и исследование такого рода явлений требует не только правдивых, но и научно подготовленных людей. Своё вполне отрицательное отношение к Сведенборгу он проявил лишь прочтя его «Arcana cœlesta», послужившие поводом к изданию «Грёз духовидца». В этом сочинении, относящемся к переходному периоду философского развития Канта, критика духовидения отличается больше остроумием, чем логической силой. Кант готов признать бытие духовных существ, но видит непримиримое противоречие в предположении их пространственного обнаружения в чувственно воспринимаемых формах. Если дух обнаруживается в материальных явлениях, то он уже не дух, а уже нечто материальное. Этот метафизический аргумент Канта опирается на предположение абсолютного различия между духом и материей. Однако, это предположение далеко не составляет необходимой предпосылки теории духовидения и прямо опровергается примером человеческого существа, обнаруживающегося и духовно, и материально. Разница лишь в способе материализации духовного, а не в самом принципе их возможного взаимодействия. Впрочем, Кант отвергает духовидение и по чисто гносеологическим соображениям. Мы можем, думает он, доверять только тому опыту, который общ всем людям; поэтому духовидение, представляя собой явление исключительно индивидуальное, есть не что иное, как сон наяву, то есть грёза на фоне объективной действительности. Выставляя критерием действительности повторность и всеобщность опыта, Кант в сущности повторяет здесь эмпирический аргумент, придавая ему, однако, не соответствующую духу эмпиризма категоричность. Иное обоснование неизменности естественного хода природы даётся Кантом в его критической философии. Причинность , то есть неизменное правило следования последующего за предыдущим, является здесь априорным принципом рассудка, предваряющим всякий опыт и его обусловливающим. Мир не может мыслиться иначе как подчинённым неизменным правилам последовательности, выражающимся в законах природы. И законы эти оказываются у Канта уже не психологическим возведением чрезвычайной вероятности до степени необходимости, как это было в эмпиризме, но логически безусловными нормами человеческого опыта и познания. Поэтому нарушение их не только весьма маловероятно, как в эмпиризме, но даже логически немыслимо. Так как Чудо предполагает нарушение естественной закономерности явлений, что было бы, с точки зрения Канта, нарушением и закона причинности, то оно и должно быть отрицаемо, как нечто абсолютно немыслимое и невозможное, по крайней мере в мире феноменов. Что же касается вещей в себе или ноуменов, то хотя некоторые примыкавшие к критицизму представители старотюбингенской школы (Шторр, Флатт, Зюскинд, Тифтрунк) и находили возможным относить понятие чудо, подобно понятию свободы, к миру ноуменов, однако такое отнесение едва ли может быть допущено без противоречия основным положениям критицизма. |
Чудо - это событие, которое человек не может объяснить при помощи своих знаний или наблюдений или явление, с которым ему не приходилось встречаться ранее, но которое его удивляет. Чудом можно называть огромное количество необъяснимых вещей в мире. Даже сегодня, когда человек познал многие процессы в природе, знает о существовании физических законов, столь многое умеет и со столь многим знаком, он все равно не прекращает верить в чудеса. Потому что зачастую чудеса нужны человеку, чтобы верить в высшие силы или волшебство, чтобы не терять надежду на лучшее и знать, что многое еще предстоит открыть и есть, куда стремиться. Чудеса происходят в реальной жизни, религии, культуре и науке.
Чудеса в религии
Весь мир религии проникнут верой в чудеса. Религия практически живет только за счет великой веры человека в сотворение мира, силу бога и его последователей. Библия и иные религиозные книги пронизаны атмосферой необыкновенных чудес, которые могли творить верующие люди, святые, апостолы, боги или сыны божии. Рождение, жизнь, подвиги и деятельность таких людей и богов превозносились как чудесные, необъяснимые явления. Как можно представить обычного человека, который сражается с силами зла или огромными чудовищами, оживляет мертвых или излечивает их от болезней? Нет, совершать такое могут только боги и их приближенные, а для обычных людей это настоящее чудо.
Вера в чудо постоянно присутствовала в библейских источниках, заставляя людей поклоняться творцу, верить в религию, слушать слова и заветы религиозных деятелей. По сути религия является средством для веры и надежды людей в спасение и помощь высших сил, но одновременно с этим отличным способом держать человека в страхе и повиновении перед Всевышним и его посланцами. Чудо в религии двояко: смысл его в том, чтобы нести и удивление, и восхищение, и страх или даже ужас.
Чудеса в реальной жизни
В реальной жизни тоже есть место чудесам. Их всегда можно заметить, если внимательно присматриваться к событиям и людям. Появление новой жизни, любовь, дружба, привязанность - все это повседневных чудес, мимо которых можно пройти и не распознать в них чуда, а можно восхищаться, как самым большим необъяснимым явлением на планете. В книгах заключена не только мудрость жизни, там можно встретить чудеса и волшебство. Уже сама магия слов и воображения говорит о каких-то высших силах, которые при помощи простых букв могут создавать новые миры, переносить человека в любую точку на планете и рассказывать волшебные истории. К чудесам реальной жизни относятся и фокусы или трюки.
Необъяснимые явления
Однако есть много и такого, что можно назвать настоящим чудом. Необъяснимые явления, которые не имеют научного обоснования, относятся как раз к таким вещам. Законы физики еще не могут объяснить всех процессов, происходящих в космосе или на Земле, поэтому зачастую такие явления причисляются к чудесам. Бермудский треугольник, огромные круги на полях, светящиеся объекты в небе, тайны истории кто-то причисляет к действиям внеземных цивилизаций, а для кого-то это самое настоящее чудо.
Чу́до
сущ.
, с.
, употр. часто
Морфология: (нет) чего? чу́да
, чему? чу́ду
, (вижу) что? чу́до
, чем? чу́дом
, о чём? о чу́де
;
мн.
что? чудеса́
, (нет) чего? чуде́с
, чему? чудеса́м
, (вижу) что? чудеса́
, чем? чудеса́ми
, о чём? о чудеса́х
1. По религиозным представлениям чудо
- это удивительное, невероятное событие, сверхъестественное явление, которое произошло благодаря Богу и которое нельзя объяснить с научной точки зрения. Свершилось чудо.
| Творить чудеса.
| Верить в чудо.
| Она благодарила Бога за чудо выздоровления её сына.
| Каждый год в Великую субботу наблюдают чудо схождения Благодатного огня у храма Гроба Господня.
2. Чудом из чудес называют самое невероятное, необыкновенное явление, событие, которое только можно себе представить.
3. Чудом вы называете что-либо удивительное, необычное.
Золотые руки пластических хирургов действительно творят чудеса.
4. Чудом чего-либо вы называете то, что заставляет вас восхищаться его удивительными качествами, свойствами.
Чудо техники. | Чудеса героизма, трудолюбия, храбрости. | Что за чудо природы человек! | Невысокий изящный Дворцовый мост - настоящее инженерное чудо.
5. Вы используете слово чудо как первую часть словосочетания, чтобы подчеркнуть удивительные свойства чего-либо.
Чудо-компьютер. | Изобрести чудо-аппарат. | Молоко продаётся в непроницаемых чудо-упаковках. | Вот какие чудо-ягоды выращивает Иван Захарович на своих грядках!
6. Когда вы говорите, что какое-либо событие, явление - это чудо , вы выражаете своё удивление или восхищение.
Просто чудо, что мы с вами так на станции встретились. | Погода - чудо: ни ветерка, ни облачка!
7. Когда вы говорите, что кто-либо чудо как умён, красив и т. п., вы имеете в виду, что он очень умён, красив и т. п.
Она была чудо как хороша.
8. Чудом морским, лесным и т. п. называют сказочное существо, которое не похоже ни на человека, ни на животное.
Повстречал царевич на своём пути чудо лесное, невиданное.
10. Вы используете восклицание Чудо! , чтобы выразить своё восхищение или удивление чем-либо.
Ну как вода? - Чудо!
11. Когда о ком-либо говорят, что ему удалось спастись, избежать чего-либо и т. п. чудом , то имеют в виду, что ему это удалось сделать необъяснимым, удивительным образом.
Чудом уцелеть. | Чудом избежать наказания. | Из института Юру чудом не отчислили. | Во Льве Александровиче чудом сохранилось мальчишество.
Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .
Синонимы :
Смотреть что такое "чудо" в других словарях:
- (лат. miraculum) необычное событие, которое трудно объяснить, противоречащее естественному ходу вещей и приписываемое верующими людьми вмешательству сверхъестественных сил (Бога). Согласно взглядам католич. церкви, чудо не нарушает целостности… … Философская энциклопедия
Чуда, мн. чудеса, чудес и (простореч. редко) чуда, чуд, ср. 1. В религиозных и мифологических представлениях явление, противоречащее законам природы и не объяснимое ими, но возможное вследствие вмешательства потусторонней силы. «В чудеса теперь,… … Толковый словарь Ушакова
Свобода Бога. Гилберт Честертон Чудо это когда Бог побивает собственные рекорды. Жан Жироду Чудо только девять дней чудо. Английская поговорка Чудеса там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они случаются. Дени Дидро Вера творит чудеса … Сводная энциклопедия афоризмов
Феномен, чудо природы, экстра класс, изумительный, диво, редкость, игра природы, красота, нет слов, золото, выше всяких похвал, невидальщина, диковинка, невидаль, восьмое чудо света, диво дивное, умереть и не встать, чудеса, прелесть, диковина,… … Словарь синонимов
Ср. всякое явленье, кое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы. Богу все чудеса доступны. Христос являл чудеса, исцелял чудесами. | Диво, необычайная вещь или явленье, случай; нежданная и противная предвидимой возможности, едва… … Толковый словарь Даля
ЧУДО, а, мн. чудеса, ес, есам, ср. 1. В религиозных представлениях: явление, вызванное вмешательством божественной силы, а также вообще нечто небывалое. Совершить ч. Свершилось ч. Надеяться на чудеса (когда нет выхода, нет спасения). Ч. из чудес! … Толковый словарь Ожегова
чудо - ЧУДО, а, ср (или чудо в перьях, чудо из кунсткамеры, чудо мавзолейное, чудо юдо, чудо света и т. п.). Шутл. обращение. Эй ты, чудо, иди сюда … Словарь русского арго
Чудо - Чудо ♦ Miracle «Надо располагать поистине жалкими аргументами, чтобы быть вынужденным пойти по воде аки посуху!» – заметил мне как то Марсель Конш. В этих словах примерно заключено все, что я думаю о чудесах. Чудесами называют события,… … Философский словарь Спонвиля
1) в религиозных и мифологических представлениях сверхъестественное явление, вызванное вмешательством божественной, потусторонней силы2)] (Перен.) нечто поразительное, удивляющее своей необычностью … Большой Энциклопедический словарь
См. ТЕУРГИЯ … Новейший философский словарь
Англ. miracle; нем. Wunder. 1. В религиозных и мифологических представлениях сверхъестественное явление, вызванное вмешательством божественной, потусторонней силы. 2. Нечто поразительное, выдающееся, удивляющее своей необычностью. Antinazi.… … Энциклопедия социологии
Книги
- Последнее Чудо. Эпизод 1: Путешествие в трущобах , Студия «Последнее чудо». Впервые в России! Первый аудиоблокбастер. Последнее Чудо – Эпизод 1: Путешествие в трущобах. Бегство. Жизнь после смерти. Он мечтает остаться на Земле. Только здесьесть такие странности, как…