sonyps4.ru

Что помогает человеку сохранять информацию. Понятие об информации

Главная > Документ
    Что помогает людям получать информацию, недоступную их органам чувств? Приведите примеры. Как называется информация, получаемая приемником? Как называется информация после ее обработки? Придумайте примеры человеческой деятельности, связанные с обработкой информации. Расскажите, каким способом в ваших примерах человек получает входную информацию, в чем заклю-чается ее обработка, что является выходной информацией. Что может выступать в роли источника и получателя сообще-ния? Приведите примеры способов передачи информации по схемам:
    Источник (человек) Приемник (человек) Источник (устройство) Приемник (человек) Источник (человек) Приемник (устройство) Источник (предмет) Приемник (человек) Источник (человек) Приемник (предмет) Источник-приемник Приемник-источник Источник Приемники Источники Приемник
Придумайте способ передачи информации. Нарисуйте схему передачи информации. Приведите примеры кодирующих и декодирующих уст-ройств. Что такое носитель информации? Приведите примеры. Какие требования предъявляются к носителю информации? Приведите примеры способов организации хранения инфор-мации. Какие вы знаете устройства, помогающие человеку собирать, хранить, обрабатывать и передавать информацию? Почему важно защищать информацию? Какие способы защиты информации вы знаете? Приведите примеры шифров. Зашифруйте фразу «Я учу информатику» с помощью ключа «шифр».

Тема 4 Информационные процессы

    как следует понимать информационный процесс; что представляют собой информационные процессы в обществе, в живой природе, в технике; что такое информационная технология; какова роль персонального компьютера в информационной технологии.
4.1. Понятие о процессе В повседневной жизни человек все время сталкивается с различ-ными процессами: смена времен года, раскрытие бутона цветка, пошив костюма. Одни процессы протекают в живой природе, другие - в человеческом обществе. Ино-гда человек играет решающую роль в ходе протека-ния процесса, например при пилотировании само-лета или написании сочинения. Некоторые процес-сы протекают независимо от влияния человека, как, например, распускание листьев на дереве, приливы и отливы.
На каждом производстве используются свои особые тех-нологические процессы. Например, для выпечки разных сортов хлеба применяются различные технологические процессы, отли-чающиеся составом продуктов, температурным режимом и вре-менными показателями. Для производства телевизоров ис-пользуется высокоточное обо-рудование и специальная тех-нология изготовления. Это примеры производства мате-риальных продуктов (предме-тов). Особую роль в ходе протека-ния некоторых процессов играет информация. С помощью органов чувств люди воспринима-ют информацию, осмысливают ее и на основе своего опыта, имеющихся знаний, интуиции принимают определенные реше-ния. Эти решения воплощаются в реальные действия, которые оказывают влияние на окружающий мир. Процессы, связанные со сбором, хранением, поиском, обработкой, кодированием и пе-редачей информации, называют информационными процессами. Информационные процессы протекают не только в человече-ском обществе, но и в животном и растительном мире. 4.2. Информационные процессы в обществе С информационными процессами вы сталкиваетесь с детства. Со-бирая что-то из кубиков, ребенок дает своему произведению назва-ние: «Это домик!» И не важно, что он составлен из разноцвет-ных пластмассовых кубиков и совсем не похож на настоящий дом. В детском саду вы играли в разные ролевые игры: «Ка-заки-разбойники», «Дочки-ма-тери», «Школа», «Больница». У каждого персонажа была своя роль. Главный объект игры - информация. Для того чтобы получать и передавать знания, узнавать об опасности, выражать свое отношение к происходящему, людям необходимо вступать в контакты (общаться друг с другом). Это называется коммуникацией и яв-ляется основой информацион-ных процессов в человеческом обществе. Это слово происходит от латинского communicatio (со-общение, передача) и обозначает процесс обмена мыслями, сведе-ниями, идеями, то есть информа-цией. Коммуникацией часто на-зывают не только процесс, но и путь и средства передачи некоего объекта с одного места на другое. Люди общаются при помощи речи, жестов, книг, телепередач, кинофильмов, театральных представлений, компьютеров и пр. Люди являются самыми важными объектами в системе коммуни-каций. Без их участия этот процесс не может состояться. Обще-ние - процесс двусторонний. Человек не только получает инфор-мацию, но и сам может выражать свои идеи и передавать инфор-мацию, вступая в контакт с другими людьми, имеющими доступ к глобальному информационному пространству. Без обмена ин-формацией невозможно развитие человеческого общества. Внешние условия (среда) накладывают отпечаток на инфор-мационные процессы, а следовательно, и на коммуникационные процессы. Например, поведение человека в воде совершенно другое, нежели на суше. Изменение коммуникационной среды требует от людей, желающих общаться между собой, знания языка, правил общения, умения читать, писать.

Коммуникационная среда - это совокупность условий обмена информацией.

С появлением электричества прочное место в передаче инфор-мации занимают телефон, телеграф. Возникновение этих спосо-бов коммуникации позволило значительно увеличить скорость передачи информации. Позже появились средства радиосвязи, обеспечивающие коммуникации без проводов. Это сделало воз-можной связь в любых условиях. Например, во время крушений в океанах и морях судно, терпящее бедствие, может передавать специальные радиосигналы. Все эти способы обмена информа-цией дали возможность быстро получать информацию, реаги-ровать на нее, оперативно прини-мать решения, своевременно вли-ять на ход событий. После изобретения радио, те-левидения, аудио- и видеосредств появилась возможность тиражирования и распространения информации в больших количествах, она стала доступна широким массам людей. Поэтому коммуника-ционные системы, обеспечивающие распространение информации с помощью радио, телевидения, кино, звукозаписи, видеозаписи и печатных изданий, называют средствами массовой информации (СМИ). С развитием этих средств люди получили постоянные ис-точники информации. С появлением компьютеров развитие информационных про-цессов приобретает небывалый размах. Новая среда предостав-ляет условия обмена информацией и хранение ее в виде, удоб-ном для корректировки и видоизменения. Сейчас появились информационные системы, дающие человеку возможность прак-тически мгновенно получать необходимую информацию, переда-вать ее на большие расстояния. Однако это требует от человека определенных знаний для использования такой среды. Компью-теры соединяются между собой в глобальную систему, создавая информационную среду общения людей, имеющих доступ к этой системе. 4.3. Информационные процессы в живой природе К
аждую весну вы наблюдаете, как на деревьях появляются почки, которые потом распускаются, превращаясь в листья, а осенью листья меняют окраску и опадают. Все эти процессы неразрывно связаны с информацией. Дерево воспринимает ин-формацию о состоянии окружающей среды: тем-пературе воздуха и поч-вы, продолжительности светового дня, интенсив-ности солнечных лучей. Такая информация слу-жит сигналом для протекания различных физико-химических процессов в клетках, а значит, управляет этими процессами. В животном мире, так же как и в мире людей, информация иг-рает немаловажную роль. Например, звуковое общение насекомых имеет удивительную особенность: несмотря на многочисленные по-мехи (другие звуки), они безошибочно выделяют нужный сигнал и точно определяют его источник. Представьте себе летний полдень на лугу: шелест травы, звуки, издаваемые разными животными. Все эти звуки сливаются в общий оркестр. Выделение нужного звука - нелегкая задача даже для технически совершенного при-бора. А слуховые органы животных превосходят лучшие техниче-ские устройства и позволяют различать все звуки. Животные используют еще один способ общения, который иг-рает важную роль в их жизни. Все вы знаете, как радостно со-баки встречают своих хозяев, весело махая хвостом. Тем самым они выра-жают свои чувства, передают инфор-мацию. Звонок в дверь означает для со-баки сигнал: «Кто-то пришел». Запах вошедшего - новая информация: зна-комый или чужой. Но не только звуки и запахи несут информацию для живот-ных и растений. Прикосновение - это тоже информационный процесс. Оно может нести в себе теплоту, нежность, суровость и пр. 4.4. Информационные процессы в технике В неживой природе можно говорить об ин-формационных процессах применительно к технике, когда она реагирует на некото-рые действия человека. С такими процессами вы сталкивае-тесь, когда играете с управляемым игру-шечным автомобилем или кораблем. С пе-редающего устройства посылается сигнал «поворот направо», и автомобиль послушно выполняет его. В конце XX века были созданы роботы - автоматические ме-ханизмы, управляемые компьютерами. Их используют на пред-приятиях для выполнения монотонных или опасных операций. Они применяются для работ в космосе, где человек не может само-стоятельно работать. Эти роботы получают информацию о со-стоянии космического корабля и устраняют неполадки. Например, для исследования поверхности Венеры в 1990 году был запущен специальный космический корабль - «Магеллан», который с помощью радара исследовал планету. Данные радио-метрии и высотометрии, полученные роботом, передавались на Землю, с их помощью были проведены интересные исследования. 10 апреля 2001 года в США запущен автоматический робот «Lander 2001» для изучения поверхности Марса. Робот оснащен специальным оборудованием: видеокамерами для съемки ланд-шафта, приборами для изучения климата. Каждый день вы сталкиваетесь с примерами использования информационных процессов в технике: с помощью пульта дис-танционного управления вы осуществляете выбор телевизионной программы, изменяете уровень громкости телевизора, режим работы видеомагнитофона, с помощью переключателей или пле-ночной клавиатуры вы устанав-ливаете режим работы СВЧ-печи, автоматической стиральной ма-шины, сотового телефона. Поль-зуясь метрополитеном, вы опус-каете в автомат турникета жетон, который проверяется на соответ-ствие. Информации о проверке поступает на специальное устрой-ство, которое открывает турни-кет. 4.5. Информационные технологии Информационные процессы тесно связаны с понятием «инфор-мационные технологии». Слово «технология» происходит от греческого «techne», что означает «искусство», «мастерство», «умение». Все эти понятия схожи между собой. Их можно рас-сматривать как совокупность действий для достижения постав-ленной цели, то есть как процесс. В ходе реализации технологии материального производства получается какой-либо материальный продукт. Как и в матери-альном производстве, в информационном существуют свои инст-рументы - технические средства. Целью информационной тех-нологии является производство информации и создание инфор-мационного продукта. Например, на уроках литературы вы создаете информационный продукт - сочинение. Издательство выпускает информационный продукт в виде газеты или книги.

Информационная технология - информационный процесс, в ре-зультате которого создается информационный продукт.

В истории развития человеческого общества выделяют не-сколько этапов развития информационной технологии. 1-й этап (до второй половины XIX века) - «ручная» ин-формационная технология (почта, книгопечатание), основ-ным инструментом которой является перо, чернильница и бу-мага. Главная цель - представление информации в нужной форме. 2-й этап (с конца XIX века) - «механическая» технология. Ос-новные инструменты: пишущая машинка, арифмометр, теле-фон, телеграф, телевидение, радиосвязь. Главная цель - пред-ставление информации в удобной для передачи форме. 3-й этап (40-60-е годы XX века) - «электрическая» техноло-гия. Основные инструменты: большие компьютеры, электрические пишущие машинки, магнитофоны, копировальные аппара-ты. Цель технологии - представление информации в форме, удобной для передачи и хранения. 4-й этап (с начала 70-х годов) - «электронная» технология. Ос-новные инструменты: большие компьютеры. Цель - совершен-ствование форм представления информации. 5-й этап (с середины 80-х годов) - «компьютерная» техноло-гия, основной инструмент которой - персональный компьютер и компьютерные сети. Главная цель технологии - представле-ние информации в форме, удобной для хранения, поиска, обра-ботки, передачи, а также развитие систем искусственного интел-лекта. 4.6. Персональный компьютер - основное техническое средство информационной технологии Сегодня в мире накоплены колоссальные объемы информации, производятся сложные расчеты для запуска космических кораб-лей и изготовления механизмов. В 40-х годах двадцатого столе-тия были созданы первые вычислительные машины, с измене-нием технологии производства они превратились в знакомые вам компьютеры. Они созданы для помощи людям. Компьютеры обладают огромными возможностями по накоплению, поиску и обработке информации. Применение компьютера как инструмента для работы с ин-формацией очень разнообразно и многогранно. Он может за не-сколько секунд просмотреть электронную библиотеку и найти требуемую информацию. Разработаны специальные компьютер-ные программы, позволяющие обувщику экспериментировать с формой и фактурой создаваемой модели обуви. С помощью компьютера сейчас испытывают автомобили, изучают строение молекул, проектируют дома и запускают космические корабли. В авиакомпаниях компьютеры соединены друг с другом, что по-зволяет оперативно продавать билеты на авиарейсы. Компьютер помогает вам, учит, развлекает. Что бы вы ни делали - рисовали, писали, считали, играли, - компьютер послушно выполняет ваши команды. Он обладает высокой скоростью работы, не устает, хранит большие объемы информации. Компьютер получает информацию, обрабатывает ее и выводит результат. Многие компьютеры во всем мире объединены специальным образом в компьютерные сети, с помощью которых можно пере-давать информацию от одного компьютера к другому. Среди сетей наибольшей популярностью пользуется сеть Интер-нет (Internet). С ее помощью передается большое количество тех-нических документов, журнальных статей, деловых писем, стихо-творений и прозы, медицинских заключений, мнений и взглядов, научных докладов, игр и шуток, словом, все, что можно преобра-зовать в компьютерную информацию и переслать по каналам свя-зи. При этом вам гарантирован быстрый и безошибочный обмен информацией, быстрый доступ к ней и ее обработка.

Контрольные вопросы и задания

    Что такое информационные процессы? В каких сферах жизнедеятельности человека и окружающего мира происходят информационные процессы? Приведите примеры информационных процессов в обществе. Какими способами осуществляется коммуникация в обще-стве? Что такое коммуникационная среда? Какие устройства использует человек для коммуникаций? Перечислите технические устройства для коммуникаций. Приведите примеры информационных процессов в раститель-ном мире. Приведите примеры информационных процессов в животном мире.
    Зависят ли информационные процессы в обществе и природе от внешних условий? Докажите. Приведите примеры информационных процессов в технике. Что такое информационная технология? В чем заключается разница между информационными техно-логиями и технологиями материального производства? Расскажите об этапах развития информационных технологий. Какие технические устройства используются в информацион-ной технологии? Как можно передавать информацию с одного компьютера на другой? Приведите примеры использования компьютера в качестве инструмента для работы с информацией:
    в домашних условиях; в школе; в разных областях.
В каждом примере укажите преимущества компьютерных тех-нологий.

Тема 5 Информационные основы процессов управления

Изучив эту тему, вы узнаете:

    основные термины, которые используются при управлении; какую роль играет исходная информация при управлении; что общего и чем отличаются разомкнутая и замкнутая схемы управления; что собой представляют автоматическая, неавтоматическая и автоматизированная системы управления.
В повседневной жизни мы всюду сталкиваемся с управлением: рабочий управляет станком, учитель - учениками, дирижер - оркестром, программист - работой компьютера и ходом выпол-нения программы. Вспомним слова из детской песенки: «Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлететь надо многое знать, надо много уметь...» Главное, надо знать: зачем выполняется управление? Напри-мер, летчик, садясь за штурвал самолета, должен заранее знать, куда и зачем он летит. Врач, назначая больному лекарство, дол-жен быть уверен в том, что оно поможет ему выздороветь. Во-дитель автобуса обязан обеспечить доставку пассажиров к месту назначения. Работая на компьютере, пользователь стремится пред-ставить информацию в удобной для работы форме. Все это озна-чает, что для управления надо знать конкретную цель, ожидае-мый результат. При этом важно понимать, что тот, кто управляет кем-либо или чем-либо, должен обладать исходной (предварительной) ин-формацией. Например, для летчика исходной информацией является:
    навыки и сведения, полученные в процессе обучения летной профессии, то есть профессиональные знания; задание на конкретный полет в устной или письменной фор-ме; разработка по картам пред-стоящего маршрута со штурма-ном; данные о состоянии летательно-го аппарата на момент взлета; данные о предполагаемых метео-условиях.
Для водителя автомобиля, например, исходная информа-ция - это:
    профессиональные знания по управлению автомобилем и о правилах дорожного движе-ния; сведения о состоянии дороги и автомобиля перед поездкой; маршрут поездки.
Таким образом, всегда должен существовать объект управле-ния, который может быть представителем как живой, так и не-живой природы. В рассматриваемых примерах - это оркестр, ученики, компьютер, самолет, автомобиль. Управление каким-либо объектом живой или неживой приро-ды осуществляет человек или устройство, которые обладают ис-ходной информацией: сведениями о существующей обстановке или ситуации, профессиональными знаниями (если это чело-век), сведениями о самом объекте управления и пр. Человек или устройство, получив необходимую исходную информацию, ока-зывает управляющее воздействие на объект управления. Так, например, дирижер, учитель, программист, летчик, водитель управляют соответствующими им объектами: оркестром, учени-ками, компьютером, самолетом, автомобилем. Однако только исходной информации недостаточно для успеш-ного управления. В процессе управления должна быть использо-вана информация о фактическом состоянии объекта управления, например о текущем состоянии самого автомобиля или самолета и об обстановке на дороге или в полете. Такая информация на-зывается текущей, или рабочей. Текущая информация о состоя-нии объекта управления должна постоянно поступать к челове-ку или устройству, которые управляют этим объектом. В этом случае говорят, что между ними существует обратная связь. Эта связь позволяет корректировать поведение объекта управления, то есть управлять им.

Рис. 5.1. Замкнутая схема управления

Такой процесс получил название замкнутого процесса управ-ления и в виде схемы представлен на рисунке 5.1. Рассмотрим пример. Процесс обучения в школе построен по замкнутой схеме управления. Ученики являются объектами управления. Учитель перед началом урока обладает определен-ной исходной информацией: знаниями по предмету, знаниями об учениках. Эти знания позволяют ему так построить урок, чтобы ученики поняли новый материал. Применяя различные методы ведения урока, учитель оказывает на учеников управ-ляющее воздействие. В процес-се опроса учеников, что равно-сильно обратной связи, учи-тель делает вывод о том, как усвоен материал, и решает, что ему дальше делать - либо про-вести дополнительное разъяс-нение, либо дать новый материал. Он должен постоянно отслеживать текущую информацию, чтобы видеть, как реагируют ученики (объект управления) на его воздействия. Не всегда управление осуществляется по замкнутой схеме. Например, управление потоком автомобилей и пешеходов с по-мощью светофора является примером незамкнутой (разомкну-той) схемы управления. Светофор не может воспринять коррек-тирующую информацию, он выступает в роли устройства, кото-рое только выдает управляющее воздействие. Изменение цветов светофора - управляющие сигналы. Автомобили и пешеходы выступают в качестве объектов управления. Такой процесс получил на-звание незамкнутого процесса управления и в виде схемы пред-ставлен на рисунке 5.2. В отли-чие от схемы на рисунке 5.1 в этой схеме отсутствует обратная связь - данные о состоянии объекта управления.

  • Информация и информационные процессы (2)

    Урок

    Ключевым понятием информатики является понятие информации, с которым мы сталкиваемся ежедневно, однако единого её определения до сих пор не существует.

  • Лекция

    «Понятие об алгоритме. Примеры алгоритмов. Свойства алгоритмов. Типы алгоритмов, построение простых алгоритмов для решения простых задач. Группы алгоритмов»

  • Иногда бывают такие ситуации, когда человек пытается что-то вспомнить, но не может. Чью-то фамилию, номер телефона, список покупок. И виной тому не старческий склероз. Просто наша память, как и мышцы, нуждается в тренировке. Ошибочно думать, что чем больше информации получаешь, тем меньше остается места для памяти. По мнению ученых, мы используем лишь 10% возможностей нашего мозга. Существуют специальные методики сохранения и улучшения памяти. Но не менее важно правильно питаться, отдыхать и… даже думать.

    2 98541

    Питайтесь правильно.
    Очень полезна для сохранения памяти жирная рыба. Но если нет желания кушать рыбу каждый день, можно просто принимать рыбий жир в капсулах.

    Красные и фиолетовые пищевые продукты также могут помочь. Черника, баклажаны, свекла и красный лук - все они содержат химическое вещество, которое способствует повышению функции мозга и памяти.

    Продукты, богатые фолиевой кислотой, такие, как брокколи, горох и бананы также могут помочь сохранить ваш мозг здоровым.

    Пейте больше воды.
    Без еды человек может прожить два месяца, а без воды - всего несколько дней. В день организму требуется около двух литров жидкости.

    Для чего же она нужна? Каждая клеточка нашего организма, в том числе и головного мозга, производит обмен веществ друг с другом посредством жидкости. Если воды не достаточно, в клетках накапливаются токсины, меньше поступает кислорода и питательных веществ. Для мозга это особенно вредно.

    Больше спите.
    Сон, это время, когда наше тело расслабляется, регенерируется и готовится к новому дню. Во время сна мозг обрабатывает информацию, полученную за день. И если спать недостаточно, информация не успевает обрабатываться. Оперативная память мозга, как в компьютере, начинает работать медленнее. И новый материал плохо усваивается. Найдите время для полноценного сна, это поможет сохранить память в целости и сохранности.

    Отдыхайте.
    Трудно сосредоточиться и вспомнить некоторые вещи, если ваш мозг постоянно находится в напряжении. Научитесь отдыхать. Получасовая прогулка на свежем воздухе - прекрасное лекарство от тревог. Вы удивитесь, но даже 20 минут игры на компьютере или мобильном телефоне помогут вам расслабиться.

    Тренируйте память.
    Исследования показали, что у людей, которые регулярно тренируют память, действительно улучшаются функции мозга. Разработано много методик запоминания информации. Но не обязательно записываться на дорогостоящие тренинги. Простое решение кроссвордов, судоку или викторина - отличное средство от склероза.

    Отличной тренировкой для памяти является заучивание стихов и песен. Учитесь считать простые числа без калькулятора. И вместо того, чтобы полагаться на записную книжку телефона, часть информации постарайтесь запомнить сами.

    Переключитесь на другую тему.
    Наверное, каждый человек сталкивался с такой ситуацией, когда нужно вспомнить что-то важное, но никак не вспоминается. Вроде бы слово крутится на языке, но «говориться» не хочет. Не паникуйте! Чем больше вы зацикливаетесь на вопросе, тем труднее будет что-то вспомнить. Психологи советуют переключиться на другую тему. Подумайте о чем-нибудь другом, лучше о приятном. Вы и не заметите, как информация, которую с таким трудом пытались вспомнить, всплывет в памяти сама собою.

    Вернитесь туда, откуда вы пришли.
    Бывает, что мы выходим из комнаты и забываем, что хотели сделать. Попробуйте вернуться обратно в помещение. Видя ту же самую обстановку, срабатывают ассоциации и поэтому оригинальные мысли возвращаются.

    Будьте изобретательны.
    У каждого найдется серия знаменательных дат или пара имен, которые нужно помнить всегда.
    Один из способов вспомнить о них, это составить историю, которая включает в себя информацию с необходимыми сведеньями. Придумайте рифму, фразу, или песенку с ключевыми датами или именами, которые вы должны помнить.

    Думайте картинками.
    Если вам нужно запомнить ваш список покупок, представьте его себе в виде картинок. Более 80% информации мы получаем с помощью органов зрения. Поэтому визуальные ассоциации наиболее устойчивы.
    Представьте себе, в какой отдел магазина вы идете в первую очередь? Что вы видите? Что вы положите в корзину? Этот способ гораздо лучше клочка бумажки с напоминаниями.

    Больше двигайтесь.
    Медицинские исследования показывают, что мозг работает более эффективно, когда увеличивается поток крови в организме. Следовательно, увеличивается количество кислорода в клетках.

    Лучший способ разогнать кровь по венам, это больше двигаться. Прогулка на свежем воздухе, бег трусцой, фитнес, плавание. Перечислять можно до бесконечности. Выберете себе занятие по душе. Запомните, движение - двигатель здоровья! В том числе и умственного.

    1.что помогает людям получать информацию, недоступную их органами чувств? приведите примеры.2.как называется информация получаемая приемником? 3. как

    называется информация после обработки? 4.придумайте примеры человеческой деятельности,связанные с обработкой информации. расскажите, каким способом в ваших примерах человек, получает входную информацию, в чем заключается выходная информация? 5. что может выступать в роли источника и получателя сообщения? 7. придумайте способ передачи информации. 9. приведите примеры кодирующих и декодирующих устройств.
    10. что такое носитель информации? приведите примеры. 11. какие требования предъявляются к носителю информации? 12. приведите примеры способов организации хранения информации. 13. какие вы знаете устройства, помогающие человеку собирать,хранить,обрабатывать, и передавать информацию? 14. почему важно защищать информацию? 15. какие способы защиты вы знаете? 16. приведите примеры шифров.
    17. зашифруйте фразу "я учу информатику" с помощью ключа "шифр".

    1. С помощью каких органов чувств люди и животные получают информацию об объектах в приведённых ниже примерах:

    а) мальчик ест арбуз;
    б) девочка собирает в поле букет цветов;
    в) мужчина выбирает книгу в магазине;
    г) слепой человек читает книгу с использованием азбуки Брайля;
    д) волк охотится за зайцем;
    е) спортсмен ныряет в воду.

    С помощью каких органов чувств люди и животные получают информацию об объектах (названия объектов написаны большими буквами) в приведенных ниже примерах:

    а) мальчик ест АРБУЗ;
    б) девочка собирает в поле букет ЦВЕТОВ;
    в) мужчина выбирает КНИГУ в магазине;
    г) слепой человек читает КНИГУ с использование азбуки Брайля;
    д) волк охотится за ЗАЙЦЕМ;
    е) спортсмен ныряет в ВОДУ.

    помогите пожалуйста текст разбить на абзацы...

    Компьютер - самый необычный инструмент из всех придуманных человеком. Он используется не в материальной, а в умственной, интеллектуальной деятельности людей разных профессий: экономистов, конструкторов, переводчиков, психологов, физиков, художников... Возможности своего интеллектуального помощника человек постоянно старается расширить. Для этого не только совершенствуется оборудование, «железо» компьютера, но и создаются новые компьютерные программы, программные средства. Эти программы составляются программистами - специалистами в области информатики. Зачем нужны компьютерные программы? Компьютер часто называют «умной» машиной, однако он не обладает человеческим разумом. Человек действует, когда захочет этого сам, или по заданию других людей. Компьютер ничего не делает «по собственному хотению». Все действия он выполняет только по заданию человека. Для управления действиями компьютера и предназначены компьютерные программы. Могут ли программисты составлять компьютерные программы без участия других специалистов? Пусть, например, программа предназначена для авиаконструктора или модельера-парикмахера, тогда программисту потребуется помощь представителей этих профессий. Только специалисты смогут подробно рассказать, с какими предметами, персонажами и явлениями они имеют дело в своей работе, что может происходить со всеми этими объектами, как принимаются решения. На месте такого специалиста может оказаться в будущем любой из вас, какую бы профессию он ни выбрал. Может ли человек, не изучавший информатику, рассказать о своей работе, учебе или любимой игре? Наверное, да. Но одно дело, когда рассказ предназначен для другого человека, и совсем другое, когда сведения нужны для создания компьютерной программы. Объясняя что-то людям, мы можем не вдаваться в какие-то подробности, полагаясь на их опыт, знания, сообразительность. В описаниях, которые составляются при создании компьютерных программ, не должно быть ничего лишнего, но в то же время они не могут полагаться на чей-то опыт или смекалку. И еще: эти описания нужно представить не в форме устного рассказа или повести, а в виде наглядных и компактных схем, таблиц, списков. Составлению таких «компьютерных» описаний нужно специально учиться - изучать информатику. Полученные знания и умения можно использовать не только при создании компьютерных программ. Они пригодятся всем, кому приходится составлять описания, инструкции, объяснения. А ведь делать это приходится практически каждому человеку - в любом возрасте и в самых различных ситуациях.






    Одно из древнейших сооружений, используемое для получения астрономической информации, Стоунхендж «висячие камни». II веке до н. э, Англия. Каменные арки дают направления на крайние положения Солнца и Луны, а 56 белых лунок помогают предсказать время Солнечного и Лунного затмений.














    Передача информации В любом процессе передачи или обмене информацией существует ее источник и получатель, а сама информация передается по каналу связи с помощью сигналов: механических, тепловых, электрических и др. В обычной жизни для человека любой звук, свет являются сигналами, несущими смысловую нагрузку. Передача информации от источника к получателю




    В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться. Это происходит из-за различных помех, как на канале связи, так и при кодировании и декодировании информации. Вопросами, связанными с методами кодирования и декодирования информации, занимается специальная наука криптография.




    Материальная природа носителей информации может быть различной: молекулы ДНК, которые хранят генетическую информацию; бумага, на которой хранятся тексты и изображения; магнитная лента, на которой хранится звуковая информация; фото- и кинопленки, на которых хранится графическая информация; микросхемы памяти, магнитные и лазерные диски, на которых хранятся программы и данные в компьютере, и так далее.




    Методы поиска информации: непосредственное наблюдение; общение со специалистами по интересующему вас вопросу; чтение соответствующей литературы; просмотр теле-, видеопрограмм; прослушивание радиопередач и аудиокассет; работа в библиотеках, архивах; запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных…


    Защита информации Для защиты информации используют различные способы: безопасность зданий, где хранится секретная информация; контроль доступа (пароль, пропуск); разграничение доступа (в зависимости от полномочий); дублирование каналов связи и подключение резервных устройств; криптографическое преобразование информации с помощью шифров.


    Вопросы и задания 1. Что помогает людям получать информацию, недоступную их органам чувств? Приведите примеры. 2. Как называется информация, получаемая приемником? 3. Как называется информация после ее обработки? 4. Что такое носитель информации? Приведите примеры. 5. Какие требования предъявляются к носителю информации? 6. Приведите примеры способов организации хранения информации. 7. Какие вы знаете устройства, помогающие человеку собирать, хранить, обрабатывать и передавать информацию? 8. Почему важно защищать информацию? 9. Какие способы защиты информации вы знаете?


    Приведите примеры способов передачи информации по схемам: 1. Источник (человек) – Приемник (человек) 2. Источник (устройство) – Приемник (человек) 3. Источник (человек) – Приемник (устройство) 4. Источник (предмет) – Приемник (человек) 5. Источник (человек) – Приемник (предмет) 6. Источник-приемник – Приемник-источник

    п.1 ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ

    Во втором и третьем классах мы узнали о том, как человек воспринимает информацию и что делает с ней. Мы знаем, что информацию он воспринимает с помощью своих органов чувств. Полученная инфор­мация может храниться в памяти человека.

    ! Информация, которую получает человек,

    может храниться в его памяти.

    Хранить информацию можно и независимо от па­мяти человека, для этого нужно представить её на но­сителе - на бумаге, доске, в памяти компьютера.

    Рассмотрим это на примере.

    Петя нарисовал в своем альбоме цветными ка­рандашами лесную полянку. На ней были трава, цве­ты, дерево, птица и пастушок, играющий на дудочке.

    На бумаге (но­сителе информации) мальчик сумел пред­ставить информацию, которую он воспринял зрительно - глазами. Однако, возможности восприятия человеком информации гораздо богаче.

    Мальчик долго думал, как изобразить на бумаге звуки дудочки, пение птицы и запахи цветов. Звуки он изобразил нотными знаками. Потом взял ручку и на­писал: «Ещё поют птицы, цветы хорошо пахнут. Ягоды вкусные, а солнечные лучи теплые». Текст позволил ему представить на бумаге то, что он не смог изобразить графически.

    ! На носителе информация хранится независимо от памяти человека.

    Одновременно воспринимая разнообразные ин­формационные потоки органами чувств, человек осо­знаёт только часть полученной информации.

    Почему? Так устроено наше сознание - человек не может одновременно осознавать все воспринимае­мые им сигналы. Человеческий мозг из всего многооб­разия сигналов выбирает и обрабатывает только те, которые жизненно важны человеку в данный момент. Получив новый сигнал, мы переключаем на него своё внимание. Затем - на очередной новый сигнал и так далее.

    Например, у каждого из нас в доме есть часы.

    Часы обычно тикают. Но мы их то слышим, то не слышим. Если наше внимание сосредоточено на любимой песне, которую передают по радио, тогда все остальные зву­ковые сигналы как будто «пропада­ют» для нас. Мы перестаем слышать их, то есть осознавать, хотя они есть. Когда песня за­кончится, мы тут же услышим, как тикают часы.

    ! Мозг человека из всех поступающих сигналов выбирает только те из них, которые нужны человеку здесь и сейчас.

    Есть ещё одно удивительное свойство человека.

    В каждый момент времени он воспринимает раз­ную информацию всеми своими органами чувств одновременно. Например, когда мы едим яблоко,
    конфету или мороженое, мы ощущаем и вкус, и за­пах, и цвет, и шероховатость, и температуру, и твер­дость, слышим хруст.

    Каждый объект является источником информа­ции разных видов - зрительной, слуховой, обоня­тельной, вкусовой, осязательной. А вот обдумывать свои ощущения мы можем только одно за другим.

    ! Каждый объект является источником информации

    разных видов, а человек осознаёт только то,

    что наиболее важно для него.

    Когда люди находятся в одном и том же месте, где одни и те же вещи, одни и те же запахи и звуки, каждый видит и слышит своё. Это происходит потому, что человек воспринимает только те сигналы, которые соответствуют ело жизненным потребностям.

    Человек получает информацию, когда он обща­ется с другими людьми, наблюдает за природой, чи­тает книги, рассматривает произведения искусства, в школе на уроках.

    п.1 Главное что мы должны помнить.

    1.Человек воспринимает информацию с помощью пяти органов чувств. Эту информацию он может сохранить в своей памяти, представить на носителе.

    2.В каждый момент времени человек воспринимает сигналы всеми своими органами чувств одно­временно, а осмысливает воспринятую информацию последовательно - одну за другой.



    Загрузка...