sonyps4.ru

Батарея литий ион. Существуют два форм-фактора литий-ионных аккумуляторов

Когда говорят о литиевых батарейках или аккумуляторах, то чаще всего даже не догадываются, что их в последние пару лет появилось чуть ли не десяток , каждая из которых представляет из себя литий с различными добавками других химических элементов, в итоге существенно отличающихся друг от друга.

Давайте разберёмся в их типах и начнём с классики:

Литий-ионные аккумуляторы - это классические перезаряжаемые аккумуляторов, в которой ионы лития перемещаются от отрицательного электрода к положительному электроду во время разряда и обратно при зарядке. Литий-ионные АКБ широко распространены в бытовой электронике. Они являются одним из самых популярных типов аккумуляторных батарей для портативной электроники, с одной из лучших энергетической плотностью, отсутствие эффекта памяти и медленной потери заряда, когда он не используется (низкий саморазряд).

Эта серия охватывает цилиндрические и призматические типоразмеры аккумуляторов. Li-ion имеет наивысшую плотность мощности среди любого аккумулятора старого типа. Очень легкий вес и большой цикл жизни делает его идеальным продуктом для многих решений.

Литий-титанат (титанат лития) - это относительно новый класс литий-ионных АКБ - (подробнее ). Он характеризуется очень длинным жизненным циклом, который измеряется в тысячах циклов. Литий-титанат свинца является также очень безопасным и сравним в этом плане с фосфатом железа. Энергетическая плотность ниже, чем у других литий-ионных источников тока и его номинальное напряжение 2.4 В.

Эта технология отличается очень быстрой зарядкой, низким внутренним сопротивлением, очень высоким жизненным циклом и отличной выносливостью (также безопасностью). LTO нашел свое применение в основном в электромобилях и наручных часах. В последнее время она начинает находить применение в мобильных медицинских устройствах, благодаря своей высокой безопасности. Одна из особенностей технологии заключается в том, что используются нанокристаллы на аноде вместо углерода, что обеспечивает гораздо более эффективную площадь поверхности. К сожалению, эта батарея имеет более низкие напряжения, чем другие типы литиевых АКБ.

Особенности:

  • Удельная энергия: около 30-110Wh/кг
  • Плотность энергии: 177 Вт * ч/л
  • Удельная мощность: 3,000-5,100 Вт/кг
  • Разряд КПД: примерно 85%; зарядки эффективность более 95%
  • Энергия-цена: 0.5 Вт/доллар
  • Срок годности: >10 лет
  • Саморазряд: 2-5 %/месяц
  • Долговечность: 6000 циклов до 90% емкости
  • Номинальное напряжение: от 1,9 до 2,4 В
  • Температура: от -40 до +55°C
  • Метод зарядки: используется стабильный постоянный ток, затем постоянное напряжение до тех пор, пока не достигнет порога.

Химическая формула: Li4Ti5O12 + 6LiCoO2 < > Li7Ti5O12 + 6Li0.5CoO2 (Е=2,1 В)

Литий-полимер имеет бОльшую плотность энергии в плане веса, чем литий-ионные АКБ. В очень тонких ячейках (до 5 мм) литий-полимер обеспечивает высокую объемную плотность энергии. Великолепная стабильность в перенапряжениях и высоких температурах.

Эта серия аккумуляторов может производиться в диапазоне от 30 до 23000 мА/ч, корпуса призматического и цилиндрического типов. Литий-полимерные аккумуляторы имеют ряд преимуществ: большую плотность энергии по объему, гибкость в размерах ячеек и более широкий запас прочности, с превосходной стабильностью напряжения даже на высокой температуре. Основные области применения: портативные плееры, Bluetooth, беспроводные устройства, КПК и цифровые камеры, электрические велосипеды, GPS навигаторы, ноутбуки, электронные книги.

Особенности:

  • Номинальное напряжение: 3,7 В
  • Зарядное напряжение: 4,2±0,05 В
  • Ток заряда, скорость: 0.2-10С
  • Предельное напряжение разряда: 2.5 В
  • Скорость разряда: до 50С
  • Выносливость в циклах: 400 циклов

Литий-фосфат железа имеет хорошие характеристики безопасности, длительный срок службы (до 2000 циклов), и невысокую стоимость производства. LiFePO4 батареи хорошо подходят для высоких токов разрядки, например военной техники, электроинструментов, электровелосипедов, мобильных компьютеров, ИБП и солнечных энергетических систем.

В качестве нового анодного материала для литий-ионных аккумуляторов, lifepo4 был впервые представлен в 1997 году и постоянно совершенствуется до настоящего времени. Он привлек внимание экспертов благодаря его надежной безопасности, долговечности, низкого воздействия на окружающую среду при утилизации, и удобных зарядно-разрядных характеристик. Многие специалисты утверждают, что lifepo4 аккумуляторы являются на сегодняшний день лучшим вариантом для автономного питания электроники.

Литий диоксид серы (батарея Li и SO2) - эти батареи имеют высокую плотность энергии и хорошую устойчивость к разряду на высокой мощности. Такие элементы используются в основном в военке, метеорологии и космонавтике.

Аккумуляторы на базе литий диоксида серы с металлическим литиевым анодом (самый легкий из всех металлов) и жидким катодом, содержащим пористый углеродный токосъемник с наполнением диоксида серы (SO2) выдают напряжение 2.9 В и имеют цилиндрическую форму.

Особенности:

  • Высокое рабочее напряжение, стабильное на протяжении большей части разряда
  • Чрезвычайно низкий саморазряд
  • Работоспособность в экстремальных условиях
  • Широкий рабочий температурный диапазон (-55°C до +65°С)

Литий-диоксид марганца (батарея Li-MnO2) - такие аккумуляторы обладают легким металлическим литиевым анодом и твердым катодом из диоксида марганца, погруженный в неагрессивный, нетоксичный органический электролит. Этот тип батареи соответствуют RoHS ЕС и характеризуется большой емкостью, высокой допустимой разрядкой и длинной продолжительностью службы.

Li-MnO2 широко используется в резервных источниках питания, аварийных радиобуях, пожарных сигнализациях, электронных системах контроля доступа, цифровых фотоаппаратах, медицинском оборудовании.

Особенности:

  • Высокая плотность энергии
  • Очень стабильное напряжение разрядки
  • Более чем 10-ти летний срок хранения
  • Рабочая температура: -40 до +60°С

Хлорида тионил лития (литий-SOCl2) батареи обладают легким металлическим литиевым анодом и жидким катодом, содержащий пористый углеродный токосъемник наполненный тионилхлоридом (SOCl2). Батарея Li-SOCL2 идеально подходят для автомобильных устройств, медицинской техники, а также военных и аэрокосмических устройств. Они имеют самый широкий диапазон рабочих температур от -60 до + 150°С.

Особенности:

  • Высокая плотность энергии
  • Долгий срок годности при хранении
  • Широкий температурный диапазон
  • Хорошая герметизация
  • Стабильное разрядное напряжение

Li-FeS2 батареи

Аккумуляторы и батареи Li-FeS2 расшифровываются как литий-железодисульфидные. Информация про них будет добавлена позже.

  • Перевод

Смерть батареи: мы все видели, как это происходит. В телефонах, ноутбуках, фотоаппаратах, а теперь и электромобилях, процесс болезненный и - если повезет - медленный. С годами, литий-ионный аккумулятор, который когда-то питал ваши устройства в течение нескольких часов (и даже дней!) постепенно теряет свою способность удерживать заряд. В конце концов вы смиритесь, быть может, проклянёте Стива Джобса, а затем купите новую батарею, а то и вовсе новый гаджет.

Но почему это происходит? Что происходит в батарее, что заставляет её испустить дух? Короткий ответ заключается в том, что из-за ущерба от длительного воздействия высоких температур и большого числа циклов зарядки и разрядки в конце концов начинает нарушаться процесс перемещения ионов лития между электродами.

Более подробный ответ, который проведет нас через описание нежелательных химических реакций, коррозию, угрозу высоких температур и других факторов, влияющих на производительность, начинается с объяснения того, что происходит в литий-ионных аккумуляторах, когда всё работает хорошо.

Введение в литий-ионные аккумуляторы
В обычной литий-ионной батарее, мы найдем катод (или отрицательный электрод), сделанный из оксидов лития, таких как оксид лития с кобальтом. Мы также найдем анод или положительный электрод, который сегодня, как правило, изготавливается из графита. Тонкий пористый сепаратор удерживает два электрода друг от друга для предотвращения короткого замыкания. И электролит, изготовленный из органических растворителей и на основе солей лития, который позволяет ионам лития перемещаться внутри ячейки.

Во время зарядки электрический ток перемещает ионы лития от катода к аноду. Во время разрядки (другими словами, при использовании аккумулятора), ионы движутся обратно к катоду.

Даниэль Абрахам, ученый из Аргоннской национальной лаборатории, ведущей научные исследования деградации литий-ионных элементов, сравнил этот процесс с водой в системе гидроэнергетики. Движущаяся вверх вода требует энергии, но она очень легко течет вниз. Фактически, она поставляет кинетическую энергию, говорит Абрахам, похожим образом, литий-кобальтовый оксид в катоде «не хочет отдавать свой литий». Подобно движущейся вверх воде, необходима энергия, чтобы переместить атомы лития из оксида и переместить их в анод.

Во время зарядки ионы помещаются между листами графита, входящих в состав анода. Но, как выразился Абрахам, «они не хотят быть там, при первой возможности они будут двигаться назад», как вода течет вниз по склону. Это и есть разрядка. Долгоживущая батарея выдержит несколько тысяч таких циклов зарядки-разрядки.

Когда мёртвая батарея действительно мертва?
Когда мы говорим о «мёртвой» батарее, важно понять две метрики производительности: энергия и мощность. В некоторых случаях очень важна скорость, с которой вы можете получать энергию из батареи. Это мощность. В электромобилях высокая мощность делает возможным быстрое ускорение, а также торможение, при котором батарее требуется получить заряд в течение нескольких секунд.

В сотовых телефонах, с другой стороны, высокая мощность менее важна, чем ёмкость, или количество энергии, которое может вместить батарея. Батареи высокой ёмкости работают дольше от одного заряда.

Со временем батарея деградирует несколькими способами, которые могут влиять и на ёмкость, и на мощность, пока, в конце концов, она просто не сможет выполнять базовые функции.

Подумайте об этом по другой аналогии, связанной с водой: зарядка аккумулятора, как наполнение ведра водой из под крана. Объем ведра представляет собой вместительность аккумулятора, или ёмкость. Скорость, с которой вы можете наполнить его - повернув кран на полную мощность или тоненькой струйкой - это мощность. Но время, высокие температуры, множественные циклы и прочие факторы, в конечном итоге образуют дыру в ведре.

В аналогии с ведром вода просачивается. В батарее, ионы лития убираются, или «привязываются», говорит Абрахам. В итоге, они лишаются возможности перемещаться между электродами. Поэтому после нескольких месяцев мобильный телефон, который первоначально требовал зарядки раз в пару дней, теперь необходимо заряжать каждые сутки. Затем дважды в день. В конце концов, слишком много ионов лития «привяжутся», и аккумулятор не будет держать сколько-нибудь полезный заряд. Ведро прекратит держать воду.

Что ломается и почему
Активная часть катода (источника ионов лития в батарее) разработана с определенной атомной структурой для обеспечения стабильности и производительности. Когда ионы перемещаются к аноду, а затем возвращаются на обратно в катод, в идеале хотелось бы, чтобы они вернулись на прежнее место, чтобы сохранить стабильную кристаллическую структуру.

Проблема в том, что кристаллическая структура может меняться с каждой зарядкой и разрядкой. Ионы из квартиры А не обязательно вернутся домой, но могут вселиться в квартиру B по соседству. Тогда ион из квартиры B находит свое место занятым этим бродягой и, не вступая в конфронтацию, решает поселиться дальше по коридору. И так далее.

Постепенно эти «фазовые переходы» в веществе преобразовывают катод в новую кристаллическую структуру кристалла с иными электрохимическими свойствами. Точное расположение атомов, первоначально обеспечивающее необходимую производительность, изменяется.

В батареях гибридных автомобилей, которые необходимы только для подачи питания, когда транспортное средство ускоряется или тормозит, отмечает Абрахам, эти структурные изменения происходят гораздо медленнее, чем в электромобилях. Это связано с тем, что в каждом цикле в системе перемещается только небольшая часть ионов лития. В результате им легче возвращаться на свои исходные позиции.

Проблема коррозии
Деградация может происходить также и в других частях батареи. Каждый электрод соединен с коллектором тока, который является по сути куском металла (обычно медь для анода, алюминий для катода), которая собирает электроны и перемещает их во внешнюю цепь. Итак, у нас есть глина из такого «активного» материала, как литий-кобальтовый оксид (который представляет собой керамику и не является очень хорошим проводником), а также клееподобный связующий материал, нанесенный на кусок металла.

Если связующий материал разрушается, это приводит к «шелушению» поверхности коллектора тока. Если металл разъедается, он не может эффективно перемещать электроны.

Коррозия в батарее может возникнуть в результате взаимодействия электролита и электродов. Графитовый анод является «легкоотдающим», т.е. он легко «отдает» электроны в электролит. Это может привести к появлению нежелательного покрытия на поверхности графита. Катод, между тем, весьма «окисляемый», что означает, что он легко принимает электроны от электролита, что в некоторых случаях может разъедать алюминий коллектора тока или формировать покрытие на частях катода, говорит Абрахам.

Слишком много хорошего
Графит - материал, широко используемый для изготовления анодов - термодинамически неустойчив в органических электролитах. Это означает, что с самой первой зарядки нашей батареи, графит реагирует с электролитом. Это создает пористый слой (называемый твёрдым электролитным интерфейсом или ТЭИ), что в итоге защищает анод от дальнейших атак. Эта реакция также потребляет небольшое количество лития. В идеальном мире эта реакция происходила бы один раз, чтобы создать защитный слой, и на этом всё закончится.

В действительности, однако, ТЭИ является весьма нестабильным защитником. Он хорошо защищает графит при комнатной температуре, говорит Абрахам, но при высоких температурах или когда заряд батареи снижается до нуля («глубокий разряд»), ТЭИ может частично растворяться в электролите. При высоких температурах, электролиты также имеют тенденцию разлагаться и побочные реакции ускоряются.

Когда благоприятные условия вернутся, сформируется другой защитный слой, но это съест часть лития, приводя к тем же проблемам, что и у дырявого ведра. Нам придётся заряжать наш сотовый телефон чаще.

Итак, нам требуется ТЭИ для защиты графитового анода, и в таком случае хорошего может быть действительно слишком много. Если защитный слой слишком утолщается, он становится барьером для ионов лития, от которых требуется свободно перемещаться вперед-назад. Это влияет на мощность, которая, как подчеркивает Абрахам, «чрезвычайно важна» для электромобилей.

Создавая лучшие батареи
Так что же можно сделать, чтобы продлить жизнь наших батарей? Исследователи в лабораториях занимаются поиском электролитических добавок, которые бы функционировали подобно витаминам в нашем рационе, т.е. позволят батареи работать лучше и прожить дольше за счет уменьшения вредных реакций между электродами и электролитом, говорит Абрахам. Кроме того, они ищут новые, более стабильные кристаллические структуры для электродов, а также более стабильные связующие материалы и электролиты.

Тем временем, инженеры в компаниях, производящих батареи и электрические автомобили, работают над корпусами и термальными системами управления в попытке сохранять литий-ионные аккумуляторы в постоянном, здоровом диапазоне температур. Нам же, как потребителям, остается избегать экстремальных температур и глубокой разрядки, а также продолжать ворчать по поводу батарей, которые, кажется, всегда умирают слишком быстро.

Литиевые аккумуляторы

Литиевые или литий-ионные (Li-ion) аккумуляторы в основном присутствуют в сотовых телефонах, ноутбуках, видеокамерах. Изделия дорогие, аккумуляторы тоже, поэтому и обращаться с ними нужно еще грамотнее, чем с любыми другими аккумуляторами. Так в чем же сила Литий-Йона? Здесь, наверное, еще больше слухов и мифов. Во-первых, она начинает появляться сама собой хотя бы потому, что продавцы техники с Li-ion аккумуляторами особых напутствий не дают, говоря, что батарея “умная” и сама все сделает как надо. А вот и не сама. Ведь сколько есть случаев, когда владельцы новых ноутбуков за месяц батарею приводили в негодность и потом платили хорошие за новую батарею. Конечно, литиевые батареи потому и дорогие, что напичканы электроникой, но она, к сожалению, не спасает от дурака.

Переразряд

Как и в случае никелевых аккумуляторов, литиевые также сильно боятся перезаряда и переразряда. Но, поскольку эти батареи используются в интеллектуальных устройствах и комплектуются собственными зарядными устройствами, их электроника не допускает перезаряда – т.о. его можно не бояться. А вот переразряд сложнее контролировать, поэтому он и является самой типичной причиной досрочного выхода аккумулятора из строя. Конечно, в дорогих и сложных устройствах, например, в ноутбуках, отключение происходит до падения напряжения до критического значения. Но прецеденты указывают на то, что это аварийное отключение лучше рассматривать как экстренную меру, до которой, по возможности, лучше не доводить. Это самое главное правило – избегать полной разрядки, поскольку низкое напряжение может отключить цепь аварийной защиты. Бывает, что люди «убивают» батареи, увлекшись тренировкой. Тренировка - вещь хорошая, но для литиевых батарей достаточно 2-3 полных цикла.

Для литиевых батарей нет эффекта памяти, поэтому их можно заряжать когда угодно, так что после тренировки лучше не разряжать батареи до конца. Рекомендуемый нижний порог – 5-10 %. Критический нижний порог – 3 %.

Много неполных циклов или один полный

У литиевых батарей срок службы – примерно 300 циклов. Полным циклом считается цикл полного заряда и полного (т.е. примерно до 3 % емкости) разряда, или наоборот. Если разрядить батарею до 50 %, а потом зарядить, то это будет 1/2 цикла, если до 75 % и зарядить – 1/4 цикла и т.д. Так вот, для телефонов и ноутбуков разница в пользе между полными и неполными циклами различна. В Интернете упорно утверждается, что куча народа заряжала телефоны при неполном разряде (т.е. каждый день дозаряжали телефон) и в итоге угробила их . В то же время, для ноутбуков достоверно известно, что полные циклы быстрее изнашивают батарею, чем неполные . Ситуация проясняется при детальном рассмотрении устройства Li-ion аккумуляторов (см. доп. материалы). Оказывается, многое зависит от контроллера. Именно он контролирует ток заряда, следит за состоянием батареи и т.д. Так вот, в ноутбуках контроллер расположен в самой батарее и корректируется системными утилитами, например калибровкой. В сотовых телефонах контроллер расположен в самом телефоне и так просто не корректируется. Хоть в литиевых батареях и нет эффекта памяти, но есть так называемый эффект “цифровой памяти” . Дело в том, что электроника управления зарядом-разрядом, размещенная в самой батарее, работает независимо от устройства, батарею использующего. Внутренняя электроника следит за уровнем напряжения элемента, прерывает заряд по достижении установленной максимальной величины (с учетом изменения напряжения, обусловленного током зарядки и температуры батареи), прерывает разряд при достижении критической величины и сообщает об этом “наверх” (для этих целей производится большая номенклатура специализированных микросхем). Система же мониторинга батареи “наверху” вычисляет уровень заряда, основываясь на информации о моментах выключения заряда и разряда от батареи и показаниях системы измерения тока. Но если условия работы таковы, что полной разрядки до аппаратного отключения или полной зарядки не происходит, эти вычисления после нескольких циклов могут стать не вполне корректными – емкость батареи со временем падает, да и показания измерителя тока не всегда могут соответствовать реальности. Обычно отклонения не превышают одного процента на каждый цикл, если только в процессе эксплуатации не произошло серьезных изменений, связанных, к примеру, с выходом из строя одного из элементов батареи. Система мониторинга имеет возможность “обучаться”, то есть пересчитывать значение полной емкости батареи, но для этого нужно выполнить как минимум один полный цикл заряд-разряд до срабатывания аппаратных схем самой батареи. Вот и выходит, что при очень частых циклах контроллер сбивается, а, следовательно, неправильно вычисляет заряд батареи и осуществляет неправильную зарядку, в результате чего батарея портится. В отличие от ноутбука, телефон перекалибровать нельзя. Все, что остается в данном случае, это сделать пару полных циклов, чтобы привести контроллер в порядок. Я рекомендую, в идеале, совмещать полные и неполные циклы, придерживаясь принципа “золотой середины”. Лично я со своим сотовым так и делал – в результате, после 2-х лет эксплуатации падение емкости составило не более 40 %, что является нормой. Отчасти, время тоже не щадит литиевые аккумуляторы – они изнашиваются со временем независимо от эксплуатации; век их недолог и разумно менять аккумуляторы раз в 2-3 года.

Хранение

Если аккумулятор не используется, рекомендуется хранить его при 40 % емкости в прохладном месте. Нижний предел температуры для хранения и эксплуатации – 00 С. Вообще литиевые аккумуляторы любят быть заряженными, т.е. их лучше и хранить и держать в заряженном состоянии, в отличие от никелевых. Но при длительном хранении максимальный заряд все же сильнее изнашивает батарею, поэтому оптимальным состоянием считается 40 % заряда .

Реанимация батареи

Вообще, если батарея сдохла, лучше купить новую, это самый логичный вариант, хотя и дорогой. Достоверных рецептов реанимации батарей я не встречал. Тут ходят настоящие легенды, особенно про ноутбуки, что люди реанимировали свой угробленный аккумулятор ноутбука и все у них замечательно. Одна из них звучит так: “Нужно полностью разрядить аккумулятор, оставить ноутбук на неделю; затем полностью зарядить аккумулятор и тоже оставить на неделю; через два месяца емкость должна восстановиться” .

Для сотовых телефонов: совмещать полные и неполные циклы (в пропорции “ХЗ”).
Для ноутбуков: как можно меньше полных циклов (после тренировки).
Для всех: рекомендуется делать 80%-ные циклы; не допускать полного разряда (ниже 3 %).

Большинство современных электронных устройств, таких как ноутбук, телефон или плеер, комплектуются литий ионными аккумуляторами, которые выступают автономными источниками питания. Данные ионные батареи были разработаны сравнительно недавно, но благодаря своим характеристикам завоевали большую популярность среди конструкторов и производителей гаджетов. Сейчас, кроме различных бытовых приборов, такими источниками питания оснащены многие инструменты для отделки и ремонта, шуруповерты или отрезные машинки. В данной статье рассмотрены виды литий ионных аккумуляторов, сферы их применения и принцип работы.

Виды литий ионных аккумуляторов

Аккумуляторные батареи, работающие по принципу накапливания энергии и выдачи ее на потребляемый прибор, бывают нескольких видов, которые можно объединить в один литий ионных блок. К таким батареям относятся:

  1. Литий кобальтовый аккумулятор. Такой прибор состоит из графитового анода и катода, изготовленных из оксида кобальта. Катод имеет пластинчатое строение с зазорами между деталями, поэтому при потреблении питания ионы лития подаются на пластины от анода, возникает электромагнитная реакция, и на клеммы поступает напряжение. Минусом такой системы является слабая устойчивость механизма к перепадам температуры, так как при отрицательных показателях происходит разрядка батареи, даже если она не подключена к потребителю. Во время подзарядки изделия направление тока меняется, и ионы лития поступают через катоды на аноды, происходит их накопление, и напряжение повышается. Категорически запрещается подключать зарядное устройство к батарее, номинальное напряжение которого выше показателя детали, в противном случае аккумулятор может перегреться, пластины расплавятся, а корпус треснет;
  2. Литий марганцевая батарея. Также относится к литий ионным аккумуляторам, рабочая среда которых изготовлена из марганцевой шпинели в виде трехмерных крестообразных тоннелей. В отличие от кобальтовой системы, такой тип основы обеспечивает беспрепятственное прохождение ионов лития от анода до катода и далее на контакты прибора. Основным преимуществом литий ионного марганцевого аккумулятора является низкое сопротивление материала, поэтому такие АКБ часто используются для гибридного автотранспорта, инструмента, потребляющего большое количество тока, или в медицинском оборудовании, работающем автономно. Допускается нагрев батареи во время подзарядки до 80 градусов, а номинальный ток может быть до 20-30 Ампер. Не рекомендуется воздействовать на АКБ током, напряжение которого выше 50А, более двух секунд, иначе шпинели могут перегреться и выйти из строя;

  1. Литий ионные аккумуляторные батареи с железо-фосфатным катодом. Такая батарея встречается редко из-за сравнительно высокой стоимости производства, ее конечная цена немного выше, чем у других литий ионных аккумуляторов. Фосфатный катод имеет большое преимущество: это срок службы изделия и значительно превосходящая аналогичные приборы периодичность подзарядки. Чаще всего данные АКБ имеют гарантию от 10 до 50 лет или около 500 циклов зарядки. Благодаря таким показателям, батареи с фосфатом железа часто применяются в промышленности, когда необходимо получить высокое напряжение на выходе;
  2. Литий никель марганец кобальт оксидные ионные аккумуляторные батареи. Это самая практичная, с точки зрения стоимости производства и надежности готового изделия, комбинация материалов для изготовления катода. Благодаря электрохимическим свойствам перечисленных веществ, выполненный из них катод обладает низкими показателями сопротивления, поэтому во время долгого простоя батареи, разряжение будет минимальными. Также с помощью увеличения размера стакана или ячейки катода можно повысить общую емкость аккумулятора или увеличить напряжение тока. Секрет кроется в сочетании марганца и никеля, которое при правильном комбинировании создает цепочку с высокими показателями электрохимических свойств;
  3. Литий титанатный аккумулятор. Разработан в начале 80-х годов, в отличие от ионных батарей с графитовым сердечником, катод этого прибора изготавливается из нанокристаллов титаната лития. Катод из этого материала позволяет осуществлять подзарядку батареи за короткий промежуток времени и сохранять напряжение с нулевым сопротивлением. Данный агрегат часто используется в автономных системах уличного освещения, когда за короткий срок необходимо накопить энергию и отдавать ее на потребителя долгое время. Минусом такой системы является сравнительно высокая стоимость готового аккумулятора, но она быстро окупается за счет повышенного срока эксплуатации детали.

Важно! Все перечисленные литий ионные батареи относятся к не обслуживаемым аккумуляторам, поэтому в случае повреждения или выхода из строя отремонтировать или выполнить сервисные работы по добавлению электролита не получится. Любые манипуляции по вскрытию крышки АКБ приведут к разрушению пластин батареи и полному выходу из строя.

Принцип работы литий ионных батарей

Все литий ионные аккумуляторы имеют схожую структуру, которая имеет несколько незначительных отличий, не влияющих на принцип работы детали. Наружная оболочка изготавливается из композитного материала, пластика или тонкого цветного металла, что встречается очень редко. Чаще всего, аккумулятор состоит из пластикового корпуса, металлических клемм для контакта с потребителем и внутренних стержней с положительным и отрицательным напряжением. Заряд внутреннего лития осуществляется путем подключения внешнего прибора со стабильным током, но каждое изделие имеет первичную зарядку, которая возникает вследствие химической реакции между анодом и катодом.

Процессы на отрицательном электроде, выполненном из углеродистого материала, который имеет вид природного слоеного графита, беспорядочны, заряженные электричеством атомы движутся по матрице, не теряя при этом напряжение. Все показатели в этом секторе имеют отрицательное значение.

Положительный электрод литиевого аккумулятора изготавливается исключительно из оксидов кобальта или никеля, а также из литий марганцевых шпинелей. Во время разряда ионы лития отходят от углеродного сердечника и, вступив в реакцию с кислородом, проникают сквозь катод и устремляются наружу, но при этом они не могут покинуть тело батареи. Заряженные ионы лития теряют свое напряжение и остаются на поверхности анода до момента зарядки лития. Во время заряда весь процесс происходит в обратной последовательности.

Конструкция литий ионной батареи

Как щелочной элемент питания, литиевый аккумулятор производится в виде цилиндра или может иметь призматическую форму. В цилиндрической батарее в качестве сердечника используются свернутые в рулон электроды, изолированные специальной оболочкой и помещенные в металлический корпус, который связан с отрицательно заряженными элементами. Для соблюдения полярности минусовый контакт располагается снизу, а плюсовой – на верху детали, причем данные элементы между собой не должны соприкасаться, иначе ток будет циркулировать по проводнику, что приведет к самопроизвольному разряжению.

Призматическая форма литий ионной батареи встречается весьма часто. В данной конструкции сердечник формируется путем складывания друг на друга специальных пластин, которые находятся на минимальном расстоянии между собой. Такая система позволяет обеспечить более высокие технические характеристики, но из-за плотного прилегания пластин во время того, как аккумуляторы заряжаются, возможны перегрев сердечника и оплавление сетки, что приводит к снижению продуктивности детали.

Нередко можно встретить комбинированную систему устройства литий ионной батареи, когда скручиваемые в рулон электроды формируются в овальный цилиндр. При этом соблюдаются правила плавности перехода, и в то же время прямой участок имитирует пластинчатую форму. Такие аккумуляторы обладают характеристиками обоих видов изделий, срок их эксплуатации намного выше.

Во время химической реакции и работы аккумулятора внутри корпуса образуются газы, которые содержат в себе вредные вещества. Для оперативного отвода этих паров в корпусе литий ионных батарей имеется выпускное отверстие, которое имеет связь с банками и вовремя отводит скопившейся газ из полости АКБ. Некоторые батареи с высокой мощностью оборудованы специальным клапаном, который срабатывает во время критического скопления паров.

Проверка литий ионной батареи

Заряды лития внутри АКБ нуждаются в периодической проверке, несмотря на то, что указанная батарея считается не обслуживаемой, так как ее корпус запаян, элемент питания все равно необходимо проверять с помощью специального прибора.

Проверка всегда начинается с наружного осмотра, во время которого проверяется корпус детали на наличие трещин и деформаций. Также осматриваются клеммы АКБ, производится очистка от окисления и других загрязнений.

Важно! Необходимо содержать батарею в чистоте, не допуская замыкания между собой контактов, так как это может привести к полной разрядке аккумулятора, восстановить его будет весьма проблематично.

Для проверки внутреннего состояния сердечника используется нагрузочная вилка, которая подключается к клеммам и измеряет номинальное напряжение в сети. Затем на АКБ подается разряд, и прибор считывает показатели по удержанию тока внутри детали. Важно учитывать, что на момент проверки батарея должна быть полностью заряжена, иначе показатели будут неточными.

Применение литий ионных аккумуляторов

Литий ионные батареи используются во многих сферах в зависимости от их комплектации, формы и номинального напряжения. Самое распространённое применение АКБ – это автомобилестроение, в каждом транспортном средстве имеется свой источник питания, который отвечает за запуск авто и исполняет другие функции.

Также указанные батареи применяются в мобильных устройствах, ноутбуках и других гаджетах. Устройство подобных элементов питания схоже с автомобильными, единственное отличие заключается в габаритах изделий, которые могут быть размером со спичечную коробку.

В последнее время стало популярным внедрять литий ионные аккумуляторы в системы бесперебойного питания дома и в качестве аварийных источников электричества, при этом на постоянной основе батарея подключена к центральной сети. Во время работы приборов от простой электростанции производится зарядка АКБ, а когда питание отключается, она автоматически начинает отдавать ток на потребителя. При этом перезаряжаемую батарею необходимо правильно расположить и обеспечить ее системами защиты от перегрева.

Видео

Литий-ионные аккумуляторы не столь «привередливы», как их никель-металл-гидридные собратья, но все равно требуют определенного ухода. Придерживаясь пяти простых правил , можно не только продлить жизненный цикл литий-ионных аккумуляторных батарей, но и повысить время работы мобильных устройств без подзарядки.

Не допускайте полного разряда. У литий-ионных аккумуляторов отсутствует так называемый эффект памяти, поэтому их можно и, более того, нужно заряжать, не дожидаясь разрядки до нуля. Многие производители рассчитывают срок жизни литий-ионного аккумулятора количеством циклов полного разряда (до 0%). Для качественных аккумуляторов это 400-600 циклов . Чтобы увеличить срок службы вашего литий-ионного аккумулятора, чаще заряжаете свой телефон. Оптимально, как только показатель заряда батареи опустится ниже отметки 10-20 процентов, можете ставить телефон на зарядку. Это увеличит количество циклов разряда до 1000-1100 .
Данный процесс специалисты описывают таким показателем как Глубина Разряда (Depth Of Discharge). Если ваш телефон разряжен до 20%, то Глубина Разряда составляет 80%. В нижеприведенной таблице показана зависимость количества циклов разряда литий-ионного аккумулятора от Глубины Разряда:

Разряжайте раз в 3 месяца. Полный заряд на протяжении длительного времени также же вреден для литий-ионных аккумуляторов, как и постоянная разрядка до нуля.
Из-за крайне нестабильного процесса заряда (мы часто заряжаем телефон как придется, и где получится, от USB, от розетки, от внешнего аккумулятора и тд.) специалисты рекомендуют раз в 3 месяца полностью разряжать аккумулятор и после этот заряжать до 100% и подержать на зарядке 8-12 часов. Это помогает сбросить так называемый верхний и нижний флаги заряда аккумулятора. Более подробно об этом можно прочитать .

Храните частично заряженными . Оптимальным состоянием для длительного хранения литий-ионного аккумулятора является уровень заряда от 30 до 50 процентов при температуре 15°C. Если же оставить батарею полностью заряженной, со временем ее емкость существенно снизится. А вот аккумулятор, который долгое время пылился на полке разряженным до нуля, скорее всего, уже не жилец – пора отправлять его на утилизацию.
В нижеприведенной таблице показано сколько остается емкости в литий-ионном аккумуляторе в зависимости от температуры хранения и уровня заряда при хранении в течение 1 года.

Используйте оригинальное зарядное устройство. Мало кто знает, что зарядное устройство в большинстве случаев встроено непосредственно внутрь мобильных устройств, а внешний сетевой адаптер лишь понижает напряжение и выпрямляет ток бытовой электросети, то есть напрямую на батарею не воздействует. Некоторые гаджеты, например цифровые фотокамеры, лишены встроенного зарядного устройства, и поэтому их литий-ионные аккумуляторы вставляют во внешний «зарядник». Вот тут-то использование внешнего зарядного устройства сомнительного качества вместо оригинального может негативно сказаться на работоспособности батареи.

Не допускайте перегрева. Ну а злейшим врагом литий-ионных аккумуляторов является высокая температура – перегрева они напрочь не переносят. Поэтому не допускайте попадания на мобильные устройства прямых солнечных лучей, а также не оставляйте их в непосредственной близости от источников тепла, например электрообогревателей. Максимально допустимые температуры, при которых возможно использование литий-ионных аккумуляторов: от –40°C до +50°C

Также, вы можете посмотреть



Загрузка...